Своевременное и успешное предупреждение преступлений возможно лишь тогда, когда все внимание сконцентрировано на личности преступника, поскольку именно личность является носителем причин их совершения. «..Личность – основное и важнейшее звено всего механизма преступного поведения… Поэтому проблема личности преступника относится к числу ведущих и вместе с тем наиболее сложных проблем криминологии» 1
-Криминологи, разрабатывая
Ваше (читателя или слушателя) представление о преступнике? Закройте глаза, представьте его образ и опишите его… Конечно могут быть несколько противоположных образов, но у большинства из Вас обязательно это будет мужчина, 20-40 лет, со специфическими чертами лица и фигурой, короткой стрижкой, наколками, своеобразным поведением, жаргоном, одеждой, с общественным статусом “одинокого загнанного волка” и т.д. А теперь ответьте себе, почему: не женщина; не образ заботливого “мужа-отца”; не в костюме с белой рубашкой и галстуком…
Да и наверное не безразлично, можем ли мы одним и тем же словом “преступник” называть: совершившего измену Родине или превысившему пределы необходимой обороны человека, совершившего впервые хулиганство или особо опасного рецидивиста…
Очень сложно назвать какую-либо часть темы моей работы и сказать, что она бесспорна и решена. Единого мнения нет и его не будет никогда, однако основное положение, согласно которым преступники отличаются от не преступников свойствами личности, несмотря на критику, является наиболее устойчивым.
Для более глубокого криминологического изучения личности преступника, в данной работе я хочу проанализировать личность женщины – преступницы. В силу ряда биологических, психологических факторов женщина призвана выполнять специфические функции и роли, которые делают ее особенно уязвимой в плане социальной оценки, общественного мнения, остроты реагирования государства на аномальное поведение. Поскольку женщин отличает особое положение в системе функциональных отношений в обществе, отклонения в поведении наиболее ярко проявляются в тяжких последствиях, относящихся непосредственно к их личности, семьям, физическому и нравственному становлению подрастающего поколения, общества в целом. Однако, жизненная активность, усилия отдельных женщин направляются не на умножение общественных богатств, а на изыскание путей и средств для извлечения противоправным способом доходов, способных удовлетворить материальные либо иные потребности. При этом наносимый обществу нравственный ущерб «выражается в том, что женщины, вставшие на преступный путь, тем самым развращают, деморализуют окружающих, особенно негативное воздействие, оказывая на подрастающее поколение фактом своего материального благополучия, достигнутого путем различного рода махинаций, нередко остающихся нераскрытыми и безнаказанными». 2
Структура личности преступника
... волевых и других его качеств. Цель моей работы 1. Понятие, структура личности преступника Общество может и должно предупреждать преступное поведение индивидов, которые имеют ... учебников по криминологии, среди преступников значительно больше мужчин, чем женщин. Социальное положение женщин на протяжении десятилетий менялось, уровень преступности женщин (абсолютное число зарегистрированных преступлений) ...
Глава 1. Личность преступника
С точки зрения русского языка слово “личность” определяется, как “человек,… носитель каких-нибудь свойств…” или “совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность…”, “отдельный человек в обществе, индивидуум…” (“Говоря о личности, чаще всего имеют в виду просто отдельного человека” И.С.Кон. «Социология личности»).
Словом “преступник” называют того, “кто совершил уголовное преступление” (в единственном значении) или “человек, который совершает или совершил преступление”.
Итак, “личность преступника” можно представить, как “совокупность свойств, присущих совершающему или совершившему преступление человеку, составляющих его индивидуальность”.
1.1. Уровни изучения
Криминологи изучают эту совокупность свойств для использования в процессе расследования и рассмотрения уголовного дела, а также при создании основ и методик индивидуальной профилактики. Однако на основе изучения личности конкретного преступника невозможно определить причины совершения ни определенной группы преступлений (например, причин совершения квартирных краж), ни, тем более, всех преступлений вообще. Именно поэтому, криминологи в процессе научных исследований и обобщений правоприменительной практики изучают личность преступника на групповом уровне.
При таком подходе изучаются категории и типы преступников, выделяемые по сходству как совершаемых преступлений, так и содержания личностных качеств самих субъектов преступных деяний.
Таким образом, личность преступника в криминологии изучается на трех уровнях: индивидуальном, групповом, общем.
Если обобщить приведенные три уровня изучения личности преступника, то, на этой основе, можно сформулировать криминологическое понятие личности преступника в широком смысле. Личность преступника (в широком смысле), — система характеристик, используемых для изучения личности человека, совершившего преступление и определения причин совершения преступлений.
Связь памяти с личностью человека
... необходимой для продолжительной концентрации внимания. Интерес обуславливается личностью человека и окружающей средой и может меняться вместе с ними. Существенную роль в процессах памяти играют эмоции, которые тоже закрепляют след ...
1.2. Особенности
При рассмотрении личности преступника, отечественная криминология выделяет
1. Социальный характер личности преступника. Этот аспект позволяет рассматривать личность преступника как:
- члена общества;
- члена социальных групп или иных общностей (например, военнослужащих);
- носителя социально-типичных черт.
2. Человек не рождается, а становится преступником. То есть каждый человек, как личность — это продукт не только существующих отношений, но также своего собственного развития. Одно и то же общественное положение будучи по-разному воспринято и оценено личностью, побуждает его к совершенно различным действиям. Система отношений человека к различным социальным ценностям, нормам и институтам, самому себе и своим обязанностям, различным общностям, группам и т.д. зависит, следовательно, как от внешних, так и внутренних личностных обстоятельств.
3. Необходимо всесторонне изучать субъекты совершения самых разнообразных преступлений, в том числе и неосторожных. Личность всех совершивших преступления, должна быть предметом криминологического изучения. Это имеет огромное практическое значение в первую очередь для профилактики правонарушений.
4. Не всем без исключения лицам, совершившим преступление, характерны стойкие антиобщественные взгляды и ориентации и ярко выраженная индивидуалистическая направленность. Отсутствие их у некоторой части преступников не снимает вопроса о необходимости изучения и их личности, как носителя причин преступного поведения.
5. Изучение личности преступника должно строиться на твердой правовой основе, т.е. должна изучаться личность тех, кто с момента совершения преступления, удостоверенного судом, и до отбытия уголовного наказания признается субъектом преступления. Поэтому рассматриваемая категория имеет временные рамки. Ведь после отбытия наказания человек уже не преступник и потому не может рассматриваться как преступная личность. Не обязательно, что человек после отбытия наказания исправился. Истек установленный законом срок наказания. Исправление, в виде положительной перестройки системы нравственных и психологических ценностей, ведение социально одобряемого образа жизни, может наступить гораздо позже, или вообще не наступить. Тогда, в последнем случае, это будет личность, представляющая общественную опасность.
6. Личность преступника отличается от законопослушной личности своей общественной опасностью. Однако общественная опасность личности гражданина не предполагает обязательного преступного поведения. Это качество зависит как от самой личности, так и от внешних обстоятельств, способных препятствовать такому поведению или даже исключить его.
7. Различные аспекты личности преступника, помимо
Таким образом, личность преступника, можно определить как личность человека, который совершил преступление вследствие присущих ему:
а) психологических особенностей,
б) антиобщественных взглядов,
в) отрицательного отношения к нравственным ценностям и
г) возможности выбора общественно-опасного пути для удовлетворения своих потребностей или непроявления необходимой активности в предотвращении отрицательного результата 3 .
Неблагополучная семья и девиантное поведение: социально-психологические аспекты
... в поведении. Непременной составляющей депривации является безнадзорность и девиантное поведение. Неадекватные стили и тактики воспитания. Очень важным фактором риска появления социальной дезадаптации в семье ... направленность личности родителей, наличие у них алкоголизма и психических заболеваний, низкий уровень культуры и др. Особенности личности ... личности ребенка, приводит к росту социально-средовой ...
Иными словами, все те качества преступника, или человека, который только еще может стать на преступный путь; которые могут объяснить
1.3. Структура личности преступника.
При определении структуры личности преступника следует иметь в виду, что прежде всего она представляет собой совокупность социально-значимых свойств, сложившихся в процессе разнообразных взаимодействий с другими людьми и делающих в свою очередь ее субъектом деятельности, познания и общения. Это качество личности наиболее важно для криминологии, поскольку оно позволяет рассматривать личность как члена общества, социальных групп или иных общностей, как носителя социально типичных черт.
Причиной совершения преступлений являются, как известно, лишь социально приобретенные отрицательные черты личности. Неблагоприятные особенности отдельных психических процессов, состояний и биологически обусловленных свойств могут лишь способствовать действию этой причины.
С учетом сказанного в структуре личности преступника выделяется ряд
- одна из них включает в себя социально-демографические признаки: социальное происхождение и положение, семейное и должностное положение, национальную и профессиональную принадлежность, а также уровень материальной обеспеченности;
— вторая объединяет такие биофизиологические признаки, как пол, возраст, состояние здоровья, особенности физической конституции и нервной системы, и т.д. (причем имеются социальные проявления этих признаков).
Причем, биологическая природа человека – необходимое условие индивидуальности личности, определяющее ее самобытность и неповторимость.
- третью образуют психические процессы, свойства и состояния личности;
- в четвертую входят нравственные качества, ценностные ориентации и стремления личности, ее социальные позиции и интересы, потребности, наклонности, привычки.
Эти признаки позволяют познать внутреннее содержание личности, т.к. человек становится личностью лишь тогда, когда у него выработана определенная система взглядов по основным вопросам общественного бытия, жизни и деятельности;
- далее идут интеллектуальные свойства, такие как уровень умственного развития, культурно-образовательный уровень, объем знаний, широта взглядов, умения и навыки, жизненный опыт;
- затем эмоциональные свойства состоят из таких признаков, как уравновешенность нервных процессов, динамичность чувств, степень эмоциональной возбудимости, характер реагирования на различные проявления внешней среды.
- волевые свойства включают: способность принимать и осуществлять принятые решения, умение регулировать свою деятельность и направленность поступков, обладание выдержкой, стойкостью, твердостью, настойчивостью и др.
Изъятие любой из подструктур разрушает целостность всей структуры, поскольку ни одна из них не может существовать самостоятельно. Следовательно, все они находятся в определенных взаимоотношениях и взаимосвязи, образующих в целом личность преступника.
Понятие, структура и основные черты личности преступника
... понятия «личность преступника» следует иметь в виду именно «социальное лицо» человека, совершившего преступление, в котором проявилась его антиобщественная направленность, выражающая совокупность негативных социально значимых свойств, ... и их различная роль в этиологии преступного поведения. Структура личности преступника включает следующие составляющие ее подструктуры (признаки): биофизиологические, ...
Могут быть предложены и другие варианты структуры личности преступника. В частности, известна следующая схема, включающая:
- социально-демографические и
уголовно-правовые признаки; - социальные проявления в различных сферах общественной жизни;
- нравственные свойства;
- психические особенности.
Надо сказать, что любая такая схема не будет содержать в себе каких-либо специфических черт, присущих именно личности преступника, ибо она отличается от личности как таковой не отсутствием или наличием каких-либо компонентов своей структуры, а прежде всего содержанием, негативной направленностью определенных компонентов этой структуры. Вот почему мы говорим об антиобщественной направленности взглядов, интересов, потребностей, привычек, которые и выступают причиной совершения конкретного преступления. Поэтому необходимо знать и учитывать все особенности личности преступника, поскольку они влияют на индивидуальное поведение.
Направленность личности представляет собой характеризующее данного человека отношение к действительности, и то, как оно влияет на его деятельность. Направленность оказывает определяющее влияние на другие элементы типа личности — объем знаний, характер, темперамент, задатки. Направленность имеет решающее значение для определения социального типа личности. То обстоятельство, что выбор преступного поведения порождается определенным своеобразием самой личности, подтверждено многими криминологическими исследованиями. Эта направленность и определяет выбор лицом соответствующего варианта преступного поведения.
В связи с вышесказанным, хотелось бы сказать о теории дифференциальной ассоциации. Эта теория изначально предназначена для объяснения индивидуального преступного поведения. Исследования в этой области проводились известными криминологами Клиффордом Шоу (1930), Эдвином Сазерлендом (1939) и его учеником Дональдом Кресси. Теория включает в себя восемь основных постулатов:
- Преступному поведению учатся, а не наследуют;
- Преступное поведение усваивается в ходе взаимодействия с другими людьми в процессе общения;
- Важнейшая часть обучения уголовному поведению совершается в группах, связывающих своих членов тесными личными отношениями. Внеличностные средства коммуникации (теле-, кино- и видеофильмы, газеты и журналы) играют в процессе усвоения криминального поведения не столь важную роль;
- Овладение криминальным поведением включает в себя изучение способов совершения преступлений, которые бывают и сложными, и простыми, а также специфических мотивов, влечений, оправданий и установок;
- Рассматривая закон в положительном и отрицательном свете, преступники усваивают особую направленность мотивов и влечений. В одном обществе индивидуум контактирует с людьми, которые единодушно относятся к нормам закона, как к неукоснительно исполняемым правилам жизни, а в другом — оказываются в окружении людей, которые в своих оценках отдают предпочтение нарушению законов;
- Человек становится преступником, когда усваиваемые им определения, благоприятствующие преступности, перевешивают в его сознании образцы законопослушного поведения;
- Усвоение преступного поведения не ограничено только процессом имитации, подражания;
- Хотя преступность — это выражение общих потребностей и ценностей, объяснять ее только этими потребностями и ценностями нельзя, ибо и непреступное поведение также является выражением тех же самых потребностей и ценностей.