Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

Курсовая работа

Теперь, когда вы много узнали о психологии, имеет смысл обсудить само понятие «психологическая культура личности». Что это? Дело в том, что очень часто кажется, что некоторые повседневные слова и фразы теряют свое первоначальное значение. И у нас на слуху большое количество сочетаний со словом «культура». Мы говорим: «экологическая культура», «эстетическая культура», «этическая культура», даже, если хотите, «гастрономическая культура» и т. д. Вы легко можете продолжить этот список.

Гораздо реже употребляется словосочетание «психологическая культура. И ни в одном современном психологическом словаре или каком-либо другом словаре этого понятия нет. И в то же время это реальность, в которой мы существуем. Некоторые намеки на психологическую культуру мы можем найти в различного рода общих определениях культуры, например: «культура» – от лат. «culture», что означает «возделывание», «воспитание», «образование», «развитие», «почитание» (энциклопедический словарь).

уровень самопознания человечества

В первом блоке психологической культуры находятся результаты теоретической деятельности психологов, т. е. те классические труды в области психологии, которые представляют собой результаты психологического самопознания. Следовательно, теория самопознания человека является частью психологической культуры. Психологическая культура включает психологическую деятельность. Что это такое? Психологическая деятельность – это деятельность по психологическому самообслуживанию, т. е. та, которая обслуживает его внутренний мир. Не об этом ли писал замечательный поэт Николай Заболоцкий:

Не позволяй душе лениться, Чтоб воду в ступе не раздавить — Душа должна работать — День и ночь, и день и ночь.

Психологическая деятельность осуществляется в двух мирах нашего существования – во внутреннем пространстве (внутреннем мире собственной личности) и во внешнем пространстве (среди других людей).

Это деятельность самопознания, связанная с формированием собственного внутреннего мира, со способностью преодолеть те или иные внутренние трудности, которые существуют у человека, и деятельность, вынесенная за пределы личности, межличностная деятельность, межличностное взаимодействие, которое тоже, как мы дальше увидим, определяется, опосредуется психологической культурой.

Надо сказать, что рассмотрение именно психологической работы человека над собой как деятельности очень выразительно определил психолог Ф. Е. Василюк в книге «О психологии переживания»: «…Опыт понимается нами как особая деятельность, особая работа по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием».

4 стр., 1698 слов

Деятельность. Психологическая характеристика деятельности

... психологическая, а социальная категория. Предметом психологического изучения является не труд в целом, а только психологические компоненты трудовой деятельности. Труд – это деятельность, ... Автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее ... сознательного контроля. Это слитная посредством общей функции цепь закрепленных в повторении ...

Как видите, это на самом деле внутренняя работа, которой человек занимается в своем внутреннем мире. Следовательно, чтобы овладеть психологической культурой, чтобы стать психологически компетентным человеком, надо не только знать самого себя, но и уметь действовать во внутреннем мире своей личности и в межличностном пространстве. Итак, знать и уметь… Но есть еще один важный глагол – хотеть . Без желания, стремления, решимости невозможно узнать как можно больше о себе и познать психологическую культуру.

Л. Н. Толстой писал в дневнике: «Нам кажется, что настоящая работа — работать над чем-то внешним: производить. Собирать что-то: собственность, дом, скот, фрукты, и работа над душой — это такая фантазия, а между тем любая другая работа, кроме работы над душой, усвоения хороших привычек, любая другая работа — ничто».

также важно обсудить, как эта работа выполняется во внутреннем мире человека. Может быть, всякий раз, когда необходимо «запустить» механизмы психологической активности, необходимо вспомнить некоторые теоретические психологические принципы, культурные и психологические правила и нормы? Такое тоже бывает. Но в большинстве случаев психологические знания и умения «работают», так сказать, автоматически. Примерно то же самое происходит с использованием на практике других элементов культуры. Сначала, например, вам нужно выучить правила орфографии и пунктуации, затем они автоматически срабатывают у образованного человека: вам не нужно снова запоминать правила о безударных гласных или непроизносимых согласных: рука напишет «сама по себе» правильно. Примерно так же срабатывают и элементы психологической грамотности.

В жизни, в повседневной психологии, о которой мы поговорим чуть позже, существует огромное количество слов и выражений, относящихся именно к психологической деятельности. О работе человека над собой — «душа обязана работать днем ​​и ночью, и днем ​​и ночью…» Мы говорим себе и другим: «сдерживайся», советуем: «не волнуйся», желаем: «радуйся». Обратим внимание на частицу «ся» – «сдерживай себя», «не волнуй себя», «радуй себя».

Для обозначения работы человека в его внутреннем мире есть чудесная часть слова «я», которое означает сосредоточение нашей психологической активности на себе, действие с самими собой. Давайте устроим небольшой конкурс: кто назовет больше всего слов за три-четыре минуты, начиная с «я»… В «Словаре русского языка» С. И. Ожегов приводит такие примеры: «самовосхваление», «самооборона», «самопоклонение», «самонаблюдение» и даже… «самоснабжение».

Недаром в нашем клубе «Три S» есть приглашение к трем действиям: «Самопроверка, Самопознание, Самовоспитание». Если вы включились в соревнование, то уже стали членами этого замечательного клуба

Есть в языке, что в народе, в повседневной психологии, и специальная приставка для обозначения межличностной активности, коммуникативной деятельности. Это приставка «со». Еще одно соревнование: назовите слова на «со» – как можно быстрее и больше. Начали: сотрудничество, со‑ученик, со‑товарищ, со‑служивец, согласие, со‑творчество и т. д. Продолжайте!

18 стр., 8590 слов

Выпускная работа КУЛЬТУРА РЕЧИ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ЕГО УСПЕШНОЙ ...

... с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности подрастающего человека, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Педагог должен обладать не только психологическими, специальными ... были поставлены следующие задачи: рассмотреть речевой этикет и речевая культура современного педагога; рассмотреть профессиональное общение педагога с детьми на занятиях и ...

Вспоминается случай из преподавательской практики. Мы обсуждали эту замечательную коммуникативную привязанность со студентами, в том числе со взрослыми, мы проводили соревнование между рядами, и один слушатель сказал: «Я знаю слово, обозначающее« поэтому », но это не общение» «Что?» «Собака!» Все улыбались и возражали: co– здесь не приставка.

предметом

психологического здоровья человека

Что же понимается под психологическим здоровьем? Как говорил известный психолог Б. С. Братусь, человек может быть «психически здоров, но личностно болен». Психологическое здоровье в основном проявляется в эмоциональном благополучии человека, в его эмоциональном благополучии. Такой человек часто отличается хорошим настроением, с удовольствием общается с другими людьми, обладает хорошим чувством юмора, не проявляет агрессии. Психическое здоровье помогает добиваться хороших результатов в учебе и работе. Конечно, психологическое здоровье часто ассоциируется с телесным, физическим здоровьем. Недаром еще древние римляне говорили: «В здоровом теле – здоровый дух».

Таким образом, в структуру психологической культуры входят основные компоненты: теоретико-концептуальный блок и блок, связанный с психологической деятельностью.

Более того, можно сказать, что психологическая культура имеет два основных уровня. Во-первых, теоретический уровень — это психология, психотерапия и теория влияния людей друг на друга, разработанная специалистами и ставшая достоянием науки. Во‑вторых, доконцептуальная, психологическая культура, можно сказать, житейская психологическая культура, т. е. культура, которую народ создает до психологов, без психологов и помимо психологов. Можно сказать, что в этом смысле каждый человек — психолог, каждый — психологическая лаборатория для себя.

Таким образом, формирование психологической культуры наводит мосты между опытом человека, в котором он развил свою психологическую культуру, и научным уровнем психологической культуры.

Чтобы было понятнее, что мы имеем в виду, когда говорим о повседневной психологической культуре и теоретической книжной культуре, давайте проведем аналогию. Есть мировая музыкальная культура. Это произведения великих композиторов, музыковедов, историков музыки и т. д. Это то, чему учат в консерваториях. И есть огромный пласт музыкальной культуры людей, который проявляется в их песнях, песнях, во всем, что составляет музыкальный элемент народа. И эти два пласта, конечно же, очень интенсивно взаимодействуют. Великий русский композитор М. И. Глинка сказал, что люди создают музыку, а мы, композиторы, ее трансформируем и систематизируем.

Психологию создает народ, а психологи по мере своих сил и возможностей описывают, осмысливают, обобщают его психологический опыт и т. д. Мы вправе заявить: если какое-то психологическое явление не представлено, не отражено ни в популярном искусстве, ни в произведениях великих поэтов и писателей, то его вообще нет. Если то, что психолог формулирует в своих теориях, никак не отражается в реальной жизни человека, тем хуже для психолога. Он придумал нечто несуществующее. Следовательно, между повседневной, доконцептуальной психологической культурой и психологической книжной культурой, теоретической, существует очень сложное и интересное взаимодействие.

