Психологические проблемы девиантного поведения подростков

Курсовая работа

Проблема отклоняющегося поведения школьников — одна из актуальных социально-педагогических проблем. Актуальность данной проблемы заключается в том, что сегодня девиантное поведение несовершеннолетних рассматривается как свидетельство недостатков в воспитательной сфере, сложной социально-экономической ситуации в стране, а совокупность фактов антиобщественного поведения и правонарушений подростков на определенной территории — как серьезный показатель недостатков проводимой профилактической и воспитательной работы.

Исследование М. И. Рожкова, проведенный в 2004 году им опрос 610 учителей общеобразовательных учреждений показал, что наибольшую выраженность имеют такие формы отклоняющегося поведения среди подростков: табакокурение — 65 %; грубость, сквернословие — 50 %; срывы уроков, пропуски уроков — 25 %; употребление алкоголя — 13 %; уходы из дома — 12 %; наркомания — 10 %; токсикомания — 10 % [8, с. 120].

Проблема девиантного поведения многоаспектна и изучается специалистами из разных областей науки. В частности, можно назвать работы таких авторов, как А.Д. Гонеев, К. Хорни, Л.Б. Шнейдер, В.Д. Менделевий [3, с. 12].

Проблема девиантного поведения на протяжении многих лет притягивает к себе внимание ученых, ищущих ответы на вопросы о природе и проявления этого феномена. Первоначально проблемой девиантного поведения заинтересовались зарубежные ученые.

Объект: девиантное поведение подростков.

Предмет: социально-психологические причины, обуславливающие возникновение психологических проблем девиантного поведения подростков.

Цель курсовой работы: выявить «психологические проблемы», которые возникают у подростков с девиантным поведением.

Гипотеза состоит в том, что у подростка с девиантным поведением могут быть психологические проблемы, вызванные социально-психологическими причинами.

Задачи:

  • На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы изучить понятие «девиантное поведение».
  • Изучить психологические особенности подросткового возраста.
  • Рассмотреть психологические проблемы подростков, склонных к девиантному поведению, социально-психологические причины, обуславливающие девиантное поведение подростков.
  • Организовать и провести эмпирическое исследование с целью выявления склонности к девиантности у подростков, обработать полученные данные, сформулировать выводы на основе анализа и интерпретации результатов исследования.

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по данному вопросу, письменный опрос.

5 стр., 2421 слов

Поведение лидера, социально-психологическая мотивация

... на женское и мужское лидерство, наличие конкурентной среды в детстве и низкие значения показателей кооперативной модели Кооперативная Высокие значения кооперативности, мотивации, аффилиации, экстраверсии, лидерского потенциала, социального интеллекта, социоэмоциональной успешности, ...

Структура и объем работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (25 источников), приложений. Объем работы составляет 37 страниц, в работе 2 таблицы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

1.1 Сущность и содержание понятия девиантного поведения

Я.И Гилинский первым в России ввел в употребление термин «девиантное поведение».

Под девиантным (лат. deviatio — отклонение) поведением понимают:

  • поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам);
  • социальное явление, выражающееся в относительно распространенных, массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе нормам (социальные отклонения).

В первом определении девиантное поведение изучается преимущественно психологией, педагогикой, психиатрией. Во втором оно служит объектом социологии [6, с. 72].

В основе отклонений лежит понятие «норма». Нормой является усредненное значение какого-либо признака; наиболее распространенный, среднестатистический вариант протекания процесса, деятельности; идеальный желаемый тип, образец, эталон.

Коллектив авторов во главе с академиком В.Н. Кудрявцевым рассматривает девиантное поведение как отклонение, отступление от существующих социальных норм, их нарушение, «ненормальное поведение» с точки зрения нормативно значимого фактора, устойчиво проявляющееся отклонение от социальных норм, как корыстной, агрессивной ориентации, так и социально-пассивного типа.

К социальным отклонениям корыстной направленности Кудрявцев относит правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду (хищение, кражи, спекуляция, протекция и т. д.), которые могут проявляться как в виде преступных уголовно-наказуемых действий, так и в виде правопроступков и аморального поведения [14, с. 45].

По мнению А. Коэна, отклоняющееся поведение — это «такое поведение, которое идет вразрез с институционализированными ожиданиями, то есть ожиданиями, разделенными и признаваемыми законными внутри социальной системы» [15, с. 36].

Отклоняющееся поведение необходимо отличать от поведения, связанного с мозговой патологией. В происхождении отклоняющего поведения большую роль играют дефекты личностного развития, сочетающиеся с недостатками, ошибками воспитании и отрицательным влиянием неблагоприятной ситуации, складывающейся в ближайшем окружении человека — семье, референтной группе [19, с. 172].

А.А. Бодалев и А.Н. Сухов четко разделяют отклоняющее поведение на:

  • поведение собственно девиантное, т. е. отклоняющееся от принятых в обществе норм;
  • поведение делинквентное (психологическая тенденция к правонарушению) — преступное, криминальное [2, с. 26].

Некоторые ученые предполагают в качестве нормы использовать ожидания соответствующего поведения, а некоторые — эталоны, образцы поведения. Девиантными могут быть не только действие, но и убеждения, идеи.

Одним из первых затронул тему девиантного поведения Д. Э. Дюркгейм. Он ввел понятие аномии. Аномия — это состояние разрушенности или ослабленности нормативной системы общества, которое вызывается резкими изменениями, то есть аномия — социальная дезорганизация.

8 стр., 3558 слов

Инстинкты в поведении животных и человека

... стоит относительно весьма низко. В типе членистоногих прогрессивно эволюировали наследственные изменения поведения, инстинкты, и у высших представителей их, у насекомых, мы находим необыкновенно сложные и ... вида животных. И.М. Сеченов и И.П. Павлов выявили рефлекторный характер инстинкта. Способность к инстинктивному поведению передается по наследству, причем как отмечал еще Ч.Дарвин, особенности ...

Существенно развил и преобразовал данный термин Р.К. Мертон. Аномия — это результат конфликта между «культурой» и «социальной структурой», нормальными, законными средствами и побуждения к поиску новых (незаконных) способов удовлетворения потребностей. Он выделяет пять способов «аномического приспособления» в различных формах адаптации: конформность, инновация, ритуализм, ретринизм и мятеж.

Американский социолог-теоретик Т. Парсонс расширил типологию Мертона и сформулировал восемь типов девиантного поведения. Парсонс объясняет появление девиантных мотиваций невыполнением ожиданий. Поведение подростков он рассматривает через понятие «аномии» — состояния, в котором ценности и нормы не являются более ясными указателями должного поведения или теряют свою значимость. Этой причиной объясняется парадоксальность системы ценностей, центральное место в которой занимают ценности личного успеха и его достижения. Следование им усиливает структурную дифференциацию общества, что ведет к конфликтам и девиантному поведению [6, с. 143].

