Воспитание приемного ребенка в семье

Дети – это самое большое счастье, которое только может быть в жизни человека. Но, к сожалению, порой у семейной пары по тем или иным причинам не получается родить своего собственного малыша. Одни супружеские пары годами продолжают дорогостоящее лечение и делают попытки родить ребенка, другие смиряются с этим положением вещей и навсегда смиряются и расстаются с надеждой стать папой и мамой.

Однако существует и третий выход из этой непростой ситуации. Это, конечно же, усыновление ребенка.

Усыновление является наиболее предпочтительной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление- это переход прав и обязанностей от биологических родителей (родителя) ребенка к усыновителям (усыновителю), при котором ребенок в правовом отношении полностью приравнивается к биологическим детям усыновителя. При этом, естественно, утрачиваются все права и обязанности родных (биологических) родителей ребенка [Беспалов].

Институт усыновления в Российской Федерации регулируется, прежде всего, Семейным кодексом РФ (Глава 19), рядом международных соглашений , Гражданским процессуальным кодексом РФ, Уголовным кодексом РФ (ст. 154 – Незаконное усыновление), Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» и некоторыми другими нормативными актами.

Актуальность проблемы устройства ребенка в семью не вызывает сомнений: несмотря на то, что с каждым годом увеличивается тенденция к усыновлению детей, количество воспитанников учреждений интернатного типа не снижается. Феномен приемного ребенка в семье позволяет вариативно решить проблему семейного устройства ребенка и в этом смысле может стать первым шагом к окончательному усыновлению. [Базарова]

В настоящее время уже убедительно доказано, что отсутствие семьи или во всяком случае ее отстраненность в процессе воспитания ребенка практически невосполнимо никакими традиционными общественными мероприятиями [Боулби]

Цель работы: рассмотреть особенности воспитания приемного ребенка в семье.

Объект исследования: Воспитания детей в семье

Предмет исследования: Воспитание приемного ребенка в семье.

10 стр., 4955 слов

Социальная адаптация детей-сирот в приемной семье

... общественном состоянии. Объект исследования: социальные проблемы детей-сирот в приемной семье. Предмет исследования: социальные условия, влияющие на процесс адаптации детей-сирот. Цель работы: рассмотреть проблемы социальной адаптации детейсирот в приемной семье. Задачи работы: рассмотреть понятие сиротства; определить ...

Для достижения поставленной цели необходимо решить

1. Рассмотреть семейное воспитание ребенка и его значении.

2.Охарактеризовать особенности адаптации приемного ребенка в семье.

3. Раскрыть психолого- педагогические особенности приемного ребенка.

4. Проанализировать особенности воспитания ребенка в приемной семье.

Для достижения поставленной цели нами были использованы следующие методы исследования:

  1. Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования.
  2. Реферирование.
  3. Обобщение.

Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что материал по данной теме был нами обобщён и систематизирован.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников … и … приложении.

ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

Дети, воспитывающиеся в детских домах, существовали во все времена.

Появление первых приютов датируется IV веком нашей эры — самый первый был организован в 335 г. в Царьграде, — а их бурное развитие в Европе датируется примерно XVII веком. Однако сохранились данные об ошеломляющей смертности детей в подобных учреждениях [Лангмейер, Матейчик].

В одном из приютов Венеции из 2000 детей в течение десяти лет осталось семеро. Во флорентийском приюте того же времени была зафиксирована 97%-ная смертность. На Руси в 1551 г. на первом Земском Стоглавом соборе было принято постановление о призрении (то есть взятии на воспитание) детей [Довгалевская]. Однако в создаваемых сиротских учреждениях практически все дети умирали. Долгое время проблема содержания детей в приютах ограничивалась лишь проблемами улучшения санитарных условий. И только в ХХ веке началось изучение отрицательных последствий пребывания в закрытом детском учреждении для психики ребенка.

В настоящее время уже убедительно доказано, что отсутствие семьи или во всяком случае ее отстраненность в процессе воспитания ребенка практически невосполнимо никакими традиционными общественными мероприятиями [Боулби].

Семья – уникальный общественный институт, как бы самой природой предназначенный для целей воспитания. Значение семьи определяется теми условиями, которые в ней создаются для развития ребенка, для усвоения им общечеловеческого опыта. С самого раннего возраста ребенок учится у взрослых. Он учится не только ходить, говорить, правильно пользоваться разнообразными предметами, трудиться, но и чувствовать, переживать. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни, могут получить целостное представление о мире, научиться взаимодействовать с разными людьми в разных обстоятельствах. Эмоциональный характер воспитания в семье тоже играет положительную роль [Рикер.]

