Социально — педагогические методы в социальной работе

Актуальность работы Среди двадцати тысяч профессий, официально зарегистрированных Международной организацией труда, есть и профессия «социальный педагог». Несмотря на то, что уже более десяти лет в России введен институт социальных педагогов (как профессия), признанный обеспечить систему социальной помощи и защиты населения, многим гражданам об этом мало что известно.

Сопоставительный анализ отечественного и зарубежного опыта показывает, что она принципиально отличается от социальной помощь категориям взрослого населения тем, что обязательно должна иметь педагогическую составляющую, связанную с воспитанием и образованием ребенка, его развитием и успешной социализацией.

Формирование личности, которое раньше обозначалось термином «воспитание в широком смысле» — это процесс становления человеческого индивида под воздействием как целенаправленных влияний общества и семьи (воспитание в собственном смысле слова), так и разнообразных, нередко противоречивых явлений окружающей среды. Важнейшим средством образования и воспитания является обучение, т.е процесс передачи и активного усвоения знаний, умений и навыков, а также способов образования человека.

Предмет социальной педагогике – является воспитание человека в социуме, формировании самостоятельной, нравственно гармоничной личности, ощущающей ответственность за выбор своего жизненного пути, творческую реализацию своих способностей, стремление и отношений в сфере взаимодействия. Социальная педагогика призвана оказывать воспитательно – образовательную помощь сознательному становлению личности.

Именно поэтому данная работа направлена на определение наиболее эффективные социально — педагогических методов в сфере деятельности социального работника. Где необходимо использовать совокупность педагогических методов, применяемых, как и в специализированных, так и в общеобразовательных учреждениях.

Объект исследования являются социально – педагогические методы в социальной работе.

Предметом исследования – условия и способы реализации социально – педагогических методов.

Целью курсовой работы: Определение наиболее эффективных форм социально — педагогических аспектов в социальной работе.

12 стр., 5970 слов

Особенности педагогического контроля в физическом воспитании

... методы педагогического контроля в процессе физического воспитания. Цель работы: изучить особенности педагогического контроля в физическом воспитании. Задачи работы: 1. Раскрыть сущность и значение контроля в физическом воспитании и его видов. 2. Выявить основные направления педагогического контроля. 3. Выявить основные средства и методы педагогического контроля в физическом воспитании. Методы: ...

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1) Определить сущность социально — педагогических методов в сфере деятельности социального работника;

2) Изучить характеристику социально – педагогических технологий;

3) Выявить социально-педагогические методы и принципы в социальной работе.

Структура и оббьем работы. Работа общим объемом 30 страниц. Состоит из: введения, 2 главы, заключения и списка использованных источников.

1 Теоретические основы исследования социально — педагогических методов

1.1 Сущность социально — педагогических методов в сфере деятельности социального работника

Выявлению сущности педагогической деятельности посвящено много научных исследований. Так, известный психолог Ю.Н. Кулюткин видит своеобразие педагогической деятельности в том, что она является «метадеятельностью», т.е. формирует другую деятельность. Работа педагога надстраивается над деятельностью воспитанника (ученика).

Цели, которые ставит перед собой педагог, формируются как потенциальные эффекты продвижения ученика; процесс продвижения этих целей также реализуется через организацию деятельности воспитанника; оценка успешности действий педагога производится на основе того, насколько успешным оказывается запланированное продвижение ученика.

Социальная педагогика — особый раздел педагогического знания, который изучает воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности. Процесс социального воспитания происходит не только в детстве, но и на протяжении всей жизни человека. Он осуществляется социальными институтами — как специально предназначенными для этого (семья, школа и т.д.), так и такими, для которых он не является основной функцией (трудовые, воинские коллективы, церковь и т.д.).

Раскрывая специфику педагогической деятельности, некоторые ученые подчеркивают ее когнитивный характер. Так, С.Г. Вершловский и Л.Н. Лесохина включают в состав педагогической деятельности прежде всего элементы деятельности мыслительной. В предложенной ими структуре они выделяют:

  • педагогическое предвидение, прогнозирование, связанные с педагогической интерпретацией социальных явлений, своеобразным переводом общественных целей и задач на педагогический язык;
  • методическое осмысление, инструментовку учебно-воспитательных действий;
  • осмысление процесса организации различных информационных и воспитательных влияний;
  • необходимость анализа достигнутых результатов, соотнесение их с выдвигаемыми целями и задачами.

Однако «отсроченность» результата, его зависимость от множества факторов, известная субъективность оценок затрудняют определение эффективности учебно-воспитательных воздействий.

Социально-педагогическая деятельность как разновидность деятельности педагогической имеет общие с ней черты и отличительные особенности. Большинство исследователей к общим чертам относят тождество основной функции, которую и педагогическая, и социально-педагогическая деятельности выполняют в обществе – социальное наследование, социокультурное воспроизводство и развитие человека.

42 стр., 20691 слов

Социально-педагогическое сопровождение детей, оказавшихся в трудной ...

... его действия, способствуя целесообразному проявлению его деятельности. Технология социально-педагогического сопровождения, представляет собой наиболее оптимальную последовательность совместного движения (взаимодействия) социального педагога (сопровождающего, субъекта сопровождения) и воспитанника, а также его родителей ...

