Психологические идеи античности

Курсовая работа

Хронологические рамки античной психологии — XVI в. до н.э. — IV в. н.э. Это время становления, расцвета и упадка греко-римской цивилизации.

Именно в этот период зарождаются и оформляются рациональные научные знания о психике, ростки которых появляются уже в рамках древневосточной культуры.

Труды греческих мыслителей опровергают мифологическую картину мира и противопоставлют ей рационалистический, научный взгляд на окружающую действительность — природу, человека, его внутренний психический мир. И хотя основным понятием, отражающим психические явления, остается понятие «душа», зародившееся в глубокой древности и уходящее своими корнями к самым истокам человеческой цивилизации, но существенно преобразуется его содержание, предпринимаются попытку его рационалистического объяснения. 1

Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI вв. до н.э. было связано с необходимостью становления объективной науки о человеке, рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием тех объективных знаний (математических, медицинских, философских), которые возникли в тот период. В то время психология входила в науку, изучавшую общие закономерности общества, природы и человека. Эта наука получила название натурфилософии (философии).

В течение долгого периода времени, почти 20 веков, психология оставалась частью философии.

От философии психология взяла важное для любой науки положение о необходимости строить свои теории на основе знания, а не веры. Стремление избежать сакральности, т. е. соединения веры со знанием, а не с разумом, стремление доказать правильность высказанных взглядов и было самым важным отличием научной, философской психологии от донаучной.

Глава 1. Причины возникновения научных идей о психике в период античности

Возникновению нового типа мышления соответствовали качественные изменения в психическом мире человека, происходящие, согласно К. Ясперсу, в VIII-III вв. до н.э. — на этапе исторического развития, определяемом как переход от мифологического, архаического человека к человеку такого типа, «который сохранился и по сей день». 2

На этой стадии исторического развития происходит переход от «человека религиозного» к человеку «политическому» и рассудочному. Достигнутый к этому моменту уровень эволюции психики позволяет человеку осознавать «бытие в целом, самого себя и свои границы. 3

14 стр., 6941 слов

Проблемы цельного человека в русской религиозной философии XIX века

... в формировании русского национального самосознания и определяющий дальнейшие судьбы русской философии. Концепции цельного человека в русской философии ... были сосредоточены на проблеме человека: “личность - вершина ... человек - это, выражаясь языком современной социальной психологии, ... периода был Н.Г.Чернышевский. В его основной философской статье “Антропологический принцип” в философии” учение о человеке ...

Люди обретают способность оперировать сложными понятиями, формами символического выражения времени, пространства, причинности, развивается самоанализ, появляется рефлексия, осознание своего Я, то есть складывается та организация психического мира, которая характерна для современного человека.

Кроме вышеназванных преобразований в психической сфере человека, можно выделить еще ряд факторов, определивших зарождение научных рациональных психологических воззрений в период античности:

1. Развитие социально-экономического и политического строя древней Греции как важного стимула возникновения рационального знания (быстрый подъем производства, сельского хозяйства, базирующихся на рабском труде; рост торговли и связей с внешним миром; появление крупных городов-полисов как центров общественной жизни, в ряде которых утверждается демократический

2. Расцвет культуры — поэзии, музыки, архитектуры, литературы (Гомер, Гесиод, Архилох).

3. Изучение, осмысление и творческая переработка психологических идей, накопленных в древневосточном мире.

4. Относительная антирелигиозность античной культуры и отсутствие религиозных запретов как основа свободного развития научной мысли (Олимпийские боги царствуют, но они не всесильны; они не устрашают человека, а являются эталонами, которым люди следуют, предметом восхищения и подражания; боги близки людям, они общаются с людьми, участвуют в их жизни, представляя собой, по сути, облагороженных людей, отличающихся от других только бессмертностью).

5. Возникновение науки как сферы общественного сознания с ее критериями и требованиями познания и изложения материала (доказательность, логичность, систематизированность), а также связанной с этим тенденции рассмотрения человека и его души не в русле мифологических традиций, а на основе объективных данных (математических, медицинских, анатомо-физиологических, биологических).

6. Психологическая мысль античности, развивающаяся на почве указанных инноваций в социально-культурной и психологической сферах, в целом приобретает глубоко рациональный характер. Люди, обретшие способность мыслить, объяснить рационально все то, что ранее было необъяснимым, пугало, наполняло их жизнь непознаваемостью, возвеличили и воспели разум.

