Особенности вербальных и невербальных средств общения мужчин и женщин

Актуальность и постановка проблемы исследования связана с тем, что невербальные коммуникации представляют собой объективно существующее явление. Практически любая сфера человеческой жизнедеятельности связана с общением одних людей с другими.

Общение между людьми происходит в семье, на работу, в общественном транспорте, на улице. Внедрение в нашей стране рыночных отношений дало толчок развитию коммуникаций между фирмами и клиентом посредством рекламы, а также личного контакта.

Во всех этих сферах человеческого общения, так или иначе, задействованы невербальные коммуникации.

Особый интерес для исследования в рамках данной курсовой работы представляют отличия невербальных коммуникаций между мужчинами и женщинами.

Проблема невербальных средств общения в общем, а также вопросы невербальных средств общения мужчин и женщин в частности исследовались такими зарубежными авторами как Э. Гоффман, Р. Зоммер, И Ричардс и др.

Среди отечественных исследователей, которые занимались проблемой невербальных средств общения мужчин и женщин можно выделить таких ученых как В.А. Лабунская, В.П. Шейнов, Б.Х. Бгажнаков и др.

Объектом исследования в рамках курсовой работы являются невербальные средства общения мужчин и женщин.

Предметом исследования являются отличия между невербальными средствами коммуникации мужчин и женщин, а также использование отличий в средствах невербальной коммуникации между мужчинами и женщинами в рекламе.

Целью исследования в курсовой работе является изучение вопросов, касающихся особенностей невербальных средств общения мужчин и женщин.

Для достижения поставленной в курсовой работе цели необходимо решить следующие задачи:

  • описать изучение невербальных средств общения в психологии, проанализировать мнения различных ученых по заданной проблематике;
  • выявить и описать отличия в невербальных средствах общения у мужчин и женщин;
  • дать описание использованию отличий в невербальных средствах коммуникации между мужчинами и женщинами в рекламе.

1. Изучение невербальных средств общения в психологии

Проблема общения является весьма обширной и многообразной. Она является объектом исследования философии и социологии, филологии и языкознания, психологии и педагогики, ряда естественных наук. Несмотря на обилие исследований, посвященных общению, в настоящее время отсутствует единый концептуальный подход к определению и характеристике этого феномена, его структурных компонентов, процессу его формирования, а также сопутствующих общению таких понятий, как язык, речь, речевая деятельность и др. Недостаточно разработана проблема оптимального формирования общения на родном и иностранном языках.

6 стр., 2989 слов

Маркетинговые исследования в гостиничном бизнесе

... бизнеса; — причины возникновения проблем и эффективные пути их решения; — рынок потенциальных потребителей услуг; — новые услуги, в которых испытывают потребность клиенты, и т. д. Кроме того, исследования ... фирмы, с которыми работает гостиничное предприятие. Среди них — ... в информации и разрабатывают маркетинговые информационные системы. Маркетинговая информационная система Хорошая маркетинговая система ...

Ученые рассматривают общение как «самостоятельный вид деятельности со своими специфическими мотивами, действиями и операциями»[35, c. 78-83], как сложную систему, включающую «в себя на правах подсистем другие деятельности» [34, c. 41-45]. Однако среди исследователей нет единого подхода к пониманию специфики самой этой деятельности, которая предстает то как особая форма активности человека, то как целенаправленная активность людей, то как сторона деятельности или ее специфическая форма (Г.М. Андреева, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и др.).

При этом признается, что общение «не всегда выступает как деятельность; важно, что оно может быть таковой, хотя, может выступать и как компонент, составная часть и одновременное условие другой некоммуникативной деятельности» [6, c. 214]

В процессе общения (в этом исследователи едины) вырабатывается система представлений у его участников относительно цели, плана и средств осуществления предстоящего или выполняемого действия, что в теории поэтапного формирования умственных действий и понятий, разработанной П.Я. Гальпериным, определено как содержание схемы ориентировочной основы деятельности (действия).

Это содержание, являясь продуктом общения, после завершения общения усваивается и становится ориентировочной основой конкретной деятельности (действия).

Она называется теоретическим орудием деятельности субъекта [24].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что продуктом общения является схема ориентировочной основы последующей деятельности (действия), а сам феномен «общение» можно определить как процесс ее выведения или коррекции.

Общение не просто сопровождает какую-то деятельность человека, а выполняет самостоятельную функцию, направляющую через свой продукт схему ориентировочной основы последующей деятельности всю его последующую жизнедеятельность, поставляя для нее теоретическое орудие.

В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства [5, c. 12-15].

Содержание общения — информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, страдание и т.д.), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить живое существо на контакты. Такая же информация передается от человека к человеку и служит средством межличностной настройки. По отношению к разгневанному или страдающему человеку мы, например, ведем себя иначе, чем по отношению к тому, кто настроен благожелательно и испытывает радость. Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, передаваемая от одного существа к другому, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, скажем, пищи. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, приобретенный опыт, способности, умения и навыки. «Человеческое общение многопредметно, — отмечает А.Н. Байкулова, — оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию» [21. c.12].

5 стр., 2492 слов

Межнациональные особенности невербального общения

... изучения невербального общения - изучение его в связи с речевым поведением человека. Подход к невербальному общению формируется на стыке проблем психологии невербального общения, невербальной интеракции, невербального поведения, ... говорит правду. Межнациональные особенности Интересно, что в каждой стране наряду с повсеместно принятыми, распространенными жестами существуют свои невербальные средства ...

Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У человека количество целей общения велико. В них включается передача и получение знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

Средства общения. Два крупных класса выделяются в средствах общения: вербальные и невербальные. Вербальные — это речь в ее разных формах. Невербальные мы ниже рассмотрим подробнее.

Итак, общение — процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.

