Данная исследовательская работа направлена на изучение конфликтных ситуаций в педагогической деятельности. Сегодня по всему миру наблюдается нарастание агрессивной атмосферы, ожесточенности. Это касается не только межнациональных отношений, но и отношений между отдельными людьми. Поэтому сейчас очень важно воспитывать у детей доброжелательное отношение к окружающим, учить внимательно относиться к ближним. Современная мировая проблема не обошла стороной и школьную жизнь. В нынешних публикациях часто поднимается вопрос конфликтов в школе. Источником их, как правило, являются падение интереса педагога к личности ребенка, нежелание понять его внутренний мир. Возникновение проблемных и конфликтных ситуаций обусловлено и падением престижа педагогической профессии в обществе, авторитарностью в школьном управлении, возросшей напряженностью в межличностных отношениях в школьном социуме. Не так редко конфликты сопровождаются насилием. Некоторые из них могут закончиться весьма плачевно как для учителя, так и для ребенка. Современные дети стали отличаться или полным безразличием к окружающим их людям, либо редкой жестокостью ко всему жестокостью, из-за чего педагог не всегда может воздействовать на них, ведь для таких детей учитель не является тем, кого они обязаны уважать.
Поэтому по этой причине удачно разрешенный конфликт является одним из средств поднятия своего авторитета, и не только. Такая ситуация может положительно повлиять на ребенка, отозваться глубокого в нём и заставить пересмотреть его свои взгляды на мир. Проблема жестокого обращения в последнее время актуальна и для начальной школы в особенности, в которой и должно идти формирование личности будущего человека, и главный созидатель – это учитель. И ему очень важно уметь предупреждать конфликты и грамотно их разрешать. Исследованием этого вопроса занимались Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. С. Макаренко. Целью данной работы является изучение типологии педагогических конфликтов и выявление путей их разрешения. Объект исследования — педагогическая деятельность. Предмет исследования — конфликтные ситуации в педагогической деятельности. Задачи исследования:
1. рассмотреть понятие педагогического конфликта и его типы;
2. выявить основные причины возникновения конфликтов в
педагогической деятельности;
Педагогические конфликты и способы их разрешения
... и разрешения конфликтных ситуаций, как так проблема взаимодействия участников педагогического приобретает процесса все ... конфликтов избежание целесообразное вмешательство в конфликт). Управлять прогнозировать, конфликтом его развитие и уметь разрешать – техника “своеобразная безопасности” педагогической деятельности. ... личности ребенка, неумение и нежелание познать его внутренний мир, конфликты и ...
3. изучить способы и методы урегулирования и разрешения
педагогических конфликтов.
ГЛАВА 1. Конфликтные ситуации в педагогической деятельности
1.1 Понятие о конфликте и конфликтной ситуации
В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. То есть конфликт не только представляет собой предельно обостренную форму противоречия, но он также еще и служит способом выявления и разрешения противоречий. Предшествует ему объективная жизненная ситуация, в которой находятся противоборствующие стороны, и сами эти стороны имеют определенные интересы, потребности, цели. Естественно, что посягательство одной стороны на какую-либо из таких потребностей другой стороны создает социально-психологическую основу конфликта. Это и есть структура противоречия, пока еще не перешедшего в конфликт, — конфликтная ситуация. Таким образом, конфликтная ситуация — это такое совмещение человеческих потребностей и интересов, которое объективно создает почву для реального противоборства между различными социальными субъектами.
