Программа социологического исследования

Курсовая работа
Содержание скрыть

Коррупция в России в настоящее время стала уже не столько криминальной проблемой, сколько общегосударственным негативным фактором, не только подрывающим авторитет власти, но и разрушающим государственность и способствующим все более глубокому подрыву экономической безопасности. По мнению иностранных специалистов, прямые потери России от коррупции составляют 15 млрд. долл. ежегодно. Российское общество, в целом осознавая масштабы коррупции, не представляет до конца угрозу, которую она несет для государства.

В последние годы практически ни один документ, характеризующий социально-экономическую и политическую ситуацию в современной России, а также положение дел с преступностью, не обходится без упоминания о коррупции. Однако само понятие «коррупция» не имеет пока законодательного определения и подчас используется с разным содержанием.

Ежегодно международная организация Transparency International составляет рейтинг уровня коррупционности среди государств мира. По итогам 2011 года Россия в этом списке занимает 143-е место из 182-х возможных, причем ближайшими ее соседями по проблеме являются такие страны, как Уганда, Нигерия, Мавритания, Коморские острова, Того и Восточный Тимор. Иными словами – компания крайне незавидная и в плане других экономических показателей более чем не подходящая. 1

В 2004 году ООН провозгласила 9 декабря Международным днем борьбы с коррупцией, объявив одной из целей этой акции углубление понимания проблемы коррупции в мире.

1.Теоретический раздел

Подготовка социологического исследования — процесс, насыщенный различными видами научно-организационной деятельности. Во-первых, необходима разработка надежной теоретической основы исследования. Во-вторых, необходима разработка программы исследования, обеспечивающей логическую последовательность этапов научно-аналитической работы. В-третьих, необходима разработка методических документов для сбора и измерения эмпирической информации о изучаемом объекте.

Выделение этапов программы — это не только проблема исследовательской практики (что за чем должно проводиться), но и проблема теоретико-методологической обоснованности научной деятельности социологов.

Структура программы исследования и основные требования к ней

Программа социологического исследования обычно включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение следующих разделов:

методологическая

методическая часть

12 стр., 5878 слов

Общетиповая методика прогнозирования социальных процессов. Исследование ...

... исследования проводится всестороннее изучение исходной информации. Ее достоверность и полнота являются необходимым условием разработки научно обоснованного прогноза. Здесь активно используются все аналитические приемы и способы познания социальных ... исследования, перечень рабочих документов, разрабатывается проспект программы исследования, ... в будущем? Численность ... исследование на уровне России, ...

Различные противоречивые ситуации, которые выдвигает перед нами сама жизнь, принято называть проблемой. Для инициаторов и организаторов социологического исследования проблема сравнима с состоянием «знания о незнании» определенных количественных и качественных изменений, тенденций развития и других характеристик какого-либо социального явления или процесса.

В процессе формулировки проблемы исследователи стремятся к тому, чтобы в ней получили как можно более точное отражение и сама проблемная ситуация, и основное противоречие, определяющее ее. При этом «важно избегать опасности постановки мнимых проблем, т. е. проблем, либо не отражающих реальной социальной ситуации, либо давно решенных» 2 .

Следует опасаться и другой крайности — выдвижения проблем слишком широкого плана. Если трудно сразу придать формулировке ясность и четкость, то, возможно, это удается сделать в дальнейшем, по мере методологической и методической разработки остальных частей программы.

Иногда в ходе одного исследования приходится искать ответы на ряд проблем, что происходит, как правило, в тех случаях, когда сама исследовательская программа нацелена на многопроблемный анализ. В принципе же идти на изучение нескольких проблем в рамках одного исследования нецелесообразно. Во-первых, это усложняет инструментарий исследования, делает его громоздким, что может снизить качество собираемой информации. Во-вторых, теряется оперативность исследования, что приводит в свою очередь к старению данных, потере их актуальности, а порой и практического смысла исследования в целом.

Определение цели исследования обычно предусматривает решение или научной, или практической задачи, или той и другой одновременно. Необходима постановка такой цели, реализация которой требует надежных данных, позволяющих выявить пути и средства решения наиболее важных, узловых на текущий момент проблем, проверить и установить практическую отдачу и ценность форм и методов управления общественным процессом или явлением.