Распространённое рабочее название, которое употребляется для рассматриваемого вида общения — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения [40, c. 87].

Существуют две проблемы понимания невербального общения:

  • во-первых, при языковом и речевом общении процесс передачи и приема информации осознается обеими сторонами, тогда как при невербальном осуществляется на бессознательном или подсознательном уровнях — это вносит некоторое осложнение в понимании этого явления и ставит вопрос об оправданности использования понятия «общение». Поэтому некоторые считают допустимым использовать, когда речь идет о невербальной коммуникации, другое понятие — «невербальное поведение», понимая его как поведение индивида, несущее в себе определенную информацию, независимо от того, осознается это индивидом или нет [36, c. 36];

— во-вторых, во многих научных работах существует путаница в понятиях «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение», чаще всего использующихся как синонимы [25, c.338]. Однако важно разделять эти понятия и уточнить контекст. По определению, предложенному В.А. Лабунской, «невербальное общение — это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека». Поэтому понятие «невербальное общение» является более широким, чем понятие «невербальная коммуникация»[8].

3 стр., 1019 слов

Формы психики и поведения животных и человека

... примеров того общего, что обнаруживается в психике человека и животных, но, согласно теории Л.С. Выготского, у человека возникает особый вид функций психических - ... человека сознания. Сознание - высший уровень развития психики, присущий исключительно человеку. Его развитие обусловлено социальными условиями и всегда носит целенаправленный и активный характер. Таким образом, интеллектуальное поведение ...

Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный — «словесный, устный») общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу. Встретишь, к примеру, надменный и насмешливый взгляд, сразу осечешься, слово застрянет в горле. А если на лице собеседника еще и презрительная улыбочка, то уже никак не захочешь изливать душу, делиться сокровенным. Другое дело — взгляд сочувствующий, поощряющий, заинтересованный. Он внушает доверие, располагает к откровенному разговору. Ваш собеседник безнадежно махнул рукой, отвел взгляд в сторону, и вы понимаете без слов, что он не верит вам, считает создавшееся положение безнадежным. И как не стараются отдельные люди контролировать свое поведение, следить за мимикой и жестами, удается это не всегда. Невербальное общение «выдает» собеседников, ставит порой под сомнение то, что было сказано, обнажает их истинное лицо. Поэтому надо учиться понимать этот язык.

Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психологическими состояниями и служит средством выражения. В процессе общения невербальное поведение человека выступает объектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых для непосредственного наблюдения, индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик личности. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психологического содержания общения и совместной деятельности.

Люди довольно быстро научаются приспосабливать своё вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным.

Невербальное поведение:

  • создаёт образ партнёра по общению;
  • выражает качество и изменение взаимоотношений партнёров по общению, формирует эти отношения;
  • является индикатором актуальных психологических состояний личности;
  • выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;
  • поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися;
  • выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений [22, c. 155].

Успешность любого делового разговора в значительной мере зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседником, а такой контакт зависит не столько от того, что мы говорим, сколько от того, как мы себя держим.

4 стр., 1659 слов

Невербальное общение, его сущность и значение

... обращать внимание на позу, жесты, взгляды – э то самые явные приемы невербального общения. Поведение должно быть ... языки невербальной системы: система жестов, которая отличается от языка глухонемых, пантомима, мимика, и вторичные – азбука Морзе, музыка, языки программирования. Роль невербального общения ... курения. Во время общения нельзя прикрывать рот рукой, похлопывать собеседника по плечу, теребить ...

Так, для того, чтобы построить хорошие отношения с собеседником, ваш взгляд должен встречаться с его взглядом около 60-70% всего времени общения. Скованный собеседник редко пользуется доверием. Глаза обладают особым свойством самопрезентации, название которому взгляд. Взгляд может осуществлять сильное психологическое давление.

С проблемой происхождения невербальных способов общения связаны как твёрдо установленные истины, так и вопросы, на которые до сих пор еще нет ответов [20, c.122]. Установлено, что невербальные способы общения имеют два вида источника происхождения:

  • биологическая эволюция;
  • культура [37, c. 32].

Проследить происхождение некоторых жестов можно на примере нашего первобытно-общинного прошлого. Оскаливание зубов сохранилось от акта нападения на противника и до сих пор используется современным человеком, когда он злобно усмехается или проявляет свою враждебность каким-то другим способом. Улыбка первоначально была символом угрозы, но сегодня, в совокупности с дружелюбными жестами, она обозначает удовольствие или доброжелательность [22, c. 156].

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы:

  • регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами;
  • обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста;
  • выражать эмоции и отражать истолкование ситуации [41, c. 277].

Невербальное общение — это умение выразить себя вне речи, и получить такую же важную невербальную информацию от других людей, владея языком жестов, мимики и поз, нюансами звучащего голоса, эмоциональным слухом. Эмоции, функции лицевых выражений и мимические жесты непременно присутствуют при невербальном общении. Лицо и мимические жесты: поднимать брови, закрывать глаза, надуть губы, поджать губы, закусить губу, наморщить лоб, нахмуриться, улыбка, поцелуй — не только выражают эмоции, но и выполняют коммуникативные и социальные функции.

Функции невербального общения:

Первая его функция — выражение чувств и отношений.

Вторая — коммуникативная, передача адресату эмоциональной и др. информации, а так же выражение межличностных отношений.

В невербальном общении также есть регулирующая функция: лицевые реакции на сообщения других людей. В диалоге малейшие изменения в лице собеседника могут быть чрезвычайно поучительными.

60% общения между людьми — это невербальная часть, то, что люди сообщают своим телом с помощью позы, жестов и мимики. Еще 30% общения происходит за счет интонации и звука голоса. Таким образом, 90% того, что люди говорят друг другу, не связано с речью [8].

