Семейно-правовое положение несовершеннолетних родителей в РФ

Государство, будучи заинтересованным в качестве подрастающего поколения, возлагает на родителей права и обязанности по воспитанию, образованию, защите и содержанию своих детей. И предоставляются родительские права не только для удовлетворения материнских и отцовских потребностей, но и в целях обеспечения интересов детей. Именно посредством реализации этих прав и достигается полноценное развитие ребенка. Но осуществление родителями своих прав не должно осуществляться в противоречии интересам детей. Именно обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Чаще всего в семье дети страдают по вине родителей, в результате безразличного отношения к родительским правам или их использования не по назначению. А в результате – искалеченная судьба, ущербная личность, имеющая асоциальные установки, словом, все то, что подрывает корни физического и психического здоровья будущих граждан. Ведь именно семья оказывает активное воздействие на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирование жизненных планов.

Но все чаще и чаще используется термин «неблагополучная семья». Что же понимается под семейным неблагополучием: материальная неустроенность семьи, неполная семья или неблагополучие отношений между родителями и детьми? Мне видится, что именно последние является основным критерием попаданием семьи в данную категорию. Семейное неблагополучие выражается чаще всего в сочетании таких факторов, как деформация семейных связей и отношений; низкий культурный, общеобразовательный и профессиональный уровень родителей; примитивный круг интересов; искаженные нравственные и правовые воззрения. Проблема заключается в том, что число таких неблагополучных семей, где родители не могут, а часто и не хотят заботиться о естественных потребностях своих детей, воспитывать детей в духе моральных и правовых норм, проявляют безразличие, отрицательно влияют на них своим образом жизни и психологией, с каждым годом растет. Следует отметить, что влияние стиля жизни неблагополучной семьи на формирование личности несовершеннолетнего настолько высоко, что представляется необходимым какое-то счастливое стечение обстоятельств, чтобы подросток из такой семьи не имел антиобщественной или аморальной ориентации или не стал на путь правонарушений. Беда заключается в том, что ребенок не получая от родителей, прежде всего, удовлетворения в своих естественных потребностях: в пище, тепле, безопасности, вынужден удовлетворять их сам вставая на путь бродяжничества, попрошайничества, преступности. На улице появились не единицы, а десятки и сотни беспризорных детей, которые «болтаются» на вокзалах, рынках, в поездах. Они отличаются от других детей внешним видом, развязанным поведением, грубой нецензурной речью.

4 стр., 1517 слов

Технологии социальной работы с неполной семьей

... - технология социальной работы с неполной семьёй. Задачи работы: 1. Изучить понятие неполной семьи и источники формирования неполной семьи. 2. Рассмотреть проблемы неполных семей. 3. Проанализировать понятие технологий социальной работы. 4. Изучить направления социальной работы с неполной семьей. 5. Рассмотреть новые технологии социального обслуживания семьи и детей. Метод ...

Будущее этих детей с уверенностью можно предсказать. Они пополнят армию безработных, т.к. уже лишены возможности получения полноценного образования, в будущем хорошей профессии, встанут на путь наркомании и преступности. В чем же причина этого явления, принимающий массовый характер? Прежде всего, в родителях, на которых лежит обязанность по воспитанию своих детей, обязанность заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии несовершеннолетних, именно родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Актуальность темы в современных российских условиях очень актуальна. Многие родители, и их число с каждым годом растет, не чувствуют ответственности за судьбу своих детей. Одни уклоняются от выполнения обязанностей родителей, что проявляется в нежелании заботиться о потребностях своего ребенка, оставление его без надзора; другие отказываются от своих детей, оставляя их в родильных домах; третьи, при осуществлении родительских прав причиняют вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.

Цель данной курсовой работы – проанализировать права и обязанности родителей по воспитанию несовершеннолетних детей, на основе действующего семейного законодательства РФ.

Исходя из цели, автор ставит перед собой следующие задачи: проследить, как действующее законодательство регламентирует права и обязанности родителей по воспитанию несовершеннолетних детей; определить основания лишение родительских прав или ограничение в родительских правах определены законом; проанализировать работу органов, на которые возложены функции по охране интересов несовершеннолетних. На каком этапе, в каком объеме эти органы осуществляют защиту интересов ребенка. И знает ли ребенок об этой защите; рассмотреть последствия ограничения родительских прав.

