Формы и методы работы социального педагога общеобразовательной школы с неполной семьёй

Курсовая работа

Каждый человек рождается в определенной семье и становясь ее членом, становится и частью общества. В семье осуществляется основное воспитание ребенка, процесс его постепенного включения в жизнь общества, восприятие нравственных норм, изучение определенных позиций и ролей. Влияние семьи имеет большое значение для воспитания духовных и общественных потребностей человека. Серьезное влияние оказывает семья на формирование отношения к окружающей среде, к людям, к труду, к обществу в целом. Кроме того, в семье особенно ярко проявляются черты солидарности и взаимной ответственности.

Семья является посредником между ребенком и обществом. В случае невыполнения семьей ее функций, страдает как весь внутренний мир ребенка, так и нарушаются его связи с обществом.

Неполная семья — одна из самых важных проблем на сегодняшний день. В 2005 г. на территории РФ неполные семьи составляли 19% от всех типов семей с несовершеннолетними детьми, причём в 17% из них одиноким родителем была мать. Такая семья в современных условиях не всегда может выйти из сложных жизненных ситуаций и нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать социальный педагог.

Цель — определение форм и методов работы социального педагога с неполной семьёй.

Объект — процесс взаимодействия социального педагога общеобразовательной школы с семьёй.

Предмет — деятельность социального педагога общеобразовательной школы с неполной семьёй.

Задачи:

  • описать должностные обязанности социального педагога;
  • проанализировать существующие формы и методы работы социального педагога в общеобразовательной школе;
  • дать определение понятиям «семья», «неполная семья»; указать функции семьи
  • рассмотреть причины формирования неполной семьи;
  • определить формы и методы работы социального педагога общеобразовательной школы с неполными семьями.

    Глава I.

Социальный педагог в системе образования

1.1 Социальный педагог общеобразовательной школы

Прежде, чем говорить о работе, выполняемой социальным педагогом в школе, давайте разберёмся с самим понятием «социальный педагог».

Итак, «социальный педагог — организатор работы с детьми и взрослым населением в микросоциуме. Он осуществляет педагогическую, методическую, исследовательскую деятельность, которая направлена на защиту прав детей в обществе, содействие им в период социального и профессионального становления, нуждающимся в социально-педагогической помощи» [28, с. 5-6].

3 стр., 1003 слов

Современные педагоги-новаторы

... и саморазвитие личности детей[2, С. 367]. Сегодня некоторые педагоги общеобразовательных организаций работают, опираясь в большей степени на концепцию того или иного педагога-новатора, но, по ... этим огромное значение приобретает новаторская деятельность педагогов. В данном реферате будут рассмотрены сущность инновационной педагогики, некоторые инновационные педагогические технологии, разработанные ...

Социальный педагог, по Л.В. Мархадаеву, — специалист по социально-педагогической работе с детьми и родителями, с подростками, молодёжными группами и объединениями, со взрослым населением в условиях образовательных и специализированных учреждений, по месту жительства. Призвание социального педагога — обеспечивать направленную социально-педагогическую помощь и поддержку процесса социализации различных категорий детей и молодёжи, способствовать их социальному воспитанию в условиях жизнедеятельности, оказывать психолого-педагогическую и социально-педагогическую помощь семье, различным воспитательным учреждениям, помогать подросткам в период их социального и профессионального становления [14, с. 285].

Также, Л.В. Мархадаев выделяет понятие социальный педагог образовательного учреждения — специалист по организации социально-педагогической работы с различными группами школьников и их родителями. Деятельность социального педагога направлена на организацию внеучебной деятельности школьников, их досуга, индивидуальной работы, консультационной работы с детьми и их родителями, вовлечение родителей в воспитательную работу с детьми, координацию воспитательных усилий учителей и родителей и др. [14, с. 287].

Р.В. Овчарова отмечает, что деятельность социального педагога в школе основывается на принципе причастности личности и семьи к любым общественным институтам. Социальный педагог обеспечивает допустимое и целесообразное вмешательство в процесс социализации детей, подростков и молодёжи, выполняет роль «третьего лица», посредника, связующего звена между личностью и обществом [20, с. 132-133].

Т.А. Василькова подробно характеризует цели работы социального педагога в общеобразовательной школе:

  • Оздоровление микроклимата в коллективе;
  • Гуманизация межличностных отношений;
  • Реализация способностей и защита интересов личности;
  • Организация досуга детей и включение их в социально полезную деятельность [3, с. 145].