Полученный опыт показывает, что помещение ребенка в семью благотворно влияет на психическое состояние ребенка, воспитывавшегося до этого в учреждениях закрытого типа. По данным, которые приводят В.Н. Ослон и А.Б. Холмогорова, дети уже после второго месяца приема в семью совершают «интеллектуальный скачок»: возрастает уровень успеваемости, улучшается речь, особенно лексико-грамматическая структура, увеличивается запас слов. При этом характерно, что, по данным этих же исследователей, к восьмому месяцу патронажа семьи переживают определенный кризис, длящийся один-два месяца. Семьи жалуются на то, что они устали, дети раздражают их, и т.д. Это состояние можно было бы назвать кризисом перестройки, внешним проявлением которой является отвержение. Но, даже несмотря на внешнее отвержение, уровень эмоционального благополучия детей остается стабильно хорошим.

43 стр., 21079 слов

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ГЕНДЕРНОМ ...

... развития педагогической науки и практики. Вопросы взаимодействия семьи и школы в гендерном воспитании детей 7 – 8 лет рассматривается в работах таких авторов и ученых, как В.Д. Еремеева, ... гарантирует государственную поддержку семьи, матери и ребенка. В Российской Федерации должны быть созданы условия для формирования у каждого ребенка достойной жизненной перспективы, его воспитания, образования и ...

Каждый член семьи оказывает разное влияние на приемного ребенка. В случае формирования добрых отношений каждый сможет научить ребенка чему-то уникальному, что не сможет сделать другой член семьи.

Очень важно присутствие матери для психологического развития ребенка. В море материнской любви ребенок может и не научиться любви. Нельзя думать, что, проявляя любовь, мы воспитываем любовь. Проявляя любовь, мы воспитываем свободу и творчество. Но чтобы обучить любви, нужно учить непосредственному действию, связанному с проявлением заботы, сочувствия и сопереживания. И от этого нельзя отказываться, даже если первые шаги в этом направлении доставляют ребенку дискомфорт и трудности.

Воспитание ребенка является важнейшей функцией женщины. И ей (в отличие от мужчины) нечем компенсировать неудачи воспитания. Она теряет значимость и с точки зрения общества, и в своих собственных глазах. Поэтому многие женщины жестко требуют от своих детей то, что, с их точки зрения, соответствует правильному поведению в обществе. Ребенок должен быть воспитанным, хорошо учиться, помогать по дому и т.д. И тогда, чтобы сохраниться как личность, ребенок расщепляет образ матери, создавая два разных: любящей матери и злой мачехи. Первый образ осознается, а второй погружается в пучину бессознательного, отреагировать на который можно, читая сказки про Золушку и Белоснежку, которых притесняли и пытались уничтожить жестокие мачехи. Возможно, именно поэтому в европейской культуре так много вариаций на темы этих героинь.

Справедливости ради необходимо сказать, что символы неродной семьи, мачехи, отчима и сводных братьев и сестер предстают в сказках и в отрицательном, и в положительном виде. Наиболее известные из положительных примеров — истории о стариках, которые нашли в лесу брошенного младенца, и о принимающих отце или матери, которые взяли ребенка с каким-то изъяном и выходили его или помогли ему обрести сверхъестественные способности.

В случае смерти матери и появления замещающей ее фигуры (мачехи, тети, бабушки, воспитателя детского дома, принимающего родителя) все увства ребенка могут обостриться, а негативные — начать осознаваться. Переживая потерю, ребенок боится вступить в новые отношения и снова испытать боль. Реальному человеку будут приписываться негативные черты и эмоции, в то время как отсутствующая мать, напротив, станет наделяться более идеальными чертами вне зависимости от ее реального поведения по отношению к ребенку. Здесь очень важно не включиться в конкурирующие отношения с воображаемым персонажем психической жизни ребенка. Это так же опасно и бесполезно, как погоня за миражом! Очень важно, осознавая лечебную (самосохранную) функцию такого фантазирования, помнить о своих целях, задачах, мотивах в воспитании приемного ребенка.

59 стр., 29132 слов

Проблемы социализации детей в неполных семьях

... социализации детей в неполной семье с ее специфическими жизненными проблемами и особенностями внутрисемейного взаимодействия остаются малоизученными... Эта ситуация определяет постановку дипломной задачи. Объект исследования - неполные семьи г. Магнитогорска; предмет - Цель работы 1. ...

Спецификой российской действительности является то, что даже в научной литературе, относящейся к ранней жизни ребенка, о роли отце говорится мало. Все это можно отнести к проявлениям того патриархального взгляда, согласно которому «маленькие дети — проблема их матерей. Вот когда подрастет, тогда…» Но как оказывается, невключенность отца в процессы воспитания на ранних этапах приводит к тому, что впоследствии ребенок начинает с трудом принимать требования, идущие от отца.

