Логопедический массаж в коррекции речевых нарушений

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время значительно выросло число детей, имеющих речевую патологию. Исследования Филичевой Т.Б. свидетельствуют о том, что количество детей с недоразвитой речью составляет 40-50% от всех детей дошкольного возраста. Также неуклонно растет число детей, страдающих такими сложными дефектами речи, как дизартрия, ринолалия, заикание. У детей, страдающих речевыми нарушениями, как правило, снижена работоспособность, повышена утомляемость, не сформирована произвольность психических процессов, очень часто эти дети соматически ослаблены.

Из своей практики могу отметить, что, когда я начинала работать в детском саду в 1996 году, мы едва укомплектовывали группу в количестве 12 детей. Приходилось приглашать детей из соседних детских садов, благо, что там не было логопедических групп. Сегодня же списочный состав нашей логопедической группы составляет 23 ребенка.

Также хочу отметить, что и речевые дефекты у наших воспитанников стали гораздо сложнее, чем раньше. Одним из наиболее распространенным диагнозом стала дизартрия или стертая её форма.

Всё чаще стали встречаться сочетания нарушения речи, осложняющие процесс коррекции звукопроизношения, при которых необходимы длительные логопедические занятия. А поскольку количество детей сейчас у нас в группах в 2 раза больше положенного, времени на длительные занятия катастрофически не хватает.

Именно поэтому в логопедической практике стали развиваться различные вспомогательные технологии. Одной из них является логопедический массаж, который способствует более эффективному преодолению речевых нарушений у детей.

Сегодня логопедический массаж — это один из методов коррекционно-педагогического воздействия, используемых при коррекции тяжелых речевых нарушений. Логопедический массаж — это нетрадиционный и эффективный метод коррекции звукопроизношения, так как он способствует нормализации произносительной стороны речи, улучшает состояние голоса, речевого дыхания, нормализует эмоциональное состояние ребенка, страдающего речевыми нарушениями. Логопедический массаж является составной частью комплексной медико-педагогической системы реабилитации детей с нарушением речи.

80 стр., 39957 слов

Особенности работы с умственно отсталыми детьми посредством логопедической ...

... Поэтому в работе с умственно отсталыми детьми педагог становится посредником между ребёнком и создаваемой системой взаимодействия с окружающим миром. актуальной Важным направлением развития речи детей, в том числе и детей с нарушением интеллекта, ...

В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.Нередко массаж является единственным условием эффективности логопедического воздействия. Существуют различные методики проведения логопедического массажа. Наиболее популярные – массаж Дьяковой Е.А. и зондовый массаж Новиковой Е.В. Также известны работы, освещающие методику логопедического массажа, таких специалистов, как Е.Ф. Архипова, И.Б. Карелина, О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева, Ю.В. Маклеева, О.Г. Приходько и др.

Исходя из актуальности проблемы была выявлена цель исследования: разработка комплексов логопедического массажа в системе работы по коррекции речевых нарушений дошкольников. Исходя из поставленной цели были выявлены следующие задачи исследования:

  • Изучение состояния данной проблемы на современном этапе;
  • Изучение методик применения логопедического массажа при работе с детьми дошкольного возраста;
  • Разработка и апробирование комплексов логопедического массажа в коррекционной работе с детьми-дошкольниками;
  • Взаимодействие с родителями и педагогами по коррекции речевых нарушений дошкольников с использованием логопедического массажа.

Теоретической предпосылкой для применения логопедического массажа служат работы М. Б. Эйдиновой, О. В. Правдиной, К. А. Семеновой, С. А. Бортфельд и другие. Авторы считают, что логопедический массаж — активный метод механического воздействия, способен изменять состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей речевого аппарата, что благоприятно сказывается на нормализации тонуса мышц; ликвидации асимметрии лица; сокращение периода постановки, автоматизации, дифференциации звуков.

Объект исследования: процесс коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: логопедический массаж в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: коррекция нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста будет более эффективной при условии, если в коррекционной работе с детьми систематически использовать логопедический массаж.

Методы исследования — беседа, тестирование, количественный и качественный анализ полученных данных.

Теоретическая значимость исследования — проанализированы существующие методики коррекции звукопроизношения и выявлены более эффективные методики проведения логопедического массажа.

Практическая значимость работы состоит в том, что опыт коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими речевыми расстройствами показывает, что применение логопедического массажа позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи. Благодаря использованию логопедического массажа, который приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса, формирование нормативного произнесения звуков может происходить в ряде случаев спонтанно. В том случае, если обучаемый имеет выраженную неврологическую симптоматику, только использование логопедического массажа, особенно на начальных стадиях коррекционной работы, может обеспечить положительный эффект.

31 стр., 15032 слов

Организация фронтальных логопедических занятий по коррекции произношения ...

... проведение коррекционных методик на основе дидактических игр по проблемам речевого развития детей будет способствовать большей эффективности логопедической работы. Для ... развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой. Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б. Эльконина, А.Р. ... слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластан и образует желобок, кончик ...

Результаты исследования могут послужить основой для практической деятельности детского логопеда в данном направлении.

База исследования. Исследование было проведено на базе МБДОУ №53 г. Альметьевск РТ. В эксперименте принимали участие 7 детей старшей группы.

