История современной Франции неразрывно связана с именем Шарля де Голля — выдающегося военного, политического и государственного деятеля. Его влияние на ход общественно-политического развития Франции и всей Европы в целом настолько велико, что не поддается сравнению. Шарль де Голль внес большой вклад в историю французского государства и международных отношений в ХХ веке. Этим объясняется актуальность темы данной курсовой работы.
О президенте V Республики начали писать еще при жизни. В России первая биография де Голля была опубликована Верой Ивановной Антюхиной-Москвиченко. В последние два десятилетия объем корпуса данных, посвященных Шарлю де Голлю, резко увеличился.
При написании данной работы использовался комплекс источников, в частности произведения непосредственно самого Шарля де Голля, где президент описывает и анализирует свою деятельность, и литературы. Литературу можно разделить на следующие группы: справочно-энциклопедическая, учебная литература, периодические издания, монографии. Из монографии можно выделить книгу Марины Арзаканян «Де Голль». Эта книга является наиболее полной биографией Шарля де Голля, где описаны все подробности его жизни, учебы, участия в Первой и Второй мировых войнах и политическая деятельность.
Цель настоящей работы — выявить особенность политического курса Шарля де Голля.
В соответствии ставятся следующие задачи:
- рассмотреть категориально-понятийный аппарат по теме курсовой работы;
- охарактеризовать условия формирования Шарля де Голля как политика;
- проанализировать внутреннюю политику Франции;
- определить положение Франции в системе международных отношений.
Для изучения данной темы использовались методы системного анализа, систематизации, сравнительного анализа. При помощи указанных методов весь рассмотренный материал по теме курсовой работы был систематизирован и проанализирован, были выявлены особенности внутренней и внешней политики Франции во время правления Шарля де Голля.
Представленная курсовая работа состоит из двух глав. Первая глава является теоритической частью, в которой раскрыты основные понятия политики и дан краткий обзор биографии генерала де Голля. Вторая глава представляет собой практическую часть. Она посвящена деятельности Шарля де Голля в политической сфере.
Глава 1. Личность в контексте политической активности
1.1 Политика: определение и подходы
В рамках темы данной курсовой работы будут рассмотрены основные направления внутренней и внешней политики Франции во время правления Шарля де Голля. Для того чтобы лучше ориентироваться в этой теме, следует охарактеризовать основные понятия политической науки.
Социальная работа с аутистами курсовая
... со всем богатством своих связей и опосредований, имеющих отношение к разрешению данной проблемы [31, с. 35]. Социальная работа – это разновидность человеческой деятельности, цель которой оптимизировать осуществление субъективной роли ... За последние десятилетия количество аутистов среди детей выросло более чем в десять раз. Однако стоит отметить, что ...
Существует множество определений понятия «политика». С точки зрения антропологии, политика — это форма цивилизованного общения людей на основе права, способ коллективного существования человека. С системной точки зрения политика является относительно самостоятельной системой, сложным социальным организмом, целостностью, ограниченной от окружающей среды и находящейся с ней в непрерывном взаимодействии. 1
В целом, данному явлению можно дать следующее определение: политика — это деятельность индивидов и социальных групп, связанная с отношениями по поводу завоевания, удержания и использования власти с целью реализации своих интересов. В зависимости от масштабов и уровня осуществления политики выделяют внешнюю и внутреннюю политику. 2
Внутренняя политика — это совокупность направлений деятельности государства, его структур и институтов по организационному, конкретно- содержательному выражению интересов народа с целью создания условий для нормальной человеческой жизни; сохранению или реформированию существующего общественного и государственного строя.
Внешняя политика — это политика, регулирующая межгосударственные и международные отношения на основе международного права, межгосударственных договоров и соглашений.
В контексте политической деятельности действует ряд субъектов. Субъекты политики — это индивиды, социальные группы, слои, организации, прямо или косвенно участвующие в процессе реализации политической власти или влияния на нее. Субъектами политики могут быть: а) социальные общности (классы, нации); б) различные организации и объединения (государства, партии, движения и т. д.); в) политические элиты (привилегированные группы, занимающие руководящие позиции во властных структурах); г) отдельные личности. 2 Субъекты постоянно взаимодействуют между собой. Процесс взаимодействия политических субъектов называют политическими процессами, механизм которых строится на взаимодействии общественных институтов и социальных групп. Для каждой политической системы характерен свой тип политического процесса. Их всего три вида: демократический, тоталитарный и авторитарный.3 На мой взгляд, президентство Шарля де Голля в период Пятой республики можно обозначить как авторитарный режим правления.
