Особенности развития личности детей с задержкой психического развития

Неумение наладить взаимоотношения с окружающими, отклоняющийся тип поведения, низкая или неадекватно завышенная самооценка у детей с ЗПР может способствовать развитию негативных личностных отношений и антисоциальных тенденций в подростковом возрасте.

У детей с ЗПР незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля.

Дети с ЗПР испытывают трудности активной адаптации, что мешает их эмоциональному комфорту и равновесию нервных процессов: торможения и возбуждения. Эмоциональный дискомфорт снижает активность познавательной деятельности, побуждает к стереотипным действиям. Изменения эмоционального состояния и вслед за этим познавательной деятельности доказывает единство эмоций и интеллекта.

Изучение особенностей развития интеллектуальной и эмоциональной сферы позволило увидеть, что симптомы ЗПР очень резко проявляются в дошкольном возрасте, когда перед детьми ставятся учебные задачи.

Эмоциональное состояние ребенка имеет особое значение в психическом развитии. Эмоции — это особый класс психических процессов и состояний, который составляют переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлением действительности. Существуют значимые связи между уровнем вербального интеллекта, неустойчивостью внимания, направленностью на учебную деятельность и эмоционально-волевой сферой детей с ЗПР. Недоразвитие эмоционально-волевой сферы проявляет себя при переходе ребенка с ЗПР к систематическому обучению.

В исследованиях М.С. Певзнер и Т.А. Власовой отмечается, что для детей с ЗПР характерна, прежде всего, неорганизованность, некритичность, неадекватность самооценки. Эмоции детей с ЗПР поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к подражанию.

Объект исследования: дети с задержкой психического развития дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности развития личности детей с задержкой психического развития.

Цель моего исследования: изучить особенности развития личности у дошкольников с задержкой психического развития.

13 стр., 6045 слов

Педагогические аспекты музыкального развития детей старшего дошкольного возраста

... предпосылки формирования и развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста; проанализировать основные программы музыкального воспитания дошкольников; определить основные виды деятельности, способствующие большей эффективности творческого развития дошкольников на музыкальных занятиях. В работе были использованы ...

Задачи:.

1. Провести анализ литературы по проблеме исследования развития личности дошкольников с задержкой психического развития;

2. На основе анализа литературы подобрать диагностические методики, направленные на развитие личности у дошкольников с ЗПР;

1. Теоретические основы изучения личностной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

1.1 Понятие «личности»

Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.

Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность — это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта.

В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Пространство личности имеет сложную структуру и множество измерений. Те события внешнего мира, в которые включена личность, и те отношения, которые у нее устанавливаются с объектами внешнего мира, образуют внешнее пространство личности.

Представления о мире и о себе, переживания различных событий, отношение к самому себе, самоконтроль и саморегуляция, жизненные цели и планы — все это составляет внутренний мир личности. Социальное пространство, в которое включена личность, представлено в ее внутреннем мире. С другой стороны, в активности, в деятельности, в общении, так или иначе, проявляется внутренняя жизнь личности.

Наряду с понятием «личность» в науке нередко употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Давайте рассмотрим их отличия.

Человек как вид — это представитель вполне определенного биологического вида, отличающийся от других животных конкретными специфическими особенностями и уровнем физиологического и психологического развития, наделенный сознанием, способный мыслить, говорить и принимать решение, контролировать свои действия, поступки, эмоции и чувства.

Индивид — человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.

В понятии человека как индивида выражаются два основных признака:

1) человек — это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт;

2) отдельный представитель человеческой общности, выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

4 стр., 1992 слов

Развитие педагога средствами научно-исследовательской работы

... Организация научно-исследовательской деятельности влияет на развитие личности учителя, его творческий рост, позволяет создать условия для реализации самообразования и потребности к саморазвитию, повышает его профессиональный уровень, методологическую компетентность и педагогическое мастерство. 2. Руководство научно-исследовательской ...

Индивидуальность — своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента и характера, эмоциональной и волевой сферах, интересах, потребностях и особенностях человека.

Если понятие индивида включает в себя общие качества представителя человеческого рода, как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности — с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.

Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью. В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе.