4 стр., 1811 слов

Человек и культура в психоанализе

... своим творцом как метод лечения неврозов и теория душевной жизни, психоанализ превратился со временем в философию человека и культуры, оказался в центре политической полемики. Достаточно ... в психологии, такими, как рефлексология, гештальт-терапия, когнитивная психология. По поводу конкретного пациента лечащему врачу желательно иметь "одну теорию", с тем, чтобы поставить диагноз и последовательно ...

Мы видим это взаимодействие на каждом этапе, поскольку некоторые концепции переходят с концептуального уровня на уровень повседневной жизни, они входят в повседневную жизнь. В качестве примера такого движения возьмем различного рода понятия из учения о психоанализе 3. Фрейда. Если вы посмотрите американские фильмы по телевизору, вы услышите огромное количество различных утверждений, относящихся именно к психоанализу. Упоминается либо эго, либо суперэго, затем вам говорят, что этот преступник совершил преступление из-за того, что у него была жестокая мать, или потому, что он сделал это из-за тяжелого детства. Все время идет движение вниз, движение в детство. Или беспрерывно говорится, предположим, о различного рода комплексах. Кто-то говорит: «У меня нет комплекса неполноценности», кто-то «У меня нет комплексов вины», а третий скажет что-нибудь интересное.

Я наблюдал и у нас такие «прогрессивные» тенденции. Я слышал, например, неологизмы, когда один человек о другом говорит: «Он вообще комплексуй, а она комплексунья (или комплексуха)». В Минске, в микрорайоне Серебрянка, когда-то был мебельный магазин «Зигмунд Фрейд». Может быть, там торговали кушетками, на которые психоаналитики, последователи З. Фрейд, вы уволили пациента во время сеанса психоанализа? Из научных теорий некоторые понятия «спускаются» в обиходный язык и там активно используются. И это очень важно. У нас этого, конечно, очень мало, потому что наша наука все еще несет на себе печать той прежней доперестроечной психологии, когда говорили, что у нас психология «ухо‑горло‑носа», а психология личности и социальная психология – это нам не очень‑то интересно, потому что каждый человек «винтик», а какая там душа и все прочее у винтика…

Повседневная психология существует в виде двух основных пластов: повседневных представлений и повседневных методов саморегуляции личности и других форм психологической деятельности. У них есть определенные свойства, и, поскольку никто не развивает их специально, они спонтанно ассимилируются в процессе прямого общения.

Хочу сказать, что изучение повседневной психологической мудрости или повседневной психологической морали — очень важная и интересная задача, которую мы должны решить. Почему? Потому что мы общаемся с детьми, сверстниками, родителями, с такими «потребителями» психологии, которые никогда специально не изучали психологию. И нам нужно знать, какое у них психологическое предварительное образование, что они знают о своем внутреннем мире. Как говорят по‑белорусски: «Зерне падае не на каменне», т. е., иными словами, зерна нашей книжной психологической мудрости падают на уже засеянную почву. Чтобы эффективно взаимодействовать с окружающими нас людьми, нам необходимо понять, как эти два элемента будут сосуществовать с ними — книжный, теоретический и повседневный, спонтанно-психологический.

общая психологическая культура

tabula rasa

Есть замечательная теория американских лингвистов Сепира и Уорфа, исходящая от Гумбольдта, согласно которой человек, говорящий на определенном языке, воспринимает мир таким, каким он дан в категориях этого языка. Вот что пишет об этом великий немецкий ученый В. Гумбольдт: «Поскольку восприятие и деятельность человека зависят от его идей, его отношение к объектам полностью определяется языком. Тем же самым актом, посредством которого он создает язык, человек отдает себя в его власть: каждый язык описывает вокруг народа, которому он принадлежит, круг, из пределов которого можно выйти только в том случае, если вступаешь в другой круг».

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...

... призвана управлять телом направляя жизнь человека.Над здоровьем души человек должен заботиться больше чем над здоровьем организма. Вершиной античной психологии стал трактат Аристотеля ... понятие, структура, основные психологические условия высокой эффективности деятельности. Деятельность- форма поведения активности человека. Деятельность- активное взаимодействие человека со средой. Деятельностью ...

Родной язык — это не просто техническое средство, это то, что определяет наше отношение к миру. Мы с вами должны понять, что существует культурно‑психологическая относительность. Это культурные и психологические концепции и идеи, с помощью которых человек общается и взаимодействует с другим человеком.

Чтобы по-настоящему понять друг друга, необходима общая психологическая культура, которая создает общую платформу для межличностного взаимодействия.

Психология – это наука на всю жизнь.

Итак, мы освоили основы психологической культуры. Мы вместе это сделали. Мы стали психологически более грамотными и здоровыми людьми.

Самопроверка Самопознание Самовоспитание Заседание тринадцатое Вопросы и задания 1. Начнем с конкурса: кто соберет больше пословиц и поговорок на психологические темы. 2. Докажите правильность утверждения Е. Баратынского: Старательно мы наблюдаем свет, Старательно людей мы наблюдаем И чудеса постигнуть уповаем: Какой же плод науки долгих лет? Что, наконец, подсмотрят очи зорки? Что, наконец, поймет надменный ум На высоте всех опытов и дум, Что? Точный смысл народной поговорки. Почему психологию мы называем «знакомая незнакомка»? 3. Определите уровень вашей повседневной психологической культуры или то, что я знаю о своей психологии. В тетради для самостоятельной работы постарайтесь дополнить следующие предложения: Психология – это… Психика – это… Самонаблюдение – это… Тест – это… Инстинкт – это… Сознание – это… Ощущение – это… Восприятие – это… Внимание – это… Память – это… Представление – это… Фантазия – это… Мышление – это… Общение – это… Отношение – это… (к человеку) Личность – это… Характер – это… Способности – это… Темперамент – это… Эмоции – это… Воля – это… Склонности – это…

Проведите этот опыт с теми, кто никогда психологию не изучал. Сравните ответы.

После выполнения этого задания сравните свои личные определения с определениями, содержащимися в книге или любом психологическом словаре. В чем неточность вашего определения?

Самопознание

1. Для определения способов вашей психологической деятельности дополните предложение: «Когда мне трудно, я поступаю так…»

2. Чтобы учитель психологии учел ваши интересы в этой сфере, постарайтесь откровенно и полностью интегрировать следующую фразу: «Если бы к нам приходил профессор психологии, я бы его спросила:…» (Постарайтесь задать не менее пяти вопросов. Можете показать свои результаты учителю.)

А. Постарайтесь дополнить список слов, которые начинаются с «само». Обсудите с товарищами их значение. Определите, какие состояния характерны для вас. Чего, как вам кажется, вам недостает? Самопознание, самокритика, самоанализ, самооценка, самоотвержение, самопожертвование, самовнушение, самоубеждение, саморегуляция, самоактивизация, самовоздержание, самопроверка, самоодобрение, самообразование, самонаказание, самоприказ, самообман, самообольщение, самоопределение, самоотречение, само уважение, самоуспокоение. Б. Составьте самостоятельно список слов, которые начинаются на «со». Задание то же. 3. На парте старшеклассника мы увидели следующую записку: «Сегодня мне нужно написать весь литературный отчет. Р. S. Ни при каких обстоятельствах не откладывать на завтра». А через некоторое время еще одну на большом листе бумаги большими буквами: «Сегодня я, кроме мороженого, ничего есть не буду (подпись).

4 стр., 1956 слов

Особенности личности старого человека

... личности старого человека; 2) провести эмпирическое исследование особенностей личности старого человека; 3) сделать выводы. Объектом исследования явилась личность. Предмет исследования – особенности самосознания, мотивационно-потребностной и эмоциональных сфер личности пожилого человека. Работа ... представления о здоровье и психологическая помощь пожилым людям. // Психология зрелости и старения, № ...

Р.S. Это не оспаривается! »Какие черты характера он проявил? Среди слов для« себя »из списка найдите те, которые соответствуют этим утверждениям. Вспомните похожие эпизоды из своей жизни Психолог из Санкт‑Петербурга В. А. Ананьев предложил краткий, но очень содержательный метод самооценки важной характеристики своего психологического здоровья.

Тест «Ориентировочная оценка эмоционального благополучия» Оценка

№ Утверждение СогласенСогласен до некоторой степениНе согласен совершенно

1 У меня много друзей 2 1 0

2 Похоже, я нравлюсь людям 2 1 0

3 Я горжусь тем, как прожил свою жизнь до сих пор 2 1 0

4 Мне просто приспособиться к внезапным измене2 1 0

ниям ситуации

5 Я знаю, что я сам отвечаю за свою жизнь 2 1 0

6 Мне легко любить других людей 2 1 0

7 Мне нравится моя учеба 2 1 0

8 Мне просто выражать свои чувства 2 1 0

9 Обычно я счастлив 2 1 0

10 Мне нравится большинство людей, с которыми я 2 1 0

11 Я знаю, что отношусь к тем, с кем люди хотели бы 2 1 0

общаться

12 Мне бы не хотелось многое менять в себе 2 1 0 Общее количество баллов:

Обведите числа, соответствующие наиболее подходящим для вас ответам, и подсчитайте общее количество баллов.