Как уже было отмечено, научная проблема не существует сама по себе и всегда предполагает ту общность людей и их деятельность, с которыми она неразрывно связана. Следовательно, объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной общественной проблемы.

Вместе с тем причины возникновения проблемы могут лежать и за пределами объекта исследования. Это ведет к расширению его масштабов, чтобы можно было подойти к ее истокам.

объектом исследования

предметом социологического исследования

Формулировка предмета исследования будет зависеть от тех свойств объекта, его характеристик, которые мы считаем необходимыми изучить, чтобы получить определенный ответ на интересующий нас вопрос. Подобное ограничение изучаемых сторон объекта необходимо, потому что ни одно самое крупное социологическое исследование не охватывает все многообразие взаимодействий, характеризующих, например, такое явление, как преступность.

теоретического анализа

Так как социальные системы очень мобильны, постоянно видоизменяются, то можно говорить, что мы изучаем состояние нашего предмета анализа в какой-то конкретный временной период. Таким образом, предметная область исследования должна иметь как пространственные, так и временные ограничения.

6 стр., 2578 слов

Задачи исследования заключаются в 1 анализе понятия «символ» ...

... ответственности, пишет: "От ... Дике она (Адрастея - tau) отличается как законодательная власть от судебной": то есть Адрастея назначает законы, а Дике карает за их невыполнение. Но ... . Глава 1 Смиволы в культурах Древнего мира 1.1 Понятие символа Для начала нам необходимо понять что такое символ. В словаре Даля нам даётся следующее определение:«СИМВОЛ м. греч ...

Выделение объекта и предметной области анализа позволяет на основе разработанной идеализированной модели описать (дать характеристику) изучаемого явления или процесса. Если мы говорим о социальных проблемах, носителями которых являются люди (индивиды, группы, общности), то мы характеризуем и состояние тех общностей, которые включены в структуру нашей системы, подлежащей изучению.

Теоретическое моделирование изучаемой проблемной ситуации, предметной области анализа позволяет перейти к следующему методологическому разделу программы — определению цели и задач исследования.

целью исследования

задачами социологического исследования

Логический анализ

Суть этих процедур заключается в логическом структурировании основных понятий, которые занимают главенствующее место в определении предмета исследования. Логический анализ предполагает точное, всестороннее объяснение их содержания и структуры, а на этой основе определяется соотношение элементов и свойств конкретного явления, последовательное изучение которых дает возможность составить ясное представление о нем. Закончив процедуру формулировки частных познавательных задач исследования, нужно описать сами гипотезы. Гипотеза определяется как обоснованное научное предположение о непосредственно ненаблюдаемых связях, отношениях, причинах и т.д., приводящих к тем или иным явлениям. Гипотеза определяется как «научное предположение, выдвигаемое для объяснения фактов, явлений, процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть»3 . Общие требования , которым должна соответствовать гипотеза:

  • она не должна содержать понятий, которые не имеют эмпирических индикаторов в рамках данного социологического исследования;
  • она должна быть применима ко всему кругу явлений, которые она непосредственно объясняет;
  • она должна быть принципиально проверяемой при существующем уровне теоретических знаний и методических возможностей;
  • она должна быть простой и не содержать условий и оговорок, затемняющих ее смысл;
  • она должна в своей формулировке содержать указание на способ ее проверки.

Окончание процесса формулировки гипотез дает исследователю возможность разработки инструментария, т.е. перехода от теоретических конструкций к эмпирическим показателям, которые выражаются в вопросах анкеты, интервью и т.д. Эти показатели должны быть доступны наблюдению и измерению и отражают различные социально-психологические характеристики объекта.

В момент разработки гипотез социолог переходит от теории к конкретному измеряемому уровню, представляющему социальный предмет (индивида, группу и т.д.).

Каким бы точным не было измерение, оно, как правило, относится к какой-либо одной стороне объекта, которая всегда значительно беднее его самого как целостности.