Теория основоположника психоанализа З. Фрейда объясняла отклонения в поведении фиксацией на одной из стадий психосексуального развития. А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни, отмечая характерные черты девиантов, как агрессивность, комплекс неполноценности и повышенная тревожность, видят причины девиантного поведения в неврозах, сексуальных расстройствах, неосознанных влечениях личности. В качестве таких неосознанных, подавляемых влечений З. Фрейд рассматривал либидо, А. Адлер — стремление к превосходству над другими, к власти, Э. Фромм — влечения к страданию и смерти, К. Хорни говорил о неосознанном стремлении личности к безопасности [18, с. 221].

В качестве формы самоутверждения рассматривалась в концепциях А. Бандуры, А. Басса, М. Лазаруса проблема агрессивности, тревожности и отклонений в поведении.

А. Маслоу разработал концепцию психологически здорового человека. В теории человеческих мотивов он различает врожденные базовые потребности и метапотребности, неудовлетворенность которых приводит к психопаталогиям (страдания, апатия, цинизм).

Анализируя теоретические подходы к девиации, Ч. Фрейзер выделяет три подхода:

  • с позиции социализации;
  • с позиций социально-психологической реакции;
  • с позиции социального контроля.

Н. Дж. Смелзер выделяет три компонента девиации: 1) человек с девиантным поведением; 2) норма (ожидание), которое является критерием оценки девиантности и 3) другой человек, социальная группа, реагирующий на поведение девиантного человека. Девиантность определяется, по его мнению, соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям [20, с. 86].

Важный вклад внесли Говард и Орлин (1960), разработавшие теорию дифференцированных возможностей. Подход Говарда и Орлина представлял собой связь двух основных направлений социально-психологической мысли по проблеме девиантного поведения, а именно — представленную анемическую теорию и теорию дифференцированных возможностей [22, с. 123].

1.2 Психологические особенности подросткового возраста

девиантный поведение подросток психологический

Подростковый возраст — период жизни человека от детства до юности, охватывающий возраст с 11-12 до 14-15 лет. Этот возраст привлекает к себе особое внимание учителей, педагогов и психологов.

20 стр., 9958 слов

Профилактика девиантного поведения подростков (2)

... меньшей степени. Девиантное поведение в подростковом возрасте представляет собой сложное явление, поэтому изучение этой проблемы имеет междисциплинарный и разноплановый характер. Работы перечисленных ... профилактики сводятся к предупреждению отклонений, где наиболее важным является недопущение первого опыта правонарушений, а также минимизация социального вреда девиантного поведения подростков ...

Главный момент подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Ребенок всесторонне развивается, у него возникают и формируются психологические новообразования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности подростков.

Впервые психологические особенности данного возраста были описаны Г. С. Холл, который обратил внимание на противоречивость поведения подростка. Он представил подростковый возраст как кризисный период развития. Это промежуточная стадия между детством и взрослым периодом. Кризисные, негативные явления подросткового возраста связаны с переходностью, промежуточностью данного периода в онтогенезе. Он исходил из представления о биологической обусловленности процессов развития в подростковом возрасте. Содержание подросткового периода описывается как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает «чувство индивидуальности» [14, с. 21].

Кризис подросткового возраста считался неизбежным и универсальным из-за его биологической предопределенности, связанной с половым созреванием. Так, психосексуальное развитие человека в психоанализе отождествляется с развитием самой личности. Подростковый возраст характеризуется возвращением либидозной энергии к половым органам и формированием половой идентичности.

По мнению, Еникеева М.И., Кле М., Ремшмидта Х половые инстинкты создают наибольшее внутреннее напряжение: повышена возбудимость, ослаблены тормозные процессы. А значит, происходящие в организме подростка биологические изменения, могут приводить к резким изменениям его поведения.

М. Мид изучала непосредственное влияние социальных условий на психологические особенности подростков. Протекание подросткового периода зависит от сложности общества, от дистанции, которую оно устанавливает между возрастными группами, от способов перехода из одной группы в другую. После работ Маргарет Мид переходный возраст начинает рассматриваться не как психологическая трансформация, а как культурный процесс вхождения ребенка в социальную жизнь взрослого человека [4, с. 59].

Сутью подросткового возраста Л.С. Выготский считал, несовпадение трех точек созревания: «Половое созревание начинается и завершается раньше, чем наступает окончание общеорганического развития подростка, и раньше, чем подросток достигает окончательной ступени своего социально-культурного формирования». Типичные черты данного возраста: возникновение интроспекции, ведущей к самоанализу; появление особого интереса к своим переживаниям и чувствам, уход в себя, появление чувства исключительности, неудовлетворенность потребностей, стремление к самоутверждению, противопоставление себя окружающим и возникновение конфликтов между ними. Отклонения в поведении могут быть связаны с изменениями, происходящими в личности подростка [14, с. 42].

Динамизм психической деятельности подростка в одинаковой мере делает его податливым как в сторону социально-позитивных, так и в сторону социально-негативных влияний.

17 стр., 8106 слов

Коррекция девиантного поведения подростков

... качеств личности подростков с девиантным действием. Научная новизна исследования уточнена сущность понятия «коррекция девиантного поведения подростков в условиях МОАУ СОШ с УИОП №37 г. Кирова»; выявлен комплекс условий эффективности коррекции девиантного поведения подростков; выявлены особенности организации коррекции девиантного поведения подростков; ...

Подростковый возраст — это возраст «социального импринтинга» — повышенной впечатлительности ко всему, что делает человека взрослым.

Подростковый возраст характеризуется рядом черт:

наличием потребности в самовоспитании,

становлением самостоятельности,

активной работой над собой,

формированием чувства собственного достоинства.

Негативное воздействие на самосознание, порождает честолюбие, неадекватность самооценки, провоцируя конфликты в отношениях с окружающими [23, с. 78].

Ю.М. Орлов: «В подростковом возрасте осуществляется активная интеграция подростка в группу сверстников. При этом индивидуализация может проявляться в форме самоутверждения (позитивного или негативного).

Если мотив самоутверждения — стремление к лидерству и престижности, а форма позитивная — то самоутверждение может положительно влиять на процесс и результат учебной и общественной деятельности» [14, с. 48].

Ведущий мотив подростка (по Кондратьеву М.Ю.): «Чем бы ни выделиться, лишь бы выделиться» [14, с. 62].

Поисковая активность подростка (Филонов Л.Б.) направлена на «поиск пределов допустимого» [16, с. 106].

Подростковый возраст — возраст противоречия одновременно растущих тенденций — социализации (врастания в мир человеческой культуры и общественных ценностей) и индивидуализации (открытия и утверждения своего уникального и неповторимого «Я»).

Сухомлинский В.А. обобщает главные личностные черты подросткового возраста, по его мнению, этими главными чертами являются следующие:

  • Непримиримость к злу, эмоциональное неприятие его, с одной стороны, сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни — с другой.
  • Подросток хочет быть хорошим, стремиться к идеалу, но он не любит, когда его намеренно воспитывают.
  • Подростку хочется быть личностью, совершить что-то героическое.