22–24 балла

18–24 балла

17 баллов и менее

Тема для дискуссии

«Всегда ли в здоровом теле здоровый дух?» Самовоспитание

Десять полезных заповедей самовнушения от Дэйла Карнеги.

«ИМЕННО СЕГОДНЯ…»

1. Именно сегодня меня постигнет счастье. Счастье заключено внутри нас; оно не является результатом внешних обстоятельств. Следовательно, человек счастлив настолько, насколько он полон решимости быть счастливым.

2. Именно сегодня я постараюсь приспособиться к этой жизни, которая окружает меня, и не буду пытаться приспособить все к своим желаниям; я приму мою семью, мою работу, обстоятельства моей жизни такими, как они есть, и постараюсь полностью соответствовать им.

3. Именно сегодня я позабочусь о своем организме. Буду тренироваться, буду заботиться о своем теле, буду избегать вредных влияний и мыслей. Мой организм охотно выполняет все мои требования.

4. Именно сегодня я постараюсь уделить внимание развитию своего ума. Я изучу что‑нибудь полезное. У меня нет лености к умственной работе. Я с интересом прочитаю то, что требует целеустремленности, размышлений, концентрации.

5. Именно сегодня я займусь нравственным самоусовершенствованием. Для этого я сделаю что-нибудь хорошее и полезное для кого-то и сделаю две вещи, которые не хочу делать.

6. Именно сегодня я буду ко всем доброжелателен. Я буду стараться выглядеть как можно лучше, быть добрым и щедрым в похвалах, я не найду в людях недостатков и не буду пытаться их исправить.

7. Сегодня я постараюсь жить только настоящим, а не решать сразу всю свою жизненную проблему. Я легко выполню любую, даже рутинную работу.

8. Именно сегодня я намечу программу своих дел, я запишу, что я собираюсь делать каждый час. Эта программа избавит меня от спешки и нерешительности, даже если я не смогу запустить ее точно.

9. Сегодня я проведу полчаса в покое и уединении и постараюсь расслабиться. 10. Именно сегодня я не буду бояться жизни и собственного счастья. Я буду любить и верить, что те, кого я люблю, любят меня.

Советы, как выполнять заповеди и следовать этим советам…

Советую написать эти заповеди на отдельном листе бумаги и повесить его в своей спальне.

Советую обдумать и серьезно обсудить совет Козьмы Пруткова: «Если хочешь быть счастливым, будь им!»

В заключение — молитва Дюрера: Господи! Дай мне силы изменить то, что я могу изменить. Господи! Дай мне мужества вынести то, что я не в силах изменить. Господи! Дай мне мудрости не перепутать первое со вторым.

Первая глава этой книги называлась «Знакомая незнакомка»…

Встреча произошла – вы познакомились с научной психологией. Надеюсь, вы согласитесь со словами великого итальянского кинорежиссера и тонкого психолога Федерико Феллини: «…Из всех приключений, которые приготовила нам жизнь, самым важным и интересным является путешествие внутри себя, исследование неизвестной части себя».

Наше путешествие только началось. Психология – это очень своеобразная наука. Ее нельзя выучить раз навсегда, как закон Архимеда или теорему Пифагора. Изучая психологию, человек меняется, повышается его психологическая культура. Он грамотно и более успешно действует в двух мирах своего существования: во внутреннем мире своей личности и межличностном пространстве своих взаимоотношений и общения с другими людьми. И, конечно, совершенно по‑новому прочитывает, воспринимает, усваивает учебные и популярные книги по психологии. Вы изменились сами, и изменилось, обострилось, углубилось и ваше отношение к тому, о чем повествуется в этих книгах. Психологические книги можно (и нужно!) перечитывать заново: всякий раз вас ждут новые открытия. Изучение психологии человека – это движение по спирали человеческой жизни, по спирали развития вашего ума, ваших чувств, вашей личности – вашей души. И оно никогда не кончается…

Я надеюсь, что эта книга помогла вам пройти первый этап сознательного углубления в собственный внутренний мир, что вы стали более зоркими и внимательными к самим себе и другим людям.

В главе «Эмоциональный мир личности» есть эпиграф из стихов Бориса Пастернака, которые начинаются словами: «Во всем мне хочется дойти до самой сути…»

Завершить наш разговор о психологии мне хочется строками из этого же стихотворения и пожелать вам, дорогие читатели:

Все время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытия.

Есть много терминов хороших,

Есть очень много важных тем,

Но интереснее, чем личность,

Вы не найдете, между тем,

Среди проблем.

Личность – ты иерархия мотивов,

Личность – ты субъективный образ Я,

Личность – ты порожденье коллектива,

А может, личность – ты просто высший судия!

Единство рода ты и вида,

Ты целое, а также часть.

Не совпадаешь с индивидом.

Но и не дашь ему пропасть.

Что за напасть!

Личность – быть может, ты продукт общенья,

Личность – быть может, деятельность ты,

Личность – ты совокупность отношений,

А может, личность – ты гений чистой красоты!

Быть может, время не пробило

Тебя на части разложить.

Единство рода ты и вида,

Но до тебя нам не дожить.

Не дослужить!

Личность – скажите, что это такое?

Личность – ты мировым проблемам мать.

Личность – ты никому не дашь покоя.

Откройся, личность, скажи нам, как тобою стать.

Ответы и решения Заседание первое

Среди приведенных утверждений идеалистическим является А; остальные – материалистические.

Заседание второе

1. В примерах А, Б, Г описаны проявления бессознательной деятельности, в остальных – сознательной.

2. Первое суждение правильное, а второе ложное. Психологидеалист игнорировал объективный метод познания психических явлений.

3. В суждениях А, В, Е описаны признаки метода наблюдения, в остальных – эксперимента.

Заседание пятое

1. Раздражение не достигает пороговой величины.

2. Заметят: освещенность изменится на величину, превышающую порог различения.

3. Для того, чтобы различие в силе звука достигало пороговой величины, должно остановиться не менее шести станков.

4. Заметит: различие в весе превысит порог различения.

5. Летчика «ослепляет» чрезмерно сильный свет.

6. Да. Здесь описано явление синестезии. Заседание восьмое

2. Наиболее правильно раскрывают понятие «характер» определения

Д, Ж, З. Заседание одиннадцатое

I. Определения А, В, Е характеризуют ощущения и восприятия; Б – память; Г – воображение; Д, Ж – мышление.

VIII. Кто слесарь?

Допустим, что первое сообщение правильно. Тогда окажется, что мы имеем двух столяров – Токарева и Кузнецова, что не соответствует условию задачи.

Пусть верно второе сообщение. Тогда Слесарев – токарь, Кузнецов – столяр, Столяров – кузнец, а Токарев – слесарь.

Допустим, что верно третье сообщение. Тогда Столяров – кузнец, а Токарев не токарь, не кузнец и не столяр. Следовательно, он должен быть слесарем.

Если верно четвертое сообщение, тогда Кузнецов – столяр, а Слесарев не столяр, не токарь, не слесарь. Тогда он – кузнец, а Токарев – слесарь.

Мы не можем с уверенностью назвать профессии всех четырех рабочих, зато мы теперь знаем, что Токарев – слесарь.

X. Предложения должны быть такими:

1. Телевизор «Электроника» весит не более трех килограммов.

2. Частота периодического процесса обратно пропорциональна периоду.

3. Не найдется, пожалуй, человека, который не восхищался бы изумительной формой снежинок.

4. В двоичной системе всего две цифры – нуль и единица.

5. Загрязнение рек и морей делает их непригодными для жизни рыб и растений.

Заседание двенадцатое

2. Условия Б, Д необходимы для поддержания ; остальные – для произвольного.

5. Наблюдательность, связанная с хорошей распределяемостью внимания.

В задаче речь шла о разных свойствах внимания: у первого – концентрированное внимание; у второго – распределенное; у третьего – значительный объем внимания.

Великие психологи

ВИЛЬГЕЛЬМ ВУНДТ (1832–1920).

«Отец психологии», как называли его многочисленные ученики и последователи. В 1879 г. организовал в Лейпциге первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию, затем преобразованную в Институт экспериментальной психологии. Создал десятитомную «Психологию народов». Считал, что «индивидуальная психология, только взятая вместе с коллективной, образует целое психологии». Во многом благодаря Вундту психология превратилась в самостоятельную науку, которая все более строгими методами начала устанавливать новые факты и вскрывать новые закономерности.

ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ БЕХТЕРЕВ (1857–1927).

Выдающийся клиницист, психиатр, невропатолог и психолог. Основал первую в России лабораторию экспериментальной психологии (Казань, 1985) и ряд других научных учреждений – Психоневрологический институт (Петербург, 1908), Экспериментально‑клинический институт по изучению алкоголизма (Петербург, 1912), Институт по изучению мозга и психической деятельности (Петроград, 1918).

Автор книг «Объективная психология», «Общие основания рефлексологии», «Коллективная рефлексология». Утверждая принцип объективности в исследовании психики индивида, Бехтерев распространил его и на область социально‑психологических явлений.

ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ ВЫГОТСКИЙ (1896–1934).

«Моцарт психологии», как назвал Выготского американский науковед С. Толмен, родился в г. Орше. Когда ему было около года, семья переехала в Гомель, где прошли детские и школьные годы будущего ученого.

За свою короткую жизнь – он прожил всего 37 лет – Выготский создал фундаментальные труды по психологии: «История развития высших психических функций», «Мышление и речь», «Психология подростка» и др. Его научное наследие включает свыше 200 произведений. В его исследованиях получили развитие коренные теоретические проблемы психологии», историческое развитие психологического знания, закономерности развития высших познавательных процессов, их формирование в детстве – как в нормальном, так и аномальном, , психологии искусств. Он оставил яркий след и в таких областях знания, как педагогика, психиатрия, дефектология, история культуры, лингвистика. Огромной заслугой Л. С. Выготского является создание замечательной научной школы, к которой принадлежали такие крупные психологи, как А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Л. И. Божович, Д. Э. Эльконин и многие другие. ЗИГМУНД ФРЕЙД (1856–1939).

Среди психологов XX в. особое место принадлежит Зигмунду Фрейду. Его имя прочно ассоциируется с самыми смелыми исканиями в области познания природы человеческой психики. Главный труд Фрейда «Толкование сновидений» увидел свет в 1900 г. До сих пор ни один ученый не вызывает такого негаснущего интереса, как Фрейд. Его работы изменили облик психологии. Недаром психоанализ стал модным увлечением во всем мире. Фрейд поновому осветил коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений, стремлений и переживаний, внутренних конфликтов, душевных надломов и кризисов. Учение Фрейда оказало и оказывает огромное влияние на смежные с психологией науки о человеке, на художественную литературу, кинематограф, живопись. Многие положения Фрейда подвергались и подвергаются острой и порой справедливой критике. Появился неофрейдизм, постфрейдизм, «аналитическая психология» К. Юнга и «индивидуальная психология» А. Адлера. Но и сегодня нельзя стать психологом, не изучив 3. Фрейда. АЛЕКСАНДР РОМАНОВИЧ ЛУРИЯ (1902–1977).

Крупнейший психолог, доктор психологических наук, доктор медицинских наук, действительный член Академии педагогических наук СССР, основоположник нового направления в советской психологии – нейропсихологии. Член Национальной Академии наук США, Американской Академии наук и искусств, Американской Академии педагогики, почетный член ряда зарубежных психологических обществ (французского, британского, швейцарского, испанского и др.), почетный доктор наук ряда университетов (Лейстера, Брюсселя, Упсолы, Люблина, Неймегена и др.).

А. Р. Лурия – автор более 300 работ и 30 монографий, многие из которых переведены на различные иностранные языки и выдержали несколько изданий. Его перу принадлежат такие известные монографии, как «Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга», «Мозг и психические процессы», «Основы нейропсихологии».

На протяжении многих лет А. Р. Лурия разрабатывал проблему речи и ее мозговых механизмов. В монографиях «Травматическая афазия», «Основные проблемы нейролингвистики» и других А. Р. Лурия анализировал процессы кодирования и декодирования речевых сообщений и их нарушения с позиций современной лингвистики.

ЖАН ПИАЖЕ (1896–1980).

Швейцарский психолог, крупный специалист в области теории познания, психологии развития, психологии образования, экспериментальной и теоретической психологии. Он был руководителем Института Жан‑Жака Руссо (Женева), профессором Женевского университета, президентом Швейцарской комиссии ЮНЕСКО, состоял в 20 научных обществах, почетным доктором многих университетов. В своих работах он детально проанализировал качественные особенности детского мышления. Широко использовал метод клинической беседы. Исследования развития интеллекта Ж. Пиаже дополнил изучением эмоциональных процессов, памяти, воображения, восприятия, которые, с его точки зрения, полностью подчинены интеллекту.

В русском переводе изданы его труды: «Проблемы генетической психо логии», «Преподавание математики», «Генезис элементарных логических структур» (в соавт.), «Избранные психологические труды», «Экспериментальная психология» том 1–6 (в соавторстве с П. Фрессом).

Анохин Петр Кузьмич

НОВИНКИ СЕРИИ «БОЛЬШАЯ УНИВЕРСИТЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА»

А. А. Реан Я. Л. Коломинский СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Книга, написанная двумя крупными современными психологами, открывает перед читателем совершенно новую учебную дисциплину – социальную педагогическую психологию. Являясь специализированной областью социальной психологии, эта наука занимается изучением социально‑психологической специфики преподавания и воспитания, интеллектуальных и личностных взаимодействий, возникающих и развивающихся в процессе учебной деятельно сти. В книге детально обсуждаются личностные структуры учителя и ученика, динамика межличностных отношений в детской группе, стили педагогического общения и другие проблемы, с которыми сталкиваются психологи и педагоги в процессе деятельности и общения в школьном образовательном и воспитательном пространстве. Рекомендуется для студентов, аспирантов, слушателей и преподавателей гуманитарных факультетов и вузов, для психологов, педагогов, консультантов, для всех работников воспитательной и образовательной сферы.

Конец работы —

Эта тема принадлежит разделу:

Основы психологии. Учебник для учащихся старших классов и студентов первых курсов высших учебных заведений

Основы психологии учебник для учащихся старших классов и студентов первых курсов высших учебных заведений.. яков львович коломинский..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/ponyatie-psihologicheskoy-kulturyi/

1. Леонтьев Д. А. Введение в психологию искусства / Д. А. Леонтьев. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1998. — 111 с.

Поступила 12.04.11.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Е. В. Дементьева

В представленной статье осуществлен анализ современного состояния проблемы психологической культуры человека. В ней рассматриваются различные подходы к определению понятия психологической культуры, характеризуются ее структурные компоненты, функции, детерминанты, планы, уровни, а также механизмы, закономерности, стадии, условия и особенности ее развития. Разнородность и несогласованность существующих на сегодняшний день подходов свидетельствуют об отсутствии целостной, непротиворечивой теории психологической культуры.

Развитие человека как личности представляет собой процесс усвоения того, что зафиксировано в пределах материальной и духовной культуры и конкретных людях как ее носителях. Благодаря ему происходит развитие психических процессов, способностей, черт характера, потребностей, мотивов, отношений, убеждений, самосознания, всевозможных знаний, умений, навыков, т. е. всего, что делает человека человеком и обеспечивает его полное вхождение в систему общественных отношений как равноправного члена общества. Уровень необходимого развития перечисленных качеств и процессов определяется обществом как некая социокультурная норма, которой должен соответствовать каждый нормальный гражданин, каждый член общества. В каждой социокультурной норме задан необходимый уровень овладения соответствующим социальным опытом. Поэтому, если человек в полной мере овладел той или иной социокультурной нормой, можно говорить, что он обладает высокой культурой в соответствующей сфере, например, культурой общения, нравственной культурой, бытовой культурой, психологической культурой и т. д. Все это вместе называется общей культурой человека. Именно она и делает человека человеком и личностью. Трансляция культуры от одного поколения людей к другому может происходить

либо стихийно, либо целенаправленно в процессе обучения и воспитания.

Психологическая культура зарождается у ребенка уже на первом году жизни в контексте общения с матерью, а затем с другими членами семьи. Дальнейшее ее развитие стимулируется необходимостью постоянного расширения и углубления социальных контактов в семье и за ее пределами: в , в школе, во дворе, в профессиональных учебных заведениях, на работе и т. д. Развитие психологической культуры человека происходит в основном стихийно. Важную роль в этом играет чтение художественной литературы, просмотр фильмов и спектаклей, где ребенок или взрослый человек знакомится с психологическими особенностями людей (чертами характера, поступками, душевными переживаниями и состояниями), способами поведения по отношению друг к другу, межличностными отношениями и т. п.

Среди специально организованных процедур большое значение имеют мероприятия, направленные на воспитание у ребенка культуры поведения, а также уроки литературы. Любые акты жизнедеятельности человека прямо или косвенно опосредованы людьми. Поэтому психологическая культура как структурный компонент личности представляется важнейшим инструментом взаимодействия с людьми, фактором приспособления,

© Е. В. Дементьева, 2011

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | М» 2

выживания, жизненного успеха и социального бытия.

Разные авторы по-разному трактуют психологическую культуру, но в целом рассматривают ее как часть или элемент общей культуры человека, и одновременно как важнейший компонент его личности. Высокий уровень развития психологической культуры позволяет человеку правильно ориентироваться в окружающих людях; в совершенстве владеть необходимым репертуаром способов психологического воздействия и разумно пользоваться ими в условиях социальной жизни; знать и понимать самого себя, т. е. иметь адекватный образ «Я»; в совершенстве владеть приемами самоуправления и саморегуляции, позволяющими в максимальной степени реализовывать свой личностный потенциал; правильно (на гуманистических позициях) относиться к людям и строить благоприятные отношения с ними .

