Особенности конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста

Отношение к другим людям составляет основную ткань человеческой жизни. По словам С. Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому, является центром духовно — нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека [5, с.9].

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Тема межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и прочие.), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению развития отношений детей друг с другом на равных этапах онтогенеза, с тем, чтобы понять их возрастное и психологическую природу возникающих на этом пути деформаций.

Предупреждения отклонений в развитии отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего, потому, что конфликт в отношениях дошкольника со сверстниками может выступать в качестве серьезной угрозы для личностного и социального развития.

Посещение ребенком дошкольного учреждения далеко не всегда гарантирует мотивации общения и коммуникативных навыков. Напротив, серьезные нарушения в сфере общения со сверстниками могут обрести стойкий характер в результате рано сложившихся неблагоприятных взаимоотношений с детьми в группе детского сада. Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения ребенка. Чем сильнее эмоциональное неблагополучие, тем вероятнее возможность возникновения ситуаций, вызывающих трудности его взаимодействия с внешним миром. Ребенок становится малоконтактен, испытывает разнообразные стойкие страхи; у него неадекватная самооценка. Другие дети, наоборот, начинают проявлять агрессивное поведение, что приводит к серьезным нарушениям во взаимоотношениях с окружающими. В более легких случаях агрессия выражается в словесной форме, в более тяжелых – это физическая агрессия (драка, разрушение, нанесение повреждений себе или другим, что представляет опасность как для самого ребенка, так и для других детей [20, с.43].

3 стр., 1348 слов

Причины и условия деформации личностного развития ребёнка

... развитие личности подростка и возникновение проблем с общением и социальной адаптацией. Целью курсовой работы является изучение причин и условий деформации личностного развития ребёнка., Глава 1. Теоретическая часть 1.1.Эмоциональный контакт с близкими людьми - источник полноценного развития ребенка ...

Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Предмет исследования – конфликтное поведение детей старшего дошкольного возраста.

Цель данной работы – изучение особенностей конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста. (5-6 лет).

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • дать сущностную характеристику понятия «конфликт»;
  • рассмотреть специфику конфликтов, возникающих у детей старшего дошкольного возраста;
  • охарактеризовать процесс профилактики возникновения и разрешения конфликтов у детей старшего дошкольного возраста;
  • проанализировать методы профилактики конфликтов у дошкольников;
  • сформулировать психолого-педагогические рекомендации по преодолению и предотвращению конфликтов у детей.

1.1 Сущностная характеристика понятия «конфликт»

Определить понятие конфликта не так-то просто. Дело в том, что виды его различны. Также отличаются его направленность, цели, интенсивность и так далее. С чем же связано понятие конфликта?

Под данным термином понимают открытое либо скрытое столкновение взглядов, мнений и позиций, являющихся противоположными по отношению друг к другу.

Конфликт может быть между отдельными лицами или группами лиц. Как правило, все начинается с инцидента, то есть случая, повлекшего за собой столкновение мнений, интересов и так далее. Во время конфликта одна сторона ведет себя так, что происходит ущемление интересов другой стороны.

Также стоит отметить, что обе стороны могут одновременно ущемлять интересы друг друга. Понятие конфликта связано с тем, что люди не могут взаимодействовать друг с другом, не посягая при этом на что-то чужое. Не вступать в конфликты – это означает не существовать вообще.

1.2 Специфика конфликтов, возникающих у детей старшего дошкольного возраста

Известно, что истоки формирования личности лежит в дошкольном возрасте. В этом возрасте ребенок наиболее сенситивен для формирования добрых чувств к другим людям. Но уже простое наблюдение в любой группе кратковременного пребывания позволяет обнаружить, что далеко не всегда отношения детей друг с другом складываются благополучно. Одни приходят и чувствуют себя хозяевами, другие очень скоро оказываются в подчинении у первых, третьи остаются вообще вне игры, сверстники почему-то не принимают их (причем к некоторым из таких детей они относятся крайне негативно, других вообще не замечают); четвертые хотя и держатся уверенно, однако при отсутствии каких-либо ссор и обид сами уходят от сверстников, предпочитая игру в одиночестве. Таков далеко не полный перечень отношений между детьми.

