Социальная дезадаптация подростков и пути её преодоления

Исследование проблемы социальной дезадаптации подростков показало, что в условиях нестабильности развития общества резко возрастают процессы дезадаптации детей и подростков, связанные с ростом бедности семей, алкоголизмом и наркоманией, увеличением беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, увеличение подростковой преступности. Созданию системы профилактики дезадаптации подростков способствует развитие сети социально – реабилитационноных учреждений для работы с семьёй и детьми.

Подводя итоги работы, надо заметить, что в настоящее время идут бурные процессы изменения в обществе, которые соответственно влияют на социальную адаптацию подростков. Вообще обществу требуются такие его члены, которые способны жить в этом обществе.

Сегодня в России в связи со сменой политической и экономической ориентации государства, основные традиционные агенты социализации и адаптации находятся в кризисе. Средняя российская семья не способна качественно выполнять свою социализирующую роль, наблюдается резкое падение ее воспитательных функций. Такие же процессы происходят и в школе. Отсутствие финансирования в школе привело к кризису в системе образования — нехватка учителей, раздаточного материала и т. п. — все это сказывается на уровне образования детей. Подростки, вместо контроля со стороны родителей и школы оказываются предоставлены сами себе, социализируются на улице в молодежных неформальных группах. Отсюда резкий рост преступности среди подростков.

Люди не обладают от рождения всеми необходимыми навыками для жизни в обществе, они приобретают их на протяжении жизненного пути.

В процессе своей адаптации подросток должен приспособиться к условиям своего существования, и другие люди выступают для него как инструкторы, модели для подражания

В ходе адаптации подросток усваивает набор ролей, которые ему предстоит играть в обществе и вводит в свою систему поведения те шаблоны, которые санкционированы группой.

7 стр., 3139 слов

Личность и общество — проблемы социальной адаптации

... адаптации на уровне общества являются: формирование социальной структуры общества, адекватной новым социальным отношениям, институциализация новых социальных функций, изменение норм общественной жизни, формирование нового жизненного стандарта. Успешным процессом адаптации на уровне общества можно считать процесс ...

В ходе проведения работы были исследованы возможные моменты, которые могут привести к дезадаптированию современного подростка, разработаны пути решения проблемы социальной дезадаптации подростков и возможные формы профилактики проблемы. Проектирование процесса социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков на принципе целостности последовательно отражает все этапы по созданию моделей профилактики дезадаптированных подростков.

  1. Балцевич В.А. Семья и молодежь: профилактика отклоняющегося поведения, М.: Университетское, 1999 г., с. 250
  1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии // Социальное здоровье России, 2002 г., с. 20 – 22
  1. Бирженюк Г.М. основы региональной культурной политики и формирования культурно-досуговых программ, С-Пб., 2000 г., с. 15 – 19
  1. Волков В.И. Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования, 2002 г., с.23, 60
  1. Ерошенков И.И. Работа клубных учреждений с детьми и подростками, М.: Просвещение, 2000 г., с. 20, 31, 40,
  1. Киселева Г.Г.

    Основы социально-культурной деятельности, М., 2002 г., с. 3 – 9, 25,

  1. Ковальчук А.С. Социально-культурная деятельность, Орел, ОГИИК, 2003 г. , с. 40, 48,
  1. Краткий психологический словарь/ сост. Карпенко Л.А.; под ред. А.В. Петровского, с. 50, 121, М., 2001 г.
  1. Краковский А.П. О подростках, М.: Просвещение, 2003 г., с. 20, 26, 40
  1. Крутецкий В.А. Психология подростка, 2000 г., с. 5, 12, 71,
  1. Масалев Б.Г. Досуг: методология и методика, М., 2004 г. , с. 12, 40
  1. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы, .