Авторитаризм — это разновидность политического режима, основанного на принципе централизации власти, при котором власть единоличного правителя или правящей элиты не ограничивается правом, представительными органами власти и системой разделения властей. 4
Для авторитарного режима правления характерно зарождение культа личности. Культ личности — это крайнее возвеличение, а подчас и обожествление человека, занимающее, как правило, высшее положение в иерархии политической или религиозной власти; максимально завышенная оценка его функций и роли.
Рассмотренные в этом параграфе политические термины помогут лучше сориентироваться в материале, касающимся политической системы Франции.
Политическая этика
... сообщества, в совокупности составляют политическую этику. Впервые в четко сформулированной форме проблему соотношения этики и политики поставил Н. Макиавелли. Он разработал особое политическое искусство создания твердой ... работы является всестороннее изучение, обобщение и анализ теоретической базы на тему реферата, имеющейся в научной литературе, средствах массовой информации и других источниках. ...
1.2 Формирование Шарля де Голля как политического деятеля
Шарль де Голль — известная политическая фигура, человек, добившийся успеха в разных сферах деятельности: военной, социальной и политической. В рамках данной курсовой работы основное внимание уделяется политической деятельности де Голля. Но прежде чем приступить к рассмотрению главного вопроса курсовой, следует обратиться к истокам формирования Шарля де Голля как политика.
Биографию де Голля условно можно разделить на три этапа:
1) 1890 — 1940 гг. — воспитание Шарля в семье, получение образования, участие в Первой мировой войне.
2) 1940 — 1958 гг. — участие Шарля де Голля во Второй мировой войне и начало его политической карьеры.
3) 1958 — 1970 гг. — Шарль де Голль — президент V Республики.
При рассмотрении основных этапов жизни Шарля де Голля особое внимание будет уделено тому, как де Голль пришел в политику.
Де Голль родился в 1890 году в Лилле. У его родителей, Жанны и Анри де Голля, дворянина и верующего католика, было всего пятеро детей. Детские годы Шарля проходили в большой квартире недалеко от улицы Вожирар на левом берегу Сены. Мать и отец придавали большое значение патриотическому воспитанию детей, их с самого раннего возраста приучали к дисциплине. Во время детских игр Шарль уже воображал себя полководцем и всегда играл только за французов. 1 Почему именно за французов, легко догадаться. В семье царил дух патриотизма и любовь к Франции, что в дальнейшем оказало влияние на судьбу де Голля и на выбор карьеры военного.
В 1896 году Шарль поступает в начальную школу Святого Фомы Аквинского, в 1900 — в иезуитский коллеж Непорочного зачатия. Гордый и строптивый, Шарль был в то же время романтично настроенным юношей, умеющим восхищаться и глубоко мыслить о будущем своей родины. 1 Большое внимание в коллеже уделяется религиозным дисциплинам, воспитанию и античному наследию. Серьезнейшим образом иезуитами было поставлено преподавание французского языка и литературы, истории, географии, математики, немецкого языка. Маленький де Голль сразу полюбил историю, особенно его интересовало прошлое родной страны. Настоящей страстью Шарля в отрочестве становится поэзия. Пока никого нет дома, он читает, думает, пишет, и не только стихи. В 14 лет Шарль сочиняет небольшую повесть «Немецкая кампания», где он представляет себя командующим французскими войсками, сражающимися против Германии.2
Шарль де Голль рос настоящим патриотом, интересующимся прошлым своей страны и думающим о её будущем. Неудивительно, что, когда пришло время выбирать себе профессию, Шарль де Голль решил стать военным.
В конце лета 1907 года Шарль вместе с братом Жаком уезжает в небольшой бельгийский городок Антуан, где поступает в иезуитский коллеж Сакре-Кёр. Следующим летом семнадцатилетний Шарль совершает вместе с отцами-иезуитами свою первую заграничную поездку — в Германию и Швейцарию. В начале осени он в хорошем настроении возвращается в Париж и твердо решает поступать в военное училище Сен-Сир, так как считает, что «армия занимает очень большое место в жизни народов». 3
Осенью 1909 года восемнадцатилетний Шарль де Голль успешно сдает экзамены и становится курсантом военного училища. Первый важный шаг на пути достижения великой цели, стать военным, сделан. По существующему порядку перед учебой все зачисленные сначала должны провести год в любом роде войск действующей армии, где они обучались военному делу и приучались к строгому распорядку и дисциплине. Шарль выбирает пехоту и отправляется в город Аррас.
Введение. Военная педагогика
... воспитания, обучения, развития и психологической подготовки курсантов (слушателей) военно-учебных заведений, чем в значительной степени и занимается военная педагогика. Военная педагогика исследует психологию личности различных категорий военнослужащих, воинских коллективов, ...
