Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями

Курсовая работа

Актуальность. В настоящее время в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Категория таких детей крайне неоднородна, однако их общей основной особенностью является нарушение или задержка в развитии.

В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе определяется как «целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка в школьной среде».

В то же время следует отметить, что само понятие «сопровождение» следует рассматривать не только в отношении непосредственно психолога воспитателя или педагога, но и других специалистов – логопедов, дефектологов, врачей, психотерапевтов, социальных работников, в структуре образовательных учреждений, в ситуации, когда образовательное учреждение обладает соответствующими специалистами.

Таким образом, это понятие может быть в наиболее широком смысле транслировано образовательной среде в целом.

Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями

Объект исследования: дети с ограниченными возможностями.

Задачи курсовой работы:

1) Провести анализ отечественного и зарубежного опыта в области психолого-педагогического сопровождения и реабилитации детей с ограниченными возможностями

2) Определить особенности процесса психолого-педагогического сопровождения и реабилитации детей с ограниченными возможностями с использованием современных психолого-педагогических средств

3) Разработать рекомендации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями

Теоретической основой курсовой работы послужили работы отечественных и зарубежных ученых по проведению психолого-педагогического сопровождения и реабилитации различных категорий детей с отклонениями в развитии: Э.И.Леонгард, Т.В.Николаева, Т.В.Пелымская, Е.Г.Самсонова, Н.Д.Шматко, М.Э.Бернадская, А.П.Григорьева, Л.И.Плаксина, Л.И. Фильчикова, Е.Ф.Архипова, Л.А.Данилова, Е.М.Мастюкова, М.В.Браткова, Ю.А.Разенкова, Е.А.Стребелева и др.

18 стр., 8956 слов

Обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического ...

... комплексные целевые программы индивидуального развития детей, прослеживает динамику развития ребёнка, ведёт консультативную работу с родителями, организует программно-методическое обеспечение психолого - педагогического и медик социального сопровождения детей с нарушениями речи. Актуальность ...

В контексте обозначенных задач психолого-педагогическое сопровождение направлено на реализацию основных направлений:

  • профилактика;
  • диагностика;

консультирование

развивающая

коррекционная работа

психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей;

  • экспертиза (учебных и образовательных программ, пособий, проектов, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений)16.

Субъектами психолого-педагогической поддержки являются психологи, педагоги, специалисты образовательных и реабилитационных услуг, медицинские сотрудники и т.д.

Они разрабатывают и применяют конкретные методы и приемы, направленные на достижение ощутимых результатов в поддержке и развитии детей с ограниченными возможностями.

Процесс психологического и педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями отличается многомерностью и многофункциональностью. Субъекты поддержки предназначены для того, чтобы результаты соответствовали требованиям государственной системы детского оздоровления и реабилитации детей с проблемами в развитии, которые определяются специальными правилами.

Педагоги и психологи, как основные субъекты психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями должны иметь систему знаний о ребенке как об объекте поддержки, его возрастных и индивидуальных особенностей, социальных факторов развития; понимание анатомических и физиологических особенностей детей и подростков, проблемы их развития и функциональных расстройств; должны обладать информацией о привычках, вредных для здоровья ребенка, и должны быть готовы предоставить помощь и поддержку детям с проблемами в развитии.

Цель психолого-педагогического сопровождения — помочь детям с ограниченными возможностями найти свое место в жизни, чтобы стать не только объектом внимания, но также занять активную позицию, чтобы сформировать и укрепить конкретные навыки здорового образа жизни.

Главным итогом работы по обеспечению психолого-педагогического сопровождения, согласующегося с социальными запросами населения и требованиями федерального государственного образовательного стандарта, является адаптация детей с различными нарушениями развития к быстроменяющейся жизни, а также обеспечение организации ученого-образовательного процесса, способствующего, прежде всего, становлению личности ребенка.