Становление человека, как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.

Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения.

Развитие личности — это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.

Различаются личности социализированные — адаптированные к условиям своего социального бытия, девиантные — отклоняющиеся от основных социальных требований (крайние формы этого отклонения — маргинальность) и психически аномальные личности (психопаты, невротики, лица с задержками психического развития и с личностными акцентуациями — «слабыми местами» в психической саморегуляции).

Основу личности составляет ее психологическая структура.

Психологическая структура личности — представляет собой целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность.

В современной психологии существует несколько точек зрения на внутреннее строение личности. Наиболее известной является динамическая функциональная психологическая структура личности К.К. Платонова:

1) Направленность. Черты личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственно врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Данная подструктура формируется путем воспитания и включает в себя убеждения, мировоззрения, стремления, интересы, идеалы, желания.

2) Социальный опыт. Эта подструктура объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретенные на основе личного опыта путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности (например, способность к быстрому запоминанию, физические данные, лежащие в основе образования двигательных навыков и т.п.).

3 стр., 1394 слов

Связь памяти с личностью человека

... продолжительной концентрации внимания. Интерес обуславливается личностью человека и окружающей средой и может меняться вместе с ними. Существенную роль в процессах памяти играют эмоции, которые тоже закрепляют ... работы с практической, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться от неэффективных приемов работы и заимствовать у других людей приемы эффективные и т.п. В настоящее ...

3) Индивидуальные особенности психических процессов. Данная подструктура объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций: памяти, ощущений, восприятия, мышления, эмоций, чувств, воли, которые формируются в процессе социальной жизни.

4) Биопсихические свойства. Это биологически обусловленная подструктура объединяет типологические свойства личности, ее половые, возрастные особенности и патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических морфологических особенностей мозга.

Различные черты и свойства личности, входящие во все названные подструктуры, образуют две наиболее общие подструктуры: характер и способности, понимаемые как общие интегративные качества личности.

Все эти подструктуры тесно связаны между собой и проявляются в виде единого целого, выражающего такое сложное интегративное понятие, как личность.

Подходы к личности в отечественной психологии.

Понятие «личность» относится к числу самых неопределенных и спорных в психологии. Можно сказать, сколько существует теорий личности, столько имеется и ее определений.

Рассмотрим несколько определений личности, данных ведущими специалистами в этой области.

Б.Г. Ананьев отмечал, что «личность — прежде всего современник определенной эпохи, и это определяет множество ее социально-психологических свойств». К их числу он относил принадлежность личности к определенному классу, национальности, профессии.

А.В. Петровский охарактеризовал личность в системе межличностных отношений, в связи с чем им были выделены три аспекта личности: интраиндивидный, который отражает свойства, присущие самому субъекту; интериндивидный, рассматривающий особенности взаимодействия личности с другими людьми; и метаиндивидный, описывающий воздействие данной личности на других людей.

Л.И. Анциферова определяет личность «как способ бытия человека в обществе, в конкретно-исторических условиях, это индивидуальная форма существования и развития социальных связей и отношений».

Личность рассматривается как результат социализации индивида, который усваивает традиции и систему ценностных ориентации, выработанных человечеством. Чем больше человек смог воспринять и усвоить в процессе социализации, тем более развитую личность он собой представляет.

Подход Ананьева Б.Г. в изучении личности, он рассматривает человека, личность в единстве четырех сторон: человека, как биологического вида; в онтогенезе и жизненном пути человека как индивида; человека как личности; человека как части человечества.

Подход Абульхановой К.А. представляет личность, как субъект жизненного пути и субъект деятельности. В основе ее эволюции лежит развитие таких качеств, как активность, способность к организации времени, социальное мышление.

Согласно подходу Леонтьева А.Н. и Петровского А.В, при объяснении любых психических явлений личность выступает, как целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия, в силу чего в личности можно выделять компоненты разной меры общности и устойчивости.

Подход Мясищева В.Н. рассматривает ядро личности, как систему ее отношений к внешнему миру и самому себе; эта система формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности, являясь одной из форм этого отражения.

