Социальные потребности: общение, труд, общность

Общение – это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Потребность является психическим состоянием индивида и определяется как состояние нужды в конкретных условиях.

Для развития человеку нужны специальные условия, которые может обеспечить социум, другие люди, а социализация, как и любая деятельность человека, без общения невозможна.

Общение является чисто человеческой потребностью и формируется из стремления людей к сотрудничеству.

Мотивы потребности общения могут быть взаимоисключающими и взаимодополняющими – от эгоистичных до бескорыстных.

Потребность людей в общении, стремление к сотрудничеству, дружбе называется аффилиацией, которая проявляется в желании контактировать с другими людьми.

Аффилиация особенно характерна для людей с высокой тревожностью, которые очень часто идут на поводу других и впадают в состояние фрустрации.

Выделяются некоторые черты потребностей человека:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Потребность в общении 430 руб.
  • Реферат Потребность в общении 240 руб.
  • Контрольная работа Потребность в общении 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  • объективность происхождения;
  • исторический характер;
  • зависимость от практической деятельности;
  • социальная обусловленность.

Потребности многообразны – это и сохранение человеческого вида, потребность в какой-либо деятельности, потребность в свободе, труде, познании и др.

В общении выделяются следующие виды потребностей:

  1. Потребность быть индивидуальностью. Смысл этого сводится к тому, что каждый человек желает установить такие взаимоотношения, при которых на лице собеседника можно «прочитать» признание своей неповторимости, уникальности, необычности;
  2. Потребность в престиже. Данная потребность удовлетворяется тогда, когда во время контакта человек получает признание личностных своих качеств, когда слышит положительные оценки в свой адрес. В случае неудачи, человек начинает искать признания в общении с людьми, которые склонны оценивать его положительно. Это гипертрофированная потребность и её результатом может быть потеря друзей и полное одиночество;
  3. Потребность в доминировании. Суть потребности заключается в стремлении оказывать активное влияние на образ мыслей другого человека, на его установки, поведение и вкусы. Удовлетворить эту потребность можно только тогда, когда поведение человека или ситуация под нашим влиянием изменяется. Крайне напряженными бывают взаимоотношения двух доминантных людей или двух ведомых. У ведомых личностей совместная деятельность может быть непродуктивной, а у доминантных частые конфликты;
  4. Потребность в заботе о другом человеке. Подобная потребность при её реализации приносит большое удовлетворение и формирует постепенно альтруизм и человеколюбие;
  5. Потребность в оказании помощи предполагает принятие этой помощи от человека и, будучи принятой, она приносит большое удовлетворение тому, кто её оказал. Отказ от помощи может негативно восприниматься.

Лень читать?

3 стр., 1407 слов

Педагогическое общение

... воспитания в системе учебно-познавательной деятельности. В педагогическом общении на фоне субъектно-субъектных отношений учащихся и педагога реализуются взаимные потребности общения: учителя – в выполнении своей социально ... Конгруэнтность понимается в данном случае как полное соответствие того, что человек предлагает с помощью тона голоса, движения тела и головы, содержанию его слов, внутренним ...

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Замечание 1

Удовлетворение потребностей – это сложный процесс, включающий целый ряд этапов – главными выступают мотивация и реализация деятельности.

Тест с ответами: “Потребности человека”

1. Как называется осознаваемая человеком необходимость иметь что-либо для поддержания жизнедеятельности и развития: а) желание б) самосознание в) потребность + г) сознание

2. Как называется подход, который рассматривает проблемы потребностей человека как социального субъекта: а) системный подход б) аксиологический подход в) деятельностный подход +

3. Можно ли раз и навсегда удовлетворить потребности человека: а) ни одну потребность нельзя удовлетворить окончательно + б) это зависит от категории потребности в) всякая потребность перестает возникать после первого удовлетворения

4. К категории каких потребностей можно отнести потребность человека в труде: а) биологических б) духовных в) социальных +

5. По отношению к историческому развитию общества характер человеческих потребностей: а) не меняется б) меняется с изменением мира + в) нельзя сделать однозначный вывод о зависимости потребностей от развития общества

6. Что из перечисленного является примером социальной потребности человека: а) в свободное время Галина любит поболтать с подруж¬ками + б) Сергей любит шоколадное мороженое в) врач рекомендовал Николаю упражнения для улучше¬ния осанки г) Всеволод любит читать