В октябре 1910 года молодой де Голль в звании капрала переступает порог знаменитого военного училища, учебу в котором он блестяще завершил в 1912 году и выпустился в звании младшего лейтенанта с прекрасной аттестацией. Во время учебы в Сен-Сире де Голль держался независимо, но был всегда отзывчив и дружелюбен. Он отличался прямой осанкой, высоким ростом. Воспитанники старались следовать девизу Сен-Сира — «Учиться побеждать!». В училище был принят следующий распорядок дня: подъем в пять тридцать, в шесть уже завтрак, с семи до девяти проходили занятия физической подготовки — гимнастика, фехтование, верховая езда. Затем до полудня воспитанники были на уроках по праву, истории, географии, французской литературе. Послеобеденное время отдавалось исключительно военному делу. Такой распорядок дня требовал от воспитанников собранности, дисциплинированности, большой самоотдачи. Шарль де Голль сразу показал себя человеком, которому не страшны никакие трудности. Преподаватели училища высоко оценили де Голля:
«Поведение — безупречное
Способности — яркие
Характер — прямой
Усердие — большое»
По выпуску из училища Шарль де Голль стал офицером и поступил под командование полковника Филиппа Петэна. Осенью 1913 года де Голль становится лейтенантом и продолжает службу в Аррасе. В августе 1914 года началась Первая мировая война. Шарль де Голль прошел все суровые будни этой войны. В 1916 году на Западном фронте развернулась крупнейшая битва в районе города Верден. Полк, в котором служил де Голль и был командиром батальона, сразу же перешел в наступление. Батальон был почти полностью уничтожен, а де Голль получил тяжелое ранение, от чего потерял сознание, и его сочли мертвым. На самом деле, Шарль де Голль остался в живых. Он попал в плен, из которого пытался бежать пять раз, и все попытки заканчивались неудачей. Освободился де Голль только в 1918 году после подписания перемирия с Германией. Легко представить, какого было душевное состояние Шарля де Голля. Проиграть сражение, попасть в плен и не суметь сбежать оттуда — это было унизительно и неприемлемо.
После такого поражения трудно оправиться. Поэтому де Голль подумывал о том, чтобы навсегда распрощаться с карьерой военного. Однако по своей натуре де Голль был амбициозным и целеустремленным человеком, он не привык отступать от намеченной цели. Да и родные убеждали Шарля, что он должен продолжить военную карьеру. Поэтому он не ушел из армии. В начале 1919 года он был отправлен на стажировку в военную школу Сен-Мексикан, где он проходит службу.
Вскоре Шарль де Голль женился на дочери промышленника Ивонне, с которой его познакомила подруга его матери. Медовый месяц с молодой женой он провел в Италии. В 1921 году Ивонна родила мальчика. После рождения ребенка де Голль решил временно сменить род деятельности и устроился в Сен-Сир преподавателем истории и одновременно проходил стажировку в разных войсках. История привлекала будущего президента с детства, кроме того, его отец был историком, однако, полностью расстаться с военной карьерой он не мог.
Особенности социально-экономического развития современной Франции
... следует отметить «Франция в XX веке» В.П. Смирнова. В работе представлена многомерная картина развития французского общества в прошлом веке. Подробно раскрыта эволюция социально-экономических отношений, внутренней и ... и, – по его представлению, – других членов правительства, осуществляет назначения на все военные и гражданские должности, подписывает и публикует законы. Кроме того, он имеет право ...
В ноябре 1922 года Шарль де Голль стал слушателем Высшей военной школы. Его целью было добиться значительных успехов в военной деятельности, и он постепенно, пошагово двигался к ней. 1
В сентябре 1924 года де Голль получает назначение в генеральный штаб французской армии в Рейнской области и выезжает в Майнц. Повышение он получает только в 1927 году. Во время прохождения военной службы Шарль не прекращает писать. Он сочиняет статьи военной тематики для периодических изданий и наблюдает за обстановкой на Рейне. Меж тем Франция вскоре расформировала все полки, оккупировавшие Рейн, и де Голль был отправлен в Ливан. 2
В 1931 году Шарль де Голль вернулся в Париж и был назначен секретарем Высшего совета национальной обороны. В 1933 де Голль получил чин подполковника. С этого момента начинается новый этап его военной карьеры. Ему дали задание разработать текст закона об организации государственных служб в мирное и военное время. Можно выделить несколько причин, почему это задание было поручено именно де Голлю. Во-первых, он хорошо себя зарекомендовал как военный. Во-вторых, де Голль принимал участие не в одной войне, имел огромный опыт организационной и военной деятельности. За дело Шарль де Голль принялся самым серьезным образом.
При разработке этого закона Шарль де Голль выступил против оборонительной стратегии, обусловив это тем, что она может привести к непоправимым последствиям. Он написал статьи «Создадим профессиональную армию» и «Как создать профессиональную армию». В 1934 году вышел главный его труд — книга «За профессиональную армию», в которой де Голль заявляет о необходимости создания профессиональной армии, способной противостоять любым атакам противника. Выход в свет этой книги не оправдал надежд де Голля, зато на нее обратили внимание в Германии. Подполковник выдвинул собственную военную доктрину, но она не нашла отклика среди высших военных чинов. Тогда де Голль понял, что для проведения в жизнь своих идей необходимо заручиться поддержкой влиятельных политиков.
В конце 1934 года друг де Голля Жан Обюртен познакомил его с правым политическим деятелем Полем Рейно. Поль Рейно проникся идеей де Голля о создании механизированных частей армии и решил содействовать её осуществлению.
Создав новый кабинет, Поль Рейно назначает де Голля заместителем военного министра. Одно из самых важных заданий Шарля де Голля состояло в том, чтобы встретиться с премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем и добиться от него военной помощи. Это задание де Голль с успехом выполняет. 1
Во время Второй мировой войны полковник не оставляет военную деятельность. Де Голль был назначен командующим танковыми войсками 5-й армии. Его дивизия ценой невероятных усилий сумела остановить противника под Альзасом.
За этот период де Голль не только далеко продвинулся по карьерной лестнице военного, но также сумел попасть в политическую элиту, он принимает участие в управлении и организации военных сил страны. В этом ему помогли следующие качества: целеустремленность, амбициозность, трудолюбие, связи.
Формирование де Голля как политика началось с воспитания в семье. Родители рано привили Шарлю любовь к Франции и воспитывали его в духе патриотизма, что сказалось на проявлении у де Голля интереса к судьбе своей страны. Поэтому не удивительно, что любимым предметом Шарля де Голля была история, которая позволяла ему не только узнавать прошлое Франции, но и размышлять о ее будущем.
Социальное обеспечение во Франции
... на расходы по социальному обеспечению во Франции. Несмотря на то, что социальное обеспечение имеет в своей основе идею страхования, система социального обеспечения – это не система социального страхования в чистом виде, ... такой: 50 % / 2 + 10 * 1½ = 40 %. Страхование В настоящее время общий возраст выхода на пенсию во Франции составляет 62 года для мужчин и женщин. Повышение пенсионного возраста, ...
Окончательное формирование личностных качеств будущего политика произошло в процессе получения военного образования и развития карьеры в данной сфере. Строгий режим дня, который присутствовал в военном училище, приучил де Голля к дисциплине и научил разумно организовывать свою деятельность. Постоянное нахождение в коллективе способствовало развитию у будущего политика коммуникативных навыков. Участие в военных действиях, в том числе опыт нахождения в плену, закалили характер, научили бороться с трудностями и лишениями и не отступать от намеченной цели.
Заняв управленческую должность, де Голль проявляет себя в качестве реформатора армии. Проанализировав слабые стороны французской военной структуры, он предлагает проекты ее модернизации. Однако, не получив поддержки со стороны правительства, де Голль ставит цель стать политическим деятелем для реализации своих идей. Главным стремлением де Голля становится стабилизация внутренней системы государства и повышения роли страны на международной арене.
Глава 2. Концепция политической деятельности Шарля де Голля
2.1 Внутренняя политика де Голля
авторитарный правление политика голль
Политическая деятельность Шарля де Голля распространялась на внутреннюю и внешнюю политику Франции. В данном параграфе представлено развитие внутренней политики Пятой республики.
Основное внимание де Голль уделял разработке новой Конституции Франции. По Конституции IV республики президент, избиравшийся парламентом сроком на семь лет, имел ограниченную сферу компетенции, он скорее был облечен видимостью власти, поскольку мог оказывать влияние на принятие законов лишь в отдельных случаях. В целом же вся власть закреплялась за парламентом. Де Голль стремился полностью изменить установленный порядок. Он поручил составление проекта группе высокопоставленных чиновников — членов Государственного совета во главе с Дебре. Государственный совет начал свою работу 12 июня. Разрабатываемый проект по частям обсуждался Правительственным комитетом во главе с самим генералом де Голлем. Конституционный консультативный комитет заседал около полумесяца. К концу июля проект Конституции был составлен.