Самая значимая фраза, переходящая из одной книги по психологии семьи в другую: «Лучшее, что может сделать отец для своего ребенка, — это любить его мать». Данная фраза произнесена католическим священником, президентом университета Нотр-Дам (США) Теодором Хесбергом. Но что значит любить мать? Каждый человек понимает под этим словом не совсем одно и то же, и проблема многих семей в том-то и заключается, что муж и жена ожидают друг от друга разных способов проявления любви. Например, отец найдет возможность вставать к плачущему ребенку ночью, чтобы жена высыпалась, хотя завтра сам должен вставать на работу. Но он может вместо помощи требовать ее внимания, конкурируя за него со своим ребенком. При этом он будет полностью уверен, что любит свою жену и именно она к нему равнодушна.

В процессе воспитания отец демонстрирует образец мужского поведения. Но это не означает, что он нужен только мальчикам. Мальчик перенимает от отца (кровного и приемного) его привычки и поведение. Девочка же в большей мере ориентируется на психологические особенности отца (также кровного или приемного).

Если девочка любит своего отца, то, скорее всего, именно на его внутренний мир она будет опираться, формируя свою личность. Более того, девочка будет ориентироваться на образ отца, когда будет искать себе мужа.

В случае приема ребенка в семью оба родителя должны желать этого. Если только мать хочет принять ребенка, а отец равнодушен или отказывается от этого, то прием ребенка приведет не к сплочению семьи, а к ее распаду. Чем более ребенку будет не хватать внимания отца, тем более настойчиво он будет добиваться его расположения. Поэтому негативное отношение приемного отца постепенно приведет к протестному поведению ребенка, что может разрушить принимающую семью.

Согласие родителей важно и в частных моментах воспитания. Единство родителей во взглядах будет вести к гармоничному развитию детей [Сатир]. Постоянные противоречия между взрослыми приведут к формированию противоречивой личности ребенка. Отечественные исследования беременных женщин показали, что наилучшее психологическое состояние было у тех из них, кто вышел из полных семей, где между родителями были хорошие отношения (согласно определению этих женщин).

Но наихудшее психологическое состояние (большое число невротических реакций и варианты неадекватного поведения во время беременности) было у женщин из полных семей, в которых между родителями были плохие отношения. Женщины из разведенных семей занимали промежуточное положение.

Говоря о значении воспитания каждого члена в семье, нельзя забывать о братьях и сестрах. Опыт старшего или младшего ребенка в семье – это два разных опыта. Первый ребенок — некоторое время единственный, а потому все внимание родителей, а иногда бабушек и дедушек приковано к нему одному. Чем младше ребенок, тем больше вероятность, что он больше общается не с родителями, а с другими детьми, которые не могут передать ему сложные знания. С появлением каждого нового ребенка время для общения с ним у родителей сокращается, что влияет на его развитие.

34 стр., 16890 слов

Психоаналитические теории развития личности ребенка

... стадиям развития личности и ее структуре, к содержанию бессознательных влечений, к развитию комплексов. ... культуре, и отношениями между родителями и детьми в семье. Это уже было отмечено ... теорию личности, хотя первоначально являлся в большей степени мотивационной теорией индивида. Рассмотрим некоторые из наиболее значимых психоаналитические теории личности. Классический психоанализ. Теория личности ...

Соревнование между детьми в семье — обязательное условие [Кениг]. Оно не всегда ведет к трагедии, поскольку в небольших дозах подготавливает к будущей жизни. Превратится ли это соревнование в войну или в дружеский поединок, определяется тем, как родители регулируют взаимодействие детей в семье. При возникновении конфликта между детьми взрослым не следует привычно наказывать старшего как ответственного за всех, а нужно помнить, что этот конфликт может быть следствием провокации со стороны младших. И тогда наказанию подвергаются все, чтобы дети учились договариваться между собой.

Говоря о взаимодействии детей, нельзя не сказать о взаимодействии кровных и родных. Если мать или отец оказывают даже некоторое предпочтение родному ребенку, это вызывает обиду у приемных детей. Если, жалея, прощают приемным детям то, что не спустили бы кровным, это вызывает чувство досады у кровных. Конфликт практически неизбежен. И одним из способов его решения является прием ребенка в семью, по возрасту более младшего, чем кровный. В этом случае большая забота, в которой оказывается приемный ребенок, оказывается более уместной. Кроме этого в этом случае не нарушаются статусные моменты («Я — старший, я — главный»), которые важны для детей не меньше, чем для взрослых.