Утверждается, что богоподобие человека определяется развитием его умственных способностей (Зенон, Хризипп, Панетий), что ум — высшая божественная часть души (Платон, Аристотель), принцип организации человека (Анаксагор), источник его развития и совершенствования (Гераклит, Сократ, Платон), очищения души (Платон), что рациональное познание — единственно истинное (Демокрит, Платон).

Сам Бог рассматривается как ум (Фалес) или нус (Анаксагор), как Логос (Гераклит).

Вражда и любовь выступали как источники возникновения мира (Эмпедокл).

2.1.»Протофилософский» этап развития античной психологии

В развитии античной психологической мысли выделяется ряд этапов, определяющихся доминирующими подходами в пони мании и объяснении человека и его души.

Процесс выделения философского рационального мышления из мифологии шел медленно и на первом этапе можно говорить о «протофилософии», для которой характерно «наличие многих образов мифологии, значительных элементов антропоморфизма, пантеизма, отсутствие философской терминологии, иносказательность». 4

5 стр., 2413 слов

Философское на заданную тему: Проблеме подлинного и не подлинного ...

... в основном проблему человеческого существования, у многих из них были совершенно разные взгляды по этому вопросу. Именно в экзистенциализме проводятся различия между подлинным и неподлинным бытием. Один из ... подлинное существование – это когда человек не гнется под ударами судьбы и не сливается с серой массой общества, в любой ситуации гордо идя по жизни и сохраняя свой собственный внутренний мир, ...

Античная протофилософия датируется VI в. до н.э. и включает в себя:

1) ионийскую философию (Милетскую школу Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Гераклита);

2) италийскую философию ( Пифагорийский союз и школа элатов — Ксенофан, Парменид, Зенон);

3) философию Эмпедокла, объединяющую в себе ионийскую и италийскую традиции.

Первой философско-психологии в период античности">психологической школой античности считается Милетская школа, создателем которой был Фалес (624-547 гг. до н.э.).

Фалес первым формулирует научную проблему: «Что есть все?», нацеливающую на поиск всеобщего субстрата мироздания. И он отвечает, что основой всего является вода. Земля плавает на воде, происходит из нее, окружена ею. Вода подвижна, изменчива, переходит из одного состояния в другое и тем самым образует все сущее. Из нее возникают все вещи и все космические явления, включая человека и его душу. Таким образом, человек рассматривается как часть природного мира.

Фалес признает наличие божества, но дает ему рациональное объяснение: Бог — тот ум, «который все создал из воды».

Душа — это особое состояние воды. То есть душа наделяется субстратом, общим для всего мира, рассматривается как природное явление. Душа бессмертна. Определяется функция души — способность давать всему движение.

Душа связана с телом, зависит от его здоровья: те, у кого тело здоровое, имеют лучшие душевные способности.

Высказанные Фалесом изречения содержат важные этические положения («Помни о присутствующих и отсутствующих друзьях»; «Не красуйся наружностью, а будь прекрасен делами»; «Не обогащайся нечестным путем»; «Какие услуги окажешь родителям, такие и сам ожидай в старости от детей» и др.).

В них фиксируются и точные психологические наблюдения («Что трудно? — Познать самого себя»; «Что самое приятное? — Достичь того, что желаешь»; «Что всего слаще — успех»; «Что вредно? — невоздержанность»; «Что невыносимо? — невоспитанность»; «Учи и учись лучшему»; «Блюди меру»; «Находясь во власти, управляй самим собой»; «Как легче всего переносить несчастье? — Если видишь, что врагам приходится еще хуже»).

Чрезвычайно актуально звучат слова Фалеса: «Как прожить самую праведную жизнь? — Если сами не будем делать то, в чем упрекаем других». Фалес рисует идеального человека, говоря, что он «телом здоров, натурой богат, душой благовоспитан».

3 стр., 1215 слов

Существует ли у человека Душа? - философско-критическое рассмотрение ...

... Платона, Аристотеля, Демокрита, и др. В них видны первые попытки осмысления категории «душа человека», сливающиеся для них ... признание древним человеком того, что называют «душой» человека. Это работы Д.Фрэзера, Л.Леви-Брюля, К. Леви-Стросса, К.Юнга и других. Важны размышления о душе античных мыслителей: Гераклита, Пифагора, ...