ГЛАВА 2. организационно-педагогические условия психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями

2.1 Особенности формирования социальных представлений о безопасности жизнедеятельности у детей с ограниченными возможностями

Проблема безопасности в современном мире стоит очень остро, в том числе в системе образования. В последние годы все большую актуальность приобретает проблема психологической безопасности образовательной среды. Большой вклад в изучение данной проблемы внесли ученые такие как: Б.Г. Ананьев, В.В. Авдеев, Л.Ф. Бурлачук, Б. Краус, И.В. Дубровина Б.Ф. Ломов, В.И. Слободчиков, А.А. Реан, Д.И. Фельдштейн и другие.

16 стр., 7942 слов

Социально-педагогическое сопровождение детей младшего школьного ...

... работы, Предмет исследования, Объект исследования, Гипотеза: Задачи: Теоретический анализ литературы по проблеме исследования; Определить возможности социально-педагогического сопровождения детей из многодетных семей; Изучить формы и направления социально-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста из многодетных семей; ...

Ребенок, особенно с ограниченными возможностями здоровья, может развиваться только в образовательной среде с определенными параметрами, один из самых важных — безопасность. Понятие «безопасность образовательного пространства» является интегративной и представляет собой совокупность психического, дидактического, информационного и социального обеспечение, на основе правовых и экономических основ. В отдельной статье, под редакцией И. А. Баев интегративная концепция «безопасного образовательного пространства» рассматривается как процесс17.

Этот процесс проявляется полноценной субъект-субъектной связью в учебном процессе (психическая безопасность); процессе овладения знаниями, умениями и способностями, т. е. процесс обучения (дидактическая безопасность); передача и обмен информацией (информационная безопасность); процесс взаимодействия субъектов образовательного пространства с социальной средой (социальная защита).

Тема безопасности рассматривается на уровне общества — как один из элементов системы государственного образования; на уровне образовательного учреждения; на уровне физическое или юридическое лицо.18

Поиск основных направлений создания безопасного образовательного пространства детей с ОВЗ, как показывает анализ литературных источников, возможен через организацию безопасной окружающей среды, в которой реализуется процесс специального обучения таких детей, а также за счет безопасности ресурсного (кадрового, программно-дидактического) обеспечения учебного процесса, за счет безопасного взаимодействия ребенка с учителем и в целом с образовательной средой19.

Так, например, экологические компоненты дидактических требований безопасности соблюдены при проектировании и оборудования предметной развивающей среды, достаточном материально-техническом оснащении образовательного и коррекционно-образовательного процесса в соответствии со своими целями и задачами, соблюдение гигиены санитарных правил и норм (СанПиН) к мебели, игрушкам, книгам и журнальным публикациям для детей, создавая эстетической комфорт среды.

По мнению О.В. Дыбиной проектировать пространство для детей с ОВЗ необходимо с соблюдением ряда принципов:

принцип учета физических и психических особенностей ребенка и

его возраста;

принцип удовлетворения потребностей ребенка (потребности в

общении, движении, познании);

  • принцип уважения личности ученика с ОВЗ;
  • принцип функциональности;
  • принцип среды – динамичности-статичности обстановки.

Ресурсный компонент дидактической безопасности касается соблюдения требований к дидактической поддержке образовательного процесса, в том числе к наличию сертификатов соответствия учебных материалов и оборудования, также это касается профквалификации преподавательского состава.

Интерактивный компонент дидактической безопасности, в противовес ресурсному базируется преимущественно на человеческом факторе. Он определяет формы, методы, приемы коррекционно-педагогического воздействия, учитывающие индивидуально-типологические, психофизиологические и возрастные особенности детей с ОВЗ20.

12 стр., 5781 слов

Метод проектов, как инновационная форма организации целостного ...

... Внедрение метода проектов в образовательный процесс 5) Сделать выводы по результатам реализации проекта. База исследования 1. Теоритическая часть 1.1 Метод проектов как один из способов организации образовательного процесса в дошкольном учреждении В педагогической литературе последнего времени активно обсуждаются вопросы использования метода проектов в ...

Этот компонент реализуется на основе требований к планированию, организации, содержания и реализации уроков и упражнений в соответствии с примерной программой обучения и воспитания детей, организации и режима дня и учебных сессий. Особое внимание уделяется соблюдению требований безопасности, учащихся во время образовательного процесса, т. е. непосредственно на уроках и занятиях.

