Особенности социального развития дошкольников

Курсовая работа

Ближайшим кругом ребенка принято считать родителей и близких родных — бабушек, дедушек, то есть его семейство. Именно в ней привьется заключительный базовый опыт взаимоотношения с окружающими, в процессе которого у ребенка складываются представления о взрослой жизни. Усвоение ребенком общественных норм, образцов ролевого поведения принято называть социализацией, которая рассматривается известными научными исследователями как процесс социального развития через систему всевозможных типов отношений — общение, игру, познание. В дальнейшем усваивается культурный опыт, направленный на воспроизведение ребенком исторически сформировавшихся, закрепленных в культуре каждого общества способностей, способов деятельности и поведения и приобретаемый им на основе сотрудничества со взрослыми. Положительное восприятие ребенком собственного «Я — личность» непосредственным образом влияет на успешность его деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях общения.А общение — неотъемлемая составляющая игры. В процессе игры ребенок формируется как эмоционально, так и социально. Он стремится вести себя, как взрослый, «примеряет» на себя поведение родителей, учится принимать активное участие в социальной жизни. В игре дети анализируют разные пути разрешения конфликтов, учатся взаимодействовать с окружающим миром. Необходимо помнить о том, что, если у взрослого плохое самочувствие или настроение, то не стоит организовывать совместные мероприятия с ребенком.Теоретические основы социально-нравственного воспитания дошкольников заложили Р.С. Они выделили следующие этапы формирования личности в процессе нравственного воспитания: первый этап — формирование нравственных чувств и социальных эмоций; четвертый этап — претворение убеждений в конкретное поведение, которое можно назвать нравственным. В соответствии с этапами выделяются следующие задачи социально-нравственного воспитания:

  • формирование нравственного сознания;
  • Условия социально — нравственного воспитания в детском саду, должны сопоставляться с условиями реализации других направлений развития детей, так как оно является стержневым для организации всего образовательного процесса: например, интеграция линий социально-нравственного и социально-экологического воспитания дошкольников.В качестве средств социально-нравственного воспитания выступают:
  • знакомство детей с разными сторонами социального окружения, общение с детьми и взрослыми;
  • При этом оригинальность процесса социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключается в решающей роли среды и воспитания в формировании ребенка, в отсутствии принципиальности взаимозаменяемости в процессе нравственного воспитания и гибкости воспитательных действий. Социально-нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребенок вырабатывает самые первые моральные оценки и соображения, он начинает понимать, что такое моральная норма, и вырабатывает свое отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках. Социально-нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и устанавливающее значение в становлении нравственности ребенка играет окружение, в которой он развивается и растет.
    20 стр., 9785 слов

    Методика социально-нравственного воспитания дошкольников

    ... методику обучения социально нравственного развития детей дошкольного возраста. Объект исследования - дети старшего дошкольного возраста. Предмет исследования - методики обучения социально- нравственного воспитания детей старшего возраста. Задачи исследования: 1. Рассмотреть нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс ...

    Если вы заинтересованы в плавном развитии своего ребенка, то обратите особое внимание на специальные курсы, которые помогают родителям лучше понять своего ребенка и научится взаимодействовать с ним предельно действенно.На развитие детей в социуме влияют некоторые аспекты, играющие значительную роль в развитии полноценной личности. Социальные факторы развития ребенка делятся на несколько видов:

— микрофакторы — это семья, близкое окружение, школы, сады, сверстники. Показатели развитой сферы общения характеризуются расширением круга общения ребенка, увеличением качества его содержания, владение общеустановленными нормами и правилами поведения, умением использовать разные его формы и виды, подходящие для социального окружения ребенка и в социума. При социализации ребенок, одновременно с желанием делать все, как делают все (овладение установленными правилами и нормами поведения), выказывает желание выделиться, выразить индивидуальность (развитие самостоятельности, собственного мнения) . В том случае, когда при социализации устанавливается баланс между социализацией и индивидуализацией, происходит интегрированный процесс, обращенный на удачное вхождение ребенка в социум.Современные тенденции развития системы образования в России связаны с реализацией запроса на оптимальное обновление его содержания и методов в соответствии с растущим прогрессом общества, науки, культуры. Данное направление отражено в требованиях государственного образовательного стандарта, включено в содержание федеральных и региональных комплексных и парциальных программ («Детство», «Я — человек», «Детский сад — дом радости», «Истоки», «Радуга», «Я, ты, мы», «Приобщение детей к ис


