Становления учений о личности насильственного преступника

Курсовая работа

Вопрос о личности преступника относится к числу ведущих и вместе с тем наиболее сложных проблем криминологии. История этой науки свидетельствует о том, что наиболее острые дискуссии криминологи вели и ведут как раз по поводу личности преступника. В зависимости от социально-исторических условий, требований социальной практики и уровня развития науки по-разному ставился и решался вопрос, что такое личность преступника, есть ли она вообще, в чем ее специфика, какова ее роль в совершении преступления, как воздействовать на нее с тем, чтобы не допустить больше преступных действий.

Человек не рождается, а становится преступником в случае неблагоприятных условий формирования его личности. Однако эти условия отнюдьне напрямую порождают преступное поведение. Они обусловливают внутренний духовный мир, психологию личности, которые, в свою очередь, становятся самостоятельным и активным фактором, опосредствующим последующие влияния социальной среды на нее. Человек, образно говоря, «выбирает» и усваивает те из них, которые в наибольшей степени соответствуют его психологической природе. Каждый индивид как личность – это продукт не только существующих отношений, но и своего собственного развития и самосознания. Одно и то же по своим объективным признакам общественное положение, будучи по-разному воспринято и оценено личностью, побуждает ее к совершенно различным действиям. Система отношений человека к различным социальным ценностям и сторонам действительности, нормам и институтам, самому себе и своим обязанностям, различным общностям, группам и т. д. зависит, следовательно, как от внешних, так и от внутренних личностных обстоятельств.

В криминологии личность преступника понимается как совокупность интегрированных в ней социально значимых негативных свойств, образовавшихся в процессе многообразных и систематических взаимодействий с другими людьми. Эта личность, являющаяся субъектом деятельности, познания и общения, конечно, не исчерпывается только указанными свойствами. В то же время социальный характер личности преступника позволяет рассматривать ее как члена общества, социальных групп или иных общностей, как носителя социально типичных черт.

Цель курсовой работы состоит в изучении личности насильственного преступника, выработке понятия личности насильственного преступника, исследовании криминологических характеристик лиц, совершивших насильственные преступления, психологические особенности личности насильственного преступника.

4 стр., 1552 слов

Криминологическая характеристика личности корыстных преступников

... насильствен. выражена тревога и общая неудовлетвор-ть соц-м положением. Они менее импульсивны и обладают меньшей степенью аффекта. Корыстные преступники общительны, стремятся к становлению контактов. Отсутствует чувство вины. Особенности личности ... сообществ, Криминологическая характеристика личности участника организованной преступности ... в Личность преступника - совокупность негативных социально ...

Основные задачи курсовой работы вытекают из указанных целей и могут быть представлены следующим образом:

  • определение понятия личности насильственного преступника.
  • определение места личности насильственного преступника в общем учении о личности преступника;
  • исследование криминологических характеристик лиц, совершивших насильственные преступления;
  • исследование психологических особенностей личности насильственного преступника.

Заключение

В заключение отметим, что социально-экономические особенности общества, особенно в периоды его реформации, формируют свои устойчивые типы преступников. Их преступная направленность определяется значительными упущениями в социальном управлении и социальном контроле, расширении возможных объектов преступного посягательства, коррумпированности властных структур, существенными упущениями в правоохранительной деятельности, дефектами общесоциальной и правовой социализации.

Сложность изучения личности тех, кто совершает преступления, определяется, помимо всего прочего, и тем, что социальное расслоение общества велико, что разные страты общества имеют разные интересы и потребности, у них свои взгляды на положение в обществе, на роль других групп, они отличаются по уровню образования и культуры, характеру трудовой деятельности, наконец, принадлежностью к полу, возрастом. Все это и есть основание для того, чтобы глубоко изучать личности людей, вставших на преступный путь, избравших его образом жизни, профессией, способом «улучшения» материальных условий жизни, или человека, случайно совершившего преступление, втянутого кем-то в преступную деятельность и т.д. Для этого и нужна классификация, типология преступников, их социальных ролей, уяснение конкретных социальных типов преступников, когда речь идет об устойчивой формуле их поведения. И если изучение причин и условий преступности позволяет объяснить и саму преступность, и то, почему люди встают на преступный путь, то изучение личности тех, кто совершает преступления, позволяет, с одной стороны, найти пути к их исправлению, постигая их внутренний мир, психологию, нравственные установки, а с другой – «выйти» на наиболее типичные, индивидуальные причины и условия, толкающие людей на преступный путь.