    М., 2002 г., с. 13 3, 41

  1. Потанин Г.М. Психолого-коррекционная работа с подростками, С-Пб., 2004 г. , с. 1 , 12 – 15
  1. Прихожан А.И. Проблемы подросткового кризиса // Психологическая наука и образование — №1, 2000 г., с. 10, 23
  1. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга, С-Пб., 2003 г., с. 2 – 6, 23, 45
  1. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога, Академия, 2006 г., с. 40, 121 – 130
  1. Целуйко М.В. Некоторые технологии преодоления стереотипизации у подростков с отклоняющимся поведением // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы -№1, 2001 г., с.

    12 – 14, 20

  1. Эльконин Д. Б. Возрастные особенности младших подростков, М., 1999 г., с. 3 – 6, 21, 42
  1. Эскин Е. В., Словарь психолога, Калининград, 2005г., с. 90 — 91
  1. Яковлев А. В., Настольная книга психолога, Тверь, 2003 г., с. 20 — 21
  1. Яшин С. И. и другие, Как понять подростка, Казань, 2001г., с. 14
  1. http// www. Яndex. ru
  1. http// www. TeleKom. ru
  1. http// www. Junior. ru
  1. http// www. Obras. ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета

Убедительно просим Вас принять участие в небольшом исследовании, результаты которого будут использованы в научных интересах. Ваше участие имеет для нас большое значение, но оно будет полезно только в том случае, если вы отнесетесь к делу серьезно, искренне и личностно. Цель данного исследование – выявить спектр интересов, потребностей, жизненных ценностей подростков. Вопросник состоит из 9 вопросов, к каждому из которых предлагается выбрать один (2-3) вариантов ответа, которые Вы считаете наиболее подходящими для себя. В случае, если в анкете нет того ответа на вопрос, который Вы считаете правильным, Вы сможете написать свой собственный вариант ответа в пункте «другое».

Заранее благодарим Вас за участие!

Сначала сообщите, пожалуйста, некоторые данные о себе.

Ваш пол:

Возраст:

  1. Чем предпочитаете заниматься в свободное время

а) читать книги;

  • б) смотреть телевизор;

в) встречаться с друзьями (подругами)

г) посещать досуговые учреждения;

  • д) посещать дискотеки, ночные клубы;

е) другое

  1. Какие фильмы предпочитаете смотреть?

а) боевики;

  • б) триллеры;
  • в) детективы;
  • г) фильмы с элементами эротики;
  • д) комедии;
  • е) мелодрамы;
  1. Что такое, на твой взгляд, здоровый образ жизни?

а) не курить;

  • б) не употреблять спиртные напитки;
  • в) заниматься спортом;
  • г) жить полноценной духовной жизнью;
  • д) другое.
  1. Ведешь ли ты здоровый образ жизни?

(подчеркните то, что относится к вам)

Да

Нет

  • курю
  • употребляю спиртные напитки
  • не занимаюсь спортом
  • употребляю наркотики
  1. Если ты уже пробовал спиртные напитки, то при каких обстоятельствах это произошло?

а) в компании друзей;

  • б) в дни семейных торжеств;
  • г) от нечего делать;
  • д) из любопытства;
  • е) случайно;
  • ж) другое.
  1. Если ты уже пробовал курить, то что тебя подтолкнуло к этому?

а) влияние друзей;

  • б) пример родителей;
  • в) любопытство;
  • г) мода;
  • д) желание почувствовать себя взрослей;
  • е) другое.
  1. Если у тебя возникла какая-либо серьезная проблема, то с кем ты ее обсуждаешь?

а) с друзьями;

  • б) с родителями;
  • в) не обсуждаю вообще;
  • г) другое.
  1. В какой семье ты воспитываешься?

а) в полной;

  • б) в неполной (воспитывает одна мать или отец).

  1. Какие жизненные ценности являются для тебя наиболее важными?

а) счастье в семье;

  • б) материальная обеспеченность;
  • в) здоровье;
  • г) любовь;
  • д) карьера;
  • е) нравственность;
  • ж) образование;
  • з) другое.

Благодарим за ответы!!!

Подростковая дезадаптация

Таблица 1 – Виды и формы подростковой дезадаптации

Патогенная дезадаптация

Психическая дезадаптация

Социальная запушенность

Устойчивые формы

Устойчивые формы

Временные формы

Временные формы