Актуальность. Социальное обеспечение населения — это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения испытывающих в этом потребность членов общества.
Следует отметить, что правовые, организационные и экономические основы социального обеспечения, полномочия органов власти, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг устанавливает Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» , подготовленный Минтрудом России. Данный федеральный закон принят на смену двух законодательных актов — Федеральных законов от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживани я населения в Российской Федерации» и от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» . Необходимость данных законодательных изменений диктовалась следующими фактами:
- социальным обслуживанием в России ежегодно охватывается более 34 млн. человек — пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
— модель организации социального обслуживания, базирующаяся на положениях действующих законов, не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах высокого качества. Об этом свидетельствуют региональные различия в объемах прав граждан на социальное обслуживание, в доступности и качестве предоставляемых социальных услуг, а также сохраняющаяся в субъектах РФ на протяжении длительного времени очередность на получение социальных услуг на дому и в стационарных условиях и другое.
По ранее действовавшему законодательству граждане, имеющие денежный доход ниже прожиточного минимума, имели право на бесплатное получение социальных услуг. Федеральным законом об основах социального обслуживания населения предполагается, что порог отсечения будет на уровне полутора прожиточных минимумов. Это увеличит количество людей, имеющих право на получение бесплатной социальной помощи, в том числе инвалидов, семей, в которых есть ребенок-инвалид, людей без определенного места жительства. Федеральный закон содержит нормы, направленные на формирование рынка социальных услуг. Кроме государственного сектора, в сферу социального обслуживания будут привлекаться коммерческие и некоммерческие организации, которым будет оказываться поддержка со стороны государства.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста
... граждан пожилого возраста в Российской Федерации призвано социальное обслуживание. Социальное обслуживание населения, обеспечивающее разнообразные социальные услуги, представляет собой важный элемент системы социальной защиты населения. Эффективно функционирующие социальные службы ощутимо снижают уровень социального ... действительно достойной жизни пожилых людей. В 2000 г. людей старше 60 лет ...
Правовую базу социального обслуживания определенных категорий населения составляют, кроме того, следующие законы РФ: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» , Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» , Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» , Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и другие.
Приведенные выше факты говорят о том, что в сфере социального обеспечения в Российской Федерации интенсивно ведутся реформы. И актуальность поднятой в работе темы не вызывает сомнений, поскольку в настоящее время в России идут реформы почти во всех сферах государственного устройства, что обязывает государство проявлять особое внимание и ответственность в области социального обслуживания пожилых людей и инвалидов не только в плане перспектив развития, но и в целях недопущения «перекосов», отрицательно сказывающихся на нем, возможных под влиянием параллельно проводимых реформ.
Гипотеза исследования состоит в том, что результаты многоаспектного анализа норм текущего законодательства, регулирующего отношения, связанные с особенностями правового регулирования социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов в Российской Федерации, могут быть использованы в процессе преподавания таких дисциплин как «Основы права», «Право социального обеспечения», «Социальная работа». Общие теоретические положения могут оказаться полезными для студентов при написании различных исследовательских работ, которые связаны с проблемами правового регулирования социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов по законодательству Российской Федерации.
Объект исследований представляет собой реально существующие общественные отношения, возникающие в ходе социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов в Российской Федерации.
Предметом исследования послужат нормативные правовые акты, регулирующие социальное обслуживание лиц пожилого возраста и инвалидов, комментарии к ним, помогающие понять содержание законодательных норм, монографии и издания периодической печати.
Основная цель работы состоит в том, чтобы всесторонне изучить и глубоко проанализировать перспективы правового регулирования социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов.
В связи с поставленной целью в работе рассматриваются следующие вопросы:
1. Понятие социального обслуживания.
2. Право граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание.
3. Принципы деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
4. Специальные полномочия субъектов РФ и муниципальных образований по вопросам социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов.
5. Проблемы в реализации региональных и муниципальных полномочий в области социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов.
Медицинские и социальные проблемы старческого возраста
... пожилого возраста; 3. обзор социальных проблем, возникающих у людей в старческом возрасте. Глава 1 Социально-демографическая ситуация в современном мире и в Российской Федерации Когда-то старость, ... о медицинском обслуживании населения пожилого и старческого возраста, потребность в ... характера для пожилых, ветеранов и инвалидов. Это связано, ... в которой, как известно, пожилые люди в возрасте 65 лет ...
В отношении выбранной для исследования темы следует отметить, что в после перестроечные и в последние годы вопросам социального обеспечения различных слоев граждан уделялось достаточно внимания со стороны научной общественности. И это вполне объяснимо, поскольку уровень социальной защищенности остро нуждающихся в ней категорий лиц в Российской Федерации был далек от существующих в развитых странах стандартов.
Так, в процессе написания данной работы привлекались труды таких авторов, как В.Н. Келасьев, О.В. Кузнецова, М.И. Лепихов, Т. В. Лодкина, К.Н. Новикова, А.Н. Савинов, И.А. Волков, С.И. Кобзева, О.В. Кузнецова, А.М. Лушников, Н.Л. Лютов, Р.А. Митрофанов, П.А. Михайлюк, К.Н. Новикова, Т.А. Пахалина и других.
Нормативной базой являются: Конституция РФ , нормативно-правовые акты, в части регламентации отношений, связанных с предметом настоящего исследования.
Эмпирическую базу работы составляет анализ судебной практики по делам, относящимся к исследуемой сфере, справочная литература и другие источники.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация, сравнение и др.) и частнонаучные (сравнительное правоведение, формально-юридический анализ и др.) методы юридического познания.