2.1 Профилактика возникновения и разрешение конфликтов у детей старшего дошкольного возраста

В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям жизни. Небольшие стычки и ссоры можно расценить как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга (равными), с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись. Взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо, чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.

82 стр., 40822 слов

Развитие навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном ...

... и объем работы. Глава1. Теоретические основы развития навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте в дошкольной образовательной организации 1.1.Изучение процесса общения дошкольников с позиции психолого-педагогических исследований В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) общение детей со сверстниками ...

2.2 Методы профилактики конфликтов у дошкольников

Конфликты в детском коллективе легче предупредить, чем разрешать. Наиболее перспективно предупреждение конфликтов на ранних стадиях, на стадии их зарождения. Признаками зарождения конфликтов могут быть: стычки между детьми, нарушение дисциплины, обзывание, приставание, нарушение правил в играх, отчуждение ребенка от группы, затянувшееся выяснение отношений. Воспитатель обязан обратить внимание на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению назревающего конфликта.

Группу детей в определенное время нужно сформировать, обеспечивать и поддерживать в группе здоровый нравственно-психологический климат, уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, самокритичность, доброжелательность, организацию продуктивной деятельности, высокий авторитет воспитателя. Воспитатель должен заметить нежелательные поведенческие тенденции и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путем, используя совместные игры и занятия. Очень важен личный пример воспитателя, который избегает суждений и оценок, ущемляющих достоинство ребенка (оценки должны касаться только поступков детей).

2.3 Психолого-педагогические рекомендации по преодолению и предотвращению конфликтов у детей

В любом случае педагогические методы и приемы не должны ущемлять достоинство ребенка, угрожать его безопасности и препятствовать формированию образа себя. Одним из направлений педагогической деятельности любого педагога или психолога должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, что предусматривает:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности дошкольника, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей.

Известно, что в детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться.

Наблюдения за детьми, в конфликтной ситуации свидетельствует о том, что часто ее участники по разному разрешают возникшие проблемы. Одни пытаются разрешить спор силовыми методами для достижения своих целей, другие же, хорошо владеют коммуникативными методами, улаживают свои споры и разногласия более мирным, ненасильственным способом.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Игры и упражнения, направленные на развитие эмоциональной сферы детей, чувства коллективизма, развитие внимания ко всем членам группы и эмпатии.

«Мое имя»

Каждый участник говорит по кругу о том, какое звучание его имени ему больше нравится, и какое – не нравится. Как он хочет, чтобы его называли в группе.

42 стр., 20691 слов

Социально-педагогическое сопровождение детей, оказавшихся в трудной ...

... социально-педагогического сопровождения детей в образовательных организациях (М.Р. Битянова, И.А. Липский, Е.И. Казакова, др.); педагогические подходы в организации социально-педагогического сопровождения детей и подростков с нарушениями в развитии (Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук); основы системы социально-педагогического сопровождения ...

«Давайте познакомимся»

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Упражнения для снятия отрицательных эмоций, переключения эмоций.

Кто скажет о нем хорошее (часто это ребенок не сумевший «вписаться» в группу детей, агрессивный ребенок, животное, вещь и т.д.)

Кто поможет найти добрые, хорошие слова для … (ребенка, воспитателя, игрушки, книги и т.д.)

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Игры на разрешение проблем и конфликтов.

Эти игры помогут детям в спокойной обстановке сконцентрироваться на принятии решений и научить отказываться от быстрого принятия решения проблемы в свою пользу.

«Король»

Цель: Эта игра предоставляет детям возможность на некоторое время оказаться в центре внимания, при этом никого не смущая и не обижая. Наиболее полезна она для агрессивных и стеснительных детей. Они получают право высказать все свои желания. В роли короля они даже могут проявить определенную щедрость и открыть новые стороны в самих себе. Последующий анализ игры позволяет предотвратить возможное появление «жертв» в коллективе.

Инструкция: