Характеристика, цели и задачи музыкального образования

Курсовая работа

Искусство, художественное постижение действительности во все периоды истории являлось неотъемлемой стороной человеческой культуры, человеческого способа существования в мире.

Уникальность и значимость образовательной области «Искусство» связаны с тем, что в односторонне интеллектуализированной и вербализованной современной школе предметы, входящие в эту область, развивают эмоционально-нравственную и сенсорную культуру личности, пробуждают способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни и искусстве; непосредственно направлены на развитие воображения и творческих способностей в качестве цели, а не побочного результата.

Только в искусстве дети, начиная уже с дошкольного возраста, бывают способны к полноценному творчеству. Занятия искусством, художественным творчеством снимают перегрузки школьников, полезны для здоровья, улучшают общую успеваемость.

В школе в процессе непосредственного участия в эстетической деятельности закладывается основа художественной культуры современного человека. Эстетическое воспитание — важнейший фактор становления личности школьника, его идеалов, вкусов и потребностей. Уроки искусства в общеобразовательной школе являются основной и самой массовой формой приобщения детей к мировым культурным ценностям.

В условиях России, многообразия национальных культур ее народов, важнейшей задачей становится сохранение единого культурного и образовательного что необходимо учитывать при разработке содержания эстетического воспитания и художественного образования на федеральном и национально-региональном уровнях.

Современное состояние преподавания искусств в общеобразовательной школе характеризуется обновлением содержания образования.

Учебный предмет «Музыка» в учреждениях общеобразовательного типа (школы, гимназии, лицеи) является единственной дисциплиной музыкального образования, которую осваивают все дети.

В настоящее время этот предмет входит в образовательную область «Искусство» вместе с предметами «Изобразительное искусство» (с I по VII классы) и «Мировая художественная культура» (в старших классах).

Согласно принятым в обязательный предмет «Музыка» в учебном плане школы представлен с I по VII класс одним уроком в неделю, общим объемом 34 часа в год. В VIII и IX классах он преподается объемом в 17 часов в год в рамках интегрированного предмета «Искусство».

Область «Искусство» ориентирует преподавателя и учащихся на установление общего и особенного в разных видах искусства, на их связи с жизнью, на развитие ассоциативного мышления, столь важного для художественного осмысления мира, на умения пользоваться методами сравнения, сопоставления, обобщения.

21 стр., 10438 слов

Развитие творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного ...

... Область применения - разработки по данной теме могут применяться в общеобразовательных школах, а также в учреждениях дополнительного образования. Творчество как необходимый компонент развития ... время, Объектом данной работы являются творческие способности обучающихся в учреждении дополнительного образования, предметом – декоративно-прикладное искусство. Цель выпускной квалификационной работы – Для ...

Включение предмета «Музыка» в образовательную область «Искусство» в определенной мере лишает его самостоятельности и Нередко, как показывает практика, он подменяется другими предметами.

Целью данной курсовой работы является характеристика содержания, целей и задач музыкального образования в школе.

Вышеназванная цель обусловила постановку задач к курсовой работе:

  • раскрыть сущность концепции и содержание музыкального образования
  • определить цели и задачи школьного музыкального образования
  • рассказать о принципах и методах музыкального образования

работы. Курсовая работа состоит из введения, пяти глав, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Общее художественное образование школьников недостаточно полно включает в себя воспитательный и образовательный потенциалы литературы, театра, кино, музеев, средств массовой информации, и для многих детей остаются недоступны целые пласты российской и зарубежной культуры прошлого и настоящего.

Положение усугубляет закрытие многих изданий творческих союзов, на страницах которых постоянно освещались проблемы художественного образования (журналы «Искусство», «Творчество», «Декоративное искусство», «Художник», «Музыка» и др.).

Мешает и отсутствие централизованного материально-технического обеспечения предметов области «Искусство».

Профессионально-методическая подготовка специалистов — будущих учителей изобразительного искусства и музыки — часто не отвечает требованиям динамично развивающейся системы художественного образования школьников, отстает от педагогических новаций в этой области.

Эффективному развитию системы художественного образования и эстетического воспитания детей мешает недостаточное количество учебных часов, выделяемых на изучение предметов художественно-эстетического цикла в школе. (В большинстве эти предметы отводится в несколько раз больше времени.) Необходимо значительное (минимум вдвое) увеличение количества часов на занятия искусством, в первую очередь в младшем школьном возрасте, который является особо сензитивным для художественного развития.

Проект новой концепции для двенадцатилетнего обучения предполагает преподавание музыки в школе с I по X класс. Отечественное музыкальное образование предполагает разнообразие подходов и путей воспитания музыкальной культуры учащихся, что проявляется прежде всего в возможности учителя музыки по своему усмотрению выбирать учебную программу или работать по авторской программе.