Поскольку в ходе конфликта разрешаются противоречия, происходит поиск путей выхода из тупиковой ситуации, то возникает вопрос о его функции — положительной или отрицательной, плохой или хорошей. С обыденной точки зрения здесь может быть дан только отрицательный ответ, потому что конфликт связан с такими явлениями, как бытовые ссоры и неурядицы, служебные неприятности, межнациональные, территориальные, общественно-политические противостояния и противоборства, связанные со страданиями и потерями. Отсюда и оценка конфликта в качестве явления нежелательного. Но при более внимательном взгляде вырисовывается другой подход, другая точка зрения, согласно которой конфликт не только негативное социальное явление, но также еще и позитивное. Ход рассуждений здесь примерно следующий. Да, конфликт это нежелательное явление, начинающее разъедать нормально функционирующую социальную систему, но в его ходе появляются такие силы, которые смогут вернуть ее в состояние баланса и стабильности, а также поддержания ее в устойчивом состоянии. Поскольку конфликты неизбежны во взаимодействии людей, то они могут выполнять позитивную конструктивную функцию, а именно:
конфликт способствует определенному движению вперед,
предотвращает застой;
в процессе конфликта происходит объективация источника
разногласия и возможно его разрешение, «снятие», находятся
средства предотвращения будущих конфликтов;
конфликт — это определенное отрицание старых, «отживших»
отношений, что приводит к формированию новых отношений,
коррекции взаимодействия;
в конфликте «изживается» внутренняя напряженность,
«выплескиваются» агрессивные чувства, «разряжаются»
фрустрации, неврозы;
конфликт — способ самоутверждения личности, особенно у
подростка, у которого конфликт — необходимая форма поведения
для поддержания статуса в группе;
Управление конфликтами в педагогическом коллективе материал
... исследования – способы управления конфликтами в педагогическом коллективе. Гипотеза исследования : управление конфликтами в современном педагогическом коллективе возможно посредством повышения индивидуального уровня подготовленности административного и педагогического персонала к деятельности по минимизации конфликтогенных ...
внутригрупповой конфликт в научной деятельности создает
необходимый уровень напряженности, нужный для творческой
активности;
межгрупповые конфликты могут способствовать групповой
интеграции, росту сплоченности, солидарности группы;
необходимость решения конфликта приводит к кооперации, к
концентрации усилий участников на решение конфликтной
ситуации, к вовлечению членов группы в общую жизнь группы.
С другой стороны выделяются признаки деструктивного конфликта: расширение конфликта; эскалация конфликта (т.е. конфликт становится независимым от
исходных причин и, даже если причины конфликта устранены, сам
конфликт продолжается); увеличение затрат, потерь, которые несут участники конфликта; рост ситуативных высказываний, агрессивных действий
участников. Таким образом, говоря о полезности или вредности конфликтов, следует отметить, что полезен конфликт тем, что, так или иначе, разрешает противоречие. Лучшим же разрешением объективно существующего противоречия является не его конфликтный способ, а мирный, консенсусный вариант, который происходит цивилизованными путями и средствами, когда противостоящие стороны и все участники конфликта приходят к пониманию необходимости этого раньше, прежде чем развитие событий пойдет по конфликтному руслу.
1.2 Типы конфликтных ситуаций
В любом общеобразовательном учреждении можно выделить четыре основных субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, конфликты подразделяют на такие виды: ученик — ученик; ученик — учитель; ученик — родители; ученик — администратор; учитель учитель; учитель — родители; учитель — администратор; родители — родители; родители — администратор; администратор — администратор. Рассмотрим некоторые из них.
Специфика конфликтов между учителем и учениками.
По мнению психолога М.М. Рыбаковой между педагогом и учащимися чаще всего встречаются следующие виды конфликтов:
- конфликты деятельности, возникающие по поводу успеваемости учащихся, выполнения ими учебных и внеучебных заданий;
- конфликты поведения (поступков), возникающие в связи с нарушением учащимися правил поведения в учебном заведении, чаще всего на занятиях, и за пределами учебного учреждения;
- конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и педагогов, в рамках их общения в процессе совместной педагогической деятельности.
