В настоящее время чаще всё поднимается вопрос о том, что использовать необходимо все имеющиеся педагогические ресурсы эффективного для развития ребёнка. Современная педагогическая смотрящая, наука на образование как на воспроизведение духовного человека потенциала, располагает разнообразными сферами образовательного ребенка на воздействия. Сфера искусства рассматривается как способствующее, пространство формированию социально-эстетической активности мнению. По личности современных ученых, исследующих проблемы образования дошкольного, раскрытию внутренних качеств личности и творческого ее самореализации потенциала в наибольшей степени способствует искусств синтез.
Этот взгляд на воспитание ребенка актуальной сделал проблему образования и воспитания дошкольников театрального средствами искусства, как мощного синтетического развития средства ихтворческихспособностей .
( Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, Д.В.Менджерицкая, Л.В.Трусова, Е.Л.Артемова, . Р.И. Жуковская, Н.С.Карпинская и др.)
Искусство театра
ролевых игр
4
театрализованной деятельности
- помогают правильную модель поведения в современном повысить;
- мире общую культуру ребенка, приобщать к ценностям духовным;
- познакомить его с детской литературой, изобразительным, музыкой искусством, правилами этикета, обрядами, привить, традициями устойчивый интерес;
- совершенствовать навык игре в воплощать определенные переживания, побуждать к созданию образов новых, побуждать к мышлению.
(В. А. Сухомлинский
5
С театрализованной тесно деятельностью связано и совершенствование речи, так процессе в как работы над выразительностью реплик собственных, персонажей высказываний незаметно активизируется словарь совершенствуется, ребенка звуковая культура его речи, ее строй интонационный.
Новая роль, особенно диалог ставит, персонажей ребенка перед необходимостью ясно, понятно, четко изъясняться. У него улучшается диалогическая грамматический, ее речь строй, он начинает активно пользоваться который, словарем, в свою очередь, тоже пополняется. театрализованной в Участвуя деятельности, дети знакомятся с окружающим всем во миром его многообразии через образы, звуки, краски, а правильно поставленные вопросы заставляют их анализировать, думать, делать выводы и обобщения, способствуют умственных развитию способностей. Любовь к театру становится воспоминанием ярким детства, ощущением праздника, проведенного сверстниками со вместе, родителями и педагогами в необычном волшебном Театрализованная.мире деятельность создаёт условия для творческих развития способностей. Этот вид деятельности детей от требует: внимания, сообразительности, быстроты реакции, умения, организованности действовать, подчиняясь определённому образу, него в перевоплощаясь, живя его жизнью. Поэтому, словесным со наряду творчеством драматизация или театральная представляет, постановка самый частый и распространенный вид творчества детского . В.Г . Петрова отмечает, что, театрализованная это деятельность форма изживания впечатлений жизни, глубоко лежит в природе детей и находит свое стихийно выражение, независимо от желания взрослых. Наибольшая детской ценность театрализованной деятельности заключается в том, драматизация что непосредственно связана с игрой (Л.С.ВыготскийН.Я.поэтому ), Михайленко наиболее синкретична, т. е. содержит в себе сам элементы ых различных видов творчества. Дети сочиняют сами, импровизируют роли, инсценируют какой-готовый нибудь литературный материал.
Факторы развития лидерского потенциала современных менеджеров ...
... У компаний есть много веских бизнес-причин для развития лидерского потенциала всех сотрудников. Наличие сильного, ответственного и уполномоченного ... каждый человек в организации чувствует, что его деятельность, какой бы незначительной она ни была, жизненно ... Долгосрочные интересы организации лучше всего удовлетворяются, когда руководители позволяют подчиненным влиять на их поведение, особенно ...
6
влияние театрализованной деятельности
театрализованная деятельность
Вместе с тем на практике мы наблюдаем, развивающий что потенциал театрализованной деятельности используется Чем. недостаточно можно это объяснить?
1. Недостаток времени учебного, т.е. общая загруженность воспитателей.
2. Приобщение к носит не театру массового характера и значит, часть остается детей вне этого вида деятельности.
3. значения Недопонимание театрализованной деятельности для развития дошкольников.
4. У ребенка отсутствует опыт восприятия театрального Наблюдается. искусства бессистемность и поверхностное ознакомление с театром в саду детском и в семье, что формируется у детей доступном о представления восприятии сценического оформления произведений специальных без знаний.
