Методы экологического образования и воспитания детей в ДОУ

Курсовая работа
Содержание скрыть

Осознанно-правильное отношение детей, которое и выступает основой экологического образования, строится на чув­ственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особен­ностях жизни, овладение навыками ухода за растениями, животными, избегание жестокого обращения с объектами флоры и фауны. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечива­ют ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку. Экологическая образованность детей проявляется в том, что они могут сами объяснить происходящие в природе явления или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно выполнить отдельные трудовые действия, направлен­ные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

Процесс экологического образования сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня качества, а значит и эффективности этого образования.

Объект исследования, Предмет исследования -, Гипотеза исследования —

1.Ознакомить детей с рациональным природопользованием; научить их любить жизнь, природу, людей, себя, активно познавать мир.

2.Изучать объекты и явления в природе, связи и отношения, которые существуют между ними.

3.Знакомить детей с навыками бережного обращения с природными объектами с целью их сохранения.

Цель исследования —

В связи с поставленной целью и для подтверждения выдвинутой гипотезы нами определен следующий круг задач:

провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме воспитания бережного отношения дошкольников к природе;

  • рассмотреть роль знакомства с природой в воспитании бережного отношения к ней;
  • провести эмпирическое исследование и выявить исходные показатели по теме исследования;
  • разработать и провести комплекс мер по формированию положительного отношения к природе у старших дошкольников;
  • подтвердить гипотезу исследования на этапе контрольного эксперимента.

Теоретико-методологической основой

методы исследования

  • теоретические (изучение и анализ литературы поисследуемой проблеме);
  • эмпирические (анкетирование, эксперимент, интервьюирование).

Опытно-экспериментальная база исследования

Сроки проведения исследования: апрель-сентябрь 2013г.

Теоретическая значимость:, Практическая значимость:, Структура работы:

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ

1.1 Понятие экологического образования

Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, норм поведения и получение специальных знаний по охране окружающей природной среды и природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности.

22 стр., 10624 слов

Формирование гуманного отношения детей к природе

... гуманного отношения к природе .1 Отношение к природе как результат экологического образования дошкольников Дети ... нам выбрать тему исследования: формирование гуманного отношения к природе в процессе совместной деятельности в экологоразвивающей среде. Цель исследования: выявление и экспериментальные подтверждения педагогических условий, при которых формирование гуманного отношения детей к природе ...

Решение экологических проблем невозможно обеспечить усилиями одних только специалистов – экологов, управленцев, юристов, инженеров, законодателей – или же властными институтами общества. Для эффективного достижения цели – повышения экологической безопасности – необходимо активное участие всех людей вне зависимости от их социального или культурного статуса.

Современные условия жизни в гармонии с природой диктуют необходимость:

  • научиться экономить любые природные ресурсы вне зависимости от того, дефицитны они или нет;
  • заблаговременно рассчитывать все возможные последствия своей деятельности, принимая во внимание не только очевидные, но и самые невероятные;
  • сменить гигантоманию на парадигму тотальной миниатюризации – поиска технологий, сводящих к минимуму энергетические и вещественные затраты;
  • в полной мере ощущать личную ответственность за любые нарушения правил рационального природопользования [Бобылева 2005].

Экологическое образование позволяет людям понять, что мир, в котором они живут, значительно сложнее их поверхностного восприятия, что очевидные для них суждения совсем не безусловны.

Экологические знания позволяют сделать намного безопаснее и здоровее жизнь, не только собственную, но и своих близких. Можно с уверенностью считать, что средняя продолжительность жизни россиян была бы в тех же условиях на 10-15 лет больше, а главное, здоровее, если бы население обладало более высокой социальной культурой, в которой экологические и медицинские базовые знания занимают важное место[Иванова 2006].

1.2 Необходимость экологического образования дошкольников

Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений.

Само по себе наличие экологических представлений не гарантирует экологически целесообразного поведения личности. Для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе. Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность поступать с точки зрения экологической целесообразности. Уже в процессе освоения экологических представлений у детей происходит формирование эмоционального отношения к растительному и животному миру [Николаева 2002].

Целью экологического образования дошкольников является создание условий для формирования личности с экологически ориентированным сознанием. Экологическое образование должно решать три основные задачи:

15 стр., 7498 слов

Курсовая «Учреждения дополнительного образования детей как фактор ...

... дополнительного образования детей; определить виды учреждений дополнительного образования детей; рассмотреть созданные условия в учреждении дополнительного образования для развития творческого потенциала ребенка; Объектом исследования является культурно-досуговая деятельность детей в учреждениях дополнительного образования. Предметом исследования – система учреждений дополнительного образования ...

1 — формирование адекватных экологических представлений о взаимосвязях в природе;

2 — развитие отношения к природе как нашему общему дому, переживание себя как части природы;

3-формирование системы умений и навыков экологически целесообразного поведения, взаимодействия с природой.

С экологией как наукой, учебной дисциплиной дети познакомятся в школе. Может показаться, что развитие экологических представлений в дошкольном детстве преждевременно и не соответствует возрастным возможностям. Однако дошкольное детство, по мнению педагогов и психологов, является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребенка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано[Клепина 2006].

Сегодняшние дошкольники будут жить в третьем тысячелетии, в быстро меняющемся мире с ухудшающейся экологией. Уже от них, их экологической грамотности, социальной активности, ответственности будет зависеть преодоление экологического кризиса, сохранение жизни на планете. Как раз в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию ее красок и форм, необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся[Рыжова 2003].