Школа — одно из традиционных мест деятельности социальных педагогов.

По Б.М. Бим-Баду, школа (лат. schola,от греч. schole) — учебно-воспитательное учреждение; система образования, выучка, приобретённый опыт [1, с. 319].

«Школа — учебно-воспитательное учреждение; выучка, достигнутый в чём-то опыт, а также то, что даёт такую выучку, опыт;направление области науки, искусства; система обязательных упражнений (в фигурном катании); общеобразовательное учреждение, в котором изучаются основы научных знаний о человеке, природе и основы художественной культуры» [14, с. 337 ].

Также, нельзя не отметить социальную цель школы. Л. В. Мархадаев характеризует её следующим образом: «всесторонняя подготовка человека к жизни в современном обществе, в том числе и к осознанному выбору рода профессиональныхзанятий» [14, с. 337].

«Общеобразовательная школа представляет собой такую структуру: начальная школа(1-3-е и 1-4е классы); основная школа(1-9-е классы); старшая школа(10-11-е классы); гуманитарные гимназии(1-11-е классы), работающие по разноуровневым и общеразвивающим программам» [5, с. 34].

4 стр., 1620 слов

Социально-педагогическая диагностика в школе

... деятельности поставить ребенка и предпринимать все усилия во имя его развития и счастья. Именно такой поворот вынуждает школу строить весь учебно-воспитательный процесс на основе педагогической диагностики. ... социальный статус учащихся. Нами были изучены категории семей, в которых воспитываются учащиеся. Этот параметр дает первоначальные представления об уровне семейного воспитания школьников. ...

М.В. Шакурова формулирует цели социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении:

  • Способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоёв общества;
  • Развивать процесс опережающей социализации, т.е.

знакомить всех учащихся, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, готовить их к критическому восприятию этих перспектив;

  • Способствовать развитию личности и её ориентации в социальных процессах на стадии обучения и выбора профессии;
  • Участвовать в разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов [27, с. 51-52].

П.А. Шептенко пишет: «Школьный социальный педагог работает с педагогическим коллективом, с семьёй, с трудными детьми, организует работу в социуме, осуществляет охранно-защитную и предупредительно-профилактическую деятельность» [28, с. 96].Н.В. Гуров отмечает, что «Социальный педагог ведёт журнал наблюдений, изучает и помогает регулировать нравственно-психологическую атмосферу в семье, способствует развитию интересов детей и взрослых к семье и школе через их совместную деятельность» [9, с. 83].

Итак, мы с вами разобрались, кто такой социальный педагог, и какова сущность его деятельности. Осталось выяснить, как он организовывает и реализует свою деятельность.

Организация и реализация деятельности социального педагога осуществляется через «социально-педагогический процесс — целенаправленная последовательность действий социального педагога (субъекта), обеспечивающая наиболее оптимальное достижение социально-педагогической цели в социальном развитии (коррекции развития), воспитании (перевоспитании, исправлении), овладении умениями и навыками в самообслуживании, обучении, профессиональной подготовке объекта» [17, с. 50].

Основные этапы социально-педагогического процесса (В.А. Никитина):

1-й — подготовительный:

  • А) диагностика и выявление индивидуальности объекта;
  • Б) формулирование социально-педагогической проблемы человека;
  • В) социально-педагогическое прогнозирование;
  • Г) моделирование;
  • Д) выбор технологии и способа её реализации;
  • Е) планирование социально-педагогической деятельности («перспективный план на год, на два и более; циклограмма; календарный план на полугодие, четверть, месяц; план-график работы на месяц, неделю, день; план-сетка на месяц и на неделю» [16, с.

37].).

2-й — непосредственной деятельности (реализации выбранной педагогической технологии):

  • А) апробация социально-педагогической технологии;
  • Б) адаптация;
  • В) включение объекта в процесс саморазвития, самовоспитания;

3-й — итоговый:

  • А) предварительная оценка действенности социально-педагогической технологии;
  • Б) оценка результативности практической деятельности специалиста;
  • Предварительная оценка позволяет определить, в какой степени удалось решить проблему человека [17].

Таким образом, социальный педагог общеобразовательной школы является связующим звеном, посредником, исполняющим одну из самых важных ролей в социализации личности и общества.