7. Потребности человека: а) не являются индивидуальными б) зависят от жизни общества + в) не меняются на протяжении жизни г) делятся на биологические, трудовые, внутренние

8. Каким видом потребностей является для человека необходимость общения с друзьями: а) биологическим б) духовным б) интеллектуальным г) социальным +

9. Что из перечисленного относится к эстетическим чувствам: а) чувство долга б) любовь к истине в) чувство наслаждения + г) чувство справедливости

10. Как называется внутренне состояние человека, которое связано с его настроением в конкретный момент: а) чувство б) мысль в) потребность г) эмоция +

11. Что из перечисленного не связано с понятием «эмоция»: А) радость б) грусть в) волнение г) логика +

12. Какая из потребностей человека не относится к биологическим: а) питание б) отдых в) общение + г) движение

6 стр., 2772 слов

Стили и модели общения

... продолжается вот уже несколько десятков лет. В социальной психологии наряду с термином «стиль лидерства» используются понятия «стиль общения», «индивидуальный стиль деятельности», «стиль отношений», «межличностный стиль общения», «способ общения людей друг с другом», межличностный образ действий», ...

13. Какая из потребностей человека подтверждает его связь с иными представителями мира природы: а) в знаниях б) в труде в) в продолжении рода + г) в познании

14. Какая из потребностей человека подтверждает его связь с иными представителями мира природы: а) в труде б) в одобрении окружающих в) в воде +

15. Какое из перечисленных утверждений верно: а) эмоции и чувства не имеют отличий б) чувства людей разнообразны и индивидуальны + в) потребности в общении и труде относят к биологическим потребностям человека

16. Что меняется в процессе приспособления человека к внешней среде: а) условия социальной культуры б) человеческая природа + в) условия взаимодействия человека со средой

17. Ресурсы, которые способствуют удовлетворению потребностей человека, бывают: а) ситуативные б) ограниченные + в) безграничные

18. Что изучает наука «сервисология»: а) индивидуальное обслуживание потребителя + б) массовое обслуживание потребителя в) способы организации обслуживания потребителя

19. Как называется способ поведения человека в конкретной ситуации: а) деятельность б) привычка + в) способность

20. Духовный мир человека: а) воплощает его биологические потребности б) формируется в зависимости от общества в) это мир его мыслей и чувств +

21. Какая из потребностей связана с природными свойствами человека: а) в уважении со стороны других б) в творческом самовыражении в) в общественном признании г) в физическом развитии +

22. Чем ограничен человек при удовлетворении своих нужд: а) возможностями + б) потребностями в) ценностными ориентациями

23. В условиях рыночной экономики главным действующим лицом в обществе является: а) индивид б) личность в) потребитель +

24. Какие из человеческих потребностей не отражают специфику его природы: а) витальные + б) социальные в) духовные

25. Что относят в неосознанным потребностям человека: а) интерес б) влечение + в) ориентация

26. Какие потребности человека не являются первичными: а) в самосохранении б) в самоуважении + в) биогенные

27. Согласно пирамиде потребностей А.Маслоу, какие человеческие потребности относятся к потребностям высшего уровня: а) физиологические б) духовные + в) социальные г) экзистенциальные

28. Что, согласно теории А. Маслоу, можно отнести к потребностям высшего уровня: а) личное достоинство б) самореализацию + в) общение

29. Группы, образующие социальные потребности человека: а) эгоистические и альтруистические + б) интеллектуальные и духовные в) групповые и индивидуальные

30. Что не относится к экзистенциальным потребностям человека: а) защищенность б) безопасность в) уважение +

Структура общения

В.Н. Парфенов в своей статье «Психология общения» выделяет в содержательной структуре общения 4-е компонента – связь, взаимодействие, познание, взаимоотношение.

Суть связи заключается в передаче разной информации – осведомительной, регулятивной или аффективной.

Под взаимодействием автор понимает процесс совместной деятельности людей при решении общей задачи.

Познание, считает Парфенов, является процессом восприятия и интерпретации поведения человека и осознание его для понимания личностной сущности.

5 стр., 2307 слов

Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и ...

... формируют умственную и эмоциональную устойчивость к напряженной деятельности. Умственная деятельность будет в меньшей степени подвержена влиянию неблагоприятных факторов, если целенаправленно применять средства и методы физической культуры (например, физкультурные паузы, активный отдых и т. ...