Период дошкольного детства характеризуется тем, что у ребенка развиваются синтетические формы восприятия пространства и времени, наглядно-образное мышление, творческое воображение, формирование которых в большей степени зависит от условий его жизни и образования. При систематической ориентировке на существенные признаки живых организмов и их жизненных проявлений в процессе игровой и практической деятельности ребенка в форме наглядных образов для него открываются не только внешняя видимость явлений природы, но и простейшие причинные и функциональные связи между ними. Таким образом, у ребенка начинают складываться такие чувственного познания природы, которые важны не только для настоящего периода его развития, но и для будущей его взрослой жизни.

И, наконец, в период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, взрослыми и сверстниками. Это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества и сообщества, в котором ему предстоит жить.

Ребенок учится следовать определенным общественным нормам и правилам поведения, и, если в этот процесс будет включено не только формирование эмоционально-положительного отношения к солнцу, чистой воде, свежему воздуху, растениям и животным, но и норм поведения, не наносящего вреда всему живому, сберегающего и восстанавливающего природу, — это принесет положительный результат не только в детстве, но и во взрослой жизни человека [Каменева 1991].

6 стр., 2593 слов

По стоматиту детей

... 2011 г. по 2013 г. стоматит язвенный грибковый Разработать памятки: по профилактике стоматитов у детей и по методам ухода за больными стоматитом детьми. Объект исследования: Больные стоматитом дети на базе КГБУЗ «ЦРБ с. ...

Необходимо изменить модель восприятия мира у наших детей, предложив им экологически правильную ориентацию. Здесь изначально закрепляется сознание того, что человек – это не царь природы и не ее управляющий. Это один из многочисленных организмов планеты, который должен жить в согласии со многими жителями Земли. Где-то он превосходит своих соседей, а где-то и они его. Не обладает человек силой медведя, скоростью гепарда, зоркостью орла, не должно у него проявляться высокомерия к своему живому окружению. Согласно экологической этике, все организмы нужны в этом мире, каждый делает с вою важную работу по сохранению и продолжению жизни, и все они достойны любви и уважения. Эти новые, закладывающиеся в детях представления, которые могут позже найти выражение в традициях, приведут к более продолжительной жизни, снизят число экологических катастроф и в конечном счете, видимо, продлят жизнь человечества нашей планеты.

Чтобы достичь таких результатов, вовсе не нужно предлагать маленькому человеку целый комплекс биологических и социальных взаимодействий в природе и пытаться провести его еще неокрепшее сознание через массу примеров, выделяя «правильные» и «неправильные» возможные поступки и ситуации. Естественнее дать ему некоторую систему экологических аксиом, лежащих в основе конструкций биосферы. Показать непрерывную связь формы и функции, основу приспособления [Чернякова 2008].

Очень важно заниматься экологией с самого раннего возраста. Тогда кроме памяти и сознания работают еще и механизмы раннего запоминания. Мало обучить ребенка законам экологии, важно, чтобы появилось желание и возможность использовать их в своей жизни. Этому как раз и способствует подача нужной информации в соответствующий чувствительный период, когда она может быть усвоена. Такое обучение базируется не столько на запоминании правил, сколько дает возможность развить у будущего человека экологическое сознание.

Экологически культурного ребенка может воспитать экологически грамотный и культурный человек. Воспитатель должен обладать экологической культурой и владеть рядом педагогических умений. Общение с работниками дошкольных учреждений показывает, что они остро нуждаются в методических рекомендациях, наглядном материале, художественной литературе[Рыжова 2010].

1.3 Методы экологического образования дошкольников

Основу воспитания ценностного отношения ребенка к окружающему миру природы составляет его устойчивая потребность в общении и взаимодействии с природным окружением. Реализовать данную задачу возможно через использование всего спектра методов и форм работы с детьми по их экологическому образованию.

Методы обучения

В систему экологического воспитания входит три группы методов: практические (создание и поддержание условий для объектов природы ближайшего окружения детей, природоохранная деятельность); познавательные (наблюдение, речь и общение); «отобразительные» (моделирование, игра).

Функция методов в системе экологического воспитания — это формирование у детей через разные виды деятельностей экологических представлений и правильного отношения к природе.

практические методы

Наблюдение

С.Л.Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности ребенка. Путь становления наблюдения автор определяет как развитие высших форм восприятия; по мере того как восприятие становится сознательным и целенаправленным актом, оно превращается в собственно наблюдение.

14 стр., 6728 слов

Экологические проблемы мирового сообщества

... экономические и социальные аспекты и говорить только о природе, то можно упомянуть следующие глобальные экологические проблемы, ... проблем, выделив три основных группы: Проблемы политического и социально-экономического характера. Проблемы природо-экономического характера Проблемы социального характера. Осознание глобальных проблем, ... окружающую природную среду, ... иметь больше детей. Дети — важная ...

Развитие разных форм восприятия и наблюдения С.Л.Рубинштейн связывает с их содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой — оно само требует наличия определенных знаний как отправных моментов наблюдения. Для того чтобы от восприятия подняться к наблюдению, нужно знать, что и как наблюдать. С каждым годом расширяется кругозор ребенка, вместе с ростом знаний и развитием мышления происходит непрерывное углубление и преобразование восприятия. По мере того как ребенок познает окружающее, меняется его восприятие мира.

В рассуждениях С.Л.Рубинштейна важны два положения: о процессе формирования наблюдения и его содержании. Следование этим положениям позволяет рассматривать наблюдение как метод экологического воспитания.

В высшем своем проявлении наблюдение — это познавательная деятельность, самостоятельно организуемая самим наблюдателем. Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление все более осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому.

