Психолого-педагогическая характеристика детей имеющих общее недоразвитие речи в дошкольном возрасте

Курсовая работа

Среди детей с нарушениями развития, дети с недоразвитием речи составляют самую многочисленную группу.

Общее недоразвитие речи — речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики.

Теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано в результате исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведенных Р.Е.Левиной, Н.А.Никашиной, Г.А.Каше, Л.Ф.Спировой, Г.И.Жаренковой и др. в 50 – 60-х годах 20 в. Нарушения в речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций.

В работах таких исследователей, как В. К. Орфинская, Н.А.Никашина, Г.А.Каше, В.Правдина, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной , С.Н.Шаховской, Б.М. Гриншпуна и других раскрыты своеобразие развития словарного состава и грамматического строя языка детей при общем недоразвитии речи.

На основе исследований закономерностей речевого развития детей с разной речевой патологией были разработаны пути преодоления речевых нарушений. Исследователями в данной области были определены содержание коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями речи.

В настоящее время в России созданы логопедические детские сады, основная задача которых заключается в преодолении нарушений речевого развития у детей. Логопед – основной специалист логопедического сада, который осуществляет коррекцию речевых нарушений у ребенка и совместно с воспитателями ведет подготовку к школе. Также значимой является, и деятельность психолога в области психокоррекционной и консультативной работы.

Особую важность эта деятельность имеет в области профилактики и коррекции нарушений личностного развития, так как именно эта область остается вне внимания специалистов.

Анализ литературных источников выявил проблему, которая и определила актуальность данного исследования. В психолого-педагогической литературе имеется недостаток в данных, которые раскрывают особенности личностного развития детей с общим недоразвитием речи, что значительно затрудняет преодоление нарушений развития, характерных для этих детей.

Цель нашего исследования заключается в необходимости раскрыть психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи и выявить условия успешной коррекционной работы с ними.

Объект исследования: психолого-педагогические особенности развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

82 стр., 40928 слов

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством ...

... возраста в цикле статей "Фольклор для маленьких". Такой яркий и выразительный материал, как малые фольклорные формы, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для развития речи детей младшего дошкольного возраста. ...

Предмет исследования: коррекционно-педагогический процесс развития высших психических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Гипотезой исследования явилось предположение, что знание развития высших психических функций дошкольников с ОНР позволит успешно и эффективно организовать систему занятий с детьми с нарушениями речи.

Для решения цели были поставлены следующие задачи:

В теоретической части нашего исследования:

  • раскрыть понятие, сущность общего недоразвития речи и выявить причины вызывающие ОНР;
  • рассмотреть педагогический подход к проблеме ОНР детей;
  • проанализировать психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи;
  • выявить особенности обучения и воспитания детей с ОНР.

В практической части нашего исследования:

  • разработать программу занятий, подобрать методики коррекционной работы с детьми;
  • провести констатирующий, контрольный и формирующий эксперименты;
  • на основании полученных результатов сделать выводы.

Методологической основой исследования является теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития детей с недоразвитием речи. В своей работе мы опирались на труды Р.Е.Левиной, Т.Б. Филичевой, Е.М. Мастюковой и других авторов.

База исследования: дети дошкольного возраста (5 лет), логопедической и обычной группы ДОУ 175 «Солнышко» г. Москва.

Структура работы. Работа состоит из содержания, введения, трех глав, девяти параграфов, заключения, списка литературы.

Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут быть использованы логопедами, психологами и педагогами в практической работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Фрагмент работы для ознакомления

Задача логопеда на этом этапе обучения – чтобы ребенок овладел простым диалогом. Для этого логопеду необходимо вовлечь детей в речевой контакт и научить отвечать на вопросы. В этот период происходит также работа и по формированию фонетической стороны речи, которая на данном этапе заключается в развитии ее восприятия. Логопед использует для этого следующее:

  • выделяет заданное слово в ряду других слов. Например, задание: мама, собака, мышка, а ребенок должен отреагировать, если услышит слово мышка;
  • учит различению слов, которые близки по звучанию, но разные по смыслу: прудик-прутик;
  • различение сходных по звуковому составу предложений, например, логопед показывает ребенку картинку, кто купается, и кто катается.

Чтобы дети научились удерживать в памяти последовательность слов, логопед просит детей выполнить ряд двух-трехступенчатых инструкций (например, запоминание ряда нескольких картинок и т.п.).

