Для того, чтобы лучше понять требования которые современная жизнь предъявляет к профессии психолога, к его личностным качествам, необходимо понять условия в котором приходиться работать современным специалистам. Все происходящие в современных условиях можно подразделить следующим образом:
Развитие психологии до недавнего времени зависело напрямую от большевистской идеологии.
Отказ от анализа психологии человека в тоталитарном обществе, чтобы не обозначать реальные проблемы общественной жизни.
Неподготовленность психологов для решения современных задач — проблемы личности бывшего «советского человека».
Подмена истинных научных знаний провозглашенными рецептами различные панацеи от общественных болезней.
Подрыв доверия к науке в результате взаимодействия «невежественного заказчика» и недобросовестного исполнителя.
Подмена психологов профессионалов представителями оккультных наук.
Безответственность средств массовой информации ( колдуны и гадалки в качестве психологов).
Снижение уровня профессиональной подготовки, появление специалистов не имеющих базового образования ( кратковременные курсы психологов ).
Учитывая все выше перечисленное жизнь заставляет по новому относиться к профессии, и выдвигает новые требования:
1.Функциональная востребованность в современных условиях.
2.Богатство методических средств и приемов, используемых в тренинговых группах, психологическое консультирование, новые методы работы (нейролингвистическое программирование, трансакционный анализ и т.д.), только в последнее время включены в инструменты российской психологии, хотя они давно широко используются на Западе.
3.Участие психологов в современном бизнесе — изучение влияния рекламы на потребителя, изучение политического имиджа и пути его конструирования, вместе с психологами и социологами.
1. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГУ-КОНСУЛЬТАНТУ
Было проведено исследование методом опроса слушателей факультета психологии с целью вычленить наиболее повторяющиеся, социально желаемые качества характеристики психолога. На основании личного опросника Р.Кеттела была составлена эталонная таблица, соответствующая образцу идеального психолога.
В каких личностных характеристиках это выразилось:
1. Психолог должен иметь высокие (общие) умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, скрупулезным аналитиком, экспериментатором.
Психология современной семьи
... В курсовой работе изложены вопросы, связанные с характеристикой основных функций, структуры и типологии семей, рассмотрены психологические особенности современной российской семьи. 1. Теоретические характеристики семьи. 1.1 Определение семьи. Функционально-ролевой аспект современной семьи. Семья - первая ...
2. Психолог социабелен, поэтому предпочитает работать с людьми, радуется социальному признанию и одобрению, любит идти в ногу с событиями. Это общительный человек, он великодушен к людям, Легко формирует активные группы, тактичен, дипломатичен в общении.
3. Он любит совместные действия, подчиняет интересы личности групповым интересам, совестливый, добросовестный, имеет чувство долга и ответственности, сильный, энергичный, умеет подчинить себе. Он смел легко решает практические вопросы.
4. Психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу.
Совершенно оправдано в требованиях к личности психолога наиболее ярко выделены четыре доминанты: интеллектуальность, социальность, эмоциональная стабильность и практичность, — причем выдержанные в гуманистическом духе.
В ответах, каким не должен быть психолог, были представлены сочетание факторов, соответствующие незрелой и невротической личности.
Кроме того, в характеристику вошли показатели отсутствия эмпатии, в частности, к детям, взрослым, посторонним.
Личностные качества, несовместимы с работой психолога.
Это незрелость личности, низкая сила «эго», низкий интеллект, отсутствие эмпатии, недостаточная независимость мысли, невозможность решать свои проблемы, излишняя заторможенность, низкая организованность, плохое сопротивление стрессу, потребность к гиперопеке, высокая тревожность и чувство виновной ничтожности.
Хотя эти требования абсолютизированы и трудно найти, людей у которых органично сочеталось бы между собой такое множество свойств и качеств, эталонные требования могут служить общим ориентирам.