метод моделирования

Следующий методсловесный — чрезвычайно важен в становлении у дошкольников начал экологической культуры, ибо речь сопровождает любую совместную деятельность воспитателя и детей. В системе экологического воспитания словесный метод имеет место в повседневной жизни и на экологических занятиях. На последних он приобретает решающее значение: от «слова» воспитателя (вопросов, пояснений, обобщений, общей логики построения беседы) зависит итоговый результат занятия с детьми любого возраста, процесс формирования полноценных (конкретных и обобщенных) представлений о природе и осознанного отношения к ней.

Следующий методигровой . Возможность использования сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании детей опирается на ряд теоретических положений. Игра, по выражению А.В.Запорожца, — это эмоциональная деятельность: существует особый, эмоциональный план игры, понимание которого необходимо для реализации полноценного воспитательного процесса.

Эффективность обучения в большой степени зависит от эмоционального отношения ребенка к этому процессу: к воспитателю, который обучает, к заданию, которое он дает детям, ко всей ситуации занятия.

Несомненно, включение элементов сюжетно-ролевой игры в процесс формирования у детей представлений о природе может создать эмоциональный фон, который обеспечит более эффективный результат в усвоении знаний. Эмоциональные проявления влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и более широко — на умственную активность ребенка и на его творческие способности.

Игровой метод в экологическом воспитании — это включение в занятия или другие формы педагогической работы игровых обучающих ситуаций (ИОС) — коротких сюжетно-ролевых игр с экологическим содержанием. ИОС — это специально продуманная игра воспитателя с детьми, которая включает дидактическое содержание и решение тех или других экологических задач.

Исследования показывают, что осознанно-правильное — это общее (базовое) отношение дошкольника к природе, в разных ситуациях и у разных детей оно может иметь эстетический, этический или познавательный оттенок. Все вышеописанные методы экологического воспитания, базирующиеся на совместной деятельности, позволяют формировать у детей осознанно-правильное отношение к природе.

Практический метод

Методом наблюдения у детей формируются разные оттенки отношения к природе: познавательный интерес, эстетическое видение растений и животных, сочувствие. Стойкое познавательное отношение формируется благодаря многократному обращению к объекту (циклу наблюдений), а также благодаря тому, что взрослый демонстрирует не замечаемые ребенком причинно-следственные связи живого организма со средой его обитания.

Это тот случай, когда знания трансформируются в отношение, особенно если они сопряжены с действием, с желанием оказать помощь. Знание, полученное в наблюдении, рождает осознанно правильное понимание того, что происходит, почему надо (или, наоборот, не надо) что-то делать.

Формированию эстетического отношения к природе в процессе наблюдений способствует детальное и чувственное восприятие объекта, всех его сенсорных особенностей — формы, окраски, пропорций, размера и др. Следует отметить: все природные объекты, если они находятся в благоприятных условиях жизни, демонстрируют изначальную морфофункциональную красоту — красоту строения и различных проявлений. При этом красота растений и животных имеет свою видовую специфику. Наблюдения, включенные в цикл и специально посвященные красоте объекта, развивают в детях способность видеть и чувствовать гармонию формы, цвета, линий, пропорций, их взаимосвязь и функциональность у каждого животного и растения [Николаева 2013].

В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.

Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются следующими критериями:

возрастными возможностями детей,

характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель.

Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок, также требует использования разнообразных методов. Например, формирование знаний об образе жизни кролика невозможно без наблюдений, о способах ухода за комнатными растениями дети узнают в процессе труда, о свойствах снега и льда — при проведении опытов или игр. Знания о диких животных формируются во время чтения или рассказа воспитателя.

Приоритетными в эколого-педагогической работе являются наглядные и практические методы, включающие наблюдения, труд в природе, игры, элементарные опыты, моделирование, рассматривание картин и иллюстраций, использование технических средств обучения. Ведущая роль отводится наблюдению, которое по праву считается основным методом экологического образования детей, а также познания природы, накопления эмоционально-чувственного опыта общения с ней, формирования нравственной позиции по отношению к окружающему миру [Шпотова 2009]. Значение наблюдения в воспитании ребенка отмечали педагоги Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, Ф. Фребель, К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, Е.И. Тихеева, А.И. Васильева, Э.И. Залкинд, А.К. Матвеева, П.Г. Саморукова, Г.С. Филиппюк и др.

2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПОПРИМЕНЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ

2.1 Исследование исходного уровня знаний о природе и отношения к ней старших дошкольников

База и задачи исследования.

Серьезное внимание уделяется проблеме психологической адаптации воспитанников. Психолого-педагогической службой разработана система диагностических исследований по определению интеллектуального уровня развития, эмоционального состояния личности, состояния здоровья детей и их самооценки. Детский сад в 2012-2013 году работал над проблемой «Воспитание гуманной социально – активной и творческой личности ребенка с целостным взглядом на природу с пониманием «места человека в ней». В связи с этим ведущим направлением деятельности детского сада является «Формирование духовного здоровья детей через общение с природой».

В рамках педагогической работы в МБДОУ проводятся праздники и развлечения, побуждающие развитию эмоциональной сферы ребенка и ознакомлению его с окружающей природой и основами заботы о ней: «Покров день», «Осень золотистая», «Зимние забавы», «Рождество», «В гостях у сказки», «Умницы и умники», «Сбор урожая», «Птицы наши друзья», «Кладовая природы» и др. Дети активно участвуют в озеленении территории детского сада, зимой выращивают овощи и зелень в горшках и ухаживают за живым уголком в старшей группе.

