Учение Платона о человеке

Курсовая работа

Данная работа посвящается одному из величайших древнегреческих философов, работы которого по сей день заставляют задуматься о жизни, и к которым обращаются не только философы нашего времени, но и ученые из разных областей.

В этой курсовой рассматривается проблема человека по Платону. Его диалоги читаются и обычными людьми в наше время, так как эта проблема, как я думаю, будет актуальна, пока существует человек.

Платон является учеником не менее известного философа античности, Сократа, и был учителем создателя логики, основателя психологии, этики, политики, поэтики как самостоятельных наук. Этим учеником является Аристотель. Он создал свой философский союз — академию, где обучал и воспитывал своих учеников. Она была создана в 388-387году до нашей эры, и закрыта в 529 году нашей эры по указанию христианского императора Юстиниана.

Уже в античное время наш мыслитель рассматривал такие проблемы как место человека в мире, появление души, роль государства, проблема добродетели, моральные принципы, бессмертие души. Он показывает, как важна справедливость для человека, и как она должны выглядеть в государстве. Для него поступать несправедливо хуже, чем терпеть несправедливость. Философ является родоначальником учения об идеях как самостоятельных вечных сущностях. А так же внес большой вклад в изучение космологии.

В моей работе я рассмотрю учения о человеке по Платону, немного расскажу о периоде его жизни, ознакомлю с предпосылками к учениям, проанализирую политические мысли нашего философа. А так же попробую рассмотреть мысли Платона о человеческой добродетели, на что должен опираться каждый индивид, к чему стремится, возможно ли изучить добродетель, и чем она является.

Задачи исследования:

рассмотреть личность Платона и его жизнь;

изучить социальные и гносеологические предпосылки формы учения Платона;

проанализировать учение Платона о 3 природах человека;

охарактеризовать влияние государства на человека в интерпретации Платона;

показать учение Платона о человеческой добродетели.

4 стр., 1818 слов

Учения о государстве Аристотеля

... с этим постулатом Аристотеля, так как каждый человек хочет, чтобы у него был дом, достаток, стабильность. Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве, и предпочитал говорить ... что люди обладают не только добродетелями, но и пороками. Поэтому задачей политики является не воспитание нравственно совершенных людей, а воспитание добродетелей в гражданах. Добродетель гражданина ...

Для выполнения этих задач я рассмотрю учения выдающихся философов как Рассел, Лосев, Асмус и так далее, и изучу учения самого Платона.

1. Личность Платона и его жизнь

Платон был одним из самых выдающихся древнегреческих философов. Сколько сотен лет прошло, а имя этого философа известно всем. Он был создателем выдающихся трудов как: «Государство», «Законы», «Пир» и многих других.

Платон, афинянин, сын Аристона и Периктионы.Родился он в 88-ю олимпиаду в 427 году д. н. э., в день, когда делосцы отмечают рождение Аполлона. Родители его были не простые: со стороны отца, Аристона, род великого философа восходит к последнему царю Аттики — Кодру, а со стороны матери, Периктионы, — к семье родственников законодателя Солона. Родственником матери был так же известный афинский политический деятель, впоследствии «тиран» Критий. Платон занимался грамоте у Деонисия. Обучение включало изучение грамматики, музыки, гимнастики, живописи, классических текстов и приобретение умения на их основе сочинять собственные. Также философ занимался гимнастикой у борца Аристона. Этот борец и дал ему имя Платон, что означает в переводе широкий. Многие спорят по этому поводу: кто говорит, что так прозвали Платона за его широту слова, а кто за то, что он участвовал в соревнованиях по борьбе. С рождения же Платона звали Аристоклом по имени деда.

Так как родители его были умными и образованными людьми, Платон был одаренным ребенком. В молодости он пробовал свои возможности в поэзии и писал трагедии, хотя был уверено, что в будущем будет заниматься государственными делами. Увлекался Платон и философией. В молодости он был слушателем кружка Кратила. В.Ф. Асмус характеризует его как последователя Гераклита, не остановившегося перед самыми крайними и парадоксальными выводами из его учения о вечном движении и вечной изменчивости всего существующего.Но на двадцатом году Платон встретился с Сократом, что впоследствии поменяло всю его жизнь.

После встречи с Сократом Платон сжег все свои произведения и стал заниматься философией, что бы стать философом. Есть другое мнение, что философия была нужна для его дальнейшей политической деятельности. Кроме слушания лекций Сократа, он изучал Гераклита, элеатов, пифагорейцев и софистов. Но учителем для него оставался Сократ, впоследствии которому он приписал все свои работы, кроме «законов».

Платон участвовал в трех военных походах, что показывает его патриотизм. И это не могло не повлиять на его учения, отмечает Диоген Л.

Большим переломным моментом стала смерть Сократа после несправедливого суда. Платону было очень тяжело перенести смерть своего учителя и великого философа, с которым он был постоянно в течении восьми лет.

В 28 лет Платон вместе с другими учениками великого философа на 10 лет покинул Афины и переехал в Мегары, где жил один из известных учеников Сократа — Эвклид. От сюда он начал путешествовать. Сначало философ посетил Кирену, город в Африке, где занимался математикой под руководством Феодора. После отправился в Италию и Египет. В великой Греции он познакомился с пифагорейцами. В последствии это знакомство очень сильно повлияло на учения нашего философа.