Он выделяет опосредованное общение и непосредственное общение. Опосредованное общение может происходить через средства массовой коммуникации.

Проблемы общения Парфенов рассматривает через методологические принципы её исследования – коммуникативный принцип, информационный, гностический, регулятивный.

В данной модели структуры общения, считает А.А. Леонтьев, важно идти не от глобального представления коммуникативных процессов, а в обратном направлении. А.А. Леонтьев отмечает, что данная модель структуры общения построена на логоцистическом анализе процессов общения, а не на психологическом.

Б.Д. Парыгин в монографии «Основы социально-психологической теории» дает специфическую характеристику общения и вводит категорию «взаимопонимание», которая, по его мнению, является одной из основных характеристик. Ученый выделяет уровни взаимопонимания – совпадение системы социальных и индивидуальных значений у общающихся людей, совпадение уровней взаимной оценки.

Б.Д. Парыгин выделяет параметры общения – психический контакт при взаимном восприятии друг друга, обмен информацией в ходе вербального или невербального общения, взаимовлияние и взаимодействие друг на друга. Ученый считает, что существует внутренняя и внешняя сторона общения.

По мнению А.А. Леонтьева, данная концепция тоже имеет слабость, которая заключается в том, что концепция изложена в индивидуально-психологической трактовке процессов общения.

В социальной психологии России довольно широкое признание получила аналитическая модель, в которой структура любого акта общения состоит из трех взаимосвязанных сторон – коммуникативной, интерактивной, перцептивной.

Коммуникативная сторона предполагает обмен информацией, интерактивная означает взаимодействие в совместной деятельности, а перцептивная сторона состоит в восприятии и понимании другого человека.

Кроме этих существуют и другие классификации структуры общения.

Замечание 2

Если исходить из того, что структура является совокупностью устойчивых связей между многочисленными элементами, благодаря которым она представляет собой единое целое, то структуру общения можно рассматривать, учитывая следующие аспекты: динамические, функциональные, предметно-содержательные, операциональные.

Потребности пациента в общении, труде и отдыхе

тема: ПОТРЕБНОСТИ ПАЦИЕНТА В ОБЩЕНИИ; ТРУДЕ И ОТДЫХЕ.

Человек живет и развивается под влиянием общества, в свою очередь оказывая воздействие на своё окружение. У каждого индивидуальные способности и потребность в общении, зависит она от психологических особенностей, физиологического состояния и возраста, окружающей обстановки, социальных факторов.

Общение в разные возрастные периоды:

Детство – формирование навыков общения, Юность – расширение навыков общения и взаимоотношений, Зрелость – применение различных форм общения, Старость – угасание навыков общения, распад взаимоотношений.

Психологический фактор в общении:

Интеллект, Манера разговора, Уверенность в себе, Настроение, Темперамент, Настойчивость.

Физиологические особенности:

Способность слышать (снижение слуха, глухота), Особенности зрения (слепота, сужение полей зрения), Способность говорить (заикание, дефекты речи, немота), Умение писать и читать, Возможность жестикулировать.

Социальные факторы:

Знание языка, Нормы поведения, воспитания, Внешний вид, одежда, украшения,

Окружающая обстановка:

Шум, Свет, Температура воздух, Обстановка.

Проблемы пациентов, при нарушении потребности общаться:

Зависимость от своего заболевания или состояния (врожденная патология, инсульт), Нарушение познавательной способности (аутизм, шизофрения, утрата чувства собственного достоинства, болезнь Альцгеймера), Нарушения речи (сухость во рту, фарингит, ангина, дефекты строения полости рта, заикание, трахеостомия, операции на голосовых связках), Афазия — потеря речевой функции (опухоли мозга, инсульты, травмы головы), Нарушения слуха (звон в ушах, снижение слуха), Нарушение зрения (слепота, снижение остроты зрения).

Сестринские вмешательства направлены на обеспечение пациенту достойного уровня общения, с учетов его потребностей и особенностей. Необходимо использовать все доступные средства и стили общения в рамках профессиональной компетенции и норм этики.

Оценка эффективности:

Цель можно считать достигнутой, если пациент понимает вербальную или невербальную речь, может общаться с окружением и близкими на возможном для него уровне.

ПОТРЕБНОСТЬ В ТРУДЕ И ОТДЫХЕ.