Опытно-экспериментальная работа по изучению влияния экологического образования на развитие бережного отношения к природе у дошкольниковпосредством различных методов, состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.

В исследовании участвовало 12 детей старшей дошкольной группы в возрасте 5-6 лет.

1 Этап. Констатирующий эксперимент

Цель: констатирующего этапа эксперимента — определить отношение старших дошкольниковк природе.

В качестве основных методик были применены:

  • Анкетный опрос;
  • Эксперимент;
  • Интервьюирование.

Задачи: констатирующего эксперимента:

  • определить критерии оценки отношения старших дошкольников к природе;

2) подобрать диагностический материал;

3) провести диагностику отношения старших дошкольников к природе.

Экологическое образованиедетей дошкольного возраста к природе предполагает:

1.формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;

2. ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать подход бережного ее использования;

3. обучение детей уходу за объектами флоры и фауны [Соломенникова 2004].

Эти три направления неразрывны: чтобы научить детей бережно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе. Отсюда следует, что диагностику отношения старших дошкольников к природе необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование базовых знаний о природе и владение навыками бережного отношения к природе.

Критериями выявления качества экологического образования у старших дошкольников будем считать:

Выраженность положительного эмоционального взаимодействия с объектами природы.

Владение навыками бережного отношения к объектам природы [Каменева 1991].

Контрольные задания для определения качества экологического образования у старших дошкольников, Задание 1. Анкетный опрос

Цель. Определить уровень знаний о способах защиты природы

Оборудование:, Инструкция к проведению

Вопросы:

1. Для нашего аквариума ты бы хотел завести новых рыбок:

А) с красивой окраской?

Б) С интересным поведением?

2. Гуляя в лесу с родителями ты пойдешь:

А) Проложишь новую дорожку, зато нарвешь красивый букет?

Б) По хорошей тропинке, не вредя растениям?

3. После отдыха с родными в лесу ты:

А) Оставишь мусор там, ведь и так его много вокруг?

Б) Попытаешься собрать мусор и вместе с родителями выбросишь его потом в урну?

4. Какие цветы ты выбрал бы для посадки на клумбу:

А) Яркие красивые растения, которые не требуют особого ухода?

Б) Растения, за которыми необходимо постоянно следить и ухаживать?

5. Как ты думаешь, что ты можешь сделать для охраны природы:

А) Ничего, я еще маленький.

Б) Не сорить, не обижать животных, вешать кормушки, собирать мусор в лесу [Шпотова 2009].

Оценка результатов деятельности:, Высокий уровень (9 — 10 баллов)., Средний уровень (7 — 8 баллов)., Низкий уровень (5 — 6 баллов)., Таблица 2 – Итоги выполненного задания в баллах

ФИО

Оценка в баллах

Уровень

1

Алиса

8

Средний

2

Аня

9

Высокий

3

Артур

7

Средний

4

Вика

8

Средний

5

Дима

10

Высокий

6

Катя

9

Высокий

7

Коля

9

Высокий

8

Лена

6

Низкий

9

Максим

7

Средний

10

Рома

8

Средний

11

Саша

6

Низкий

12

Сережа

10

Высокий

Задание 2. Выявление навыков ухода за объектами природы

Цель. Определить уровень владения навыками ухода за объектами природы

Оборудование., Инструкция к проведению

1.полить цветок,

2. протереть пыль,

3. почистить от сухих листьев.

Оценка результатов деятельности:

  • ребенок выполнил все задания правильно, не повредив цветку – 2 балла за каждое задание;
  • ребенок не повредил цветку, но работу сделал неохотно – 1 балл за каждое задание;

— ребёнок не справился с заданием и навредил цветку – 0 баллов за каждое задание.

Высокий уровень (6 — 5 баллов)., Средний уровень (4 — 3 баллов)., Низкий уровень (2 — 0 баллов)., Таблица 3 – Итоги выполненного задания в баллах

ФИО

Оценка в баллах

Уровень

1

Алиса

4

Средний

2

Аня

5

Высокий

3

Артур

4

Средний

4

Вика

4

Средний

5

Дима

6

Высокий

6

Катя

5

Высокий

7

Коля

5

Высокий

8

Лена

2

Низкий

9

Максим

4

Средний

10

Рома

4

Средний

11

Саша

3

Средний

12

Сережа

6

Высокий

Задание 3. Интервьюирование каждого ребенка

Цель. Определить уровень развития личностного отношения к природе.

Инструкция к проведению.

  • Тебе на день рождения подарили котенка, хомячка или другое домашнее животное. Ты обрадуешься?
  • Твой друг сломал ветку дерева. Ты укажешь на его неправильное действие?
  • Воспитатель выбирает помощника для уборки на участке. Ты попросишь взять тебя в помощники?
  • Ты любишь смотреть по телевизору передачи о животных или о природе?
  • Тебе нравится слушать рассказы о природе и животных?
  • Воспитатель предлагает тебе убираться в уголке природы или быть дежурным. Ты выберешь уборку в уголке природы?
  • Ты считаешь неправильным бросать мусор там, где хочется?
  • Тебе жалко бездомных собак и кошек?

— Ты хотел бы взять одного из таких животных себе домой? [Соломенникова 2004].

Оценка результатов деятельности, Высокий уровень (16 -18 баллов)., Средний уровень (13 – 15 баллов)., Низкий уровень (9 — 12 баллов)., Таблица 4 – Итоги выполненного задания в баллах

ФИО

Оценка в баллах

Уровень

1

Алиса

13

Средний

2

Аня

17

Высокий

3

Артур

14

Средний

4

Вика

14

Средний

5

Дима

18

Высокий

6

Катя

17

Высокий

7

Коля

16

Высокий

8

Лена

10

Низкий

9

Максим

15

Средний

10

Рома

13

Средний

11

Саша

14

Средний

12

Сережа

16

Высокий

Результаты -, Таблица 5 – Средний балл по выполненным заданиям

ФИО

Оценка в баллах

Уровень

1

Алиса

8,6

Средний

2

Аня

9,7

Высокий

3

Артур

8,4

Средний

4

Вика

8,4

Средний

5

Дима

9,8

Высокий

6

Катя

9,7

Средний

7

Коля

10,6

Высокий

8

Лена

7,5

Низкий

9

Максим

8,5

Средний

10

Рома

8,7

Средний

11

Саша

8,4

Средний

12

Сережа

10,6

Высокий

Высокий уровень (10 — 12 баллов)., Средний уровень (8 -9,9 баллов)., Низкий уровень (5 – 7,9 баллов)., Краткие выводы

наглядных и практических методов

2.2 Разработка мероприятий по формированию положительного отношения к природе у старших дошкольников

2. Этап – формирующий эксперимент

Цель: формирующего этапа эксперимента –использовать комплекс методов экологического образования дошкольников (наглядные, практические и словесные) для успешного формирования бережного отношения к природе посредством проведения природоведческих экскурсий.

Задачи: формирующего эксперимента:

используя методику наглядного и практического обучения основам природосбережения, разработать комплекс природоведческих экскурсий для старших дошкольников.

2) апробировать разработанный нами комплекс на дошкольниках экспериментальной группы.

В ходе данного эксперимента с детьми были проведены три экскурсии.

При организации подобных мероприятий, особое значение придавалось основной форме деятельности дошкольников — игре.

Развить положительные эмоции по отношению к природе помогают игровые ситуации, направленные на возникновение у ребенка доброжелательного отношения к животным, растениям, объектам неживой природы. Рассмотрим подробнее, какие экскурсии были проведены в ходе данного этапа исследования.

Период проведения, Экскурсия №1. Тема «Прогулки по полянке».

В ходе экскурсии особое внимание уделялось редким и уязвимым растениям средней полосы России – хвощ полевой, мать-и-мачеха, гвоздика полевая, а так же другие растения. Воспитатель показывает детям, как выглядят эти растения, их основные черты, полезные свойства, не срывая с места их произрастания!

К примеру, педагог может собрать детей вокруг растения, взяться с детьми за руки и представить, как будто дети – это стена, которая защищает растения, и когда дети вырастут, они будут помнить о своем важном значении в оберегании беззащитных объектов природы.

Воспитатель может акцентировать внимание детей на том, что такие растения, как полевые цветы и кустарники, легко повредить, сломать, что нужно с ними бережно обращаться, иначе они могут погибнуть, и тогда их не останется совсем.

Большое значение придавалось характерным особенностям растений, например: педагог предлагает детям всмотреться в цветок одуванчика, не срывая его. Итак, одуванчик — лекарственное растение, листья одуванчика собраны в розетку и растут все лето. Осенью листья одуванчика не засыхают, а уходят под снег, это они начинают зеленеть весной на солнечном пригреве. А чуть позже зажигаются в траве желтые «фонарики».

Для более успешного закрепления характеристик того или иного растения и понятия «поляна» широко использовалось художественное слово, например:

Мы по ковру идем с тобой,

Его никто не ткал,

Лежит у речки голубой,

И желт, и синь, и ал.

Есть много трав полезных,

На земле страны родной,

Могут справиться с болезнью

Ромашка, мята, крапива

Подорожник, ландыш, зверобой.

[Корнилова 2008].

Игра для детей на полянке «По тропинке мы пойдем….»

Дети делятся на две команды, а педагог объясняет правила.

Правила игры.

Ход игры.

Результаты экскурсии.

В ходе экскурсии реализовывались простейшие природоохранные мероприятия – не ломались и не рвались растения без необходимой того причины, не вытаптывалась трава, дети не трогали и не обижали насекомых. Воспитатель обращал на это внимание детей, подчеркивая ценность и значимость насекомых и растений.

Так же внимание детей привлекалось к антропогенным нарушениям в экосистеме. Педагог формировал у детей представления о том, что луг – это сообщество травянистых растений, и что любое вмешательство из вне может повредить рост растений, жизнь и развитие насекомых.

Экскурсия была спланирована таким образом, чтобы у детей формировался положительный эмоциональный фон при взаимодействии с природой. Дети получали положительные эмоции, радовались солнышку, прислушивались к звукам природы. Например, на экскурсии дети протягивали ладошки к солнышку, закрывали глаза, ощущали тепло первого солнца, радовались ему.

Таким образом, использование наглядных, словесных и игровых методов позволяет закрепить знания о природе и формировать положительное отношение к ней.

Экскурсия №2. Тема «Необычный наш лесок, пригласи нас на часок».

Вторая экскурсия была проведена в зоне посадок, так как леса в близи ДОУ не оказалось. Здесь тоже уделялось внимание уязвимым растениям – кустарник дикого торона, хохлатка, кусты ежевики и др. Воспитатель вместе с детьми находила растения среди деревьев и кустарников, подчеркивала их ценность, необходимость охраны этих цветов. Педагог уделял внимание насекомым и птицам. Жуки и муравьи, бабочки и комары – дети находили их в лесу, педагог объяснял значение насекомых для леса, например:

Дети. Многие насекомые питаются цветочной пыльцой, в цветах находятся их домики.