7 стр., 3346 слов

Аристотель: развитие учения о человеке, душе и разуме

... души и тела У Платона, как и у его учителя Сократа, ведущей темой остается нравственно‑этическая, а важнейшими предметами исследования оказываются чел Этика стоиков Если прежние этические учения ... философ Демокрит (ок. 460 – ок. 370 до н. э.) отстаивает тезис о том, что бытие есть нечто простое, понимая под ним неделимое – атом («атом» Человек и ... период ее развития, является ... 17‑м году жизни, вспоминал ...

В 388 году Платон отправился в Италию и жил некоторое время на Сицилии у сиракузского тирана Дионисия Старшего, которому попытался изложить свои идеи о наилучшем государственном устройстве. Дионисий стал подозревать философа в подготовке заговора с целью переворота и продал его в рабство, из которого Платона выручили друзья, заплатив за него выкуп. В дальнейшем еще дважды по приглашению своего друга и почитателя Диона (в 366 и 361 г.) Платон отправлялся на Сицилию, но уже к новому тирану — Дионисию Младшему. Но и эти попытки сделать из тирана просвещенного монарха остались безуспешны

После возвращения в Афины (ок. 388-387) Платон купил там землю и организовал собственную школу — Академию, получившую название по месту нахождения в роще, посаженной в честь героя Академа. По примеру Пифагорейской школы, занятия в Академии были двух типов: более общие, для широкого круга слушателей, и специальные, для узкого круга посвященных. Большое внимание уделялось математике и, в частности, геометрии, как науке о самых прекрасных мысленных фигурах, а также астрономии.

Академия стала центром античной мысли в ее самых разнообразных проявлениях на долгие века, просуществовав до 529 г. н.э. Именно в Академии Платон разрабатывал свою философию, обучал и воспитывал учеников, среди которых был Аристотель.

После всех этих событий Платон находился в Афинах, и в течении двух десятков лет работал в Академии. Она заменила ему семью, которой у него не было, а так же общественную деятельность, от которой он отказался. В Академию принимались ученики вне зависимости о внешних обстоятельств, само обучение было бесплатным. Известно, что некоторые лица делали пожертвования в пользу Академии. Одним из самых первых студентов Академии был Аристотель. Он учился там в течении двадцати лет, и именно от него дошли сведения, что Платон читал лекции без подготовительных записей.

Древние Греки говорили, что у них есть два врача: Гиппократ и Платон. Первый лечил тело, второй лечил душу.

Платон оставил обширное философское наследство. До нас дошли почти все его сочинения, написанные в форме диалогов, язык и композиция которых отличаются высокими художественными достоинствами. В них он обосновал свои взгляды, охватывающие широкий круг вопросов — о бытие, мире и его происхождении, человеческой душе и познании, обществе и государстве.

Сначала насчитывалось 36 сочинений Платона и 6 диалогов. Но, так как в древней Греции существовал плагиат наоборот, философы разбирали эти работы. В наши дни 26 диалогов и 2 письма без сомнения принадлежат Платону, 4 диалога рассматриваются.

Платон прожил жизнь с уважение во всей Греции, особенно в Афинах. Умер он на 81 году жизни в 348 году д. н. э. По легенде это произошло в день его рождение на одном брачном пиру.

Социальные и гносеологические предпосылки формирования учения Платона

платон учение философ государство

8 стр., 3621 слов

Учение Платона об идеальном государстве

... составляют низший класс граждан в иерархии платоновского идеального государства. Над классом, разделенным по отраслям специализированного труда работников, или ремесленников, у Платона стоят высшие классы - воинов (стражей) и ... это не сольется воедино - государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди - а их много, - которые ныне ...

Все мы так или иначе зависим от времени. В нем протекает людская жизнь. Но поколения людей, жившие в разное время, различны, так как в их период общество было разным.

Зрелые годы жизни Платона совпали с временем острого кризиса полисных отношений, и в его творчестве не могла не отразиться кризисная социально-политическая ситуация. Этим объясняется большое место, которое в своей системе Платон уделил разработке разных форм и сущности полисного государства и дал проект идеального государственного строя и социального порядка.Это мы видим по двум его основным трактатам «Государство» и «Закон». С его точки зрения, идеальный полис должен иметь строго иерархическое социальное и государственное устройство: все население подразделяется на три замкнутых сословия: философы — правители, стражи и ремесленники. Как мы видим в этом списке нет рабов. Платон поддерживал рабовладельческий строй, так как на нем строилась Афинская демократия. Хотя он сам имел только одного раба. Так же, как мы знаем, он был истинным аристократом, по этому он и поддерживал превосходство одних людей над другими.

По социальным взглядам Платона государство возникает потому, что человек как индивид не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. Эта глубокая идея подразумевается в исходном платоновском определении государства: ‹‹Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства››.

Также и воспитание в идеальном государстве имеет своей основной целью поддержание иерархии сословий. Характерно, что при освещении различных аспектов воспитания в центре внимания Платона оказываются именно члены двух первых привилегированных сословий; о третьем же сословии (их досуг, быт, деятельность, собственность, брак и т. п.) он не упоминает. Видимо, Платон не считает нужным заниматься воспитанием дельцов — земледельцев и ремесленников, поскольку он считал, что единственное достоинство этих людей — подчинение человеку лучшему, тому, которому он даёт воспитание.