Сейчас в основном можно условно выделить два типа психологов:
Интеллектуальный тип — к этому типу относятся рассудочные, аналитичные, независимые, оригинальные люди. У них преобладают теоретические ценности. Как правило это выпускники университетов, которые связывают свое будущее с научной деятельностью. Они не особенно стремятся снизойти до практической работы в школе, детских учреждениях, с учителями и руководителями, прошедшими только психологический ликбез, и относятся к ним в лучшем случае снисходительно. Эту категорию специалистов можно стимулировать через создание на базе школ, учреждений где они работают, проблемных лабораторий, экспериментальных площадок. Это способствовало бы повышению мотивации психолога, вело к оплодотворению его научных поисков.
Социабельный тип — это люди, стремящиеся поучать и воспитывать, психологически настроенные на человека. Они нуждаются в контактах, решают проблемы, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться, обладают хорошими вербальными способностями. Этот тип чаще всего встречается среди педагогов, закончивших факультет практических психологов. Мотивами их переквалификации в большинстве случаев являются социальные, реже — неудовлетворенность педагогической деятельностью.
В процессе исследований была составлена психограмма профессии психолога. В нее были включены следующие личностные особенности и умения:
1. Внимание, стремление понять позицию других.
2, Дружелюбие, общительность.
3. Способность стать лидером.
4. Вежливость, общительность.
5. Руководство здравым смыслом, следование предписаниям.
6. Жизнерадостность.
7. Терпеливость, упорство.
«Этический кодекс педагога- психолога» материал
... Этика педагога психолога мной сравнивается, наверное, с перилами над обрывом, которые помогают удержаться от падения, но и не скрывают проблему. Позволяют видеть и оценивать вид перед собой. Знать этику ... и неквалифицированного использования психологических знаний, и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации. Современный педагог психолог должен понимать, что ...
8. Большое чувство ответственности.
9. Способность выполнять работу, полную разнообразия.
10. Энтузиазм в трудовой деятельности.
11. Тщательность деятельности.
12. Схватывание новых идей, самостоятельность суждений.
13.Аккуратность и последовательность в работе.
14. Способность к планированию своего будущего.
15. Способность к устным высказываниям.
16. Хорошая память.
17.Способность обучать других.
18.Умение заботиться о больных.
19. Умение заботится о посторонних.
Данная психограмма была впервые опубликована в работе Укке Ю.М, «Диагностика сознательного выбора профессии японских школьников».
Качество и навыки, которые рекомендуют развивать в себе школьникам которые хотят избрать профессию психолога: логичность и независимость мышления, групповая работа, лидерство, межличностное общение, точность, изобретательность, внимательное отношение к людям.
Для профессионального самосовершенствования психологу необходима примерная модель, в которой были бы указаны необходимые знания, умения и профессионально важные знания (ПВК).
В самом приближенном виде эту модель можно представить следующим образом.
Психолог должен знать свои личностные особенности, способности, недостатки, возможности, сильные и слабые стороны, способы компенсации недостатков. Он должен уметь регулировать свои эмоциональные состояния, мобилизовать свои психологические функции (память, внимание, мышление), осуществлять поиск и анализ необходимой научной, социальной, учебной и профессиональной информации, тренировать профессионально важные качества.
Наконец, психолог должен иметь и постоянно развивать в себе профессионально важные качества: интеллектуальность (любознательность, логичность и практичность ума, рефлексивность), социабельность (эмпатия, потребность в социальных контактах и социальном одобрении, коммуникабельность).
Очень важным представляется сочетание потребности в достижениях, силы «Я» и самокритичности, эмоциональной устойчивости, жизнерадостности и оптимизма.
В работе с учащимися психологу необходимо знать об их возрастных и типологических особенностях: представление о динамике развитии личности в онтогенезе, соответствии воспитания и развития, взаимодействие обучаемости и обучения. Ему придется сталкиваться с отклонениями в развитии, поведении, умении и общении учащихся, для распознании которых психолог должен знать психологию этих процессов и явлений. Поскольку развитие ребенка во многом предопределяется условиями семейного воспитания, психологу важно ориентироваться в психологии семьи и семейного воспитания. Выявлять влияние детского коллектива на формирование личности, психолог обязательно будет опираться на знания социально — психологической особенности классного коллектива и малых групп.