Для этого, в учебных заведениях и внедрены здоровьесберегающие технологии: меры по предупреждению травматизма; обучение учителей по защите жизни и здоровья детей; правила подготовки педагогических кадров поведения в ситуациях, форс-мажорных обстоятельств; аттестация рабочих мест повышенной безопасности (в кабинетах физики, химии, технологии); испытания спортивного оборудования и регистрация актов-допусков учеников с ОВЗ в спортивные классы, в том числе и в тренажёрные.

При сосредоточение внимания на интегративной категории «дидактической безопасности», мы определили, что характеристики сочетают его с другими формами безопасности. Безопасность учебных помещений (классы, тренажерные залы) обеспечивает психологическую безопасность и гарантирует психологический комфорт.

Сотрудничество в области безопасности образовательного процесса может выступать в качестве гаранта психического и социального обеспечения.

Программное обеспечение безопасности и дидактические содержание образования и профессиональной подготовки является ключом к информационной безопасности.

Рассмотрим, как конкретизирован любой компонент этого типа безопасности.

В системе специального (коррекционного) образования, информационная безопасность предполагает защиту информационного пространства со следующих позиций: с позиции входящей информации и с позиции исходящей информации (информация, содержащая сведения о ребёнке, его семье).

Входящая информация не должна содержать сведения, которые могут нанести вред психическому здоровью такого ученика, его духовному и нравственному развитию. Она также не должна пропагандировать примеры насилия, жестокости, антисоциальное поведение. Исходящая информация о ребенке обязана отвечать требованиям конфиденциальности и соблюдать интересы как самого ребенка, так и его семьи.

Рассмотрим, как конкретизируется каждый из этих компонентов безопасности.

Средовой компонент информационной безопасности осуществляется за счет обеспечения требований к просветительским материалам, наглядным дидактическим материалам, к информационным стендам. Такая информация должна соответствовать возрастным категориям, быть доступной для восприятия, иметь хорошее полиграфическое качество, учитывать когнитивные и перцептивные возможности детей, на которую она рассчитана (на детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта).

На уровне субъектно-объектных отношений интерактивная составляющая информационной безопасности обеспечивает регламентированный доступ к локальным и глобальным компьютерным сетям через средства массовой информации, информационные базы данных.

Это предотвращает несанкционированный доступ к информации внутреннего пользования, в том числе носящей конфиденциальный характер.

13 стр., 6493 слов

Социальная защита детей в условиях дошкольного образовательного образования

... по улучшению качества социальной защиты семьи, материнства и детства. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ С ДЕТЬМИ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 1.1 ПРОБЛЕМЫ ... условиях возникло серьезное противоречие между необходимостью работы с дошкольниками из неблагополучных семей, и невозможностью педагогами детского сада ее осуществлять. Как правило, ...

Дозируется и ограничивается влияние средств массовой информации: радио, телевиденья, прессы.

Существует система профилактических мер, направленных на предупреждение и развитие зависимостей, связанных с технико-информационными источниками, таких как компьютерная зависимость, Интернет-зависимость, зависимость от ролевых (компьютерных) игр21.

Соблюдение мер информационной безопасности призвано не изолировать ребенка с нарушениями развития от социума, а напротив должно способствовать научению способам взаимодействия с обществом через формирование системы знаний о нем.

По мнению В.Д. Семенова социальная безопасность детей с ОВЗ гарантируется защищенностью как самого образовательного учреждения, так и самых участников образовательного процесса (педагогов, учащихся)22.

Средовой компонент социальной безопасности учитывает особенности самого образовательного учреждения: его вид, тип, категорию обучающихся, технические характеристики здания, территории учреждения, порядок функционирования.

В нашей стране в муниципальной образовательной системы такие системы безопасности созданы и эффективно функционируют, представляя собой целый комплекс организационно-технических мероприятий. Эти мероприятия включают:

обеспечение инженерно-технической укрепленности (контроль за

состоянием здания, наличие капитального ограждения территории учреждения, видеонаблюдение, использование металлических входных дверей);

  • контрольно-пропускной режим;
  • соблюдение норм пожарной безопасности, норм электробезопасности и охраны труда;
  • охрану учреждения и его территории при помощи служб безопасности, вневедомственной охраны, охранных предприятий частного характера;
  • предупреждение детского травматизма;
  • соблюдение требований к оборудованию классных комнат, спортивных залов, групповых помещений, в отношении их отделки и санитарного состоянию;
  • Важно отметить, что безопасность образовательной среды напрямую зависит от материально-технической обеспеченности учреждений, которая предполагает наличие специального инженерно-технического оборудования: систем видеонаблюдения, пожарно-охранной сигнализации, систем оповещения эвакуацией людей (например, при пожаре или других экстренных случаях);
  • это также индивидуальные средства защиты и оказания первой медицинской помощи;
  • оборудование и оснащение учебных помещений (классная мебель, спортивный инвентарь), соответствующие нормам безопасности.

Интерактивный компонент является чрезвычайно важным в обеспечении социальной безопасности детей, специализированных учебных учреждений. Данный компонент охватывает дуальные межличностные отношения между воспитателем и учеником, между учениками в коллективе, между детьми и родителями, между ребенком и окружающем миром.

Создание безопасных условий взаимодействия в специализированных учреждения строится на основе формирования культуры безопасности для всех взаимодействующих объектов, что предполагает обучение воспитателей (и др. сотрудников учреждений) и детей правилам поведения в чрезвычайных ситуациях; реализацию образовательных программ по основам безопасности жизнедеятельности; соблюдение норм и правил общения, исключающее насилие.

22 стр., 10567 слов

Межличностные отношения детей с задержкой психического развития

... развития ребёнка в связи с изучением смежных проблем. Это связано с тем, что особенности деятельности и поведения у детей с ЗПР ... работы состоит в возможности применения диагностики и коррекционных занятий для выявления и коррекции межличностных отношений детей с ЗПР. Глава 1. Теоретические аспекты межличностных отношений детей с ЗПР 1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР ...

Таким образом совокупность всех компонентов безопасности обеспечивает комфортные условия пребывания ученика в образовательном учреждении, достойные условия его обучения, как процесса взаимодействия с педагогом и получения знаний, что в конечном итоге обусловливает безопасность среды и соответственно личности.

Подытожив выше сказанное, приходим к выводу, что психологическая безопасность — это системообразующие мероприятия, направленные на формирование комфортной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями. А модель безопасного образовательного пространства для таких детей соответствует основным принципам специального (коррекционного) образования.

Грамотная организация безопасного пространства для детей с ОВЗ возможна при объединении практического опыта воспитателей, учителей, логопедов, психологов, дефектологов и других специалистов образовательных учреждений совместно с родителями таких учеников, направленного на решение задач развития, воспитания, обучения, коррекции, и в целом их социализации.

Таким образом с позиции комплексного подхода мы рассмотрели приоритетные направления по созданию и обеспечению безопасного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями.

2.2 Практические рекомендации по усовершенствованию психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностям

Перспективы формирования данного рода представлений у детей со сниженным интеллектом просматриваются в правильно организованном коррекционно-направленном специальном обучении и воспитании, адекватном индивидуальным особенностям и компенсаторным возможностям самих детей, опирающимся на зону их ближайшего развития.

Во-первых, учителю-дефектологу следует четко представлять структуру социальных представлений, состоящую из трех измерений: информативного → содержательного →установочного23. Относительно социальных представлений о безопасности жизнедеятельности сущностью информирования является ознакомление воспитанников с окружающими потенциальными опасностями во всех сферах жизнедеятельности (в быту, общении, различных видах деятельности, природе, сохранении собственного здоровья) и собственными возможностями безопасного поведения. Стараясь информировать ребенка с нарушениями интеллекта определенной дозой знаний, нужно помнить о характерном недоразвитии у него всех познавательных процессов, выражающемся в вялой потребности в новых знаниях, отсутствии интереса к познанию, поверхностном, искаженном наличии сведений о фактах и правилах поведения в социальной и природной действительности

Поэтому, при коррекционном воздействии целесообразно использовать специальные формы обучения и методы представления: целевые прогулки, наблюдение явлений общественной, природной и социальной жизни, рассказывать о наблюдении, чтение художественной литературы, просмотр тематических плакатов, работа с большим количеством картин со сценами различных направлений основой безопасности жизнедеятельности, демонстрация фильмов и диафильмов, специально организованные тематические постановки. Эти формы работы не только вызывают интерес, способствуют любопытству, обобщают и расширяют концептуальные рамки предложенных тем, а также параллельно повышают интеллектуальные способности умственно отсталых детей путем разработки целевых наблюдений, осмысленного запоминания, произвольного внимания.