Платон считает, что население идеального государства должно заботиться о стране, в которой живут, защищать её, а к другим гражданам относиться как к братьям. Он пишет: ‹‹Хотя все члены государства братья…, но бог, вылепивший вас, в тех из вас, кто способен править, примешал при рождении золота, и поэтому они наиболее ценны, в помощников их — серебра, железа же и меди — в земледельцев и разных ремесленников››.

По его проекту идеального государства у стражей жены и дети должны быть общими. Связь мужчины с женщиной, отводится под присмотр правителей, задача которых — чтобы лучшие соединились с лучшими, а худшие — с худшими. Причём сохранению и дальнейшему воспитанию подлежат дети, родившиеся от лучших родителей; этих детей отрывают от родителей, относят в общие ясли к кормилицам. Образцом для Платона здесь были обычаи, бытовавшие в Спарте: жизнь слабого ребёнка ни ему самому, ни государству не нужна.

Отрицая индивидуальную семью у правителей и стражей, Платон надеется превратить их всех в членов единой правящей семьи. Решение же вопросов брака, быта, собственности, да и всей жизни людей третьего сословия он оставляет на долю властей идеального государства. Кроме того, в проекте совершенного строя отсутствует сословие рабов. Но не смотря на это Платон не отрицал этих людей, и даже говорил, что у них может быть такое качество, как добродетель.

25 стр., 12261 слов

Философия Платона (3)

... в вещах чувственного мира «отблески» идей. Когда же человеку удается увидеть следы идей — через красоту, любовь или справедливые дела — то, по словам Платона, крылья души, когда-то утерянные ею, вновь начинают расти. И философия, и ...

Платон характеризует проектируемое идеальное государство как правление лучших и благородных, то есть аристократический вид государства. Он считает, что предлагаемые им мероприятия снимают проблему раскола государства на государство бедняков и богачей и ликвидируют тем самым источник внутренней войны. Для Платона очень важно осветить идеальную действительность государства и тем самым показать, что образец совершенного государства на небе существует и в идеальной действительности.

Так же по мнению философа порчей идеального строя является возникновение частной собственности на землю и дома, превращение свободных в рабов. Он считает, что на смену идеального государства идут четыре ошибочных и порочных вида. Вместо разумного начала в государстве устанавливается господство яростного духа — это тимократия. Это власть, основанная на соперничестве. Такое государство будет вечно воевать. Из-за войн и раздоров тимократическое государство трансформируется в олигархию. Это строй, основывающийся на богатстве у частных лиц. Ненависть бедняков к богачам приводит к перевороту в государстве и установлению демократии. Платон расценивает демократию, как строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления. Господство присущих толпе ложных мнений при демократии приводит к потере нравственных ориентиров и переоценке ценностей: ‹‹…наглость они будут называть просвещённостью, разнузданность — свободою, распутство — великолепием, бесстыдство — мужеством››.Такой вид государства рано или поздно приводит к Тирании. Это — наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, уничтожение более или менее выдающихся людей — потенциальных противников, подозрения в вольных мыслях и многочисленные казни под надуманным предлогом предательства.

Теперь перейдем к гносеологическим предпосылкам. Платоновское учение — это сбор учений Сократа, Пифагора, Гераклита и Парменида. Самое большое влияние на него оказал его учитель Сократ. От него Платон перенял интерес к человеку, к общественным проблемам, к истине. Как пишет Бертран Рассел: «Вероятно, от Сократа Платон унаследовал интерес к занятиям этическими проблемами и тенденцию искать скорее телеологическое, чем механическое объяснение мира. Идея блага в философии Платона имела большее значение, чем в философии досократиков, и трудно не приписать этот факт влиянию Сократа».

От учений пифагорейцев Платон стал мистиком, а так же заинтересовался о бессмертие души. «От Пифагора (возможно, через Сократа) Платон воспринял орфические элементы, имеющиеся в его философии: религиозную направленность, веру в бессмертие, в потусторонний мир, жреческий тон и все то, что заключается в образе пещеры, а также свое уважение к математике и полное смешение интеллектуального и мистического».

От учений Парменида и Гераклита великий философ взял лучшее. Опять ссылаясь на Бертрана Рассела мы увидим что заимствовал Платон у этих умов. Рассел пишет: «От Парменида Платон унаследовал убеждения в том, что реальность вечна и вневременна и что всякое изменение, с логической точки зрения, должное быть иллюзорным. У Гераклита Платон заимствовал негативную теорию о том, что в этом чувственном мире нет ничего постоянного. Эта доктрина в сочетании с концепцией Парменида привела к выводу о том, что знание не может быть получено через органы чувств, оно может достигаться только разумом. Этот взгляд в свою очередь вполне согласуется с пифагореизмом». Отсюда, мы понимаем, откуда брал начала для своих учений наш философ, и, что в последствии влияло на его работы.