При характеристике обязательных требований к программе социологического исследования необходимо обратить особое внимание на интерпретацию и операционализацию основных понятий.

Как бы ни осуществлялась трактовка основных понятий, этот процесс непременно носит логико-познавательный характер, т. е. они всегда получают какую-то интерпретацию.

Одной из важнейших процедур методической части социологического исследования является определение обследуемой совокупности. После уточнения объекта исследования решается вопрос о количестве и характере той совокупности людей, которые должны быть охвачены исследованием.

13 стр., 6454 слов

Социологический анализ проблем молодой семьи

... молодых неблагополучных молодых семей, конфликты в которых стали привычным делом. Поэтому целью моего реферата является рассмотрение проблем молодой семьи. ... самостоятельность, здоровье. Социологические исследования показывают, что ... молодая семья сталкивается с многочисленными проблемами, решение которых не всегда удается найти. Поэтому многие молодые браки заканчиваются разводом. Поэтому необходимо ...

Опрос всех людей, составляющих объект исследования (а это могут быть тысячи, десятки или сотни тысяч людей), был бы нерационален. Это удлинило бы время его проведения, а значит, затянуло бы сроки получения нужной информации, потребовало значительных финансовых затрат, да и само исследование оказалось бы весьма громоздким. Поэтому большинство социологических исследований имеет не сплошной, а выборочный характер. Другими словами, по довольно строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-демографическим и другим признакам структуру изучаемого объекта. Эта операция носит название «выборка».

Выборка должна учитывать взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик и признаков социальных объектов; говоря проще, единицы опроса выбираются на основании учета важнейших признаков социального объекта – образования, квалификации, пола и т.д. Второе условие: при подготовке выборки необходимо, чтобы отобранная часть являлась микромоделью целого и содержала важнейшие признаки, характеристики целого, или, как его называют в социологии, генеральной совокупности. В определенной степени генеральная совокупность есть объект исследования, на который распространяются выводы социального анализа.

Выборочная совокупность

От правильности ее осуществления в огромной степени зависит качество и достоверность социологической информации. Данное обстоятельство обязывает тщательно поработать над выборкой. В последующем она, с учетом особенностей и динамики объекта исследования, может быть уточнена и выделена в отдельный документ.

В проекте выборки указываются принципы выделения из объекта той совокупности, в которой, собственно, и будет проведен опрос, обосновывается техника его проведения, обозначаются подходы к определению достоверности полученной информации. Последнее необходимо для того, чтобы удостовериться в степени правомерности распространения полученных выводов на весь объект исследования.

В методическую часть программы социологического исследования включается также характеристика применяемых методов и приемов сбора первичной информации (анкетного опроса, интервью, анализа документов, наблюдения и др.); логическая структура инструментария, из которой видно, на выявление каких свойств предмета исследования направлен тот или иной блок вопросов; порядок их расположения в инструментарии. Сам инструментарий прилагается к программе в качестве самостоятельного документа.

Подготовка программы социологического исследования — дело непростое. Практика показывает, что на разработку программы, как правило, уходит гораздо больше времени, чем на проведение самого исследования. Однако жалеть силы на это не следует, так как хорошо продуманная программа — непременное условие его осуществления на высоком научном уровне.

Эти общие характеристики методологии и методики социологического исследования, его подготовки и проведения не исчерпывают всего многообразия способов, форм и методов получения нового знания.

2.1 Программа социологического исследования, Проблема исследования

Проблема данного социологического исследования заключается в изучении отношения россиян к коррупции.

19 стр., 9281 слов

Курсовой работы является актуальной для исследования. Объект ...

... труда. Таким образом, тема курсовой работы является актуальной для исследования. Объект исследования – сотрудники ГКУ «Красноуфимский ЦЗ». Предмет исследования – гендерные особенности в управлении организацией. Цель – провести исследование и выявить гендерные отличительные особенности в управлении ...

Объект исследования

Жители России в возрасте от 18 до 40 лет

Предмет исследования

Предметом исследования является отношение жителей России к коррупции.

Цель и задачи исследования

Цель представленного исследования реализована средствами решения конкретных задач.