Психологическая культура как личностное образование имеет важное функциональное предназначение. Надо сказать, что многие авторы склонны ограничивать функциональное пространство психологической культуры и отождествлять его со спектром функций культуры общения. Мы считаем, что ее можно рассматривать как своеобразный инструмент обращения человека с другими людьми и с самим собой как с субъектами, как с личностями и как с индивидуальностями.

Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие функции психологической культуры: ориентировка в окружающих людях, психологическое воздействие на других людей, отношение к людям, понимание самого себя, саморегуляция и отношение к самому себе. Следует отметить, что исследуются они главным образом по отдельности, в большей или меньшей степени изолированности друг от друга. В действительности же они представляют собой разные стороны и элементы единого личностного образования — психологической культуры.

Как показывает анализ исследования, психологическая культура — это очень многогранное и плохо изученное явление. Ее можно изучать в структурно-содержательном, функциональном, культурно-истори-ческом, онтогенетическом, психолого-педагогическом, акмеологическом и во многих других аспектах.

Структурно-содержательный анализ предполагает изучение ее феноменологии и отношений между составными элементами строения. Психологическая культура как

культурно-исторический феномен может изучаться в плане сравнительного исторического и межкультурного анализа. Совершенно понятно, что психологическая культура человека, как и культура вообще, прошла длительный путь исторического развития. Например, в исторически ранние эпохи человек воспринимал себя и других совсем иначе, чем наш современник. Представления первобытного человека о себе и о других являются довольно размытыми. Он воспринимал себя как часть своей общины, включая в эту общность даже умерших членов. Такое самосознание является не индивидуальным, а скорее коллективным. Говоря о себе, он говорил о других, а говоря о других, он подразумевал самого себя. Первобытный человек не обладал психологической культурой обращения с собой. Его психологические функции были еще не окультуренными, а близкими к натуральным .

Культурологический анализ показывает, что психологическая культура отличается разнообразием в зависимости от нацио-нально-этнических, социально-экономических особенностей людей. Это отчетливо проявляется во всех ее структурных компонентах и функциональных характеристиках: в интеллектуальном — как люди воспринимают других и себя, в практическом — как люди обращаются с другими и с самими собой, в ценностно-смысловом — как люди относятся к другим и к себе. Так представители разных национально-этнических общностей имеют определенные особенности в восприятии представителей своей и «чужой» общности. Люди, исповедующие религию индуизма и буддизма, владеют особой культурой самопознания и саморегуляции (техникой йоги) и в этом отношении существенно отличаются от представителей других религиозных конфессий.

Исследования психологической культуры в онтогенетическом плане позволяют выявить механизмы, закономерности, стадии, условия и особенности ее развития. Будучи частью человека как субъекта и как личности, психологическая культура представляется социальной по своему происхождению и сущности. Социальная сущность человека определяется тем, что вся его жизнь от рождения и до смерти проходит среди людей. Он становится человеком (субъектом и личностью) прежде всего потому, что воспитывается в человеческом обществе и усваивает общественно выработанные способы поведения в различных жизненных ситуациях, способы обращения с предметами и людьми. Любое психическое образование человека (процесс,

личностное свойство, потребность и т. д.) представляются социальными по происхождению и сущности. Как показал Л. С. Выготский, именно благодаря социальному воздействию ребенка из так называемых натуральных преобразуются в высшие. Таким же путем формируются человеческие потребности, личностные черты, сознание и самосознание . *

Развитие психологической культуры жизненно необходимо, поскольку социальное бытие человека представляет собой постоянное взаимодействие с другими людьми: членами своей семьи, друзьями, одноклассниками, коллегами по работе, должностными лицами, случайными прохожими и т. д. Оно начинается буквально с момента рождения (а возможно, на более ранней стадии — внутриутробной) и продолжается всю жизнь. «Взрослый (вообще другой человек) для ребенка не просто одно из условий его развития наряду со многими другими (не просто персонификатор общественно выработанных способностей), а фундаментальное онтологическое основание самой возможности возникновения человеческой субъективности, основание нормального развития и полноценной человеческой жизни» . Важно подчеркнуть, что общение — это не просто процесс, сопровождающий психическое развитие и социальное бытие человека. Без общения они в принципе невозможны. Последствия социальной депривации для психического развития ребенка очень обширны и невосполнимы. Столь же губительна она и для социального бытия человека. Оно просто немыслимо без таких функций общения, как обмен информацией, психологическое воздействие, межличностное познание, регуляция совместной деятельности, удовлетворение многочисленных потребностей и, прежде всего, потребности в самом общении, самореализации и др.

Психологическая культура человека может рассматриваться в контексте различных сфер жизнедеятельности (профессиональной, личной) с учетом ряда особенностей (национальных, возрастных, половых и т. д.).

Раз-

\ витие психологической культуры как целостного личностного образования изучено в науке довольно плохо. Предметом исследования чаще всего являются ее отдельные структурные компоненты и функции. Однако даже они изучены недостаточно полно.

Общая психологическая культура человека характеризуется наличием функций, задач, признаков, параметров, определяющих готовность эффективно решать широкий круг повседневных задач независимо от

особенностей узких, специальных видов деятельности, выполнять широкий спектр социальных ролей безотносительно конкретной профессиональной деятельности. Для того чтобы полно охарактеризовать понятие «психологическая культура человека», необходимо определить ее основные функции.

О функциях культуры М. С. Каган писал следующим образом: «В одном измерении — в социальном пространстве — культура призвана непосредственно удовлетворять потребности людей, поскольку они выходят за пределы природных по своему происхождению и функциям витальных нужд, свойственных всем животным, тем более, что эти потребности она же и формирует; в другом же измерении культура преодолевает власть времени над бытием человека, поскольку ее предметное бытие не исчезает в ходе удовлетворения потребностей каждого поколения, но сохраняется и передается из поколения в поколение определенный в ней разностороннйй жизненный опыт человечества» .

Л. С. Колмогорова выделяет следующие функции общей психологической культуры человека: репродуктивно-трансляционную, конструктивно-адаптационную, регулятивно-корректиру ющую, проектировочно-ориента-ционную, гармонизирующе-синергетическую, продуктивно-порождающую [ 6 ]:

  • Репродуктивно-трансляционная функция предполагает сохранение и передачу тех достижений в психологических взглядах, знаниях, методах, а также в достижении личностного определенного культурного уровня, которые создали бы преемственность поколений, не позволили бы последующим поколениям «откатиться» назад и создали бы условия для последовательного прогресса человечества;
  • Конструктивно-адаптационная функция включает в себя обеспечение социальной адаптации, эффективного взаимодействия, взаимопонимания, общения людей, различающихся по национальным, возрастным, половым и другим признакам, обеспечение эффективности внешней и внутренней деятельности человека, направленной на решение проблем, на основе имеющегося жизненного опыта, образованности, развития психических процессов и качеств;
  • Регулятивно-коррактирующая функция отвечает за обеспечение эффективности процессов саморегуляции, самоорганизации, самоконтроля, самосовершенствования, преодоления различных неблагоприятных психических и физических состояний;

Проектировочно-ориентационная функ-

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | 2

ция направлена на ориентирование, планирование в процессах жизненного самоопределения, сознательного проектирования, «построения» человеком своей жизни;

  • Гармонизирующе-синергетическая функция предполагает гармонизацию внутреннего мира человека, создание целостной непротиворечивой Я-концепции, состояние внутреннего благополучия, обеспечение полноценной духовной и душевной жизни человека, повышение качества жизни, степени удовлетворенности жизнью;
  • Продуктивно-порождающая функция обеспечивает процесс обновления индивидуального и общественного бытия во всех сферах жизни человека .

Е. А. Климов характеризует психологическую культуру как часть общей культуры человека (как члена семьи, гражданина, специалиста), предполагающую освоение им системы знаний в области основ научной психологии, основных умений в деле понимания особенностей психики (своей и окружающих людей) и использование этих знаний в обыденной жизни, в самообразовании и профессиональной деятельности. Таким образом, в этом определении дается характеристика «родового» понятия без разделения общей и профессиональной психологической культуры .

О. И. Мотков считает, что психологическая культура включает комплекс активно реализующихся культурно-психологических стремлений и соответствующих умений . По его мнению, развитая психологическая культура включает: систематическое самовоспитание культурных стремлений и навыков; достаточно обычного и делового общения; хорошую психологическую саморегуляцию; творческий подход к делу; умение познавать и реалистически оценивать свою личность.

Становление психологической культуры автор понимает как актуализацию культурно-психологического потенциала. Раскрывая функции психологической культуры, он отмечает, что культура помогает человеку создавать реалистическую Я-концепцию, находить свой жизненный путь, организовывать свою деятельность, успешно преодолевать стрессы.

Н. Н. Обзоров в понятии «психологическая культура» выделяет три компонента:

1) понимание и знание себя и других людей;

2) адекватная самооценка и оценка других людей; 3) саморегулирование личностных состояний и свойств, саморегуляция деятельности, регулирование отношений с другими людьми .