Дети вместе с педагогом наблюдают за жителями муравейника.

Педагог. Муравьи — самые полезные жители леса, их называют санитарами леса.

Осуществлялись простейшие природоохранные мероприятия: в лесу были развешены кормушки, не ломались ветки, не был причинен вред насекомым, растениям, птицам, животным. Воспитатель в ходе предварительной работы изготовил совместно с детьми кормушки, которые повесили в лесу, и куда был насыпан корм.

Воспитатель с детьми выучил правила поведения в лесу, которые на самой экскурсии вспоминались. Особое внимание было обращено на антропогенные нарушения в экосистеме и какое влияние они оказывают на флору и фауну.

На опушке леса педагог предлагает детям полюбоваться красотой леса и вспомнить правила поведения в лесу.

Педагог. Ребята, давайте вспомним «лесные» НЕЛЬЗЯ:

  • Дети. Разбрасывать мусор;
  • ломать ветки деревьев и кустарников;
  • разорять муравейники;
  • рвать травы и цветы без особой необходимости;
  • шуметь, кричать, потому что птицы высиживают и выкармливают птенцов;
  • подходить близко к гнездам, брать в руки яйца, птенцов;
  • ловить и брать домой животных и их детенышей;
  • разводить костры.

Педагог. А как вы думаете, почему все это делать в лесу нельзя? (Ответы детей.) А еще в лесу нельзя бросать бутылки, пакеты, обертки, фантики. Посмотрите, а в этом лесу есть мусор?

Дети. Есть.

Педагог. Это очень плохо. Мусор вредит жизни насекомых и птиц, росту растений. Животные могут себе что-нибудь повредить. Поэтому бросать мусор – это очень плохо и опасно.

Большое внимание уделялось общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя и дуновение ветерка, услышать пение птиц и шелест листвы. Поэтому дети слушали звуки леса, вдыхали различные запахи.

Результаты экскурсии:

После экскурсии все полученные впечатления дети выражали в своих практических работах – рисунках, аппликациях, особо запомнившееся они отражали в них.

Экскурсия №3. Тема «В царстве водяного»

Третья экскурсия была организована к ближайшему пруду, где уделялось внимание редким и уязвимым объектам природы – растениям, насекомым. Воспитатель заострял внимание детей на бабочках, стрекозах, водорослях, мальках, головастиках. Например: Педагог. Пруд красивый — вода голубая, прозрачная, теплая, блестит на солнце, в воде много рыбы, мальков — они плещутся в воде, по поверхности воды передвигаются водомерки, будто хотят измерить ее. Цветет кувшинка желтая, над ней летают стрекозы, бабочки, берега пестреют цветами, растет камыш, плавают улитки – прудовики [Чернякова 2008].

Дети увлеченно рассматривали насекомых, активно участвовали в беседе с воспитателем, самостоятельно давали характеристику живым существам, искали объекты наблюдения [Трохина 2007].

По приходу на водоем дети вместе с воспитателем вспомнили правила поведения возле воды: не шуметь, не брать в руки жуков, не рвать растения, не толкаться, не ловить стрекоз и бабочек, не подходить близко к воде.

Результаты экскурсии: На экскурсии большое значение придавалось самостоятельности детей: они выбирали наиболее интересное для них место, откуда рассматривали пруд в целом, находили насекомых, растения и каждый рассказывал, что его в нем привлекло, что он о нем знает.

Активно развивалась речь детей. Воспитатель просил найти эпитеты, прилагательные для более точной и красочной характеристики увиденного. Педагог использовал различные стихотворения, откуда дети так же черпали знания и новые, не знакомые для себя слова.

Все эти активные действия, наблюдения, участие детей в проведении экскурсии положительным образом сказывались на эмоционально-положительной сфере. Дети набрали массу впечатлений, они как бы «прикоснулись» к природе, поучаствовали в ней. В процессе экскурсии были задействованы все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать, послушать окружающие его объекты.

Дети на экскурсии совершенствовали свои физические возможности: они бегали, участвовали в различных подвижных и дидактических играх. Например, в игре «Найди по описанию» дети не только отвечали на вопросы, но и находили ответы в окружающем мире и показывали их.

На экскурсии внимание детей привлекалось и к антропогенным нарушениям в природе, мерам их устранения.

Педагог. Кроме животных, насекомых и растений в пруду плавает много лишнего – это различный мусор. Это очень плохо, для мусора есть специальные контейнеры, весь мусор нужно уносить и в них выбрасывать [Трохина 2007].

После возвращения с экскурсии собранный материал (шишки, колоски, семена, упавшие листья) помещают в уголке природы. Через 2-3 дня воспитатель проводит занятие с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что делали. В заключении проводится обобщающая беседа, в ходе которой, воспитатель задаёт вопросы детям так, чтобы восстановить весь ход событий.

Результаты экскурсии:

Таким образом, мы реализовали педагогические условия, необходимые для эффективного развития бережного отношения к природе у старших дошкольников в ходе природоведческих экскурсий. Были использованы наглядные, словесные и игровые методики экологического образования. Особенно важно, чтобы данная работа велась круглогодично, чтобы отслеживать сезонные изменения в природе.

2.3 Результаты практической работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста в ходе природоведческих экскурсий

3 Этап. Контрольный эксперимент, Цель контрольного эксперимента

Контрольное задание для определения экологически правильного отношения дошкольников к природным явлениям и объектам.

Задание 1. Анкетный опрос

Цель. Определить тип мотивации взаимодействия с природными объектами: эстетического, когнитивного, практического и прагматического.

Инструкция к проведению.

1. Какую птичку нам следует завести в будущем месяце:

А) с красивой окраской?

Б) С интересным поведением?

2. Гуляя на поляне с друзьями ты будешь:

А) наблюдать за насекомыми, рассказывая друзьям о них?

Б) Поймаю кузнечика?

3. Если дома ты увидишь паука как ты поступишь?

А) Раздавлю или посажу в банку.

Б) Отнесу на улицу в кусты?

4. Какие цветы ты выбрал бы для посадки на клумбу:

А) Яркие красивые растения, которые не требуют особого ухода?

Б) Растения, за которыми необходимо постоянно следить и ухаживать?

5. Как ты думаешь, что ты можешь сделать для охраны природы:

А) Я же еще маленький.

Б) Не убивать вредных насекомых, экономно использовать бумагу, для производства которой используют деревья.

Оценка результатов деятельности

За каждый ответ А – 1 балл, за ответ Б – 2 балла.

Высокий уровень (9 — 10 баллов)., Средний уровень (7 — 8 баллов)., Низкий уровень (5 — 6 баллов)., Таблица 6 – Итоги выполненного задания в баллах

ФИО

Оценка в баллах

Уровень

1

Алиса

9

Высокий

2

Аня

10

Высокий

3

Артур

8

Высокий

4

Вика

9

Высокий

5

Дима

10

Высокий

6

Катя

9

Высокий

7

Коля

9

Высокий

8

Лена

7

Средний

9

Максим

7

Средний

10

Рома

9

Высокий

11

Саша

7

Средний

12

Сережа

10

Высокий

Задание 2. Выявление навыков ухода за объектами природы

Цель. Определить уровень владения навыками ухода за объектами природы.

Оборудование., Инструкция к проведению.

1-полить цветок,

2- протереть пыль,

3- почистить от сухих листьев.

Оценка результатов деятельности:

  • ребенок выполнил все задания правильно, не повредив цветку – 2 балла за каждое задание;
  • ребенок не повредил цветку, но работу сделал неохотно – 1 балл за каждое задание;

— ребёнок не справился с заданием и навредил цветку – 0 баллов за каждое задание.

Высокий уровень (6 — 5 баллов)., Средний уровень (4 — 3 баллов)., Низкий уровень (2 — 0 баллов)., Таблица 7 – Итоги выполненного задания в баллах

ФИО

Оценка в баллах

Уровень

1

Алиса

5

Высокий

2

Аня

6

Высокий

3

Артур

5

Высокий

4

Вика

5

Высокий

5

Дима

6

Высокий

6

Катя

5

Высокий

7

Коля

5

Высокий

8

Лена

3

Средний

9

Максим

4

Средний

10

Рома

4

Средний

11

Саша

4

Средний

12

Сережа

6

Высокий

Задание 3. Интервьюирование каждого ребенка

Цель. Определить уровень развития личностного отношения к природе.

Инструкция к проведению.

Тебе на день рождения подарили котенка, хомячка или другое домашнее животное. Ты обрадуешься?

Твой друг сломал ветку дерева. Ты укажешь на его неправильное действие?

Воспитатель выбирает помощника для уборки на участке. Ты попросишь взять тебя в помощники?

Ты любишь смотреть по телевизору передачи о животных или о природе?

Тебе нравится слушать рассказы о природе и животных?

Воспитатель предлагает тебе убираться в уголке природы или быть дежурным. Ты выберешь уборку в уголке природы?

Ты считаешь неправильным бросать мусор там, где хочется?

Тебе жалко бездомных собак и кошек?

Ты хотел бы взять одного из таких животных себе домой?

Оценка результатов деятельности.

За каждый ответ ДА – 2 балла, за ответ НЕТ – 1 балл.

Высокий уровень (16 -18 баллов)., Средний уровень (13 – 15 баллов)., Низкий уровень (9 — 12 баллов).

Данные о результатах занесены в таблицу 8.

Таблица 8 – Итоги выполненного задания в баллах

ФИО

Оценка в баллах

Уровень

1

Алиса

13

Средний

2

Аня

17

Высокий

3

Артур

16

Высокий

4

Вика

16

Высокий

5

Дима

18

Высокий

6

Катя

18

Высокий

7

Коля

17

Высокий

8

Лена

13

Средний

9

Максим

16

Высокий

10

Рома

13

Средний

11

Саша

15

Средний

12

Сережа

16

Высокий

После проведенного контрольного эксперимента наблюдалось преобладание положительного отношения к природе, более бережное отношение к ее объектам. Дети стали аккуратнее обращаться с комнатными растениями, проявлять интерес к рассказам педагога о пользе растений не только для человека, но и для всей планеты.

Количественные результаты:, Таблица 9 – Средний балл по выполненным заданиям до и после проведенных мероприятий

ФИО

Оценка в баллах

Итоговый уровень

До мероприятий

После мероприятий

1

Алиса

8,6

9,4

Средний

2

Аня

9,7

9,7

Высокий

3

Артур

8,4

9,1

Средний

4

Вика

8,4

9

Средний

5

Дима

9,8

10,8

Высокий

6

Катя

9,7

10

Высокий

7

Коля

10,6

11,6

Высокий

8

Лена

7,5

8,5

Средний

9

Максим

8,5

9,0

Средний

10

Рома

8,7

9,3

Средний

11

Саша

8,4

9,4

Средний

12

Сережа

10,6

11,6

Высокий

Высокий уровень (10 — 12 баллов)., Средний уровень (8 -9,9 баллов)., Низкий уровень (5 – 7,9 баллов).