  1. Определить, каковы причины, по мнению россиян, в распространении коррупции

  2. Определить каким образом, по мнению респондентов, можно бороться с проблемой коррупции

  3. Выяснить как часто россияне сталкиваются со случаями коррупции.

Гипотезы исследования

1. Россияне, являясь заложниками коррупции, сами психологически не готовы отказаться от потенциальной возможности решения своих проблем с помощью взяток. В обществе продолжает жить тихое поощрение взяточничества.

2. Коррупция в России-это отражение общественной ментальности.

3. Коррупция не относится к числу важных проблем страны в представлении большинства россиян.

4. Большинство людей не представляют, какими средствами можно победить коррупцию, и предлагают ужесточение наказаний в отношении коррупционеров.

Интерпретация понятий

Этимологически термин «коррупция» происходит от латинского слова Corruptio (коррупцио), означающего «порча, подкуп». Эти два слова определяют понимание коррупции. «Хотя понятие коррупция, — говорится в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятом Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1978 г., — должно определяться в соответствии с национальным правом, следует понимать, что оно охватывает совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие» 4 . Здесь, таким образом, под коррупцией понимается подкуп, продажность должностных лиц (публичных служащих) и их служебное поведение, осуществляемое в связи с полученным или обещанным вознаграждением.

Введение в обиход понятия “менталитет” историками “социалистического лагеря” было вызвано “десталинизацией” и политической оттепелью на рубеже 50-60-х гг., “когда общественный отказ от идеологической унификации требовал соответствующих слов, обозначающих неполитические, доидеологические основы сознания” 5 . Однако применение этого понятия для осмысления явлений и событий отечественной новейшей истории было в то время невозможно по идеологическим причинам. Поэтому реалии, которые фиксируют термины “российский менталитет”, “российская ментальность”, начали тематизироваться в нашей стране относительно недавно.

“Второе рождение” указанных терминов следует датировать эпохой горбачёвской гласности. Именно в то время стал популярен термин “советский менталитет” — образ мыслей особого “социально- антропологического” или “социокультурного типа” “Homo Sovieticus” 6 , или попросту “совковое мышление”, “совковость”. Под ним понимали типичный для “простого советского человека” комплекс ценностных ориентаций, установок, поведенческих стереотипов, привычек, пристрастий, эмоциональных шаблонов. Как правило, к их числу относили такие негативные характеристики, как представление о собственной “советской” исключительности; имперские амбиции; эгалитаризм, причудливо сочетающийся с желанием мало работать, но много зарабатывать: гражданский инфантилизм, недостаток инициативности, неготовность рисковать, проявлять самостоятельность и жить без государственных гарантий; авторитаристская склонность к культу личности, поклонению политическим кумирам и идолам и т. д.

15 стр., 7089 слов

Коррупция как системная проблема России

... автомобиля.) Масштабная низовая коррупция предельно опасна, поскольку, во-первых, создает благоприятный психологический фон для существования остальных форм коррупции и, во-вторых, взращивает вертикальную коррупцию. Последняя же является ... превысить скорость, проехать в автомобиле в состоянии опьянения. (В Москве взятка в связи с избавлением от санкций за управление автомобилем в нетрезвом ...

Выборка

Тип выборки: стихийная. Выборка: 40 человек.

Инструментарий: метод сбора первичной информации – опрос. Вид опроса – анкетирование. Анкетирование проводилось с 3.09.12-17.09.12 Анкета размещена на специализированном сайте в интернете по адресу http://webanketa.com/forms/68w36chp5xgkccb464vp2rg/

2.2 Экспериментальный раздел

Анкета

«Отношение россиян к коррупции»

Обращаюсь к Вам с просьбой, высказать свое мнение по отношению к коррупции. Анкетирование анонимно. Результаты опроса будут использованы в обобщенном виде. Благодарю за участие!

1 . Что Вы понимаете под словом «коррупция»?

