Дипломные работы по самоактуализации

Сегодня, в период активизации самосознания общества, когда идет интенсивный процесс «самосотворения» всех социальных систем, повышается роль активного отношения субъекта к своему развитию; важное значение приобретает осознание человеком того, что в своём жизнеустройстве он должен полагаться, прежде всего, на себя. Вместе с тем, ещё недостаточно проявляется ответственное отношение современной личности к самоактуализации. В настоящее время становится актуальной проблема изучения условий саморазвития человека, реализации заложенного в нём потенциала самоактуализации, условий развития личности как целостного саморазвивающего субъекта. Проблемой самоактуализации занимались такие учёные как: А. Маслоу (1999); К. Роджерс (1954); А. Верхаммер (1982); Л.Г.; П.И Пидкасистый (1988) и другие.

Самоактуализация — это путь самораскрытия, ведущий в экзистенциальные глубины, ведущие к сущности человека, к его сокровенному Ядру, где происходит его встреча с абсолютом.

Теория самоактуализации развивается в философско-методологическом и культурологическом аспектах Ляпина О.В (2008), считает понятие «самоактуализация» центральным в современном научном гуманитарном знании. По его мнению, теория самоактуализации является одной из наиболее удачных попыток не только поставить, но и решить проблему личности в современной общественной ситуации. Самоактуализация рассматривается Ляпиным О.В (2008), как процесс непрерывно предполагающий осознания личностью перспективы собственного и общественного развития, умение видеть альтернативы, осознание ответственности за свой выбор, овладение индивидуальным стилем деятельности благодаря делу, которое человек делает своим трудом. Эта теория направляет человека на непрерывную работу над собой, над развитием своих творческих способностей.

Также теорию самоактуализации развивают в психологии и педагогике. А.Г. Асмолов (2007), П.И. Пидкасистый (2011), В.И. и другие. П.И Пидкасистый пишет, что в современной педагогике развитие человека рассматривается как процесс, детерминированный внутренними противоречиями, психофизическими особенностями индивида, социальными ситуациями представляющими собой особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, мерой его собственной активности направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении. «Первоисточником активности человека, он считает те внутренние противоречия, «которые человек переживает при необходимости найти и реализовать верное и эффективное решение в различных проблемных ситуациях.

3 стр., 1156 слов

Доклад по дипломной работе «Развитие теории символизации ...

... другому. Символизирующая функция объекта Современные авторы, размышляющие о символизации, ... условиях или предусловиях символизации. Первый аспект имеет отношение к функции противовозбуждения или «противо-количества» окружения. Символизация или развитие ... процесс, посредством которого человек присваивает себе свой ... болезни души // Французская психоаналитическая школа / Под редакцией А. Жибо, ... теория ...

Цель данной работы: определение уровня самоактуализации у учеников 11 класса.

Предмет исследования: самоактуализация личности.

Объект исследования: 11 класс.

Выборка: 15 учащихся старших классов. В данном исследовании не учитывались пол и национальная принадлежность.

Гипотеза: мы полагаем, что существует взаимосвязь между индивидуально психологическими свойствами личности и уровнем самоактуализации.

Задачи:

  1. Провести теоретический анализ понятия самоактуализация личности.
  2. Исследование психологических свойств личности у старшеклассников.
  3. Исследование уровня самоактуализации у старшеклассников.

Заключение

Самоактуализация подростка – это стремление к наиболее полному выявлению, развитию и последующей реализации своих потенциальных способностей, возможностей, талантов в общении и различных видах деятельности, стремление к личностному росту.

Показатели самоактуализирующегося подростка: демократичность в межличностных отношениях, креативность, самостоятельность и ответственность, формирование ценностных ориентаций.

Проектная деятельность, способствующая самоакгуализации – это целенаправленная, в целом самостоятельная, совместная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством педагогов, ориентированная на развитие нравственных и волевых качеств, интеллектуальных, физических и творческих способностей учащихся в процессе решения социально значимых проблем, направленная на получение конкретного результата в виде материального или идеального продукта.

Теоретический анализ работ по проблеме и метод теоретического моделирования позволил разработать концепцию и теоретическую модель педагогических условий организации проектной деятельности, способствующей самоакгуализации старших подростков.

Проектная деятельность будет способствовать самоактуализации старших подростков при выполнении совокупности педагогических условий:

  • организация практико-ориентированной деятельности, охватывающей как урок, так и внеурочное, внешкольное время;
  • решение социально-значимых задач через удовлетворение интересов и потребностей подростков: а) от интересов и потребностей подростков – к лич-ностно значимым социальным целям;
  • б) от личностно значимых социальных целей – к более высоким нравственным ориентирам;
  • предоставление свободы и самостоятельности при выборе содержания и способов организации проектной деятельности;
  • установление отношений сотрудничества, сотворчества взрослых и детей на всех этапах технологии проектной деятельности;
  • самостоятельная постановка подростками и достижение целей проектной деятельности;
  • создание посредством проектной деятельности пространства, где формируются практические умения и навыки;
  • Технология проектной деятельности, способствующая самоактуализации подростков должна включать ряд этапов: целеполагания и предварительного планирования проектной деятельности педагогами;
  • организационно-мотивационный;
  • коллективного планирования проектной деятельности;
  • активной социальной работы;
  • промежуточной рефлексии;
  • расширения содержания проектной деятельности;
  • итоговый.