Следует подчеркнуть особо отношение психолога с пациентами. Общение психолога требует эмпатии, доброжелательности, внимательности и наблюдательности, большой выдержки, терпения, настойчивости. Все эти профессионально важные качества психолога должны неизменно сочетаться с педагогической интуицией и оптимизмом.
Для того чтобы помочь человеку он должен захотеть что-то изменить в себе, научился каким-то способам самопознания, самовоспитания и самообразования. Это означает, что психолог должен иметь представление о психологических закономерностях названных процессов и т.д.
Человек, его права и свободы как высшая ценность
... к правам и свободам человека, а лицо, не являющееся гражданином государства (иностранцем, апатридом) — лишь правами и свободами человека. Как отмечает Е. А. Лукашева, такой подход, как разграничение прав и свобод на права и свободы человека и права и свободы ...
Важную роль в работе играют следующие профессиональные умения: организационные, коммуникативные, психодиагностические, возрастно-индивидуального и семейного консультирования, прогнозирования вариантов развития, психопрофилактика и психокоррекция.
И КАК ОБРЕСТИ СВОЕ ЛИЦО
В нашей стране в настоящий момент действует с 1988 г более 40 документов, регламентирующих работу практических психологов, но по прежнему нет четкого определения функций психолога, круга решаемых им задач. Сложно выделить просто психологические задачи, из круга решаемых проблем. В числе общих трудностей практических психологов фигурирует проблема профессионального самоопределения при недостаточном качестве профессиональной информации, проблема приобретения своего лица и создания адекватной конкретным условиям авторской модели психологической службы при отсутствии конкретной помощи со администрации и профильных центров.
Если выделять отдельно принципы организации психологической помощи то все можно подразделить как бы на три больших раздела:
- крайности,
- золотая середина.
К так называемым крайностям можно отнести перегибы в ту или иную сторону:
1.Ограниченная узкая специализация или хаос, бессистемность, поверхностность.
2. Морализаторство или безнравственность.
3. Застой, идеализация прошлого или разрушение, отрицание старого опыта.
4. Внутренняя пассивность, самоизоляция или самосгорание на работе, потеря профессионального самоощущения.
5.Ригидность, психологическое самодурство или приспособленчество, угодничество, предательство.
6. Трудности эмоционального характера или трудности логического характера, непоследовательность. Эйфория, излишняя самоуверенность.
7. Пессимизм, отчаяние.
8. Акцентирование на единичных принципах или перемешивание принципов, утрата специфики службы.
Всему выше перечисленному должна быть противопоставлена так называемая » золотая середина» она включает следующее:
- многообразие форм и методов работы психолога,
- нравственность, экологичность,
- преемственность в работе,
- самоактивация творческого начала,
- профессиональное сотрудничество, гибкость, готовность к компромиссу,
- выделение приоритетов в работе,
- действенный оптимизм, разумная самоирония,
- системность в работе, основанная на взаимосвязи принципов.
Таким образом любая авторская модель психологической службы предполагает выделение приоритетов, системность, гибкость, многообразие форм и методов работы, преемственность. Эта служба должна быть нравственной и экологичной, т.е. культивировать право каждого человека на уникальность и неповторимость. Она опирается на действующий оптимизм, творчество и профессиональное сотрудничество.
3. МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ
КАЧЕСТВА ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА
Современные условия жизни требуют определенных морально-этических качеств от профессии психолога. Эти нормы давно приняты американской ассоциацией психологов и представлены в специальном уложении, который получил название «Этический кодекс практического психолога». С краткими исправлениями и добавлениями он принят в нашей стране совершенно недавно.
Этический кодекс практического психолога.
Основные принципы работы психолога-консультанта гуманистической ...
... жизни человек испытывает скуку, предается зависимости, терпит поражение от серьезных неудач. В соответствии с этими идеями гуманистическая психология и психотерапия разрабатывают методы и приемы работы психолога-консультанта с клиентами. ...