6 стр., 2554 слов

Психологические и социальные особенности личности безработного человека

... человека как личности, но и о признании социальных норм и правил — главнейшими для человека в процессе его взаимодействия с другими индивидами. Вместе с этим, безработные ... содержание своей семьи. Глава 2. Социальный портрет безработного в России За последнее ... полезнонаправленная социальная и трудовая деятельность, которая организуется для целей дополнительной социальной поддержки безработных граждан. ...

Согласно подход военных психологов, личность — это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями.

Подход Узнадзе Д.Н. рассматривает личность, как целостное и духовное образование; мотивы и поступки личности могут иметь и неосознанный характер.

Подход Фельдштейна Д.И. Согласно ему, в онтогенезе личность развивается поуровнево, проходя различные этапы социальной зрелости.

А. Мясищев, Смирнов, Малышев дали свое определение личности. Личность — это система отношений, отношения — это компоненты структуры. Например, Мясищев утверждал, что личность, как социальный продукт определяется прежде всего социальным значением направленности (т.е. «доминирующего свойства, подчиняющего себе другие и определяющие жизненный путь человека»).

Уровень личности выражается степенью его сознательности, идейным богатством и т.д.

Б. Ананьев, Платонов, Мерлин, утверждали, что личность — не весь человек, а лишь его социальные качества, это не просто субъект деятельности. Основные компоненты структуры личности — «некие абстрактные духовные образования». Ананьев считал, что личностью становится любой индивид в той мере, в какой он начинает сознательно определяться.

С.Л. Рубинштейн утверждал, что личность — это совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. Этого определения придерживаются многие исследователи, но оно слишком общее.

Подходы к личности в зарубежной психологи.

В зарубежной психологии существуют разные подходы к пониманию и происхождению личности. В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует.

С точки зрения зарубежных психологов в психологии нет единого понимания личности. Однако большинство исследователей считает, что личность, есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ мышления данного человека, строй ее чувств и поведения. Большинство зарубежных психологов полагает, что человек личностью не рождается, а становится. Однако в современной зарубежной психологии нет единой теории формирования и развития личности.

С. Холл и 3. Фрейд считают основой развития личности биологические процессы созревания организма, социогенетический.

Э. Торндайк и Б. Скиннер — структуру общества, способы социализации, взаимоотношения с окружающими, психогенетический.

Ж. Пиаже и Дж. Келли — не отрицая ни биологических, ни социальных факторов, выдвигает на первый план развитие собственно психических явлений. Правильнее, видимо, считать, что личность не просто результаты биологического созревания или матрица специфических условий жизни, но субъект активного взаимодействия со средой, в процессе которого индивид постепенно приобретает личностные черты.

Социогенетический подход старается объяснить особенности личности исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми. Так, согласно теории социализации, человек, будучи от рождения биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни.

6 стр., 2955 слов

Вербальное и невербальное общение в психическом развитии ребенка

... казаться ярким и уверенным в себе человеком, однако в жизни быть тихим и стеснительным. Вербальное и невербальное общение – это ... мозговой деятельности. Это одно из отличий, в части коммуникаций, человека в обществе от животного в ... развития общества. Нет другого способа сохранить и передать информацию и знания будущим поколениям, кроме как через устную и письменную речь. Формы языка Под вербальными ...

Другая теория в рамках этого подхода, теория научения, считает жизнь личности, ее отношения результатом подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.).

Теория ролей, в свою очередь, исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми (У. Доллард, К. Левин).

В итоге каждая из этих теорий объясняет социальное поведение личности исходя из замкнутых в себе свойств среды, к которой человек вынужден как-то приспосабливаться. При этом совсем не учитываются объективные, общественно-исторические условия жизни человека.

Биогенетический подход ставит в основу развития личности биологические процессы созревания организма.

Так, С. Холл считал, что развитие личности в свернутом виде воспроизводит такие стадии развития общества, как собирательство, охота.

Особенно ярко биологизм выступил в трактовке личности 3. Фрейдом, который считал, что все поведение личности обусловлено физиологическими, бессознательными влечениями человека.

Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов.

В рамках этого подхода представители психодинамической ориентации объясняют поведение личности главным образом через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики (Э. Эриксон и другие).