Конфликты деятельности между педагогом и учащимися чаще всего проявляются в отказе учащегося выполнять учебное задание или связаны с плохим (недобросовестным) его выполнением. Подобные конфликты чаще происходят с учащимися, испытывающими трудности в учебной деятельности, когда педагог ведет учебные занятия по своему предмету непродолжительное время, и отношения между ним и группой ограничиваются только учебной работой. В последнее время наблюдается увеличение числа таких конфликтов из-за того, что педагоги часто предъявляют завышенные требования к усвоению предмета, а оценки (отметки) используют как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину или не выполняет предъявляемые требования. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из учебных заведений разного уровня способных, самостоятельных и творчески мыслящих учащихся, а у остальных снижается интерес к познанию вообще. Конфликты поступков в основном связаны с особенностями поведения отдельных учащихся как в учебных, так и во внеурочных ситуациях. Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если педагог ошибся при анализе поступка учащегося, не выяснил мотивы, сделал необоснованный вывод. Один и тот же поступок может вызываться разными мотивами. Педагог часто корректирует поведение учащихся, оценивая их поступки при недостаточной информации об их подлинных причинах. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, плохо знает отношения между своими воспитанниками, поэтому вполне возможны ошибки при оценке их поведения. Это вызывает вполне оправданное несогласие учащихся. Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь учащегося к педагогу, надолго нарушают их взаимодействие. Характеристика конфликтов во взаимоотношениях учителей. Объект конфликта естественным ходом влияет на характер возникновения, развития и завершения противостояния учителей. Стаж работы учителя в школе также влияет на характер конфликта. В связи с тем, что конфликты между учителями, учителями и директором или завучем школы более сложные и многообразные, нежели с участием школьников, они изучены в меньшей степени в сравнении с другими видами конфликтов в педагогической деятельности. Конфликтные ситуации во взаимоотношениях между учителями характеризуются различными факторами. Во-первых, содержанием и характером педагогической деятельности. Учителя находятся в зависимости от результатов труда друг друга. Их взаимозависимость значительно выше, чем у обучающихся. Например, если учитель биологии преподает предмет недостаточно хорошо, то это существенно скажется на качестве уроков учителя химии. Если классный руководитель не будет уделять достаточно внимания дисциплинированности школьников, то это повлияет на профессиональную деятельность всех учителей, которые работают в этом классе. Во-вторых, специфичность конфликтов между учителями имеет зависимость от того, что педагогический коллектив большей частью женский. В течение нескольких десятилетий наблюдается тенденция уменьшения мужского контингента в профессиональном плане. В связи с тем, что в школах сложилась ситуация подавляющего доминирования женщин в педагогических коллективах школ, то на возникновение, развитие и завершение конфликтов между учителями значительное влияние оказывают особенности женской психологии. Ведь известно, что женщины более эмоциональные в оценках и поступках, чем мужчины. Они чувствительнее к изменению отношения со стороны коллег, сильнее реагируют на ошибки окружающих. Опытным путем доказано, что конфликты между женщинами чаще всего имеют личностный характер, в то время как мужчины часто конфликтуют из — за разногласий, которые возникают в процессе совместной деятельности. В-третьих, современный уклад жизни населения, социально экономическая ситуация во многом определяют характер конфликтов во взаимоотношениях учителей. Необходимо отметить, что этот фактор оказывает влияние и на специфику конфликтов у школьников. Но, учителя сильнее подвергаются социально — экономическому давлению окружающей среды, нежели ученики, которые большей частью защищены от трудностей опекой родителей. Учителя в связи с нестабильной обстановкой, постоянные, порой необоснованные реформы, ряд трудно разрешимых проблем могут вызвать длительный и устойчивый стресс. Проанализировав реальные конфликтные ситуации в отношениях между учителями необходимо сказать о существующем спектре проблем, решить которые учителям не удается без конфликтов. Особенности конфликтов между школьниками. Конфликты в подростковой среде присущи всем временам в жизни различных обществ. А. И. Шипилов отмечает, что наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух — трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют группа мальчиков и девочек. Может обозначиться конфликт трех — четырех подростков с целым классом или конфликтное противостояние одного школьника и класса. Генезис агрессивного