Это свод моральных правил на которых строится деятельность и взаимодействие в той или иной сфере общения.
В основе кодекса лежат нравственные нормы, выражающие категории добра. В своей работе психологу часто приходиться действовать чувствами и интуицией, воздерживаться от поспешных, незрелых решений.
Источниками этого свода правил являются философия (этическая сторона проблемы), религия (нравственные принципы), культура (обычаи и традиции), идеология, политика. Эти две последних категории определяют интересы государства. Задача этического кодекса регламентировать с моральной точки зрения действия психолога в процессе его работы.
Сам кодекс включает следующее:
1. Ответственность за свою профессиональную деятельность перед людьми.
2. Если интересы клиента противопоставлены интересам учреждения, родителей и других детей — выполнять функцию с максимальной беспристрастностью.
3. Работа психолога профнезависима и автономна, не может быть отменена администрацией и вышестоящими организациями.
4. Работа психолога отменяется лишь специальной комиссией, состоящей из психологов высшей квалификации, наделенных полномочиями.
5. В работе с людьми быть максимально честным и искренним.
6. Психолог сам нуждается в доверии и правах, и сам несет персональную ответственность за свою работу.
7. Работа на достижение гуманных целей (снятие ограничений на пути развития человека).
8. Работа на основе безусловного уважения и неприкосновенности прав личности, всемирной декларации прав человека.
9. Защита прав человека перед обществом.
10. Психологическая осторожность в выборе методов психокоррекции, психодиагностики, в выводах и рекомендациях.
11. Не участвовать в ограничении личных свобод человека, приносящих вред, приводящих к нарушению прав человека.
12. Информирует вышестоящее профсоюзное объединение о нарушении прав человека и негуманном обращении с ним.
13. Психолог должен противодействовать любым политическим, идеологическим и экономическим влияниям, приводящим к нарушению прав человека.
14. Психолог оказывает только те услуги, на которые он способен в силу своего образования и квалификации.
15. В случае использования материалов, не прошедших апробацию, предупредить заинтересованных лиц, быть предельно осторожными в выводах и рекомендациях.
16. Не передавать психодиагностичечких, психотерапевтических, психокоррекционных методов некомпетентным людям.
17. Препятствовать использованию психологических методик неподготовленными людьми. Предупреждать людей об опасности обращения к делитантам.
18. Подростки и юноши консультируются без третьих лиц.
19. Необходимость присутствия третьего лица только в случае медико-психологической и судебно-психиатрической экспертизы.
20. Данные на подростка или юношу передаются третьим лицам лишь с согласия клиента.
21. Учителя, родители и руководители получают только ту информацию, которая не может причинить вред.
22. Через средства массовой информации предупреждать о негативных воздействиях некоторых лиц, и где можно получить первую помощь пострадавшим.
23. Не должны вовлекаться в деятельность, если она может быть двусмысленна или причинить вред.
24. Не давать обещаний, которые не можешь выполнить.
25. Персональная ответственность за хранение информации.
Клиент-центрированный подход в консультировании
... Консультант: В чем дело, Екатерина? Клиент: Минутку, минутку... Скорость, с которой происходит взаимодействие, определяется личной скоростью клиента, и в этом случае Екатерина сказала психологу, ... проблемы, но способный понимать их и работать над ними вместе с терапевтом. Фундаментальные положения своего терапевтического подхода Роджерс определяет следующим образом: 1. «Этот новый подход в ...
26. Нарушение этических норм профессиональным психологом рассматривается судом чести ассоциации практических психологов, а при необходимости — вышестоящей профессиональной организацией, включенной в психологическую службу.
Из всего комплекса морально-личностных качеств современного психолога-консультанта особенно хотелось бы выделить десять, без которых невозможна полноценная работа.
На первом месте — импатия. Это — основное межличностное качество, которым должен обладать психолог-консультант. Главным является готовность, желание и способность человека чувствовать, понимать другого, смотреть на мир его глазами, на время забывая о своем восприятии мира, о своей собственной точке зрения.
