Опасности. Вредные и травмирующие факторы

  • идентификация вредных и травмирующих факторов.

    С опасностями люди знакомы с момента своего появления на Земле. Вначале это были природные опасности: пониженная или повышенная температура воздуха, атмосферные осадки, молнии, встречи с дикими животными, ядовитыми насекомыми и растениями, стихийные явления природы (землетрясения, наводнения, ураганы, лесные пожары).

    Негативный результат взаимодействия человека со средой обитания определяют опасности — негативные воздействия, внезапно возникающие, периодически или постоянно действующие в системе «человек — среда обитания».

    Опасность — потенциальная возможность возникновения процессов или явлений, способных вызвать поражение людей, наносить материальный ущерб и разрушительно воздействовать на окружающую атмосферу. 2

    Опасность — центральное понятие в безопасности жизнедеятельности.

    Различают опасности реальные и потенциальные, то есть скрытые.

    Ученые утверждают, что какой бы деятельностью ни занимался человек, где бы он ни находился, всегда рядом с ним существуют скрытые силы, представляющие для него угрозу. Это – потенциальные т.е. возможные опасности. Наличие вокруг нас потенциальных опасностей вовсе не означает, что несчастье непременно произойдет. Для этого нужны определенные условия. Эти условия называют причинами. 3

    Например, печь в доме потенциально опасна, а пожар — это реализованная, т.е. реальная опасность.

    Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, надо хорошо знать и своевременно устранять причины, при которых происходит превращение потенциальных опасностей в действительные. Некоторые опасности не зависят от наших действий, проявляются внезапно, не оставляя времени на размышление, на подготовку, на спасение. Например, землетрясение, взрыв.

    Риск — это частота реализации опасности, это количественная оценка опасности.

    Существует аксиома — любая деятельность потенциально опасна. Аксиома утверждает, что все действия человека и все компоненты среды обитания, прежде всего технические средства и технологии, кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать травмирующие и вредные факторы. Любое новое действие или результат неизбежно сопровождается возникновением новых негативных факторов. 4

    В то же время считается, что уровнем опасности (риском) можно управлять. Это привело к понятию «приемлемый риск». В основе приемлемого риска лежит осознание недостижимости абсолютной безопасности.

    3 стр., 1368 слов

    Принципы методы и средства обеспечения безопасности

    ... Средства обеспечения безопасности. Средства обеспечения безопасности делятся на средства коллективной (СКЗ) и индивидуальной защиты (СИЗ). В свою очередь, СКЗ и СИЗ делятся на группы в зависимости от характера опасностей, ... Эти принципы отражают множество путей и методов обеспечения безопасности в системе «человек - среда обитания», включающее как чисто организационные мероприятия, конкретные ...

    Безопасность — это такое состояние системы (деятельности), когда проявление опасности, то есть её реализация, исключена с определенной (допустимой) вероятностью.

    Источниками (носителями) опасностей явля ются естественные процессы и явления, техногенная среда и действия людей. Источником опасности может быть все живое и неживое. Опасности не обладают избирательным свойством, при своем возникновении они негативно воздействуют на всю окружающую их материальную среду. Влиянию опасностей подвергается человек, природная среда, материальные ценности. 5

    Комплекс негативных факторов, действующих в пространстве в конкретный момент, зависит от текущего состояния системы «человек − среда обитания» и образует так называемое «поле опасностей».

    Причинно-следственное поле воздействий на человеческий организм целесообразно реализовать в виде совокупности факторов первого, второго, третьего и иных кругов опасности , расположенных вокруг человеческого организма. При этом считается, что основное влияние на организм оказывают факторы первого круга, а факторы второго круга влияют в основном на факторы первого круга и т.д. Графическое изображение таких зависимостей напоминает ветвящееся дерево, где как правило, имеются “ветви” причин и “ветви” опасностей, что полностью отражает диалектический характер причинно—следственных связей. Построение “деревьев” является исключительно эффективным при выявлении причин нежелательных событий (аварий, травм, пожаров, дорожно-транспортных происшествий и т. д.).

    В общем, границы ветвления определяются логической целесообразностью получения новых ветвей. 6

    Есть несколько методов анализа. Анализ безопасности может осуществляться априорно и апостериорно до и после нежелательных событий. Используемый метод может быть прямым и обратным.

    Априорный анализ выбирают такие нежелательные события, какие являются потенциально возможными для данной системы и пытаются определить набор различных ситуаций, которые могут привести к их появлению.

    Апостериорный анализ выполняется после того, как нежелательные события уже произошли. Цель такого анализ – разработка рекомендаций на будущее. Априорный и апостериорный анализы дополняют друг друга. Прямой метод анализа состоит в изучении причин, чтобы предвидеть последствия. При обратном методе анализируются последствия, чтобы определить причины, т. е. анализ начинается с заключительного события. Конечная цель всегда одна: предотвращение нежелательных событий. 7 (Приложение 2)

    При идентификации опасностей необходимо исходить из принципа «все воздействует на все». Опасности не обладают избирательным свойством, при своем возникновении они негативно воздействуют на всю окружающую их материальную среду, реализуются в виде потоков энергии, вещества и информации, и существуют в пространстве и во времени. Опасности, создаваемые деятельностью человека, имеют два важных качества: они носят потенциальный характер (могут быть, но не приносить вреда) и имеют ограниченную зону воздействия (зона действия опасности).

    3 стр., 1425 слов

    Место педагогики в системе наук человека

    ... задачах и методах их решения. Цель моей контрольной работы,раскрыть тему: « Место педагогики в системе наук о человеке», Для этого необходимо решить ряд задач: дать общее представление о ... социального института и первоначально существовала независимо от них. Однако педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные ...