Представитель Милетской школы — Анаксимандр (610-547г.г.) считал, что всеобщим субстратом является апейрон (предвестник атома) — вечное беспредельное божественное начало, не имеющее определенной вещественной формы, качественных характеристик (смесь всех элементов) и всем управляющее. Движущая сила развития мира — борьба и обособление противоположностей (в первую очередь, тепла и холода).

Он стоял у истоков эволюционной идеи, утверждая, что живое происходит из неживого, а человек — от животных. Доказывал невозможность существования «первочеловека» как предшественника всех живых существ.

Вершиной милетской школы было учение Гераклита.

Гераклит — основоположник идеи развития, согласно которой все сущее находится в состоянии вечного и постоянного изменения. Гераклит вошел в историю как один из первых исследователей собственно психической деятельности. Он ввел понятие «психея», на основе которого родились впоследствии понятия «психика» и «психология».

Космос он представлял в образе «вечно живого огня», который является субстратом всех вещей и явлений мира.

Человек состоит из двух начал — души и тела. Душа («психея») — проникающая из макромира искра огня. Она, таким образом, рассматривается как часть макромира, построенная по его законам. Будучи частью макромира, душа тесно связана с ним; ее состояния зависит от уровня этой связи.

Огненному началу в человеке — душе противопоставляется тело. Душа связана с телом как «паук с паутиной»: состояние тела определяет активность и познавательные способности души.

Гераклит рассматривает проблему познания, отмечает, что познание — отличительное свойство человека: «… Всем людям свойственно познавать самих себя и миры и мыслить». Главная цель человека — познать Логос. Понятие «Логос» в античной психологии имело множество смысловых оттенков, для Гераклита же оно означало закон, управляющий всем.

Таким образом, в работах Гераклита выдвинут целый ряд важных психологических идей: 1) материальность (огненность) души; 2) зависимость законов души от Логоса; 3) внешняя и телесная обусловленность психики; дифференциация уровней жизнедеятельности (сон, бодрствование); 4) соотношение познавательных и побудительных сил.

2.2. Античная натурфилософская психологическая мысль

Второй этап в развитии античной философско-психологической мысли — натурфилософия или философия природы. Натурфилософия возникла в V в. до н.э. и была представлена плеядой блестящих ученых.

Гиппократ (460-370 гг. до н.э.) — «отец медицины», один из основоположников научного подхода к болезням человека и их лечению. Он изучал устройство человеческого организма, исследовал причины его болезней. Жизнь рассматривалась им как изменяющийся процесс. В ее основе — воздух, через который осуществляется связь организма с миром. Воздух приносит в мозг разум.

Главной причиной различий между здоровым и больным человеком Гиппократ считал пропорции, в которых находятся в организме различные «соки» (кровь, желчь, слизь); эти пропорции он называл темпераментами. С именем Гиппократа связывают дошедшие до наших дней названия четырех темпераментов: сангвинический (преобладает кровь), холерический (желтая желчь), меланхолический (черная желчь), флегматический (слизь).

7 стр., 3346 слов

Аристотель: развитие учения о человеке, душе и разуме

... души и тела У Платона, как и у его учителя Сократа, ведущей темой остается нравственно‑этическая, а важнейшими предметами исследования оказываются чел Этика стоиков Если прежние этические учения ... философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, ... тезис о том, что бытие есть нечто простое, понимая под ним неделимое – атом («атом» Человек и ...

Наряду с внутрителесной детерминацией, подчеркивается обусловленность развития человека и его психики внешними причинами: образом жизни человека, условиями его быта (пища, жилье), особенностями географической среды обитания человека, способом правления.

Гиппократ обосновывает главную роль мозга в психической деятельности, рассматривая мозг как вид железы. Он утверждает, что жизнь человека зависит от естественных причин, подвластных разуму, наблюдению.

Анаксагор (500-428 гг. до н.э.) считал, что природа состоит из множества мельчайших частиц и искал в ней начало, благодаря которому из хаоса, из беспорядочного скопления и движения этих частиц возникает организованный космос. В качестве такого начала он выделил «тончайшую вещь» («легчайшую из всего»), которой дал имя «нус» (разум).