— У подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда множественность и непостоянство увлечений. Подросток боится не справиться, он слишком самолюбив и может прикрываться показной уверенностью, решительностью, за которыми скрывается беспомощность.

— В подростке очень сочетаются романтическая восторженность и грубые выходки. Он стыдится своих чувств. Такие человеческие чувства кажутся ему детскими. Он опасается, что будут считать чересчур чувствительным, и прикрывается грубостью, пряча свои настоящие чувства [14, с. 134].

1.3 Психологические проблемы девиантного поведения подростков, причины

В отечественной психолого-педагогической литературе проблемы девиантного поведения, связаны в первую очередь с трудновоспитуемыми подростками, которые представляют собой группу повышенного социального риска. Поведение подростков отличается рядом особенностей: недостаточностью жизненного опыта и низким уровнем самокритики, отсутствием всесторонней оценки жизненных обстоятельств, повышенной эмоциональной возбудимостью, импульсивностью, двигательной и вербальной активностью, внушаемостью, подражательностью, обостренностью чувства независимости, стремлением к престижу в референтной группе, негативизмом, неуравновешенностью возбуждения и торможения. Отсюда и появляются в действиях подростков черты девиантного поведения.

87 стр., 43457 слов

Гендерные особенности девиаций поведения у подростков

... девиантного поведения у подростков; 3. Сравнить полученные результаты, сформулировать выводы. Методологическая основа исследования, Методы исследования, Выборка исследования:, Научная новизна, Теоретическая значимость, Практическая значимость Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме гендерных особенностей ...

Девиантные действия выступают:

  • в качестве средства достижения важной цели;
  • как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности;
  • как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении (девиантное поведение непосредственно связано с «Я-концепцией» личности подростка).

Особенности подростковой девиации:

  • высокая аффективная заряженность поведенческих реакций;
  • импульсивный характер реагирования на фрустрирующую ситуацию;
  • недифференцированная направленность реагирования;
  • кратковременность реакций с критическим выходом;
  • низкий уровень стимуляции;
  • высокий уровень готовности к девиантным действиям [9, с. 57].

Трактовка причин девиантного поведения тесно связана с пониманием самой природы этого социально-психологического явления. В человеческом поведении сочетаются компоненты различного уровня — биологические, психологические и социальные. Отсюда и вытекают походы к рассмотрению причин девиантного поведения подростков.

Психологический подход рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности, блокированием личностного роста, а также состояниями умственных дефектов, дегенаративности, слабоумия и психопатии. Причиной появления девиаций в поведении и развитии ребенка может стать недостаточная сформированность определенных функциональных систем мозга, обеспечивающих развитие высших психических функций (минимальные мозговые дисфункции, синдром дефицита внимания, синдром гиперактивности).

Такие отклонения рассматриваются в области неврологии и нейропсихологии.

Психологические особенности тесно связаны с девиантным, отклоняющимся от принятых норм поведением. Например, пониженная самооценка и негативный Я- образ положительно коррелируют с 26 видами отклоняющегося поведения: нечестностью, членством в криминальных группах и совершением правонарушений, наркоманией, алкоголизмом, агрессивным поведением и различными психическими расстройствами.

Особое место среди разнообразных концепций девиантности занимают исследования психоаналитической ориентации З. Фрейда. Основным источником отклонений в психоанализе считается постоянный конфликт между бессознательными влечениями, образующими структуру «Оно», и ограничениями, исходящими от «Я» и «Сверх-Я» [22, с. 9].

Нормальное развитие личности предполагает появление оптимальных защитных механизмов, уравновешивающих сферы сознания и бессознательного. Фрейд предположил, что либидо ищет выхода в любой творческой деятельности; человек стремится к свободе и самоутверждению. Однако свобода ограничивается вместе с развитием культуры. Подавление, вытеснение либидо ведет к сублимации сексуальной энергии, изменениям поведения вплоть до садизма и преступлений.

Последователи Фрейда выделяют в качестве причины отклонений — дефицит эмоциональных контактов, теплого общения с матерью в первые годы жизни. В качестве важнейшего фактора формирования личности выделяют структуру семьи. Различное положение ребенка в этой структуре и соответствующий тип воспитания оказывают часто решающее влияние на возникновение отклонений. Например, гиперопека ведет к развитию мнительности, инфантильности и комплекса неполноценности. Таким образом, в исследованиях ученых психоаналитической ориентации большая роль отводится социальным, прижизненно действующим факторам.

8 стр., 3513 слов

Методы психолого-педагогических исследований

... методов научно-педагогического исследования принято выделять три группы: теоретические, эмпирические, методы математической и статистической обработки материалов. Вопрос 2. Теоретические методы исследования Теоретические методы исследования ... определяющих развитие факторов. Перейдём непосредственно к теоретическим методам. К методам теоретического исследования относят анализ и синтез, индукция и ...

Социологический подход

Причиной девиации может послужить разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения.

Многие педагоги считают, чем глубже привязанность ребенка к родителям, школе и сверстникам, тем меньше вероятность, что они совершат девиантные поступки. Однако ряд зарубежных исследований показал, что слишком глубокая привязанность несовершеннолетних к сверстникам способствует правонарушениям, т.к. группы сверстников, действительно регулируя поведение своих членов, могут поощрять и преступное поведение.

Многие ученые особое место выделяют семье, подчеркивая, что предрасположенность к девиациям различной степени закладывается с детского возраста, не в последнюю очередь благодаря родителям.

Отклоняющемуся поведению может способствовать членство в неформальных молодежных группах.

Необходимо отметить негативное влияние средств массовой информации на пропаганду сексуальной распущенности среди молодежи. Частотность сообщений о безнаказанности «заказных» убийств, о всесильности мафии, отсутствии реакции общества снижает чувствительность населения к отклонениям.

Одной из причин является и социальное влияние преступного мира, распространение его морали и давления на общество.

В рамках девиантного поведения Н. Вострекнутов выделяет несколько видов.

— Конформный (компенсаторно-уступчивый) вариант поведения. Его основная особенность — невыносливость к длительному активному напряжению по преодолению конфликта, легкостью возникновения пассивно-отказных форм реагирования. В ситуации конфликта такой ребенок или подросток демонстрирует уступчивость или услужливость, готовность поступиться собственными интересами, взять на себя неприятные поручения и обязанности, не имея психологической силы для твердого отказа.

— «Тормозимый» вариант поведения. Для него характерно быстрое возникновение в новой среде, коллективе, при повышенных требованиях чувства неполноценности, появление тревожности, заниженной самооценки, снижение активности и отказ от контактов. Неуверенность в себе, чувствительность к оценкам окружающих часто сопровождаются усилением тревожных опасений, жалобами на плохое самочувствие, мнительностью в отношении своего здоровья.