Как правило, невербальное общение происходит мало сознательно и редко преднамеренно, поэтому те, кто знает язык небалики (язык тела), могут много прочитать о нем. Людям легче управлять словами, чем телом, жестами и выражением лица, поэтому невербальный язык часто говорит о реальном состоянии человека и его реальном отношении к событию, ситуации или человеку. С другой стороны, если человек овладевает своим невербальным (а это вполне реально), то он всегда будет выражать именно то, что хочет. По крайней мере, люди такого человека намного лучше поймут.

8 стр., 3841 слов

Физические качества человека. Средства и методы их воспитания

... и т.д. Однако эффект тренировки этих способностей зависит, кроме того, от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки. Сила как физическое качество человека ... практике физического воспитания используется большое количество методов, направленных на воспитание различных видов силовых способностей. Метод ... включать в занятия как дополнительное средство для развития силы. Недостаток изометрических ...

Как правило, с помощью невербального происходят самые разные манипулятивные манипуляции и игры: они влияют, влияют на партнера, но партнер этого не осознает и потому подчиняется. Нерасшифрованное невербальное — основа повседневных манипуляций [26, с. 93].

Следовательно, невербальное общение — это коммуникативное взаимодействие между людьми без использования слов (передача информации или взаимное влияние посредством интонации, жестов, мимики, пантомимы, изменение стадии общения), то есть без языка и языковых средств представлены в прямой или любой или символической форме. Человеческое тело становится инструментом такого общения, которое имеет широкий спектр средств и методов передачи или обмена информацией, который включает все формы человеческого самовыражения.

Хотя вербальные символы (слова) являются нашим основным средством кодирования передаваемых идей, мы также используем невербальные символы для передачи сообщений. В невербальном общении используются символы, отличные от слов. Невербальная передача часто происходит одновременно с вербальной передачей и может усилить или изменить значение слов. Взгляды, выражения лица, такие как улыбка и неодобрение, недоуменно приподнятые брови, острый или пристальный взгляд, взгляд одобрения или неодобрения — все это примеры невербального общения. Использование пальца в качестве указательного пальца, прикрытие рта одной рукой, прикосновение и ленивая поза также являются невербальными способами передачи смысла (смысла).

К невербальным средствам общения относятся пантомима (движения тела), мимика, жесты и другие средства: пространственные (расстояние, приближение, отход, поворот «к» и «от»), временные (до, после) и объективные (присутствие, положение предметов и др. нС.).

В речи различают языковые и паралингвистические средства. Темп речи, громкость, переходы громкости и темпа, изменение тона и цвета голоса — все это средства передачи эмоционального состояния человека, его отношения к передаваемому сообщению [32, с. 427]. Человек не может сознательно контролировать всю сферу своих средств общения, поэтому часто то, что он может скрыть, также проявляется, например, в движениях рук, мимике глаз, положении ног и т.д.

Особая роль в передаче информации отводится мимике — движению мимических мышц. При фиксированном или невидимом лице теряется до 10-15% информации. Основную информационную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы).

Главная особенность мимики — ее целостность и динамичность. В мимике можно выделить шесть основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, боль, удивление и отвращение).

Все движения мимических мышц скоординированы.

Взгляд или зрительный контакт тесно связан с выражением лица. Когда у человека формируется только мысль, он часто смотрит в сторону (в пространство), когда мысль полностью готова, то на собеседника. Когда дело касается сложных вещей, они меньше смотрят на собеседника, когда трудности преодолеваются — больше. Тот, кто сейчас говорит, меньше смотрит на партнера, а слушатель больше смотрит на говорящего. Зрительный контакт указывает на готовность общаться.

Если они смотрят на нас немного, тогда у нас есть основания полагать, что с нами или тем, что мы говорим и делаем, плохо обращаются, а если слишком много, то это своего рода вызов для нас или хорошее отношение к нам. Если человек возбужден, интересуется чем-то или находится в хорошем настроении, его зрачки расширяются в четыре раза по сравнению с нормальным состоянием. Гневное и мрачное настроение вызывает сужение зрачков [42, с. 159].

8 стр., 3891 слов

Всё о самооценке женщины

... самооценки для женщины Неуверенные в своих силах женщины встречаются в 1,5 раза чаще, чем мужчины. ... нужно регулярного подтверждения самооценки, бесконечного анализа чужого мнения о себе. Он не нуждается ... депрессию, жалея себя. Заниженная самооценка женщины усложняет общение. Осознание существующей проблемы самой ... раскрыть тему реферата или умение готовить. Готовы перестать думать о своей проблеме ...

Более информативными, чем лицо, являются движения человеческого тела: поза, жесты, походка.

«Закрытые позы» (когда человек пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза стоя: руки скрещены на груди; и сидя: обе руки упираются в подбородок и т.п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики.

«Открытые» же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх; сидя: руки раскрыты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Есть ясно «читаемые» позы раздумья (поза роденовского мыслителя), позы критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут к виску).

Если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и отклоняться назад. Человек, желающий заявить о себе, «поставить себя», будет стоять прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами, иногда упёршись руками в бёдра; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринуждённой позе. невербальный общение жест понимание

Много информации несут жесты. Выделяют жесты [12, c. 14]:

  • коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.);
  • модальные, т.е.

выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т.п.);

  • описательные жесты, которые имеют смысл только в контексте речевого высказывания.

В процессе общения надо обращать внимание на конгруэнтность (соответствие).

Речевые высказывания и жесты, их сопровождающие, должны совпадать. Противоречие между жестами и смыслом высказываний является сигналом лжи [39, c. 18].

Исследователи утверждают, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств — 38%, мимики, жестов, позы — 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается [33, c. 128].