Важнейшим принципом музыкального образования должно стать единство двух начал: познание природы музыки через импровизационный личный опыт и активное восприятие ее через разнообразные формы лучших образцов музыкального искусства. Музыка ни в коем случае не должна отрываться от жизни ребенка, его внутреннего мира, личного опыта, окружающей его действительности.

Результатами занятий должны стать:

  • возрастание интереса и любви к классической, народной, духовной, современной музыке;
  • способность оценить ее красоту;
  • чувство сопереживания музыкальным образам, воплощенным в произведениях искусства;
  • возникновение музыкально-эстетического отклика на произведения искусства, неутилитарного отношения к нему;
  • постижение закономерностей искусства;
  • развитие музыкально-образного мышления, навыков восприятия музыки, способности размышлять о ней в связи с жизнью и с другими видами искусств;
  • творческих музыкальных способностей, практических умений и навыков в процессе слушания, исполнения и сочинения музыки (импровизации), пластического интонирования, музыкально-ритмического движения;
  • становление музыкально-эстетического вкуса, потребности в общении с высокохудожественной музыкой, в музыкальном самообразовании.

В начальной школе занятия осуществляются на уроках музыки и пластического движения.

13 стр., 6478 слов

Педагогический контроль как элемент управления качеством образования ...

... частности иностранным языком. Цель курсовой работы – изучение функций и видов педагогического контроля в современной школе и его влияния на качество образования. Задачи курсовой работы: 1. Анализ литературы для установления ...

Последовательное, систематическое постижение учащимися искусства осуществляется с опорой на живое его восприятие, имеющийся жизненно-музыкальный опыт школьников и обобщения, к которым они приходят совместно с учителем. На этой основе рождается и развивается умение слышать музыку, формируются интонационно-образное мышление, богатое воображение, фантазия и интуиция учащихся.

Необходимо активизировать разнообразную, и особенно исполнительскую, музыкальную деятельность младших школьников. Чрезвычайно важно в этом возрасте (как и на последующих этапах) развитие навыков грамотного, выразительного и эмоционального хорового пения, содержащего в себе среди прочих многих достоинств возможность достижения гармонии в коллективном взаимодействии участников хора, во время которого дети обращаются к опыту голосового, пластического интонирования.

Целесообразны активные занятия, связанные с движением детей под музыку, с созданием художественных образов через движение, с попытками вокальных и импровизаций, с организацией музыкальных Исполнительские музыкальные навыки способствуют яркому творческому самовыражению ребенка, чувству сопереживания, соучастия, соединения.

Постижение лучших образцов классической, народной, духовной и современной музыки, знаний, раскрывающих прежде всего интонационную, жанровую, стилевую природу музыкального искусства и музыкального творчества, способно сыграть свою эстетическую, образовательную и воспитательную роль лишь в том случае, если услышанная музыка глубоко переживается и осмысливается детьми.

Весь искусно сочетаемый спектр форм и видов музыкальных занятий должен быть направлен на то, чтобы дать возможность каждому ребенку испытать радость от общения с музыкой, от индивидуального выражения себя в музыке, от ощущения себя творческой личностью, воспринимающей музыку как притягательное, обладающее особой эмоциональной силой искусство. Важно стремиться к тому, чтобы кульминацией каждого урока становилось глубокое «проживание» детьми подлинно художественного музыкального произведения. Такой подход дает возможность ребенку искать свой путь в мир музыкального искусства.

Начальная школа в концепции отечественного музыкального образования рассматривается не как подготовительный период, а как неразрывная и важнейшая часть всей музыкальной культуры школьника, всех ее содержательных составляющих: опыта эмоционально-эстетического отношения к музыке, опыта творческой музыкальной деятельности, «очеловеченных» музыкальных знаний, формирования умения слышать музыку и развития разнообразных исполнительских навыков.

3 стр., 1342 слов

Формирование основ музыкальной культуры дошкольников

... памяти, эмоций. Значение музыки в развитии творческих способностей детей Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие творческих способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в ... возраста: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Психолог Б. М. Теплов считает: «Не в том дело, ...

Вот почему уже в начальной школе музыкальное обучение и воспитание должно осуществляться учителем музыки — профессионалом. Только при этом условии возможно становление подлинной музыкальной культуры учащихся в основной школе, эффективное овладение «Мировой художественной культурой» и другими предметами гуманитарного, художественного цикла.

В основной школе спектр обозначенных выше путей и методов становления музыкальной культуры школьников как важной и неотъемлемой части всей их духовной культуры принципиально сохраняется. Однако в этот период на основе приобретенного учащимися опыта интонационно-образного мышления, восприятия жанровой основы искусства необходимо акцентировать внимание на постижении музыкального образа, нравственно-эстетическом потенциале музыки, развитии музыкально-познавательных способностей, повышении у детей интереса к высшим достижениям мирового музыкального искусства, познании особенностей современного музыкального языка, все более широких и глубоких связей музыки с историей, художественной литературой, изобразительным искусством. И на этой основе развивать культуру чувств и эстетический вкус (в том числе по отношению к популярной массовой музыке).