— «Ограниченный», социально-ведомый вариант поведения. Характерная для него повышенная уступчивость, излишняя зависимость от внешних обстоятельств сопровождаются пассивностью, безволием, демонстрацией беспомощности в трудных ситуациях или упрямством, обидчивостью. Низкая продуктивность в занятиях, подчиняемость в отношениях часто служат причиной насмешек окружающих. В основе компенсаторно-уступчивых форм поведения лежит тенденция к внешне бесконфликтному приспособительному поведению. Данные формы поведения по преимуществу отражают внутренний характер конфликта с интровертированной направленностью переживаний.

— Эгоцентрически-демонстративный вариант поведения. В основе этой формы реагирования лежит нарастающая или изначальная эгоцентричность личных установок, которая резко усиливается в ситуации конфликтной средовой изоляции. Подростки с данным типом поведения стремятся вовлекать окружающих в круг своих переживаний, преувеличивают значимость конфликта.

8 стр., 3549 слов

Качественные и количественные методы психологических исследований ...

... времени и событий, в которых была вовлечена личность. Биографическое исследование личности, ее жизненного пути и творчества есть род исторического исследования в любой области знания - искусствознании, истории науки и техники, психологии и т.д.». В известных комплексных исследованиях, ...

— Конфликтно-возбудимый тип поведения. Для него характерно негативистически-оппозиционное поведение с упрямством, активным противодействием изменению стиля поведения. В поведении отмечается отрицательно направленная решительность, активность с упрямством, склонность навязывать свою волю окружающим с признаками несдержанности, раздражительности. Подростки стремятся утвердить себя среди сверстников, легко пренебрегают интересами окружающих, несдержанны, раздражительны, пренебрежительно относятся к значимым для коллектива положительным примерам. Повышенная эмоциональная напряженность, стремление утвердиться в конфликтной ситуации приводят к тому, что подростки с такой формой поведения, как правило, занимают позицию «отрицательного лидера», стремятся организовать «отрицательную группу» по отношению к физически слабым или младшим по возрасту, проявляют склонность к применению средств физического принуждения. Отмеченные формы девиантного поведения, по существу, являются вариантами личностной психологической защиты [18, с. 37].

Беличева С.А. среди отклонений от нормы выделяет асоциальный тип отклоняющегося поведения; рассматривает социальные отклонения корыстной направленности (хищения, кражи и т.п.), агрессивной ориентации (оскорбление, хулиганство, побои), социально-пассивного типа (уклонение от гражданских обязанностей, уход от активной общественной жизни); считает, что они различаются по степени общественной опасности, по содержанию и целевой направленности. Ею выделяется докриминогенный уровень, когда несовершеннолетний еще не стал объектом преступления, и криминогенные проявления — асоциальное поведение преступной ориентации [20, с. 86].

А.А. Александров выделяет следующие группы нарушений поведения у подростков:

  • реактивно обусловленные (побеги, суициды), вызванные в основном психотравмой;
  • вызванные низким морально-этическим уровнем личности (наркотизм, алкоголизм, правонарушения);
  • вызванные неправильной системой воспитания;
  • обусловленные патологией влечения;
  • вызванные действием биологического фактора [16, с. 58].

А.Е. Личко классифицирует нарушения поведения в двух направлениях:

  • по форме проявления нарушения поведения (делинквентное, побеги из дому и бродяжничество, ранняя алкоголизация, сексуальные девиации, суицидальное поведение);

по причинам, факторам, мотивам, лежащим в основе поведения (генетические факторы, резидуально-органические поражения головного мозга, явления акселерации и инфантилизма, с одной стороны, и социопсихологические факторы — социальная среда и психологические особенности подросткового возраста — с другой)

Психологами разработаны также классификации девиантного поведения. Д.В. Лубовский выделяет следующие группы подростковых отклонений, требующих психопрофилактической и коррекционной работы:

  • подростки с дебютами психических заболеваний;
  • подростки с акцентуациями и психопатиями;
  • подростки с невротическим развитием личности;
  • подростки с различными формами алкогольного и токсикоманического поведения;
  • подростки с церебрастеническими явлениями;
  • подростки из трудных семей;
  • подростки с отклонениями в сексуальном развитии [23, с. 44].

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Рассмотрев более подробно подростковый возраст, можно сделать вывод, что данный период развития является одним из самых важных и сложных. Ребенок более предрасположен к девиантному поведению. Чувство «взрослости», рост самосознания, пробуждение интереса к противоположному полу можно отнести к новообразованиям подросткового возраста. Подросток уже чувствует себя полноценной личностью и отстаивает свое право на самостоятельность суждений и на принятие решений. Он пытается занять активную позицию. Но реализовать себя в какой-либо области ему еще трудно. Поэтому для него характерна показная «взрослость», отстаивание которой часто оборачивается конфликтами с окружающими.

8 стр., 3930 слов

Особенности отношения подростков с девиантным поведением

... подростками группы риска по отклоняющемуся поведению. Цель работы, Задачи исследования Ознакомиться с подходами к изучению самоотношения в психолого-педагогической литературе. Раскрыть сущность и содержание понятия девиантного поведения. Изучить особенности самоотношения девиантных подростков ... собственное «Я» человека, иногда даже в большей ... какой-то период своей жизни реализует некоторую « ...

Девиантному поведению также способствует множество других причин, как психологических, так и ряд социальных причин. В этот переломный период родители должны быть вместе с детьми. С их стороны позиция должна быть определенной и твердой. Чрезмерная опека и большое количество требований может привести к неразрешимым конфликтам. Попустительство, равнодушие, недостаток требовательности родителей не менее вредно для детей в подростковом возрасте. Это приведет к возникновению новых проблем и углублению существующих.

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СКЛОННОСТИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ПОДРОСТКОВ 15 ЛЕТ

2.1 Организация и проведение исследования на выявление девиантности у подростков 15 лет

База исследования: Эмпирическое исследование на выявление склонности к отклоняющемуся поведению было проведено на базе Муниципального казенного образовательного учреждения средняя образовательная школа, п. Санкино 27.11.15.

Характеристика выборки: В исследовании приняли участие учащиеся среднего школьного возраста. Общее количество опрошенных составило 3 человека, из них 1 мальчик и 2 девочки в возрасте 15 лет.

Этапы исследования. Исследование было организовано поэтапно.

На первом этапе — подготовительном — изучалась и анализировалась психолого-педагогическая литература по теме исследования. Определялись теоретические основы исследования, уточнялись гипотеза, задачи и пути их решения. Выявлялись особенности организации и проведения эмпирического исследования, происходил подбор психодиагностического инструментария, подготавливались бланки и тексты опросников.

На втором этапе эксперимента организовывались и проводились тестирования с целью выявления склонности к девиантному поведению у подростков среднеобразовательной школы.

На третьем этапе обрабатывались данные опроса с использованием количественных и качественных методов.