1) Взяточничество

2) Подношение подарков должностным лицам

3) Использование должностного положения в личных, корыстных интересах

4) Оказание влияния на принятие или отказ от принятия каких-либо законов, нормативно-правовых актов (лоббирование)

5) Вымогательство

6) Предоставление льготных кредитов, заказов

7) Знаменитый русский «блат» (использование личных контактов для получения доступа к общественным ресурсам — товарам, услугам, источникам доходов, привилегиям, оказание различных услуг родственникам, друзьям, знакомым)

2 . Как Вы думаете, существуют ли в нашем обществе факты, явления коррупции, взяточничества?

1) Очень часто

2) Единичные случаи

3) Нет

3 . Даже если Вы лично не сталкивались с проблемой, скажите, пожалуйста, по Вашему мнению, представители каких профессий наиболее коррумпированы ?

1) Врачи, медицинские работники

2) Директор (руководитель) предприятия

3) Преподаватели ВУЗов

4) Работники прокуратуры

5) Работники земельного комитета

6) Работники БТИ

7) Сотрудники ФС наркоконтроля

8) Сотрудники ФСБ

9) Сотрудники ГАИ (ГИБДД)

10) Сотрудники органов внутренних дел (милиция)

11) Сотрудники санэпидемнадзора

12) Сотрудники пожарных инспекций

13) Сотрудники таможенных органов

14) Сотрудники регистрационной палаты

15) Сотрудники паспортно-визовых служб

16) Сотрудники учреждений исполнения наказания (СИЗО, колонии, тюрьмы)

17) Сотрудники военкоматов

18) Судьи

19) Сотрудники пенсионного фонда

20) Учителя школ

21) Руководители детских дошкольных учреждений

22) Чиновники администрации города,района,села

Можно выбрать не более восьми вариантов ответа.

4 . Приходилось ли Вам в течение последнего года попадать в коррупционную ситуацию независимо от того, давали Вы взятку или нет?

6 стр., 2931 слов

Коррупция в России

... по противодействию коррупции не выработана.[15][16] нужна атрибуция мнения 2.1. Индекс восприятия коррупции Transparency International для России Трансперенси Интернешнл начала рассчитывать Индекс восприятия коррупции для России ... появилось такое понятие, как «взяткоёмкость отдельного закона») путём вымогания взяток или незаконной приватизации, или специальных льгот для чиновников, приводит к ...

1) Да

2) Нет

Если Вы выбрали вариант «Нет», перейдите к вопросу №12.

5 . Если вам приходилось попадать в коррупционную ситуацию, то пришлось ли Вам при этом давать взятку, или все-таки обошлись без взятки (если таких ситуаций было несколько, то опишите недавний случай)?

1) Да, пришлось давать взятку

2) Не стал давать взятку

Если Вы выбрали вариант «Да», перейдите к вопросу №8. Если Вы выбрали вариант «Нет», ответив на вопросы №5-7, перейдите к вопросу №12.

6. Почему вы не согласились дать взятку должностному лицу?

1) Взятка была мне «не по карману»

2) Я принципиально не даю взятки

3) Я не смог подобрать удобного случая

4) Мою проблему можно решить другими путями, без взятки

5) Испугался уголовной ответственности

7 . Решился ли ваш вопрос после того, как вы отказались от дачи взятки должностному лицу?

1) Да, решился

2) Решился, но частично или это заняло более длительное время

3) Нет, не решился

8 . Что явилось причиной, подтолкнувшей Вас дать взятку должностному лицу?

1) Отсутствие времени или возможностей для решения проблемы законным путем

2) Желание добиться благосклонности или более качественной работы со стороны должностного лица

3) Устал от проволочек со стороны должностного лица (он сам вымогал взятку)

4) Потому что все дают взятку, так принято

9 . При решении какой проблемы или в какой ситуации произошел этот случай, когда Вам пришлось давать взятку?

1) Получение бесплатной медицинской помощи в поликлинике, больнице

2) Устройство ребенка в дошкольное учреждение

3) Школа: поступить в нужную школу и успешно ее закончить, обучение

4) Вуз: поступить, перевестись, экзамены, и т.д.

5) Пенсии: оформление, пересчет и т.д.

6) Социальные выплаты: оформление прав, пересчет и т.д.