6 стр., 2619 слов

Сознание и душа человека

... работ этих авторов позволяет проследить становление современного понимания проблемы сознания и души человека. 3.1. Сознание человека и внутренний мир в феноменологии Гуссерля Эдмунд Гуссерль (1859 – ... содержать в себе все составляющие души, духа и разума. Сознание источник разума и неразумности, нрава и несправедливости, деяний и злодеяний. Следовательно, сознание отлично от материала”. Что же ...

Учение Платона о 3 природах человека

Характеризуя человека, Платон, как и во всех своих представлениях, опирается на метафизику и теорию познания. В.В. Миронов указывает, что подобно тому, как все сущее Платон делит на две неравноценные сферы — вечные и самосущие идеи, с одной стороны, и преходящие, текучие и несамостоятельные вещи чувственного мира — с другой, — он и в человеке различает бессмертную душу и смертное, тленное тело.

По Платону в человеке три природы: физическая, социальная и духовная. Это он объясняет в своем диалоге с помощью мифа, как Боги раздавали способности всем живым, включая человека, что бы выжить. При этом Платон рассматривает человека как существо разумное. В своем диалоге он пишет: «между тем размышление явило ему, то из всех вещей, по природе своей видимых, ни одно творение лишенное ума, не может быть прекраснее такого, которое наделено умом, если сравнить и то и другое как целое, а ум отдельно от души не в ком обитать не может». Так же, если вспомнить три сословия Платона, то на первом месте мы видим философов, которые должны править государством. А философы по нашему мыслителю самые умные из людей. Это тоже подчеркивает важность разума для Платона. Так же разум обеспечивает и достижение человеком мужества, храбрости, справедливости. Именно справедливость Платон считал основной добродетелью. Но у него есть и душа, и бессмертная часть души находиться в голове.

Душа, по Платону, делится на три части: разумную, яростную и страстную. В своём диалоге «Федр» он даёт знаменитый образ колесницы души: «Уподобим душу соединенной силе крылатой парной упряжки и возничего. У богов и кони, и возничие все благородны и происходят от благородных, а у остальных они смешанного происхождения. Во-первых, это наш повелитель правит упряжкой, а затем, и кони-то у него — один прекрасен, благороден и рождён от таких же коней, а другой конь — его противоположность и предки его — иные. Неизбежно, что править нами — дело тяжкое и докучное». Возница изображает здесь разум, добрый конь — волевую часть души, а дурной конь — страстную или эмоциональную часть души.

Яростное начало, стремится к порядку и преодолению трудностей. Как говорит Платон: «мы замечаем, как человек, одолеваемый вожделениями вопреки способности рассуждать, бранит сам себя и гневается на этих поселившихся в нём насильников. Гнев такого человека становится союзником его разуму в этой распре, которая идёт словно лишь между двумя сторонами». Платон замечает, что яростное начало особенно заметно в человеке, «когда он считает, что с ним поступают несправедливо, он вскипает, раздражается и становится союзником того, что ему представляется справедливым, и ради этого он готов переносить голод, стужу и все подобные этим муки, лишь бы победить; он не откажется от своих благородных стремлений — либо добиться своего, либо умереть, разве что его смирят доводы собственного рассудка»

14 стр., 6826 слов

Этический идеализм Платона

... Платону, связана с другими идеями - логически и по смыслу. Каждая служит объяснению материальных процессов и соотносится с экзистенцией человека - его мыслями, верованиями, любовью, стремлением к красоте, добру и справедливости. Душа человека ...

И страстное начало, выражающее бесчисленные вожделения человека. Именно этой душой влюбляются, испытывают голод, жажду и другие вожделения.

Так же душа находится в теле человека, но это противоречие по Платону. Тело есть обиталище души. Благодаря душе тело живет, поэтому оно должно находиться на службе души. Но тело — корень всех зол, поскольку оно источник страстей, которые порождают враждебность, несогласие, вплоть до безумия и психических болезней. Поэтому для души тело — не самое лучшее место обитания и является «темницей души», из которой она стремится вырваться.

Душа властвует над телом. Поэтому от качества души зависит и общая характеристика человека и его предназначение, и социальный статус. В диалоге «Федр» Платон различает 9 разрядов душ, каждая из которых соответствует определенному человеку. Разделение идет по степени познания душами мира идей: «Душа, видевшая всего больше, попадает в зародыш будущего философа и любителя красоты, преданного Музам и Эроту; вторая за ней — в царя, соблюдающего законы, в человека воинственного и способного управлять, третья — в государственного деятеля, в хозяина, в дельца; четвертая — в того, кто усердно занимается упражнением или врачеванием тела; пятая по порядку будет вести жизнь прорицателя или причастного таинствам; шестая станет поэтом или художником; седьмая станет ремесленником или земледельцем; восьмая — софистом или демагогом; девятая — тираном. Из всех них тому, кто проживет, соблюдая справедливость, достанется лучшая доля, а тем, кто ее нарушит, — худшая» Таким образом, на первом месте в иерархии душ находится душа философа, на последнем — душа тирана.

Как подчеркивает В.Ф. Шаповалов, здоровье души (добродетель), по Платону, важнее здоровья тела, и высшим делом человека является «забота о душе», которая означает ее очищение через разрыв с чувственным и соединение с родственным миром идеального и сверхчувственного.