Полученные данные приведем в виде диаграммы на рисунке 2.

Рисунок 2 – Итоговые данные по экспериментальной работе, Краткие выводы

Таким образом, проведенные меры позволили детям расширить свой кругозор в области знаний о природе, получить навыки бережного отношения, но самое главное, в ходе природоведческих экскурсий дети стали понимать, для чего нужно беречь природу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе нами рассмотрены основные понятия экологического образования детей, роль знакомства с природой в воспитании дошкольников, а также приведены основы бережного отношения к природе, важность этого направления в педагогике.

В теоретическое части курсовой работы нами рассмотрены основные понятия экологического образования, также обоснована необходимость воспитания бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста, ведь именно в этот период ребенок узнает много нового об окружающем мире и способах взаимодействия с его объектами. Охарактеризованы основные методы экологического образования: наглядные, словесные, игровые и др.

В практической части курсовой работы приведены три этапа опытно-экспериментальной работы по теме исследования. Первый этап проводился в виде констатирующего эксперимента, состоящего из 3-х заданий, направленных на выявление отношения старших дошкольников к природе. Второй этап представлял собой организацию и проведение природоведческих экскурсий. На которых применялось сочетание наглядных, словесных и игровых методик.

Результаты этой опытно-экспериментальной работы приведены в итоговых оценках выполненных заданий. Так, количество детей с низким уровнем развития бережного отношения к природе с одного человека из 12 свелось к нулю, а количество детей с высоким уровнем развития бережного отношения с 4-х увеличился до 5 человек.

Что касается качественных результатов исследования, то стоит отметить следующие положительные стороны проведенной работы:

1. Общий уровень образования в области охраны природы повысился.

2. Заметно изменилось отношение детей экспериментальной группы к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой у детей сложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой. Дети стали понимать, что человек и среда — неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.

3. Особую заботу дети стали проявлять за обитателями уголка природы. Все дети, которые испытывают активный интерес, желание, стремление участвовать в работе, ухаживают за животными не только во время своего дежурства в уголке природы, но и помогают другим детям в другие дни. После наблюдения дети с интересом и восторгом рассказывают воспитателю и остальным детям об увиденном.

4. На прогулках и в повседневной жизни дети стали аккуратнее обращаться с растениями, насекомыми, с теми беззащитными существами, которые окружают нас в повседневной жизни. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые воспитатель с удовольствием отвечает. Знания, полученные на занятиях дети «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

Таким образом, разработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня положительного отношения к природе старших дошкольников на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни эффективен, но работа в этом направлении должна вестись систематично, иначе достигнутый уровень развития бережного отношения к природе будет снижаться. Главное в этом деле – это личная заинтересованность педагогов, воспитателей, личный пример старших, только тогда дети станут бережнее относиться к окружающей среде и сберегут ее для будущих поколений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/na-temu-formyi-i-metodyi-ekologicheskogo-vospitaniya-doshkolnikov/

Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды/ Б.Г.Ананьев, М.:Педагогика, 2000. 265 с.

Балаценко, Л.А. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей /Л. Балаценко // Ребенок в детском саду, 2002. № 5. с. 80-82.

Бобылева, Л.В. О программе экологического воспитания старших дошкольников/Л.В. Бобылева, О.С. Дупленко // Дошкольное воспитание. — 2005. № 7. с. 36-42.

Богданец, Т. Наблюдаем природу – готовимся к школе // Дошкольное воспитание. – №7. – 2003. – с. 84-87.

Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 6-8 лет. / Т.М. Бондаренко. Прак. пособие для учителей нач. кл. – Воронеж: Учитель, 2002. 184с.

Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой/ Н.Ф. Виноградова 2-ое изд. М. : Педагогика 1992. 228с.

Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский// Собр. соч.: В 6 т. М. : 1982. Т. 2. 504 с.; Т. 3. 368 с.

Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. М.:ВАКО, 2008.245с.

Дошкольная педагогика. Учеб.пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. 2002 «Дошкольное воспитание» и 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях» / В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохин, Г. А. Сохина.– 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986. 415 с.

Жукова, О.С. Энциклопедия развития и обучения дошкольника/ О.С. Жукова, А.С. Герасимова, В.Г. Кузнецова, СПб. : Нева, 2005. 352с.

Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. №7. 2009. с. 44-49.

Зебзеева, В.А. Эколого-субкультурные практики детства: монография / В. А. Зебзеева. М. : Изд-во Сфера, 2012. 324 с.

Зенина, Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными / Т.Н. Зенина, М. : Педагогическое общество России, 2007. 64с.

Иванова, Г. Об организации работы по экологическому воспитанию/ Г. Иванова, В. Курашова // Дошкольное воспитание. — 2006. — N 3. — с. 10-12.

Клепина, З.А. Природоведение / З.А. Клепина, Л.Ф. Мельчаков. М. : Просвещение, 2006. 438с.

Корнилова, В.М. «Экологическое окно» в детском саду / В.М. Корнилова М.:ТЦ Сфера, 2008. 128 с.

Кузнецов, В.Н. Программы: Экология / Н.В. Кузнецов, М.: Просвещение, 2006. 176с.

Лаврентьева, Н. Г. Экологическое воспитание дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Н.Г. Лаврентьева, Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002. 168 с.

Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; Под ред. П.Г. Саморуковой, М. : Просвещение, 1991. 240 с.