На четвертом аналитическом этапе проводился анализ и интерпретация результатов исследования, были сформулированы выводы исследования, завершено оформление курсовой. В качестве метода диагностики склонности к девиантному поведению был определен метод теста.

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) А.Н. Орел <#»898565.files/image001.gif»>

  • Результаты исследования склонности к отклоняющемуся поведению трех подростков по методике Орел А.Н. представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты исследования склонности к девиантному поведению, полученные по методике А. Н. Орел.

Полученный результаты позволяют сделать вывод, что первый испытуемый склонен противопоставлять собственный нормы и ценности групповым, ищет трудности. Предрасположен к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, ориентирован на чувственную сторону жизни. У испытуемого существует потребность в острых ощущениях, низкий уровень социального контроля и наличие делинквентных тенденций.

Второй испытуемый склонен следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения. У него хороший социальный контроль поведенческих реакций, отсутствие готовности к реализации саморазрушающего поведения. Не выражены агрессивные тенденции, неприемлемость насилия как средства решения проблем. Жесткий самоконтроль любых поведенческих реакций, чувственных влечений.

Третий испытуемый не склонен скрывать собственные нормы и ценности. Низкая ценность собственной жизни, склонность к риску. Уход от реальности посредством изменения своего психического состояния, ориентирован на чувственную сторону жизни. Наличие агрессивных тенденций у испытуемого. Слабость волевого контроля эмоциональной сферы. Склонность реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении. Высокая готовность к реализации делинквентного поведения.

2.3 Рекомендации по профилактике девиантного поведения

Коррекция девиантного поведения является социально-педагогическим и психологическим комплексом взаимосвязанных, взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентаций, установок и поведения личности, а через неё — на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.

Известный отечественный учёный-педагог В. П. Кащенко ещё в 30-х годах разработал классификацию методов коррекции. Он объединил их в две группы: педагогические и психотерапевтические [10, с. 207].

Педагогические методы:

  • Метод общественного влияния (коррекция активно-волевых дефектов, коррекция страхов, метод игнорирования, метод культуры здорового смеха, коррекция навязчивых мыслей и действий, коррекция бродяжничества, самокоррекция).

  • Специальные или частнопедагогические методы (коррекция недостатков поведения, коррекция нервного характера)
  • Метод коррекции через труд.
  • Метод коррекции путём рациональной организации детского коллектива.

Психотерапевтические методы:

  • Внушение и самовнушение.
  • Гипноз.
  • Метод убеждения.
  • Психоанализ.

Коррекционная работа в подростковых и молодёжных девиантных группах включает следующие этапы:

  • Формулировка социально-педагогической и психологической проблемы.
  • Выдвижение гипотез о причинах девиантного поведения.
  • Диагностический этап.
  • Выбор методов и технологий коррекционной работы.
  • Использование методов, методик и технологий коррекционной работы.
  • Разработка программы.
  • Осуществление этой программы.
  • Контроль за ходом и эффективностью программы.

В зарубежной и отечественной науке описаны общие принципы и методы коррекционной работы с трудновоспитуемыми детьми и подростками. Главные из них следующие:

  • принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
  • единство диагностики и коррекции, коррекции и развития;
  • единство возрастно-психологического и индивидуального в развитии;
  • принцип коррекции «сверху вниз» (создание зоны ближайшего развития);
  • принцип коррекции «снизу вверх» (тренировка уже имеющихся способностей);
  • деятельностный принцип осуществления коррекции;
  • нравственно-гуманистическая направленность психолого-педагогической помощи;
  • понимание и сочувствие;
  • прагматизм психолого-педагогического воздействия;
  • своевременность психолого-педагогической помощи и поддержки;
  • принцип возрастания сложности;
  • учёт объёма и степени разнообразия материала и др.

Осипова А. А. в книге «Общая психокоррекция» систематизирует различные виды и функции психокоррекции [15, с. 457].

По содержанию различают коррекцию:

  • познавательной сферы;
  • личности;
  • аффективно-волевой сферы;
  • поведенческих аспектов;

межличностных отношений:

  • внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных);
  • детско-родительских отношений.

По форме работы различают коррекцию:

  • индивидуальную;

групповую:

  • в закрытой естественной группе (семья, класс);
  • в открытой группе для участников со сходными проблемами;
  • смешанную форму (индивидуально-групповую).

По наличию программ:

  • программированную;
  • импровизированную.

По характеру управления корригирующими воздействиями:

  • директивную;
  • недирективную.

По продолжительности:

  • сверхкороткую (сверхбыструю) — несколько минут или часов;
  • короткую (быструю) — несколько часов или дней;
  • длительную — несколько месяцев;
  • сверхдлительную — год или более.

По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию:

  • общую (мероприятия общекоррекционного порядка);
  • частную (набор психопедагогических воздействий, представляющие собой адаптированные для данного возраста психокоррекционные приемы и методы);
  • специальную (комплекс приёмов, методик и организованных форм работы с участником или группой одного возраста, которые имеют схожие проблемы).

В рамках единого педагогического процесса коррекция выступает как совокупность коррекционно-воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности.

Коррекционно-воспитательная деятельность охватывает всю совокупность мер педагогического воздействия на личность ребёнка с отклонениями в поведении. Она направлена как на изменение познавательных способностей (особенно в младшем возрасте), так и его эмоционально-волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качество, а также на развитие его интересов и склонностей. Следует отметить, что учебная деятельность в подростковый период остаётся ведущим видом деятельности у абсолютного большинства детей и подростков.

Используя те или иные приёмы и методы педагогического воздействия в коррекционной работе с молодыми «девиантами», необходимо учитывать и то, что методы исправления личности влияют как на сознание, чувства, поведение, так и на развитие личности в целом. Комплексное применение методов делает их средством перестройки личностной системы подростков.

А.Д. Гонеев выделяет четыре группы методов, направленных на исправление отклоняющегося поведения личности: [7, с. 169].

метод разрушения отрицательного типа характера (метод «взрыва» (по А. С. Макаренко) и метод реконструкции характера);

метод перестройки мотивационной сферы и самосознания:

  • а) объективного переосмысления своих достоинств и недостатков;
  • б) переориентировки самосознания;
  • в) переубеждения;
  • г) прогнозирования отрицательного поведения;

метод перестройки жизненного опыта:

  • а) предписания;
  • б) ограничения;
  • в) переучивания;
  • г) переключения;
  • д) регламентации образа жизни;

метод предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения:

  • а) поощрения и наказания;
  • б) соревнования;
  • в) положительной перспективы.

А.Д. Гонеев отмечает, что сочетание индивидуального и коллективного педагогического и психологического воздействия, применение различных форм, методов и видов внеучебной деятельности в коррекционно-педагогической и психологической работе с подростками с отклоняющимся поведением усиливает её результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении подростков реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности вполне осуществимыми [7, с. 77].