Это определение отражает важные компоненты психологической культуры, но не исчерпывает полного объема понятия, в частности, не включает ценностно-смысловой и культуротворческий блоки культуры. А. А. Бодалев рассматривает психологвде-скую культуру личности в контексте проблемы общения. Он считает, что «…для общения, основанного на принципах гуманизма, необходима психологическая культура, основные положения которой можно попытаться свести к трем элементам: разбираться в других людях и верно оценивать их психологию, адекватно эмоционально откликаться на их поведение и состояние и выбирать по отношению к каждому из них такой способ общения, который, не расходясь с требованиями морали и будучи направлен на утверждение идеалов, в то же время наилучшим образом отвечал бы индивидуальным особенностям тех, с кем приходится общаться» .

Л. Д. Демина определяет психологическую культуру как комплексное понятие, которое включает знания человека об основных факторах и законах развития внутреннего мира, способах и приемах саморегуляции (т. е. управление своими переживаниями, чувствами, активностью), лежащих в основе психического здоровья личности .

Мы рассматриваем психологическую культуру как высокого уровня обобщенности интегральное образование, которое включает в себя связанные по координационному и субординационному принципам различные психологические свойства и образования человека, такие как: мотивационные, эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные, рефлексивные, регулятивные и др. Выстраивая модель психологической культуры в общепсихологическом плане, выделяется в целостной психике человека психическое образование, которое включает в себя все, что касается субъект-субъектных и самосубъектных взаимосвязей и отношений. Это образование, таким образом, имеет отношение к способам и стилям взаимодействия с другими и с самим собой, а также оно включает содержание отношений к другому человеку и самому себе. В генезисе психологической культуры следует выделять три основных уровня:

  • Психологическую грамотность — как некоторый минимум психологических знаний и умений, которые обеспечивают более или менее адекватное поведение;
  • Психологическую компетентность, обеспечивающую эффективность поведения, деятельности или социального взаимодействия с людьми;

— Зрелую психологическую культуру как развитый механизм личностной саморегуляции, которая обеспечивает и эффективное, и безопасное, и гуманное взаимодействие с людьми. Можно полагать, что психологическая культура этого уровня выступает как психологическое новообразование, отражающее высокий уровень зрелости личности.

В результате изучения структуры психологической культуры можно отметить, что она включает в себя следующие основные компоненты:

  • Когнитивный (система научных психологических знаний о человеке и социальном взаимодействии людей, система адекватных представлений о своем внутреннем психическом мире и личностно-индивидуаль-ных качествах, развитый социальный интеллект, креативность, склонность к социальному творчеству);
  • Рефлексивно-перцептивный (наблюдательность, внимательность к людям, психологическая проницательность, умение адекватно воспринимать самого себя и других людей, прогностические способности, способности к идентификации);
  • Аффективный (чуткость к людям, развитая эмпатия и умение сопереживать, богатство и действенность переживаний, эмоциональная стабильность, отзывчивость, доброжелательность, великодушие, милосердие, чувство собственного достоинства, чувство юмора);
  • Волевой (способность противостоять внешнему давлению, способность подавить отрицательные эмоциональные воздействия и сильные переживания, способность не допускать срывов деятельности при значительных психических и физических нагрузках, самоконтроль, выдержка, настойчивость в утверждении нравственных ценностей и отстаивании нравственных принципов);
  • Коммуникативный (умение общаться с разными людьми, адекватно воспринимать и передавать информацию, умение строить и излагать свои мысли логично, доказательно и понятно, речевая культура);
  • Регулятивный (адаптивность, умение произвольной саморегуляции поведения и деятельности, владение собой, умение управлять своими психическими состояниями и умом, совестливость, нравственная саморегуляция);
  • Подсистема опыта социального взаимодействия (установки и стереотипы культурного поведения, развитые умения и навыки социального взаимодействия, соци-альная активность, терпимость к людям, вежливость, дипломатичность, добросовестность, внутреннее достоинство, интеллигентность);
  • Ценностно-смысловой (социальные нормы, ценности и отношения к ним, интерес к людям, толерантность, гуманность, порядочность, справедливость, ответственность, нравственность, самоуважение).

Л. С. Колмогорова определяет общую психологическую культуру человека следующим образом: «Это базовой культуры как системной характеристики человека, позволяющая ему эффективно самоопределиться в социуме и самореализоваться в жизни, способствующая саморазвитию, успешной социальной адаптации и удовлетворенности жизнью. Она включает грамотность и компетентность в психологическом аспекте понимания человеческой сущности, внутреннего мира человека и самого себя, человеческих отношений и поведения, гуманистически ориентированную ценностно-смыс-ловую сферу (стремления, интересы, мировоззрения, ценностные ориентации ), развитую рефлексию, а также творчество в психологическом аспекте человекознания и собственной жизни» .

Таким образом, обзор литературы позволяет говорить о том, что проблема психологической культуры является актуальной в психологической науке. Психологическая культура является частью общей культуры человека. Она имеет довольно широкое функциональное значение. В самом общем плане ее можно рассматривать как своеобразный личностный инструмент обращения человека с другими людьми (включая самого себя) как с субъектами, как с личностями и как с индивидуальностями. Она представляет важнейшее условие социального бытия человека как субъекта и как личности. Психологическая культура как личностное образование не дана человеку в готовом виде, а задана в культуре общества: в людях, в межличностных отношениях, в способах и формах общения, а также в тех видах и жанрах литературы, науки и искусства, которые посвящены человеку.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/ponyatie-psihologicheskoy-kulturyi/

1. Бодалев А. А. Психология личности / А. А. Бодалев. — М. : Просвещение, 1988. 187 с.

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | № 2

2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в б т. / Л. С. Выготский. — М. : Педагогика, 1982. — Т. б. — 564 с.

3. Демина Л. Д. Психологический мир личности / Л. Д. Демина. — Барнаул: АГУ, 1994. — 167 с.

4. Каган М. С. Философская теория ценности / М. С. Каган. — СПб. : Питер, 1997. — 342 с.

5. Климов Е. А. Основы психологии / Е. А. Климов. — М. : ВЛАДОС, 1997. — 376 с.

6. Колмогорова Л. С. Диагностика психологической культуры школьников / Л. С. Колмогорова. — М. : ВЛАДОС-Пресс, 2002. — 359 с.

7. Мотков О. И. Психология самопознания личности / О. И. Мотков. — М. : Академия,

8. Обозов Н. И. Психологическая культура отношений / Н. И. Обозов. — СПб. : Питер, 1995. — 267 с.

9. Романов К. М. Психология межличностного познания / К. М. Романов. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1993. — 347 с.

Поступила 24.12.09.

ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

М. С. Ионова

В данной работе рассматривается одна из актуальных и недостаточно разработанных проблем современной психологической науки — проблема планирования и прогнозирования в профессиональной деятельности психолога. В статье представлены результаты теоретического анализа психологической литературы. В частности, выделены основные направления исследований планирования и прогнозирования в профессиональной психологической деятельности, указаны недостаточно разработанные аспекты проблемы, очерчены ближайшие перспективы дальнейшей работы в данном направлении.

Согласно положениям деятельностного подхода, активно развивавшегося в нашей стране в предыдущие десятилетия, любое психическое явление в той или иной функции включено в структуру человеческой деятельности и обслуживает ее. Не составляют исключения планирование и прогнозирование. Наличие в любой деятельности опережающего начала, отмечает Л. А. Регуш, подтверждается такой психологической характеристикой деятельности, как целенаправленность . Именно в умении планировать и прогнозировать проявляется опережающий характер деятельности человека.

Большинство исследований планирования и прогнозирования в психологии связаны прежде всего с разработкой проблемы прак-

тической деятельности. Так, Б. М. Теплов одним из первых обратился к данной проблеме. В работе «Ум полководца» автор рассматривает планирование как одно из важнейших условий полководческой деятельности, а план как один из видов прогнозирования . Е. Н. Сурковым раскрыта специфика данных компонентов в спортивной деятельности. Под руководством О. К. Тихомирова осуществлялись исследования планирования и прогнозирования в игре шахматистов . С. Н. Архангельский, Д. Н. За-валишина, В. Н. Пушкин и ряд других авторов обратились к данной проблеме, рассматривая деятельность представителей ряда рабочих профессий . Достаточно полно указанные составляющие исследованы в

Психологическая культура личности – это характеристика гармоничности

Изучают выраженность и качество шести частных видов культурно-психологических поведенческих проявлений:

1 — самопонимание и самопознание, наличие самоанализа своих личностных и поведенческих особенностей, в результате которого начинают лучше осознаваться свои планы, отношения и психологические особенности, образуется самооценка, реально помогающая жить, ставить осуществимые цели и задачи, направлять конкретные усилия в соответствующее своим склонностям и предпочтениям русло, быть самим собой;

2 — конструктивность общения со сверстниками, ближними и дальними людьми, помогающая продуктивному разрешению личных, деловых и общественных вопросов;

3 — хорошая саморегуляция своих эмоций, действий и мыслей — развитые умения поддерживать положительный эмоциональный тон, сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях, проявлять гибкость при решении сложных задач и в общении;

4 – наличие творчества – охотное освоение новых дел, придумывание новых способов выполнения привычной деятельности;

5 — самоорганизованность — достаточно реалистичное планирование, доведение начатого дела до конца, выполнение деловых обещаний, умение распределять время на различные дела;

6 — гармонизирующее саморазвитие — наличие самозадач и деятельности по самовоспитанию своих качеств, улучшающих образ жизни, поддержание бодрости с помощью физических упражнений, умение заставить себя соблюдать ежедневную гигиену, сохранять порядок в своей комнате и т.п.

Эти шесть частных показателей составляют общий фактор – Психологическая культура личности

Развитие психологической культуры у детей связано, по-видимому, как с действием факторов наследственности и среды, так и с собственной активностью субъекта, т.е. с постановкой развивающих самозадач и их осуществлением.

О психологической культуре человека можно говорить в контексте различных сфер жизнедеятельности (профессиональной, личной), с учетом ряда особенностей (национальных, возрастных и т.д.).

Например, развитие психологической культуры у детей связано, по-видимому, как с действием факторов наследственности и среды, так и с собственной активностью субъекта, т.е. с постановкой развивающих самозадач и их осуществлением, профессиональная психологическая культура определяется спецификой той или иной деятельности (учителя, врача, менеджера и т.д.), особенностями решаемых задач. В этом ракурсе базисная психологическая культура личности определяется наличием характеристик, параметров, определяющих готовность эффективно решать широкий круг повседневных задач независимо от особенностей узких, специальных видов деятельности, выполнять широкий спектр социальных ролей безотносительно к конкретной профессиональной деятельности. Именно в таком понимании она является предметом нашего изучения.

Психологическая культура включает в себя как образованность (обученность и воспитанность) в области психологии, так и основные параметры развития личности. Причем, психологическая культура личности не может рассматриваться вне контекста той культуры, в которой человек вырос, живет. Она содержит в себе черты как общечеловеческой, так и национальной, социально-стратовой культуры, «вычерпывая» ее достояние в пространстве и времени.

аспектов:

  • Гносеологического;
  • Процессуально-деятельностного;
  • Субъективно-личностного.

Психологическая культура как составная часть системной культуры общества многослойна. В нее входят:

1)Обыденное психологическое знание и , присутствующие в рамках религиозной жизни, общественно-политической, экономической, образовательной деятельностей.

2)Психологическая профессиональная деятельность и практическое знание, имеющее научное обоснование и вместе с тем долю искусства (психотехники, различные школы психологического консультирования и психотерапии и т.д.).

3)Психологическая наука и образование (в основном высшее), образующие сферу психологии.

Взаимосвязь образования и культуры подчеркивается многими отечественными и зарубежными авторами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко, И.А. Зимняя, К. Роджерс, А. Маслоу и др.).

Образ культуры проецируется в современные типы образовательного процесса, и ее воспроизводство осуществляется в образовании. В этой связи актуальным и своевременным становится определение понятия «психологическая культура человека» и рассмотрение его содержания как важнейшей составляющей общей культуры человека.

14 некоторые основные компоненты психологической культуры:

1)гуманизм, увлеченность, бескорыстность, страстная преданность науке;

2)исключительная тщательность и внимание к фактам;

3)понимание относительности научных доказательств и выводов;

4)высокий уровень личностной рефлексии, способность к иронии и самоиронии;

5)широкие культурные интересы, развитый эстетический вкус;

6)широкая гуманитарная культура;

7)речевая выразительность, наполненность эмоциональной жизни;

8)миро и жизнеутверждение, оптимизм, альтруизм.

В меньшей степени носителям подлинной психологической культуры были свойственны гибкость и социальная адаптированность по отношению к основным мировоззренческим категориям.

Между тем вне профессионального сообщества психологическая культура до сих пор складывается стихийно. Ее отличает аморфность, нерасчлененность и неосознанность. Задача формирования психологической культуры подрастающего поколения не может быть решена без развития индивидуальной психологической культуры взрослых, родителей, воспитателей, учителей и самих психологов.

Психологическая культура является важной составляющей персональной культуры человека. Ее отличают следующие особенности:

1)широкое общекультурное образование;

2)потребность быть культурным человеком;

3)желание иметь психологическую культуру;

4)потребность быть носителем психологической культуры;

5)чувствительность к психологическому опыту, опыту собственной жизни;

6)осознанность мыслей, чувств, поведения;

7)способность к проблематизации событий собственной жизни;

8)конструктивное, творческое осуществление собственной жизни.

Психологическую культуру нельзя передать как застывшую архаичную форму. Культура «живет» не внутри формы, а на ее границах, проявления ее спонтанны, они отражают индивидуальность ее носителя. Культура психологического знания и опыта может снять проявления бескультурья, но при условии осуществления ее в ходе «живого опыта», путем развития «культурного состояния», направленного на осуществление определенного усилия по изменению себя.

Психологическая культура — это теория познания человеком самого себя. В состав психологической культуры нужно включить и то, что можно назвать психологической деятельностью. Деятельность по психологическому личностному самообслуживанию, т.е. та деятельность, которую человек обращает внутрь самого себя и которая обслуживает его собственный внутренний мир. Иными словами, деятельность самопознания — деятельность, связанная с формированием собственных внутренних инстанций, со способностью преодолевать те или иные внутренние трудности; деятельность, вынесенная за пределы личности, межличностная деятельность, которая тоже опосредуется психологической культурой. Итак, можно считать, что психологическая культура имеет два основных уровня. Теоретический, представленный психологией, психотерапией и теорией воздействия людей друг на друга, которую разработали специалисты и которая стала достоянием науки. Но есть и другой, так сказать, доконцептуальный, житейский уровень психологической культуры. По мнению Я. Коломинского, формирование психологической культуры связано с выстраиванием методологических мостиков между тем опытом человека, в котором он выработал свою собственную психологическую культуру, и научным уровнем последней.

Психологическая культура должна рассматриваться как специфический феномен гражданского общества, находящий формы институциализации в образовательных программах общего и специального образования, в системе психологической поддержки разных групп специалистов и, в первую очередь, реализующих эти программы учителей.

В психологических словарях называются «некоторые проявления психологической культуры личности: умение ясно и определённо мыслить, говорить, контролировать своё поведение, владеть эмоциями и чувствами, самодисциплина, собранность, организованность, вежливость» .

компонентов психологической культуры.

1. Культурные нормы, поддерживающие межгрупповые и межличностные отношения: побуждающие и запрещающие; общечеловеческие, национальные, классовые, групповые; по степени обязательности — обязательные и необязательные к исполнению.

2. Знание как результат процесса познания выражено в понятиях, теориях, представлениях, суждениях, законах. Оно может быть научным и донаучным (житейским), эмпирическим и теоретическим, практическим и духовным.

3. Значения — культурное средство соединения с миром посредством знаков, они выражаются в образах, , жестах и словах, одежде, ритуалах и т.д.

4. Ценности как способ регуляции человеческого поведения и деятельности являются сложным компонентом культуры. Ценности — это то, без чего человек не мыслит свою жизнь полноценной.

5. Символы в сфере психологии — объект рассмотрения с точки зрения различных форм проявления в психической деятельности (сказки, сновидения, метафоры и т.д.), их трактовки, придания им личностного смысла и влияния на деятельность человека

Лекция, реферат. 5. Психологическая культура личности и ее структура — понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Обращенность современного общества к культуре, человеку, его духовному миру становится доминантой общественного развития. В образовании, как явлении цивилизации, происходит также ориентация на индивида, на развитие личности, что превращает культуру в важнейший фактор духовного обновления как общества в целом, так и отдельной личности. Слово «культура» произошло от латинского cultura (agri) и первоначально означало возделывание земли. Культура часто означает улучшение и облагораживание и человеческих обычаев и способов поведения, воспитание человека. Это словоупотребление перенесено из земледелия, но относится не к растениям, а к людям. Под культурой следует понимать все то, что создано целенаправленным размышлением и специфичными для людей способами (методами) деятельности. Эти средства позволяют создать как материальные, так и нематериальные, духовные ценности. В этом смысле к культуре принадлежит каждое, даже простейшее, созданное человеком орудие, примитивнейший инвентарь, любая мысль, идея, зародившаяся в уме человека. С помощью культуры люди удовлетворяют свои потребности (материальные и духовные) и строят отношения между собой.

Культура как система искусственных средств отличает человека от животных. Понятие «культура» многозначно. Его невозможно определить двумя-тремя фразами. И самое первое определение термину (по мнению американских антропологов) дал английский этнограф Эдуард Тэйлор (1832—1917).

«Культура — комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества». Вплотную этим вопросом занимались Альфред Кребер и Клайд Клакхон, которые написали книгу «Culture: A critical Review of concepts and Definitions» в 1952 году. (На русском языке она вышла в 1992 году под названием «Культура: Критический анализ концепций и дефиниций»).