В основной школе важно организовать изучение музыкальной драматургии как процесса диалектического усвоения богатого жизненного материала (по формуле «Законы музыки — законы жизни»).

Именно музыка, в силу ее особой способности воплощать в художественных образах сложные перипетии реальности, может наиболее эффективно психологически адаптировать подростков к ценностям и противоречиям большого мира.

Активное сочетание индивидуальных и коллективных видов музыкального восприятия и творчества в подростковый период укрепляет социальные параметры формирующейся личности на самом глубинном, интуитивно-эмоциональном уровне, дает ощущение ценности не только Я, но и Мы через опыт интонационно-образного взаимодействия.

Большое внимание следует уделить современным способам общения с музыкой, применяя компьютерную технику, электронно-музыкальные и т.д.

В старших классах музыка включается в исторический контекст. В этот период обучения вводятся представления об исторических стилях в музыке и других видах искусства. Все более выявляется гуманистическая сущность музыки, благодаря чему старшие школьники оказываются готовыми к восприятию сложных музыкальных произведений как высших достижений человеческого духа. В старших классах используется весь накопленный на предыдущих ступенях музыкального образования опыт, рассказывается о синтезе различных искусств, осваиваются универсалии общехудожественного языка и эстетического отношения к миру в целом. Усиливается акцент на самостоятельную музыкально-образовательную деятельность подростков, на более углубленные занятия музыкой в тех формах, к которым учащиеся проявляют наибольший интерес. Особое значение приобретает освоение ими современных способов синтезирования звуков, всех технических и электронных средств общения с музыкой в современных условиях.

Необходимы разработка и издание нового поколения учебников и учебных пособий по музыке для учащихся с учетом технического уровня, отвечающего мировым стандартам.

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Перед современным художественным образованием стоят следующие задачи: художественно-образное познание мира и воспитание чувства единства с ним (целостное миропонимание), воспитание бескорыстного отношения к миру, формирование культуры чувств, эмоциональной сферы человека, его ассоциативного мышления, гуманистическое воспитание и духовно-нравственное развитие, усвоение национальных и общечеловеческих ценностей культуры прошлого и настоящего, формирование творческой активности, интеграция личностных качеств в национальную и мировую художественную культуру.

22 стр., 10650 слов

Внеклассная музыкально-воспитательная работа с учащимися в начальной школе

... для определения сущности музыкального развития учащихся начальной школы; представить общую характеристику программы по музыке для начальных классов; дать характеристику форм внеклассной работы с учащимися в начальной школе; раскрыть методы преподавания музыки во внеклассной работе в начальной школе; провести опытно-экспериментальную работу по музыкальному развитию младших ...

В школе происходит закладывание фундамента музыкальной культуры, что выражается в подготовке ребенка к эмоционально-ценностному отношению к искусству и жизни, в развитии адекватного музыкального восприятия, нравственно-эстетической сущности музыкального искусства, в накоплении опыта музыкально-творческой деятельности. Музыкальное образование школьников направлено на развитие у них целостного представления о музыкальном искусстве, приобретение ими опорных, ключевых знаний, умений и навыков музыкальной деятельности, в своей совокупности обеспечивающей школьникам базу для дальнейшего самостоятельного общения с искусством, для самообразования и самовоспитания в условиях основной школы.

Учебный предмет «Музыка» в школе имеет задачи:

  • увлечь музыкой, привить интерес и любовь к ней, научить ценить ее красоту, развить эмоциональную сферу учащихся, вызвать эстетический отклик на музыкальные произведения, чувство сопереживания музыкальным образам;
  • развить музыкально-образное мышление, научить разбираться в закономерностях искусства, восприятии музыки;
  • научить размышлять о ней, связывая с жизнью и другими видами искусства;
  • заложить основы творческих музыкальных способностей, практических умений и навыков в процессе исполнения, слушания и сочинения музыки (импровизации), движения под музыку и ее пластического интонирования;
  • развить музыкально-эстетический вкус и потребность в общении с музыкальными шедеврами; побудить к музыкальному самообразованию.

С перечисленными задачами согласуется содержание музыкального воспитания, которое условно можно определить как единство трех блоков:

1) содержание искусства — оценочное осознание жизненных явлений. Искусство как культура отношений, опыт поколений в образах, в осознании добра и зла;

2) творческая позиция;

3) развитое ассоциативное мышление как основа творческой способности (согласно теории эстетического воспитания Б. М. Не-менского).

Обозначенные блоки характерны для эстетического воспитания в широком понимании. Применительно к музыкальному воспитанию Э. Б.Абдуллин конкретизировал элементы содержания образом:

  • опыт эмоционально-нравственного отношения к действительности, воплощенный в музыке;
  • музыкальные знания;
  • музыкальные умения и навыки, проявляющиеся в творческой деятельности школьников.