Особая роль в психокоррекционной работе с девиантными подростками отводится семье. Следует отметить, что результативность коррекции общения в семьях подростков с девиантным поведением зависит от умелого сочетания как прямого (психологическое просвещение родителей), так и опосредованного (осуществляется через подростков, через организацию совместной деятельности и общения детей и взрослых в семье, в школе, по месту жительства) воздействия на семью.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

На основании анализа результатов проведенного исследования можно сделать вывод, что подростковый возраст является периодом, когда возникают психологические проблемы, порождающие склонность к девиантному поведению.

У двух подростков из троих опрошенных выявлена склонность к проявлению девиантного поведения.

Для профилактики девиантного поведения нужно проводить коррекционные работы, задачами которых должно быть:

  • Развитие у подростков способности к эмоциональной и поведенческой саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативе и самостоятельности.
  • Снижение тревожности, эмоционально-психического напряжения в различных ситуациях.
  • Расширение сферы самосознания и повышение уверенности в своих возможностях.
  • Повышение социально-психологической компетентности подростков и развитие способности эффективно взаимодействовать с окружающими.
  • Развитие способности к самоуправлению; формирование адекватных способов реагирования в ситуациях взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
  • Развитие навыков рефлексии, приёма и подачи конструктивной обратной связи.
  • Развитие навыков уверенного поведения, умения добиваться результатов.
  • Оптимизировать положительный опыт, нивелировать опыт девиантного поведения; создать и закрепить позитивные образцы поведения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе написания данной курсовой работы была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по теме «Психологические проблемы девиантного поведения подростков», а также была подобрана и проведена методика склонности к девиантному поведению подростков.

Девиантное, или отклоняющееся, поведение — понятие социально-психологическое, так как обозначает отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья.

Девиантный путь выбирают прежде всего люди, не имеющие легальной возможности для самореализации в условиях сложившейся социальной иерархии, чья индивидуальность подавляется, фрустрирующая энергия блокируется. Они не считают общепринятые нормы порядка естественными и справедливыми, не могут сделать карьеру, изменить свой социальный статус через легитимные каналы социальной мобильности. Все это неизбежно приводит их к внутриличностному конфликту.

Для девиантных подростков характерны такие особенности эмоционально-волевой сферы, как повышенная тревожность, дефектность ценностной системы, особенно в области целей и смысла жизни. Они, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, агрессивны, конфликтны, что затрудняет общение таких подростков с окружающими и создает значительные сложности при их воспитании.

Подростковые девиации отличаются высокой личностной включенностью, заниженной критикой к совершенному проступку и возможностью рецидива.

Данные, которые были получены в результате эмпирического исследования показали, что у подростков присутствуют психологические проблемы, требующие коррекции.

Можно сделать вывод, что социально-психологические проблемы непосредственно связаны с девиантным поведением подростков.

Таким образом, цель и задачи курсовой работы выполнены, гипотеза подтверждена.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/po-psihologii-deviantnoe-povedenie/

1. Айхорн, А. Трудный подросток / А. Айхорн. — М.: ЭКСМО — Пресс, 2001.

  • Астапов В. М. Тревожность у детей. М.: Юнити, 2004.
  • Бойко В.В.

Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. СПб., 1998.

  • Богданова О.С. О нравственном воспитании подростков. — М.: Просвещение, 1979.
  • Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля: краткий очерк (санкт-петербург)
  • Гилинский Я.И.

Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория //Социологические исследования. 1994.

  • Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ./ а.д. гонеев, н. н. лифинцева, н. в. ялпаева;
  • под ред. в. а. сластелина. — м.: академия, 1999.
  • Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения).

    — М.: Изд. центр «Академия», 2006.

  • Иовчук Н.

М., Северный А. А. Депрессия у детей и подростков. М., 1998.

  • Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков: пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. — М.: издательский центр «академия», 2000.

11. Ковальчук <http://iknigi.net/avtor-marina-kovalchuk/> М. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация <http://iknigi.net/avtor-marina-kovalchuk/31826-deviantnoe-povedenie-profilaktika-korrekciya-reabilitaciya-marina-kovalchuk.html >

  • Коповая О.О., Коповой А.С. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы учебное пособие саратов 2008.
  • Клейберг Ю.А.

Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. — М., 2004.

  • Мухина В.С. Возрастная психология. — М., 2000.
  • Осипова А.А.

Общая психокоррекция. учебное пособие. М.: сфера, 2002 Г.

  • Перешеина, Н.В. Девиантный школьник. Профилактика и коррекция отклонений — М.: Сфера, 2009.
  • Попов В.

А. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных учреждений — молодой ученый. 2013.

  • Попова Е.М. О концепциях девиантного поведения как объекте педагогической теории и практики
  • Прихожан А.М.

Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — Москва-Воронеж, 2000.

  • Рожкова М.И. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: 2007.
  • Синягина, Н.Ю.

Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений — М.: Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

  • Тарханова И.Ю. — Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация
  • Усова Е.Б.

Психология девиантного поведения. Мн., 2010

  • Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально- психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., Изд-во Института Психотерапии. 2002.
  • Шнейдер Л.Б.

Девиантное поведение детей и подростков. — М.: Академический Проект; Трикста, 2005.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) А.Н. Орел <http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/69-diagnosis-emotional-and-the-personal-sphere/722-methods-of-diagnosis-propensity-for-deviant-behavior>

