Рассматривая дошкольный возраст как базовую ступень формирования личностных
Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности. Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др.
Теоретическое обоснование трудового воспитания молодежи с выходом на практические рекомендации освещены в работах П.Р. Атутова, А.А. Ахматова, С.Я. Батышева, К.Н. Катханова, В.А. Полякова и др.
Немаловажное значение имеют исследования Я.З. Неверович, Т.А.
Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым. В дошкольной педагогике выделены три способа приближения детей к труду взрослых: наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым и организация совместной деятельности взрослых и детей (В.И. Глотова, Л.В. Загик, С.М. Котлярова, Г.Н. Лескова, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева и другие).
По мнению Е.И. Радиной, в совместном труде взрослый может выступить как образец для подражания не только своими умениями, но и отношением к работе.
Музыкально-ритмические движения как вид музыкальной деятельности ...
... воспитания детей. Он способствует тому, что дошкольники активно проявляют себя в музыкальной деятельности (участие в танце, создание определенного образа в игре и т.д.). Содержанием музыкально-ритмической работы является обучение детей ...
Ученые внесли значительный вклад в разработку проблемы выявления признаков и компонентов трудолюбия детей дошкольного возраста. Однако, проблема воспитания трудолюбия дошкольников как основного качества личности еще недостаточно разработана.
Трудолюбие дошкольников органично связано с другими качествами личности. Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм; осознанное выполнение своих обязанностей — ответственность; сотрудничество ребят, взрослых и детей — коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень сформированности старательности, настойчивости, целеустремленности. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом.
Анализ опыта трудового воспитания выявил положительные тенденции: разработаны формы и методы организации различных трудовых дел и игр, создаются условия для развития умственных и творческих способностей. Вместе с тем, далеко не во всех дошкольных учреждениях осуществляется взаимодействие взрослого и ребенка на уровне сотворчества, содействия в игровой, трудовой и познавательной деятельности. Труд является эпизодическим и второстепенным компонентом жизни детей в ДОУ. Встречаются трудности в подборе объектов трудовой деятельности, ограничена сфера труда дошкольников. Достаточно полного представления о сущности трудолюбия нет как у воспитателей, учителей, так и у родителей. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста еще не стало ведущим направлением в образовательном процессе ДОУ.
Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие детям уважения к людям труда, природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в маленьком человеке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что в последствии становиться жизненной позицией человека, главным средством самоуважении мерой его социальной значимости.
Труд — центральное социальное явление. Все ценности, воплощенные в предметах материальной и духовной культуры, созданы трудом человека. На протяжении всего периода детства дети материально зависимы от взрослых, которые заботятся о них, включаясь в разные виды трудовой деятельности на производстве и в быту.
В энциклопедическом словаре понятие труд трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей».
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно. Поэтому именно в дошкольных учреждениях должны быть заложены истоки тех потенциальных возможностей, последующее развитие которых на разных ступенях воспитательно-образовательного процесса в конечном итоге обеспечит желаемую педагогическую отдачу — формирование нового человека.
Возможности физкультуры и спорта в воспитании личности человека
... упражнений -- вот что предшествует хоть сколько-нибудь сметному спортивному достижению. Воспитание спортивного трудолюбия предусматривается поэтому в числе центральных задач подготовки спортсмена и ... а именно положительному воздействию физических упражнений на формирование развивающейся личности и межличностные отношения (взаимопонимание, взаимосотрудничество, взаимоуважение), посвятил свою жизнь ...
Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Цель : исследовать роль трудового воспитания в развитии личности дошкольников.
Задачи:
1.Проанализировать психолого — педагогическую литературу по проблеме исследования.
2.Систематизировать материал о значении трудового воспитания в развитии личности
3.Изучить. Формы и методы работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых.
1. Понятие трудолюбия в психолого – педагогических исследования по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.
Трудолюбие – это трудовое воспитание детей дошкольного возраста одно из основных качеств, которые следует развивать у ребенка с самого раннего детства. Есть множество причин уделить особое внимание формированию именно этого качества. Трудолюбивый ребенок будет не только надежным помощником для вас, он также будет с уважением и пониманием относится к вашему труду. В будущем эти качества помогут вашему ребенку стать успешным и добиться в жизни больших высот.
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.
Проблема воспитания трудолюбия на всех этапах развития человеческого общества детерминировалась принадлежностью личности к определенному историческому периоду.
Об огромной значимости и необходимости воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста, говорят работы многих прогрессивных зарубежных учёных: Я.А. Коменского, Д. Локка, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, Ф. Фребеля. Отечественные ученые, Е.Н. Водовозова, Н.К. Крупская, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, также изучали эти вопросы.
Ими справедливо подчеркивается, что вне труда нет ни эстетического, ни нравственного, ни физического, ни социального, ни полноценного умственного развития ребенка.
Анализ научных исследований, Р.С. Буре, Г.Н. Годиной, М.В. Крулехт, В.И. Логиновой, А.А. Люблинской, Т.А. Марковой, ЯЗ. Неверович, В.Г. Нечаевой, Д.В. Сергеевой, А.Д. Шатовой, показал, что наиболее благоприятным для воспитания, трудолюбия, как качества личности, является старший дошкольный возраст.
Несмотря на некоторые различия в исходных позициях авторов (З.Н. Аслановой, Г.М. Киселевой, Д.А. Костиковой, Г.С. Малуновой, Л.Е. Образцовой, Т.Н. Тарабариной, Д.А. Шингаркиной и др.) в определении данного понятия и в понимании его сущности, у них много общего.
Анализ литературы позволил уточнить значение понятия «трудолюбие».
Так в, педагогической литературе было рассмотрено понятие «трудолюбие дошкольника». , В следующей таблице представляю некоторые толкования данного понятия и показатели его проявления. , Толкования понятия «трудолюбие дошкольника»
Толкования понятия «трудолюбие» |
Показатели проявления трудолюбия |
||||
1 |
Асланова З.М. — «Развитие трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста» |
Трудолюбие — это чувство удовольствия от труда; Работа с душевным подъемом и охотой. |
Чувство удовольствия, невзирая на вид труда. |
||
2 |
ЖитковИ.В.-«Педагогическая диагностика в процессе формирования трудолюбия у детей дошкольного возраста» |
Трудолюбие — формирующееся качество личности, которое выражается в устойчивом интересе и уважении к труду взрослых и сверстников, участии в различных видах деятельности без принуждения, старательности. |
Понимание важности, общественной ценности труда; Представление о труде взрослых по определенным специальностям. |
||
3 |
КиселеваГ.М.. «Трудовые поручения и их роль в воспитании положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста» |
Трудолюбие — это качество личности, сущность которого составляет наличие потребности в труде, привычки трудиться |
Способность видеть красоту труда, преодоление трудностей в работе |
||
4 |
МалуноваГ.С., «Теоретические основы воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста» |
Трудолюбие — не врожденное свойство, а формирующееся в процессе развития и воспитания качество личности. |
Умение планировать; Охотно выполнять поручения; Проявлять интерес к труду бережное отношение к результатам труда; Желание помогать взрослым; Проявлять творчество, инициативу, самостоятельность, ответственность, бережливость; Понимать ценности труда |