Разработка социального плаката

Курсовая работа

Социальный плакат относительно новое и неизученное явление для России. Плакаты такого характера направлены на формирование общественного сознания. Актуальность социального плаката заключается в том, что он раскрывает проблематику и указывает на нравственные ценности общества.

Одним из основных символов в построении целостного композиционного ансамбля, является слоган, который действует на зрителя, не только словом, как сутью проблемы, но и работает как графический образ с психологической составляющей. Яркие и запоминающиеся лозунги того времени имели успех и не перестают быть актуальными и в наше время. Проблемы, поднятые в плакатах, со временем не иссякнут, приобретая все более крупные и серьезные масштабы. Искусство развития социального плаката всегда будет востребовано в обществе, потому что включает в себя глобальные проблемы, которые стоят перед культурно развивающимся обществом. В плакате есть характерные качества формирования целостности передачи проблематики. Информируя и призывая нас к солидарности, через остроту сложения слогана и образное графическое решение.

В настоящее время на рекламном рынке, очень актуальным механизмом воздействия на потребителя, является социальный PR. Многие фирмы, которые работают в сфере услуг, например, страховые компании, используют так называемые полукоммерческие социальные плакаты. К примеру, в связи с тяжелой ситуацией на дорогах, связанной с большой смертностью и авариями, страховые компании через наружную рекламу призывают людей к вниманию и осторожности. В плакатах используется некая компиляция тематических значений, графически изображая проблематику ДТП, небольшим подтекстом в плакате проходит реклама самой страховой компании.

Если продолжить список тем, часто затрагиваемые в социальном плакате в современной России, то это такие проблемы как: насилие в семье, алкоголизм и курение, гражданские права, личная безопасность.

Создание плакатов является актуальным действом, собирая вокруг себя огромную публику и объединяя сочувствующих людей для решения насущных проблем.

Современный социальный плакат разнообразен, как творчески, так и технически. Используется более широкий спектр носителей, это билборды и бигборды так называемые рекламные щиты, рекламные установки различных размеров, которые существуют в среде города.

В современной России и в мире целом, конкурсы и творческие выставки несут очень важную функцию, являясь механизмом, который объединяет не только творческие силы художников, но и огромную массу людей, которые становятся постоянными зрителями и пытаются содействовать в преодолении проблем. Подводя итоги можно сказать, что социальный плакат в любую эпоху развивался и очень эффектно влиял на общественный строй. Не смотря на то, что современный социальный плакат значительно отличается от плаката советского периода. И в том и в другом случае пытались привлечь внимание, к самым актуальным проблемам мира.

3 стр., 1180 слов

Разработка серии социальных плакатов

... серии социальных плакатов; осуществить верстку плакатов. Фрагмент работы для ознакомления 1.1 Социальная реклама Социальная реклама — вид некоммерческой рекламы, направленной на изменение моделей общественного поведения и привлечения внимания к проблемам социума. Социальная ...

Таким образом, искусство плаката – это некий механизм, который показывает периодику развитие государства, его падение и становление, и развитие общественного

Социальная реклама — необходимый атрибут нашей жизни и активный проводник социальной политики. К сожалению, достижения художников-графиков в этой сфере, пока используются не в полной мере. В истории нашей страны менялись ценности и политические системы. Поиск в формировании нового образа России и стремление к идеальному миру – задача сегодняшнего дня.

  1. Художественный теоретический раздел
    1. Общая история развития плаката

Слово «плакат» немецкого происхождения. (Нем. Plakat, от франц. Placard – объявление, афиша, от plaquer – налепить, приклеивать).

Самое простое и точное, определение: «Плакат – это сравнительно крупное по размеру изображение с текстом, в котором художественный образ возникает от взаимодействия слова и изображения».

Плакат — один из самых молодых видов искусства, разновидность графики – окончательно сложился в конце Х1Х века. Это было связано с появившимися возможностями воспроизведения текстов и изображений, хотя бы малыми тиражами. Начало плаката можно видеть в так называемых «летучих листках», гравюрах времен Реформации и крестьянских войн в Германии XVI века или в политических афишах во Франции XVIII века.

Первыми плакатами в России можно считать лубочные картинки времен 1812 года. В них уже была сделана попытка соединить изображение с текстом.

В конце Х1Х века плакат был официально признан фактом если и не «высокого искусства», то культуры. Инициатором выступила, как ни странно, Россия.

В 1897 году в Петербурге под покровительством «Общества поощрения художеств» открылась Международная выставка афиш. Это был первый общественный смотр нового жанра. Выставка, оказавшая большое воздействие на становление плакатного искусства в России, собрала 700 произведений из 13 стран. 200 работ представила Франция, 100 — США, 100 — Германия. Русский раздел включал 28 плакатов.

Западноевропейские художники в конце Х1Х века создали непревзойденные шедевры этого жанра. Ведущая роль в развитии плаката в конце Х1Х – начале ХХ веков принадлежит Франции.