Ученые в своей работе собрали 164 определения культуры и свыше сотни ее описаний. Они систематизировали определения по «упору» или «акценту» (на преемственность, на генезис и так далее).

Вот некоторые из определений: «Культура — это социологическое обозначение для наученного поведения, то есть поведения, которое не дано человеку от рождения, не предопределено в его зародышевых клетках как у ос или социальных муравьев, а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей» (антрополог Р.Бенедикт).

«Культура — это нормы привычного поведения, общие для группы, общности или общества. Она состоит из материальных и нематериальных элементов» (социолог К.Янг).

«В самом широком смысле слова культура обозначает совокупность всего, что создано или смодифицированно сознательной или бессознательной деятельностью двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг друга» (социолог П.Сорокин).

«Культура — прочные верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта» (У. Беккет).

Мэтры отечественной философии, психологии, педагогики, культурологии (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.С. Лихачёв, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, К.Д. Ушинский и др.) придавали решающее значение культуре как условию развития человека. Они утверждали, что человек становится частью человечества, постигая культуру и творя её. При этом они подчеркивали психологический контекст данного постижения, так как духовная культура объединяет явления, которые связаны с сознанием, с интеллектуальной и эмоционально-психической деятельностью человека (язык, знания, уровень интеллектуального, нравственного и , творчество, эмоции, отношения, способы и формы общения людей).

Психология вносит в общую культуру понимание уникальности, сложности и ценности человека как такового и его жизни. Одна из специфических особенностей психологической культуры состоит в том, что данностью признаётся индивидуально неповторимое в человеке. Без исходного представления о масштабности и ранимости внутреннего мира человека нельзя полноценно объяснить никакое психическое проявление и реальное поведение людей.

Вопросы развития психологического здоровья и психологической культуры все чаще поднимаются в современной педагогической и психологической литературе. В научной среде сформировалось и активно используется понятие психологического здоровья. Основу психологического здоровья составляет нормальное развитие субъективной реальности в процессе жизни, где под нормой понимается не то среднее, что есть, а то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного человека, а под субъективной реальностью понимается «душа», «внутренний мир», «индивидуальный дух», «человеческое в человеке». Но вслед за понятием психологического здоровья, по аналогии с медициной, возникает понятие психологической гигиены, а также и более психологической культуры. Под психологической культурой следует понимать не просто знание причин возникающих психологических проблем и последствий тех или иных действий. Психологическая культура — это в первую очередь способность и готовность решать проблемы взаимодействия с социальным окружением и с самим собой так, чтобы не тормозить процесс личностного развития.

Учёные выделяют такое присущее человеку психологическое свойство как интеллигентность. Свойство интеллигентности, по словам Ю.М.Лотмана, является определённым культурным достижением человечества и принадлежит человечеству в целом. Можно предположить, что интеллигентность — это высшая форма проявления сущности психологической культуры человека. Личностными качествами интеллигентного человека являются человеческое отношение к миру и людям, привязанность к своему народу, к своей Родине, к своей культуре и уважение культуры других народов; развитое чувство справедливости, чести, совести, чувство независимости, в частности, социально независимая позиция и способность отстаивать эту позицию. В представлении А.Ф.Лосева, психологическое свойство интеллигентности проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в желании не обидеть человека, в умении уважительно спорить, в умении незаметно помочь другому. Д.С. Лихачёв высказывал даже мысль о том, что теряет право на существование, если не воспитывает в своих учениках интеллигентность. Воспитание психологической культуры личности невозможно без определённого уровня психологической грамотности. Важным содержательным аспектом психологической грамотности, справедливо замечает Е.А. Климов, является собственно научная, пусть элементарная, но истинная — осведомлённость о фактах и закономерностях, характеризующих субъективный мир человека.

Тему психологической культуры нельзя рассматривать отдельно от психологической грамотности. Психологическая грамотность как совокупность элементарных психологических знаний и умений представляет собой азы психологической культуры, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальных и других особенностей. Психологическая грамотность означает овладение психологическими знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами и т. д.), умениями, символами, традициями, правилами и нормами в сфере общения, поведения, психической деятельности и т. д. Психологическая грамотность может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из традиций, обычаев, непосредственного общения человека с другими людьми, почерпнутого из средств массовой информации, и т. д. Психологическая грамотность предполагает овладение системой знаков и их значений, способами деятельности, в частности способами психологического познания. Причем речь идет не только о знаниях, но и их применении, исполнении норм, правил на уровне ролевого поведения, социальных функций, традиций. Под грамотностью мы понимаем вслед за Е. А. Климовым, Б. С. Гершунским, Б. С. Ерасовым необходимую минимальную ступень и образованности, и компетентности, и культуры в целом.

Общая психологическая грамотность — это ступень в освоении культуры, доступная каждому нормально развивающемуся человеку.

Но одних знаний для развития психологической культуры недостаточно. Культура личности всегда проявляется во взаимоотношениях людей. Можно сказать, что основу психологической культуры личности составляют психологические знания, оплодотворённые общечеловеческими, гуманистическими ценностями. Реализация таких знаний в обществе осуществляется с позиций и в контексте уважения, любви, совести, ответственности, бережного отношения к чувству человеческого достоинства как своего, так и другого человека. Нравственные принципы, благородство чувств, которые выражаются в способности человека к тонким переживаниям, глубокому сопереживанию, в способности поступать великодушно являются сутью психологической (внутренней) культуры личности. Януш Корчак, великолепно зная и понимая психологию ребёнка, писал: «Я часто думал о том, что значит «быть добрым»? Мне кажется, что добрый человек — это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует».

Психологическая культура сама собой не рождается, её развитие предполагает внимание к внутреннему миру ребёнка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, к сверстникам, к окружающему миру, к происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой. Таким образом, в науке 20 века некоторые ученые обратили внимание на существование особого детского мира, обладающего собственной культурной системой представлений о мире и о людях, социальных норм и правил, наследуемых от поколения в поколение детей традиционных форм фольклорных текстов. По Виноградову Г. С. термин «детский фольклор» обнимает собою всю совокупность словесных произведений, известных детям и не входящих в репертуар взрослых.

Детская субкультура (от лат. sub под и cultura возделывание, воспитание, развитие) в широком значении все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место, и вместе с тем она обладает относительной автономией, поскольку в любом обществе дети имеют свой собственный язык, взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения, весьма устойчивые для каждого возрастного уровня и развивающиеся в значительной степени независимо от взрослых.

Возникновение детской субкультуры как целостного историко-культурного феномена обусловлено половозрастной стратификацией общества, уходящей своими корнями в глубокую древность, когда не прошедшие инициацию (особый обряд посвящения во взрослость) члены общины объединялись для осуществления совместных форм жизнедеятельности, тождественной взрослым. С развитием человеческого общества эти формы все более автономизировались, делая переход от прямого подражания трудовым, бытовым и ритуальным действиям взрослых к игре как особой непродуктивной форме активности, благодаря которой осуществляется управление собственным поведением ребенка, его ориентация в смыслах человеческой деятельности и отношений.

Это тот мир, который детское сообщество создавало «для себя» на протяжении всего социогенеза, его составляют:

  • детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички, сказки, страшилки, загадки);
  • детский правовой кодекс (знаки собственности, взыскание долгов, мены, право старшинства и опекунское право в , право на использование грибного/ягодного места);
  • детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки);

— Творческая, пристрастная переработка совокупного опыта предшествующих поколений в игре является условием автономизации мира детства и возникновения широкого круга феноменов детской субкультуры, таких, как различные жанры детского фольклора к ним.

По определению М.В. Осориной, «детский фольклор — одна из форм коллективного творчества детей, реализуемого и закрепляемого в системе устойчивых устных текстов, передающихся непосредственно из поколения в поколение детей и имеющих важное значение в регулировании их игровой к коммуникативной деятельности» . Фольклорная традиция, вобравшая в себя социальный и интеллектуальный опыт многих детских поколений, предоставляет ребенку-дошкольнику или младшему школьнику решения жизненных проблем в детском сообществе, а в подростковом возрасте приобретение психологической независимости от взрослых и отстаивание своей позиции.

Анализ аспектов детской культурной традиции показывает, что она имеет разнообразные функции и удовлетворяет основные социально-психологические потребности детей, осваивающих правила межличностного общения. С точки зрения психолога, многие традиционные формы детского поведения являются своеобразным психологическим тренингом навыков общения ребенка. Постепенно усложняющиеся задачи самопознания и саморегуляции, осознания правил и норм взаимоотношений между людьми и сотрудничества с другими он усваивает, активно проживая их в играх и шалостях, в ситуациях испытания храбрости и дразнении. И всегда ребенок может найти опору и выход из положения, обратившись к детской традиции и фольклору, которые в буквальном смысле слова обслуживают все важнейшие сферы жизни ребенка: отношение к самому себе, общение со сверстниками и миром взрослых, с природой и таинственным миром сверхъестественного.