поведения школьников связан с дефектами социализации личности. Так, обнаружена положительная связь между количеством агрессивных действий у дошкольников и частотой их наказания, применяемого родителями. Кроме того, было подтверждено, что конфликтные мальчики воспитывались, как правило, родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие. Поэтому ряд исследователей считают наказание моделью конфликтного поведения личности. На ранних этапах социализации агрессивное поведение может возникнуть случайно, однако если цель успешно достигнута агрессивным способом, то может появиться желание вновь использовать агрессию для выхода из различных трудных ситуаций. Если присутствует личностная основа, то агрессия выступает не как способ достижения, а как самоцель. Агрессия приобретает самостоятельный мотив поведения, что обусловливает враждебность но отношению к другим при низком уровне самоконтроля. Кроме того, конфликты подростка в отношениях с одноклассниками обусловливаются особенностью возраста — формированием морально этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению. Факторы, которые определяют особенности конфликтов между учениками в педагогической конфликтологии. Во-первых, специфику конфликтов между школьниками определяет возрастная психология. Возраст учеников имеет существенное влияние как на причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и способы завершения. Во-вторых, особенности конфликтов между школьниками определяются характером их деятельности в школе. А.В. Петровский разработал концепцию деятельностного опосредования межличностных отношений. На межличностные отношения существенное влияние оказывают содержание, цели и ценностей совместной деятельности.
Пути преодоления сложных педагогических ситуаций в процессе семейного общения
... отклонений, в результате чего складывается сложная педагогическая ситуация: отношения между родителем и ребенком становятся напряженными, конфликты возникают сначала эпизодически, а затем все ... детей, допускают педагогические просчеты, ошибки, в результате чего складываются сложнейшие ситуации. Рассмотрим, что же создает сложные педагогические ситуации и что вызывает конфликты между детьми ...
Учитель современной школы
... если не всех, конфликтов, возникающих в школе, можно было бы избежать. Глава. 1. Роль учителя в современной школе 1.1 Личностные и профессиональные качества учителя Успех в обучении и воспитании ... и воспитания, ни отдаленность проявления формируемых качеств личности . Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений ...
1.3 Причины возникновения педагогических конфликтов
Конфликт в педагогической деятельности может быть обусловлен множеством различных причин. В общем виде эти причины являются сходными для любых межличностных конфликтов: противопоставление социально-ролевых позиций, целей, интересов; психологическая несовместимость; наличие внутренних конфликтов; отсутствие коммуникативной культуры и т. д. Однако на практике, в процессе поиска эффективных способов решений конфликтных ситуаций, имеет смысл конкретизировать эти причины и рассматривать их в контексте педагогической деятельности. Так, к примеру, конфликт между учителем и учеником может быть обусловлен такой общей причиной, как различия в намерениях. В условиях школы достаточно часто возникают ситуации подобного рода: учитель намерен объяснить учебный материал, а в это время две девочки желают беседовать по частному делу. В данной ситуации учитель рассматривает собственный доклад как средство достижения цели, однако ученицы игнорируют сообщение учителя и воспринимают его как препятствие на пути своей цели. Эти расхождения в намерениях действовать определённым образом объясняются наличием субъективных интересов (мотивов), конкретных убеждений, особых ожиданий, взаимосвязи и взаимозависимости действий учителя и учащихся. Конфликт возник вследствие того, что предполагаемые действия одной стороны препятствовали действиям другой стороны, блокировали их, делая малореальными. Ещё одной причиной конфликта между учителем и учеником может быть отсутствие коммуникативной культуры: нетерпимость к другому, неумение слушать, допущенная бестактность, грубость в адрес другой стороны и т. д. Так как социальный статус учителя в традиционной школе существенно выше социального статуса ученика, то бестактность и грубость со стороны ученика является скорее исключением, нежели правилом и чаще всего представляет собой ответную реакцию на соответствующие слова или действия учителя. Существенно чаще именно «педагоги» допускают колкие замечания, оскорбления в адрес учеников, повышают голос, срываясь на крик, унижают личное достоинство школьников, оказываются нетерпимыми к личному мнению учащихся. Такие учителя, унижая учащихся, стремятся возвыситься над ними, проявив свою силу и власть (в данной ситуации проигрываются роли тирана и жертвы).