Мужской вариант

  • Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов.
  • Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.
  • Я охотно записался бы добровольцем для участия в каких-либо боевых действиях.
  • Бывает, что иногда я ссорюсь с родителями.
  • Тот, кто в детстве не дрался, вырастает «маменькиным сынком» и ничего не может добиться в жизни.
  • Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили.
  • Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.
  • Иногда бывает, что я немного хвастаюсь.
  • Если бы мне пришлось стать военным, тоя хотел бы быть летчиком-истребителем.
  • Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.
  • Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы.
  • Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями.
  • Я всегда говорю только правду.
  • Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества — это вполне нормально.
  • Даже если я злюсь, то стараюсь не прибегать к ругательствам.
  • Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов.
  • Если меня обидели, то я обязательно должен отмстить.
  • Человек должен иметь право выпивать столько, сколько он хочет.
  • Если мой приятель опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие.
  • Мне обычно затрудняет работу требование сделать ее к определенному сроку.
  • Иногда я перехожу улицу татам, где мне удобно, а не там, где положено.
  • Некоторые правила и запреты можно отбросить, если испытываешь сильное сексуальное (половое) влечение.
  • Я иногда не слушаюсь родителей.
  • Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и безопасностью, то я выберу безопасность.
  • Я думаю, что мне понравилось бы заниматься боксом.
  • Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин.
  • Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.
  • Иногда мне так и хочется сделать себе больно.
  • Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
  • Я всегда покупаю билеты в общественном транспорте.
  • Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества.
  • Я всегда выполняю обещания, даже если мне это невыгодно.
  • Бывает, что мне так и хочется выругаться.
  • Правы люди, которые в жизни следуют пословиц: «Если нельзя, но очень хочется, то можно».
  • Бывало, что я случайно попадал в драку после употребления спиртных напитков.
  • Мне редко удается заставить себя продолжать работу после ряда обидных неудач.
  • Если бы в наше время проводились бы бои гладиаторов, то бы обязательно в них поучаствовал.
  • Бывает, что иногда я говорю неправду.
  • Терпеть боль назло всем бывает даже приятно.
  • Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить.
  • Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником.
  • Если нет другого выхода, то спор можно разрешить и дракой.
  • Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил.
  • Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.
  • Если в кинофильме нет ни одной приличной драки — это плохое кино.
  • Иногда я скучаю на уроках.
  • Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извинений.
  • Если человек раздражает меня, то готов высказать ему все, что я о нем думаю.
  • Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от обычных маршрутов.
  • Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей.
  • Если уж ты сел за руль мотоцикла, то стоит ехать только очень быстро.
  • Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования.
  • Иногда я просто не могу удержаться от смеха, когда слышу неприличную шутку.
  • Я стараюсь избегать в разговоре выражений, которые могут смутить окружающих.
  • Я часто огорчаюсь из-за мелочей.
  • Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.
  • Мне больше нравится читать о приключениях, чем о любовных историях.
  • Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.
  • Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.
  • Меня раздражает, когда девушки курят.
  • Мне нравится состояние, которое наступает, когда в меру и в хорошей компании выпьешь.
  • Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал, что сейчас не время и не место.
  • Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.
  • Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда ради забавы я это делаю.
  • Я смог бы своей рукой казнить преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания.
  • Удовольствие — это главное, к чему стоит стремиться в жизни.
  • Я хотел бы поучаствовать в автомобильных гонках.
  • Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.
  • Иногда у меня бывает такое настроение, что я готов первым начать драку.
  • Я могу вспомнить случаи, кода я был таким злым, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.
  • Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.
  • Мне понравилось бы прыгать с парашютом.
  • Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.
  • Я редко даю сдачи, даже если кто-то ударит меня.
  • Я не получаю удовольствия от ощущения риска.
  • Когда человек в пылу спора прибегает к «сильным» выражениям — это нормально.
  • Я часто не могу сдержать свои чувства.
  • Бывало, что я опаздывал на уроки.
  • Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.
  • Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.
  • Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.
  • Иногда случалось, что я не выполнял домашнее задание.
  • Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.
  • Мне кажется, что я не способен ударить человека.
  • Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.
  • Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки.
  • Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.
  • Иногда я бываю так раздражен, что стучу по столу кулаком.
  • Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя.
  • Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал, что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.
  • Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз.
  • Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение.
  • Когда я злюсь, то мне хочется кого-нибудь ударить.
  • Я считаю, что люди должны полностью отказаться употребления спиртных напитков.
  • Я бы мог на спор влезть на высокую фабричную трубу.
  • Временами я не могу справиться с желанием причинить боль другим людям.
  • Я мог бы после небольших предварительных объяснений управлять вертолетом.

Женский вариант

  • Я стремлюсь в одежде следовать самой современной моде или даже опережать ее.
  • Бывает, что я откладываю на завтра то, что должна сделать сегодня.
  • Если бы была такая возможность, то я бы с удовольствием пошла служить в армию.
  • Бывает, что иногда я ссорюсь с родителями.
  • Чтобы добиться своего, девушка иногда может и подраться.
  • Я бы взялась за опасную для здоровья работу, если бы за нее хорошо платили.
  • Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.
  • Я иногда люблю посплетничать.
  • Мне нравятся профессии, связанные с риском для жизни.
  • Мне нравится, когда моя одежда и внешний вид раздражают людей старшего поколения.
  • Только глупые и трусливые люди выполняют все правила и законы.
  • Я предпочла бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она опасна для жизни.
  • Я всегда говорю только правду.
  • Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества — это нормально.
  • Даже если я злюсь, то стараюсь никого не ругать.
  • Я с удовольствием смотрю боевики.
  • Если меня обидели, то я обязательно должна отомстить.
  • Человек должен иметь право выпивать, сколько он хочет и где он хочет.
  • Если моя подруга опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие.
  • Мне часто бывает трудно сделать роботу к точно определенному сроку.
  • Иногда я перехожу улицу там, где мне удобно, а не там, где положено.
  • Некоторые правила и запреты можно отбросить, если чего-нибудь сильно хочешь.
  • Бывало, что я не слушалась родителей.
  • В автомобиле я больше ценю безопасность, чем скорость.
  • Я думаю, что мне понравилось бы заниматься каратэ или похожим видом спорта.
  • Мне бы понравилась работа официантки в ресторане.
  • Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.
  • Иногда мне так и хочется сделать себе больно.
  • Мое отношении к жизни хорошо описывает пословица: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
  • Я всегда плачу за проезд в общественном транспорте.
  • Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества.
  • Я всегда выполняю обещания, даже если мне это не выгодно.
  • Бывает, что мне так и хочется выругаться.
  • Правы люди, которые в жизни следуют пословице: «Если нельзя, но очень хочется, то можно».
  • Бывало, что я случайно попадала в неприятную историю после употребления спиртных напитков.
  • Я часто не могу заставить себя продолжать какое-либо занятие после обидной неудачи.
  • Многие запреты в области секса старомодны и их можно отбросить.
  • Терпеть боль назло всем бывает даже приятно.
  • Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить.
  • Если бы я родилась в древние времена, то стала бы благородной разбойницей.
  • Добиваться победы в споре нужно любой ценой.
  • Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпила.
  • Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.
  • Если в фильме нет ни одной приличной драки — это плохое кино.
  • Бывает я скучаю на уроках.
  • Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извинений.
  • Если человек раздражает меня, то я готова высказать ему все, что о нем думаю.
  • Во время путешествий и поездок я люблю отклонятся от обычных маршрутов.
  • Мне бы понравилась профессия дрессировщицы хищных зверей.
  • Мне нравится ощущать скорость при быстрой езде на автомобиле и мотоцикле.
  • Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования.
  • Бывает, что я с интересом слушаю неприличный, но смешной анекдот.
  • Мне нравится иногда смущать и ставить в неловкое положение окружающих.
  • Я часто огорчаюсь из-за мелочей.
  • Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.
  • Мне больше нравится читать о кровавых преступлениях или о катастрофах.
  • Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.
  • Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.
  • Я считаю вполне нормальным, если девушка курит.
  • Мне нравится состояние, которые наступает, когда выпьешь в меру и в хорошей компании.
  • Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимала, что сейчас не время и не место.
  • Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.
  • Некоторые люди побаиваются меня..
  • Я бы хотела присутствовать при казни преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания..
  • Удовольствие — это главное, к чему стоит стремиться в жизни.
  • Если бы могла, то с удовольствием поучаствовала бы в автомобильных гонках.
  • Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.
  • Иногда у меня бывает такое настроение, что я готова первым начать драку.
  • Я могу вспомнить случаи, когда я настолько разозлилась, что хватала первую попавшуюся под руку вещь и ломала ее.
  • Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.
  • Мне бы хотелось из любопытства прыгнуть с парашютом.
  • Вредное воздействие алкоголя и табака на человека сильно преувеличивают.
  • Счастливы те, кто умирают молодыми.
  • Я получаю удовольствие, когда немного рискую.
  • Когда человек в пылу спора прибегает к ругательствам — это допустимо.
  • Я часто не могу сдержать свои чувства.
  • Бывало, что я опаздывала на уроки.
  • Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.
  • Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.
  • Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.
  • Иногда случалось, что я не выполняла школьное домашнее задание.
  • Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.
  • Бывают случаи, когда я могу ударить человека.
  • Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.
  • Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки.
  • Наивные простаки сами заслуживаю того, чтобы их обманывали.
  • Иногда я бываю так раздражена, что громко кричу.
  • Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя.
  • Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знала, что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.
  • Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз.
  • Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение.
  • Когда я злюсь, то мне хочется громко обругать виновника моих неприятностей.
  • Я думаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.
  • Я бы с удовольствием покатилась бы на горных лыжах с крутого склона.
  • Иногда, если кто-то причиняет мне боль, то это бывает даже приятно.
  • Я бы с удовольствием занималась в бассейне прыжками с вышки.
  • Мне иногда не хочется жить.
  • Чтобы добиться успеха в жизни, девушка должна быть сильной и уметь постоять за себя.
  • По-настоящему уважают только тех людей, кто вызывает у окружающих страх.
  • Я люблю смотреть выступления боксеров.
  • Я могу ударить человека, если решу, что он серьезно оскорбил меня.
  • Я считаю, что уступить в споре — это значит показать свою слабость.
  • Мне нравится готовить, заниматься домашним хозяйством.
  • Если бы я могла прожить жизнь заново, то я бы хотела стать мужчиной, а не женщиной.
  • В детстве мне хотелось стать актрисой или певицей.
  • В детстве я была всегда равнодушна к игре в куклы.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Ключ к тесту