Походка также может многое рассказать о человеке. По походке можно с точностью узнать такие эмоции, как: гнев, страдание, радость, гордость. Самая «тяжелая» походка — при гневе; самая легкая — при радости; самая большая длина шага при гордости; вялая, угнетённая походка при страдании [16, c. 99-100].

Характеристики голоса относят к просодическим и экстралингвистическим явлениям.

Просодика — это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения [30, c. 8].

Экстралингвистическая система — это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д. невербальный психология жест модальный

5 стр., 2487 слов

Мимика и жесты в деловом общении

... и видеть – не одно и то же. Мимика и жесты могут просто оказаться устойчивыми привычками собеседника. Скрещенные на ... к доминированию. интересно, что женщина с улыбкой может позволить мужчине подольше смотреть ей прямо ... и способствует более уверенному и спокойному общению. Она выражает радость встречи, говорит о дружелюбии и расположении. Улыбка сопровождает и слова приветствия. Улыбка, как и ...

Просодическими и экстралингвистическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния. Энтузиазм, радость, недоверие обычно проявляются высоким голосом, гнев и страх тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Горе, печаль, усталость обычно передают мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу фразы [29, c. 25].

Скорость речи также отражает чувства: быстрая речь — взволнованность или обеспокоенность чем-либо, либо личные проблемы. Медленная речь свидетельствует об угнетённом состоянии, горе, высокомерии или усталости. К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции, а не просто сентиментальной подробностью человеческого общения. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнёров, возраст, пол, степень их знакомства[27, c. 110].

Рукопожатия, например, делятся на три типа: доминирующее (рука сверху, ладонь развёрнута вниз), покорное (рука снизу, ладонь развёрнута вверх) и равноправное. Похлопывание по плечу возможно лишь между близкими людьми.

Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении. К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнёров в момент общения и дистанция между ними: интимное расстояние (от 6 до 45 см) — общение самых близких людей; персональное (от 45 до 120 см) — общение со знакомыми людьми; социальное (от 120 до 400 см) — предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении; публичное (от 400 до 750 см) — при выступлений перед различными аудиториями.

Нарушение оптимальной дистанции при общении воспринимается негативно. Ориентация и угол зрения — выражаются в повороте тела и носка ноги в направлении партнёра или в сторону от него, сигнализирует о направлении мыслей. Если общение носит сопернический или оборонительный характер, то люди садятся напротив; при обычной, дружеской беседе — занимают угловую позицию; при кооперативном поведении — занимают позицию делового взаимодействия с одной стороны стола; независимая позиция выражается в расположении по диагонали (см. рис. 3 в приложении).

Если же человеку необходимо быть лидером в группе, то удобнее расставить столы буквой «» или «», а самому быть в центре. Если же нужно занять равную со всеми позицию — удобнее всего «круглый стол» [38, c. 100].

В принципе, к невербальной сфере относятся силенциальные и акциональные компоненты общения. Акциональные компоненты представляют собой действия коммуникантов, сопровождающие речь. Например, в ответ на просьбу говорящего что-либо сделать (скажем, включить свет, передать газету и т. д.) адресат может выполнить требуемое действие. Таким образом, невербальные действия могут чередоваться с вербальными в процессе коммуникации. Тем не менее природа таких невербальных действий сугубо поведенческая (практическая).

Невербальными по своей сути являются компоненты и других семиотических систем (например, изображения, явления культуры, формулы этикета и т.д.), а также предметный, или ситуативный, мир. Под ним понимаются объекты, окружающие участников коммуникации, а также ситуации, в которых они заняты[19, c. 31].

43 стр., 21243 слов

Особенности переживания чувства одиночества овдовевшими женщинами

... женщинам. Особенности переживания чувства одиночества овдовевшими женщинами». Задача исследовательская работа выявить особенности чувства одиночества у овдовевших женщин ... выше данные, количество одиноких женщин значительно превышает количество одиноких мужчин. Это отмечается и в ... условиях одиночества, актуализируется потребность в общении» [Зинченко, Мещеряков, 2003, c. 248]. Понятие одиночества по ...

Таким образом, завершая данный подпункт курсовой работы можно сделать следующий вывод.

Жесты, мимика, интонации и др. — важнейшая часть общения. Порой с помощью этих невербальных средств можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. К средствам кинесики (внешние проявления человеческих чувств и эмоций) относят выражение лица, мимику, жестикуляцию, позы, визуальную коммуникацию (движение глаз, взгляды).

Проксемика объединяет следующие характеристики: расстояния между коммуникантами при различных видах общения, их векторные направления. Нередко в область проксемики включают тактильную коммуникацию (прикосновения, похлопывание адресата по плечу и т. д.), которая рассматривается в рамках аспекта межсубъектного дистантного поведения. Проксемические средства также выполняют разнообразные функции в общении.

Далее, в следующем подпункте курсовой работы мы рассмотрим отличие невербальных средств общения у мужчин и женщин.

2. Отличие невербальных средств общения у мужчин и женщин

Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный (вербальный) канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для «обсуждения» межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений. Например, женщина может послать мужчине убийственный взгляд, и она совершенно четко передаст ему свое отношение, даже не раскрыв при этом рта.

Когда мы говорим, что человек чувствителен и обладает интуицией, мы имеем в виду, что он (или она) обладает способностью читать невербальные сигналы другого человека и сравнивать эти сигналы с вербальными сигналами. Другими словами, когда мы говорим, что у нас предчувствие, или что «шестое чувство» подсказывает нам, что кто-то сказал неправду, мы в действительности имеем в виду, что заметили разногласие между языком тела и сказанными этим человеком словами.