Это качество психологического консультанта проявляется во время всего процесса консультирования, и, благодаря ему оказывается способным лучше и глубже понять клиента, эффективнее ему помогать.
Открытость, как свойство личности, имеет несколько различных проявлений.
Во-первых, это готовность психолога-консультанта быть открытым как личность для клиента (правда не настолько, чтобы роль консультанта и клиента поменялись между собой, и клиент узнал о проблемах консультанта, стал переживать и сочувствовать ему самому).
Подмена ролей обычно происходит тогда, когда психолог-консультант начинает рассказывать клиенту о своих проблемах, вызывая у последнего желание помочь консультанту. Мера открытости должна определяться ощущениями клиента: если он психолога-консультанта считает открытым человеком и не испытывает боязни перед ним, значит в плане открытости клиента все в порядке.
Во-вторых, открытость — это стремление психолога-консультанта в личном общении с клиентом оставаться самим собой, естественно проявляя как свои достоинства, так и недостатки. Будучи вполне открытым человеком, психологический консультант демонстрирует клиенту сои недостатки не для того, чтобы шокировать его, не затем, чтобы вызвать сочувствие у него, а для того, чтобы показать, что сам консультант — это обычный живой человек, как и все люди, имеет недостатки и не старается в процессе психологического консультирония играть не свойственную ему роль.
В-третьих, открытость психологического консультанта в том, что он готов обсудить с клиентом любые вопросы.
Импатия сопутствует открытости, и одно без другого существовать не может.
Под выражением личной заботы о клиенте понимается такое внешнее поведение психологического консультанта, которое выражается в действиях и словах, демонстрирующих личную заинтересованность, заботу консультанта о клиенте. Такая забота не должна быть чрезмерной.
Психолог-консультант должен быть эмоционально выдержанным человеком. Его чрезмерная эмоциональность может оказать возбуждающее действие на клиента.
Доброжелательность — это также важное психологическое качество психолога консультанта. Хотя это качество коррелирует практически во всеми выше перечисленными качествами личности, однако оно имеет свои индивидуальные проявления. К ним, в частности, относится умение психолога в любых ситуациях, чтобы не случилось, и как бы себя не вел клиент, сохранить ровный и безусловно доброжелательный стиль общения с ним.
Концепция психологического консультирования в индивидуальной ...
... Психологической энциклопедии под редакцией Р. Корсини и А. Ауэрбаха дается разъяснение: « Индивидуальная психология часто не правильно понимается как психология индивидуума или индивидуальных ... и ранних детских воспоминаниях клиента. Затем консультанты обсуждают с клиентами свои интерпретации, впечатления, мнения и чувства и стараются установить терапевтические отношения. Клиента поощряют к анализу и ...
Особое место в психологическом консультировании занимает безоценочное отношение психолога к клиенту. Это стремление психолога консультанта в общении с клиентом избегать прямых оценок любых действий клиента. Чтобы клиент ни говорил о себе, какие бы внутренние чувства ни вызывал он, психолог должен воздерживаться от оценки поступков клиента. Главная его задача состоит в том, чтобы максимально глубоко понимать клиента, его проблемы и в том, чтобы помочь бы эту проблему решить.
Отказ от нравоучений и навязывания клиенту своего мнения со стороны консультанта в основном относится к моменту исповеди клиента, оценивание его проблемы и выработке рекомендаций по поводу того, как эту проблему решать. Консультирование — это процесс в котором обе стороны, психологический консультант и клиент, как личности равны. Данное равенство является фактическим и распространяется на все без исключения этапы консультирования. Если психолог-консультант прав, а клиент ошибается, то консультанту следует продолжать убеждать и прекратить это только тогда, когда клиент окажет явное трудно преодолимое сопротивление усилиям психолога.
Далее консультанту следует предоставить клиенту возможность поступать так, как он считает нужным.