Мужской вариант

  • Шкала установки на социально-желательные ответы: 2 (нет), 4 (нет), 6 (нет), 13 (да), 21 (нет), 23 (нет), 30 (да), 32 (да), 33 (нет), 38 (нет), 47 (нет), 54 (нет), 79 (нет), 83 (нет), 87 (нет).

  • Шкала склонности к преодолению норм и правил: 1 (нет), 10 (нет), 11 (да), 22 (да), 34 (да), 41 (да), 44 (да), 50 (да), 53 (да), 55 (нет), 59 (да), 61 (нет), 80 (да), 86 (нет), 88 (да), 91 (да), 93 (нет).

  • Шкала склонности к аддиктивному поведению: 14 (да), 18 (да), 22 (да), 26 (да), 27 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 43 (да), 46 (да), 59 (да), 60 (да), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 81 (да), 91 (да), 95 (нет).

— Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению: 3 (да), 6 (да), 9 (да), 12 (да), 16 (да), 24 (нет), 27 (да), 28 (да), 37 (да), 39 (да), 51 (да), 52 (да), 58 (да), 68 (да), 73 (да), 76 (нет), 90 (да), 91 (да), 92 (да), 96 (да), 98 (да).

— Шкала склонности к агрессии и насилию: 3 (да), 5 (да), 15 (нет), 16 (да), 17 (да), 17 (да), 25 (да), 37 (да), 40 (нет), 42 (да), 45 (да), 48 (да), 49 (да), 51 (да), 65 (да), 66 (да), 70 (да), 71 (да), 72 (да), 75 (нет), 77 (да), 82 (нет), 89 (да), 94 (да), 97 (да).

  • Шкала волевого контроля эмоциональных реакций: 7 (да), 19 (да), 20 (да), 29 (нет), 36 (да), 49 (да), 56 (да), 57 (да), 69 (да), 70 (да), 71 (да), 78 (да), 84 (да), 89 (да), 94 (да).

  • Шкала склонности к деликвентному поведению: 18 (да), 26 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 42 (да), 43 (да), 44 (да), 48 (да), 52 (да), 55 (нет), 61 (нет), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 86 (нет), 91 (да), 94 (да).

Женский вариант

  • Шкала установки на социально-желательные ответы: 2 (нет), 4 (нет), 8 (нет), 13 (да), 21 (нет), 30 (да), 32 (да), 33 (нет), 38 (нет), 54 (нет), 79 (нет), 83 (нет), 87 (нет).

  • Шкала склонности к преодолению норм и правил: 1 (да), 10 (нет), 11 (да), 22 (да), 34 (да), 41 (да), 44 (да), 50 (да), 53 (да), 55 (да), 59 (да), 61 (да), 80 (да), 86 (нет), 91 (да), 93 (нет).

  • Шкала склонности к аддиктивному поведению: 14 (да), 18 (да), 22 (да), 26 (да), 27 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 43 (да), 59 (да), 60 (да), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 81 (да), 91 (да), 95 (нет).

— Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению: 3 (да), 6 (да), 9 (да), 12 (да), 24 (нет), 27 (да), 28 (да), 39 (да), 51 (да), 52 (да), 58 (да), 68 (да), 73 (да), 75 (да), 76 (да), 90 (да), 91 (да), 92 (да), 96 (да), 98 (да), 99 (да).

— Шкала склонности к агрессии и насилию: 3 (да), 5 (да), 15 (нет), 16 (да), 17 (да), 25 (да), 40 (нет), 42 (да), 45 (да), 48 (да), 49 (да), 51 (да), 65 (да), 66 (да), 71 (да), 77 (да), 82 (да), 85 (да), 89 (да), 94 (да), 101 (да), 102 (да), 103 (да), 104 (да).

  • Шкала волевого контроля эмоциональных реакций: 7 (да), 19 (да), 20 (да), 29 (нет), 36 (да), 49 (да), 56 (да), 57 (да), 69 (да), 70 (да), 71 (да), 78 (да), 84 (да), 89 (да), 94 (да).

  • Шкала склонности к деликвентному поведению: 1 (да), 3 (да), 7 (да), 11 (да), 25 (да), 28 (да), 31 (да), 35 (да), 43 (да), 48 (да), 53 (да), 58 (да), 61 (да), 63 (да), 64 (да), 66 (да), 79 (да), 93 (нет), 98 (да), 99 (да), 102 (да).

  • Шкала принятия женской социальной роли: 3 (нет), 5 (нет), 9 (нет), 16 (нет), 18 (нет), 25 (нет), 41 (нет), 45 (нет), 51 (нет), 58 (нет), 61 (нет), 68 (нет), 73 (нет), 85 (нет), 93 (да), 95 (да), 96 (нет), 105 (да), 106 (нет), 107 (да).