Профессиональное общение медсестры и пациентов

Общение — одна из важнейших потребностей человека. Любой человек нуждается в общении. Больной человек — особенно. Для него доброжелательное, предупредительное, тактичное и чуткое общение имеет огромное значение. Общение может способствовать выздоровлению или улучшению состояния больного, а может стать причиной ухудшения состояния или даже смерти больного.

Цель данной работы: исследование взаимоотношения «медицинская сестра — пациент», выявление закономерностей, способствующих эффективному общению пациента с медицинскими сестрами.

Пациент- человек, который нуждается в сестринском уходе и получает его.

Медицинская сестра — специалист с профессиональным образованием, разделяющий философию сестринского дела и имеющий право на сестринскую работу. Медицинская сестра разделяет принятую философию сестринского дела и тем самым принимает на себя следующие этические обязанности: говорить правду, делать добро, не причинять вреда, уважать права пациента, уважать обязательства других членов медицинской команды, уважать право пациента на самостоятельность.

Данная тема всегда была очень актуальна, как в былое время, так и на данный момент так же важна. Медицинская сестра должна уметь правильно общаться с больными, так как её важной психологической задачей является достижение контакта с пациентом и побуждение его к активному участию в процессе лечения. И когда надежда на благополучное выздоровление мала, пациенту необходимо обеспечить достойное качество жизни. В процессе лечебной деятельности формируются особые взаимоотношения между медсестрой и больным, целью которых является повышение эффективности проводимых больному лечебных мероприятий. Она должна помнить главную заповедь по отношения к пациенту — «не навреди» и обладать такими качествами как:

  • вежливость;
  • тактичность;
  • отзывчивость;
  • коммуникабельность;
  • стрессоустойчивость;
  • склонность к сопереживанию;
  • ответственность;
  • самоотверженность;
  • аккуратность;
  • личная организованность;
  • толерантность.

Конечная цель сестринского дела — это помощь пациенту или его семье, но важнейшими средствами достижения этой цели являются забота, уход и выхаживание.

9 стр., 4096 слов

Философия сестринского дела

... сестринского дела является структура, основанная на философии сестринского дела, включающей четыре парадигмы: сестринское дело, личность, окружающая среда, здоровье. Понятие личности занимает особое место в философии сестринского дела. Объектом деятельности медицинской сестры ... поэтому меняется и мнение о профессии медицинской сестры. Философия сестринского дела существенно отличается не только в ...

В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:

  • изучить модели общения медсестры с пациентом;
  • изучить факторы, которые могут привести к конфликтной ситуации;
  • разработать рекомендации для общения с больными;
  • анализировать результаты, сделать выводы;

В процессе работы использовались различного рода источники: Интернет-ресурсы, книги, методички и т.д.

Фрагмент работы для ознакомления

1.1 Основы общения медсестры с пациентом

При общении с пациентом медицинская сестра должна учитывать то, что любое заболевание является достаточно сильным фактором, вызывающим стресс (процесс, ведущий к напряжению всех функциональных систем организма), а это неизбежно сказывается на его психическом состоянии, даже если и не осознается самим пациентом. Она должна уметь своевременно оценить нервно-психическое состояние больного и по возможности оказать благотворное и позитивное воздействие на пациента в процессе общения с ним. Кроме того, она должна понимать влияние на психику пациента особенностей течения болезни, диагностических процедур, эффекта проводимого лечения, особенно при таком симптоме, как боль, занимающем центральное место, например, при паллиативном лечении. При этом боль является главенствующим симптомом, и успешное преодоление его будет основным фактором помощи пациенту. Если же пациент замыкается в себе, становится вялым, безразличным, это будет свидетельствовать о значительном ухудшении его состояния.

1.2 Способы передачи информации

Вербальный (устная или письменная речь) и невербальный (поза, жест, мимика и т.д.).

Выбор способа передачи информации зависит от содержания сообщения и индивидуальных качеств получателя сообщения. Например, для слепого человека можно использовать устную речь, для глухого — как устную (многие глухие могут читать по губам), так и письменную (памятка) речь. Часто для передачи сообщения одновременно используют несколько каналов, например, устная речь сопровождается мимикой и жестами.

1.3 Зоны комфорта в общении в сестринском деле

При каждом случае общения существует своя оптимальная дистанция между участниками разговора, которая устанавливает правильное соотношение между проявлением расположения и угрозой вторжения во внутренний мир собеседника. Общение будет более успешным, если оно происходит в зоне комфорта. У каждого человека размер этой зоны свой.

Выделяется несколько зональных пространств:

1.4 Имидж медсестры

Имидж – это набор качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью. Имидж медсестры – набор качеств, которые пациенты ассоциируют с конкретной медсестрой. Имидж начинает работать с первых мгновений знакомства.

Предпосылкой доверия пациента медсестре является ее квалификация. Но она является только инструментом, эффект применения которого зависит от других личностных качеств медсестры. У пациента должно создаться впечатление, что медсестра хочет ему помочь. Безучастный голос, неприветливое, мрачное выражение лица медсестры пациент может отнести на свой счет.

7 стр., 3290 слов

Психология общения медицинского работника и больного

... ём реферате я постараюсь подробнее раскрыть психологию общения медицинского работника и больного. Особенности взаимоотношений в лечебной деятельности. В лечебной деятельности формируется особая связь, особые отношения между медицинскими работниками и пациентами, ...

2.2 Терапевтическое обучение больных

По определению ВОЗ (2001) терапевтическое обучение больных — это комплекс важных действий, призванных помочь больному управлять своим лечением, предотвратить или отсрочить развитие возможных осложнений. Такие действия дают дополнительный терапевтический эффект наряду с фармакологическим, физиотерапевтическими и другими лечебными мероприятиями. Терапевтическое обучение приводит к улучшению качества и продолжительности жизни пациентов с хроническими заболеваниями, повышает качество ухода, снижает расходы на лечение в лечебном учреждении. Терапевтическое обучение больных — это системный, ориентированный на пациента учебный процесс, который должен учитывать ряд факторов:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общение в сестринском деле — одно из важных умений, необходимых для качественной деятельности медицинской сестры. Общение между людьми — важная составляющая повседневной жизни. «Сестринское дело, наряду с доброжелательным, технически грамотным выполнением лечебных процедур и манипуляций, подразумевает общение медицинской сестры с пациентом, испытывающим порой физические и психологические трудности, подавленным, испуганным или агрессивным. У пациентов могут быть самые различные потребности в общении, им могут понадобиться совет, утешение, поддержка, консультация или просто возможность поделиться своими переживаниями».

Список литературы [ всего 28]

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/lichnost-patsienta-kak-predmet-deyatelnosti-medsestryi/