В целом совпадают и мнения разных ученых относительно специфических особенностей социально-педагогической деятельности по сравнению с педагогической.

М.А. Галагузова отмечает, что если педагогическая деятельность носит нормативно-программный характер, то социально-педагогическая всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем. Если педагогическая деятельность имеет непрерывный характер, то социально-педагогическая в ряде случаев ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема. Профессиональная деятельность педагога, как правило, осуществляется в учреждении системы образования, тогда как социально-педагогическая деятельность имеет намного более широкую сферу применимости.

Л.А. и М.А. Беляевы считают, что ключевым в определении социально-педагогической деятельности является понятие «адаптация».

Адаптация — процесс активного приспособления личности или группы к меняющийся социальной среде [10, 321]. В современных условиях человеку на протяжении жизни неоднократно приходится сталкиваться с изменением социальной среды. Он может оказаться в ситуации, характеризующейся необходимостью изменять себя, либо среду, либо и то и другое вместе, т.е. оказывается перед необходимостью адаптироваться к изменившимся условиям. Одни люди способны самостоятельно разрешить проблемную ситуацию, приспособиться к изменившимся социальным условиям. Другие, не сумев адаптироваться, утрачивают социально значимые качества, становятся объектом профессиональной помощи. По мнению педагогов Л.А. и М.А. Беляевых, основная отличительная особенность социально-педагогической деятельности заключается в том, что потребность в ней возникает в случае, если у человека (группы людей) складывается проблемная ситуация во взаимоотношениях со средой.

Таким образом, социально-педагогическую деятельность можно рассматривать как целенаправленную работу профессионала по социальному воспитанию личности в конкретном социуме с целью успешной ее социальной адаптации.

Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных, коррекционно-развивающих мероприятий, а также путем педагогически целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности подопечных.

К основным принципам социально-педагогической деятельности относят: индивидуальный подход; опору на положительные стороны личности подопечного; объективность подхода к подопечному; конфиденциальность.

Как и любая профессиональная деятельность, социально-педагогическая работа имеет определенную структуру. Основными ее компонентами являются:

  • определение цели и задач деятельности;
  • определение субъекта и объекта деятельности;
  • определение содержания деятельности;
  • выбор методов и технологий работы;
  • выбор форм деятельности;
  • реализация намеченного плана деятельности;
  • корректировка деятельности;
  • анализ результатов.

В широком смысле цель социально-педагогической деятельности – ожидаемые позитивные изменения в человеке (или группе людей), которые произошли в результате осуществления специально подготовленной и планомерно проведенной системы действий специалистов. В узком смысле цель профессиональной деятельности социального педагога – это оказание подопечному социально-психолого- педагогической помощи, создание благоприятных условий для личностного роста, защита прав подопечного в его жизненном пространстве.

4 стр., 1815 слов

Предупреждение педагогической запущенности детей и подростков

... осознают цели обучения и смысл учебной деятельности, учебно-познавательная активность недостаточно развита. Педагогическая запущенность – ... социально-педагогическая запущенность есть состояние личности ребенка, которое обусловлено теми социально - педагогическими условиями, в которых развивается ребенок . 1.1. Понятие педагогической запущенности в современной литературе Педагогическая запущенность ...

В социально-педагогическом процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае можно говорить о процессе целеполагания. В педагогической науке целеполагание характеризуется как трехкомпонентное образование, включающее в себя:

  •  выдвижение и обоснование целей;
  •  определение путей их достижения;
  •  проектирование ожидаемого результата.

Целеполагание может быть успешным, если оно осуществляется с учетом следующих требований:

  • диагностичность (выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников социально-педагогического процесса);
  • реалистичность (выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации);
  • преемственность (выдвижение и обоснование взаимосвязанных целей на каждом этапе социально-педагогической деятельности);
  • результативность (контроль результатов достижения цели);
  • идентичность (принятие цели на эмоциональном и рациональном уровнях всеми участниками социально-педагогического процесса).

На практике социальному педагогу чаще всего приходится решать проблемы органичного сочетания индивидуальных целей подопечного и групповых целей его ближайшего окружения; согласованности целей при организации взаимодействия детей, родителей, педагогов, специалистов различного профиля на конкретном этапе работы.

Условно целеполагание в работе социального педагога может быть представлено следующими этапами:

  • диагностика исходной ситуации, в которой находятся участники социально-педагогического процесса;
  • моделирование целей предстоящей деятельности и возможных результатов;
  • организация совместной целеполагающей деятельности педагогов, специалистов различного профиля, детей, родителей;
  • уточнение целей, внесение коррективов в первоначальные замыслы с учетом новой информации о причинах, особенностях проблемной ситуации;
  • составление программы социально-педагогических действий по достижению целей, определение способов (путей) ее реализации.

Таким образом, целеполагание в профессиональной деятельности – это многоуровневый мыслительный процесс, включающий сложнейшие операции (анализ, синтез, прогнозирование), происходящий явно или скрыто на каждом этапе, в каждом звене социально-педагогической работы.

Одна из реальных практических проблем, встающих перед социальным педагогом, — определение не только целей, но и задач профессиональной деятельности.