Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать. В современном мире отмечается заметное повышение социальной роли образования, которое становится главным ресурсом общества. Усиление интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, – одна из важных задач образования.
Формы повышения квалификации педагогов
Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития. Система непрерывного повышения квалификации педагогов предполагает разные формы:
- обучение на курсах (один раз в пять лет);
- самообразование;
- участие в методической работе школы, города, района.
Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.
В период между обучением на курсах необходимо заниматься самообразованием, которое расширяет и углубляет знания, полученные на курсах, способствует осмыслению опыта на более высоком теоретическом уровне.
Выбор тем для самообразования
Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.
Система методических мероприятий должна быть подчинена главной цели – стимулированию педагогов в профессиональном самосовершенствовании. Можно объединить нескольких воспитателей в работе над темой, близкой к содержанию годовой задачи. Если учреждение готовится к инновационной или экспериментальной работе, то вопросы самообразования включаются в тематику экспериментальной деятельности.
Особенности работы социального педагога с семьями группы риска в микрорайоне
... основная тема курсовой работы, раскрываются причины, по которым семья попадает в группу риска, особенности работы социального педагога с этими семьями в микрорайоне. В третьей главе разработан вариант работы с ... участие в социальной педагогической работе с семьями из группы риска. Курс состоит из трех глав. В первой главе исследуется социальный портрет социального учителя и, в основном, ...
Руководитель – стратег развития своего учреждения. Он создает целый комплекс условий для профессионального роста каждого педагога, первое из которых – это мотивационное условие постепенного вхождения и приучения педагогического коллектива к постоянной работе в плане самообразования.
План самообразования педагогов
Ежегодно к годовому плану составляется план самообразования педагогов, который может быть представлен в форме таблицы:
№ |
Фамилия, имя, отчество |
Тема самообразования |
Форма и срок отчета |
В плане четко определяется, кто, над какой темой работает и в какой форме отчитывается. Отчеты по самообразованию могут заслушиваться на педагогических советах, а также быть частью любого методического мероприятия. Формой отчета руководителей могут быть консультации или семинары для педагогов. Отчет на рабочем месте предполагает включение в оперативный контроль данной тематики и последующее наблюдение педагогического процесса, с целью оценки применения на практике полученных знаний путем самообразования. Это наиболее демократичная форма отчета.
Очень важно, чтобы организация самообразования не свелась к формальному ведению
дополнительной отчетной документации (планы, выписки, конспекты).
Подводя итог, еще раз подчеркнем, что формы самообразования многообразны:
- работа в библиотеках с книгами, периодическими изданиями;
- участие в работе научно-практических конференций, семинаров;
- ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме.
Результатом усилий педагога являются совершенствование работы с детьми,
рост его профессионального мастерства.
Несколько советов занимающимся самообразованием
ВАЖНО, чтобы знания по какому-либо вопросу, приобретаемые из одного источника,
дополнялись сведениями из другого документа.
Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать
свое собственное мнение по данному вопросу.
ВАЖНО научиться пользоваться библиотечными каталогами.
Это сократит время поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию
или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.
ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы.
Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.
Организация самоконтроля.
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить.» А. Дистервег
Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.
В основе самообразования — интерес занимающегося в сочетании с самостоятельным изучением материала.
Если процесс образования:
1. Осуществляется добровольно;
2. Осуществляется сознательно;
3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком;
4. Необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков, то речь идет о самообразовании.
Самообразование педагога – это необходимое условие его профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Причем он должен иметь знания в различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога. Однако, как бы ни были высоки способности человека к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике должным образом. Причины – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др., т.е. отсутствие потребности.
основные направления
- психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)
- психологическое (общение, искусство влияния, лидерские качества)
- методическое (педагог. технологии, формы, методы и приемы)
- правовое
- эстетическое (гуманитарное)
- информационно-компьютерные технологии
- охрана здоровья
Суть процесса самообразования заключается в том, что педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.
Каковы же , и где их искать?
- Телевидение
- Газеты, журналы
- Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
- Интернет
- Видео, аудио информация на различных носителях
- Платные курсы
- Семинары и конференции
- Мастер-классы
- Мероприятия по обмену опытом
- Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы:
1. индивидуальная
2. групповая.
В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации и др.
Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится : читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.
Что для этого необходимо делать?
Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения.
- Посещать мероприятия коллег и участвовать в обмене опытом.
- Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
Теперь сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту педагога:
- Чтение конкретных педагогических периодических изданий
- Чтение методической, педагогической и предметной литературы
- Посещение семинаров, тренингов, конференций, мероприятий
- Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
- Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
- Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег
- Организация кружковой и внеклассной деятельности
- Изучение информационно-компьютерных технологий
На основании этого каждый педагог составляет личный план самообразования для профессионального роста.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов , которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе?
- разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования
- разработка новых форм, методов и приемов обучения
- доклады, выступления
- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
- выработка методических рекомендаций по применению новой технологии
- разработка и проведение открытых мероприятий по собственным темам самообразования
- проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
Продуктивность процесса самообразования :
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
- В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
- Педагог понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, а следовательно, является открытым для изменений.
— Педагог обладает развитой способностью к рефлексии (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов).
- Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
- Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Организация процесса самообразования
Тема, над которой работает учитель.
В начале каждого учебного года все педагоги выбирают тему самообразования и фиксируют ее в планах методического объединения. Возможных вариантов тем огромное количество, но любая тема должна быть направлена на повышение эффективности воспитательной работы, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ.
Личный план самообразования учителя.
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
- название темы
- цели
- задачи
- предполагаемый результат
- этапы работы
- сроки выполнения каждого этапа
- действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
- способ демонстрации результата проделанной работы
По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей . В отчете отражаются все пункты плана работы по самообразованию.
Таким образом, организация самоконтроля дает возможность:
- Четко планировать свою работу;
- Осуществлять систематический контроль за своей работой;
- Организовывать дифференцированный подход к деятельности обучающихся;
- Более эффективно осуществлять работу по самообразованию;
- Улучшить самоорганизацию, повысить качество своей работы;
- Найти потенциальные возможности для собственного роста и роста обучающихся.
Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет не обеспечить, самое главное – это желание работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
Компоненты готовности педагога к самообразованию.
Алгоритм работы над темой самообразования
- Подбор темы
- Определение целей и задач
- Дата начала работы над темой
- Подбор видов деятельности в рамках работы над методической темой
- Результаты самообразования и их трансляция на учрежденческом, городском, региональном уровне
По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.
Формы представления результатов самообразования.
¨ Доклад
¨ Защита исследовательской работы
¨ Показ воспитанниками новых форм взаимодействия в процессе обучения
¨ Брошюра,
¨ листовка,
¨ буклет
¨ Открытое занятие
¨ Проведение семинара
¨ Обучения коллег новым методикам
¨ Практикум (тренинг)
¨ Лекция
Карта
оценки уровня профессионального мастерства педагогов
№ |
Вопросы для изучения |
Да |
Нет |
Частично |
Итог наблюдения |
1 |
Использование педагогами современных программ |
||||
2 |
Использование педагогами современных технологий |
||||
3 |
Использование педагогами разнообразных форм организации работы с детьми |
||||
4 |
Участие педагогов в методической работе |
||||
5 |
Участие педагогов в открытых мероприятиях |
Инновационная карта
Педагога _______________________________________________
Образование____________________________________
Специальность__________________________________
Стаж___________________________________________
1. Проблема______________________________
2. Цель инновации, нововведения______________________________
Нововведение одноцелевое, многоцелевое (подчеркнуть).
3. Сущность инновации___________________________________
4. Прогнозируемый результат нововведения: ___________________
4. Область применения инновации: управление, дидактика, психология, частные методики, социология, гигиена и физиология (подчеркнуть).
5. Инноватор является разработчиком, распространителем, пользователем инновации (подчеркнуть)
6. Нововведение прошло стадии: формирования идеи, целеполагания, разработки, освоения на стадии опытного внедрения или эксперимента, распространения, диффузии (многократного повторения), рутинизации (реализации в сложившихся структурных единицах) (подчеркнуть)
7. Нововведение прошло экспериментальное апробирование: однократное, многократное (подчеркнуть).
8. Препятствия на пути разработки и внедрения ____________________________________________
9. Экспериментальный контроль осуществляется: специалистами, общественностью, самоконтроль (подчеркнуть).
10. Оценка инновации: критическая, допустимая, оптимальная (подчеркнуть)
11. Какие проблемы предстоит решить_______________________________________
Дата заполнения _______________________
План самообразования педагога
Учебный год |
Содержание обучения, тема самообразования |
Форма представления результата |
2009 – 2010 |
||
2010 – 2011 |
||
2011-2012 |
||
Дата заполнения «____» ___________________ 200 ____ год
План работы
по самообразованию воспитателя
Кожевниковой Ирины Владимировны.
Тема:
Актуальность темы.
Цель :
Задачи:
- Инициирование и позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов.
- Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала.
- Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения задания.
Предполагаемый результат:
- Повышение степени самостоятельности в учебной и внеучебной деятельности.
- Организация сотрудничества педагога и воспитанников, воспитанников между собой.
- Творческая активность воспитанников.
Этапы работы.
№ |
Содержание работы |
Сроки |
1 |
Теоретический этап.