28 сентября 1958 года во Франции состоялся третий после освобождения референдум по конституционным вопросам. В октябре того же года вступила в силу новая конституция Франции, установившая новый политический порядок в стране.
Согласно данному документу полномочия президента были значительно расширены. Он получил право:
- назначать премьер-министра и отдельных министров;
- возвращать принятые Парламентом законопроекты на повторное обсуждение;
- передавать на референдум по предложению правительства или обеих палат любой законопроект, касающийся организации государственной власти или одобрения международных соглашений, способных затронуть деятельность государственных институтов;
- распускать Национальное собрание и назначать новые выборы. 1
Законодательная власть принадлежала парламенту, состоящему из двух палат. Первая палата — Национальное собрание — избиралось прямым всеобщим голосованием сроком на пять лет. Оно принимает законы, определяющие осуществление гражданских прав, судоустройство, налоговую систему, порядок выборов, статус государственных служащих и национализацию. В таких важнейших областях, как оборона, организация и доходы органов местного самоуправления, образование, трудовое право, статус профсоюзов Национальному собранию надлежит определять лишь «общие принципы». Все остальные вопросы решаются правительством и администрацией в порядке осуществления распорядительной власти. Вторая палата, обладающая правом «задерживающего вето» — Сенат, избиралась косвенным голосованием, обновляясь каждые три года на одну треть. Национальное собрание, как и Сенат, не могло ни контролировать, ни сместить президента. Оно могло добиться только отставки правительства. 2 Статья 16 Конституции 1958 года давала право президенту республики в чрезвычайных обстоятельствах брать всю полноту власти в свои руки.3
Современная система дошкольного образования Франции
... людей с особенностями развития. § 4. Основной тип дошкольного образовательного учреждения во Франции. Виды и типы ДОУ Во Франции, как и в большинстве стран, считается, что прежде ... социальными навыками, как все дети после окончания эколь мартенель.1 На ступени дошкольного воспитания образовательные цели заключаются в развитии физических, социальных, поведенческих и интеллектуальных навыков, ...
Шарль де Голль разработал проект новой Конституции таким образом, что практически вся власть находилась в руках президента, и ни одна из выборных палат не могла повлиять на принятие того или иного решения. То есть фактически Конституция юридически оформляла режим личной власти президента.
Считая, что новая Конституция приведет к опасному усилению исполнительной власти и поставит под угрозу демократические свободы, Коммунистическая партия призвала голосовать против нее. Проект Конституции критиковала также часть социалистов, левых радикалов и близких к ним групп, лидерами которых являлись Пьер Мендес-Франс и Франсуа Митерран. Однако все остальные политические партии, включая официальное руководство Социалистической партии, одобрили правительственный законопроект. Во время референдума за проект Конституции проголосовало 79% избирателей. Его поддержали не только правые, но и многие левые избиратели, разочаровавшиеся в политической системе и практической деятельности Четвертой республики. От трети до половины избирателей, поддержавших проект Конституции, считали, что в случае его отклонения и отставки де Голля во Франции вспыхнет гражданская война.
Большое значение имел личный авторитет де Голля. Многие французы, помнившие его роль в движении Сопротивления и его борьбу против «европейской армии», полагали, что лишь де Голль может достойно защитить национальные интересы и добиться мира в Алжире.
Таким образом, де Голля поддержала широкая коалиция различных классовых сил, участники которой нередко руководствовались противоположными целями. Принятие конституции юридически оформило создание Пятой республики. В декабре 1958 года де Голль был избран президентом Франции.
Важное место в рамках внутренней политики президент уделял повышению экономической эффективности французской промышленности и ее модернизации. Особое значение он придавал государственным планам, выполнение которых называл «пламенным долгом» французов. План состоял из трех элементов, тесно связанных между собой. Первый элемент — это реальное прекращение инфляции. Лечение от инфляции заключалось первоначально в сокращении государственных расходов при одновременном увеличении поступлений, с целью прекращения растрат национального дохода и увеличения накоплений. В связи с этим предлагалось ограничить заработную плату и жалование в государственном секторе «неизменяемой» четырехпроцентной надбавкой; сократить государственные субсидии на покрытие дефицита национализированных предприятий и системы социального страхования, сократить субсидии производителям продуктов питания, и в то же время повысить налоги на акционерные общества и на лиц с крупным доходом. Вторая серия мер относилась к валюте. Цель была в утверждении франка «на прочной основе» и повышение конкурентоспособности национальных товаров на общем рынке. Третий комплекс мер был направлен на либерализацию внешнеторгового обмена. 1
Предпринимательство во Франции
... в разнообразные государственные фонды, отстаивает права бизнесменов перед правительством. Частное предпринимательство во Франции К формам частного бизнеса относятся индивидуальные предприниматели и единоличные общества ... предприниматели имеют скидки на выплаты в социальные фонды и получают единовременное пособие. Если открыть собственный бизнес во Франции решает безработный, то система бонусов еще ...