Душа, по мнению нашего философа, бессмертна, и он приводит в своем произведение «Федоне» о четырех доказательствах бессмертия души. Первым доказательством философ считает взаимопереход противоположностей. Как смерть является из жизни через умирание, так и жизнь возникает из смерти через оживление. В таком случае душа «должна существовать и после смерти: ведь ей предстоит родиться снова»

Во втором доказательстве бессмертия души, Платон исходит из того, что душа человека способна познавать неподвижное и вечное (мир идей).

Но если это так, замечает Платон, то она должна иметь ту же природу, что идеальный мир, быть родственной ему, поскольку, в противном случае, все вечное осталось бы недоступным ей. Так же философ говорит о припоминание, например, путем наводящих вопросов можно заставить человека, не смыслящего в какой-нибудь науке, дать правильное решение любой проблемы этой науки. Это значит, что в душе человека до его рождения и земного пути пребывают все истины, следовательно, душа бессмертна.

9 стр., 4243 слов

«Понятие души в философии (Платон «Федон» (о Сократе)»

... творчество Платона, необходимо знать, что философия Платона изменялась с течением времени и ее нельзя рассматривать как полную и совершенно ... побывавшего в различных районах Востока. Платон не сделал, подобно Сократу, философию предметом социальной беседы; напротив, он ... в своих исходных принципах тождественны с учением Платона. Глава 2. Понятие души в философии Душа́ (от др.-рус. дѹша) (греч. ψυχή ...

Третий аргумент связан с тем, что все сущее делится на два вида: на самотождественное, неизменное и простое и на изменчивое и сложное. Поскольку тело ближе к изменчивому и сложному, душа, напротив, больше всего походит на неизменное и простое, которое в силу своей простоты не может разделиться на какие-то части и уничтожиться. Так же, неизменное и простое постигается только мышлением, тогда как сложное и уничтожающееся ощущением. Душа, которую нельзя ни видеть, ни слышать, оказывается в числе невидимого, неизменного и простого. Затем, душа, по Платону, испытывает наибольшую радость в познании и мышлении, ощущения же портят душу

И, наконец, четвертым аргументом стал сделанный Платоном диалектический вывод о том, что душа, сущностным признаком которой является жизнь, не может быть причастной ее противоположности — смерти. И еще говориться о душе, как о властвующей части над телом. Этим она больше похожа на божественное, которое властвует, а не как смертное подчиняется.

В Федре Платон использует в качестве доказательства бессмертия души её самодвижение. «Каждое тело, движимое извне, — неодушевлено, а движимое изнутри, из самого себя, — одушевлено, потому что такова природа души. Если это так и то, что движет само себя, есть не что иное, как душа, из этого необходимо следует, что душа непорождаема и бессмертна»

Так же можно сказать о том, зачем Платон доказывает бессмертие души: Во-первых, для философа важна справедливость. Но если душа не получает награду за добродетель, то никакой справедливости не существует. Без бессмертия души нельзя говорить о загробной жизни.

Во-вторых, без бессмертия души мы не сможем познать истину, так как смертное тело с его ощущениями не даст нам ее познать. Это возможно только с душой, не зависящей от тела в своем бытие. А истинное познание очень важно для Платона, так как без него нельзя переустроить греческий полис, а это была мечта нашего философа.

В-третьих, невозможна и космология без бессмертия души. Если душа будет смертной, то и космос в определенное время должен прекратить свое существование, потому что именно бессмертная душа приводит его в движение. Да и принцип бессмертия души, по Платону, объясняет разумность космоса, так как она не зависит от тела и всего телесного. А если такой души не будет, то космос надо будет объяснять только физическими принципами, что, по мнению нашего мыслителя, невозможно.

Влияние государства на человека в интерпретации Платона

В данном параграфе будет рассмотрена связь человека и государства по Платону. Как мы знаем, человеком становятся в процессе социализации, а это не возможно в наше время без государства. Поэтому я согласен с нашим философом, который не видел человека без общества. Да и только в государстве человек способен удовлетворять свои потребности в полной мере. Об этом Платон говорит в большем размере в своем самом большем диалоге «Государство».

3 стр., 1481 слов

Реферат этика платона

... об этике неразрывно связано у Платона с учением о государстве. Платон нарисовал схему основных добродетелей – мудрость, храбрости и самообладания. Взятые вместе, они и составляют то, что называется справедливостью. Главное ... сообщества, не возникает и дружба между людьми. В своем диалоге «Горгий» Платон устами Сократа говорил, что смерть есть не что иное, как разделение двух вещей – души ...

В этой работе Платон разделяет людей на три сословия, у которых есть свое место в обществе и род занятий. Первыми являются философы, которые правят государством. Вторые — войны, которые должны защищать свою родину и поддерживать власть. Третьи — ремесленники, которые должны заниматься трудом и соблюдать закон.

Разделяет их наш философ по их складу ума. Править должны философы, потому что они способны учится, быстро усваивают науки. Способны прогнозировать проблемы и их решения. У них существует идея блага, и они не склонны к порокам. Войны должны править, так как они сильные и мужественные. Платон сравнивает их с пастушьими собаками, в то время как философы пастух, а овцы ремесленники. И треть сословие, в которое входят земледельцы, ремесленники, торговцы. Их Платон выделяет как физическую силу.