7) Военкоматы: решение проблем в связи с призывом на военную службу

8) Работа: получить нужную или обеспечить продвижение по службе

9) Земельный участок: приобрести (для дачи или ведения домашнего хозяйства), оформление, передача прав и т.д.

10) Жилплощадь: получить (в т.ч. и по ипотеке)

11) Недвижимость: оформить юридическое право в регистрационных органах

12) БТИ: получить услуги

13) Суды: добиться справедливости или желаемого результата в суде

14) Милиция: получить помощь и защиту

15) Паспортный стол: получить регистрацию по месту жительства, паспорт, загранпаспорт

16) ГАИ: урегулировать ситуацию, получение прав, техосмотр, дорожное движение и др.

17) Прокуратура: получение правовой помощи и защиты

18) Учреждения исполнения наказания (СИЗО, колонии, тюрьмы): при посещении родственников, передаче посылок и др.

17 стр., 8427 слов

Коррупция как общественное явление

... достаточно, чтобы характеризовать такое явление как злоупотребление служебным положением в корыстных целях. Между этим явлением и коррупцией грань весьма размытая. Очень ... взятки. В старой российской юриспруденции такое поведение называли мздоимством. 3. Чаще всего под коррупцией (в узком смысле слова) понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение (иногда решение, ...

19) Санэпидемнадзор: получение помощи по вопросам, связанным с их деятельностью

20) Таможня: прохождение таможенного контроля, провоз груза и т.д.

10 . Использовали ли Вы посредников при передаче взятки или подарка?

1) Да

2) Нет

11 . Кто был инициатором данной ситуации?

1) Я лично

2) Должностное лицо

12 . Из приведенного ниже списка просим отметить те виды подарков должностному лицу, которые можно было бы назвать взяткой.

1) Цветы

2) Коробка конфет, бутылка вина (любого другого спиртного)

3) Бытовые приборы

4) Автомобиль

5) Недвижимость

6) Денежная сумма

7) Услуга

13. В чем, по Вашему мнению, причины коррупции?

1) Низкие заработные платы работников бюджетной сферы

2) Возможность принятия единоличного решения должностными лицами, свобода принятия решений

3) Недостаточно строгий контроль за действиями чиновников, их доходами и расходами

4) Низкий уровень культуры у населения

5) Национальные традиции, менталитет

6) Неразвитая экономика

7) Неразвитость гражданского общества

8) Несовершенство судебной системы

9) Неадекватность наказания за факты коррупции

10) Отсутствие общественного контроля

14. Что, на Ваш взгляд, необходимо предпринять, чтобы коррупционеров (взяточников) стало меньше?

1) Проводить агитационную работу с населением по формированию антикоррупционного мировоззрения, нетерпимости к проявлениям коррупции

2) Повысить правовую грамотность населения

3) Ужесточить законодательство по борьбе с коррупцией (например, устраивать публичные суды над коррупционерами, привлекать к уголовной ответственности с лишением права занимать руководящие должности)

4) Жестко контролировать распределение и расход бюджетных средств5) Обеспечить открытость принятия решений властями на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд

6) Отслеживать динамику имущественного положения должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления, соответствие их расходов официально получаемым доходам

7) Повысить зарплату всем чиновникам

8) Повысить зарплату работникам бюджетной сферы

15 . Оказывает ли коррупция влияние на вашу жизнь?

1) Да, оказывает

2) Нет, не оказывает

3) Оказывает незначительное влияние

4) Затрудняюсь ответить

16 . Ваш пол

1) Мужской

2) Женский

17 . Ваш возраст:

1) 18 – 29 лет

2) 30 – 40 лет

2.3 Анализ исследования

В опросе учавствовало 26 человек в возрасте от 18 до 29 лет, и 12 человек от 30 до 40 лет. По результатам опроса было опрошено 7 мужчин и 31 женщин.

Первый вопрос был о том, что опрашиваемые понимают под словом «коррупция». Для болшинства ответивших коррупция означает взяточничество и использование должностного положения в корыстных ,личных целях 24,18%, а также синоним знаменитому «русскому блату» 16,48%.