Преступность — извечное негативное социальное явление. О ее искоренении могут говорить только малосведущие люди. Каков порядок жизни в данном обществе, таков и порядок нарушения его основных устоев. Причиной преступности является все то, что препятствует нормальному функционированию данного общества. Так, дисфункция экономических и социальных структур немедленно порождает всплеск теневой, криминальной, экономки. Дисфункция политических, властных институтов ведет к резкому возрастанию должностной преступности. Типообразование преступников определяется социальной анатомией данного общества, устойчивый преступник — носитель типичных социальных дефектов данного общества, наложенных на индивидуально-психологические особенности его личности.

7 стр., 3138 слов

Структура личности преступника

... интеллектуальных, эмоционально-волевых и других его качеств. Цель моей работы 1. Понятие, структура личности преступника Общество может и должно предупреждать преступное поведение индивидов, которые имеют неблагоприятную органическую ... криминологи, которые видят причину преступлений не столько в человеке, сколько в условиях его жизни. Но и они расходятся в понимании личности преступника. Одни из них ...

Курсовая работа

по дисциплине: «Криминология»

на тему: «Личность преступника совершающего насильственные преступления»

студентка группы 14-ПРЗ-2 _________ Е.В.Сорокина

(подпись)

Руководитель:

Доцент кафедры

уголовного права

и криминалистики _________ Т.И.Ремнёва

(подпись)

Междуречье

2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

Ведение……………………………………………………………………………………………………3

1. становления учений о личности насильственного преступника………………………………………………………………………………………….5

2.Понятие и структура личности преступника……………………..11

3. Криминологическая классификация личности насильственного преступника…………………………………………………..18

4. Психологические особенности (черты) личности насильственного преступника…………………………………………………..23

Заключение…………………………………………………………………………………………31

Список использованных источников……………………………………..33

Введение

Вопрос о личности преступника относится к числу ведущих и вместе с тем наиболее сложных проблем криминологии. История этой науки свидетельствует о том, что наиболее острые дискуссии криминологи вели и ведут как раз по поводу личности преступника. В зависимости от социально-исторических условий, требований социальной практики и уровня развития науки по-разному ставился и решался вопрос, что такое личность преступника, есть ли она вообще, в чем ее специфика, какова ее роль в совершении преступления, как воздействовать на нее с тем, чтобы не допустить больше преступных действий.

Человек не рождается, а становится преступником в случае неблагоприятных условий формирования его личности. Однако эти условия отнюдьне напрямую порождают преступное поведение. Они обусловливают внутренний духовный мир, психологию личности, которые, в свою очередь, становятся самостоятельным и активным фактором, опосредствующим последующие влияния социальной среды на нее. Человек, образно говоря, «выбирает» и усваивает те из них, которые в наибольшей степени соответствуют его психологической природе. Каждый индивид как личность – это продукт не только существующих отношений, но и своего собственного развития и самосознания. Одно и то же по своим объективным признакам общественное положение, будучи по-разному воспринято и оценено личностью, побуждает ее к совершенно различным действиям. Система отношений человека к различным социальным ценностям и сторонам действительности, нормам и институтам, самому себе и своим обязанностям, различным общностям, группам и т. д. зависит, следовательно, как от внешних, так и от внутренних личностных обстоятельств.

14 стр., 6525 слов

Типология личности преступника

... такие типы, как личность реци­дивиста, личность несовершеннолетнего преступника и т.д. Особо криминология изучает и такой тип преступников, которые совер­шают насильственные преступления. Исследуя личность преступника в соответствии ... Чем вызваны такие поступки людей? Как влияют на преступное поведение крими­ногенные факторы? Для ответа на эти вопросы необходимо про­анализировать механизм ...

В криминологии личность преступника понимается как совокупность интегрированных в ней социально значимых негативных свойств, образовавшихся в процессе многообразных и систематических взаимодействий с другими людьми. Эта личность, являющаяся субъектом деятельности, познания и общения, конечно, не исчерпывается только указанными свойствами. В то же время социальный характер личности преступника позволяет рассматривать ее как члена общества, социальных групп или иных общностей, как носителя социально типичных черт.