Великий мыслитель выделяет то, что пока государством не начнут править философы, будет царить зло и не справедливость. Ноговицын пишет: «Платона очень тревожит мысль о том, что если управление государством попадет в руки демоса, тогда бедные и неимущие добьются доступа к общественным благам, рассчитывая «урвать себе оттуда кусок, тогда не быть добру».

Возможно, поэтому он уделяет большое внимание воспитанию. По Платону постигать науку надо по собственному желанию, интересуясь ей, так как если учиться по принуждению, толка их этого не получится. Дети младшего возраста воспитываются в специальных школах. Воспитание в семье, по мнению философа приносит только вред и портит душу ребенка. С раннего детства будущие философы должны изучать философию, математику и геометрию. После двадцати лет надо изучать все существующие науки, уделяя большое влияние диалектики. Войны тоже должны изучать философию, нос меньшим углублением. Большее значение они должны придавать гимнастике. Они должны видеть с раннего возраста военные действия. Будущие стражи должны отказаться от частной собственности, совместного проживания, рабов. Их дети, жены и вся собственность должны находиться в ведении государства. Для третьего сословия нет модели воспитания. Для Платона они имеют малое значение, и полезны только в профессиональной деятельности. Но богатство не должно находиться в их руках. Оно приводит в роскоши и лени. Но и бедности быть не ложно. Поэтому Платон прибегает к идеи равенства и справедливости, считая, что нельзя распадаться обществу на богатых и бедных.

Так же Платон считает, что существует врожденность морального сознания, на которой и должно строиться воспитание личности. Лосев пишет: «Есть в нас в известном смысле с детства справедливость и прекрасное, под их влиянием мы воспитывались, как бы под влиянием родителей, повинуясь им и уважая их. Правда, нам врождены и инстинкты обратного порядка, но с ними нужно бороться, чтобы воспитывать чувство необходимости повиноваться законам».

Карл Поппер считает, что политическая программа Платона тоталитарна. Он пишет: «Несмотря на подобные доводы, я считаю, что в нравственном отношении политическая программа Платона не выходит за рамки тоталитаризма и в своей основе тождественна ему».

Так же он выделяет основные элементы политической программы Платона:

«1-Строгое разделение на классы, т.е. правящий класс, состоящий из пастухов и сторожевых псов, следует строго отделить от человеческого стада.

-Отождествление судьбы государства с судьбой правящего класса. Исключительный интерес к этому классу и его единству. Содействие этому единству, жесткие правила взращивания этого класса и получения им образования. Надзор за интересами членов правящего класса, коллективизация, обобществление этих интересов.

-Правящий класс обладает монополией на такие вещи как военная доблесть и выучка, право на ношение оружия и получение любого рода образования. Однако он совершенно устранен из экономической деятельности и, тем более, не должен зарабатывать деньги.

-Вся интеллектуальная деятельность правящего класса должна подвергаться цензуре. Непрерывно должна вестись пропаганда, формирующая сознание представителей этого класса по единому образцу. Все нововведения в образовании, законодательстве и религии следует предотвращать или подавлять.

-Государство должно быть самодостаточным. Его целью должна быть экономическая автаркия: ведь иначе правители или будут зависеть от торговцев, или сами станут торговцами. Первая альтернатива подорвала бы их власть, вторая — их единство и стабильность государства.

По-моему, эту программу вполне можно назвать тоталитаристской. И конечно же, она основывается на историцистской социологии.»

Но мы знаем, что для Платона главным принципом государства является справедливость. И если сравнить современный взгляд на справедливость в государстве и политическую программу Платона, мы увидим большое различие. Возможно, нам ощутима такая разница потому, что мы рассматриваем термин справедливость с точки демократии.

Карл Поппер говорит, что Платона использовал термин «справедливость» в государстве как синоним слов «то, что в интересах лучшего государства».

Хотя Платон прекрасно понимал, что значит справедливость для общества. Это мы видим в его диалоге Государство: «Когда человек сознает, что он поступает несправедливо, то, чем он благороднее, тем менее способен негодовать на того, кто, по его мнению, вправе обречь его на голод, стужу и другие подобные муки: это не возбудит в нем гнева… А когда он считает, что с ним поступают несправедливо, он вскипает, раздражается и становится союзником того, что ему представляется справедливым, и ради этого он готов переносить голод, стужу и все подобные этим муки, лишь бы победить; он не откажется от своих благороденых стремлений — либо добиться своего, либо умереть»

А.Ф. Лосев говорит в своих комментариях к диалогу «Закон» о Платоновском государственном строе. Он пишет: «Это идеальное государство должно быть абсолютно изолировано от всяких внешних влияний и жить как бы в пустыне. Даже от моря оно должно находиться на большом расстоянии, чтобы устранить излишние воздействия на фантазию граждан. Это государство должно помещаться на гористой местности, которая плодородна только в меру, потому что слишком большое плодородие развивает в населении торговые аппетиты. Ради добродетели необходимо как можно меньше общаться с чужеземцами и не заимствовать у них дурные нравы».Так же там говориться об идеальном числе граждан. По Платону это число 5040. Именно такое число выбирает наш философ потому, что оно делиться на все числа в пределах тысячи, и способно поровну разделить все, между гражданами. Это число должно соблюдаться любыми мерами.