Изучение конфликтов в педагогическом коллективе
... и политических условий оказалась в сложной ситуации, а жизнь педагогического коллектива зачастую просто полна конфликтных ситуаций. Целью данной работы является изучение и анализ конфликтов в педагогическом коллективе. Проблема взаимодействия индивидов в конфликтной ситуации остается одной из ...
Однако у учащихся они вызывают в основном негативные чувства страха, раздражения, неприязни, обиды и мести, интерес к учению резко падает, пропадает желание ходить в школу с вытекающими отсюда последствиями.
Понимание истинных причин конфликта открывает путь к их разрешению. Именно поэтому поиск и обнаружение действительных причин конфликтов является одной из важнейших задач педагогической конфликтологии.
С. Ю. Темина приводит следующие объективные и субъективные причины возникновения педагогических конфликтов.
1. Объективные причины педагогических конфликтов:
- недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей учащегося;
- противопоставление функционально-ролевых позиций педагога и обучаемого (задача первого — учить, задача второго — учиться;
- учитель априорно считается превосходящим ученика умом, знаниями, опытом и наделяется властью над ним);
- существенное ограничение степеней свободы (требования жёсткой дисциплины, подчинения, отсутствие возможности выбора преподавателя, предмета, класса, обязательное посещение уроков и т. д.);
- различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям (проблема «отцов и детей»);
- зависимость учащегося от педагога;
- необходимость оценивания учащихся учителем;
- игнорирование личных проблем учащихся в формализованных образовательных системах;
- множественность ролей, которые вынужден играть школьник в силу предъявляемых к нему разных, порой противоположных требований в учебном учреждении, родителями, товарищами, какими-либо другими значимыми людьми;
- различие между учебным материалом и явлениями, объектами реальной жизни;
- социальная нестабильность и др.
2. К субъективным причинам относятся:
Стратегия поведения в конфликтной ситуации
... и разрешения конфликтных ситуаций, так как вопрос взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую современной школы. В ... мир, отсюда и конфликты между педагогами и учениками, школой и семьей. В этом, прежде ... В действительности, уход или отсрочка, может быть, вполне подходящий реакцией на конфликтную ситуацию, так как за это время она может разрешиться сама собой, ...
- психологическая несовместимость учителя и ученика;
- наличие у учителя или ученика определённых черт характера, определяющих так называемую «конфликтную личность» (агрессивность, раздражительность, нетактичность, ехидность, самоуверенность, грубость, жёсткость, придирчивость, скептицизм и т. д.);
- отсутствие коммуникативной культуры у педагога или ученика;
- необходимость изучения данного предмета всеми учащимися и отсутствие интереса к нему у конкретного ученика;
- несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного ученика и предъявляемых к нему требований;
- недостаточная компетентность преподавателя (отсутствие опыта, глубоких знаний по предмету, готовности к разрешению конфликтов, низкий уровень развития определённых профессиональных способностей);
- наличие у учителя или ученика серьёзных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса;
- чрезмерная загруженность учителя или учащегося;
- вынужденная бездеятельность ученика;
- отсутствие самостоятельности, творческого начала в учебном процессе;
- несоответствие самооценки ученика и оценки, данной ему учителем, и др.
Таким образом, из вышесказанного следует, что конфликтная ситуация — это ситуация, которая содержит предпосылки для конфликта. Конфликт, в свою очередь, определяется как отсутствие согласия между двумя сторонами. Конфликт имеет как позитивную конструктивную, так и деструктивную функции. В педагогической деятельности выделяют такие виды конфликтов: ученик — ученик; ученик — учитель; ученик — родители; ученик — администратор; учитель — учитель; учитель — родители; учитель администратор; родители — родители; родители — администратор; администратор — администратор. Причинами, вызвавшими конфликт могут быть: объективные причины (недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей учащегося, существенное ограничение степеней свободы, социальная нестабильность и др.); субъективные причины (отсутствие коммуникативной культуры, чрезмерная загруженность учителя или учащегося и др.).