Цель курсовой работы состоит в изучении личности насильственного преступника, выработке понятия личности насильственного преступника, исследовании криминологических характеристик лиц, совершивших насильственные преступления, психологические особенности личности насильственного преступника.

Основные задачи курсовой работы вытекают из указанных целей и могут быть представлены следующим образом:

  • определение понятия личности насильственного преступника.
  • определение места личности насильственного преступника в общем учении о личности преступника;
  • исследование криминологических характеристик лиц, совершивших насильственные преступления;
  • исследование психологических особенностей личности насильственного преступника.

становления учений о личности насильственного преступника

Проблема изучения насилия и связанного с ним агрессивного поведения занимает одно из ведущих мест в научных исследованиях отечественных и зарубежных ученых. Ее истоки можно обнаружить в трудах античных мыслителей. Так, жители греческих городов-государств приглашали врача-философа Гиппократа для оценки психического состояния граждан, совершающих не только нелепые поступки, но и проявляющих повышенную агрессивность, чрезмерную жестокость, склонность к насилию. Если ученики Пифагора стояли на «биологических» позициях («мы предрасположены к добродетелям и к порокам так же, как к здоровью и к болезни, и это зависит в большей степени от наших родителей и от составных частей нашего тела, чем от нас самих»[1] ), то Гиппократ отрицал влияние «порочной» наследственности, подчеркивая роль внешних факторов (воспитания, ближайшего окружения, климата и т.д.).

Научные концепции Гиппократа не имеют законченного цельного изложения применительно к психологии и судебной психиатрии. В таких работах, как «Внутренние болезни», «Эпидемические болезни», «О священной болезни» и особенно в «Афоризмах», по мнению Ю.В. Каннабиха, «разбросаны отдельные намеки, наблюдения, теории… Кое-что противоречит одно другому, так как, несомненно, представляет собой мысли не одного человека»[2] .

6 стр., 2785 слов

Психологические особенности личности несовершеннолетних, осужденных ...

... РФ). Всего было обследовано 95 несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательно-исправительных учреждениях. В качестве основной гипотезы исследования было выдвинуто предположение, что личность несовершеннолетних корыстно-насильственных преступников характеризуется определенными психологическими особенностями, сочетание которых может иметь ...

Гиппократ, Платон, Аристотель сформулировали основные понятия о «болезнях души», разграничив общественно опасное деяние душевнобольного человека и насильственные действия антисоциального индивида. Важно отметить, что в античности была предпринята попытка связать рисунок поведения человека с индивидуально-личностными особенностями, т.е. с темпераментом, характером, интеллектом, воспитанием и т.д. [3]

Период Средневековья характеризовался регрессом научного мировоззрения. Исключением является деятельность католического священника Пелагия, Августина Блаженного и крупнейшего представителя католического богословия, схоластики Ф. Аквинского. По мнению Ф. Аквинского, разум ставит лишь цели для деятельности человека, движущей же силой является воля. Богослову принадлежит идея разделения божественной воли и божественного закона. Если ранее основания права сводили непосредственно к справедливой воле Бога, находя в ней непосредственное оправдание правовым нормам, то Ф. Аквинский в своей работе «Сумма богословия» вводит понятие божественного «естественного закона». Естественный закон раскрывается разуму в различении добра и зла. Принципы вечного естественного закона воплощены в естественном праве. Исходя из своего учения о разуме и воле, мыслитель определяет человеческий закон как требование разума, устанавливаемое по воле того, кто стоит во главе государства; божественные же законы устанавливаются разумной волей Бога. Учением о естественном законе закладываются предпосылки столь важной для эпохи Нового времени и не потерявшей своей актуальности по сей день теории «естественного права». В трактовке Ф. Аквинского, естественный закон не является обычаем, поскольку он есть нечто установленное разумом. Предписания этого закона достаточно многочисленны, но все они имеют единую общую основу: делать добро и избегать зла, насилия. Естественный закон, таким образом, предписывает добродетельные поступки[4] .

В изданной в 1532 г. «Каролине» уже имелись точные указания о необходимости приглашения сведущих лиц для проведения судебно-медицинских исследований. Устав предусматривал обязательный осмотр мертвых тел, однако изучению личности преступника и его жертвы в нем не уделялось никакого внимания.

В 1624 г. старший советник суда католической церкви Павел Заккиас в работе «Судебно-медицинские вопросы» сформулировал основные принципы судебной психиатрии и акцентировал внимание на криминалистических методах изучения личности. Он, в частности, указывал, что успешное расследование преступлений предполагает обязательную оценку личностных особенностей таких участников судопроизводства, как обвиняемые, свидетели, потерпевшие. Изучение личности участников судопроизводства предполагало использование только научно обоснованных (в рамках той эпохи) методов и приемов. Полученная в результате изучения информация должна четко документироваться[5] .

Однако для И. Канта был характерен весьма своеобразный взгляд на преступное поведение лиц с психическими аномалиями. Знаменитый философ в § 49 своей «Антропологии» утверждает: «Если человек преднамеренно причинил другому несчастье, и возникает вопрос, виновен ли он и в какой мере, т.е. если надо установить, был ли он в эту минуту душевнобольным или душевно здоровым, — тогда суд должен направить это дело не на медицинский, а на философский факультет. Вопрос, обладал ли обвиняемый при совершении преступного действия способностью суждения, есть вопрос всецело психологический»[6] . Таким образом, по мнению И. Канта, экспертиза преступников должна находиться в ведении философов и психологов.

6 стр., 2554 слов

Психологические и социальные особенности личности безработного человека

... только характеристику человека как личности, но и о признании социальных норм и правил — главнейшими для человека в процессе его взаимодействия с другими индивидами. Вместе с этим, безработные могут чрезмерно ... можно связать с чувством ответственности мужчины за содержание своей семьи. Глава 2. Социальный портрет безработного в России За последнее время в России практически не изменился уровень ...

Правовая мысль XIX в. по своему содержанию является плюралистической, так как в ней переплетаются концепции и идеи разных правовых систем, комплексно сочетаются установки идеализма и материализма, рационализма и иррационализма, она содержит величайшие догадки и не менее великие ошибки. К иррационалистическому направлению прежде всего относятся учения Ф. Ницше[6] . По справедливому наблюдению Л.В. Сердюка, Ф. Ницше обосновывал идею необходимости и даже полезности насилия в человеческом обществе как в международных масштабах (в форме войн), так и в межличностных отношениях, и даже насилие каждого человека к самому себе, изгоняя лень, смирение, нигилизм и другие собственные психологические пороки. Сама жизнь, по мнению Ф. Ницше, в сущности, в основных своих проявлениях действует путем насилия и не может быть вовсе мыслима помимо этого характера[7] .

В современной теории и в мировой законодательной практике имеет место достаточно широкое толкование насилия. Насилие — физическое или психическое воздействие одного человека на другого, нарушающее гарантированное Конституцией Республики Беларусь право граждан на личную неприкосновенность. Физическое насилие выражается в непосредственном воздействии на организм человека: побои, телесные повреждения, истязания различными способами (в том числе с применением каких-либо предметов и веществ) и т.д. Психическое насилие заключается в воздействии на психику человека путем запугивания, угроз (в частности, угроз физической расправой), чтобы сломить волю потерпевшего к сопротивлению. Насилие может быть отягчающим уголовную ответственность обстоятельством (при совершении преступления с особой жестокостью или издевательством над потерпевшим), способом совершения преступления (например, убийства, угона воздушного судна) либо конститутивным (квалифицирующим) признаком состава преступления (например, при изнасиловании).

Очевидно, что термины «насилие» и «криминальная агрессия» имеют много общего, но рамки последней гораздо шире, так как криминальная агрессия выходит за пределы уголовно-правовых запретов.

Рассматривая проблему личности насильственного преступника, необходимо отразить общее понимание феноменов агрессии и агрессивности в современной науке. Л.М. Барденштейн, Ю.Б. Можгинский абсолютно правильно отмечают, что, говоря об общих подходах к определению агрессии, следует подчеркнуть, что в большинстве случаев они являются результатом синтеза общебиологических, психологических и философских теорий. Не случайно наиболее полно взгляды на природу агрессии мы находим у представителей психоанализа, биологической науки, у психологов. В концептуальном плане выделяются две на первый взгляд противоположные точки зрения на природу человеческой агрессивности: рассмотрение агрессии в качестве положительного, конструктивного, созидательного начала и ее понимание как деструктивной, разрушительной силы. Однако такое дихотомическое разделение взглядов на природу феномена весьма условно[8] .