4 стр., 1625 слов

Технология социальной работы с детьми-инвалидами

... курсовой работы: 1. проанализировать понятие детской инвалидности и рассмотреть виды реабилитации детей - инвалидов 2. изучить причины и структуру детской инвалидности 3. описать технологии социальной реабилитации детей с ... игровую и трудовую (с 14 лет) деятельность. Реабилитация - процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на ...

Школьный социальный педагог работает с трудными детьми, с педагогическим коллективом, с семьёй. Занимается организацией социально-педагогической работоы с детьми и взрослым населением (различными группами школьников и их родителями), организацией индивидуальной и консультационной работы с детьми и их родителями, помощью и поддержкой процесса социализации различных категорий детей и молодёжи, вовлечением родителей в воспитательную работу с детьми, оказанием психолого-педагогической и социально-педагогической помощи семье и различным воспитательным учреждениям. Также, осуществление охранно-защитной и предупредительно-профилактической деятельности, организация работы в социуме. Организация и реализация деятельности социального педагога, обеспечивающая наиболее оптимальное достижение социально-педагогической цели невозможна без целенаправленных и последовательных действий.

1.2 Формы и методы работы социального педагога

Прежде, чем мы будем говорить о формах и методах работы социального педагога, давайте сначала разберёмся с понятиями.

«Форма (от лат. forma — вид, наружность) — наружный вид, внешнее очертание; устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо; способ существования и выражения какого-либо содержания. В педагогике форма определяет организационную сторону педагогического явления» [14, с. 326].

«Метод (от греч. methodos — путь исследования, теория, учение) — способ достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи; совокупность приёмов и операций практического или теоретического освоения (познания) действительности [14, с. 150].

«Направления и формы работы школьного социального педагога:

Профилактика правонарушений среди учащихся.

Осуществляется путём индивидуальной работы с подростками, состоящими на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних, привлечения к работе в этом направлении соответствующих специалистов. Социальный педагог совместно с классными руководителями, учителями может провести дни «Правовых знаний» по возрастным группам.

Реабилитация и социальная адаптация детей и подростков с девиантным поведением.

Это направление связано с такими формами деятельности, как:

  • учёт и контроль состояния дел подростков с девиантным поведением (составление картотеки, систематическое ведение тетради учёта работы с детьми, склонными к девиантному поведению и т.д.);
  • тестирование, интервьюирование подростков с целью выяснения причин их негативных поступков, и как следствие — помощь в устранении этих причин;
  • индивидуальное консультирование с целью помочь ребёнку избавиться от дистресса, выговориться, разгрузить его морально и психологически (необходимо взаимодействие с родителями, психологом, в ряде случаев — с психиатром, невропатологом, наркологом);
  • включение ребёнка в группу поддержки с целью помочь ему найти в себе положительное и развить его;
  • привлечение к работе классных руководителей, как единомышленников и помощников в процессе социальной адаптации детей, для изучения семейных поблеем ребёнка;
  • установление контакта с семьёй ребёнка, при необходимости защиты прав ребёнка — жестокое вмешательство и привлечение родителей к ответственности за отстранение от воспитания;
  • посещение семей с целью изучения условий, в которых живёт ребёнок;
  • организация мероприятий, позволяющих подростку проявить свои позитивные качества, психологически раскрепоститься;
  • совместно со школьным психологом проведение цикла тренинговых занятий, направленных на снижение уровня агрессивности, развитие самоконтроля.

Работа с опекаемыми детьми, живущими с лицами, заменяющими родителей:

15 стр., 7025 слов

Социальная работа с детьми из неблагополучных семей

... называемых «семей социального риска», приобретают статус неблагополучных, становясь основными объектами социальной работы. Нежелание или невозможность выполнения семьей функций наносит огромный урон обществу. Возрастает преступность, бродяжничество, наркомания и алкоголизм среди детей и ...

  • установление контакта с родственниками опекаемых и их опекунами;
  • помощь в оформлении документов;
  • оказание материальной помощи;
  • взаимодействие с инспекторами по опеке и попечительству;
  • собеседование с ребёнком, при необходимости — помощь в решении его проблем (моральных, психологических, материальных).

С этой целью осуществляется взаимодействие с психологом, логопедом, невропатологом, классным руководителем, администрацией школы, инспектором по опеке и попечительству;

  • посещение семей с целью изучения условий, в которых живёт ребёнок.