7
«зрелище»
Невмешательство взрослого в игру театрализованную.
лены сами воспитатель, себе готовит атрибуты для театра.
набор Однотипный шапочек — масок, элементы костюмов переходят героев из группы в группу. Младших дошкольников привлекает это из — за возможности переодеться, а старшего дошкольника
не поскольку, удовлетворяет не соответствует его познавательным интересам, развития уровню психических процессов, возможностям самореализации в деятельности творческой. Следствием является полное отсутствие игровом в театрализации опыте детей 5 -7 лет при них у наличии интереса к этой деятельности и потребности в Возникает.
ней противоречие: с одной стороны – признание педагогической и искусствоведческой наукой значение театра в эмоциональном и развитии творческом ребенка. С другой стороны дефицит искусства театрального в жизни детей.
Преодоление этого возможно противоречия только при обеспечении синтеза деятельности театрализованной путем ознакомления детей с театром, видом с как искусства и организации театрально-игровой самих деятельности детей.
«Формирование творческих способностей детей дошкольного ...
... извне, а ведут к развитию способностей [43, c . 162]. Ф. Фребель придает большое значение формированию творческих способностей к изобразительной деятельности у ребенка. Он подчеркивает, что формирование способностей составляет одну из существенных ...
Цель исследования, Объект исследования, Предмет игра
8
Проанализировать:
2.Изучить уровень развития творческих (способностей) актерских.
3.Изучить роль игры — драматизации в актерских развитии способностей детей старшего дошкольного Провести.
4.возраста опытно — экспериментальную работу, подтверждающую игры влияние — драматизации на развитие актерских способностей старшего детей дошкольного возраста.
Методы исследования
- психолого анализ-педагогической, методической, другой научной изучение;
- литературы и обобщение педагогического опыта;
- беседа;
- изучение;
- наблюдение детских творческих работ;
- анкетирование;
- эксперимент педагогический;
- методы математической статистики.
Указанные используются методы в определенной системе, для которой возрастание характерно роли тех или иных отдельных на методов этапах исследований
База исследования
9
I Театрализованная деятельность средство как развития
творческих способностей детей дошкольного старшего возраста.
1.1. Понятие «творчество» и «творческие детей» способности, особенности развития в старшем дошкольном Анализ.
возрасте проблемы развития творческих способностей содержанием определяется, которое вкладывается в это понятие. часто Очень в обыденном сознании творческие способности способностями со отождествляются к различным видам художественной деятельности, с красиво умением рисовать, сочинять стихи, писать Что. музыку такое творческие способности на самом Очевидно
Под деятельностью
действительности внимательном рассмотрении поведения человека, деятельности его в любой области, можно выделить основных два вида деятельности:
— воспроизводящая или Такой. репродуктивная вид деятельности тесно связан с памятью нашей и его сущность заключается в том, человек что воспроизводит или повторяет уже созданные ранее и выработанные приемы поведения и действия.
- деятельность творческая, результатом которой является не воспроизведение его в бывших опыте впечатлений или действий, а новых создание образов или действий . В основе вида этого деятельности лежат творческие способности.
образом Таким, в самом общем виде определение способностей творческих выглядит следующим образом. Творческие это – способности индивидуальные особенности качества человека, определяют которые
10
успешность выполнения им творческой деятельности рода различного
Так как элемент творчества присутствовать может в любом виде человеческой деятельности, то говорить справедливо не только о художественных творческих способностях, но и о творческих технических способностях, о математических творческих способностях, и т.д.
театрально-игровой деятельности
- как творчество продуктивное (сочинение сюжетов собственных или творческая интерпретация заданного исполнительское);
- актерские способности;
- декорации (оформительское, костюмы и т.д.).
Эти направления могут психологической.
С объединяться точки зрения дошкольное детство благоприятным является периодом для развития творческих потому способностей, что в этом возрасте дети любознательны чрезвычайно, у них есть огромное желание окружающий познавать мир. Становление компетентности ребенка в сферах различных художественной деятельности, готовности к игре – осуществляется драматизации в семье, при поддержке родителей и в процессе педагогическом ДОУ. Психолого — педагогические исследования том о свидетельствуют, что старшие дошкольники сохраняют отношение положительное к игре – драматизации, она остается для интересной них. В этих играх расширяются ребенка возможности. В старшем дошкольном возрасте значительно физические вырастают возможности детей: движения становятся координированными более и пластичными, длительное время они переживать могут определенное эмоциональное состояние, готовы его анализировать, выражать.Дети 7–го года жизни способностью отличаются устанавливать причинно–следственные связи событиями между и явлениями, понимать причины поведения и героев поступков литературных произведений деятельность детей по проведению и подготовке
Воспитание детей в игре
... появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она ... в наибольшей степени способствуют сюжетно-ролевые, творческие игры. 2. Творческая игра в педагогическом процессе детского сада Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок ...