ГЛАВА 2. Урегулирование и разрешение педагогических
конфликтов
2.1 Способы и методы разрешения конфликта
Существенную помощь педагогу может оказать прогнозирование ответных реакций и действий ученика (родителя, коллеги и т.д.) в конфликтных ситуациях. Так, М.М. Поташник рекомендует либо вынужденно примиряться, приспосабливаться к ситуации, либо сознательно и целенаправленно влиять на нее, т.е. творить новое. М.М.Рыбакова считает, что разрешение конфликтной ситуации целесообразно осуществлять по следующему алгоритму: 1. анализ данных о ситуации, выявление главных и сопутствующих противоречий, постановка воспитательной цели, выделение иерархии задач, определение действий; 2. определение средств и путей разрешения ситуации с учетом возможных последствий на основе анализа взаимодействий воспитатель подросток, семья — подросток, подросток — коллектив класса; 3. планирование хода педагогического воздействия с учетом возможных ответных действий учеников, родителей, других участников ситуации; 4. анализ результатов:
Структура педагогического общения
... В данной работе мы проанализируем структуру педагогического общения. 1. ОБЩЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА 1.1. Сущность речевого общения и его структура Общение изучается многими науками - философией, ... положительным результатам. Одним из самых ярких средств выражения отношения к ученикам является жестикулярная выразительность. Удивительно то, что наиболее частотно в нашем ...
- корректировка результатов педагогического воздействия;
- самооценка классного руководителя, мобилизация им своих
духовных и умственных сил. Действия педагога по изменению хода конфликта можно отнести к действиям, предупреждающим его. Тогда конфликтотерпимыми действиями можно будет назвать неконструктивные действия (отложить решение конфликтной ситуации, пристыдить, пригрозить и т.д.) и компромиссные действия, а конфликтогенными — репрессивные действия (обратиться в администрацию, написать докладную и др.) и агрессивные действия (разорвать работу ученика, высмеять и др.).
Как мы можем видеть, выбор действий по изменению хода конфликтной ситуации имеет приоритетное значение. И каждый учитель выбирает свою собственную стратегию поведения в конфликте. В.В. Базелюк сформулировал технологическую модель разрешения педагогического конфликта. Она включает три взаимосвязанных этапа, последовательно сменяющих друг друга: этап конструирования, этап реализации, этап оценки результатов. Первый этап включает:
1) осознание педагогической задачи;
2) педагогическое прогнозирование;
3) педагогическое проектирование, на основе которых составляется
технологическая карта конструирования процесса разрешения
педагогического конфликта. В результате последовательного конструирования должна быть разработана соответствующая технологическая карта реализации данного этапа разрешения педагогического конфликта. Второй этап разрешения педагогического конфликта предполагает решение коммуникативной задачи через реализацию разработанного плана, ориентированного на конструктивное разрешение педагогического конфликта, отраженного в технологической карте. Результатом реализации данного этапа должно стать завершение педагогического конфликта и возобновление педагогически целесообразных взаимоотношений между конфликтующими субъектами. Третий этап предполагает оценку эффективности разрешения педагогического конфликта посредством системного анализа, обобщения и итоговой оценки результатов, на основе которых составляется технологическая карта мониторинга результативности разрешения педагогического конфликта. На основе системного анализа осуществляется обобщение результатов разрешения педагогического конфликта в соответствии с поставленной целью и дается итоговая оценка его разрешения в соответствии с разработанными критериями конструктивного разрешения педагогического конфликта: преодоление педагогического противоречия; снятие педагогической напряженности; прекращение конфликтного взаимодействия; устранение травмирующих факторов, минимизация; негативных последствий конфликта, состояния, поведения,
деятельности его субъектов; достижение цели разрешения
педагогического; конфликта на основе учета интересов, мотивов, потребностей,
ценностей каждого из конфликтующих субъектов; благоприятный
Факторы возникновения и развития конфликтов. Типы конфликтных личностей
... (или неконфликтности) данного человека. Далее авторы выделяют шесть типов конфликтных личностей . 1. Конфликтная личность демонстративного типа характеризуется следующими особенностями поведения: — хочет быть в ... это доступно. 6. Целенаправленно конфликтный тип личности : — рассматривает конфликт как главное средство достижения своих целей; — часто провоцирует конфликты; — склонен к манипуляции во ...
