Исследование проблемы социальной дезадаптации подростков показало, что в условиях нестабильности развития общества резко возрастают процессы дезадаптации детей и подростков, связанные с ростом бедности семей, алкоголизмом и наркоманией, увеличением беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, увеличение подростковой преступности. Созданию системы профилактики дезадаптации подростков способствует развитие сети социально – реабилитационноных учреждений для работы с семьёй и детьми.
Подводя итоги работы, надо заметить, что в настоящее время идут бурные процессы изменения в обществе, которые соответственно влияют на социальную адаптацию подростков. Вообще обществу требуются такие его члены, которые способны жить в этом обществе.
Сегодня в России в связи со сменой политической и экономической ориентации государства, основные традиционные агенты социализации и адаптации находятся в кризисе. Средняя российская семья не способна качественно выполнять свою социализирующую роль, наблюдается резкое падение ее воспитательных функций. Такие же процессы происходят и в школе. Отсутствие финансирования в школе привело к кризису в системе образования — нехватка учителей, раздаточного материала и т. п. — все это сказывается на уровне образования детей. Подростки, вместо контроля со стороны родителей и школы оказываются предоставлены сами себе, социализируются на улице в молодежных неформальных группах. Отсюда резкий рост преступности среди подростков.
Люди не обладают от рождения всеми необходимыми навыками для жизни в обществе, они приобретают их на протяжении жизненного пути.
В процессе своей адаптации подросток должен приспособиться к условиям своего существования, и другие люди выступают для него как инструкторы, модели для подражания
В ходе адаптации подросток усваивает набор ролей, которые ему предстоит играть в обществе и вводит в свою систему поведения те шаблоны, которые санкционированы группой.
Личность и общество — проблемы социальной адаптации
... адаптации на уровне общества являются: формирование социальной структуры общества, адекватной новым социальным отношениям, институциализация новых социальных функций, изменение норм общественной жизни, формирование нового жизненного стандарта. Успешным процессом адаптации на уровне общества можно считать процесс ...
В ходе проведения работы были исследованы возможные моменты, которые могут привести к дезадаптированию современного подростка, разработаны пути решения проблемы социальной дезадаптации подростков и возможные формы профилактики проблемы. Проектирование процесса социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков на принципе целостности последовательно отражает все этапы по созданию моделей профилактики дезадаптированных подростков.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета
Убедительно просим Вас принять участие в небольшом исследовании, результаты которого будут использованы в научных интересах. Ваше участие имеет для нас большое значение, но оно будет полезно только в том случае, если вы отнесетесь к делу серьезно, искренне и личностно. Цель данного исследование – выявить спектр интересов, потребностей, жизненных ценностей подростков. Вопросник состоит из 9 вопросов, к каждому из которых предлагается выбрать один (2-3) вариантов ответа, которые Вы считаете наиболее подходящими для себя. В случае, если в анкете нет того ответа на вопрос, который Вы считаете правильным, Вы сможете написать свой собственный вариант ответа в пункте «другое».
Заранее благодарим Вас за участие!
Сначала сообщите, пожалуйста, некоторые данные о себе.
Ваш пол:
Возраст:
- Чем предпочитаете заниматься в свободное время
а) читать книги;
- б) смотреть телевизор;
в) встречаться с друзьями (подругами)
г) посещать досуговые учреждения;
- д) посещать дискотеки, ночные клубы;
е) другое
- Какие фильмы предпочитаете смотреть?
а) боевики;
- б) триллеры;
- в) детективы;
- г) фильмы с элементами эротики;
- д) комедии;
- е) мелодрамы;
- Что такое, на твой взгляд, здоровый образ жизни?
а) не курить;
- б) не употреблять спиртные напитки;
- в) заниматься спортом;
- г) жить полноценной духовной жизнью;
- д) другое.
- Ведешь ли ты здоровый образ жизни?
(подчеркните то, что относится к вам)
Да
Нет
- курю
- употребляю спиртные напитки
- не занимаюсь спортом
- употребляю наркотики
- Если ты уже пробовал спиртные напитки, то при каких обстоятельствах это произошло?
а) в компании друзей;
- б) в дни семейных торжеств;
- г) от нечего делать;
- д) из любопытства;
- е) случайно;
- ж) другое.
- Если ты уже пробовал курить, то что тебя подтолкнуло к этому?
а) влияние друзей;
- б) пример родителей;
- в) любопытство;
- г) мода;
- д) желание почувствовать себя взрослей;
- е) другое.
- Если у тебя возникла какая-либо серьезная проблема, то с кем ты ее обсуждаешь?
а) с друзьями;
- б) с родителями;
- в) не обсуждаю вообще;
- г) другое.
- В какой семье ты воспитываешься?
а) в полной;
- б) в неполной (воспитывает одна мать или отец).
- Какие жизненные ценности являются для тебя наиболее важными?
а) счастье в семье;
- б) материальная обеспеченность;
- в) здоровье;
- г) любовь;
- д) карьера;
- е) нравственность;
- ж) образование;
- з) другое.
Благодарим за ответы!!!
Подростковая дезадаптация |
Таблица 1 – Виды и формы подростковой дезадаптации
Патогенная дезадаптация |
Психическая дезадаптация |
Социальная запушенность |
Устойчивые формы |
Устойчивые формы |
Временные формы |
Временные формы |