Нравственное чувство и особенности его формирования

Контрольная работа
  • Нравственное чувство и особенности его формирования.
  • Нравственными называются такие высшие чувства, которые переживаются человеком в связи с осознанием соответствия или несоответствия его поведения требованиям общественной морали.

    Человек — общественное существо; вся его деятельность связана с обществом, в котором он живет. Связи, в которые он вступает с другими членами общества, и вызывают в нем ряд глубоких нравственных чувств, в каждом из которых он переживает то или иное отношение к требованиям общества, установившимся нормам поведения или нравственным принципам и правилам.

    Человек, поступки которого идут вразрез с интересами общества и совершаются им не взирая на требования общественной морали, руководствуется в своем поведении недостойными с общественной точки зрения глубоко отрицательными чувствами индивидуализма, эгоизма, вражды, зависти, злорадства, недоброжелательства и т. п.

    В тех случаях, когда человек сознает недостойность своего поведения, несоответствие своих поступков требованиям общественной морали, когда он при этом остро переживает осуждение его поведения обществом, коллективом, другими людьми, мнение которых о себе он ценит, у него возникают такие нравственные чувства, как сожаление о совершенном поступке, чувство стыда, раскаяния и др.

    Нравственные чувства — исторически развившиеся чувства. В классовом обществе они имеют классовую природу, так как вытекают из принципов классовой морали. Они усваиваются людьми в процессе общественной жизни и воспитания. В конечном итоге они определяются общественно-экономическим строем общества и господствующими в нем производственными отношениями между людьми. Так, капиталистическое общество, основанное на принципе частной собственности на средства производства и ничем не сдерживаемой эксплуатации человека человеком, является источником таких разрушающих личность человека и основу его нормальных отношений с другими людьми чувств, как индивидуализм (чувство, побуждающее человека руководствоваться в своем поведении исключительно личными интересами и выгодами) и эгоизм (т. е. индивидуализм, возросший до такой степени, когда в достижении личных выгод человек не останавливается ни перед какими, бесчестными по отношению к другим людям, поступками).

    8 стр., 3835 слов

    Органы чувств человека

    ... нам угрожают. В следствии этого знания об органах чувств являются для каждого человека необходимыми. Впечатления, воздействующие на рецепторы органов чувств, передаются через чувствительные нервы в головной ... сахарозаменитель, а также некоторые другие вещества органического происхождения. ГЛАЗ Мы видим благодаря глазам - органам зрения, расположенным в глазницах - впадинах лицевой части ...

    Нравственные чувства побуждают людей к таким действиям и поступкам, в которых они защищают интересы коллектива и общества. Это наиболее глубокие и сильные чувства, на которые способен человек.

    Нравственные чувства связаны с мировоззрением человека, с прочно укоренившимися в его сознании в связи с пройденным им жизненным путем представлениями, мыслями, идеями, принципами и традициями. Представления, или мысли, возникшие в сознании человека, будучи связаны с нравственными чувствами, становятся сильными побудителями человека к деятельности.

    Моральные чувства. Это чувства, в которых оказывается устойчивое отношение человека к общественным событиям, к другим людям и к себе самому. Они неразрывно связаны с нормами поведения, приемлемыми в определенном обществе, с оценкой соответствия этим нормам действий, поступков, намерений человека. Источником таких чувств является совместная жизнь людей, их взаимоотношения, их совместная борьба за достижение общественной цели.

    Высокими моральными чувствами людей является, прежде всего, чувство любви к своей стране, чувство патриотизма. Чувство патриотизма многогранно. Оно неразрывно связано с чувством национального достоинства и гордости, национального самосознания. Национальное самосознание — осознание человеком своей принадлежности к определенной нации.

    Оно включает в себя и формируется на основании:

    Ментальность охватывает особенности национального мировосприятия, мировоззрения, психологии, национального характера.

    Положительными чертами ментальности являются: чувствительность, лиризм, что проявляется как в народном творчестве, так и в обрядности; миролюбие, кротость, мягкость характера, доброжелательность, любовь к земле, к красоте.

    Связано с любовью к людям, с чувством гуманности. Чувство гуманности обусловлено нравственными нормами и ценностями, системой установок личности на социальные объекты (человека, группу, живых существ), представленные в сознании переживаниями, со переживаниями и реализуются в общении, деятельности, помощи. Чувствами гуманизма руководствуется личность при признании прав, свободы, чести и достоинства другого человека.