социально-психологический; микроклимат между субъектами после разрешения педагогического
конфликта; удовлетворенность обеих сторон достигнутым; результатом разрешения педагогического конфликта на основе
выработанной единой позиции, гуманизация отношений и
установление целесообразных взаимоотношений на качественно новой
основе; формирование умений и навыков конструктивного; разрешения педагогических конфликтов на основе продуктивного
педагогического взаимодействия.
Основным условием разрешения конструктивного конфликта психологи считают открытое и эффективное общение конфликтующих сторон, которое может принимать различные формы: высказывания, передающие то, как человек понял слова и действия, и
стремление получить подтверждение того, что он понял их правильно; открытые и личностно окрашенные высказывания, касающиеся
состояния, чувств и намерений; информация, содержащая обратную
связь относительно того, как участник конфликта воспринимает
партнера и толкует его поведение; демонстрация того, что партнер воспринимается как личность вопреки
критике или сопротивлению в отношении его конкретных поступков.
Приведем ряд ситуаций и поведение педагога при их возникновении:
невыполнение учебных поручений в связи с отсутствием умения,
знания мотива (изменить формы работы с данным учеником, стиля
преподавания, коррекция уровня “трудности” материала и др.); неправильное выполнение учебных поручений скорректировать
оценку результатов и хода преподавания с учетом выясненной
причины неправильного усвоения информации); эмоциональное неприятие учителя (изменить стиль общения с данным
учеником); эмоциональная неуравновешенность учащихся (смягчить тон, стиль
общения, предложить помощь, переключить внимание остальных
учащихся).
В разрешении конфликта многое зависит от самого педагога. Иногда следует прибегнуть к самоанализу для того, чтобы лучше осознать происходящее и попытаться положить начало переменам, тем самым проведя границу между подчеркнутым самоутверждением и самокритичным отношением к себе.
2.2 Общие рекомендации педагогам по разрешению конфликтных
ситуаций Суммируя описанные стратегии и методы решения конфликтов, можно самостоятельно выработать модель поведения в конфликтной ситуации:
1. признать существование конфликта;
2. определить возможность переговоров. Увы, взрослые, а педагоги в
особенности, чаще наставляют на путь истинный, но редко говорят
с учениками на равных;
3. выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта.
Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно
используемых терминах, что является предметом конфликта, а что
нет. Уже на этом этапе вырабатываются совместные подходы к
проблеме, выявляются позиции сторон, определяются точки
наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций;
4. реализовать принятое решение на практике. Если процесс
совместных действий заканчивается только принятием
проработанного и согласованного решения, а дальше ничего не
происходит и не меняется, то такое положение может явиться
детонатором других, более сильных и продолжительных
конфликтов. Причины, вызвавшие первый конфликт, не исчезли, а
только усилились невыполненными обещаниями. Повторные
переговоры проводить будет намного сложнее; Однако педагогу приходится разрешать конфликты не только в деловой форме, но и особенно часто в личностно-эмоциональной сфере. При их разрешении применяются другие методы, поскольку в них, как правило, трудно выделить объект разногласий, отсутствует столкновение интересов. Как же себя вести руководителю с «конфликтной личностью»? Существует единственное средство — «подобрать ключик». Для этого необходимо попытаться увидеть в нем друга и лучшие черты (качества) его личности, поскольку уже трудно изменить ни систему его взглядов и ценностей, ни его психологические особенности и особенности нервной системы. Основные правила поведения в конфликтной ситуации могут быть сведены к следующему:
- воспринимать ситуацию такой, какая она на самом деле;
- не делать поспешных выводов;
при обсуждении следует анализировать мнения противоположных
сторон, избегать взаимных обвинений;
- ставить себя на место другой стороны;
- не давать конфликту разрастись;
- проблемы должны решаться теми, кто их создал;
- уважительно относиться к людям, с которыми общаешься;
- всегда искать компромисс;
преодолеть конфликт может общая деятельность и постоянная
коммуникация между общающимися. Таким образом, в конфликтной ситуации или в общении с трудным человеком следует использовать такой подход, который в большей степени соответствовал бы конкретным обстоятельствам и при котором вы могли бы чувствовать себя наиболее комфортно. Наилучшими советчиками в выборе оптимального подхода разрешения конфликта являются жизненный опыт и желание не осложнять ситуацию и не доводить человека до стресса. Можно, например, добиться компромисса, приспособиться к нуждам другого человека; настойчиво добиваться осуществления своих истинных интересов в другом аспекте; уклониться от обсуждения конфликтного вопроса, если он не очень важен для вас; использовать стиль сотрудничества для удовлетворения наиболее важных интересов обеих сторон. Поэтому лучшим способом разрешения конфликтной ситуации является сознательный выбор оптимальной стратегии поведения.
Заключение
Педагогический процесс является мощным фактором регулирования и гуманизации общественной практики и межличностных отношений. Педагогическая действительность, однако, порождает множество противоречий и конфликтных ситуаций, выход из которых требует специальной подготовки педагогов. Установлено, что поскольку в основе конфликта часто лежит противоречие, подчиненное определенным закономерностям, педагоги не должны “бояться” конфликтов, а, понимая природу их возникновения, использовать конкретные механизмы воздействия для успешного их разрешения в разнообразных педагогических ситуациях. Понимание причин возникновения конфликтов и успешное использование механизмов управления ими возможны только при наличии у будущих педагогов знаний и умений соответствующих личностных качеств, знаний и умений. При возникновении конфликтов в педагогическом процессе учитель может направить свою активность либо на то, чтобы лучше понять своего собеседника, либо на регуляцию собственного психического состояния с целью погашения конфликта или его профилактики. Основными причинами педагогических конфликтов являются стремление учителя утвердить свою педагогическую позицию, а вследствие этого, его некорректное поведение, а так же нарушения учениками дисциплины. Констатировано, что практическая готовность социального педагога к разрешению конфликтов среди учеников представляет собой интегральное личностное образование, структура которого включает в себя мотивационноценностный, когнитивный и операционно-исполнительский компоненты. В качестве критериев этой готовности выступают мера, целостность и мера сформированности ее основных составляющих. Показано, что процесс формирования практической готовности социального педагога к разрешению конфликтов среди подростков носит индивидуально-творческий, поэтапно и системно организованный характер. Содержание и логика этого процесса обусловлена структурными компонентами готовности и соответствующими образовательными технологиями.
Существует арсенал методов преодоления конфликтов, позволяющий разрешать все имеющиеся противоречия в учебной деятельности психологически грамотно. Для предотвращения педагогических конфликтов так же необходимо формирование толерантности у подростков. Толерантность, понимаемая как обучение разрешению конфликтов на основе ценностей ненасилия, заключается в достижении учащимися усвоения универсальных и вместе с тем внешне заданных для человека ценностей. Моделирование в школе ситуаций конструктивного разрешения конфликтов предполагает четкое представление культурных универсалий в виде ценностей ненасилия, создание условий для переживания конкретно-чувственного опыта, осознания и осмысления ценностей взаимного уважения и взаимодействия на уровне социально-группового сознания.
Список используемой литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/puti-resheniya-pedagogicheskih-konfliktov/