Работа с малообеспеченными и многодетными семьями:

  • изучение семей учащихся школы с целью выявления малообеспеченных, многодетных, неполных, а также социально благополучных и неблагополучных семей;
  • изучение условий, в которых проживают дети из малообеспеченных и многодетных семей, с целью оказания им материальной, моральной и другой помощи;
  • работа с детьми при взаимодействии с классным руководителем, психологом, включение детей в группы поддержки, проведение индивидуального консультирования;
  • взаимодействие с комитетом по социальной защите населения, комитетом многодетных семей и т.д.;
  • помощь в трудоустройстве старших детей, определении младших детей в детский сад, в лагеря отдыха, в санатории.

Работа с родителями может принимать различные формы, в том числе:

Правовое воспитание родителей:

  • знакомство родителей с нормативно-правовыми документами по защите прав ребёнка, обязанностям родителей в отношении воспитания ребёнка;
  • взаимодействие с сотрудниками милиции, членами комиссии по делам несовершеннолетних;
  • индивидуальная работа с родителями в конфликтных и предконфликтных ситуациях;

— деловые игры с целью выявления проблем и перспектив развития отношений в системах: школа-семья, учитель-родитель, родитель-ребёнок, учитель-ребёнок (в центр внимания деловых игр ставятся интересы детей, разъясняются формы защиты прав ребёнка).

Просветительская работа с родителями (организация встреч со специалистами различного профиля).

Создание групп поддержки, взаимопомощи, вовлечение родителей в процесс жизнедеятельности школы.

Работа с педагогическим коллективом школы.

Все работники школы непосредственно связаны с ребёнком и его семьёй, поэтому социальному педагогу необходимо установить контакт и сотрудничество с каждым из них. Главная цель такого профессионального взаимодействия — защита интересов ребёнка, создание оптимальных условий для его индивидуального развития.

16 стр., 7747 слов

Разработка и модели педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ...

... направления семей с детьми-инвалидами, система социальной помощи семье имеющей ребенка с ограниченными возможностями. 1. ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНО 1.1 Причины, приводящие к инвалидности Согласно Федеральному закону РФ «О социальной защите инвалидов в ...

Формами работы в этом направлении могут быть:

  • беседы с классными руководителями;
  • консультирование;
  • проведение деловых игр, тренингов для выявления единства педагогического коллектива в вопросах воспитания детей в школе, семье;
  • развитие профессиональных приёмов работы с «трудными детьми», «трудными родителями», обучение методикам работы с классом, группой учащихся и т.д.;
  • создание условий для обмена учителей опытом работы» [18, с. 118-120].

«Организация семейного досуга — одна из форм работы социального педагога, направлена на обогащение духовного мира семьи, развитие эстетических чувств как взрослых, так и детей. В совместном отдыхе родители лучше узнают своих детей, укрепляется здоровье и взрослых, и детей» [4, с. 335].

Мы рассмотрели формы работы социального педагога, далее — познакомимся с методами.

«Рассмотрим первостепенные:

Метод наблюдения — самый распространённый и естественный. Именно он даёт больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребёнка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом.

Метод беседы. Чтобы подготовиться к беседе, следует провести анкетирование, заранее составить вопросник, познакомиться с результатами комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребёнка в данное учреждение.

Поможет составить представление о ребёнке знакомство с биографией, его поступками и мотивами поведения.

Метод социометрии, при котором для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребёнка» [4, с. 67-68].

«Социальный педагог в школе использует методы анализа, консультирования, лечения и активизации, охватывая в своей деятельности не только самих учащихся, но и их родителей как целую группу» [27, с. 52].

Таким образом, формы и методы в работе социального педагога направлены в первую очередь на защиту интересов ребёнка, создание оптимальных условий для его индивидуального развития. В свою очередь, развитие ребёнка — это семья, школа (педагоги) и всё то, что его окружает, поэтому социальный педагог должен тесно сотрудничать не только с самим ребёнком, но и с факторами, влияющими на его развитие. Здесь «спешат» на помощь такие формы работы, как установление контакта с ребёнком, его семьёй (родителями, опекунами, родственниками опекаемых и т.д.), взаимодействие с педагогами (работниками школ), с комитетом по социальной защите населения, с инспекторами, психологами и другими специалистами, учёт и контроль состояния дел подростков, изучение семей учащихся школы, привлечение помощников в процессе социальной адаптации детей, посещение семей, организация всевозможных мероприятий, проведение деловых игр, консультирование (детей, педагогов, родителей), создание условий для обмена учителей опытом работы, организация семейного досуга и т.д. Все эти формы осуществляются с помощью таких методов, как наблюдение, беседа, консультирование, методов активизации и лечения, социометрии, анализа и др.

