Актуальность темы. Динамические тенденции развития многоуровневой реальности и современного общества наряду с позитивными эффектами актуализировали и ряд проблем, связанных с адаптивными
Известно, что тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Поэтому очень важно вовремя «разглядеть» тревожного подростка или старшеклассника за нехарактерными, с точки зрения учителей и родителей, внешними поведенческими проявлениями и не дать развиться тревожности в невротическое
В связи с этим, особую актуальность на сегодняшний день приобретает изучение психологической природы тревожности, ее причин с целью разработки эффективных
В качестве объекта нашего исследования выступает тревожность как психологический феномен личности.
Предметом исследования являются психологическая природа и
Целью курсовой работы является исследование тревожности как
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
- проанализировать
теоретические аспекты изучения тревожности в психологии; - выявить источники состояния тревожности и ее проявления;
- рассмотреть типы, виды и уровни тревожности
- провести экспериментальное исследование по выявлению
особенностей тревожности у старшеклассников.
Выборка исследования представлена 15 подростками 15-17 лет – учениками 9-11 классов Ново-Горхонской школы . (Из них 8 мальчиков и 7 девочек).
Маркетинговые исследования в гостиничном бизнесе
... становится одним из преимуществ гостиницы перед соперниками. Маркетинговое исследование — Маркетинговые исследования обеспечивают информационную базу для принятия правильных управленческих решений и позволяют выявить: — проблемы, мешающие эффективному ведению бизнеса; ... Постоянно исследуя рынок гостиничных услуг, необходимо отслеживать основные генерирующие рынки. В региональном контексте «рынком» ...
Гипотеза исследования:
1. В коллективе старшеклассников наблюдается повышенный
2. Главными детерминирующими факторами в возникновении
Методы исследования: при выполнении дипломной работы применялись теоретические и
Практическая значимость работы связана с возможностью использования полученных данных в психологической консультационной и психокоррекционной работе психологической службы образования, в разрешении проблемы повышенной тревожности у старшеклассников.
Глава 1. Психологическая сущность состояния тревожности
1.1. Теоретические аспекты изучения тревожности в психологии
Понятие тревожности впервые было введено С. Къеркегором, последовательно разводившим конкретный страх (Furcht) и неопределенный, безотчетный страх-тоску (Angst).
Он писал о существенном влиянии тревожности на развитие личности, считая тревожность основным фактором, определяющим историю человеческой жизни.
В исследованиях тревожности выделяются физиологическое, клинико-психологическое, философско-психологическое, собственно психологическое направления. Ряд авторов: Д. Льюис, Б. Босселмен, дон Байрн связывают появление тревожности с возникновением страха, как невротическую реакцию, связанную с внешними обстоятельствами и внутренними стимулами. Общим для этих авторов является то, что речь идет не просто об эмоциональной реакции, а именно о психическом состоянии, которое выражается в своеобразии как реакции, так и мотивации, но полностью к ним не сводится. В термине «тревога» авторами выделяется компонент страха, и потому тревогу можно отнести к своеобразной форме страха. Но в тревоге заметны переживания беспокойства как нарушения покоя в виде волнения, смятения. И.П. Павлов отмечает, что «при ломке динамического стереотипа возникают отрицательные эмоции, к которым, несомненно, мы можем отнести и беспокойство, тревогу». Тревожное состояние связывается с показателем слабости нервной системы, хаотичности нервных процессов.
Ряд авторов указывают на необходимость строго различать тревогу как психическое
В первом случае термин «тревога» используется для описания неприятного эмоционального состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, ожидания неблагополучного развития событий. Возникает это состояние в ситуации неопределенной опасности, угрозы (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие отрицательного к себе отношения или угрозы своему самоуважению, престижу) и часто обусловлено
Реферат страх и тревожность
... анатомо-физиологические и психологические основы личности подростков; Разобраться в различиях между понятиями тревога, страх и тревожность; Проанализировать классификации тревожности и страха и причины их ... личности подростка. 2.2. Понятие тревоги, страха, тревожности. Тревога – это реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, ...