Целая система государственных кредитов, субсидий и других финансово-экономических мер, намеченных в Третьем (1958-1961) и Четвертом (1961-1965) планах экономического и социального развития, способствовала ускоренному развитию ведущих отраслей промышленности, таких как наука и техника. Политика де Голля предусматривала превращение Франции в процветающую индустриальную державу. 2
В 1958 году была проведена пятнадцатая (с 1926г.) девальвация франка, которая стимулировала французский экспорт. С 1 января 1960г. правительство ввело новую денежную единицу — «тяжелый» франк, стоимость которого в сто раз превышала стоимость старого, «легкого» франка. Твердость франка была провозглашена не только во Франции, но и признана заграницей. Франк стал обратимым и мог обмениваться на любые твердые валюты. Помимо этого, были выпущены новые монеты и банкноты (один новый франк за сто старых).
1
В 1959 и 1961 годах были изданы ордонансы о «заинтересованности» рабочих в результатах работы предприятия. Предпринимателям рекомендовалось выделять небольшую часть прибыли для поощрения рабочих (в форме дополнительных премий или особых «рабочих акций»).
Однако большинство предпринимателей отвергло это предложение.
Большое внимание со стороны правительства было уделено развитию культуры. Бюджет министерства культуры, которое возглавил известный писатель, участник сопротивления А. Мальро, увеличивался в 3 раза быстрее, чем бюджеты других министерств. Мальро развернул широкую кампанию по охране и распространению культурного наследия: строительству музеев, библиотек, домов молодежи и культуры. Началась реставрация исторических памятников. Шедевры французской архитектуры — Лувр, собор Парижской Богоматери, Дворец Правосудия, Пантеон, Триумфальная арка — вновь обрели свой первозданный белый цвет.
Французский кинематограф переживал расцвет. Мировое признание завоевали французские режиссеры «новой волны» — Франсуа Трюффо, Клод Шаброль и другие. Они обновили тематику и стилистику кино, отказались от пышных коммерческих фильмов, обратились к повседневной жизни людей, особенно молодежи, критиковали современное общество и традиционные общественные ценности.
Проанализировав основные действия правительства во главе с де Голлем в области внутренней политики, можно выделить следующие приоритеты его концепций в данной сфере:
Дошкольное воспитание и начальная школа во Франции
С 1826 г. во Франции начали открываться детские сады английского образца, первый – в Париже для детей бедняков 2-6 лет; помимо религиозного воспитания с детьми занимались чтением, рисованием, пением, ... первый класс, второй класс). Класс образуется примерно из 25 человек одного возраста. Во Франции в начальной школе преобладает традиционный метод заучивания наизусть. Иностранные языки до недавнего ...
- нормализацию внутренней ситуации во Франции, усиление политической роли президента,
- сосредоточение в руках президента всей полноты власти,
- повышение конкурентоспособности экономики,
- модернизацию социальной политики и развитие культуры.
Комплекс этих мер позволил стабилизировать положение Французской республики после Второй мировой войны.
2.2 Внешнеполитический курс де Голля
Основное внимание Шарля де Голля было отдано области внешней политики. В данной сфере можно выделить ряд направлений: колониальное (алжирское), североамериканское (отношения с США, Великобританией), европейское (отношения с ФРГ, странами ЕОУС), франко-советское направление.