    Это высокие нравственные чувства, которые характеризуются отношением человека к самому себе и отношением к нему других людей. Честь — это признание обществом достижений личности.

    Понятие чести охватывает желание человека поддержать свою репутацию, престиж, добрую славу в том социальном окружении, к которому он принадлежит. С честью связано представление о достоинстве.

    Проявляется в общественном признании прав человека на уважение со стороны окружающих, на независимость, в осознании им этой независимости, моральной ценности своих поступков и качеств, неприятие всего того, что унижает его как личность.

    Оценка человеком собственных поступков, добрых и недобрых, своей деятельности, своего отношения к другим называется его совестью. Эта оценка является не только умственной, но и эмоциональной. Она переживается, осознается человеком и считается внутренним регулятором его поведения, проявлением морального сознания. Сила и действенность влияния совести на личность зависит от прочности моральных убеждений человека.

    8 стр., 3832 слов

    «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ...

    ... творчеству и развития эстетических, психологических качеств человека, которые выражаются эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания [18]. 2.Изобразительная деятельность как средство эстетического воспита ния Изобразительная деятельность - важнейшее средство ...

    Эти чувства появляются в процессе переживаний, которые связаны с умственной, познавательной деятельностью человека. Таковы чувства любви к знаниям, чувства нового, удивления, сомнения, уверенности, неуверенности. Названные чувства связаны с моральными чувствами человека, но вместе с тем они специфичны, источниками их является обучение, конструктивная, творческая производственная деятельность.

    Это переживания человеком своего отношения к деятельности. Человек откликается на разные виды деятельности—труд, учебу, спорт. Это проявляется в увлеченности, в удовлетворенности деятельностью, в творческом подходе, в радости от успехов или в неудовольствии, в безразличном отношении к ней. Праксические чувства возникают в деятельности. Яркое представление о содержании и форме деятельности, ее процесс и результат, общественная ценность — главные предпосылки возникновения и развития праксических чувств.

    Праксические чувства развиваются или угасают в зависимости от организации и условий деятельности. Они особенно успешно развиваются и становятся стойкими тогда, когда деятельность импонирует интересам, склонностям и способностям человека, когда в деятельности проявляются элементы творчества, развиваются перспективы ее развития.

    Праксические чувства становятся более богатыми, если объединяются с моральными. Работа как дело чести, гуманистическое отношение к деятельности делают практическое чувство важным фактором борьбы за высокую продуктивность и качество работы.

    1.6 Эстетические чувства.

    К эстетическим чувствам относятся чувство красоты, прекрасного, которые порождаются явлениями природы, результатами труда людей, художественной и творческой деятельности. Эстетические чувства отражают прекрасное в самой объективной действительности. В них проявляется отношение личности к предметам и явлениям, вызванное активным желанием овладеть конкретными эстетическими объектами или же тем или иным видом творческой деятельности.

    Эстетические чувства формируются и реализуются в любой деятельности человека, поскольку каждая деятельность включает в себя элементы прекрасного. Эстетические чувства являются важным фактором формирования нравственного лица человека.

    Одним из сложных чувств, которое сочетает в себе эстетические, моральные, интеллектуальные стороны, есть чувство смешного, комического. Чувство комического возникает как переживание личностью несоответствия между формой и содержанием в действиях и поступках людей. Раскрытие личностью этого несоответствия и переживания, отношение ее к ней — это основные моменты, характеризующие чувство комического.

    Чувство комического может проявляться в различных формах. Так, объединенное с чувством симпатии, доброжелательным отношением, сочувствием к тем, с кого мы смеемся, оно превращается в чувство юмора. Пропитанное ненавистью к другим людям, гневом, это чувство становится сатирическое. Смех является мощным средством борьбы с тем негативным, что случается в жизни людей.

    Моральные, интеллектуальные, эстетические чувства переживаются человеком в деятельности и общении и называются высшими чувствами в связи с тем, что они объединяют все богатство эмоциональных отношений человека в социальном окружении.

    4 стр., 1822 слов

    Место и роль профессиональной этики в общей системе нравственных ...

    ... общечеловеческих моральных ценностей, с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации -- занимает важное место в системе прикладного этического знания. Особенностью статуса профессиональных этик выступает их нормативно-ситуативный характер. С одной стороны, ...