Содержательные блоки музыкально-эстетического воспитания определяют тематику четвертей. Так, например, темы четвертей II класса по программе Ю.Б. Алиева с направленностью на развитие у детей первичных форм эстетического отношения к жизни имеют названия: «Природа в музыке», «Сказка в музыке», «Музыка о животных». Зависимость восприятия искусства от знания его языка нашла отражение в формулировках задач по четвертям программы Д.Б. Кабалевского, адекватных ключевым знаниям: второй класс — «Интонация», «Развитие музыки», «Построение (формы) музыки».

35 стр., 17114 слов

Эстетическое воспитание младших школьников средствами музыки

... музыкально - эстетического воспитания в начальных классах является урок музыки. На занятиях предусматривается разностороннее музыкальное развитие школьников, закладывается фундамент их музыкальной культуры. Продолжением работы по музыкально - эстетическому воспитанию младших школьников является творческая ...

Основой накопления учащимися опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности, воплощенного в музыке является непосредственно музыкальный материал. В разных альтернативных программах он представлен списком конкретных произведений, но основные критерии его отбора для всех программ тождественны. Это знакомство с:

  • образцами профессиональной (композиторской) и народной музыки;
  • с ведущими музыкантами — солистами и музыкальными коллективами;
  • различными музыкальными жанрами, формами и стилями;
  • выразительными средствами, используемыми при создании музыкального образа;
  • музыкальными и оркестрами, певческими голосами и хорами.

Музыкальный материал ныне существующих программ содержит и вокальные произведения русских композиторов (М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова и др.), зарубежных (Л. Бетховена, В.А. Моцарта, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Э. Грига и др.), народные песни (русские, украинские, белорусские, эстонские и др.), песни современных композиторов (Е. Крылатова, В. Шаинского, Г. Гладкова и др.).

В современной дидактике содержание музыкального обучения в школе определяется как воспитательно-ориентированная и педагогически оправданная система музыкальных знаний, навыков и умений, которая выступает в единстве с опытом музыкально-творческой деятельности и эмоционально-нравственного отношения человека к действительности. Элементами содержания музыкального образования являются:

1) музыкальный материал — опыт эмоционально-нравственного отношения человека к окружающей действительности;

2) музыкальные знания (ключевые и частные);

3) музыкальные умения и навыки.

Все элементы представлены в процессе музыкального обучения во взаимосвязи и единстве.

Содержание предмета «Музыка» объединяет музыкальный материал для слушания и репертуар для пения. Их отбор осуществляется учителем музыки в школе по следующим критериям: музыкальные произведения должны быть высокохудожественными и увлекательными для школьников, педагогически целесообразными (учить чему-то полезному и выполнять определенную воспитательную роль, формировать музыкальные вкусы учеников), романтически приподнятыми, создающими в представлении Школьников эталоны красоты, доступными для соответствующего возраста учеников в отношении постижения содержания Произведения и его воспроизведения в процессе исполнения, представлять жанры всех эпох и стилей; отобранные музыкальные произведения должны быть созвучными жизненному и музыкальному опыту детей, отвечать тематическому содержанию программы.

В качестве основы понимания музыки как вида искусства выступают знания двух уровней:

1) обобщенные ключевые знания, способствующие формированию целостного представления о музыкальном искусстве. Они характеризуют природу музыкального искусства как социального явления, его роль в общественной жизни. Это представления об интонации как зерне музыки, показ связи музыкальной и речевой интонации, принципы развития, жанровые и стилевые особенности музыки и т.п.;

11 стр., 5382 слов

Значение музыки в воспитании детей

... задач художественного образования - это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие ... музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка ... Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления» (П. Халабузарь). Благодаря непосредственному комплексному воздействию на человека, особенно в подростковом возрасте, музыка в ...

2) частные знания о музыке — элементы выразительности музыкальной речи (динамика, темп, ритм и т.п.), биографические сведения о композиторах и исполнителях, творческая история создания музыкального произведения.

Музыкальное обучение предполагает определенные этапы формирования основных умений:

1) объяснение учителем нового материала и накопление учащимися музыкально-слухового опыта;

2) введение в знание на основе восприятия музыки и применение знания по образцу;

3) самостоятельное ориентирование учащихся в музыке с позиции изучаемой темы, самостоятельное применение знания.

Музыкальные навыки находятся в непосредственной связи с учебной музыкальной деятельностью школьников и выступают в определенных приемах исполнения музыки: вокально-хоровые навыки (дыхание, звукообразование, дикция, ансамбль, атака звука, высокая позиция, округленное «полетное» звучание гласных и т.д.), музыкально-ритмические и музыкально-игровые навыки игры на детских и др.