Глава II. Работа социального педагога с неполной семьёй

2.1 Семья Типы семей Функции семьи

В первой главе мы говорили о социальном педагоге, о общеобразовательной школе и о деятельности, формах и методах работы социального педагога в таких учреждениях. Сейчас речь пойдёт о самом первом институте социализации личности — о семье.

9 стр., 4470 слов

«Формы и методы работы с одаренными детьми

... Цель: выявить формы и методы работы с одаренными детьми Задачи :раскрыть сущность понятия «одаренность», «одарённые дети». изучить особенности психического развития одаренных детей рассмотреть педагогические условия воспитания и обучения одаренных детей рассмотреть методы диагностики одаренности Объектом исследования: ...

По А.В. Мудрику, семья — это малая группа, основанная на браке, или на кровном родстве, или на общности жилья и бюджета (без регистрации брака), члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой. Семья — важнейший институт социализации как подрастающих поколений, так и взрослых [15, с. 95].

«Семья — это малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях» [20, с. 345].

«Семья — малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом» [27, с. 158].

«Семья — это группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе» [19, с. 5].

Л.В. Мархадаев даёт социологическое и юридическое определения семьи:

Социологическое — малая социальная группа людей, объединённая кровнородственными или иными приравненными к ним связями, члены которой связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью.

Юридическое — объединение чаще всего совместно проживающих лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, возникающими из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей на воспитание в семью [14, с. 259].

«Необходимо тщательное изучение семей (в первую очередь нравственно-психологического климата в них и педагогической просвещённости родителей).

Необходима дифференциация семей на типы» [9, с. 115].

Из существующего множества типологий семьи, М. А. Галагузова отмечает, что задачам деятельности социального педагога отвечает следующая комплексная типология: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи [7].

По мнению М.В. Шакуровой, традиционными категориями семей, с которыми работает социальный педагог, являются молообеспеченные семьи (точкой отсчёта бедности является прожиточный минимум), семьи безработных (безработными признаются граждане, которые: трудоспособны; не имеют работы и заработка; зарегистрированы в целях поиска подходящей работы; ищут работу и готовы приступить к ней; не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы); многодетные семьи (семьи, имеющие трёх и более детей).

Также, М.В. Шакурова различает типологии семей:

  • Типология, в основе которой способность семьи решить возникающие перед ней нормативные и ненормативные кризисы;
  • Типология семьи по её функциональной состоятельности;
  • Типология семьи, учитывающая специфику десоциализирующего влияния, оказываемого семьёй на своих членов;
  • Типология семьи по типу воспитательных ошибок [27].

А.В. Мудрик выделяет несколько аспектов социализирующих функций семьи:

Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации.

Семья влияет на формирование психологического пола ребёнка. В первые три года жизни это влияние определяющее, ибо именно в семье идёт необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребёнок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы и т.д.

4 стр., 1604 слов

Конфликты в семье и методы их коррекции

... возрастных кризисов, влияния супружеских конфликтов на развитие детей и др. Однако невозможно найти такую семью, где бы отсутствовали конфликты между родителями и детьми. Даже в благополучных семьях в более ... которые раньше представлялись им единственно возможными и очевидными; 2. обучение членов семьи методам дискуссии. Приведем некоторые правила ведения дискуссии: "цель дискуссии не доказать свою ...

Семья играет ведущую роль в умственное развитие ребёнка, а также влияет на отношение детей, подростков, юношей и девушек к учёбе и во многом определяет её успешность.

Семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идёт о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. В частности, исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родтиельской семье.

В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношениях, а также определяющие его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

Семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что её одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях [15].

М.А. Галагузова останавливает своё внимание на тех функциях, которые касаются, прежде всего, воспитания и развития ребёнка:

Репродуктивная функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода.

Экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Исторически семья всегда была основой хозяйственной ячейкой общества, а экономическая функция была связана с накопление богатства для членов семьи.

Функция первичной социализации. Она обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребёнка.

Воспитательная функция. Важную роль в процессе первичной социализации играет воспитание ребёнка в семье, родители были и остаются первыми воспитателями ребёнка.

Рекреационная и психотерапевтическая функция. Семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищённым, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т.д. [7].