5 стр., 2175 слов

Типы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для ...

... умственное и нравственное развитие, а также подготовка к обучению в специальной образовательной коррекционной (вспомогательной) школе с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. По утверждению А. ... "говорящие" калькуляторы) и методы обучения, ориентированные на коррекцию искаженных зрительных представлений детей..Наполняемость - 12 человек в классе. При данных видах учреждений возможно ...

Содержательный элемент структуры, называемый в концепции социальных представлений — «поле представлений», предполагает не просто воспроизведение образов – представлений в виде определенного верования либо знания, а скорее призван воссоздать представления о мотивах безопасного поведения, умениях и потребностях качественно противостоять опасностям, желаниям установить смысловые взаимосвязи между причинами и следствиями чрезвычайных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности.

В ходе экспериментального изучения установлено, что на данном этапе учитель -дефектолог сталкивается с несколько иной совокупностью трудностей, обуславливающих развитие детей с нарушениями интеллектуальной сферы: затруднении в формировании понятий, суждений, умозаключений; нарушением избирательности восприятия, малой дифференцированностью образов, недостаточным объемом и точностью имеющейся информации об объекте, предмете или явлении окружающего мира; замедленным темпом припоминания материала, эпизодической забывчивостью; неумелым обобщением собственного опыта в речи, склонностью переносить в неизменном виде элементы прошлого опыта на решение новой задачи и т. д.

Научить детей в процессе коррекционно-развивающей работы предвидеть и распознавать опасности и с должной степенью ответственности реагировать на них, посильно предотвращая, а лучше избегая вовсе, – это лишь часть педагогических замысла. Даже на нормально развивающегося ребенка-дошкольника, либо младшего школьника призыв: «Будь внимателен!» – не производит должного впечатления по той простой причине, что он погружен в собственные ощущения, переполнен впечатлениями, и находясь под их воздействием, не обращает внимания на правила, придуманные взрослыми.

Соответственно, проблема усугубляется по отношению к детям с нарушенным интеллектом, у которых и вовсе снижена мотивация в самостоятельности и свободе поведения, не развиты чувство меры, осторожности и предусмотрительности, предполагающие способность предвидеть последствия своих действий, тех или иных явлений и событий. Воспитание чувства безопасности и свободы поведения должно опираться на формирование у ребенка понимания причинно-следственных связей в самых различных жизненных ситуациях, что тоже значительно затруднено с особенными детьми. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость приводят к формированию у данной категории детей «штампов» поведения и не всегда верных взглядов, которые они без должной критики заимствуют из ближайшего окружения. Вредные привычки поведения, заимствованные у взрослых в силу детской подражательности, – одна из причин, приводящих к трагическим последствиям.

Организация работы с детьми в данном направлении должна быть нацелена на своевременное формирование привычки безопасного поведения, желание совершенствовать свои физические и психические возможности, чтобы противостоять опасностям. Этим целям способствуют такие методы, приемы и способы работы, как поэлементный диктант; прием опосредованного общения через игрушку; разъяснения содержания и последовательности действий; упражнения в пространственной ориентировке; речевые упражнения в совместных высказываниях детей; интервьюирование; вопросно-ответная форма подачи материала, требующая умозаключений; работа с графическими моделями (схемами, рисунками); символико-моделирующая деятельность; элементы водных процедур (закаливание, обтирание и пр.) и т. д. Кроме того, обогащенная предметно-развивающая среда становится основой для организации содержательной жизнедеятельности детей в процессе формирования у них социальных представлений в сфере безопасности. Приветствуется использование различного рода игрового материала (настольного: наборов разрезных картинок, домино, кубиков, паззлов и т. п.; настенного: модулей на сенсорное восприятие, тренажеров для развития мелкой моторики и т.п.; напольного: сенсорных ковриков, дорожек, атрибутов «Азбуки дорожной безопасности», «Азбуки пожарной безопасности» и т. п.).