1.2 Развитие личности в онтогенезе

Жизненный путь человека — это история формирования и развития личности в определенном обществе.

С тезисом о том, что личностью человек не рождается, а становится, соглашается сейчас большинство психологов. Но точки зрения на то, по каким законам развивается личность, значительно расходятся.

Вопросами развития и формирования личности широко занимались Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, О.В. Запорожець, Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, О.Р. Лурия. Следует отметить, что именно Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович и О.В. Запорожець сделали наибольший вклад в разработки психологической теории детского развития.

Д.Б. Эльконин разработал концепцию психического развития, в которой объединил две линии: познавательный и личностное развитие детей от рождения до окончания школы. Согласно его теории, развитие познавательной сферы ребенка и его личности идет в русле различных ведущих деятельностей, последовательно сменяющих друг друга в онтогенезе. Первым видом деятельности, с которого начинается формирование личности ребенка еще до развития у нее коммуникативной функции, выступает ее непосредственно-эмоциональное общение с матерью и другими окружающими людьми. Затем формы общения развиваются в ролевой игре, совместной учебной и трудовой деятельности детей, раскрывая новые возможности для совершенствования личности. В это время происходит преимущественное развитие у детей мотивационно-потребностной сферы (сфера «хочу»).

9 стр., 4111 слов

Особенности развития личности одаренного ребенка

... и способностям ребенка. Увидеть в каждом ребенке личность, помочь ей сформироваться, развиться и совершенствоваться, распознать индивидуальность, а также создать систему работы с одаренными детьми, в полной мере содействующую развитию ... какой-либо деятельности; интеграция способностей, ... и более широкому использованию разнообразных способов диагностики и развития индивидуальных особенностей детей. ...

Другую группу ведущих деятельностей составляют те, в которых происходит преимущественно развитие познавательной сферы и соответствующих способностей людей. Это манипуляционно предметная деятельность ребенка раннего возраста, игры с предметами детей школьного возраста, обучение и труд в школьном детстве. Это сфера «могу», «умею».

Если все разновидности общения и деятельности детей расположить в порядке их становления, то получается такой возрастной ряд:

1) Непосредственно-эмоциональное общение (возраст младенца).

2) Предметно-манипулятивная деятельность (ранний возраст).

3) Сюжетно-ролевая игра (дошкольный возраст).

4) Учебная деятельность (младший школьный возраст).

5) Интимно-личностное общение (подростковый возраст).

6) Учебно-профессиональная деятельность (ранний юношеский возраст).

Таким образом, от рождения до ранней юности (до окончания школы) ведущие деятельности предметного плана последовательно и периодически сменяют друг друга, с одной стороны, и формы общения — с другой, что обеспечивает последовательный развитие познавательных процессов и самой личности.

Весь процесс детского развития от рождения ребенка до окончания школы Д.Б. Эльконин разделил на три возрастных этапа: раннее детство (дошкольное); младший школьный возраст (от 1 до 4-5 классов); средний и старший школьный возраст (5-8 и 10-11 классы).

Каждый из этих этапов состоит из двух периодов, начинающихся с ведущей деятельности общения, направленного на развитие личности, а заканчиваются выходом на первый план деятельности, связанной с формированием познавательной сферы.

Один этап от другого разграничивают моменты, которые можно назвать «критическими периодами развития». В этих обстоятельствах возникает несоответствие между познавательными (операционно-техническими) возможностями ребенка и его личностью.

В дальнейшем Д.И. Фельдштейн развил и продолжил систему взглядов Д.Б. Эльконина на формирование личности. В центре его внимания находится социальное развитие личности, который понимается, как взаимосвязанный процесс социализации и индивидуализации.

Признавая выдвинутую Д.Б. Эльконина тезис о том, что развитие личности опережает становление познавательной сферы ребенка, Д.И. Фельдштейн формулирует закономерность, которую он называет «механизмом обратной силы». Суть ее заключается в том, что новообразования одного плана, например, личностного, входят в противоречие с той сферой деятельности, где они были сформированы (например, в общении), но получают возможность для реализации в другой сфере.