Труд в нашем привычном понимании это способ зарабатывания денег. Однако труд это не только получение финансового благополучия для себя и своей семьи и социального статуса, но и самореализация, признание коллег и общества.

У каждого человека своё представление об отдыхе. Для одного отдых это спорт, для другого прогулки на отдыхе, для третьего это возможность побыть в одиночестве и заняться рукоделием. Важно чтобы активность человека менялась во время труда и отдыха. Если человек работает физически, то отдых может состоять в чтении книг, походе в театр или на выставку. Если наш пациент занят малоподвижным интеллектуальным трудом, то лучше, что бы отдых был активным – пешие или велосипедные прогулки. Хотя нужно отметить необходимость во всех видах отдыха для представителей любых профессий.

В разном возрасте трудовая деятельность людей различна:

Детство – игра, учёба – выбор отдыха зависит от желания родителей.

Юность – выбор и получение профессии – выбор отдыха зависит от режима учёбы, собственных желаний, финансовых возможностей родителей и своих.

Зрелость – повышение профессионализма, продвижение по службе, смена работы, обучение другим специальностям – выбор отдыха зависит от собственных желаний, возможностей семьи.

Пожилой возраст – выход на пенсию – отдых зависит от физического здоровья, финансовых возможностей и в меньшей степени от собственного выбора.

Проблемы пациента при нарушении потребности трудиться и отдыхать:

Потеря или изменения социального статуса, Неблагоприятное воздействие условий труда, Инвалидизация, Утрата способности выполнять привычную работу, Потеря заработка, Утрата смысла жизни, Невозможность выбирать вид отдыха в условиях стационара, Невозможность заниматься спортом.

Сестринские вмешательства при нарушении потребности трудиться и отдыхать:

психологическая помощьпациенту в процессе адаптации к своему состоянию, предоставление пациенту самостоятельного выбора или коррекции своего режима в рамках предписанной двигательной активности, информирование пациента о возможностях перепрофилирования и получения новой специальности.

Оценка эффективности:

Цели поставленные на третьем этапе сестринского процесса можно считать достигнутыми если пациент:

Независим при выборе труда и отдыха, Адаптировался к условиям ЛПУ и может выбирать посильную деятельность, Адаптировался к последствиям инвалидности, и может выполнять посильную работу, Получает удовольствие от доступного отдыха.

Школьный психологический практикум

Потребность в общении является одной из основных социогенных потребно­стей человека. Она возникает в процессе накопления опыта в межличностном взаи­модействии. В ее основе лежит потребность в эмоциональном контакте, социализи­рованный поиск контактов и соответствующая техника удовлетворения. ПО прояв­ляется в потребности индивида принадлежать к группе, быть ее членом, взаимодей­ствовать с нею, участвовать в совместной деятельности, находиться вместе, оказы­вать и принимать помощь. Она приводит к отказу от эгоистических установок ради установления (или восстановления) согласия и дружеских связей между членами группы. ПО проявляется также в стремлении участвовать в совместных действиях. Человек как бы стремится уменьшить дистанцию между собой и другими членами группы. Т.о., потребность в общении стимулирует, поддерживает и направляет дея­тельность человека по общению с другими людьми.

Инструкция.

В анкете имеется 33 утверждения, которые позволяют Вам уточнить мнения, интересы и то, как Вы оцениваете самих себя. Если вы согласны с утверждением, то напишите «да» рядом с его номером. Если не согласны, то напишите «нет». Никаких дополнительных подписей делать не нужно. Заполняя ответный лист, имейте ввиду, что утверждения слишком коротки, чтобы содержать все необходимые подробно­сти. Представляйте себе типичные ситуации и задумывайтесь над деталями. Отве­чайте быстро и давайте первый естественный ответ, который приходит Вам в голову. Отвечайте по порядку и обязательно на каждый вопрос.

Анкета ПО.

В бланке Вы ставите знак «+» на то утверждение, с которым согласны.

Да Нет
1.
2.
……..
32.
33.

За каждый положительный ответ на утверждения 1, 2, 7, 8, 11, 12 13, 14, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 28, 30, 31, 32, 33 ставите себе 1 балл.

За каждый отрицательный ответ на утверждения 3, 5, 6, 9, 10, 15, 16, 25, 27, 29 Вы также получаете 1 балл.

В первом столбце Вы подсчитываете сумму положительных ответов, а во втором — отрицательных. После этого Вы складываете оба результата.