Технология основана на принципах культуросообразности, сотрудничества, духовности, диалога, так как именно интеграция принципов культурно-исторического и антропоцентрического подходов позволяет успешно решить задачу самоактуализации подростков.

47 стр., 23058 слов

Работа с трудными подростками в учреждениях дополнительного образования

... социально основы-педагогической работы с трудными подростками в дополнительного учреждениях образования 1.1 Психолого-педагогические особенности подростков трудных Главное содержание подростковоговозраста составляетего детства от переход к взрослости. Этот переход подразделяется на возраст дваэтапаподростковый ...

В рейтинге жизненных смыслов подростков экспериментальной группы самоактуализация заняла одно из лидирующих мест (3 место), в рейтинге жизненных смыслов подростков контрольной группы самоактуализация не представлена.

Список используемой литературы , Книги, монографии, брошюры

  1. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: учебник для ВУЗов/ – М. : Смысл, 2007. – 523 с.
  2. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351
  3. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 320 с
  4. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для экономических вузов. Под ред… – СПб., 2000
  5. Крысько, В.Г. – Психология и педагогика. Курс лекций М.: Омега-Л, 2007. – 368 с
  6. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М .: Академия, 2004 – 121с.
  7. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999
  8. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. – М.: МГУ, 1982.
  9. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности / – М.: МПСИ, 2005 – 544
  10. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высш.пед.учеб.заведений. В 3-х кн-х. Кн.1 Общие основы психологии/.-М.: ВЛАДОС, 2006.-573с
  11. Никитин Е. П., Харламенкова Н. Е. Феномен человеческого самоутверждения. – СПб., 2000
  12. Олпорт, Г. Становление личности: избранные труды/Г.

    Олпорт – М: Смысл, 2002

  13. Петровский, В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности/ В.А.Петровский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 512 с
  14. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для ВУЗов Ростов-на-Дону 1988
  15. Пидкасистый П. И. Педагогика Издательство: Юрайт, 2011
  16. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. — Издательство Бахрах. — М: 2006—672 с
  17. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста/. – СПб.: Питер, 2000. – 624 с.
  18. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Прогресс, 1998, 480 с.
  19. Рубинштейн С.Л. – Основы общей психологии. .- СПб.: Питер, 2004. – 720 с.
  20. Титкова Л. С., Психодиагностика: Учебное пособие. — Издательство Дальневосточного университета, Владивосток, 2002
  21. Франкл, В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 368

Статьи из книг, сборников научных трудов

  1. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. – М.: Международная педагогическая академия, 2001
  2. Вахромов Е.Е. Самоактуализация и жизненный путь человека//Современные проблемы смысла жизни и акме: Материалы VI-VII сипозиумов ПИРАО/Под ред.
    7 стр., 3126 слов

    Психология подростков

    ... не иначе?" Осознание подростком соподчинения, сравнительной значимости своих мотивов означает, что в этом возрасте складывается осознанная система, иерархия мотивов. К концу подросткового возраста может наблюдаться устойчивое ... наукой и отношениями с людьми; - наполнение собственной жизни смыслом.Подростковый возраст в когнитивной психологии От 11-12 лет до 14-15 лет- Качественная модификация ...

    А.А. Бодалева, В.Э. Чудновского, Н.Л. Карповой, Г.А. Вайзер. – Самара: Издательство «НТЦ», 2002 206 с

  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М.: Педагогика, 1982
  4. Ляпина О.В. Самоактуализация подростка как показатель психологического здоровья // Психология здоровья: методология, теория и практика: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, 10-11 октября 2006 года / Под ред. Л.А. Байковой. – Рязань: РГУ имени С.А. Есенина, 2006. -С. 175-182
  5. Ляпина О.В. Психолого-педагогические проблемы самоактуализации личности подростков // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития: Материалы 2 Международной научно-практической конференции. – СПб.: СПбИУ, 2007.
  6. Роджерса “Психотерапия и личностное изменение” (Psychotherapy and Personality Change, 1954

Статьи из журналов

  1. Бодалев А.А. О перспективах использования идей А. Маслоу при решении некоторых проблем акмеологии.//Мир психологии.1998. №2. С.217-221
  2. Вахромов Е.Е. Вершины жизни и пути их достижения: Самоактуализация, акме и жизненный путь человека//Прикладная психология и психоанализ, 2001г. – № 4 (с.18-23); 2002г. – №1 (с. 5-14), №2 (с.5-18)
  3. Вахромов Е.Е. Активирующая методика «Построй свою вселенную»//Школьный психолог, 2001, №48 – с.7-10
  4. Ляпина О.В. Теоретико-эмпирическое исследование самоактуализации старших подростков // Российский научный журнал. — 2008. — №6 (7).

    — С. 129-135.

  5. Ляпина О.В. Особенности самоактуализации подростков // Аспирантский вестник РТУ имени С.А. Есенина. – Рязань: РГУ имени С.А. Есенина, 2006. – №7. – С. 24-28
  1. Вахромов Е.Е. Психологические особенности самоактуализации подростков с отклоняющимся поведением. Автореферат дисс…канд. психол. наук. – М., 2003

Дипломная работа – психология и методы исследования самоактуализации. Дипломная работа выполнена специалистами Консультационного центра – Зачет в 2011 году.