Д.И. Фельдштейн по сравнению с концепцией Д.Б. Эльконина, вместо трех возрастных этапов, разделенных на два периода каждый, он выдвигает гипотезу о двух фазах развития с четырьмя периодами каждый. Возрастная периодизация Д.И. Фельдштейна выглядит так:

I фаза — до 10 лет:

1-й период — до 1 года;

2-й период — от 1 года до 3 лет;

6 стр., 2763 слов

Факторный анализ личности

Факторный анализ, разработанный в области психологии способностей, вот уже более двадцати лет интенсивно применяется в психологии личности с целью выявления фундаментальных качеств. Наиболее ценный и систематический вклад в ... использованные при переводе на русский язык. - Прим. пер.) В. Идентификация факторов В принципе факторный анализ должен охватить сразу все черты, чтобы выявить действительно ...

3-й период — от 3 до 6 лет;

4-й период — от 6 до 8 лет.

II фаза — от 10 до 17 лет:

1-й период — от 10 до 15 лет;

2-й период — от 15 до 17 лет.

В середине каждого из шести выделенных периодов отмечаются по три фазы развития: развитие одной определенной стороны деятельности; максимальная реализация, кульминация развития этой стороны деятельности; насыщение данного вида деятельности и актуализация другой стороны деятельности.

Понять роль детства в развитии личности чрезвычайно трудно, если не принимать во внимание, какое место этот период жизни занимает во всем процессе личностного развития человека.

В этом плане следует обратиться к теории развития личности, разработанной Э. Эриксону. Развитие личности, согласно этой теории, разумеется, как закономерная смена этапов, в течение каждого из них происходят качественные преобразования внутреннего мира, отношений и поведения человека, в результате чего она, как личность приобретает нечто новое, характерное для данного этапа развития.

Личностные новообразования, по Э. Эриксону, возникают не просто так — их появление на определенной стадии готовится всем процессом предшествующего развития личности. Э. Эриксон, исходя из своей концепции, выделил восемь стадий развития личности:

1) Раннее детство (от рождения до 1 года).

Развитие ребенка определяется почти исключительно через общение с ним взрослых, в первую очередь матери. На этой стадии уже могут возникнуть предпосылки к проявлениям в будущем стремление к людям или отчуждение от них.

2) Поздний период младенца (от 1 года до 3 лет).

У ребенка происходит формирование таких личностных качеств, как самостоятельность, уверенность в себе, но их становления также в значительной степени зависит от характера общения и отношений взрослых с ребенком. До трех лет ребенок приобретает определенных личностных форм поведения — ребенок этого возраста уже личность.

3) Раннее детство (от 3 до 5 лет).

Развивается живое воображение, активное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в поло-ролевые поведения.

4) Среднее детство (от 5 до 11 лет).

Устанавливается выраженное чувство долга и стремление к достижениям, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки.

5) Половое созревание, подростковый возраст и юность (от 11 до 20 лет).

Происходит жизненное самоопределение, развитие временной перспективы — планов на будущее, активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях, четкая половая поляризация в формах поведения, формирования мировоззрения.

6) Ранняя взрослость (от 20 до 40-45 лет).

Стремление к контактам с людьми, желание и способность к посвящению себя другим людям.

7) Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет).

Творчество. Продуктивная и творческая работа над собой и другими людьми. Зрелое, полноценное, разнообразное жизни, удовлетворенность семейными отношениями, родительская гордость за детей. Обучение и воспитание нового поколения.

8) Поздняя взрослость (свыше 60 лет).

Полнота жизни. Постоянные размышления над прошлым, его оценка.

Следует указать, что в каждой из выделенных стадий развития личности указываются только отдельные моменты, которые объясняют его ход, и лишь некоторые, характерные для данного возраста, личностные новообразования.

10 стр., 4745 слов

Особенности двигательного развития детей с нарушением опорно-двигательного ...

... 1. Особенности двигательного развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата Двигательная активность Движение для ребенка – это ... надколенника больше соответствуют поражению пирамидной системы. 4. Синкинезии (дружеские движения). ... развитии из-за специфического тонуса, гиподинамии, растягивания нервно-мышечного и связочного аппарата. Поэтому при работе с детьми необходимо учитывать: возраст, ...