Доверие к клиенту — это то на чем строится гуманистически ориентированное консультирование. Доверие консультанта к клиенту предполагает веру в то, что клиент вполне самостоятельно может решить свою проблему, если ему помочь осознать ее и вместе с ним найти способ ее решения. Доверие так же означает готовность психологического консультанта разделить мнение клиента и принять его, отказавшись от своего собственного, если, конечно, клиент прав.
Особое внимание заслуживает следующее качество, определенное Р.Меем как стремление психолога-консультанта не избавить клиента от переживаний, а направить их в конкретное русло. Переживания — это верный признак неравнодушного отношения клиента к своей проблеме и к самому себе. Если у клиента нет правильного понимания своей проблемы или способа ее решения, то переживания могут играть деструктивную роль.
Эмоциональная энергия переживания необходима для правильного выбора и реализации решения проблемы. Следовательно, задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы сохранить, а, может быть, и усилить эту энергию, направить ее в правильное, конструктивное русло.
Умение выбирать и сохранять оптимальную психологическую дистанцию в общении с клиентом надо понимать следующим образом: психологический консультант так должен общаться с клиентом, чтобы сохранять доверие и открытость.
Вместе с тем, отношения психолога-консультанта с клиентом не должны переходить в интимно-близкие. При этом, у клиента не должно возникать ощущения, что психолог-консультант то приближается, то удаляется от него.
Стратегия консультанта в стремлении психологически сблизиться с клиентом в следующем: консультант постепенно, незаметно для клиента должен становиться для него все более и более близким человеком. Однако, как только психолог почувствует что следующий шаг может привести к интимности во взаимоотношениях, следует немедленно остановиться и далее держаться с клиентом на такой дистанции, которая к данному моменту времени образовалась.
Профессиональное консультирование
... механизма для психолога, который в свою очередь, будет вносить в нее изменения, непосредственно, при консультировании, полученной информацией от клиента. Схема профконсультирования может быть следующей: Подготовительный этап. задача консультанта на ...
Умение вселить в клиента уверенность и решимость справиться со своей проблемой — это особое качество, которое зависит от способности психолога-консультанта убеждать, внушать, поддерживать человека.
Для этого необходимо научиться умело и разумно пользоваться соответствующими вербальными и невербальными средствами воздействия на
клиента.
Психологичное консультирование — область практической психологии, связанная с оказанием практической психологической помощи непосредственно пациенту в виде советов, рекомендаций. Это сложившаяся практика психологической помощи которая оказывается основываясь на убежденности психолога в том, что пациент сам в состоянии осознать свои собственные проблемы и пользуясь практическими советами психолога в состоянии справиться сам со всеми проблемами. Пациент должен желать справиться со своей проблемой, а задача психолога указать путь как более безболезненно, рационально разрешить ту или иную возникающую задачу.
Чем же психологическое консультирование отличается от психотерапии:
1. Встречи с психологом проходят кратковременно, эпизодически только для получения консультации по той или иной проблеме.
2. Консультант дает только советы , задача самого клиента реализовать задачи непосредственно в жизнь.
Рассмотрим цели психологического консультирования:
1. Оказание оперативной помощи для разрешения временно возникшей проблемы.
2. Оказание помощи в решении проблемы с которой он сам может справиться , без решения сложных психологических задач (житейские советы, здравый смысл)
3. Оказание временной помощи человеку, которой нуждается в длительной психотерапии, но пациент не располагает достаточным количеством времени и возможностями (в случае возникновении депрессии ).
4. Когда есть понимание проблемы, и готовность ее решить, но есть сомнения в правильности своего решения, сомнения в своей правоте. Задача психолога предать уверенность в разрешении той или иной проблемы.
5. Оказание помощи, когда возможности оказания какой либо другой помощи нет возможно (нуждающиеся в длительной психотерапии).
6. Когда психологическое консультирование оказывается не вместо других способов, оказания психологической помощи, а вмести с ними. Расчет ведется на то, что не только психолог, но и сам клиент будет стремиться решать свои проблемы.