Инновационная деятельность современного педагога. – Волгоград, 2007 г.
Современный урок: альтернативные уроки. – Ростов н/Д, 2007 2. Поиск материалов в Интернете. |
В течение года В течение года. |
2 |
Практическое решение проблемы.
|
Сентябрь. В течение года. Октябрь Ноябрь Апрель Декабрь Март Февраль Март Ноябрь Апрель – май |
3 |
Оценочный этап.
|
Апрель – май Апрель |
* наименование методической литературы представляется в соответствии с требованиями (смотри образец)
АНАЛИЗ
работы по самообразованию воспитателя
Кожевниковой Ирины Владимировны
за 1 полугодие 2009-2010 уч.год.
Тема самообразования
Над данной темой работаю третий год.
Актуальность темы.
Президент Российской Федерации Д. Медведев в Послании к Федеральному собранию 12.09.2009г указал, что главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
В связи с этим тема, над которой я работаю, становится очень актуальной. У каждого ребенка разные способности, интересы, возможности. И педагог должен помочь ему реализовать свой потенциал, т.е. проявить и развить личностные смыслы обучения и воспитания. Образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает вовлеченность в этот процесс самого ребенка.
Цель : заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания.
Задачи:
- Инициирование и позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов.
- Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала.
- Стимулирование воспитанников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения задания.
Предполагаемый результат:
- Повышение степени самостоятельности в учебной и внеучебной деятельности.
- Организация сотрудничества педагога и воспитанников, воспитанников между собой.
- Творческая активность воспитанников.
Диагностика:
- Выявление детей, имеющих склонность к журналистике;
- Численность детей, занимающихся в кружке.
- ……………………………………………………
Основание:, Изучение теоретического материала.
За два предыдущих года изучила следующую литературу:
- Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. – М., 2005 г.
- Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога. – Волгоград, 2007 г.
- Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е. Современный урок: инновационные уроки. – Ростов н/Д, 2007 г.
- Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е. Современный урок: альтернативные уроки. – Ростов н/Д, 2007 г.
В 2009-2010 учебном году
- Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1983
- Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
- Подборка журналов «Вестник образования»
- Смолина Ю.В. Личностная ориентация как основа современного образования. – Ростов н/Д, 2008 г.
- Широко используется Интернет.
В 2008 – 2009 уч.году организовала кружок «Лучик», к работе в котором привлекла обучающихся, проявляющих склонность к журналистике.
На занятиях кружка большое внимание уделяется духовному воспитанию личности. В этом году помимо практических занятий проведены теоретические занятия «Профессия – журналист», «Искусство речи», которые могут помочь воспитанникам проявлять свои творческие способности на уроках русского языка и литературы в школе, а также во внеурочной деятельности.
«Выявление детей, имеющих склонность к журналистике»
С января 2009 года силами кружка выпускается школьная газета «Лучик». На данный момент выпущено 7 номеров, среди них спецвыпуск, посвященный профилактике потребления наркотиков; готовится к выпуску восьмой номер.
В кружке занимаются 7 человек, однако в течение 1 полугодия 2009-2010 уч.года к выпуску газеты привлекаются и другие воспитанники. Помимо прочего кружок посещают на конец декабря 2009г 9 человек.
Численность детей, занимающихся в кружке
Помимо этого готовлю обучающихся к участию в различных областных, региональных и городских конкурсах. На данный момент идет подготовка к участию во Всероссийском детско-юношеском литературно-художественном конкурсе творческих работ «Я помню, я горжусь!», посвященному 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
За два предыдущих года участие в областных и региональных конкурсах можно представить в виде следующей таблицы:
Всероссийские конкурсы |
Областные конкурсы |
Число призеров |
|
2007-2008 |
1 |
2 |
2 |
2008-2009 |
— |
5 |
4 |
Все выше перечисленное считаю результатами работы по самообразованию.
В ноябре по данной теме выступала с докладом «Особенности исследовательской деятельности» на семинаре «Исследовательская и проектная деятельность – технологии развивающего обучения».
Форма отчета по проделанной работе:
- в мае 2010г. издание буклета по теме самообразования;
- выступление на заседании методического совета.
В процессе работы мною были выявлены отдельные недочеты:
- Не все воспитанники, проявляющие склонность к журналистике, привлечены к работе в кружке «Лучик»;
- Необходимо в работу включить больше мероприятий, рассчитанных на самостоятельную деятельность обучающихся.
Перспективы:
В связи с этим во втором полугодии планирую провести дополнительную работу по привлечению одаренных детей к выпуску школьной газеты (отразить в мониторинге), а также на занятиях кружка нацеливать детей на большую самостоятельность.
Воспитатель _________________Кожевникова И.В.