11
театрализованных представлений приобретает более коллективный и самостоятельный характер, самостоятельно выбирать литературную спектакля основу, иногда сами сочиняют коллективный комбинируя, сценарий различные сюжеты, распределяют обязанности, атрибуты готовят декорации.
К 5 –ти годам дети способны к перевоплощению полному, сознательному поиску сценических средств для выразительности передачи настроения, характера, состояния умеют, персонажа находить связи между словом и
жестом, действием и интонацией, самостоятельно додумывают и входят в придают, роль ей индивидуальные черты. Ведущую роль играть начинают личные ощущения, эмоции, переживания. У возникает ребенка желание поруководить спектаклем, быть Основная. режиссером задача педагога — активизировать и развивать особенности индивидуальные и возможности каждого ребенка.
12
1.2 Формы театрализованной организации деятельности. Творческие игры дошкольников.
детской Эффективность театрализованной деятельности и создание оригинальных образов сценических обусловлены степенью готовности дошкольника к Готовность .
ним к театрализованной деятельности ребенка определяется система как знаний и умений, обеспечивающих возможность деятельности совместной по созданию спектакля и комфортность ребенка на этапах ее всех. Эта система включает : знания об театра искусстве и эмоционально-положительное отношение к нему; позволяющие, умения дошкольнику создать образ в соответствии со задачей сценической; умение строить сценический образ лиц действующих; практические умения по осуществлению собственной деятельности сценической, педагогическое сопровождение строить с учетом нарастания постепенного самостоятельности и творчества ребенка; реализации игровых детьми замыслов.(С.А.Козлова, Т.А. Куликова)
Содержание театрализованной по занятий деятельности включает в себя:
- просмотр спектаклей кукольных и беседы по ним;
- подготовку и разыгрывание сказок разнообразных и инсценировок;
- упражнения по формированию выразительности вербальной (исполнения и невербальной);
- отдельные упражнения по этике;
- целях в упражнения социально-эмоционального развития детей;
- драматизации-игры.
Огромную роль в организации театрализованной играет деятельности воспитатель, умело направляющий данный Необходимо. процесс, чтобы воспитатель не только выразительно или читал рассказывал что-либо, умел видеть и смотреть, слушать и слышать, но и был готов к превращению
Проведение подвижных игр с детьми дошкольного возраста
... Подвижная игра с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра ... происходит прежде всего в игре». Подчеркивая важность игр для всестороннего развития дошкольников, Н. К. Крупская отмечала, что для ребенка игра — это учение, ...
13
«любому», то есть владел основами актерского также, а мастерства
основами режиссерских умений. Именно ведет это к повышению его творческого потенциала и совершенствовать помогает театрализованную деятельность детей. Педагог строго должен следить за тем, чтобы своей активностью актерской и раскованностью не подавить робкого ребенка, не его превратить только в зрителя. Нельзя допускать, дети чтобы боялись выйти «на сцену», боялись Недопустимо. ошибиться деление на «артистов» и «зрителей», то есть на выступающих постоянно и постоянно остающихся смотреть, как «другие» играют.
комплекса занятий
- развитие способностей творческих и творческой самостоятельности
дошкольника;
- воспитание различным к интереса видам творческой деятельности;
- овладение умениями импровизационными;
- развитие всех компонентов, функций и речевой форм деятельности
- совершенствование познавательных процессов.
игры Творческие как вид театрализованной деятельности.
творческих Классификация игр.
Игра – наиболее доступный интересный, ребенку способ переработки, выражения эмоций, Запорожец (А.В.впечатлений, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин и др.).
Театрализованная эффективное – игра средство социализации дошкольника в процессе нравственного им осмысления подтекста литературного произведения, благоприятное для условие развития чувства партнерства, освоения позитивного способов взаимодействия. В театрализованной игре дети чувствами с знакомятся, настроениями героев, осваивают способы выражения эмоционального, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим через миром
14
образы, краски, звуки, которые развитию способсвуют психических процессов, качеств и свойств воображения – личности, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости. смеются Малыши, когда смеются персонажи, грустят, вместе огорчаются с ними, могут плакать над любимого неудачами героя, всегда прийти к нему на Большинство.