Женщины обычно более чувствительны, чем мужчины и этим объясняется существование такого понятия, как женская интуиция. Женщины обладают врожденной способностью замечать и расшифровывать невербальные сигналы, фиксировать самые мельчайшие подробности. Поэтому мало кто из мужей может обмануть своих жен, и, соответственно, большинство женщин могут узнать тайну мужчины по его глазам, о чем он даже не подозревает.

Эта женская интуиция особенно хорошо развита у женщин, занимающихся воспитанием маленьких детей [11, c. 106].

Согласно исследованиям, около 80% неврозов у женщин является следствием такого развития взаимоотношений в семейной сфере, которое расходится с их желаниями, с их притязаниями, а у мужчин только 20% неврозов имеет своей причиной непорядки в этой сфере. Эта большая субъективная значимость для женщин взаимодействия с другим человеком и вообще области взаимоотношений своим следствием имеет сравнительно большее развитие у них, чем у мужчин, социально-перцептивных способностей: женщины тоньше улавливают состояние другого человека по изменениям в тембре его голоса и в других сторонах его экспрессии, полнее отражают его внешний облик, точнее определяют эффект своего собственного воздействия на другого человека и т.д.

Несмотря на то, что проделано много исследований, ведутся горячие дискуссии по поводу того, являются ли некоторые жесты приобретенными и культурно обусловленными или генетическими. Например, большинство мужчин надевают свое пальто, начиная с правого рукава, большинство же женщин начинают надевать пальто с левого рукава. Когда мужчина пропускает женщину на многолюдной улице, он, проходя, обычно разворачивает тело к женщине; женщина же обычно проходит, отвернувшись от него. Делает ли она это инстинктивно, защищая грудь? Является ли это врожденным жестом женщины, или она научилась этому неосознанно, наблюдая за другими женщинами?

Большинство жестов невербального поведения являются приобретенными, и значение многих движений и жестов культурно обусловлено.

Вот уже несколько сотен лет невербальные элементы: жесты и телодвижения используются людьми для выражения своей заинтересованности.

Причина высокой чувствительности женщины к скрываемому подтексту — во врожденном умении замечать и расшифровывать (так называемые) невербальные сигналы: позы, жесты, телодвижения, совершаемые в момент речи. Они производятся подсознательно и выдают состояние говорящего. Благодаря этому, женщины в переговорах более удачливы, нежели мужчины.

Женщины придают большое значение тональности разговора, болезненно реагируя на ужесточение тона. Мужчины же категорический тон, если он уместен, воспринимают, как правило, без каких-либо отрицательных эмоций [17].

Примечателен тот факт, что женщины имеют более широкий диапазон сигналов ухаживания, чем мужчины. Отсюда выражение: “Женщина любит ушами, а мужчина — глазами”.

Мужчина начинает прихорашиваться при виде женщины, которая ему нравится, руки его тянутся к шее, чтобы поправить галстук. Если он не носит галстук, он может поправить воротничок или смахнуть несуществующую пыль с плеча, поправить запонки, рубашку, пиджак или другой предмет туалета. Он может также пригладить волосы, чтобы выглядеть привлекательнее. Самым агрессивным сексуальным проявлением мужчины по отношению к женщине будет вызывающий жест — закладывания больших пальцев рук за ремень, чтобы акцентировать область гениталий. Он может также развернуть к ней свое тело и поставить ногу носком в ее сторону. Он смотрит интимным взглядом и задерживает свой взгляд на долю секунды дольше положенного. Часто он стоит держа руки на бедрах, чтобы подчеркнуть свою физическую силу и показать готовность к взаимодействию с этой женщиной. Если он сидит или опирается о стену, он может вытянуть ноги, чтобы выделялась область гениталий.

Женщины используют те же самые жесты прихорашивания, что и мужчины, но существует много других жестов, характерных только для женщин.

Встряхивание волосами. Делается резкое движение головой, чтобы отбросить волосы с лица или плеч на спину. Даже женщины с короткой стрижкой могут использовать этот жест. Демонстрация запястья. Женщина, заинтересованная в потенциальном сексуальном партнере, будет периодически показывать ему гладкую нежную кожу своих запястий. Область запястья всегда считалась одной из наиболее эрогенных зон. Когда женщина говорит с мужчиной, она старается держать ладони в его поле зрения. Курящим женщинам не представляет никакого труда демонстрировать мужчине этот дразнящий жест во время курения.

Расставленные ноги. Ноги расставлены несколько шире, чем обычно, когда нет мужчины в поле зрения. Это не зависит от того, стоит или сидит женщина. Женщина, занимающая сексуально-оборонную позу сидит с крепко сжатыми, скрещенными ногами все время.

Покачивание бедрами. Бедра раскачиваются сильнее обычного, чтобы подчеркнуть прелести таза.

Взгляд искоса украдкой. Слегка опустив веки, женщина смотрит на мужчину до тех пор, пока он не заметит ее взгляда, а потом быстро отводит глаза в сторону. Это дает завораживающее ощущение подглядывания и дразнящий намек на то, что за тобой украдкой подглядывают. Это ощущение может “воспламенять” практически любого нормального мужчину. Б.Х. Бгажнаков отмечает, что «направленный прямо в глаза взгляд русских воспринимается многими восточными народами как невежливость, дерзость, взгляд этих народов в сторону воспринимается русскими как стеснительность или нежелание быть искренним» [3, c. 145].

Слегка приоткрытый рот, влажные губы. Губы увлажняются слюной или с помощью косметики. И то и другое делает женщину сексуально заманчивой и привлекательной.

Губная помада. Использование губной помады является способом, тысячелетиями используемым для имитации покрасневших половых губ сексуально возбужденной женщины.

Поглаживание предмета цилиндрической формы. Такое поглаживание сигареты, ножки бокала для вина, пальца или любого длинного предмета цилиндрической формы является неосознанным намеком на то, что может быть на уме.