12 стр., 5773 слов

Специфика работы с детьми девиантного поведения

... ВТОРАЯ .Экспериментальная деятельность по диагностике девиантного поведения подростков на базе 7 Б класса ... периодам. Концепция Эриксона базируется на представлении о том, что полноценное развитие ... (или работе машин); предсказание возможных отклонений в развитии организма (режиме работы машин и ... будут затруднять установление теплых, дружественных отношений с людьми, а проблемы, возникающие в процессе ...

1. Алехина С. В. Современный этап развития инклюзивного образования в Москве // Инклюзивное образование. 2010. № 1. — М.: Центр «Школьная книга», С. 6–11.

2. Алехина. С.В. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие/ Под ред. С. В. Алехиной, М. М. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 156 с.

3. Белопольская Н. Л, Лубовский В. И. Дифференциально-психологическая диагностика детей с интеллектуальной недостаточностью: Детская патопсихология: хрестоматия / Н.Л. Белопольская, В.И. Лубовский. — М.: Когито – Центр, 2004. — 351 с.

4. Бондарь Т. А., Захарова И. С., Константинова И. С., Посицельская М. А., Яремчук М. В. Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе. — М.: Теревинф, 2012. — 280 с.

5. Вестник ПСТГУ. IV: Педагогика. Психология. 2006. Вып. 3.- С. 107–122.

6. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова.- М.: Педагогика, 1991. — 480 с.

7. Гостюшин А. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. — М.: Изд. дом «Техника-молодежи», 1996. — 320 с.

8. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. — М.: Просвещение, 2003. — 271 с.

9. Емельянова Т. П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества: автореф. дис. …д-ра пед. наук. — М., 2006. — 27 с.

10. Калашникова С. А. Психолого-педагогические аспекты проектирования инклюзивной образовательной среды [Текст] / С. А. Калашникова // Образование и воспитание. 2015. №3. — С. 26-29.

11. Косымова А. Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. 2006. № 5, — С. 30–35.

12. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации /Под ред. С. В. Алехиной.- М.: МГППУ, 2012. — 92 с.

13. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем. — СПб.: Изд-во Питер, 200, — 352 с.

14. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника.- М.: Просвещение, 1986. — 174 с.

15. Рубцов В.В., Поливанова Н.И., Ермакова И.В. Образовательная среда школы и интеллектуальное развитие детей // Экспериментальные площадки в московском образовании. 1998. №. 2. — М.: МИПКРО.

6 стр., 2549 слов

«Педагогика дополнительного образования детей и взрослых» ...

... развития человека (ребенка) как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса. В частности, педагогическая психология «изучает закономерности ... в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, ...

16. Семаго М.М. Психология развития в постнеклассической научной картине мира / М.М. Семаго. – М.: Изд-во АПКиППРО, 2010.

17. Семенов В.Д. Педагогика среды / В.Д. Семенов. – Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1993. – 207 с.

18. Симаева И. Н., Хитрюк В. В. Инклюзивное образовательное пространство: SWOT-анализ //Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. №. 5. — С. 31– 39.

19. Слободчиков В. Среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. 1997. №.7. – М.: Инноватор-Bennet colledge, — С. 177—184.

20. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие/ Под ред. С. В. Алехиной, М. М. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 156 с.

21. Тарасова С.В. Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка: материалы межрегиональной научно-практической конференции/ под ред. С.В. Тарасова. – СПб.: ЛОИРО, 2012. — 122с.

22. Теплякова Е.Р. Весник Южно-уральского государственного университета // Образование. Педагогические науки. 2011. № 13, – с. 141-145

23. Тюрин А. В. Инклюзивная образовательная среда как акмеологическое средство адаптации// Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. 2013. № 4 (16).

— С. 52–62.

24. Федорова М. А. Полисредовой подход к исследованию дидактических объектов в образовательном пространстве // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2009. № 4 (16).

— С. 76–83.

25. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. — 365 с.

26. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. – 365 с.

27. Ясвин В.А. Векторная модель школьной среды // Директор школы. 1998. № 6. — С. 13–22.