1 Характеристика правового статуса родителей, по действующему семейному законодательству, судебная защита родительских прав

1.1. Общие положения правового статуса родителей

Равенство прав и обязанностей обоих родителей в отношении их детей — один из основных принципов семейного законодательства. Воспитание, забота о детях — равное право и обязанность родителей. Речь идет не только о нравственном долге каждого родителя, но и о его законных и конституционных правах и обязанностях. Их круг не связывается с наличием или отсутствием брака родителей. Родителям в отношении их несовершеннолетних детей предоставляется возможность совершать одобряемые государством действия и поступки, направленные на благо ребенка. Правам родителей корреспондируют соответствующие обязанности. Их равноправие обеспечивается семейно-правовыми нормами, имеющими конкретное содержание.

Права родителей возникают с момента рождения ребенка и автоматически прекращаются по достижении им совершеннолетия. Исключение составляют случаи приобретения ребенком полной дееспособности до достижения 18 лет — вступление в брак и эмансипация. С наступлением 18 лет связывается достижение человеком необходимой для его полной самостоятельности степени физической, психической и социальной зрелости. Эта зрелость выражается в способности дать полноценное потомство, разумно руководить своими действиями и поступками личного характера, трудиться и содержать не только себя, но и свою семью и своих детей.

42 стр., 20691 слов

Социально-педагогическое сопровождение детей, оказавшихся в трудной ...

... социально-педагогическим сопровождением понимается не только совокупность разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, реабилитационной работы с детьми, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач развития, обучения, воспитания ... ситуации для ребенка: лишение родителей родительских прав; смерть одного или обоих родителей инвалидность; болезнь; ...

Статья 63 СК РФ содержит важнейшие положения по выращиванию ребенка, превращению его в полноценного члена общества. Ранее Кодекс содержал только обязанности родителей по воспитанию своих детей.

Изменение отношения к семье, ее роли в жизни ребенка сделали очевидной истину: родители не только обязаны его воспитывать, но и имеют на это право.

Воспитание ребенка есть личное неотъемлемое дело каждого родителя. Утратить это право можно лишь в случаях, предусмотренных законом: при лишении родительских прав и усыновлении ребенка. Право предполагает возможность лично воспитывать своих детей. При этом родители свободны в выборе способов и методов воспитания. Государство в пределах своих возможностей принимает необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и в случае необходимости оказывает материальную помощь и поддерживает программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.

Право родителей обеспечивается не только благодаря помощи государства, а главным образом исполнением родителями обязанностей по воспитанию ребенка. В круг этих обязанностей входит забота о здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии ребенка. Таковы в самом общем виде наиболее важные обязанности родителей.

Все более очевидной становится роль родителей в исполнении обязанностей. Именно от этого во многом зависят духовный мир ребенка, его готовность к общению, стремление к знаниям, способность властвовать над своим умом и чувствами.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Эта ответственность должна быть общей и обязательной для обоих родителей. Подчеркивается особое значение ответственности родителей в обеспечении прав и интересов своих детей.

Одновременно оказывается воздействие на формирование чувства ответственности за ребенка, его воспитание, от полноты которого в значительной степени зависит качество семейного воспитания. При передаче ребенка на воспитание другим лицам в установленном законом порядке родители несут ответственность за воспитание и развитие ребенка вместе с заменяющим их лицом. При усыновлении всю ответственность за ребенка принимает на себя усыновитель. Временная передача родителями своих детей на воспитание родственникам, посторонним лицам либо в одно из детских учреждений не освобождает родителей от ответственности за их воспитание и развитие.

Семейный кодекс не уточняет, о какой именно ответственности идет речь. Предполагается существование ответственности, как нравственного порядка, так и предусмотренной различными отраслями законодательства, вплоть до уголовной. В первом случае ответственность влечет за собой моральное осуждение, во втором — дополнительное обременение или даже наказание в установленном законом порядке, неблагоприятные для нарушителя прав последствия, выходящие за рамки принудительного исполнения обязанностей.

18 стр., 8941 слов

Ошибки родителей в воспитании детей

... – семейное воспитание. Предмет исследования – ошибки воспитания. В работе нами были поставлены следующие задачи: 1. Изучить факторы родительского воспитания 2. Рассмотреть стили и формы общения родителей с детьми, приводящие к ошибкам в воспитании. 3. ...

Участие в воспитании ребенка нередко принимают не только родители, но и другие члены семьи, однако преимущественное право на его воспитание принадлежит родителям. Это означает, что при разрешении судом споров между родителями и другими лицами по поводу воспитания ребенка при прочих равных условиях эти споры разрешаются в пользу родителей. То же самое можно сказать относительно разногласий по вопросам семейного воспитания, разрешаемых органами опеки и попечительства.

Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. И хотя в СК РФ речь идет лишь об одной стороне образования — обучении, все равно имеются в виду важнейшие предпосылки полноценного, всестороннего развития личности ребенка. Эти предпосылки создает не только государство, но и родители. В повседневной жизни выполнение этой обязанности родителями заключается в обеспечении того, чтобы их ребенок учился, он должен получить необходимое образование. Он может совмещать свою учебу с работой, творческой, предпринимательской, коммерческой деятельностью. Подобного рода обязанность распространяется и на лиц, заменяющих родителей в установленном законом порядке. Уклонение от выполнения этой обязанности служит основанием для лишения родительских прав, отстранения опекуна (попечителя), расторжения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.

Родители обязаны обеспечить получение ребенком общего основного образования, выбирать образовательное учреждение и формы обучения ребенка. Государство обязано уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований, который может быть установлен или утвержден государством.

На выбор родителем и его ребенком вида образовательного учреждения, формы обучения оказывают воздействие и состояние здоровья ребенка, степень материальной обеспеченности семьи, семейные традиции, профессия родителей и т.п. В любом случае учет мнения ребенка означает уважительное к нему отношение. Однако родители вправе не считаться с точкой зрения несовершеннолетнего, если она противоречит его интересам или ее невозможно реализовать по объективным причинам.

Оба родителя должны защищать права и интересы своего ребенка. Предоставляя родителям возможность защищать ребенка, возлагая на них подобного рода обязанность, государство, во-первых, стремится не допустить незащищенности несовершеннолетнего, во-вторых, подчеркивает, что речь идет о гражданском долге, прежде всего родителей.

Предметом защиты являются все права детей, перечисленные в ст. 54 — 58, 60 СК РФ. В круг объектов защиты входят также жилищные, наследственные и другие права ребенка, в числе которых и его права как члена общества. Способы защиты зависят от специфики принадлежащих ребенку прав, характера правонарушения, возраста несовершеннолетнего и др. Родители в полной мере защищают права и интересы ребенка, которому нет 14 лет. А подросткам старшего возраста они помогают себя защищать. При отсутствии единого мнения о том, кому из родителей и как защищать своего ребенка, возникшие разногласия могут быть разрешены по желанию родителей органами опеки и попечительства.

39 стр., 19004 слов

Факторы социализации и социальной адаптации детей-инвалидов в ...

... социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ребёнка-инвалида) в современном обществе является весьма актуальной. Цель исследования: изучить факторы социальной адаптации детей ... социальной адаптации детей с ОПФР, рассмотреть семью как основного агент социальной адаптации детей с ОПФР определить удовлетворенность оказываемыми услугами в помощи и поддержке родителям детей ...

Родители являются обладателями прав и обязанностей по защите прав и интересов ребенка, его законными представителями без специального на то полномочия. Родители, будучи его законными представителями, могут иметь дело с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе с органами местного самоуправления, внутренних дел, судом и прокуратурой. Причем вовсе не обязательно ждать, когда состоится нарушение прав или интересов ребенка. Родители могут совершать действия, направленные на предотвращение возможного правонарушения.

Роль законного представителя ребенка принадлежит также и лицам, заменяющим родителей в установленном законом порядке, при предъявлении соответствующего документа. Если у ребенка есть дееспособные, не лишенные родительских прав родители, законными представителями своих детей они не будут, пока существует опека, договор о передаче ребенка в приемную семью. Это положение сохраняется и в случаях, когда несовершеннолетний находится на полном государственном попечении воспитательного учреждения либо учреждения системы социальной защиты, которое принимает на себя всю заботу о ребенке и защиту его прав и законных интересов.

Противоречия между интересами родителей и детей могут возникать по разному поводу и касаться как личной, так и имущественной сферы отношений. Чаще всего эти противоречия разрешаются в рамках семьи или с помощью органов опеки и попечительства. Надо полагать, что ст. 64 СК РФ имеет в виду противоречия принципиальные, порождающие нарушение прав несовершеннолетнего. Родители могут руководствоваться только собственными эгоистическими соображениями либо заблуждаться относительно правильного понимания потребностей своего ребенка. В таких случаях возникает ситуация, когда нельзя доверять родителю роль представителя интересов своих детей, например: лишение родительских прав или ограничение родительских прав, передача ребенка в другую семью, если налицо факт утраты родительского попечения, и, наконец, назначение органами опеки и попечительства представителя для защиты прав и интересов ребенка. Условия и порядок назначения такого представителя СК РФ не определяет. Однако, надо полагать, назначенный органами опеки и попечительства представитель не заменяет сохраняющего свои родительские права родителя. Такой представитель выполняет функции надзора за соблюдением в семье прав ребенка и в зависимости от ситуации подсказывает, какие следует использовать меры и способы защиты его прав и интересов.