Так же были в то время еще люди, которых Платон не выделял не в одном из его трех сословий — рабы. Его отношение к рабам было более гуманно, чем, например, у его ученика Аристотеля.

По мнению нашего философа отношения к рабам недолжно нарушать правил благочестия, так как по отношению к рабу можно судит о его хозяине. Если рабы добродетельны, они не должны находиться в нищенстве. Они должны говорить и недостатках дома хозяина, не боясь наказания за это. Если раб стал психически болен, хозяин должен за ним следить, или же уплатить штраф. Так же, бывает, рабы и свободные равны перед законом. Например, если раба убили за то, что он видел как совершается преступление свободны, то тот, кто его убил, будет судиться за убийства раба, как за свободного человека.

Но все же, Платон и не давал рабам расслабиться. По его мнению, свободным не нужно шутить с рабами, каждое обращение должно быть приказанием. Раб за убийство свободного избивает на его могиле, и если он не умирает, его просто убиваю. А если свободным убил раба, ему только нужно религиозное очищение. Взявший себе утерянную вещь раб, может быть избит любым свободным прохожим, не младше тридцати лет. Если у раба родился ребенок, он автоматически становиться рабом. Раб не имеет права пить и еще много других запретов. Лосев говорит, что Платон признает рабство, но не как классовою категорию.

Учение Платона о человеческих добродетелях

Учение о человеческих добродетелях у Платона связанно с Сократом. Именно у своего учителя наш мыслитель перенял идею социальных проблем общества. Для Платона эта идее значима, так как государство строится на справедливости.

В своем диалоге «Критий» Платон приводит на обозрение миф. В нем говориться о том, что Боги разделили по жребию все страны мира. И тут он показывает, почему добродетель важна для их страны: «Другие боги получили по жребию другие страны и стали их устроить; но Гефест и Афина, имея общую природу как дети одного отца и питая одинаковую любовь к мудрости и художеству, соответственно получили и общий удел — нашу страну, по своим свойствам благоприятную для взращивания добродетели и разума; населив ее благородными мужами, порожденными землей, они вложили в их умы понятие о государственном устройстве».

По Платону добродетель присуща всем людям, не зависимо от различий. Примером является Сократ, родившийся в низших сословиях. О ней всех больше говорится в диалоге «Менон». В нем Сократ и Менон решают вопросы о добродетели, а в частности можно ли ей обучиться. В начале Менон говорит, что видов добродетели много. Что у мужчины, у женщины, у детей она своя. На что Сократ ответил, что всем им невозможно познать добродетель без рассудительности и справедливости. Тогда Менон говорит, что добродетель-это мужество, мудрость, рассудительность, щедрость и так далее. И все это отдельные добродетели. На что Сократ приводит примеры с очертанием. Тогда Менон расссуждает, что добродетель-это способность достигать благо. Но благо для него заключается в накоплении богатства, и добиться почести в государстве. На это учитель Платона говорит: «Как видно, надо, чтобы всегда и везде этой прибыли сопутствовали справедливость, рассудительность, честность или какая-либо иная часть добродетели. Если же этого нет, то она никак не будет добродетелью, даже когда достигается благо».Собеседник Сократа с этим соглашается. После они говорят о познании, о том, что познание есть воспоминание. Это Сократ доказывает на мальчике, который является рабом Менона. Наш философ задает ему наводящие вопросы, на которые мальчик отвечает правильно, хотя ничего и не изучал в своей нынешней жизни. Тем самым Сократ показывает, что эти знания ему приходят из воспоминаний. Затем они снова возвращаются к добродетели, где Сократ говорит о ней, как о знании. Но рассудив это, они приходят к выводу, что у добродетели нет не учителей, не учеников. Следовательно, ей научиться нельзя. После длительной беседы философы приходят к выводу, что добродетель есть знание, но ей нельзя обучиться. Она находиться в душе, и дается Богом с рождения. В диалоге пишется: «Об этом, Менон, мне мало заботы, с ним мы еще побеседуем. А коль скоро мы с тобой на протяжении всей нашей беседы хорошо искали и говорили, то получается, что нет добродетели ни от природы, ни от учения, и если она кому достается, то лишь по божественному уделу, помимо разума, разве что найдется среди государственных людей такой, который и другого умеет сделать государственным человеком». А лучше познать истинную добродетель способны только философы, так как они приспособлены к изучениям наук, особенно философии.

Так же о добродетели говорится в диалоге «Протагор». В нем Сократ и Протагор так же решают проблемы добродетели. В начале диалога учитель Платона настаивает на том, что добродетели не возможно научится. Протагор же, говоря, что добродетель врожденная форма, не согласен с Сократом. В ходе беседы Сократ дает определение добродетели. Он говорит что это есть знание. В диалоге говорится: «А разве не так обстоит дело, — сказал я, — что никто не стремится добровольно к злу или к тому, что он считает злом? По-видимому, не в природе человека по собственной воле идти вместо блага на то, что считаешь злом; когда же люди вынуждены выбирать из двух зол, никто, очевидно, не выберет большего, если есть возможность выбрать меньшее ». В этом отрывке видно, что без знания нет добродетели. В конце беседы Протагор отказывается от своих начальных слов, и говорит, что добродетели научиться нельзя.