План


Вывод

Социально-педагогическая деятельность в условиях дошкольных образовательных учреждениях — это та работа, которая заключает в себе психологическую и педагогическую деятельность, сосредоточенную на помощь в адаптации ребенку, педагогу и родителю в развитии личной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния, помощь в решении появляющихся проблем и их преодолении в общении; Важнейшие структуры личности закладываются в первые годы жизни, это значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая колоссальная ответственность по воспитанию положительных качеств у растущего поколения. Одним из главных направлений работы в дошкольных образовательных учреждениях является социально-личностное воспитание детей дошкольников. Дети развиваются оптимальным образом тогда, когда они являются фигурами собственного обучения, на жизненных примерах и жизненном опыте. Отталкиваясь от этого, мы ставим перед собой цели, которые позволяют развить у каждого ребенка: созидательное начало, изобретательность, воображение; умение достигать соглашения. взаимодействовать друг с другом; способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор; способность ставить проблемы и находить их решение; неравнодушие к вопросам общества, окружающей среды. Процесс социализации начинается у человека в раннем детстве и длится всю жизнь. Для качественного развития процесса социализации выделяются следующие направления:

5 стр., 2339 слов

Развитие социально-трудовых отношений

... прозрачных и справедливых правил в сфере трудовых отношений. Неясными остаются принципы рыночного регулирования, общегосударственные приоритеты перспективного развития. Отсутствуют образцы возможных вариантов построения трудовых отношений, адекватных рыночным условиям. Отсутствие государственной ...

  • работа с детьми;
  • взаимодействие с родителями;
  • работа с педагогами.

В силу незначительного жизненного опыта ребенок осваивает социальный мир по-своему. Вот некоторые особенности восприятия окружающего мира детьми: дети очень приметливы и пытливы. Многое замечают. Задают вопросы. Иногда сами делают заключения и не обязательно правильные. Особенно трудно детям оценить поведение людей: взрослых и детей. Например, родители конфликтуют с соседями, ругаются при детях, и ребенок поступает также- ведет себя агрессивно со сверстниками в детском саду, потому что считает это нормальным поведением. Поэтому и дома, в семье необходимо не показывать проблемы между женой и мужем, важно давать ребенку только теплые чувства, искреннюю любовь и взаимопонимание, ведь иначе ссоры и скандалы станут нормой в его взрослой жизни. Общение предполагает понимание людьми друг друга. В каждой группе детского сада разворачивается сложная картина детских отношений. Дошкольники дружат, ревнуют, помогают друг другу, ссорятся, мирятся, обижаются. Все эти взаимоотношения очень остро переживаются детьми.

Учитывая, что ребенок проводит немалую часть времени в детском саду, очень важно, чтобы его окружали доброжелательные, заботливые педагоги. В связи с этим, необходимо придавать важное значение психопрофилактической работе, в рамках которой должны формироваться как индивидуальные, так и групповые беседы. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать настоящий результат.

Вывод здесь можно сделать только один- от нас, взрослых людей зависит дальнейшая жизнь, развитие, восприятие окружающего мира крохотным человеком, который еще только «учится ходить» в этом взрослом мире. Который старается, злится когда у него не получается, и именно в эти моменты важно почувствовать кризисный момент, дать ему правильное направление.


Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/osobennosti-sotsialnogo-razvitiya-doshkolnikov/

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. — 2-е изд., дораб. -М. : Просвещение, 1991.-160с. : ил.

2. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Кабушко А.Ю. Ознакомление дошкольников с социальным миром. — М. : ТЦ Сферв, 2012. — 224 с. (Модули Программы ДОУ) .

3. Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Игры-занятия со звучащим словом: Книга для воспитателей ДОУ. — М. : ТЦ Сфера, 2012.- 192 с. (Модули Программы ДОУ)

4 стр., 1782 слов

Важнейшие исторические этапы становления и развития социально-культурной ...

... пергамент. 2. Социально-культурный уклад России в XV-XVII веках XV-XVII века - период, когда в России интенсивно развиваются феодальные отношения. В то же время на развитие просвещения, духовную ... социума функцию - единения. По мере своего развития праздники обогащались культурным содержанием. Песни, пляски, музыка, стихи, сказания, игры и развлечения сделались их неотъемлемыми элементами. Такие ...

4. Познавательные сказки для детей 4-7 лет. Методическое пособие/Сост. Л.Н. Вахрушева. — М. :ТЦ Сфера, 2011.-80 с.

5. Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. — М. : Баласс, Изд. Дом РАО, 20 04. — 160 с.

6. Недоспасова В.А. Растем играя: Сред. И ст. дошк. возраст: Пособие для воспитателей и родителей/ В.А. Недоспасова. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2003. — 94 с.

7. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М., 2003

8. Арнаутова Е.П. Педагоги семья М.,2002

9. Блинова Л.Ф. Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста. Казань., 2007

10. Галагузова М.А. Социальная педагогика М., 2001

11. Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. М., 2004.

12. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. Пермь, 2002.

13 Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Социально-нравственное воспитание детей. М., 2005

14. Рылеева Е.Н. Вместе веселее! М., 2004

15. Алиева Ш.Г. Социальное развитие дошкольников // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 711-715.