В отечественной психологии принято считать, что развитие личности происходит в процессе его социализации и воспитания. Под социализацией основном понимают процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками путем усвоения системы знаний, норм и ценностей приобретает качеств, необходимых для ее жизнедеятельности в обществе. Сущность процесса социализации заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его для адаптации к социуму. Социализация не является механическим отображением непосредственно прочувствованного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт, что является основой другого процесса — индивидуализации. Социализация и индивидуализация — это не два противоположных процесса. В процессе социализации человек приобретает собственной индивидуальности, социальный опыт не только усваивается, но и активно прорабатывается, становясь источником индивидуализации личности.

1.3 Особенности личности детей с ЗПР

Дети с ЗПР отличаются несамостоятельностью, непосредственностью, не умеют целенаправленно выполнять задания, проконтролировать свою работу. И, как следствие для их деятельности характерна низкая продуктивность работы в условиях учебной деятельности, неустойчивость внимания при низкой работоспособности и низкая познавательная активность, но при переключении на игру, соответственную эмоциональным потребностям, продуктивность повышается.

У детей с задержкой психического развития снижена потребность в общении, как со сверстниками, так и со взрослыми. У большинства из них обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность, что, в свою очередь, приводит к низкой самооценке, неуверенности в себе.

Таким образом, это эмоциональное состояние может выступать в качестве одного из механизмов развития невроза, так как способствует углублению личностных противоречий. Если у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи, непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты. Неуверенность в себе, как черта характера — это самоуничтожительная установка на себя, на свои силы и возможности. Тревожность, как черта характера это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей.

Как пишет И.А. Коробейников, «процесс социализации значительной части детей с легкими формами психического недоразвития характеризуется рядом особенностей в формировании, которых заметная роль принадлежит механизму генерализации первично-органической интеллектуальной недостаточности под влиянием негативных микросоциальных факторов». В частности, непосредственно в связи с повышенной эмоциональной неустойчивостью находится сниженный порог к возникновению и закреплению всякого рода страхов.

Так, в целом было установлено, что количество страхов на одного дошкольника с ЗПР превосходит в 1,5 раза количество страхов, приходящихся на дошкольника с нормальным развитием. Так что, если в норме в дошкольном возрасте ребенок имеет до 6 — 8 страхов (по данным А.И. Захарова), при ЗПР эта цифра может доходить до 10 — 12.

Дети почти не стремятся получить от взрослых оценку своих качеств в развёрнутой форме, обычно их удовлетворяет оценка в виде недифференцированных определений («молодец»), а также непосредственное эмоциональное одобрение (улыбка, поглаживание).

Необходимо отметить, что, хотя дети по собственной инициативе крайне редко обращаются за одобрением, но в большинстве своём они очень чувствительны к ласке, сочувствию, доброжелательному отношению. Среди личностных контактов детей с ЗПР преобладают наиболее простые. У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а также низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.

У дошкольников с ЗПР выделяется слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частую смену настроения, неуверенность, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому.

Отмечается большое количество реакций, направленных против воли родителей, частое отсутствие правильного понимания своей социальной роли и положения, недостаточную дифференциацию лиц и вещей, ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений. Всё это свидетельствует о недоразвитии у детей данной категории социальной зрелости.

Одним из диагностических признаков задержки психического развития у детей рассматриваемой группы выступает несформированность игровой деятельности. Диапазон нравственных норм и правил общения, отражаемый детьми в играх, очень невелик, беден по содержанию, а, следовательно, недостаточен в плане подготовки их к обучению в школе.

Таким образом, по теоретической части моей курсовой работы, можно сделать вывод, о том, что становление человека, как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения. Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе.

В данной главе было раскрыто понятие «личности», исходя из исследований отечественных и зарубежных ученых. Личность — система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

Что касается особенностей развития личности у детей с ЗПР, то для них характерно: неустойчивость эмоционально-волевой сферы; проявление негативных характеристик кризисного развития, трудности в установлении коммуникативных контактов; появление эмоциональных расстройств.