Р. В. Овчарова отмечает, что семья, как социальный институт выполняет хзяйственно-бытовую, сексуально-эротическую, эмоциональную и воспитательную функции, также функции первичного социального контроля, духовного и культурного общения [20].

«Функции семьи (от лат. functio — исполнение) — специфическое назначение семьи. К функциям семьи относятся: репродуктивная — продолжение рода; развития; социализации (ресоциализации) — усвоения естественного социального опыта и социального становления как личности; воспитательная; подготовки к жизни в обществе; хозяйственно-экономическая; рекреативная — взаимная моральная и материальная поддержка; коммуникативная — общения» [14, с. 259].

Таким образом, семья — это группа людей, имеющая общий быт, бюджет, общее жильё, основанная на кровном родстве или на браке, и связанная взаимопомощью и моральной ответственностью. Задачам деятельности социального педагога отвечают такие семьи, как благополучные, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи, также, выделяют категории семей — малообеспеченные, семьи безработных, многодетные и неполные семьи.

40 стр., 19678 слов

Воспитание единственного ребенка в семье

... воспитания единственного ребенка в семье Объект: воспитание единственного ребенка в семье Предмет: Особенности воспитания единственного ребенка в семье Гипотеза: Если семья воспитывает единственного ребенка, то в семье преобладает такой тип воспитания как гиперопека. Задачи: 1. Рассмотреть особенности воспитательного процесса в семье 2. Раскрыть основные аспекты воспитания единственного ребенка в ...

Основными функциями семьи являются репродуктивная (сексуально-эротическая), экономическая и хозяйственно-бытовая, функции первичной социализации (физическое и эмоциональное развитие, формирование психологического поля ребёнка, умственное развитие ребёнка, овладение социальными нормами, ценностными ориентациями, социальное развитие), рекреационная и психотерапевтическая.

2.2 Формы и методы работы социального педагога с неполной семьёй

«Семья неполная — семья, в которой есть только один родитель, заботящийся о детях. Как правило, это семья, где глава — женщина» [14].

«Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми» [26, с. 107].

П.Д. Павлёнок считает те семьи неполными, в которых одинокий родитель проживает с ребёнком несовершеннолетнего возраста и несёт за него основную ответственность.

Основные причины формирования неполной семьи: внебрачное рождение ребёнка, развод, смерть матери или отца, фактическое «разделение» супругов (отбытие супругом наказания в тюрьме, его отъезд в другой город, страну на длительное время и т.д.) [22].

Л.И. Савинов выделяет категории неполных семей: разведённые, потерявшие кормильца, семьи одиноких матерей.

В.М. Целуйко различает следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведённая, распавшаяся [26, с. 106].

Также, Л.И. Савинов отмечает:

Влияние распада семьи на ребёнка.

Влияние развода чаще негативное, хотя в отдельных случаях он может рассматриваться как благо. Травмирует не столько факт распада семьи, сколько продолжительность конфликтной ситуации до развода и спор о ребёнке. Остаётся возможность для участия отца в воспитании ребёнка после развода;

  • Распад семьи — сильное потрясение для ребёнка, ведь потеря (смерть) родителя — это всегда трагедия;
  • Ребёнок с момента рождения воспитывается в неполной семье, не знает отца;
  • Влияние распада семьи на взаимоотношения её членов.

Развод разъединяет семью. Доверие супругов друг к другу и ребёнка к родителям подорвано или утрачено;

  • Смерть близкого — общее горе, которое сплачивает семью. Отмечается бережное отношение друг к другу;
  • Отношения «мать-отец», «ребёнок-отец» изначально не поддерживаются [23].

В. М. Целуйко останавливает свой выбор на формах психологического взаимодействия с неполной семьёй:

  • Организация психолого-педагогического просвещения родителей;
  • Организация психологической помощи и социальной поддержки семье в условиях специальных семейных служб;
  • Диагностический этап;
  • Обсуждение возникшей семейной проблемы;
  • Индивидуальная и совместная консультационная работа с родителями и детьми [26].

М.А. Галагузова характеризует формы социально-педагогической помощи семье: кризисинтервентная модель (оказание помощи непосредственно в кризисной ситуации) и проблемно-ориентированная модель [7].

Н.И. Никитина условно разделяет формы работы социального педагога с семьёй:

  • Индивидуальные (беседы, консультирование, посещение семьи);
  • Групповые (групповые консультации, тренинги для группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребёнка, создание групп взаимопомощи);
  • Коллективные (различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, родительские конференции и т.д.);
  • Наглядно-информационные (выставки творческих работ детей и родителей, выпуск газет, школьных журналов и т.д.) [18].

