Ценностные ориентации социального педагога

Социальный педагог содействует организации различного вида социальных услуг семьям: психолого-педагогических, развивающих, оздоровительных, медицинских, реформаторского характера, информационно-справочных,, благотворительных, социально-бытовых, юридических. Социальный педагог организует разнообразные формы поддержки семьи. Организует лекции, консультации по проблемам семейного воспитания, постоянно действующий семинар по семейной педагогике, проводит семинары, встречи, родительские конференции по обмену опытом семейного воспитания. Социальный педагог разрабатывает сценарии праздников,, значимых для семьи, организует выполнение заказов семей на их проведение. Организуя различные виды деятельности взрослых и детей в социуме, социальный педагог исходит из потребностей и интересов своих подопечных, их интеллектуальных и культурных возможностей, социокультурных возможностей среды.

Оказывая профессиональную помощь подросткам и их родителям в решении личных и социальных проблем, социальный педагог заботится о том, чтобы социальная помощь носила активный характер, включает в социальную работу самих же подростков и членов их семей. Формы социальной помощи не должны носить характер благотворительной подачки, она реализуется при непосредственном участии клиента. Способствуя своевременному выявлению и разрешению конфликтных ситуаций в межличностных отношениях, социальный педагог постоянно находится среди людей, разделяя их потребности, интересы, возникающие проблемы. Он постоянно общается с людьми, строит отношения с ними на основе диалога, что помогает ему разбираться в сложной системе взаимоотношений, влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в микросоциуме. Он работает в условиях неформального общения, оставаясь в позиции неформального лидера, помошника, советчика.

Представляя и защищая интересы подростков, например, во взаимоотношениях со школой и различными государственно-общественными структурами, в некоторых случаях с семьей, социальный педагог разворачивает навстречу их интересам и потребностям совокупный потенциал социума, различных учреждений и организаций, интегрирует и устраняет разобщенность, обеспечивает педагогическую целесообразность их деятельности не вообще, а на конкретно-личностном уровне, обращая особое внимание на жизненный уклад, потребности и проблемы тех групп населения, которые оказались социально незащищенными в современных условиях.

8 стр., 3744 слов

Методы и формы работы семейного социального педагога с семьей ...

... и формы работы семейного социального педагога с семьей «группы риска»; исследовать метод социального диагностирования на практике; проанализировать уровень благополучия в различных семьях. Объектом исследования служит семейное воспитание. Предметом же является деятельность социального педагога в ...

Разнообразие проблем в подростковой среде, социуме, в целом от социального педагога требует конкретных действий в конкретных ситуациях. В практике определились основные этапы практической деятельности социального педагога независимо от специализации.

Первый (подготовительный): введение в курс дела. На данном этапе главные направления работы социального педагога — знакомство с подростками с девиантным поведением, подростками, попавшими в сложную жизненную ситуацию, их социумом, факторами среды, установление контактов, социальная диагностика. Он изучает педагогические возможности микрорайона, а также выявляет уровень социальной активности различных групп подростков, состояние социальной работы с ними. В дальнейшем он создает карту диагностики социума, своеобразную характеристику семей, детей и взрослых, обобщает предложения жителей, их потребности, возможности, определяет адреса сотрудничества, дает краткий анализ состояния работы. Все эти документы составляются в произвольной форме и не являются обязательными при инспектировании деятельности социального педагога.

Второй (организационный): сбор и анализ информации, выявление возможностей, дифференциация проблем, нужд, вживание в среду. На данном этапе социальный педагог уделяет внимание определению приоритетов в создании системы социальной педагогики, организации разнообразной деятельности подростков в микросоциуме. Он определяет выбор форм социального творчества, обеспечивает координацию в работе социальных служб в микрорайоне, формирует актив добровольных помошников, организует непосредственную деятельность среди населения с семьей. Он составляет перспективный план социально-педагогической работы, изучает применительно к своим подопечным возможности работы клубов, кружков, учреждений, организаций, занимающихся проблемами здоровья, досуга, образования, бытового обслуживания жителей; систематизирует результаты диагностических и социологических исследований; фиксирует наличие проблем и намечает пути их решения; ведет рабочий дневник.

На третьем этапе совершенствует характер своей работы, различные ее компоненты (наблюдение, консультирование, помощь, методы «вмешательства»).

Вместе с педагогическими работниками, психологами, организаторами работы в микрорайоне изучает и анализирует сложные ситуации.

Если должность социального педагога вводится в штат общеобразовательного учреждения, то администрация этого учреждения совместно с заинтересованными лицами определяет специализацию социального педагога в зависимости от конкретных условий микросоциума: конкретизирует функции классных руководителей, организатора внеклассной работы, старшего вожатого, воспитателей по микрорайону, психологов, определяет зоны их сотрудничества.

Функции социального педагога:

  • Диагностическая

Организаторская.

  • Прогностическая.

Предупредительно- профилактическая и социально-терапевтическая, Организационно-коммуникативная

  • Охранно-защитная

Обязанности социального педагога:

— обеспечение педагогической направленности содержания форм, методов, используемых в социальной работе, в службах социальной защиты клиента, содействие в формировании гуманных, здоровых отношений в социуме

2 стр., 774 слов

Армия как социальный институт : проблемы социального управления ...

... противоречия переходного периода и глобального кризиса, характерного для современного российского общества. Цель работы – изучить армию как социальный институт: проблемы социального управления в современном российском обществе. В связи с поставленной целью в ...

— изучение медико-психолого-педагогических условий социального формирования личности, интересов и потребностей клиента, его социальной истории; сбор информации, связанной с нуждами клиентов, выявление трудностей и проблем различных категорий и групп населения

— организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества взрослых и детей, содействие развитию социальных инициатив, новаций, творчества, различных видов самообеспечения и самозащиты

— оказание профессионального содействия клиентам в решении их личных и социальных проблем, предотвращение правонарушений, реабилитация клиентов, социальная работа по своевременному выявлению и разрешению конфликтных ситуаций, предупреждение отклонений в поведении людей

— представление и защита интересов детей, их семей, во взаимодействии с различными государственными, общественными структурами, содействие в повышении социального статуса семьи, укреплении и развитии ее потенциала путем обеспечения приоритета семьи в деятельности государственных учреждений и организаций

2. Личностная характеристика и профессиональная компетентность социального педагога

2.1. Личностная характеристика социального педагога

Рассматривая профессиональную деятельность социального педагога, мы должны выделить субъекта этой деятельности — специалиста-профессионала, глубоко разбирающегося в социальных и ситуативных трудностях жизнедеятельности ребенка, способного прийти ему на помощь, в совершенстве владеющего комплексом общетеоретических и специальных знаний, совокупностью необходимых умений и навыков, обладающего определенными способностями[1].

Что же это за человек — социальный педагог? Каков его психологический портрет, его личностная характеристика? На какую область распространяется его компетенция? Чем он принципиально отличается от представителей других профессий?

В обыденной жизни мы часто замечаем, что профессиональная принадлежность накладывает своеобразный отпечаток на мышление человека, его поведение, отношение к миру. Этот феномен в психологии характеризуется понятием «профессиональная ментальность».

Ментальность как характеристика личности представляет собой совокупность определенных социально-психологических установок, ценностных ориентации, особенностей восприятия и осмысления действительности, отражающих отношение человека к миру и определяющих его выбор способа поведения в повседневных жизненных ситуациях. Ментальность интегрирует в себе весь предшествующий социокультурный опыт индивида и определяется принадлежностью человека к той или иной социальной группе по признаку пола, возраста, национальности, профессии и др. С этой точки зрения ментальность — характеристика групповая, и поэтому может быть выделен ряд ментальностей: национальная, возрастная, половая и др.

Профессиональная ментальность в психологических исследованиях характеризуется как комплекс глубинных, часто неосознанных и неотрефлексированных личностных особенностей человека, которые присущи представителям определенной профессии и обусловлены ею.

8 стр., 3953 слов

Социальная квалиметрия в практике социальной работы (квалиметрический ...

... пространство ценностного освоения человека. Предметом квалиметрии является оценка качества в количественном выражении, закономерности этого процесса. Предметом социальной квалиметрии является оценка качества социальных услуг и других видов социальной поддержки населения, оценка ...

Несмотря на то, что каждый человек — неповторимая, яркая индивидуальность, у всех представителей профессии «социальный педагог» также должны быть общие, специфические черты. Попробуем определить, каковы же эти требования к личностным особенностям социального педагога как профессионала.

Несомненная трудность в определении профессионально значимых личностных характеристик этого специалиста состоит в том, что социальная педагогика — новая область педагогических знаний и только что получившая официальное признание сфера профессиональной деятельности. Тем не менее ряд ученых исследуют личностные характеристики социальных педагогов, определяя их индивидуально-психологические особенности и специальные способности.

В качестве специальных способностей выделяют следующие: наблюдательность, способность быстро ориентироваться в ситуации, интуицию, эмпатию (способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, идеи и поступки), рефлексию и самоконтроль.

Кроме того, социальный педагог должен обладать такими профессионально важными для всех работников социальной сферы качествами, как общительность, ориентация на взаимодействие с людьми, доброта, любознательность, интерес к работе с людьми, твердость в отстаивании своей точки зрения, оптимизм, умение найти выход из спорных ситуаций, старательность, нервно-психическая устойчивость. Безусловно, к числу важнейших профессиональных качеств специалиста относятся коммуникативные качества, иначе говоря — умение общаться. Если проанализировать зарубежные исследования, касающиеся проблемы определения индивидуально-психологических особенностей социального педагога, то, например, в Великобритании к ним относят: высокий уровень интеллектуального развития; хорошую саморегуляцию и самодисциплину; настойчивость; способность помогать людям в трудных ситуациях; большую физическую силу, выносливость; способность к перенесению больших моральных нагрузок; здравый смысл; умение четко мыслить; чуткость; чувствительность, Всемирно известный американский психолог Дж. Холанд в своей методике «Самонаправленный поиск», выявив 6 типов людей (реалистический, исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский, конвенциональный), в качестве личностных характеристик социального типа, к которому должен относиться и человек, выбравший профессию социального педагога, выделяет следующие: гуманистичность, идеалистичность, этичность, ответственность, моральность; кооперативность, настроенность на других, понимание других; тактичность, оптимистичностъ, эмоциональную теплоту, жизнерадостность, дружественность.