Наиболее тяжелая ситуация в плане коррупционности, как показал опрос, сложилась в аппарате чиновников 10,51%. Кроме аппарата чиновников, в лидерах по коррумпированности, по мнению россиян, такие важные государственные органы, как ГАИ 10,12%, полиция 8,28%, прокуратура 6,05%. Также обозначены важные социальные сферы, как образование 5,41% и медицина 4,71%.

13 стр., 6279 слов

Морально-этические нормы и коррупция

... коррупцией. Хотя, как отмечалось, в бизнесе нет единообразия в самой трактовке такого рода платежа, как взятка. Одним это кажется "обычной", "нормальной" оплатой услуги. Другие считают взятку ... Правосудие имеет власть налагать издержки и перераспределять ресурсы между сторонами. Взятки могут перекрывать законные нормы. Итак, вмешательство государства создает ограничения для частного рынка и, ...

Но лишь 50% граждан считают, что коррупция оказывает влияние на их жизнь, 21,05% граждан считают, что влияние незначительное, на 21,05% опрошенных коррупция, вообще, никак не влияет.

Так, за последний год 47,37% россиян попадали в коррупционную ситуацию, 23% россиян не отрицают, что сами когда-либо давали взятку, и 17,65% тех, кто дал взятку, без осуждения относятся к этому, потомучто «так принято».

Основными причинами, подтолкнувшими дать взятку должностным лицам явились: отсутствие времени или возможностей для решения проблемы законным путем 35,29% и желание добиться благосклонности или более качественной работы со стороны должностного лица 35,29% (см.Приложение 1).

На вопрос при какой ситуации или в каком случае пришлось давать взятку,боьшинство ответили при урегулировании дел в ГАИ-15%, по 12,5% ответили в ВУЗе (поступить, перевестись, сдать экзамены), и столько же в медучреждениях, 10% в паспортном столе и при получении жилья- 7,5%, в дошкольном учреждении и милиции 7,5%, 5% в БТИ и по 2,5% — оформление юридических прав в регистрационных органах на недвижимость, таможня, санэпедимнадзор, школа, военкомат, прокуратура, суды. Инициаторами были в равной степени, как граждане, так и должностные лица.

А всего не согласились дать взятку 76,67% опрошенных, так как 52% из них посчитали, что есть другой способ решения проблемы, 8% не нашли подходящего случая и ни один респодент не испугался уголовной ответственности! Однако, ответили 28% людей, которые не готовы давать взятки именно по убеждению, из принципиальных соображений, а 12% взятка оказалась просто «не по карману» (см.Приложение 2).

У тех, кто отказался дать взятку вопрос решился 45% или решался очень долго 45%, а 10% так и не уладили свои дела без дачи взятки должностному лицу.

Причинами коррупции по мнению россиян является: недостаточно строгий контроль за действиями чиновников, их доходами и расходами 14,81%, неадекватность наказания за факты коррупции и низкие заработные платы работников бюджетной сферы и неадекватность наказания за факты коррупции — 12,35%, отсутствие общественного контроля, низкий уровень культуры у населения, неразвитость гражданского общества — 9,88%, несовершенство судебной системы и национальные традиции, менталитет — 8,64%.

Бороться с явлениями коррупции россияне предлагают с помощью ужесточения законодательства по борьбе с коррупцией (например, устраивать публичные суды над коррупционерами, привлекать к уголовной ответственности с лишением права занимать руководящие должности)-20,16%, повышения зарплаты работникам бюджетной сферы и жестко контролировать распределение и расход бюджетных средств-15,5%, повысить правовую грамотность населения и отслеживать динамику имущественного положения должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления-14,73%, обеспечить открытость принятия решений властями на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд -10,85%, проведения агитационной работы с населением по формированию антикоррупционного мировоззрения, нетерпимости к проявлениям коррупции-6,9%.

Между тем, по данному соцопросу, несмотря на то, что 97,37% россиян считают очень частыми факты коррупции в нашем обществе, только половина граждан России считают коррупцию важной проблемой страны. Россияне только начинают понимать, насколько коррупция влияет на их повседневную жизнь.