7 стр., 3108 слов

Взаимосвязь видов агрессии с характерологическими свойствами личности

... характерологических особенностей личности и агрессивности как феномена, инициируют настоящее исследование, определяют его значимость и актуальность. Цель исследования – изучить видовое многообразие феномена агрессии и ... взаимоотношения между членами семьи. Подобные тенденции психологами описаны как «цикл насилия». Дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые практикуют их родители ...

Согласно А. Басу агрессию принято разделять на несколько дихотомических категорий: физическая и вербальная, прямая и косвенная, активная и пассивная. Физическая агрессия предполагает нанесение жертве телесного ущерба с использованием произвольной мускулатуры нападающего или оружия. Вербальная агрессия осуществляется в форме словесных угроз или распространения оскорбительных высказываний. Прямая агрессия возникает при непосредственном контакте агрессора и жертвы, косвенная связана с «заочным» созданием препятствий жизнедеятельности объекта агрессии, распространением о нем клеветы и отрицательных высказываний. Активная агрессия выражается в словесных и физических нападках, в то время как пассивная выступает в форме отказа выполнять требования, разговаривать с «объектом» агрессии. В свою очередь, другой исследователь С. Фешбач ввел понятие враждебной и инструментальной агрессии. Мотив враждебных агрессивных действий состоит в причинении страданий жертве; инструментальная агрессия служит способом достижения определенной цели. Мотив нанесения прямого физического ущерба в этом случае отсутствует. Примером инструментальной агрессии могут служить преступления, при которых основным мотивом является нажива, а физическое насилие является лишь «инструментом» достижения поставленной цели. Вместе с тем, по наблюдениям А. Бандуры, деление агрессии на инструментальную и враждебную носит умозрительный характер. И в том, и в другом случае действия агрессора направлены на достижение определенной цели. Можно видеть, что при враждебной агрессии причинение страданий жертве является не чем иным, как ее целью. Целесообразно выделять адаптивную и дезадаптивную роль агрессии, что нашло отражение в работах Э. Фромма и Г. Аммона[9] .

Указанных позиций придерживаются отечественные судебные психиатры и психологи-эксперты, акцентируя внимание на изучении наиболее значимых факторов микросоциального окружения, основных личностных и патохарактерологических особенностей у лиц, совершивших насильственные преступления. Выраженность агрессивности как у психически здоровых, так и у душевнобольных (в рамках вменяемости) насильственных преступников различна (выделяются низкий, средний и высокий уровни агрессивности).

Высокий уровень агрессивности более характерен для лиц, совершивших преступления против личности. Он характеризуется наличием широкого диапазона стимулов, провоцирующих агрессивные акты, затрагивающих как значимые, так и менее значимые отношения личности, с преобладающей мотивацией нападения. Высокоагрессивные субъекты с психическими аномалиями, как правило, сами являются инициаторами агрессогенных ситуаций. У преступников, страдающих психопатией, шизофренией, эпилепсией, наблюдается отчетливое доминирование крайне разрушительных форм поведения, сочетающих в себе элементы физической, вербальной агрессии (в том числе и против собственности).

Алкоголизация, прием наркотиков, обострение основного психического заболевания приводят к возрастанию частоты и тяжести агрессивных действий у низко — и среднеагрессивных личностей[10] . Психолого-психиатрическая экспертиза позволяет раскрыть структуру личности подэкспертного, т.е. четко выявить содержание, иерархию мотивационных образований. Комплексная судебная медико-психологическая экспертиза позволяет определить роль соматической болезни в механизме криминальной агрессии.

18 стр., 8783 слов

Особенности агрессии детей младшего дошкольного возраста

... агрессии замечаются практически у всех детей младшего возраста. Но у некоторых агрессивность может закрепиться как устойчивая черта поведения и как качество личности. Так что еще в дошкольный ... исследования, сочетанием количественного и качественного подхода при обработке экспериментальных данных. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. ...

Таким образом, комплексный подход к проблеме агрессивного поведения преступника позволяет выявить его индивидуально-личностные особенности, что способствует применению более широкого спектра всех уровней профилактических мер в дальнейшем.