Женская манера скрещивания ног. Женщины пользуются тремя позами для выражения своего заигрывающего, завлекающего поведения:

Согнутое колено. В этом случае женщина сидит, подогнув одну ногу под другую и направив острие колена на того человека, к которому она проявляет интерес. Это очень свободная поза, исключающая всякие формальности и дающая возможность кокетливо обнажить колени.

Поигрывание скинутой туфелькой также говорит о свободной позе, и фаллистическое ныряние ноги в туфельку и выныривание из нее настолько сексуально, что может свести многих мужчин с ума.

Переплетение ног. Одна нога тесно прижимается к другой, чтобы создать ощущение повышенного мышечного тонуса. Большинство мужчин считают, что такое переплетение ног есть наиболее привлекательная поза сидящей женщины из тех, что можно придумать.

Женщины пользуются и другими приманками, такими как медленное закидывание ноги на ногу перед глазами мужчины и медленное возвращение их в нормальную позу; нежное поглаживание бедер рукой, говорящее об ожидании прикосновения мужских рук. Часто при этом женщина говорит тихим голосом [17].

Исходя из изложенного в данном подпункте курсовой работы, можно сказать, что существуют виды невербальных коммуникаций, которые можно разделить на те, которые присущи мужчинам и те, которые соответствуют женщинам.

Женщины, в отличие от мужчин, более чувствительны к проявлениям невербальных коммуникаций.

В связи с этим, женщины гораздо чаще, причем как правило неосознанно, использую невербальные коммуникации в тех или иных ситуациях.

Далее в курсовой работе мы рассмотрим использование отличий невербальных средств общения у мужчин и женщин в современных средствах рекламы.

3. Использование отличий невербальных средств общения у мужчин и женщин в современных средствах рекламы

В настоящее время проблема рекламы в нашей стране все больше привлекает внимание специалистов в области психологии, социологии, культурологии, журналистики, эстетики, политологии, экономики и других наук [31].

Это логично: для изучения рекламы как комплексного социального целого требуется междисциплинарный подход.

В рекламе можно выделить две коммуникативные составляющие: вербальную и невербальную. Исходя из факта двойственности рекламной коммуникации, необходимо наряду с вербальными аспектами рекламы рассматривать и невербальные ее составляющие, а также их взаимодействие, взаимовлияние и взаимодополнение.

Установлено, что в процессе взаимодействия и коммуникации людей до 80% общения осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20% информации передается с помощью вербальных. Невербальные сигналы несут в 5 раз больше информации, чем вербальные, и в случае, если сигналы неконгруэнтны, люди полагаются на невербальную информацию, предпочитая ее словесной [4].

Этим определяется значение «невербалики» в рекламной коммуникации. Особую роль в ней играет язык тела — древнейший инструмент человеческого общения. Он передает информацию о существенных индивидуальных признаках и качествах человека — возрасте, поле, расовой принадлежности, чувствах, установках, самооценке, социальном статусе и т.д.

В данном подпункте курсовой работы будет сделан акцент на анализе проблем гендерной невербалики. Понятие гендера — основного различия между полами — конкретизируется в сложном процессе социализации, в ходе которого индивидом усваиваются культурные и социальные правила. Тендер» обозначает сумму представлений и ожиданий, которые связываются в обществе с «женственностью» и «мужественностью». Тендеризация» привела к тому, что ранее размытое телесное поведение мужчины и женщины приобрело четкие контуры. Тело стало тем местом, где сплавлены в единое целое общественная идеология и личностная идентичность. А полоспецифическая телесная социализация превращает язык тела в «третичный половой признак» [43].

Пол вкупе с возрастом дает гораздо более глубокое по сравнению с принадлежностью к определенному классу или какой-либо социальной группе понимание того, какой должна быть наша первичная природа и в каких ситуациях она может и должна быть продемонстрирована, в том числе и в рекламе. Психологическая интериоризация и дальнейшая автоматизация поведенческих образцов, которые предписаны гендерным концептом, совершенствуют процесс натурализации взаимоотношений господства (подчинения) между полами.

В ходе исследования были проанализированы материалы более 100 различных журналов, свыше 80 аудиовизуальных рекламных роликов и споттов (как отечественного, так и зарубежного производства), более 40 пейпербеков, 200 газетных, журнальных и книжных фотографий мужчин и женщин, а также другая рекламная продукция.

Широко использовались работы зарубежных авторов, посвященных избранной тематике. В качестве основного инструментария применялся контент-анализ; использовались также структурно-функциональный, сравнительный анализ и метод обобщения.

Автором была разработана матрица «Невербальные средства общения», построенная по типу «шахматки». В ней регистрировались особенности невербальных средств общения: поз, жестов, мимики, контакта глаз, манипулятивной активности, паузации, уровня стереотипизированности речи и других элементов.

Что же показало исследование?

В рекламно-гендерной коммуникации мужчины, в отличие от женщин, не столь глобально идентифицируются с проявлениями невербальной коммуникации. Их поведение не может быть полностью сведено к понятию «пола», скорее оно служит выражением их социального статуса и индивидуальности. Женщины же в большей степени выражают в рекламно-физическом языке «половую принадлежность». Их коммуникативное поведение меньше указывает на социальный статус и, в первую очередь, интерпретируется с учетом сексуального восприятия.

Стремление создателей рекламы донести до ее потребителей идею как видимых, так и невидимых различий между «сильным» — мужским и «слабым» — женским полами, привело к выработке весьма незатейливого и доступного каждому рекламно-изобразительного языка — «гендерлекта», содержащего как вербальные, так и невербальные компоненты коммуникации. С нашей точки зрения, существующий «двойной стандарт» позволяет по-разному интерпретировать идентичные жесты, образцы поведения полов.