Также детям с ЗПР присущи симптомы органического инфантилизма: отсутствие ярких эмоций, низкий уровень аффективно-потребностной сферы, повышенная утомляемость, бедность психических процессов, гиперактивность. В зависимости от преобладания эмоционального фона можно выделить два вида органического инфантилизма: неустойчивый, отличается психомоторной расторможенностью, импульсивностью, неспособностью к саморегуляции деятельности и поведения; тормозной, отличается преобладанием пониженного фона настроения.

Недоразвитие эмоционально-волевой сферы проявляет себя при переходе ребенка с ЗПР к систематическому обучению.

Одной из актуальных проблем, рассматриваемой в научной литературе при создании данной работы, являлся вопрос о необходимости разработки и использования специализированных методик, направленных на коррекцию личности у дошкольников с задержкой психического развития.

2. Эмпирическое исследование развития личности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

2.1 Методики направленные на развитие личности дошкольников с ЗПР

Психическое развитие личности дошкольника с задержкой психического развития рассматривается в целостности всех индивидуальных проявлений. Чтобы обеспечить условия оптимального развития личности ребенка, необходимо своевременно осуществлять диагностирование особенностей личности дошкольников с ЗПР. Для этого необходим диагностический инструментарий, максимально соответствующий возрастным возможностям дошкольников.

В отечественной психологии на современном этапе проективные методы рассматриваются в рамках деятельностного подхода, концепции личностного смысла и направлены на раскрытие целостности детской личности (И.Г. Беспалько, В.М. Блейхер, Л.Ф. Бурлачук, Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, И.Н. Гильяшева, Е.Т. Соколова и др.).

Проективный метод ориентирован на изучение неосознаваемых (или не вполне осознанных) форм мотивации детей с ЗПР. Его преимуществом в этом своём качестве является то, что он — едва ли не единственный собственно психологический метод проникновения в наиболее интимную область детской психики. Проективные методики позволяют опосредованно, исследовать эти личностные образования, выступающие прямо или в форме различных личностных установок.

Так как у данной категории детей преобладает эмоциональная мотивация поведения, повышенный фон настроения, незрелость личности в целом, легкая внушаемость, непроизвольность всех психических функций. В формировании таких психических особенностей большое значение имеют социальные факторы, приводящие к появлению различных в дальнейшем невротических наслоений (неуверенность, боязливость, капризность, ощущение физической неполноценности. Проективные методики характеризуются также глобальным подходом оценке личности. Внимание фокусируется на общей картине личности, как таковой, не на измерении отдельных ее свойств.

Таким образом, необходимо использовать подборку проективных методик для диагностики личности дошкольника с ЗПР.

Давайте рассмотрим несколько проективных методик:

1) Методика восьмицветный тест Люшера.

Цель методики: выявление эмоционально характерологического базиса личности и актуального состояния: устойчивость эмоционального фона, преобладание настроения и эмоционального состояния.

2) Графический тест «Дом. Дерево. Человек». Дж. Бука».

Проективная методика предназначена для исследования личности. Предложена Дж. Буком в 1948 г. По мнению Дж. Бука, каждый рисунок — это своеобразный автопортрет, детали которого имеют личностное значение. По рисунку можно судить об аффективной сфере личности, ее потребностях, уровне психосексуального развития и т.д. Помимо использования теста в качестве проективной методики автор демонстрирует возможность определять уровень интеллектуального развития.

Цель методики: определение эмоционального состояния и выявление личностных особенностей ребенка.

3) Графическая методика «Кактус». М.А. Панфиловой.

Цель методики: данная методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет и используется для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка, для определения состояния эмоциональной сферы дошкольника, наличие агрессивности: ее направленность и интенсивность.

4) Методика А.Д. Кошелевой.

Цель: Изучение эмоциональных проявлений детей и уровня сформированности у них способности к вербализации эмоций при разыгрывании сюжетных сценок.

5) Методика «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой.

Цель: Выявить особенности идентификации эмоций различных модальностей у детей дошкольного возраста, индивидуальные особенности эмоционального развития. Выявить возможности детей в воспроизведении основных эмоциональных состояний и их вербализации.

Проективные методы изучения личности дошкольника с ЗПР были подобраны с соблюдением психолого-педагогических условий, необходимых для грамотного проведения этой диагностической процедуры.