Эти занятия также способствуют расширению объема памяти и развивают внимание.Дети на этом этапе усваивают слова разной слоговой структуры. Их обучают неосознанному членению слов на слоги — воспроизведение слова сопровождается хлопками с соблюдением ритма. Дети учатся проговаривать одинаковые слоги: да-да, да-да; слоги с разными согласными звуками: па-ма, ма-па; закрытые в обратные слоги: мам-ам.В процессе проведения занятий последовательно формируется активное отношение ребенка к речи.Существенным моментом в обучении детей первого уровня ОНР является организованная эмоциональная игра, которая несет в себе учебно-речевые задачи. Результатом коррекции на данном этапе является переход детей на новую ступень речевого развития. Дети начинают пользоваться начатками речи в различных ситуациях с разными видами деятельности. Исследователи замечают, что у детей заметно повышается речевая и познавательная активность. Особенности логопедической работы детей второго уровняДети второго уровня ОНР обучаются:

13 стр., 6396 слов

Содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим ...

... фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Это обуславливает необходимость наличия у специалистов, работающих с данной категорией детей, четкого представления об особенностях ФФНР, а также о специфике коррекционно-развивающей работы по отношению к детям с ФФНР. Современная логопедия ...

  • с 4- х лет преимущественно в дошкольных группах для детей с ОНР;
  • с 6-7-летнего возраста — в подготовительном классе школы для детей с тяжелыми нарушениями речи I отделения.В основу их обучения включены следующие задачи:
  • работа по развитию понимания речи, которая направлена на различение форм слова;
  • развитие простых форм устной речи с помощью уточнения и расширения словарного запаса и усвоения простых грамматических категорий;

— формирование ритмико-слоговой структуры слова и овладение правильным произношением и различением звуков.Речь детей на данном этапе обучения обогащается за счет предметов и явлений окружающей действительности. Здесь на занятиях дети уточняют и накапливают конкретные понятия, понимают предметную соотнесенность слова, выделяют и называют действия, признаки и т.д.Логопедом проводится систематическая работа по наращиванию пассивного и активного словаря, по обобщению наблюдений над смысловыми и звуковыми, морфологическими и синтаксическими сторонами речи.Для развития понимания речи детей на этом этапе логопед учит:

  • различать значение приставок в страдательных причастиях;— понимать пространственные отношения предметов, выраженных предлогами;
  • определять взаимоотношения действующих лиц по синтаксической конструкции (например, показывают картинки, где «собачка убегает от девочки», «девочка убегает от собачки»);
  • объединять предметы по их общему назначению (к примеру, задание логопеда: отбери все, что тебе нужно для рисования);
  • по окончанию глагола прошедшего времени определять лицо, к которому принадлежит совершаемое действие;

— различать падежные окончания (покажи игрушку карандаш-ом, карандаш,), — различать падежные окончания существительных в уменьшительно-ласкательной форме (себе возьми гриб, дай мне грибок).Логопед задает вопросы, которые требуют понимания от ребенка изменений форм слов и их связей в предложении.Развитие элементарных форм устной речи предусматривает употребление предложений из нескольких слов. В речь детей вводятся простые определения, которые обозначают признаки предметов по величине, вкусу, цвету и т. д.Детей на данном этапе учат отвечать на вопросы и составлять предложения по моделям.

Логопед учит их слушать и сопоставлять существительные винительного, творительного и дательного падежей с именительным. Сначала логопед произносит предложения с данными формами слов, а затем их несколько раз должен повторить ребенок. Активно вводятся в занятия вопросно-ответные беседы по поводу знакомых ребенку ситуаций и предметов.Развитие пассивного и активного словаря и правильного звукопроизношения подготавливает детей к практическому усвоению грамматических форм.После того, как дети освоят простую форму диалога, и составлять предложения по демонстрации действий к картинкам, логопед приступает к воспитанию у детей умения объединять предложения в маленький рассказ. На данном этапе широко используется заучивание коротких стихов.Особенности логопедической работы детей третьего уровня ОНР Как мы уже знаем из предыдущей главы, дети этого уровня ОНР составляют основной контингент специальных дошкольных и школьных учреждений. С 5 лет они зачисляются в старшую группу детского сада, с 6-7 лет поступают в подготовительный или первый класс школы для детей с ОНР.Дети, которые условно отнесены к верхней границе третьего уровня, при достаточной подготовке могут обучаться в обычной общеобразовательной школе, с условием обязательного посещения логопедических занятий у школьного логопеда.Основными задачами в обучении этих детей являются:

18 стр., 8896 слов

Нарушения и патологии речи : сущность проблемы и особенности проявления

... и особенности нарушения речи. 3) Раскрыть особенности основных направлений по профилактике речевых нарушений. Объект исследования, Предмет исследования Гипотеза – для раннего выявления нарушения речи необходима коррекционная работа с детьми психиатров, логопедов, педагогов для ...

  • практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
  • формирование полноценной звуковой стороны речи;
  • подготовка к грамоте;
  • овладение элементами грамоты;
  • дальнейшее развитие связной речи.Формирование речевой практики осуществляется на базе развивающегося фонематического восприятия, правильного произношения звуков и восприятия структуры слова.

Также на основе практического умения различать, выделять и обобщать значимые части слова; и на основе наблюдений над связью слов в предложении. Планомерная работа, наблюдение за смысловыми, звуковыми, морфологическими и синтаксическими сторонами речи развивает у детей чутье языка и развивает навык овладения речевыми средствами, что впоследствии влечет к самостоятельному развитию и обогащению речи в процессе свободного общения. Развивая познавательную деятельность детей, и вырабатывая у них умения наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни, логопед успешно решает задачи подготовки к успешному усвоению учебных предметов.Успешная коррекция речевого недоразвития у детей с третьим уровнем ОНР осуществляется в результате много аспектного воздействия, которое направлено на речевые-неречевые процессы и на активизацию познавательной деятельности детей (И.

Т. Власенко).При активной подготовке к школе, логопед продолжает работу по развитию понимания речи, например , дети, учатся вслушиваться в обращенную к ним речь, выделять названия предметов, действий и признаков предметов, понимать значение обобщенного слова и выбирать из двух слов наиболее подходящее к ситуации: ломает — рвет, мажет — клеит, прыгает – скачет. В это же время их учат понимать текст с усложненной ситуацией.У детей формируются умения выделять части предмета и их признаки. На основе выделения признаков предметов они учатся их группировать по общим признакам. Детьми уточняется значение существительных, которые имеют уменьшительно-ласкательные суффиксы.Особо обращают внимание детей на точное понимание смысла предложений, которые включают в себя слова сходные по своему звуковому составу, но разные по значению, например: покажи, где мальчик катается на санках, где мальчика катают на санках; существительные в косвенных падежах: покажи, где малыш надевает шубу, где малышу надевают шубу; притяжательные прилагательные: дай Коле карандаш — дай Колин карандаши т.д. На основе пассивного речевого запаса организуется устная речевая практика, которая призвана закрепить полученные лексические и грамматические знания. Усваивая предметный словарь, дети продолжают познавать различные способы словообразования. Сначала, логопед предлагает детям упражнения аналитического характера, например: необходимо выбрать родственные слова из контекста, сопоставить их содержанию, выявить одинаково и различно звучащие элементы слов.Далее логопед, при помощи предметно-графических схем знакомит детей с универсальными способами образования слов:

9 стр., 4329 слов

Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей ...

... логопедом. Неэффективность применяемых диагностических методик, слабость диагностики перекрываются данными клинического, педагогического ... ребенок долго не различает звуки речи, не разграничивает слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимает речь окружающих. Развитие моторики, в ... ребенка, что уточняет диагноз и коррекционную методику (1973). Для исследования детей, ...

  • суффиксальным (для имен существительных и прилагательных);
  • префиксальным (для глаголов).У детей на этом этапе уже достаточно уверено, развиты навыки складывания новых слов из 2-х частей, к примеру, одна из которых равна корню, а другая — аффиксу: гриб и ник, при и шел, при и нес.