Так, громкий, напряженный голос у мужчины может выражать агрессивную ярость, а у женщины — проявление «истерии». По существу, речь идет не о едином языке полов, а о двух раздельных его диалектах — «гендерлектах», хотя и дополняющих друг друга.

Ядром гендеризированного физического языка является пронизывающая большую часть рекламной продукции символика ритуализированного господства. Она проявляется в жестикуляции, мимике, взглядах, положениях и движениях тела, его передвижениях в пространстве, в риторике. Взаимоотношения господства и подчинения проявляются на трех уровнях физической коммуникации: дисциплинирование женского поведения, ритуализация и узаконение структур господства (подчинения), контроль и управление проявлением эмоций.

Образ мужчины — это, прежде всего, образ собственника, что подтверждается таким элементом, как направление жестов, движений рук, которые имеют коммуникативную направленность, обращенность к другому. У большинства мужских персонажей в рекламе руки немного вытянуты (протянуты) от себя и все жесты также направлены от себя. Вытянутыми руками мужчина словно очерчивает границы своего социального пространства и всего того, что находится в этом пространстве. У женщин, — наоборот, большинство жестов направлено к себе. И чем выше степень идентификации с гендерным понятием (феминные женщины или супермаскулинные «махо» и маскулинные мужчины), тем явственнее аспект доминантности (подчинения).

Мужчины для этого в рекламе используют не только символические способы доминирования: игра желваками, выпячивание груди, сжимание рук в кулаки и т.д., но и другие властные жесты — сжатый кулак или динамичный выброс его в пустоту, оттопыренный большой палец кисти, сигнал «о’кей», включая также реальное психологическое и физическое насилие.

Дополнительным элементом в этом ряду является жестикуляция, служащая средством, связывающим физический язык и абстрактный, вербальный. Мужская жестикуляция в рекламе, обращенная к конкретным людям, чаще принимает вид «символического оружия» (например, крепкое сжатие предплечья другой рукой с одновременным сведением кисти в кулак и т.д.).

Напротив, женская рекламная жестикуляция не содержит властных знаков, сильно ограничена социальными рамками «приличий».

Женщины жестикулируют преимущественно в кругу знакомых, близких и родственников, т.е. в социально фацилитированных ситуациях (судя по рекламе).

Жестикуляция женщин часто саморефлексивна, что и демонстрируется в рекламе (поправка прически, одежды, освежение макияжа и т.д.).

Эта деятельность как бы восполняет эмоциональную функцию «аутоинтимности» в ситуации недостаточных социальных контактов.

Еще один «срез», сделанный нами в отношении различий гендерной невербальной коммуникации, — межличностное пространство. Пространство, обжитое человеком, социально структурировано и в значительной степени символически освоено. Этот факт важен для понимания социального поведения мужчин и женщин. Логика физического языка в качестве основы и рефлекса эгалитарного отношения предполагает факторы симметрии и конгруэнтности поведения. Это подкрепляется принципом всеобщего эквивалента форм поведения. На деле же поведение полов в рекламном изображении отражает иерархический порядок. Рекламно-стереотипизированные мужчины и женщины живут в различных символических пространствах.

Ритуалы доминирования и подчинения связаны с большей пространственной свободой для мужчин. Они почти всегда контролируют большие пространственные и личные «зоны», используемые при социальном взаимодействии. Они принимают в рекламном пространстве значительно более расслабленные, захватывающие «пространственно» и асимметричные положения, чем женщины, кладут ноги на стол или стул рядом (наиболее типично для американской культуры), широко раздвигают ноги, сидят боком на стуле и т.д. Оказывается также, что в более 50% рекламной продукции при общении мужчины с мужчиной межличностное пространство было большим, чем в случае общения с женщиной. Иными словами, мужское общение в рекламе регламентируется социальным пространством, тогда как общение с женщиной определяется (очерчивается) рамками интимного пространства [28] (прием «психологического давления» на партнера).

В 1969 г. Р. Зоммер, исследователь социально-психологической проксемики [50], выдвинул понятие «personal space». И здесь влияние гендерной ментальности также сказывается: 1) на размере «личного пространства»; 2) на его эмоциональном заполнении и личностном «весе»; 3) на различных реакциях, связанных с нарушением границ и вторжением других в личное пространство. Нами было выявлено, что в отечественной рекламе, в отличие от зарубежной, личностная дистанция между мужчинами и женщинами меньше. Внешне это проявляется в таких формах невербального поведения, как тесный физический контакт, например, в танцах, а также объятиях и поцелуях при прощании (встрече).

Личное пространство динамично: с сокращением Дистанции эмоциональное напряжение растет, и, наоборот, с увеличением дистанциипадает. Для обоих полов это санитарная зона психической регенерации, освобождения от социального стресса и отгораживания от нежелательной коммуникации. При этом оба пола одинаково негативно оценивают ситуацию уплотнения контактов, «социальную плотность» [48].

Потребность в признании собственных границ диалектично дополняется глубокой потребностью в осязательном контакте с другими. В нашей культуре спонтанный и неформальный контакт между взрослыми ограничен интимным партнерством. Вне его можно касаться рук, плечей, ладоней, остальное — табуировано. Но табу на контакт часто нарушается, не уважается, а условия этих нарушений высвечивают основополагающие измерения нашего общества. Так, пожилые люди чаще касаются молодых, начальники — подчиненных, мужчины — женщин, чем наоборот. Реклама в этом смысле демонстрирует различное отношение к жестам и телам друг друга представителей разных полов: например, твердый, блокирующий мужской «захват» и ласкающие, поглаживающие движения женщины.