«Социальный патронаж — форма наиболее плотного взаимодействия с семьёй, когда социальный педагог находится в её распоряжении 24 часа в сутки, проводит с членами семьи много времени, часто несколько часов в день, входит в курс всего происходящего в семье, оказывая влияние на суть событий» [27].

Ю.В. Василькова выделяет методы работы с семьёй: изучение семьи, метод убеждения, изучение воспитания ребёнка в семье [5].

Л.В. Карцева классифицирует психологические и социально-психологические методы социальной работы с семьёй следующим образом:

  • Метод наведения мостов — вступая во взаимодействие с семьёй, социальный работник добивается общения членов семьи друг с другом напрямую либо, наоборот, создаёт границы между ними;
  • Метод децентрации личности — переключение внимания с одного на другое, в рамках решаемой проблемы;
  • Метод реконструкции восприятия события — встречаются ситуации, когда положение изменить трудно или невозможно, но вполне вероятно изменить его восприятие — эмоциональное или концептуальное;
  • Метод наблюдения;
  • Метод описания ситуации — психодиагностика психических состояний семьи на первом этапе вхождения в неё;
  • Метод противоречивой оценки семьи — акцентирование сильных и слабых сторон семейной жизнедеятельности;
  • Метод ролевой игры — обучение способам взаимодействия между людьми;
  • Метод магнитофонных записей — беседа записывается на плёнку;
  • Метод консультации;
  • Метод использования группового мнения — с дружной и сплочённой семьёй, переживающей временные трудности;
  • Метод убеждения и внушения — подсознательный характер;
  • Метод информирования — передача клиенту актуальной для него информации;
  • Метод опоры на традиции и обычаи семьи — воздействие на подсознание;
  • Метод привлечения к труду — воспитательное значение [11].

Таким образом, неполная семья состоит из одного родителя и его ребёнка (детей).

Причинами формирования такой семьи выступают внебрачное рождение ребёнка, смерть матери или отца, распад семьи (фактическое «разделение» супругов), развод. Распад семьи имеет большое влияние на ребёнка, будь то развод (это в большинстве случаев продолжительный конфликт до развода и спор о ребёнке), воспитание с момента рождения в неполной семье (незнание отца), смерть (потеря) родителя — это всегда сильное потрясение и трагедия для ребёнка в первую очередь. В работе с такими категориями неполных семей, как осиротевшие, разведённые, распавшиеся, семьи одиноких матерей, используются формы психологического взаимодействия, социально-педагогической помощи, индивидуальная и групповая работа, работа коллективная и наглядно-информационная, также используется форма наиболее плотного взаимодействия с семьёй — социальный патронаж. Взаимодействие с семьёй реализуется через такие методы, как психологические и социально-психологические методы, методы убеждения, изучение семьи (метод «наведения мостов», децентрации личности, метод реконструкции восприятия событий, наблюдение, описание ситуации, метод противоречивой оценки, консультация, ролевая игра и пр.), изучение воспитания ребёнка в семье.

Заключение

Социальный педагог является посредником в социализации личности, семьи и общества, выполняющим роль «третьего лица». Школьный социальный педагог — это консультант, помощник, всегда готовый поддержать в трудной жизненной ситуации, организатор социально-педагогической, охранно-защитной, предупредительно-профилактической деятельности. Социальный педагог общеобразовательной школы работает с педагогическим коллективом, с детьми, взрослым населением, и конечно же, с семьёй — первичным институтом социализации личности.

Благополучные, неполные, семьи безработных, многодетные, асоциальные и семьи группы риска — все эти семьи отвечают задачам деятельности социального педагога.

Семья осуществляет функции первичной социализации ребёнка, его физическое, умственное, эмоциональное развитие, прививает овладение социальными нормами и ценностными ориентациями, поэтому очень важно, чтобы ребёнок воспитывался и развивался в полноценной семье, но к сожалению, это не всегда возможно. Подтверждение этому — неполная семья.