Уровни
низкий Ниже среднего средний выше среднего Высокий
Децили
М 3-18 19-21 22 23 24 25 26 27-28 29-30 31-33
Ж 9-21 22-23 25 26 27 28 29 30 31 32-33

Людей с высокой потребностью в общении отличают такие черты:

  • Стремление к поддержанию или восстановлению хороших отношений с людьми.
  • Сильные переживания при разрыве этих отношений.
  • Способность простить проступок ради восстановления хороших отношений.
  • Стремление помогать другим.
  • Способность отказываться от собственных удобств ради других.
  • С ними можно поделиться переживаниями и от этого станет легче.
  • Склонность проявлять участие.
  • Стремление установить добрые отношения со многими людьми.
  • Стремление расширить сферу своего общения.

KONSPEKTY.NET

Потребность в признании и уважении – одна из основных потребностей человека. Каждому из нас свойственно чувство собственного достоинства. Все мы нуждаемся в поддержке и оценке как нашей личности, так и результатов нашего труда. На основе оценочных суждений мы понимаем, как нас воспринимают окружающие, в чем заключаются наши достоинства и недостатки. Мы можем составить свой собственный портрет в глазах окружающих.

Стремление самоутвердиться, показать свою значимость лежит в основе чувства собственного достоинства. Поддерживать его необходимо для ощущения чувства удовлетворенности. Если человек ощущает себя могучим, сильным, свободным, компетентным, уважаемым, независимым, то он идет по жизни уверенно. Если же его потребность не удовлетворяется, то он чувствует себя слабым, никчемным, беспомощным, не способным ни к чему. Он теряет вкус к жизни, его одолевают тоска и уныние, он погружает в депрессию, и ничем хорошим длительное пребывание в таком состоянии не заканчивается. Расстройство может привести к проблемам со здоровьем и психикой.

Поэтому важно в каждом человеке поддерживать чувство его значимости. Если этого не делать и постоянно унижать человека или отказываться признать его талант, то легко сломать его и нанести непоправимый урон его психологическому здоровью.

По мнению исследователей человеческой психологии потребность в признании и уважении можно условно разбить на две составляющие:

  • – собственно, сама потребность в том, чтобы человека заметили и оценили, причем неважно как;
  • – и потребность в престиже, в уважении, в признании его значимости.

Существуют различные пути к признанию. Кто-то старается выделяться своим талантом и своими достоинствами, а кто-то ищет признание «от обратного» – путем нарушения установленных правил, пристрастием к криминальным проявлениям своей личности. Одни ищут признания через любовь людей, а другие – через ненависть.

Стремление выделиться лежит в основе человеческой психологии. Но, к сожалению, это свойство имеет и свою обратную сторону. Так, стремление выделиться любой ценой приводит к тому, что некоторые люди теряют чувство реальности и пытаются необычными и даже опасными поступками добиться уважения и признания со стороны окружающих.

Люди, которые страдают от недостатка этой потребности, подвержены постороннему влиянию, что делает их в руках других людей послушным инструментом. Если вовремя не поддержать в человеке чувство его значимости для других, он может попытаться самоутвердиться за счет других людей и пойти по опасному пути.

Поэтому так важно своевременно оказывать поддержку окружающим, демонстрировать им их важность для вас. Но есть на этом пути и крайности.

Иногда потребность в признании и уважении перерастает в маниакальное влечение стать в глазах другим самым лучшим и выдающимся. Эти люди становятся перфекционистами. Они бояться ступить шаг, считая, что вокруг за ними все наблюдают и все их обсуждают. Поэтому они заранее просчитывают, как одеться, что и как сказать, как посмотреть. Они бояться: «А вдруг плохо подумают».

Есть и другие люди, в которых постоянное внимание со стороны окружающих породило манию величия. Он осознают себя самыми выдающимися и сильными личностями. Осуждение со стороны других или недостаточное внимание к их персоне вызывает в них чувство оскорбленного собственного достоинства. Такие люди становятся очень чопорными. Их в обществе принято именовать снобами.

Чтобы не впасть в крайность и не почувствовать себя ущемленным человеком, надо реально оценивать свои силы и то, что вы привносите в этот мир. Уважение окружающих надо заслужить. И если заслужить его хорошими поступками, то оно будет долгим и неподдельным.

Оцените, пожалуйста, прочитанный материал:)

(Пока оценок нету) Loading…