Отметим, что позы партнеров во время общения несут очень значимую информацию о характере их отношений, о соотношении коммуникативных статусов. Они могут выражать желание или нежелание слушать или общаться с собеседником, а также говорить об отношении к собеседнику или о теме разговора. Позу вообще характеризует определенное положение частей тела: головы, плеч, туловища, ног.

Любая законченная поза требует соответствующего выражения лица, жеста, направления взгляда. Во многих ситуациях общения, когда требуется определить соотношение статусов партнеров по типу «выше-ниже-на равных», именно позы приобретают особое значение. Рассмотрим некоторые жесты и позы подробнее.

Очень часто в рекламной продукции мужчины и женщины предстают в положении сидя или стоя рядом. Мужчины в 72% рекламы представлены в положении стоя. Это касается как портретов мужчин и женщин, так и семейных портретов, где дедушка, отец и иногда сын изображаются стоя. Женщины, наоборот, в подавляющем большинстве аналогичных сюжетов сидят. Это в равной степени относится и к бабушкам, и к мамам, и к их дочерям. Такое расположение симметрично как по своему физическому характеру, так и по социальному значению, которое оно отражает; в данном случае не существует никакой отсылки к ролевым или статусным различиям.

Широко используется в рекламе также поза «под руку». Она свидетельствует о том, что женщина находится под покровительственной опекой сопровождающего ее мужчины (формально женщина выглядит как принимающая помощь от мужчины).

Хотя эта поза привычна в основном для супружеских пар и характерна в большей степени для нашего (российского) общества, она совсем необязательно демонстрирует сексуальный или освященный законом характер взаимоотношений между партнерами; отец и взрослая дочь, мужчина и жена его лучшего друга могут идти под руку. Этот невербальный жест-символ асимметричен как в своей физической конфигурации, так и по своему значению.

Весьма распространен невербальный жест рекламной коммуникации — «объятие за плечи». Данный жест широко используется в рекламе чаще всего мужчинами по отношению к женщинам или младшим по возрасту (сыновья, дети друзей).

Для женщин данный жест вовсе не типичен. Это касается как отечественной, так и зарубежной рекламы.

Жест «объятие за плечи» представляет собой ту асимметричную конфигурацию, которая определяет позиции суверен/вассал и которая в большей или меньшей степени требует от обнимающего человека быть выше партнера, а от того, кого обнимают, принять стороннее руководство и принуждение. Женщина часто играет роль маленького, оберегаемого ребенка, а мужчина берет на себя опеку, защиту, владение.

Пары, признающие друг в друге равноценных субъектов, используют в обществе симметричные и равные формы близости (например, тесно обнимают талию друг друга).

Подобные симметричные и доверительные области женщины чаще используют и между собой, а мужчины, напротив, их избегают.

Весьма стандартная асимметричная конфигурация пары, которая наблюдается в повседневной жизни и довольно часто презентируется рекламой, — как телевизионной, так и книжно-журнальной, — «утешающее объятие». Разнообразные комбинации взаимоотношений между полами обнаруживаются в ролях, исполняемых двумя участниками такой сценки, за исключением ситуации, когда женщина в рекламе утешает мужчину. Подобное распределение ролей не является определяющим в нашем обществе, и большое количество ритуальных действий, которые призваны выразить поддержку и близость, могут совершаться только женщинами по отношению друг к другу. «Утешающее объятие» со всей очевидностью проявляется и в смягченной, гиперритуализированной форме, а именно — через поддержку, выраженную жестикуляцией руки, как свидетельство одобрения или моральной поддержки. Результаты наших исследований показывают, что в рекламных сценках и сюжетах женщины не оказывают такого рода поддержку мужчинам.

Наконец, жест «рука в руке». Данный жест в паре взрослого мужчины и женщины воспринимается обычно как свидетельство возможно эротических, сексуальных или особых отношений между ними. Вслед за Э. Гоффманом [47] можно сказать, что этот знак говорит об относительном равенстве партнеров. В этом контексте была обнаружена следующая закономерность, а именно: в 91,4% рекламной продукции, проанализированной нами, была выявлена физическая асимметрия, проявляющаяся в склонности мужчины держать руку женщины таким образом, что обратная сторона руки мужчины была обращена вперед, по ходу движения, как бы навстречу происходящему.

Этот факт может неявно символизировать покровительство со стороны мужчины.

Следовательно, пластическое решение рекламной продукции довольно часто имеет четко выраженный гендерно-композиционный центр не только в плане зрительного восприятия, но и, прежде всего, в смысловом, социально значимом отношении. И как замечает по этому поводу Э. Гоффман: «Эмоциональные жесты, которыми обмениваются представители противоположных полов, рождают танец покровителя и покровительствуемого, обнимающего и обнимаемого, ублажающего и ублажаемого, поддерживающего и поддерживаемого, высказывающего свою привязанность и принимающего ее; воспринимается вполне естественно, что мужчина окружает заботой, а женщина бывает окружена заботой. И это лишний раз напоминает о том, что указанное превосходство мужчины — превосходство вполне определенного толка, ибо легко вписывается в самые сокровенные моменты нежности и любви, не вызывая никакой натяжки или напряжения…» [47, с. 9]. Иными словами, ритуально-гендерноневербальный «танец» мужчины и женщины, как видно из рекламы, всегда имеет лидера, которым, как правило, оказывается мужчина.

Еще одним невербальным элементом, уже достаточно укоренившимся в рекламе, является факт демонстрируемой игры мужчины с женщиной или иногда с ребенком, что в принципе по своей сути идентично, т.к. конфигурация «взрослый-ребенок», или другими словами, «властитель-подчиненный (жертва)» является прототипом взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Мужчины могут забавляться, инсценируя шуточные нападения, погоню, ловлю и т.п. Частично благодаря тому, что шутливая атака — развлечение, характерное в основном для праздников, она широко представлена в рекламе и рекламных шоу.