игры театрализованные наиболее близки к искусству
часто творческими их «называют
Д.Б.Эльконин., Е.Л.Трусова
1. роль (определяющий игровые)
2. компонент действия
3. игровое употребление предметов
4. отношения реальные.
В театрализованных играх игровое действие и предмет игровой, костюм или кукла, имеют значение большее, так как облегчают принятие роли ребенком, определяющей выбор игровых действий. особенностями Характерными театрализованной игры являются литературная фольклорная или основа содержания и наличие зрителей (Л.В.Ворошина, Л.В.Артемова, Л.С.Фурмина и др.).
В театрализованной игре образ его, героя основные черты, действия, переживания содержанием определены произведения. Творчество ребенка проявляется в изображении правдивом персонажа. Для этого надо каков, понять персонаж, почему так поступает, себе представить его состояние, чувства, уметь оценивать и анализировать поступки. Это во многом зависит от ребенка опыта: чем разнообразнее его впечатления об жизни окружающей,
Предметные игры детей раннего возраста
... данном случае речь, конечно, пойдет не об этом. В раннем детском возрасте преобладает предметное общение. Развитие предметной деятельности ребенка связано с овладением теми способами обращения с предметами, которые ... быть, как взрослые, может найти наиболее полное разрешение только в форме игры (лишь в игре ребенок может сходить в магазин, сварить обед, полететь на ракете в космос ...
15
тем богаче воображение, чувства, мыслить способность. Поэтому очень
важно с самого возраста раннего приобщать ребёнка к музыке, театру. детей Увлечь искусством, научить их понимать прекрасное – миссия главная воспитателя, музыкального руководителя. Именно театр (искусство) пробуждает в ребёнке способность размышлять о себе, о мире, об
(Д.В. Театрализованные).
- Б.М.нему
от игры к искусству драматическому, но в зачаточной форме. При разыгрывании деятельности в спектакля детей и настоящих артистов много Детей. общего также волнуют впечатления, реакция они, зрителей думают о воздействии на людей, их заботит как (результат изобразили).
В активном стремлении к творческому заключается исполнению воспитательное значение театрализованных игр (С.А.Куликова, Т.А.Козлова).
В отличие от театральной постановки театрализованная требует не игра обязательного присутствия зрителя, участия актеров профессиональных, в ней иногда достаточно внешнего Привлекая. подражания внимание родителей к этим играм, успехи подчеркивая ребенка, можно способствовать возрождению традиции семейной устройства домашнего театра. Репетиции, костюмов изготовление, декораций, билетов-приглашений для сплачивают
16
(С.А.Козлова, Т.А Куликова).
Театрализованные дают игры большой простор для творческих ребёнка проявлений. Они развивают творческую самостоятельность побуждают, детей к импровизации в составлении небольших рассказов и поддерживают, сказок стремление детей самостоятельно искать средства выразительные для
создания образа, используя позу, движения, мимику, разную интонацию и жест. или Драматизация театральная постановка представляет самый распространенный и частый вид детского творчества.Это двумя объясняется основными моментами: во- первых, драма, действии на основанная, совершаемом самим ребенком, наиболее действенно, близко и непосредственно связывает художественное творчество с переживанием личным, во — вторых очень тесно связана с Творческие. игрой
способности проявляются в том, что объединяют дошкольники в игре разные
события, вводят недавние, новые, которые произвели на них впечатления, включают иногда в изображение реальной жизни эпизоды из создают, т. е. сказок игровую ситуацию.В театрализованной деятельности даются не действия в готовом виде. Литературное произведение подсказывает лишь эти действия, но их еще надо помощью с воссоздать движений, жестов, мимики.Ребенок выбирает сам выразительные средства, перенимает их от старших. В игрового создании образа особенно велика роль Оно. слова помогает ребенку выявить свои чувства и мысли, понять переживания партнеров.
эмоциональной сюжета выразительности (Л.В.Артемова, Е.Л.Трусова).
Л.В.Артемова
17
режиссерскойигре
спектакля. При этом накапливается общения опыт, согласования замыслов и сюжетных действий. Л.В.предлагает Артемова классификацию режиссерских игр в соответствии с театров разнообразием (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, теневой, марионеток, на фланелеграфе и др.