В конце Х1Х века плакат в основном имел рекламно-промышленный характер и был связан с конкуренцией капиталистических предприятий. Торговый и рекламный плакат возник в те же времена и в России.

Из-за своих функциональных особенностей плакат становится, вероятно, самым демократичным видом искусства, и ему приходится решать несколько специфических задач.

Первая – заставить зрителя обратить на себя внимание. Восприятие другого вида искусства предполагает некоторую подготовку. Человек идет на выставку или открывает книгу добровольно, с определенным настроем, он согласен получать новую информацию, он хочет этого. Плакат же подстерегает зрителя неожиданно и заставляет обратить на себя внимание. Потенциальный зритель занят своими мыслями, он спешит, у него нет времени, поэтому он может заметить только лист броский, выделяющийся на окружающем информационном фоне. Для этого все средства хороши. Крупный размер, яркий цвет, острый текст, неожиданное пятно и ритм – все идет в дело!

4 стр., 1929 слов

Формы агитационно-массового искусства в 20-е годы ХХ века в России

... форм наглядной агитации, плакаты увеличивали до размеров брандмауэра. Подобным способом часто оформляли торцы заводских и фабричных корпусов, жилых домов. В произведениях деятелей искусства отображались новые ... и живописными панно. Не забывали большевики и о культурном наследии императорской России, проведя ряд мероприятий по уничтожению памятников, одновременно поддерживалась идея на их ...

Вторая задача – донести до зрителя смысл плаката. Плакату отведены секунды внимания, и за эти мгновения он должен передать нужную информацию. Именно из-за дефицита времени восприятия в плакате часто используются краткий текст, ясные символы и знаки.

В плакате может быть использована любая графическая техника, фотография, живопись, даже элементы скульптуры, так как современная полиграфия позволяет использовать рельеф на пластике.

Итак, в конце Х1Х – начале ХХ веков в России был развит рекламно-промышленный плакат.

Новый качественный скачок плаката совпадает с Первой мировой войной, когда пришли в движение огромные массы народа, обнажились глубинные классовые, национальные и религиозные противоречия. Оказалось, что плакат, как никакое другое искусство, востребован в переломные моменты истории. Колоссальное распространение получил агитационный плакат. В это время и возникает тот самый «шершавый язык плаката» и «кисть приравнивается к штыку».

В России издается большая серия плакатов «Военного займа», листы, зовущие собирать деньги в помощь госпиталям и жертвам войны.

Подлинное рождение социально-политического плаката начинается в периоды Октябрьской революции и Гражданской войны, а затем восстановления народного хозяйства.

В 1917 году пришедших к власти большевиков поддерживали, в основном, художники авангарда во главе с Маяковским, создавшим вместе с М. Черемных знаменитые Окна РОСТА (Российское телеграфное агентство).

Заманчивая и амбициозная мечта на обломках старого мира и искусства построить новое свободное общество и новое пролетарское искусство, казалось, вот-вот сбудется. Создавать это новое искусство приходилось в стране, где подавляющая часть народа была неграмотна. Как пропагандировать «великие» идеи и как защищать их? На эти вопросы пытаются ответить в своих плакатах художники.

Плакат РОСТА представляет собой, как правило, многокадровую композицию, каждый кадр которой почти иероглиф. В этих картинках действуют узнаваемые персонажи: буржуй, рабочий, крестьянин, поп, пан и так далее, под каждой картинкой лаконичная рифмованная подпись. Плакаты РОСТА – это газета для неграмотных.

Огромную роль сыграло искусство плаката уже в годы Гражданской войны. Самыми выразительными, сильными и простыми по форме были замечательные плакаты выдающегося советского художника Дмитрия Мора. Все знают его плакат «Ты записался добровольцем?». Но особенной, потрясающей силой обладает плакат «Помоги!», посвященный голодающему крестьянству Поволжья во время засухи 1922 г. На черном фоне – белая фигура изможденного старика-крестьянина с поднятыми в крике руками. А за ним – один высохший и сломанный колос. Образ крестьянина выглядит в нем не как изображение конкретного человека, а как олицетворение призыва о помощи.

13 стр., 6382 слов

Мифологическое мышление ХХ века и развитие искусства

... I: Мифологическое мышление Миф — представление человека о мире и своем месте в нем, основанное на вере в мистические свойства предметов и существ, качественную неоднородность пространства и времени. Основной признак мифологического мышления — противопоставление “своего” и ...

В дальнейшем плакат сыграл немалую роль в мобилизации советского народа на социалистическое строительство, в борьбе с внешними врагами Советского государства. Крупным мастером в 20-е – 30-е годы выступил Александр Дейнека. Вот его плакат «Работать, строить и не ныть». Дейнека и другие художники создали плакаты, в которых заложены идеи массового энтузиазма и желания наладить мирную жизнь, занятую трудом, спортом, наукой и искусством.