7. В тех случаях, когда готового решения нет, ситуация вышла за рамки компетенции, психолог должен оказать хоть какую — ни будь помощь.
Основные задачи психологического консультирования:
1. Уточнение проблемы, с которой столкнулся клиент.
2. Информирование клиента о сути возникшей у него проблемы (реальность и серьезность возникшей проблемы).
3.Изучение и уточнение методом психологического консультирования
личности клиента с целью выяснения того, сможет ли клиент самостоятельно справиться с проблемой.
4. Четко формулировать советы и рекомендации по поводу того, как наилучшим способом решить ту или иную проблему.
5. Оказание текущей помощи в виде дополнительных практических советов, предлагаемых когда клиент сам начал решать свои проблемы.
6. Обучение клиента как избегать возникновение в будущем аналогичных проблем ( психолого-просветительное информирование клиента).
Типы клиентов и особенности взаимоотношений психолог-клиент
... 2. Типы клиентов и особенности взаимоотношений психолог клиент Эту проблему рассматривали многие авторы. Н.Н. Обозов позволяет выделить 5 оснований для классификации клиентов и рекомендаций по взаимоотношениям с ними: по характеру запроса на психологическую помощь; ...
7. Передача психологическим консультированием клиенту элементарных, жизненно-необходимых знаний и умений, освоение и правильность употребления их самим клиентом, без специальной психологической подготовки (психолого-просветительное информирование).
Процедура психологического консультирования — группа приемов объединенная по целевому принципу, при помощи которых психолог решает одну из частных задач.
Первый этап. Не выделяется специально из процедуры психологического консультирования.
Второй этап. Встреча с клиентом и создание общего эмоционального настроя. Снятие «эмоционального барьера» Успокоить клиента, убедить в психологической безопасности, создать обстановку раскрепощенности и эмоционального комфорта. Вселить уверенность клиента в себя. Консультант должен вызывать доверие и положительное восприятие у клиента.
Третий этап. Эмпатическое слушание.
Включает в себя два элемента эмпатию и активное слушание клиента. Психолог наводящими вопросами по ходу рассказа должен достигать следующего:
- активизация мышления и памяти клиента,
- процедура подкрепления клиента,
- психодиагностическая процедура.
1. Эмпатическое слушание включает следующие моменты. Во-первых, психолог отождествляет себя с клиентом, как бы пытаясь понять его в его же собственном образе, но в тоже время критически оценивать все произнесенное им. Во-вторых, дает профессионально оценку всему произнесенному.
2. Активное слушание клиента — активация мышления и памяти:
- уточнение фактов, открытие того, что скрывало сознание, помочь четко сформулировать то, что он хотел бы сказать.
- заполнение пауз клиента, для обеспечения связи сказанного,
- напоминание в корректной форме о чем нужно говорить.
3. Подкрепление. Подкрепление мимикой и жестами выражение согласия с тем, о чем говорит клиент. Приободрение клиента.
4. Прояснение мысли клиента. Повторение вслух мыслей клиента для того, чтобы точней сформулировать мысль.
Четвертый этап
Убеждения, размышления, поиск взаимоприемлемых решений, уточнение деталей, конкретизация основной психологической проблемы.
Убеждение — аргументировано доказать почему нужно поступать так, а не иначе.
Разъяснение — развернутое изложение мыслей психолога. Сознательный диалог с клиентом, чтобы он мог стимулировать вопрос к себе.
Поиск взаимоприемлемых решений. Если клиента не устраивает решение, то поиск приемлемых решений поставленной проблемы.
Альтернативное решение. Уточнение деталей — разъяснение мелких, но существенных проблем связанных с выполнением соответствующих рекомендаций. Совместная выработка решений и рекомендаций. Задать вопрос и на основе ответа понять правильность понятий клиента.
4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ
К ПСИХОЛОГУ-КОНСУЛЬТАНТУ ВО ВРЕМЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Каждый вид психологического консультирования предъявляет особые требования к личности психолога. Рассмотрим различные примеры этого.
Интимно-личностное консультирование.