В содержании музыкального образования должны быть представлены:

  • различные пласты музыкальной культуры: фольклор (народная музыка), духовная (церковная) музыка, классическое наследие и произведения современных композиторов — все это является основой становления музыкальной культуры школьников;
  • познание закономерностей возникновения и развития музыкального искусства и музыкального творчества на основе интонационной, жанровой и стилевой природы музыки, что способствует глубокому прочувствованию и осмыслению музыки, развивается умение слышать музыку, формируются интонационно-образное мышление, воображение и фантазия детей;
  • изучение основных средств музыкальной выразительности (мелодия, лад, темп, ритм, динамика, и т.д.), которые помогают школьникам осознать, постичь процесс создания музыкального образа определенным сочетанием выразительных средств музыки и формируют их эмоционально-образное и осознанное восприятие музыки, музыкальных форм и жанров;
  • деятельностное усвоение музыкального искусства через овладение навыками хорового исполнительства, сочинения и импровизации, пластического интонирования музыки и музыкального движения.

В процессе исполнительской музыкальной деятельности каждому ребенку дается возможность испытать радость от общения с музыкой, от индивидуального выражения себя в музыке, до ощущения себя творческой личностью, воспринимающей музыку как искусство, обладающее особой эмоциональной силой.

Посмотрим, как распределяется содержание музыкального образования в программе Ю.Б. Алиева по классам.

В начальной школе закладываются основы музыкального образования, которое понимается и как процесс, и как результат знакомства детей с образцами музыки, овладения опорными знаниями о музыкальном искусстве.

В I классе программу объединяет тема «Музыка рассказывает о жизни». Здесь происходит знакомство с детскими песнями и сочинениями на близкую детям тематику, которые музыкальными средствами рассказывают о явлениях окружающей жизни: о доме и школе, детских играх и танцах, о природе и сказке. Предлагаемые произведения способствуют переживанию детьми различных показывают, что музыка очень нужна каждому человеку в жизни. Тезис о нужности является сегодня одним из главнейших в музыкальной педагогике.

23 стр., 11391 слов

Управление учреждением дополнительного образования детей как социальной системой

... человеческой цивилизации в целом. Основными условиями эффективности дополнительного образования детей являются: 1. Создание целостной системы деятельности. 2. ... Педагогического образования, которое имеют большинство руководителей данных учреждений, в новых ... поставленных целей. Менеджмент является специфической областью человеческих знаний, и его содержание можно рассматривать в таких ...

Во II классе делается акцент на ознакомление с музыкой, выражающей чувства и мысли человека, и с музыкой изобразительного характера.

Программа III класса знакомит детей с малыми и крупными музыкальными формами, с жанрами симфонической, оперной и балетной музыки.

В IV классе вводится тема «Русская народная музыка и ее использование в творчестве композиторов».

Заключает программу начальной школы тема, подводящая итог всему пройденному, — «Музыкальная жизнь России». Ею открывается новая тематическая линия, которая в дальнейшем будет одной из ведущих.

В основной школе обогащается запас полученных ранее музыкальных впечатлений. Закрепляются и развиваются приобретенные Умения и навыки. Система учебных тем обобщающего характера обеспечивает необходимую базу для музыкального самообразования и самовоспитания. Так, в V классе учащиеся знакомятся с разнообразием жанров народной музыкальной культуры, а также с творчеством русских композиторов М. И. Глинки, А. П. Бородина, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, П.И.Чайковского.

В VI классах главной становится тема «О стилях в музыке». Учащиеся получают представление о классической русской национальной музыке, о венской классической школе, 0 творчестве композиторов-романтиков; об индивидуальном стиле некоторых композиторов-классиков; об особенностях исполнительских стилей; о музыке современных отечественных композиторов.

В VII—VIII классах вводятся обобщающие темы, такие, как «Музыка «серьезная» и «легкая» — две составляющие единого музыкального мира современности», «Музыкальное самообразование и повышение духовной культуры», «Музыка в кино и театре».

Учебно-художественный репертуар программы включает народную музыку, произведения композиторов-классиков (отечественных и зарубежных), сочинения современных композиторов, джаз и рок-музыку, творчество поэтов-бардов.

ГЛАВА 3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО, ОБРАЗОВАНИЯ

Высшая цель школьного музыкального образования заключается в передаче ценного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее полном и всестороннем виде и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности каждого ребенка.

Основные средства достижения такой цели — постоянные и систематические с музыкой, развитие на этой основе потребности в высоких образцах художественного творчества.