В художественном оформлении городов, росписях агитпоездов и агитпароходов, в смелых выставочных экспозициях и других проявлениях «искусства плакатных форм» в первые годы советской власти принимали участие почти все художники независимо от их художественной направленности.

Плакаты и другие виды агитмассовой продукции делались в те годы не только в Москве и Питере, но и во многих городах российской провинции.

С детских лет нам знакомы плакаты, на которых изображены:

  • ударники труда, стахановцы, трактористы – «Техника решает все»;
  • шахтер, протягивающий лампу – «Ваша лампа, товарищ инженер!…Из канцелярий – в шахту, на участок!»;
  • колхозницы с граблями и косами, трактористы со смеющимися лицами – «Со всем инвентарем в колхоз вступай – не режь свой скот, не продавай» (это плакат 1930 года);
  • улыбки на лицах детей – «К зажиточной культурной жизни!»;
  • на плакате, где изображены колхозница с академиком, надпись «Союз науки и труда – залог высоких урожаев»;
  • борьба за мир и поджигатели войны;
  • танцы на фоне Кремля: «Посмотри, поет и пляшет вся Советская страна!»;
  • пионеры отдают салют, все люди в орденах: «Ты тоже будешь героем!»;
  • плакат 1935 года «Кадры решают все».

Эффективность плаката в его тираже. Коллекция плакатов Ленинки составляет четыреста тысяч (!), еще десятки тысяч плакатов – в коллекциях Музея Революции, РГАЛИ, Британского музея, Гуверовского института…

За три года Гражданской войны («Ты записался добровольцем») было напечатано более трех тысяч, разных плакатов — общим тиражом в семь с половиной миллионов; (для сравнения: тираж «Правды» был 138 тысяч экземпляров).

Большой вклад в дело мобилизации народа на борьбу с врагом сделали плакаты советских художников во время Великой Отечественной войны. Именно в такое судьбоносное время, когда надо было объединить все силы под знаменем общей идеи, значение плаката трудно переоценить. Ясный лозунг, облаченный в страстный художественный образ, вызывал такие сильные чувства, как ненависть и любовь, гордость и презрение. Плакаты помогали людям преодолевать лишение и голод, физические и душевные муки, защищать Родину, идти к Победе.

По аналогии с Окнами РОСТА художниками выпускаются Окна ТАСС, в которых принимает участие большинство выдающихся художников-плакатистов, живописцев и графиков всех поколений. Плакаты М. Черемных, В. Дени, И. Тоидзе, В. Иванова, Н. Ватолиной, Д. Шмаринова, Н. Голованова, В. Корецкого, Кукрыниксов и многих других замечательных художников стали истинно народными, и по силе воздействия их можно сравнить разве что с песнями военного времени. Уже на второй день войны был выпущен плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага».

15 стр., 7284 слов

Война и мир в философии. Проблемы войны и мира в различных философских ...

... и жестокость войны раскрываются в этом глубоком труде, который можно понять и прожить, лишь глубоко углубившись в суть проблемы. В основе романа «Война и мир» события 1812 года – отечественная война ... последней капли человечности, последнего глотка жизни и взгляда на голубое небо перед вечным, глубоким забытьём. Вот что такое философия войны. Скачать данный материал: (Пока оценок нету) ...

Плакаты И. Тоидзе «Родина-мать зовет», А. Кокорекина «Смерть фашистской гадине», «За Родину» сопровождали в бой солдат Советской Армии, вдохновляли тружеников тыла.

Одним из самых ярких и действенных в годы войны был плакат В.Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!». Простая фотография молодой русской матери с плачущим ребенком на руках приобрела потрясающую силу в сочетании с изображением направленного на ребенка штыка фашистского солдата. На этом фоне слова «Воин Красной Армии, спаси!» способны были вдохновить на самоотверженные подвиги.

Одним из наиболее распространенных сюжетов был образ женщины, заменившей ушедшего на фронт мужчину у станка, за рулем трактора, за штурвалом комбайна.

Лучшие плакаты этой темы: «Больше хлеба для фронта и тыла. Убрать урожай полностью!» Н. Ватолиной и Н. Денисова, «На трактор девушки садятся смело!» Т. Ереминой, «Чем крепче тыл, тем крепче фронт!» О. Эйгес.

Многие плакаты затрагивали тему трудовой дисциплины: «Прогулы ликвидировать полностью!» С. Игуманова, «Брак – Враг» Б. Клинч, «Водители машин! Бесперебойно доставляйте грузы на фронт!» Я. Бекетова, «Собирай ЛОМ!», «Ты чем помог фронту?» и другие.

Один из самых известных плакатов тыловой тематики – «Не болтай!» принадлежит московской художнице Н. Ватолиной. Позировала для плаката соседка художницы – мать солдата-фронтовика. Текст к плакату написал С. Я. Маршак.