Особые требования предъявляет к психологу-консультанту именно этот вид консультирования. Именно здесь консультант должен быть особенно тонким и деликатным человеком, вызывать доверие и иметь достаточный опыт в соответствующие знания в этой области. Эти требования заключаются в следующем.
Возраст консультанта должен быть старше, чем у клиента (разница в возрасте не должна превышать 20 лет, т.к. в этом случае консультант и клиент принадлежат к разным поколениям, и не всегда могут правильно понимать друг друга).
Наличие жизненного опыта в разрешении данных ситуаций (консультант имеет семью, состоял в браке и т.д.)
Сам психолог-консультант не имеет острых не разрешимых проблем в этой области, в особенности по вопросам самого психологического консультирования).
Психолог в силу обстоятельств может быть субъективен, и проявлять ревностное отношение к данной проблеме.
Не рекомендуется обращаться к психологу-консультанту за разрешением проблемы если он имеет ее сам.
Прежде чем консультировать клиентов по этой проблеме, необходимо самому пройти консультирование по данной проблеме у более опытного коллеги.
Не принимать участие в данном виде консультирования пока сам не избавится от проблем в этой области. Здесь действует правило «За одного битого, двух небитых дают».
Располагать достаточным количеством времени.
Психологическое консультирование семейного характера.
Включает в себя следующие особенности:
Консультант желательно старше возрастом.
Женат или имел семью.
Нет проблем в семье.
Наличие детей или совместно проживающих родственников.
Психолого-педагогическое консультирование.
Включает в себя следующие особенности:
Сам имеет педагогическое образование и ориентируется в практической педагогике.
Имеет опыт воспитания собственных детей, желательно разного возраста.
Не имеет права открыто проявлять чувства, даже если их поведение не соответствует нормам этики морали.
Деловое психологическое консультирование.
Включает в себя следующие особенности:
Знать дело, по поводу которого консультируется клиент.
Приобрести опыт в данном виде деятельности, если его до этого не было.
Психолог-консультант ведет себя как деловой человек.
Консультирование желательно проводить на работе клиента.
ВЫВОДЫ
Повышение профессиональной квалификации и совершенствование личностных качеств психолога-консультанта
Профессия современного психолога-консультанта предъявляет множество различных требований к личности самого психолога. В современных условиях ему придется решать множество не простых задач связанных с профессиональной деятельностью, с совершенствованием личных качеств. Для этого необходимо следующее:
Получение новейших научных и практических знаний в тех областях современной психологии, которые лежат в основе психологического консультирования. Эти знания он получит на семинарах, курсах повышения квалификации, самостоятельной работе с новой научной и научно-практической литературой.
Подготовка и защита диссертации, сдача квалификационных экзаменов для получения более высокого разряда.
Освоение психологом-консультантом новых методов психотерапии и психокоррекции. Чем лучше владеет методами, тем выше уровень мастерства.
Прохождение стажировки в других психологических консультациях под руководством опытного психолога-консультанта.
Прохождение психологического консультирования в роли клиента, знакомство с психологическим консультированием на себе. данная форма преследует две цели: первая — решить собственные проблемы, и второе — выступая в роли клиента глубже понять чувства своих клиентов и лучше осуществлять психотерапию и психокоррекцию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/psiholog-kak-lichnost-i-professional/
К.М.Гуревич, В.И.Лубовская. Психодиагностика, ее проблемы и методы. 1994 г.
Искусство психологического консультирования. М. «Независимая фирма Класс» 1994 г.
Рабочая книга практического психолога. Технология эффективной профессиональной деятельности. 1996 г. «Красная площадь».
Вопросы общей и дифференциальной психологии. 1997.г.
Немов Р.С. Основы психологического консультирования.
М. Ролло Искусство психологического консультирования. 1999 г.
Н.Ф. Талызина. Психодиагностика теория и практика. Сборник статей 1999 г.
Психология формирования и развития личности./Под ред. Л.И. Анцыферовой М., 1991 г.
24 1
Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.