Задачами музыкального образования и воспитания на уроках музыки в современной школе являются:

  • формирование музыкальной культуры учащихся, что включает создание социально-художественного опыта, процесс его становления, развитие широты и социально значимой направленности личного музыкально-эстетического вкуса;
  • приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в совокупности необходимую базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
  • развитие музыкальных способностей, певческого голоса, знаний и умений в области музыкальной, в том числе нотной, грамоты;
  • обретение духовной автономии, развитие духа от безликого «мы» до формирования духовной свободы как основы индивидуальной художественной культуры;
  • совершенствование детской эмоциональной сферы, воспитание музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к художественной музыке, желания слушать и исполнять ее;
  • становление «национальной широты» музыкального вкуса — стремления слушать образцы национальной музыки разных народов, желания познать инонациональную музыку как в ее подлинных, фольклорных образцах, так и в аранжировке профессиональных композиторов (как способ эстетического усвоения духовной культуры другого народа);
  • приобщение детей к «золотому фонду» народной, классической и современной песни, формирование интереса и любви к пению, хоровому исполнительству;
  • развитие умения общаться с образцами современной музыки (в их взаимосвязи с музыкальным классическим наследием), испытывать в этом потребность;
  • активизация общественно-полезной направленности музыкальных занятий для использования репертуара, знаний и умений, приобретенных на занятиях и уроках, в деятельности детского коллектива, в собственном быту, на досуге;
  • приобретение детьми (в основном в школьные годы) знаний и умений использования в самостоятельном знакомстве с музыкой различных технических средств, средств массовой информации, справочной и другой специальной литературы.

Важнейшим направлением музыкальных знаний является формирование с их помощью нравственных, эстетических и художественных качеств личности, необходимых юному гражданину, патриоту России.

6 стр., 2922 слов

Основы музыкального воспитания

... музыке, развить эмоциональные и музыкальные способности ребёнка. Роль музыкального воспитания детей дошкольного возраста очень важная, ведь в эти годы закладывается основа, на которой позже будет производиться знание художественных пристрастий человека. 1.1 Задачи музыкального воспитания ...

Выдвигается принцип дискуссионности, определенной «конфликтности» в проведении музыкальных занятий. Польза дискуссии о музыкальном произведении, музыкальном направлении (романтизм, современность, поп- или рок-музыка и др.) заключается в самом процессе «поиска вслух», а отнюдь не в нахождении единственного верного, устраивающего всех, ответа.

Задача дискуссии на музыкальном занятии и уроке — определение своего собственного, личного взгляда на предмет.

Предлагаемая концепция музыкального воспитания детей впитала в себя многое из того, что накоплено в русской музыкальной педагогике (дореволюционной лет).

Ее основные положения не представляют для опытного учителя-музыканта чего-то совершенно неизвестного: здесь и принципы воспитывающего обучения, связи музыкальных занятий с жизнью, принцип единства эмоционального и сознательного, художественного и технического в музыкальном образовании, основные дидактические принципы. Однако раскрытие этих принципов на практике занятий на уроках в школе требует несколько иного, чем прежде, подхода:

  • постоянной реализации задач всестороннего музыкального воспитания каждого ребенка в последовательном усложнении содержания музыкального образования от одной возрастной категории детей к другой;
  • понимания музыкальным руководителем, учителем того, чем обогатит воспитанника даже самая элементарная попевка, не говоря уже об основном репертуаре для пения, слушания музыки и игры на инструментах;

— осуществления на практике требований к музыкальному репертуару, с которым взрослый приходит к детям: художественной ценности (или антихудожественности, если возникает необходимость рассмотреть и это явление), содержательности, отражения в музыке тех явлений, которые не только близки и понятны детям, но и «продвигают» их музыкальное развитие, обогащают общий кругозор, формируя художественные интересы, вкусы и потребности.

Педагоги-музыканты всегда испытывают недостаток времени для музыкальных занятий, и потому дорога каждая минута урока. Важно, чтобы занятия и уроки не были пустыми и формальными, чтобы они постоянно «били в цель». И потому, используя на музыкальных занятиях разные виды деятельности — пение, движение, анализ, игру на инструменте, проверку, выставление оценок, чтение учебника, музыкальные викторины, выполнение проблемных заданий, педагог-музыкант призван видеть в них не только «заинтересовывающие» формы учебной работы, чтобы не было скуки, а прежде всего средство активизации деятельности чувств и мысли.

«Душа обязана трудиться» — только опора на этот тезис приводит к развитию у детей актуальных знаний, умений, навыков, чувств и в конечном итоге духовной культуры.

Особенностью данной концепции музыкального воспитания детей является ее нацеленность на реализацию основополагающих принципов детской музыкальной педагогики. Вот почему ее методологическая и методическая основа может быть использована в каждом регионе России, а также за ее пределами.

Вместе с тем основные положения и установки концепции, являясь примерными, типовыми, позволяют многое учитывать при организации музыкальной работы в конкретных региональных условиях.

При этом рекомендуется опираться на специфические черты:

  • национальные музыкальные традиции малых и больших народов, в среде которых реализуется данная концепция;
  • традиции конкретного региона России;
  • работу русскоязычных школ в суверенных государствах бывших союзных и автономных республиках СССР.