    В процессе идентификации выполняется паспортизация опасностей и выявляется их номенклатура. Номенклатура опасностей — перечень названий, терминов, систематизированных по определенному признаку. Например: ядовитые вещества, пестициды и т. д. При выполнении конкретных исследований составляется номенклатура опасностей для отдельных производств, цехов, профессий и т. д. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) имеет номенклатуру опасностей в алфавитном порядке. Например: Алкоголь, вибрация и т. д. 8

    2. Классификация опасностей.

    Поскольку опасность понятие сложное, имеющее много признаков, опасности классифицируются и систематизируются. Наука о классификации и систематизации сложных явлений, объектов, понятий называется таксономией. Совершенная, достаточно полная таксономия опасностей пока не разработана. 9 В настоящее время принято таксономирование опасностей по следующим признакам (Приложение 3):

    1. Опасности бывают: реальные и потенциальные.

    2. По происхождению:

    • естественные (природные) – землетрясения, бури, ураганы и т.д.;
    • технические (движущиеся части машин);
    • антропогенные (обрушение зданий, отравление рыбой);
    • экологические (загрязнения биосферы);
    • смешанные.

    3. По локализации (месту существования): в литосфере, гидросфере, космосе,

    атмосфере.

    4. По виду источника:

    [Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/faktoryi-okazyivayuschie-travmiruyuschee-vozdeystvie-na-psihiku-cheloveka/

    • физические (различные излучения);
    • химические (химические вещества);
    • биологические (бактерии, микробы);
    • психофизиологические (эпилепсия, лунатизм, усталость, монотонность);

    5. По времени проявления последствий:

    • мгновенные (действующие сразу, так называемые импульсивные);
    • кумулятивные (действующие с запаздыванием);

    6. По вызываемым последствиям: утомление, травмы, заболевания, стресс, летальные исходы.

    7. По виду ущерба:

    • технический;
    • экономический;
    • экологический;
    • социальный.

    8. Сферы проявления:

    • бытовая;
    • производственная;
    • дорожно–транспортная;
    • спортивная и т.д.

    9. По структуре (строению): простые, сложные, порождаемые взаимодействием простых.

    10. По характеру воздействия:

    • активные (воздействуют сами)
    • пассивные, активизирующиеся за счет энергии человека (колющие, режущие, неподвижные элементы; неровности, уклоны, по которым перемещается человек).

    10

    Естественные опасности связаны с климатическими и природными явлениями, возникают при изменении погодных условий и естественной освещенности в биосфере. 11 Для защиты от них (холод, слабая освещенность и т.д.) человек использует жилище, одежду, системы вентиляции, отопления и кондиционирования, системы искусственного освещения. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности практически решает все проблемы защиты от естественных повседневных опасностей.

    7 стр., 3357 слов

    Интеллектуальные системы назначение, принципы построения, функциональные ...

    ... состоит в динамическом поведении самопрограммирования. §1. 3. Функциональные возможности интеллектуальных систем Естественные системы различаются по своей сложности и уровню организации. Понятие об организации ... вычислительных и логических задач и построения логического вывода решения с использованием заданных систем правил, работы с БД, высокоскоростной обработки изображений, речи и другие. В ...

    Защита от естественных опасностей — стихийных явлений, происходящих в биосфере (наводнения, землетрясения и т.д.) — более сложная задача, часто не имеющая высокоэффективного решения. Многие стихийные процессы и явления, возникающие в природе, часто сопровождаются их негативным взаимодействием с объектами техносферы (разрушение зданий, транспортных магистралей, взрывы и возгорания сооружений, прорыв плотин и т.п.).

    В этих случаях воздействие естественных опасностей на людей и окружающую среду, как правило, усиливается и поэтому их суммарное влияние целесообразно называть естественно-техногенным, а возникшие при этом опасности — естественно-техногенными.

    Техногенные источники опасности — это, прежде всего опасности, связанные с использованием транспортных средств, с эксплуатацией подъемно-транспортного оборудования, использованием горючих, легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ и материалов, с использованием процессов, которые происходят при повышенных температурах и повышенном давлении, с использованием электрической энергии, химических веществ, разных видов излучения (ионизирующего, электромагнитного, акустического).

    Источниками техногенных опасностей являются соответствующие объекты, связанные с влиянием для человека объектов материально культурной среды. 12

    К антропогенным опасностям относят неправильные или несанкционированные действия людей (групп лиц).

    Антропогенные опасности инициируются человеком и обусловлены свойствами нервной системы, его психологическим статусом и психическим состоянием. 13 Человеческий фактор все чаще становится определяющим при возникновении аварий в технических системах и во многом влияет на возникновение негативных событий и в быту. Человеческим фактором называют совокупность всех физических и психических свойств личности и их влияние на успешность деятельности. Серьезную угрозу возникновения антропогенно-техногенных опасностей представляет также внезапное или преднамеренное (из-за применения алкоголя, наркотиков или других токсикантов) нарушение трудоспособности и здоровья работающих и, прежде всего, операторов технических систем. В последние годы эти угрозы значительно возросли. В России по данным официальной статистики на 2009 год число наркоманов оценивается в 503 000 человек, состоящих на диспансерном учете. Но это только те люди, которые официально зарегистрированы и находятся под наблюдением в наркологических диспансерах. А по экспертным оценкам в наркологические учреждения обращается только каждый десятый наркоман. Так что реальная их численность на сегодняшний день — более 5 млн. россиян.