Т. В. Туманова считает, что привлекая внимание к общности корневой части среди цепочки родственных слов, например лес-лесной-лесник, логопед формирует интуитивное представление детей о системе словообразования языка.Одновременно с пониманием словообразования дети начинают понимать и обобщенное значение слова. И когда ребенком это усваивается и его знаний достаточно для практики, логопед предлагает ему самостоятельно образовать относительные прилагательные от существительных со значениями продуктами питания, растениями и др. Логопед учит детей вслушиваться в окончания прилагательных и правильно отвечать на вопросы типа: «Про какой предмет можно сказать деревянный, -ая, -ое?».Логопеду стоит учитывать на занятиях, что дети с ОНР испытывают трудности в узнавании сходства и различия слов, которые близки по значению и звучанию, поэтому необходимо уделять особое внимание этому различению. Например, логопед, показывая щепотку чая детям, спрашивает: «Что это?» и поясняет, интонационно выделяя значимую часть слова, что его заваривают в чайнике, а посуда, из которой пьют чай, называется чайной. На последующих занятиях логопед проводит занятия по различению родственных слов при показе других предметов. Например, соль — солонка, сахар — сахарница и т.п. Особое внимание логопед уделяет образованию признака от названия предмета, действия или состояния: мыло — мыльный — мылить — мыльница. На таких занятиях важно, чтобы дети пользовались на практике родственными словами, а не формально их копили. Для уточнения и расширения словаря ребенка с ОНР необходимо обратить внимание детей на многозначность слов. Желательно начать работу по усвоению и пониманию многозначности слов с существительных, у которых перенос значения основан на конкретных и наглядных признаках, например: шляпка девочки, шляпка гриба. При показе предметов логопед обязательно обращает внимание детей на то общее, что их объединяет. После нескольких упражнений, дети уже вполне могут самостоятельно подобрать многозначное слово, например: ножка ребенка — ножка стола, стула, кресла, дивана, гриба и т. п.Далее логопед проводит с детьми упражнения по вычленению разного значения в многозначных глаголах. Например, предлагает им подобрать разные существительные к глаголам летит птица, муха, самолет, шарик; идет человек, слон, поезд, дождь; плывет рыба, утка, человек, облако и т.д.Нужно также знакомить детей со словами с переносным значением. Так, например, обратив внимание на раскрасневшееся лицо одного из детей, логопед может сказать: «У Тани лицо румяное, как будто яблоко». Обращается внимание детей на словосочетания типа: сердитый человек — сердитый ветер; трусливый, как заяц, хитрый как лисаи т.п. На занятиях по переносному значению, логопеду помогают подобранные стихи и рассказики. Перед знакомством детей со словами-антонимами необходимо уточнить известные детям слова- названия признаков предметов и действий. Потом логопед подбирает пары предметов с ярко выраженными признаками и сравнивает их по вкусу, цвету, размеру и т. д., например:острый — тупой карандаш.Специально созданные логопедом ситуации помогают в практическом плане усваивать значения предметов и различать окончания падежных форм, Работа по формированию грамматически правильной речи опирается на реальные представления ребенка и слуховое восприятие. Изученная новая грамматическая форма обязательно закрепляется детьми в упражнениях по словоизменению и словообразованию, а также по составлению различных словосочетаний и предложений.Логопедом также проводятся специальные занятия по формированию разговорной и описательной речи. Основой для организации речевой практики детей служат их действия с предметами, участие в различных видах деятельности и наблюдения за жизненными явлениями. Обучение составлению предложений по описанию действий, по наглядным иллюстрациям, подготавливает детей к умению связно рассказывать об увиденном. В процессе обучения различным видам рассказов-описаний с детьми проводятся упражнения в сравнении предметов. Детей обучают тому, что одну и ту же мысль можно выразить разными языковыми средствами, что побуждает детей употреблять сложные предложения с придаточными разных видов. Сначала логопед показывает им образец правильного построения сложного предложения, дети повторяют его и самостоятельно составляют аналогичные конструкции: Дети надели плащи, потому что пошел дождь. Чтобы процесс обучения был успешным, необходимо приучить детей повседневно использовать приобретенные речевые умения и навыки в самостоятельных связных высказываниях. Для этого логопед прибегает к помощи заданий на привлечение внимания детей к составу предложения и связи слов в предложении.Обучение рассказыванию занимает основное место в общей системе логопедических занятий. Логопедом уделяется особое внимание закреплению навыка свободного пользования в речи поставленными звуками. И на протяжении всего коррекционного обучения эта работа сочетается с развитием четкости речи и устранением затруднений в воспроизведении слов. Дети должны научиться преобразовывать слова: рак — лак, сок — сук и т. д., и членить предложения на слова.Коррекционная работа с детьми с ОНР подготавливает необходимую основу для успешного обучения этих детей в школе, и предупреждает возможность возникновения специфических ошибок при письме и чтении.Таким образом, современный подход к воспитанию и обучению детей с ОНР заключается в коррекционной работе с такими детьми с учетом их психолого-педагогических особенностей. Изучив особенности обучения и воспитания детей с ОНР и рассмотрев специфику методов работы с ними, мы выявили, что специалисты в данной области обращают внимание логопедов на существование особенностей в познавательной сфере детей с ОНР, которые, несомненно, влияют на процесс обучения. Чтобы эти нарушения не стали более выраженными, и не привели к отсутствию интереса к обучению, снижению объема памяти, трудностям в овладении письмом и т.п., необходимо целенаправленно проводить с детьми коррекционную работу. В программу обучения детей с ОНР включается комплекс заданий, направленных на развитие когнитивных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения и предпосылок их нормальному развитию.Организация коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи имеет также свою специфику.Коррекция речи детей с общим недоразвитием речи довольно длительный процесс, который направлен на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе обучения и общения.Авторы коррекционного обучения детей с ОНР (Р. Е. Левина, Б. М. Гриншпун, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева, и др.) считают, что эффективность логопедической помощи детям с общим недоразвитием речи зависит от комплексности медико-психолого-педагогического воздействия.Комплекс задач в обучении детей с ОНР разных уровней осуществляется в четкой организацией жизни детей и в правильном распределении нагрузки коррекционных и воспитательных мероприятий.Основную работу по коррекции ОНР осуществляет логопед на занятиях, которые можно разделить на два типа: занятия по формированию лексико-грамматических средств языка; занятия по развитию связной речи.Характер коррекционных задач реализуется в зависимости от возраста детей, условий их обучения и воспитания, уровня развития речи. Глава 2. Опыт коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 2.1. Организация исследованияВ теоретической части нашего исследования мы выяснили, что современный подход к воспитанию и обучению детей с ОНР заключается в коррекционной работе с такими детьми с учетом их психолого-педагогических особенностей. Содержание логопедического воздействия зависит от механизма речевого нарушения. С учетом данных особенностей нами было проведено экспериментальное исследование по выявлению уровня речевого развития для ее коррекции.Гипотезой исследования явилось предположение, что знание симптоматики речевых нарушений, их причин, механизмов, соотношение речевых и неречевых симптомов в структуре дефекта позволит успешно и эффективно организовать систему занятий по развитию речи с детьми с нарушениями речи.Цель практической части нашего исследования заключается в следующем:Провести диагностику уровня речевой моторики у детей с ОНР. Разработать программу занятий по коррекции речи детей с ОНР.По результатам исследования, сделать выводы.Исходя из цели исследования, перед нами стоят следующие задачи:

4 стр., 1752 слов

Внутренняя речь как особый вид речевой деятельности

... без правильного понимания психологической природы внутренней речи «не может быть ... развитии наук о речи. Так в 50-е годы возникают такие направления в исследовании речи, ... речи возрастает. 2. ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ КАК ОСОБЫЙ ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Внутренняя речь ... видов внешней речи имеет свои психологические особенности, которые необходимо ... говорящим. Эта речь особенно заметна у детей среднего дошкольного ...

6 стр., 2989 слов

Маркетинговые исследования в гостиничном бизнесе

... бизнеса; — причины возникновения проблем и эффективные пути их решения; — рынок потенциальных потребителей услуг; — новые услуги, в которых испытывают потребность клиенты, и т. д. Кроме того, исследования ... фирмы, с которыми работает гостиничное предприятие. Среди них — ... в информации и разрабатывают маркетинговые информационные системы. Маркетинговая информационная система Хорошая маркетинговая система ...

  • выбрать и подготовить методики для проведения эксперимента;
  • составить план проведения эксперимента;
  • на основании результатов диагностики разработать программу занятий, направленных на коррекцию речи детей с ОНР;
  • проанализировать полученные результаты и сделать соответствующие выводы.База исследования: Дети логопедической и обычной группы ДОУ «175 «Солнышко» г.

Москва.Выборка: В исследовании приняли участие 2 группы по 5 детей в каждой группе в возрасте 5 лет (см. таблицу 1): Таблица 1Дети контрольной группыДети экспериментальной группы 1 Марк И.1 Мария Е.2 Анна К.2Катя С.3 Катерина С.3Валерий К.4 Павел И. 4Федор П.5 Савелий Н.5Полина Е.Список детей контрольной и экспериментальной группы (дети с ОНР)Первая группа — контрольная (дети с нормальным речевым развитием), вторая – экспериментальная, в которую вошли дети, имеющие речевые нарушения и посещающие занятия логопеда (по заключению психолого-медико-педагогической комиссии детям был поставлен диагноз — ОНР III уровня).

12 стр., 5628 слов

По специальной психологии «Нейропсихологический подход к ...

... условия и развития речи детей с нарушениями выявить. развития причины нарушения речевого развития; специфику охарактеризовать нейропсихологической диагностики речи детей с развития нарушениями; подобрать диагностический материал для исследования нейропсихологического речи детей с нарушениями развития. Применение: исследования Методы: Структура курсовая: приложений 1. Нейропсихологические аспекты ...