2.2 Анализ методик

Следует отметить, что использование проективных методик в изучении особенностей личности дошкольников с задержкой психического развития, являются достаточно эффективными в дошкольном возрасте, это определяется тем, что они позволяют изучать базовые, глубинные структуры детской психики, которые трудно диагностировать другими методами, точно соответствуют возрастным возможностям дошкольников, позволяют действовать не напрямую, а опосредованно. Концептуальные положения конкретного психологического направления (психоаналитическая психология, ассоциативная психология, холистическая психология и др.) определяют цели и содержание проективных методов психологии.

Если большинство психологических приёмов направлено на изучение того, как и за счёт чего достигается объективный характер отражения ребенка внешнего мира, то проективные методики ставят целью выявление своеобразных «субъективных отклонений», личностных «интерпретаций», которые всегда личностно значимы и которые в силу особенностей развития детей с ЗПР не могут диагностироваться иначе.

Наконец, проективные методики рассматриваются их сторонниками, как наиболее эффективные процедуры обнаружения скрытых, завуалированных или неосознаваемых сторон личности, что свойственно детям с ЗПР.

После проведения эмпирического исследования, можно утверждать, что для оптимального развития личности ребенка, необходимо своевременно осуществлять диагностирование особенностей личности дошкольников с ЗПР. Для этого необходимы методики, максимально соответствующие возрастным возможностям дошкольников. Необходимо использовать подборку проективных методик для диагностики личности дошкольника с ЗПР. Проективные методики являются достаточно эффективными в дошкольном возрасте, это определяется тем, что они позволяют изучать базовые, глубинные структуры детской психики. Проведение с детьми с задержкой психического развития дошкольного возраста коррекционных работ, способствует положительной динамике. Чем раньше ребенок с проблемами в развитии начнет получать специальную помощь, тем эффективнее будет ее результат.

Заключение

личность психический ценностный социализация

Таким образом, знание индивидуальных особенностей эмоциональной организации детей с ЗПР может помочь предупредить негативные тенденции в поведении ребенка. Педагоги, используя их, могут правильно наладить эмоциональный контакт с ребенком, помочь ему освоиться в нелегких для него условиях обучения. Вместе с тем, чтобы компенсировать эмоциональное недоразвитие детей данной категории, одной профилактики недостаточно. Незрелые механизмы эмоциональной регуляции поведения необходимо развивать. Дети, имеющие недостаточный и неадекватный опыт эмоционального реагирования, должны в результате такого научения приобрести новые жизненные смыслы, быть активными и самостоятельными в познании окружающей действительности. Для этого требуется особая организация эмоциональной жизни детей с ЗПР, которая, хотя и потребует от взрослых немалых усилий, все же не так и сложна для воплощения

Благодаря проведенному эмпирическому исследованию, цель моей курсовой работы была достигнута. А именно, я изучила особенности развития личности у детей с ЗПР дошкольного возраста.

В ходе проведения эмпирического исследования я решила следующие задачи:

1. изучила научную литературу по данной теме;

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/osobennosti-formirovaniya-lichnosti-detey-s-zpr/

2. на основе анализа литературы подобрала диагностические методики, направленные на развитие личности у дошкольников с ЗПР.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/osobennosti-formirovaniya-lichnosti-detey-s-zpr/

1. Асеев В.Г. Возрастная психология. — Иркутск, 1984. — 320с.

2. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб. пособие / Л.Н. Блинова. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. — 136с.

3. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. — М.: Роспедагенство, 1994. — 68с.

4. Борякова Н.Ю. «Ступеньки развития». Москва. 1998 г.

5. Венгер Л.А. Овладение опосредственным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка // Вопросы психологии 1983 г. №2.

6.Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей // Дефектология. 1975. № 5.

7. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. 2-е изд., испр. и доп. — М., 1973. — 421с.

8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. — М.: Педагогика, 1982. — 504с.

9. Выготский Л.С. Умственно отсталый ребёнок. — М., 1956. — 290с.

10. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. — Основы коррекционной педагогики, — М., 1999 г.

11. Калмыкова З.И. Особенности генезиса продуктивного мышления у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1978 г. № 3.