ГЛАВА 4. ПРИНЦИПЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Общая педагогика определяет методику как научную дисциплину, изучающую общие закономерности педагогического процесса на материале какого-либо предмета. Значит, методику музыкального воспитания школьников следует понимать как научную дисциплину, изучающую закономерности педагогического процесса воспитания школьников средствами музыкального искусства. При этом понятие «воспитание» включает в себя единство нескольких значений — образования (овладение школьниками системой музыкальных знаний, приобщение к накопленному человечеством опыту художественного усвоения мира), обучения (усвоение детьми практических музыкально-творческих умений и способов действий) и развития личности каждого ребенка (количественные и качественные изменения в музыкально-эстетической культуре школьников, а также в формировании музыкальных способностей учащихся).

Как педагогическая наука методика музыкального воспитания школьников определяется закономерностями педагогического процесса и отражающими эти закономерности дидактическими принципами. Назовем их:

  • обусловленность учебно-воспитательного процесса общественными потребностями;
  • соответствие содержания и методики обучения и воспитания детей уровню общественного развития;
  • связь и единство обучения и воспитания с общественной практикой и наукой;
  • комплексность решения задач обучения, воспитания и развития;
  • взаимосвязь цели, содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания;
  • сочетание педагогического руководства с развитием самостоятельности, инициативы и творчества детей;
  • постоянство требований и систематическое повторение действий;
  • обусловленность общего развития личности школьника характером и способами обучения и воспитания.

Наряду с вышеуказанными закономерностями и дидактическими принципами педагогического процесса методика музыкального воспитания школьников подразумевает также закономерности:

  • социологические — зависимость эффективности воспитания и обучения от сочетания единства требований и уважения к личности каждого ребенка, а также соблюдения юридических положений о правах ребенка;
  • коммуникативные — зависимость эстетического развития детей от характера взаимодействия учителя и учеников;
  • физиологические — зависимость результатов от анатомо-морфологического развития организма ребенка;
  • организационные — зависимость результатов от работоспособности учащихся, состояния здоровья, расписания, времени суток, погодных условий;
  • психологические — зависимость результатов от интереса детей к Урокам музыки, возрастных особенностей детей, степени постоянства внимания, уровня развития памяти.

Спецификой музыкального искусства определяются собственные принципы методики музыкального воспитания: единство эмоционального и сознательного, художественного и технического. Так, например, слушание музыки детьми предполагает не только получение ими эстетического наслаждения, но и приобретение историко-теоретических знаний (понимание стиля, формы, жанров), выполнение музыкально-ритмических движений — проявление эмоционального отклика на восприятие музыки и одновременно понимание особенностей музыкального языка (метроритма, динамики, фактуры и др.)- Аналогично в пении равно важными являются выразительность исполнения и мастерство владения вокально-хоровыми навыками.

Помимо закономерностей педагогического процесса, определяемых критериями всеобщности и повторяемости, основным фондом методики музыкального воспитания школьников являются и казуальные (т.е. случайные) связи, которые подчас не могут быть предопределены и во многом зависят от конкретной ситуации, детской непосредственности.

Э.Б. Абдуллин выделяет следующие дидактические принципы музыкального обучения:

1) принцип музыкального воспитания и образования, музыкального развития школьников;

2) принцип наглядности, который выступает в качестве логической основы построения системы музыкального обучения;

3) принцип связи музыкального обучения с жизнью;

4) принцип интереса, увлеченности, положительного отношения к урокам музыки;

5) принцип оптимизации процесса обучения, который характеризует деятельность учителя на уроке и обращен к процессу обучения с выявлением особенностей каждого учащегося, фиксацией их музыкальных способностей, наблюдением за усвоением программы и т.д.;

6) принцип прочности и действенности результатов музыкального образования по показателям (степень эмоционального отношения, интереса и любви к музыке, мера усвоения знаний в эстетической оценке, уровень сформированности исполнительских навыков).

Л.В. Школяр указывает на принципы музыкальной педагогики: целостность, образность, ассоциативность, интонационность, художественность.

ГЛАВА 5. МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В определении методов «Теория и методика музыкального образования» опирается на общую педагогику. При этом критерий выбора методов работы в контексте специфики музыкального образования зависит от особенностей содержания учебного материала (его сложности и новизны), конкретных педагогических целей, подготовленности детей, а также индивидуальности педагога. Наряду с общепедагогическими методами «Теория и методика музыкального образования» имеет собственные методы, обусловленные эстетической сущностью и интонационной природой музыкального искусства.

Под методами музыкального образования (следуя дословному переводу слова «methodos» с греческого как «путь к чему-либо») понимаются определенные действия педагога и учащихся, направленные на достижение цели музыкального образования школьников, или способы работы учителя и учеников. Это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение задач музыкального образования, воспитания и развития учащихся. Методы состоят из более частных приемов, которые их конкретизируют и детализируют.