Научная новизна. Основные положения данной работы призваны расширить теоретические представления юридической науки по вопросам оптимизации механизмов правового регулирования социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов с учетом регионального аспекта. Содержащиеся в работе выводы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях для изучения отдельных аспектов заявленной темы.
Структура работы определяется целями, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и других источников
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/pravovyie-osnovyi-sotsialnogo-obslujivaniya/
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 7007.
3. Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 11.12.1995, N 50, ст. 4872 (утратил силу).
4. Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // «Собрание законодательства РФ», 07.08.1995, N 32, ст. 3198 (утратил силу).
5. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 27.11.1995, N 48, ст. 4563.
6. Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» // «Собрание законодательства РФ», 16.01.1995, N 3, ст. 168.
Конституционное право Российской Федерации Народная правотворческая ...
... как Булаков. 1. Реализация народной правотворческой инициативы граждан в проведении референдума Согласно Федеральному конституционному закону (далее – ФКЗ) от 28 июня 2004 года "О референдуме Российской Федерации" референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан РФ ...
7. Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 1991, N 21, ст. 699.
8. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // «Собрание законодательства РФ», 19.07.1999, N 29, ст. 3699.
9. Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // «Собрание законодательства РФ», N 19, 11.05.1998, ст. 2071.
10. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // «Собрание законодательства РФ», 28.11.2011, N 48, ст. 6724.
11. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // «Российская газета», N 296, 31.12.2013.
12. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 18.10.1999, N 42, ст. 5005.
13. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
14. Закон Тюменской области от 02.12.2014 N 102 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (принят Тюменской областной Думой 20.11.2014) // «Вестник Тюменской областной Думы», N 12, 2014.
15. Закон Белгородской области от 05.12.2014 N 321 «О регулировании отдельных вопросов организации социального обслуживания в Белгородской области» (принят Белгородской областной Думой 27.11.2014) // «Белгородские известия», N 237, 09.12.2014.
16. Областной закон Ростовской области от 03.09.2014 N 222-ЗС «О социальном обслуживании граждан в Ростовской области» (принят ЗС РО 29.08.2014) // «Собрание правовых актов Ростовской области», N 9 (часть I), подписано в печать 30.10.2014, ст. 1562.
17. Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 № 444-О «По жалобе гражданина Когана Исаака Львовича на нарушение его конституционных прав положением пункта 1 статьи 1 Федерального закона «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» // Собрание законодательства РФ. — 2004. — 16.02. — № 7. — Cт. 597.
18. Определение Конституционного Суда РФ от 6 ноября 1998 г. №149-О.
19. Постановление Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 г. № 11-П. «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами Государственной думы Астраханской области, Верховного суда Удмуртской Республики, Биробиджанского городского суда Еврейской автономной области, Елецкого городского суда Липецкой области, Левобережного, Октябрьского и Советского районных судов города Липецка, а также жалобами ряда граждан» // Собрание законодательства РФ. — 2004. — 14.06. — № 24. — Ст. 2476.
Конституционные основания ограничения прав и свобод
... и гражданина В Конституции Российской Федерации такие демократические принципы правового статуса личности выражены как признание и гарантия прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права; неотчуждаемость основных прав и свобод человека и ...
20. Аракчеев В.С., Агашев Д.В., Гречук Л.А. Право социального обеспечения России. Учеб. пособие. — Томск, 2013. — С. 291.
21. Андреева О.А. Право инвалидов на социальное обеспечение в контексте общечеловеческих ценностей // Социальное и пенсионное право. 2015. № 4. С. 38-42.
22. Беребина О.П. Договорное регулирование отношений по социальному обеспечению в современной России // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. 2014. № 20. С. 43-47.
23. Бочарова О.В. Право социального обеспечения Учебное пособие / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. — Новочеркасск: ЮРГТУ, 2013. — С. 123.
24. Белозерова В.И. Способы защиты прав граждан по социальному обеспечению // Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. 2016. С. 92-99.
25. Дмитриев Ю. Право с оговорками // Правоведение. — 2013. — № 35. — С. 55-61.
26. Ершова И.Ф., Сидорова Д.И. Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты инвалидов в РФ // В сборнике: Актуальные проблемы истории, теории и технологии социальной работы сборник научных статей. Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт имени А.К. Кортунова; ФГБОУ ВО Донской государственный аграрный университет. Новочеркасск, 2016. С. 53-60.
27. Жаворонков Р.Н. Правовое регулирование труда и социального обеспечения инвалидов в РФ // Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук / Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА).
Москва, 2014
28. Забелина Е.П. Социальные полномочия муниципальной власти в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 6. С. 59-64.
29. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Л.В. Андриченко, С.А. Боголюбов, Н.С. Бондарь и др. — 3-е изд., пересмотр. — М., 2014. — 463с.
30. Мозолева О.С. Конституционное право граждан Российской Федерации на социальное обеспечение: автореф. дис. канд. юр наук. — Тюмень, 2013. — 36 с.
31. Позднякова Н.Н. Системный подход к социальному обеспечению населения // В сборнике: Научные достижения молодых исследователей Материалы международной студенческой научной конференции. Белгородский университет кооперации, экономики и права. 2014. С. 108-114.
32. Пути реализации в России программы достойного труда и достойного социального обеспечения / Андреевские чтения, посвященные 90-летию со дня рождения крупнейшего ученого, заслуженного деятеля науки РСФСР В.С. Андреева: материалы IХ международной научно-практической конференции / под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. К.Н. Гусова. — М., 2013. — С. 113-119.
33. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. — М.: Юрайт, 2013. — С. 530