Методы исследования: анкета, диагностика, наблюдение.Хронологические рамки исследования: исследование проводилось нами в течение 4 месяцев: с августа по ноябрь 2013 г.:Констатирующий эксперимент – 2 недели исследования;Формирующий эксперимент – 3 месяца исследования;Контрольный эксперимент: 2 недели исследования.Этапы исследования:Подготовительный этап: составлен план исследования, определены сроки проведения эксперимента, подготовлен материал (бланки, методики, анкеты, диагностический материал – картинки, упражнения, рассказы) для диагностики констатирующего эксперимента, разработаны коррекционные занятия с детьми с ОНР.Проведение эксперимента, состоящего из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный.Анализ полученных результатов. Выводы по опытно-экспериментальному исследованиюОпираясь на опыт и рекомендации именитых ученых-исследователей в данной области, для выявления уровня речевого развития детей с ОНР, мы воспользовались «Методикой изучения уровня речевого развития» (А.Р. Лурия) 2.2 Констатирующий эксперимент2.2.1 Диагностика уровня речевого развития Чтобы эффективнее использовать средства развития речи и скорректировать содержание занятий нам необходимо проверить уровень речевого развития ребенка на начальном этапе эксперимента. Для исследования уровня речевого развития детей мы воспользовались методикой изучения речевого развития А.Р. Лурия [29].

Диагностику проводили в обеих группах.Общая диагностика речевого развития предполагала исследование следующих ее структур: Изучению уровня речевой коммуникации; Уровень связной речи;Изучение словарного запаса языка;Изучение грамматической стороны речи;Изучение состояния звуковой стороны речи.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/psihologo-pedagogicheskaya-harakteristika-detey-doshkolnogo-vozrasta/

1. Веприцкая Ю.В. Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет. — Волгоград: Учитель, 2010.

2. Волковская, Г.Х. Юсупова. Психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 2004.- С.7–15.

3. Выготский, Л.С. Детская психология. Собр. соч. 6 т.М., 2004. Т. 4., -458 с.

4. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000.

5. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников – М.: 2005. – 374 с.

6. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова; Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.

17 стр., 8335 слов

Роль речи воспитателя в развитии речи детей

... овладе­вают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Проводником и опорой этих знаний выступает воспитатель. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мыш­ления, ...

7. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии — СПб.: Питер, 2006. — 320 с.

8. Методы обследования речи у детей. /Под ред. Чиркиной В.В., Власенко И.Т. – М.: РИПКРО; 2006.-346 с.

9. Матюгина И.Ю., Чакаберий Е.И. Зрительная память. М., Союзиздат, 1993. – 134 с.

10. Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений./Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой.- 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005 — 480 с.

11. Развитие общения дошкольников со сверстниками. М.: «Педагогика», 2005. – 360 с.

12. Савина, Е. А. Состояние диалогической речи у детей младшего школьного возраста, имеющих общее недоразвитие речи // Практическая психология и логопедия. — 2005. — № 4. — с.26-28.

13. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. – М., 2005.-359 с.

14. Слинько, О. А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи // Дефектология. — 1992. — № 1. — С.62-67.

15. Соловьева Л.Г. «Особенности коммуникации детей с общим недоразвитием речи» // Дефектология, 2006 г., №1. С. 26.

16. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

17. Специальная педагогика/ Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

18. Специальная психология. /Под ред. Левиной Р.Е. – М.: Просвещение, 2005.-274 с.

19. Спирова Л.Ф. Особенности психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2000. — 257 с.

20. Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. Психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 2004. С. 7–15.

21. Таптапова, С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. – М, АСТ-Пресс, 2004. — 357 с.

22. Филичева, Т. Б., Чиркина, Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. — М.: Альфа, 1993. – 103с.

23. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

24. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду.-М.: Маяк, 2006. — 258 с.

25. Флерова Ж.М. Логопедия. – Ростов-на-Дону, 2000. – С.67.

26. Чиркина Г.В., Филичева Т.Б., Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Основы логопедической работы с детьми. – М, Просвещение. 2003.- 374 с.

27. Шашкина Р.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. – М., 2003. – С.12.

28. Жукова Н. С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: арт. Лтд,1998. – 300с.

29. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Первый и второй год обучения. М.: ТворческийЦентр «Сфера», 2009

30. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ.ред. проф. Г.В. Чиркиной. — 3-е изд., доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 240 с.

31. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002

32. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.ВПрограмма логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. М: Просвещение. 2009.