Опасное положение, требовавшее немедленного вмешательства правительства, сложилось в Алжире. Президент был сторонником независимости колонии. Он был убежден, что по иному пути Франция следовать не могла, и считал бессмысленным удерживать Алжир силой под французским суверенитетом. Однако не все члены правительства разделяли его точку зрения: Алжир расколол французов надвое. Часть французов сочувствовали алжирским европейцам, считали, что метрополия обязана защитить их интересы. Другие полагали, что Франция, несущая в колониальной войне огромные потери, должна покинуть эти заморские департаменты. 1 4 июня 1958 года Шарль де Голль прилетел в Алжир. Он твердо проводил курс на самоопределение Алжира, несмотря на серьезнейшие противодействия (мятежи французской армии и сторонников сохранения колониальной зависимости от Франции 1960-1961, террористическая деятельность ОАС, ряд покушений на де Голля).2
По прибытии в Алжир де Голль выступил перед большой толпой французов и алжирцев. Он сказал: «Я знаю, что здесь произошло. Я знаю, что вы хотели сделать. Я вижу, что дорога, которую вы открыли в Алжире, — это путь обновления и братства. Я говорю обновления во всех отношениях, в том числе и наших институтов. Я заявляю: с сегодняшнего дня Франция считает, что во всем Алжире есть лишь одна категория жителей — полноправные французы с одинаковыми правами и обязанностями». 1
В апреле 1962 года были подписаны Эвианские соглашения, по которым Алжиру была предоставлена независимость. 2 В новой конституции Франции был введен отдельный раздел, регулирующий статус французских колоний. В нем провозглашалось создание «Сообщества в составе Французской Республики и всех ее заморских территорий». В одной из статей этого раздела говорилось, что все «заморские департаменты» Франции могут сохранить свой статус в составе республики», так же как и «образовывать отдельные государства», если их территориальные ассамблеи изъявят на то свою волю не позднее чем через четыре месяца после принятия конституции.3 Алжир стал «французским», чего очень долго ждали от президента ультра колониалисты.
Следующим компонентом внешней политики де Голля стала ликвидация зависимости Франции от «старших партнеров» по Североатлантическому пакту — США и Англии. В 1959 году президент вывел из подчинения НАТО французский флот, базировавшийся на Средиземном море, и запретил размещать американское ракетно-ядерное оружие на территории Франции. Считая, что лишь обладание собственным ядерным оружием может гарантировать «величие нации», правительство де Голля предприняло огромные и дорогостоящие усилия для создания ядерных ударных сил. В феврале 1960г., взорвав на одном из французских полигонов в Сахаре свою первую атомную бомбу, Франция вошла в «клуб атомных держав» наряду с СССР, США и Великобританией. Однако, продолжая осуществление планов по созданию собственных ядерных сил, Франция не подписала Договор о запрещении ядерных испытаний в трех сферах (1963).
Франция не подписала и Договор и нераспространении ядерного оружия (1968), заявив, однако, в ООН, что она будет вести себя в этой области так же, как и государства, присоединившиеся к данному Договору. 1
Де Голль не был противником идеи разрядки, он понимал важность сотрудничества в международной сфере. Поэтому важнейшим направлением его внешней политики было сближение с ФРГ. В сентябре 1958г. состоялась первая встреча де Голля с канцлером ФРГ К. Аденауэром, во время которой оба лидера завили о своем желании «навсегда положить конец прежней враждебности». В январе 1963 года в Париже они подписали договор о сотрудничестве в области внешней политики, обороны, просвещения и воспитания молодежи. Они решили регулярно консультироваться друг с другом.
Существенно изменилась европейская политика Франции. Осудив планы военно-политической «интеграции Европы», де Голль противопоставлял им идею «Европы государств» — межгосударственного союза, в котором все его члены сохраняли бы свой национальный суверенитет. Французское правительство выступило против принятия Англии в «Общий рынок», считая, что английское правительство слишком тесно связано с США и может стать проводником американского влияния в Европе. К концу 50-х гг. отношения между странами ЕОУС стали налаживаться, и Франция включилась в дальнейшее развитие интеграционных процессов в Европе. В 1959 году Франция ввела в действие Римский договор 1957 г. об «Общем рынке». Между странами ЕЭС стало развиваться экономическое сотрудничество.
На Ближнем Востоке Франция, сохраняя связи с Израилем, решила проводить политику «дружбы и сотрудничества» по отношению к арабским странам, где проживало около 100 млн. человек и находилось 70% мировых запасов нефти. В июне 1967 года, после начала «шестидневной войны Израиля против арабских государств, французское правительство присоединилось к резолюции Совета Безопасности ООН, требовавшей вывода израильских войск с оккупированных территорий. 1
Значительно улучшились отношения Франции с Советским Союзом и другими социалистическими странами. В 1960 году по приглашению президента де Голля Францию впервые посетил глава советского правительства Н.С. Хрущев. В результате его поездки СССР И Франция договорились о расширении торговых и культурных связей друг с другом. Были заключены соглашения о научном сотрудничестве, в том числе мирного использования атомной энергии. В 1966 году состоялся ответный визит президента де Голля в СССР. Он завершился принятием совместной декларации, в которой провозглашалось стремление СССР и Франции установить «атмосферу разрядки» между Востоком и Западом. Франция и Советский Союз договорились о проведении регулярных политических консультаций с целью развития франко-советских отношений «от согласия к сотрудничеству».