Из общепедагогических применяется группа методов, которые классифицируются:

  • по назначению (приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, творческой деятельности, закрепление приобретенных знаний, проверка знаний, умений и навыков);
  • по характеру познавательной деятельности (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический, исследовательский, игровой);
  • по дидактическим целям (методы, способствующие первичному усвоению материала, закреплению и совершенствованию приобретенных знаний).

Все перечисленные выше методы общей педагогики выполняют обучающую роль, развивающую, воспитывающую, побуждающую (мотивационную) и контрольно-коррекционную функции в музыкальном образовании детей.

Естественно, что общепедагогические методы в музыкальном обучении имеют свою специфику. Так, например, широко распространенный словесный метод, экономичность и эффективность которого в педагогической практике были отмечены рядом отечественных ученых (М. Н. Скаткиным, И.Я. Лернером и др.), в музыкальном обучении понимается не столько как передача необходимой информации, сколько в качестве образно-психологического на духовное общение ребенка с музыкальным искусством. То есть для словесного пояснения музыки речь должна быть не бытовой, а образной.

Происходит своеобразное преломление и других общепедагогических методов в музыкальном обучении школьников, которое заключается в применении наглядного и практического методов, что отражено в самих формулировках, претерпевших некоторую трансформацию: наглядно-слуховой, наглядно-выразительный и художественно-практический методы.

К группе методов, определяемых спецификой музыкального искусства, известные педагоги-музыканты относили и относят:

  • метод наблюдения за музыкой (а не обучения ей);
  • метод не навязывать музыку, а убеждать ею;
  • не развлекать, а радовать;
  • метод импровизации (Б.В. Асафьев);
  • метод сопереживания (Н.А. Ветлугина);
  • методы музыкального обобщения, забегания вперед и возвращения к пройденному, размышления о музыке, эмоциональной драматургии (Д.Б.

Кабалевский и Э.Б. Абдуллин);

  • метод развития стилеразличения у подростков (Ю. Б.Алиев);
  • метод музыкального собеседования (Л.А. Безбородова);
  • метод интонационно-стилевого постижения музыки и моделирования художественно-творческого процесса (Е.Д.

Критская и Л.В. Школяр).

Группу методов разработала О.П. Радынова для музыкального воспитания дошкольников. Это методы контрастных сопоставлений произведений и уподобления характеру звучания музыки, которые способствуют осознанности восприятия музыки, созданию проблемных ситуаций, углубляют эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают воображение и творчество детей. В методе контрастных сопоставлений Радынова разработала систему заданий, в которых сравниваются контрастные произведения одного жанра, пьесы с одинаковыми названиями, контрастные произведения в пределах одного настроения (определение оттенков), интонации музыки и речи, различные варианты интерпретации одного произведения (оркестровое звучание и сольное, варианты исполнительской трактовки на фортепиано).

Метод уподобления характеру звучания музыки, разработанный О.П. Радыновой, предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа. Она применяет различные виды уподобления звучанию музыки — моторно-двигательное, тактильное, словесное, вокальное, мимическое, темброво-инструментальное, интонационное, цветовое, полихудожественное.

Главное — не забывать, что в музыкальном обучении важно постижение музыки через интонацию, постижение музыки музыкой, другими видами искусства, жизнью природы и человека, а не отдельными выразительными средствами, вырванными из целого.

Все методы музыкального образования направлены на развитие художественного мышления школьников и адекватны эстетической сущности музыкального искусства, а также целям и задачам музыкального воспитания.

Так, метод музыкального обобщения предполагает становление у учащихся системы знаний, развитие осознанного отношения к музыке.

Э.Б. Абдуллин определяет ряд последовательных действий этого метода:

  • активизация музыкального, жизненного опыта школьников с целью введения в тему или углубления ее;
  • ознакомление с новым знанием посредством четко поставленной учителем задачи, совместного решения ее с учащимися и формулирования детьми вывода;
  • закрепление знания в разных видах учебной деятельности ребенка.

В силу направленности метода обобщения на развитие художественного мышления Д.Б. Кабалевский считал данный метод основным в музыкальном обучении школьников.

Метод забегания вперед и возвращения к пройденному направлен на формирование у детей целостного представления о музыке. В программе Кабалевского данный метод реализуется на нескольких уровнях связи между этапами обучения, темами четвертей и музыкальными произведениями в процессе изучения тем программы. Так, например, в программе для II класса Д.Б. Кабалевского бытовые жанры марша, танца и песни, знакомые детям по I классу, трансформируются в такие важнейшие качества музыки, как маршевость, танцевальность и песенность. При этом сообразно принципу от неосознанного к осознанному дети еще в I классе интуитивно пережили преобразование трех основных видов музыки как ассоциативных моделей в