Фрагмент работы для ознакомления

1.1 Общие сведения о логопедическом массаже

Массаж возник в глубокой древности. Слово «массаж» греческого происхождения и означает «месить, мять, поглаживать». Массаж как метод лечения применялся уже в третьем тысячелетии до н. э. в Китае, Японии, Греции, Риме.

История возникновения слова «массаж» спорная. Одни авторы считают, что оно произошло от арабского mass или masch — нежно надавливать, касаться, другие — от греческого masso — сжимать руками, третьи — от латинского massa — прилипающее к пальцам. [15, стр. 14]

Массаж — это совокупность приемов механического дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека. Массаж может быть общим и местным. В зависимости от задач различают следующие виды массажа: гигиенический, лечебный, спортивный, самомассаж. Массаж наиболее физиологичный метод лечения и предупреждения болезней. Так же это отличный метод оздоровления всего организма человека. Одно из основных преимуществ массажа — это то, что результат достигается естественным путём за счёт перестройки организма пациента в сторону оздоровления. Использованием определённых массажных приёмов удаётся активизировать естественные защитные силы организма и направить их на борьбу с болезнью. Массаж в основном делают руками, но существует и аппаратный массаж, при котором применяются специальные медицинские приборы; тогда массаж делают с их помощью.

1.2 Виды массажа в логопедической практике

Существует несколько видов логопедического массажа. Основными являются:

1. Классический (ручной) массаж – это массаж, при выполнении которого используются 4 классических приема: поглаживание, растирание, разминание и вибрация. В классическом массаже учитывается состояние мышечного тонуса, соответственно он подразделяется на активизирующий и расслабляющий.

1.4 Условия и правила проведения логопедического массажа

Логопедический массаж проводится в теплом, хорошо проветренном помещении. Обычно массаж рекомендуется проводить циклами по 10-15-20 сеансов, желательно каждый день или через день. После перерыва на 1-2 месяца цикл можно повторить. При определенных обстоятельствах, когда массаж невозможно делать часто и регулярно, допускается его проведение в течение более длительного времени, но реже. При выраженных нарушениях мышечного тонуса массаж можно проводить в течение нескольких лет (с небольшими перерывами).

2.1 Диагностика артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста

База исследования — МБДОУ №53 г. Альметьевск РТ. Экспериментальная работа включала несколько этапов. На первом этапе определялось начальное состояние мышц речевого аппарата. На втором этапе проводилось опробование методики использования логопедического массажа при коррекции звукопроизношения. На третьем этапе анализировались результаты выполненной работы.

3 стр., 1197 слов

Особенности логопедической работы с детьми с ЗПР

... в речедвигательном процессе. Глава 2. Этапы логопедической работы по коррекции дизартрии Логопедическая работа при стертой форме дизартрии с детьми старшего дошкольного возраста складывается из массажа, специальной логопедической гимнастики, выработки и автоматизации навыков ...

Нами были взяты 7 детей старшей группы. Все дети испытывают трудности в речи, которые вызваны нарушением иннервации речевой мускулатуры. Затем были подобраны диагностические методики. Обследование проводилось с участием невропатолога по следующим направлениям:

2.1.1 Исследование анатомического строения артикуляционного аппарата

Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения его органов: губ, языка, зубов, твердого и мягкого нёба, челюстей. При этом выявляется, насколько их строение соответствует норме:

  • губы (толстые, укороченные, расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, норма);

2.1.5 Состояние звукопроизношения

При оценке состояния звукопроизношения нас интересовало следующее: количество нарушенных звуков, какие фонетические группы нарушены, характер нарушений произношения (искажения, замены, отсутствие звуков, смешение) в различных условиях (изолированно, в слогах, словах, во фразах, в спонтанной речи).

Детям были представлены предметные картинки, слоги, слова, предложения, чистоговорки с исследуемыми звуками. По итогам воспроизведения дошкольниками лексического материала выставлялась оценка по следующим критериям:

2.2 Логопедический массаж в практике устранения нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста

В данном параграфе предоставляется методика работы по использованию логопедического массажа в практике устранения нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста: определяются задачи работы, выделяются этапы коррекционного воздействия и описание отдельных видов заданий и упражнений.

Исходя из полученных данных предлагаются следующие подходы к организации работы:

2.3 Анализ результатов экспериментальной работы по устранению нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Оценим, как отразились регулярные занятия с логопедическим массажем на развитии мимической моторики и двигательной функции артикуляционного аппарата.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленное исследование рассматривает использование логопедического массажа как основного фактора коррекции звукопроизношения у дошкольников. Диагностика детей до и после выполнения комплекса массажа подтверждает улучшение памяти, внимания, речи, пространственных представлений, мелкой и крупной моторики, повышение работоспособности ребенка и снижение утомляемости. Исходя из опыта работы, можно сделать вывод, что применение такой формы работы, как логопедический массаж и артикуляционные упражнения с элементами самомассажа способствуют нормализации мышечного тонуса, укреплению мышц артикуляционного аппарата, улучшению кинестетического и динамического праксиса, развитию силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Список литературы [ всего 30]

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/logopedicheskiy-massaj/