Платон выделяет четыре вида добродетели. Это мудрость, мужество, умеренность, справедливость. Мудрость больше относится к философам, так как она помогает управлять государством. «Значит, государство, основанное согласно природе, всецело было бы мудрым благодаря совсем небольшой части населения, которая стоит во главе и управляет, и ее знанию. И, по-видимому, от природы в очень малом числе встречаются люди, подходящие, чтобы обладать этим знанием, которое одно лишь из всех остальных видов знания заслуживает имя мудрости».Мужеством тоже обладает небольшое количество людей. Но те, кто обладают данной добродетелью, причастны к сословию стражей. Умеренность и справедливость присуще всем трем сословиям. Справедливость по Платону, это когда каждый занимается своим делом. Благодаря этим диалогам, мы увидели отношение Платона к человеку.

Заключение

Данная работа нам показывает, какой огромный вклад внес Платон в философию. Философ большое значение уделял человеку, показывая нам сущность его происхождения, моральные критерии, место человека в государстве. Все это рассматривается и в наше время. Труды Платона до сих пор изучают, и думаю будут изучать в будущем, потому что наш мыслитель затронул темы, которые будут актуальные долгое время.

Платон говорит о человеке, как о высшем божественном начале. Он выделяет нас среди других живых существ. Рассуждает о идеи общего блага, которое очень значимо для философа. Показывает, что его можно достичь пользуясь истиной, моралью, добродетелью.

Мыслитель уже в то время предлагает идею коммунизма, показывает отрицательные стороны такого режима, как демократия. Он разделяет людей на сословия, говорит о правителях философах. Платон даже попытался воплотить в жизнь свои идею о государстве, но все закончилось неудачно.

В заключение хочется сказать, что Платон один из самых выдающихся философов. Его работы служат опорой по наши дни. Его идеи рассматривают до сих пор. Его вклад в науку огромен, и мы за это должны быть ему благодарны.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/problema-cheloveka-v-psihologii-platona/

1. Асмус В.С. Античная философия. — М.: Высш. шк., 2005. — 400 с.-ISBN: 5-06-003049-0

. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн.2 — СПб, 1994. — 423 с. ISBN: 5-02-028169-7

. Лаэртский Д. Щ жизни, учениях и изречениях знаменитых философов — М.:АСТ: «Астрель», 2011. -570с. — ISBN: 978-5-17-069593

. Лосев А.Ф. Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993. 383с. ISBN: 5-235-02830-9.

. Лосев А.Ф. Античная философия истории. СПб. 2001. 352с. ISBN 5-85534-123-2

.Матвеев П. Е. Лекции по истории зарубежной философии 2014

.Миронов В.В. Философия: учебник. — М., 2009. — 688с. ISBN: 978-5-8291-1100-7

. Ноговицын О.М. Ступени свободы. Логико-исторический анализ категории свободы. Л., 1990. 192с. ISBN: 5-288-00393-9

.Платон, Аристотель. Восхождение к доблести. «УРАО» — 2003. — 480 с. ISBN: 5-204-00351-7

. Платон Государство //Филеб, Государство, Тимей, Критий — М.: Изд — во «Мысль», 1999. — 656 с. — ISBN: 5-244-00923-0

.Платон Избранные диалоги. — М.: АСТ, 2006. — 508 с. ISBN: 5-17-023403-1

.Платон Критий //Филеб, Государство, Тимей, Критий — М.: Изд — во «Мысль», 1999. — 656 с. — ISBN: 5-244-00923-0

. Платон Менон // Платон Собр. Соч. в 4 томах. Том 1 — Спб.: «Изд — во Олега Абышко», 2006 — 632с. — ISBN: 5-89740-158-6

. Платон Протагор — М.: «Прогресс», 1994. 176с. — ISBN: 5-01-004297-5

.Платон Тимей // Филеб, Государство, Тимей, Критий — М.: Изд — во «Мысль», 1999. — 656 с. — ISBN: 5-244-00923-0

.Платон Федон // Сочинения: в 4-х т. Т. 2. — М.: Изд — во «Мысль» 1993. — 513с. ISBN:5-244-00385-2

. Платон Федр // Сочинения: в 4-х т. Т. 2. — М.: Изд — во «Мысль» 1993. — 513с. ISBN:5-244-00385-2

.Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.1: Чары Платона — М.: Феникс, 1992. — 448 с. — ISBN 5-850-42-064-9

.Рассел Б. История западной философии. М.: Академический проспект, 2008. — 1008 с. ISBN: 978-5-8291-1147-2

. Толпыкин В.Е. Основы философии. — М.: Айрис-Пресс, 2003. — 496с. ISBN: 5-8112-0438-8

. Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. — 576 с. ISBN: 5-8183-0011-0

Интернет-ресурс

1.Философия Платона: учение об идеях; о человеке; о познании; отношение к искусству; концепция идеального государства, учение об идеях//#»justify»>.Социальные взгляды Платона//#»justify»>. А.Ф. Лосев Комментарии к диалогам //#»justify»>. Понятие души в философии Платона // http://www.di-mat.ru/node/231