Многогранность и
Исходная функциональная характеристика тревоги выделяется в большом количестве направлений интерпретации этого состояния. В данных работах тревожность рассматривается как
По мнению В. Астапова состояние тревоги предвосхищает тот или иной вид опасности, предсказывает нечто неприятное, угрожающее и сигнализирует об этом индивиду. Не столь широко разделяемая, но тем не менее достаточно устойчивая традиция толкования тревоги идет от Фрейда. В этом толковании отмечается предвосхищаемая опасность, в которой усматривается признак для дифференциации страха, вызываемого конкретной угрозой, и тревога как реакция на представленную угрозу. Поэтому тревогу иногда определяют как генерализованный, неопределенный и беспредметный страх или как состояние, вызываемое не наличием опасности, а отсутствием возможности ее избежать в том случае, если она появится.
В большинстве понятийных определений тревожность
Телесно-ориентированная терапия в работе с тревожностью
... состояние тревожности и особенно это негативно влияет на личность несовершеннолетних [32; 158]. Объект исследования – эмоциональная сфера личности. Тема - тревожность и методы ее коррекции в телесно-ориентированной ... (Р.Лабан) и техник актерского мастерства, телесно-дыхательные и звуковые психотехники, а также восточные виды телесных практик. Исторические корни ТОП лежат в работах Ф.Месмера, Ш.Рике и ...
Значительный вклад в разработку проблемы тревожности в психологии внесен A.M. Прихожан. Тревожность рассматривается как
Ч. Спилбергер дает следующее определение тревожности: под тревогой понимается эмоциональное состояние или реакция, характеризующиеся: а) различной интенсивностью; б) изменчивостью во времени; в) наличием осознаваемых неприятных переживаний напряженности, озабоченности, беспокойства, опасения; г) сопровождающееся одновременно выраженной активацией вегетативной нервной системы.
Эндлер, Мангуссон (1976), Ю.Л. Ханин (1976) определяют «ситуации, в которых возникает тревожность, следующим образом: а) ситуации межличностного общения и группового взаимодействия; б) ситуации, в которых имеется возможность и опасность получить физическую травму; в) новые и незнакомые условия, неожиданные обстоятельства; г) выполнение монотонной рутинной работы.
В психологическом словаре понятие «тревожность» определяется как «индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям эмоционального дискомфорта, неблагополучия, предчувствие грозящей опасности».
Майк Кордуэлл предлагает такое определение: «Тревожность – чувство страха и мрачные предчувствия, которые сопровождаются усиленной и продолжительной физиологической активацией». Автор отмечает, что симптомы тревожности могут присутствовать во многих психологических расстройствах, вводит такие понятия, как тревожные расстройства (фобии, посттравматические стрессы, одержимо – навязчивые расстройства), тревожные реакции (общий адаптационный синдром, предложенный Г. Селье), объективная тревожность. Последняя понимается как состояние тревожности, возникающая каждый раз, когда мы считаем, что подвергаемся реальной опасности и это побуждает к немедленным действиям для спасения жизни. Этот подход созвучен мнению А.И. Захарова.
А.И. Захаров дает следующее определение тревоге – «это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Наиболее часто проявляется в ожидании какого-то события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать своими неприятными последствиями. Таким образом, тревога возникает, как отклик на состояние неопределенности в результате предвосхищения неприятности». Определение, данное А.И.Захаровым, наиболее точно подходит под определение тревожности как состояния.
Существует мнение, что тревога может выступать как форма адаптации организма в условиях острого и хронического стресса, с точки зрения других авторов тревога представляет не столько форму психологической
Тревожность как характеристика личности
... повышенного уровня тревожности. Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся ... свою очередь, вызывает определенные эмоции (активизация работы автономной нервной системы и усиление состояния ситуационной тревожности вместе с ожиданиями возможной неудачи). Информация ...