В области внешней политики Шарль де Голль предпринял ряд действий по повышению роли Франции на международной арене. Франция стала самостоятельной сильной державой. Де Голль вывел страну из подчинения США и Англии, наладил отношения с европейскими странами и Советским Союзом. Это способствовало развитию экономики страны. Благодаря усилиям Шарля де Голля Франция стала одной из великих держав.
Заключение
Время правления Шарля де Голля получило название «голлизм». Сейчас «голлизмом» называют политическую идеологию, основанную на идеях и действиях генерала де Голля.
Основной идеей «голлизма» является независимость Франции от любых других государств, придание ей статуса великой. Шарлю де Голлю удалось вывести политику Францию из подчинения таких великих держав, как США и Англия. Шарль де Голль наладил отношения с рядом европейских стран, в первую очередь с ФРГ и Советским союзом, что помогло не только развитию самой страны и ее экономики, но и стало большим вкладом в развитие международных отношений.
За все время пребывания на посту президента де Голлю удалось произвести ряд внутриполитических преобразований в стране. Была издана новая редакция Конституции, текст которой предоставлял всю полноту власти президенту. Получили свое дальнейшее развитие экономическая сфера и социальная политика. Действия правительства привели к стабилизации внутреннего положения в стране и восстановлению экономики после Второй мировой войны. Финансовые меры укрепили французскую валюту, сделав ее более конкурентоспособной. Кроме того президент уделил внимание сохранению культурных ценностей и поддержке искусству. Все памятники культуры, разрушенные после войны, были восстановлены и приобрели свой первозданный вид.
Будучи талантливым теоретиком, Шарль де Голль дважды успешно управлял страной и дважды сумел вывести ее из глубоко кризиса, благодаря своей способности грамотно организовывать деятельность вверенной ему структуры. Уйдя с поста президента, Шарль де Голль оставил страну «на подъеме».
Список использованных источников и литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/o-roli-lichnosti-v-istorii-na-primere-sharlya-de-gollya/
1. Высказывания Шарля де Голля [Электронный ресурс] — http://citaty.info/man/sharl-de-goll
2. Голль Ш. де «Военные мемуары. Призыв» — М., 2003.
3. Голль Ш. де «Мемуары надежд» — М., 2000.
4. Конституция Франции [Электронный ресурс] — www.docstoc.com/docs/51081631/France—Constitution
5. Gaulle Ch. De «Discours et messages. Avec le renouveau. Mai 1958 — Juillet 1962» — Paris, 1970.
6. La Constitution de la V-e Republique [Электронный ресурс] — www.conseil-constitutionnel.fr
II. Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/o-roli-lichnosti-v-istorii-na-primere-sharlya-de-gollya/
1. Арзаканян М. «Де Голль и реформа государственного устройства Франции» [Электронный ресурс] — http://www.strana-oz.ru/?numid=178article=837
2. Арзаканян М. Де Голль. — М., 2007.
3. Голлизм. Лекция [Электронный ресурс] —
4. Новейшая история стран Европы и Америки ХХ в.//Под ред. А.М. Родригеса и М.В. Пономарева — М., 2004.
5. Мирович М. Генерал де Голль. Штрихи к политическому портрету. — М., 2000.
6. Огородников В.П., Сидоров Н.М. Политология. — М., 2009.
7. Пейрифит А. Таким был де Голль. — М., 2002.
8. Погорелов Д.Е. Политология. — М., 2008.
9. Политика, ее субъекты и объекты, цели и средства [Электронный ресурс] —
10. Политический словарь [Электронный ресурс] — mirslovarei.com/pol_a
11. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. — М., 1999.
12. Смирнов В. Голлизм в годы войны. — М., 2000.
13. Смирнов В.П. Франция в ХХ в. — М., 2001.
14. Старостин А.М., Верещагина А.В. Основы политологии. — М., 2007.
Приложение № 1
Шарль де Голль — «самый великий из французов».
Приложение №2
Цитаты Шарля де Голля.
1. «Вы будете жить, убивают только лучших».
2. «Когда я прав, я обычно злюсь. А Черчилль злится, когда он не прав. Так и получалось, что мы очень часто злились друг на друга».
3. «Я уважаю лишь тех, кто со мной борется, но я не намерен их терпеть».
4. «Министр не должен жаловаться на газеты и даже читать их. Он должен их писать».
5. «Всегда выбирайте самый трудный путь — на нем вы не встретите конкурентов».
6. «Можете быть уверены, что американцы совершат все глупости, которые смогут придумать, плюс ещё несколько таких, какие и вообразить невозможно».
7. «Я или хаос».
8. «Франция лишь в том случае является подлинной Францией, если она стоит в первых рядах… Франция, лишенная величия, перестает быть Францией»