    В определении чувств «высшими» отмечается обобщенность стабильность их. Вместе с тем следует подчеркнуть условности понятия «высокие чувства», поскольку к ним относят не только позитивные, моральные, но и негативные чувства (скупость, эгоизм, зависть и т.п.).

    За неимением точного классификационного критерия моральные, интеллектуальные и эстетические чувства довольно трудно различать в психологическом плане. Чувство юмора, будучи эстетическим, одновременно может быть и интеллектуальным (если оно связано с умением подмечать противоречия в окружающей среде), и моральным чувством.

    1. Формирование нравственных чувств в истории общества

    Марксистский принцип историзма, примененный к анализу человеческих чувств, показывает, что человеческая чувственность не остается всегда неизменной, равной себе. Природа чувственности, детерминируемая социальными и культурными условиями, находится в постоянном, непрерывном развитии и усложнении. Поскольку нравственные чувства сопутствуют всем многообразным социальным отношениям, то вместе с развитием последних происходит и изменение первых. Ф.Энгельс, критикуя метафизичность дюринговского подхода к анализу морали, писал, «что люди, сознательно или бессознательно, черпают свои нравственные воззрения в последнем счете из практических отношений, на которых основано их классовое положение, т.е. из экономических отношений, в которых совершаются производство и обмен». Отсюда вытекает тот факт, что нравственность и нравственные чувства нельзя представлять в виде вечного, окончательного, неизменного и научный анализ их предполагает выяснение каузально-генетической, социальной обусловленности изменения моральных представлений и нравственных чувств, которые являются в конечном счете продуктом данного экономического порядка общества.

    Рассматривая проблему детерминации нравственных чувств господствующими в обществе производственными отношениями, следует отметить тот факт, что это не простая, жесткая, механическая детерминация. Идея Маркса, изложенная в «Теориях прибавочной стоимости», о специфичности духовного производства, его несводимости к материальному приложила и к анализу природы нравственных чувств. Нравственные чувства не есть прямая проекция отношений материального производства, они обладают и собственной логикой развития.

    Природа нравственных чувств не может быть выявлена вне целостного рассмотрения морали как социального явления. Это подтверждается проведенным выше критическим анализом «теории нравственного чувства». Главный недостаток указанной конценции состоит в попытке вывести всю специфику морали лишь из одного ее элемента — нравственных чувств. Это приводит представителей данной этической школы к неправильному толкованию как специфики морали в целом, так и искавению природы и специфики нравственных чувств. Только целостное видение морали как социального явления создает фундамент, дает исходные посылки для анализа специфики ее отдельных элементов, в данном случае — нравственных чувств. Поэтому исторический анализ развития нравственных чувств предполагает исследование проблемы в нескольких аспектах: изменение нравственных чувств в связи с изменением общественных отношений; качественное, количественное изменение нравственных чувств в связи с развитием рациональных элементов нравственного сознания.

    7 стр., 3060 слов

    Понятие этики и морали

    ... морали (в природе человека, космосе или социальных отношениях) и достижим ли нравственный идеал, трансформируются в третий, пожалуй, основной для этики ... индетерминизма, антикогнитивизма и пр.). К понятиям теоретической этики относятся таки как: «мораль», «нра­вы», «нравственность», «норма», ... как вербаль­ное обозначение соответствующих ценностных позиций, чувств и пр.). Применив эти дв модели — ...

    Именно поэтому, до непосредственного анализа исторического развития нравственных чувств необходимо дать общее определение морали с позиций марксистско-ленинской этики. Мораль, нравственность — «один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений ( моральные отношения )».

    Нравственные чувства являются элементом морального сознания личности. Эти чувства, в их специфически человеческой форме и содержании, являются результатом социального развития, если иметь в виду общество в целом, и процесса социализации, если речь идет о чувствах отдельного человека. Специфика нравственных чувств не заключается в каких-то особенностях их физиологической основы. Ученые, исследующие нервную деятельность, согласны в том, что физиологическая основа у всех чувств едина — это процессы возбуждения, торможения и распространения нервных импульсов и т.д., протекающие в нервной и гуморальной системах. Упомянутые процессы определяют силу, интенсивность, длительность чувств, но отнюдь не их социальное содержание. «Вряд ли можно признать научными концепции, которые объясняют такие, например, качества человека, как честность, смелость, порядочность, наличием «положительных» генов и фактически отрицают, что эти качества формируются социальной средой».