Особенности использование волшебной сказки как средства формирования ...
... особенности использования волшебной сказки как средства нравственного воспитания дошкольников в дошкольных образовательных организациях; осуществляется целенаправленная работа по формированию нравственных представлений у детей дошкольного возраста средствами волшебной сказки; в ... деятельности подняться до самосознательной личности »3 . Нравственное воспитание, по Ушинскому, должно развивать в ребенке ...
18
1.3.Игра- драматизация как развития средство актерских способностей детей. Содержание развитию по работы актерских способностей детей средствами драматизации – игры
В играх — драматизациях
театрализациями.
Виды драматизации, Л.В.Артемова, Игры-пальчиками с драматизации
- комнате-драматизации с куклами бибабо
19
Таких. водящий кукол можно изготовить самостоятельно, старые используя игрушки.
- Импровизация.
драматизации-игры относят к творческим,
деятельности игры – драматизации возможен, если имеет:
1. ребенок опыт восприятия литературных произведений, их осмысливания и переживания;
2. имеет опыт взаимодействия с театральным знает (искусством, что такое театр, что спектакль такое и как он рождается, имеет опыт переживания и восприятия театрализованного действия, владеет специфическим театрального языком искусства);
3. включается в игровую деятельность своим соответственно способностям и возможностям (ребенок –«режиссер», актер –
4. «ребенок», ребенок-«зритель», ребенок –«оформитель»-«спектакля» декоратор.
20
Ребенок- “режиссер”
актер – «Ребенок»
Ребенок – «декоратор»
впечатления на владеет. Он бумаге художественно – изобразительными умениями, чувствует форму, цвет в передаче образа литературных героев, произведения замысла в целом, готов к художественному оформлению
через спектакля создания соответствующих декораций, костюмов, атрибутов игровых и реквизита.
Ребенок – «зритель»
способностями, ему легче «игре в участвовать» со стороны. Он наблюдателен, обладает устойчивым творчески, вниманием сопереживает
21
игре – драматизации, любит спектакль анализировать, процесс исполнения ролей детьми и сюжетной развертывание линии, обсуждать его и свои передает, впечатления их через доступные ему средства рисунок.(выразительности, слово, игру).
Театрализованную игру (игру особенно-драматизацию) характеризует перенос акцента с игры процесса на ее результат, интересный не только участникам, но и можно. Ее зрителям рассматривать как разновидность художественной значит, а деятельности, развитие театрализованной деятельности целесообразно контексте в осуществлять художественной деятельности.
Систему работы
- восприятие художественное литературных и фольклорных произведений;
- освоение умений специальных для становления основных («актер», «дополнительных») и режиссер позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);
- творческая самостоятельная деятельность.
Е.А.подражания
2. «Погружение в при» сказку помощи «волшебных вещей» из сказки.
воображаемой Создание ситуации. Например, посмотреть на вещи,
22
группе в стоящие, используя «волшебный ритуал» (зажмурить вдохнуть, глазки, с выдохом открыть глазки и осмотреться) волшебные «или очки». Затем привлечь внимание какой к детей-либо вещи: скамейка («Не с нее ли яичко? упало»), миска («Может в этой миске Колобок? испекли») и т.д. Затем детей спрашивают, узнали ли какой из они сказки эти вещи.
«Использование игры как средства развития ребенка»
... Игра — естественная, важнейшая его деятельность, удовлетворяющая стремление к движению, действию, к переосмысливанию впечатлений окружающей жизни. Игра – средство всестороннего развития ребенка. А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка… Каков ребенок в игре, ...
2. Чтение и анализ совместный сказок
различными с героев чертами характера и идентификация себя с персонажей из одним. Для этого во время драматизации могут дети смотреться в «специальное» зеркало, которое видеть позволяет себя в различные моменты театрализованной успехом и с игры используется при проигрывании перед различных ним эмоциональных состояний.
3. Проигрывание отрывков из передающих, сказки различные черты
4. Режиссерская игра
5. Рисование, раскрашивание
6. событий, настольно-печатные и подвижные игры
необходимо Если ввести проблемные игровые ситуации, то игры театрализованные могут проводиться в двух вариантах: с сюжета изменением, сохранив образы произведения или с героев заменой, сохранив содержание сказки.