Распад семьи сильно сказывается на ребёнке, будь то развод, незнание отца или потеря родителя — это всегда сильное потрясение для ребёнка и всей семьи. Работа школьного социального педагога с неполной семьёй, состоящей из одного родителя и детей (ребёнка), осуществляется через такие формы работы, как психологическое взаимодействие, социально-педагогическая помощь, индивидуальная, групповая, коллективная и наглядно-информационная работа, социальный патронаж. Используются такие методы, как изучение семьи, метод наведения мостов, наблюдение, психологические и социально-психологические методы, изучение семьи и воспитания ребёнка в этой семье, метод убеждения и т.д.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/metodyi-i-formyi-rabotyi-sotsialnogo-pedagoga-s-nepolnoy-semey-kursovaya/

1. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бада.- М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2002.- 460 с.

2. Брюс, Я. Как стать хорошим папой.- СПб.: Питер, 2009.-224 с.

3. Василькова, Т.А. Социальная педагогика: учебное пособие / Т.А. Василькова, Ю.В. Василькова.- М.:КНОРУС, 2010.- 240 с.

4. Василькова, Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. педагогических вузов и колледжей.- М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 440 с.

5. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова.- 5-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 440с.

6. Видра, Д. Помощь разведённым родителям и их детям: от трагедии к надежде. По страницам научных трудов Гельмута Фигдора.- М.: Издательство Института психотерапии, 2000.- 224 с.

7. Галагузова, М.А. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.- 416 с.

8. Гарбузов, В.И. Воспитание ребёнка в семье: Советы психотерапевта.- СПб.: КАРО, 2006.- 304 с.

9. Гуров, В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьёй.- М.: Педагогическое общество России, 2006.- 320 с.

10. Дронова, Е.Н. Социально-педагогическая поддержка подростков в деятельности социального педагога общеобразовательной школы: автореферат / Е.Н. Дронова.- Барнаул, 2004.- 22 с.

11. Карцева, Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьёй: учебное пособие.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.- 224 с.

12. Кемпбелл, А. Послушайте детей. Прислушайтесь, наконец.- М.: ББИ св. Апостола Андрея, 2001.- 342 с.

13. Костенко, М.А. Неполная отцовская семья: конспект социально-психологических и социально-этнических особенностей / М.А. Костенко, Н.С. Жабина // Образование и социальное развитие региона.- 2001.- № 3-4.- с. 72- 76.

14. Мархадаев, Л.В. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт.- сост. Л.В. Мархадаев.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 368 с.

15. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Мудрик.- 6-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 224 с.

16. Нагавкина, Л.С., к. п. н.; Крокинская, О.К., к.ф.н.; Косабуцкая, С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов- СПб.: КАРО, 2004.- 272 с.

17. Никитин, В.А. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Никитина.- М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2002.- 272 с.

18. Никитина, Н.И. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0314 «Социальная педагогика» / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова.- М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005.- 399 с. (Для средних специальных учебных заведений)

19. Николаева, Я.Г. Воспитание ребёнка в неполной семье: орг. пед. и соц. помощи непол. семьям: пособие для психологов и педагогов / Я.Г. Николаева.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.- 159 с.- (психология для всех)

20. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога: — М.: ТЦ «Сфера», 2001.- 480 с.

21. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева.- 2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 256 с.

22. Павлёнок, П.Д., Руднева, М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: учеб. пособие / Под ред. проф. П.Д. Павлёнка.- М.: ИНФРА — М,2009.- 272 с. (Высшее образование)

23. Савинов, Л.И., Кузнецова, Е.В. Социальная работа с детьми в семьях разведённых родителей: Учебное пособие / Под ред. проф. Л. И. Савинова.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.- 216 с.

24. Фигдор, Г. Дети разведённых родителей: между травмой и надеждой (психоаналитическое исследование).- М.: Наука,1995.- 376 с.

25. Фирсов, М.В. Технология социальной работы: учеб. пособие для вузов / М.В. Фирсов.- М.: Академический Проект, 2007.- 432 с.- (Gaudeamus).

26. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко.- М.: издательство ВЛАДОС-ПРЕСС,2006.- 271 с.: ил.- (Психология для всех)

27. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Шакурова.- 4-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 272 с.

28. Шептенко, П.А. Введение в специальность социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластёнина.- М.- Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004.- 176 с.

29. Шептенко, П.А. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / П.А. Шептенко, Г.А. Воронина; под ред. В.А. Сластёнина.- 2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 208 с.

30. Шептенко, П.А., Дронова, Е.Н. Социально-педагогическая поддержка школьников в работе социального педагога: Учебно-методическое пособие.- Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004.- 120 с.

31. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьёй: учеб. пособие / Т.И. Шульга.- 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2007.- 254, [2] с.: ил.