3. Заключение

Из полученных данных, в ходе социологического исследования, можно сделать вывод, какие гипотезы поставленные нами подтвердились полностью, а какие частично.

Первая гипотеза о том, что роcсияне не готовы отказаться от потенциальной возможности решения своих проблем с помощью взяток не подтвердилась. Всё-таки большинство респондентов (76,67%) отказались от дачи взятки, половина из них нашла другой способ решения проблемы, и даже нашлись такие, кто не даёт взятки из принципиальных убеждений. И совсем немного было тех, кто просто не смог подобрать удобного случая и кому взятка оказалась не «по карману».

Мистика русской души, о которой так много философствуют все кому не лень, есть не что иное, как проявление российского менталитета. Как показал опрос, очень часто случаи коррупции имеют место и из-за черт российского национального характера. Половина опрошенных, которые давали взятку, сами являлись (50%) инициаторами дачи этой взятки. Ими двигало желание добиться благосклонности или более качественной работы со стороны должностного лица, а также убеждение ,что у нас в обществе «так принято». Только немногие считают, что коробка конфет, бутылка вина (4,8%), бытовые приборы (9,6%), услуга (12,2%) тоже могут рассматриваться как взятка. Исходя из этих данных можно сделать вывод, что вторая гипотеза частично подтвердилась.

Несмотря на то, что подавляющее большинство россиян, считают, что в нашем обществе случаи коррупции происходят очень часто, только половина опрошенных заявляют, что коррупция влияет на их жизнь. Третья гипотеза заявляющая, что большинство россиян не считают коррупцию важной проблемой страны полностью подтвердилась.

Для борьбы с коррупцией большинство россиян, действительно, предлагают ужесточить законодательство по борьбе с коррупцией (например, устраивать публичные суды над коррупционерами, привлекать к уголовной ответственности с лишением права занимать руководящие должности).

Из этого следует,что последняя гипотеза также подтвердилась.

Интересно, что ни один респондет, отвечая на вопрос «почему вы не согласились дать взятку», не отметил такую причину, как уголовная ответственность.

Одной из задач данного иследования являлось определить причины распространения коррупции. Этими причинами коррупции, по мнению россиян являются: недостаточно строгий контроль за действиями чиновников, их доходами и расходами; низкие заработные платы работников бюджетной сферы; неадекватность наказания за факты коррупции.

Главными причинами широкого распространения коррупции в России сегодня являются неэффективная власть, неразвитость гражданского общества, теневой характер экономики, несовершенство законодательства.

Ужесточение системы выявления и наказания коррупционеров – это лишь часть борьбы с коррупцией. Она необходима, но она не будет иметь большого значения, если не искоренить системные причины и условия, порождающие коррупцию. Пример Китая весьма показателен. Борясь с коррупционерами самым беспощадным образом, власти Китая так и не сумели искоренить коррупцию. Так как причины и стимулы коррупции остаются в неприкосновенности.

Решение проблемы коррупции находится в политической плоскости, эффективная антикоррупционная политика невозможна без восстановления независимой судебной системы, повышения престижа государственной службы и принятия антикоррупционного законодательства.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/programma-sotsiologicheskogo-issledovaniya-2/

  1. Коррупция // журнал «Обозреватель» № 4, 1999 г

  2. Социология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриенко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашева; Под ред. Проф. В.Н. Лавриенко. – 2-е изд., перераб. И под. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 407с.

  3. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М., 1987.

  4. http://www.un.org/ru/

  5. Советский простой человек. Опыт социального портрета на рубеже 90-х. Ю. А. Левада. М., 1993.с. 10

Приложение 1., Кв.1 Отсутствие времени или возможностей для решения проблемы законным путем, Кв.2 Желание добиться благосклонности или более качественной работы со стороны должностного лица, Кв.3 Устал от проволочек со стороны должностного лица (он сам вымогал взятку), Кв.4 Потому что все дают взятку, так принято, Приложение 2., Кв. 1-Я принципиально не даю взятки, Кв. 2-Мою проблему можно решить другими путями, без взятки, Кв. 3-Взятка была мне не «по карману», Кв. 4-Я не смог подобрать удобного случая