Морально-этические проблемы методов вспомогательной репродукции и развития эмбриона человека.
1. Этические аспекты *статуса* эмбриона человека. Возможности манипуляций на эмбрионе с целью исследований.
По данным за 1999-й год, бесплодием страдает около 20% женщин и 10% мужчин детородного возраста. С каждым годом эти цифры неуклонно растут.
новой репродуктивной технологии
1) искусственная инсеминация (ИИ) женщины спермой мужа или донора;
2) экстракорпоральное оплодотворение яйцеклетки (ЭКО) in vitro с последующим ее переносом (ПЭ) женщине;
3) вынашивание эмбрио на/плода «суррогатной матерью» (СМ)
1968 г
Кроме лечения многих форм мужского и женского бесплодия, ВРТ используются и для решения проблем фундаментальной биологии и медицины. Используя не затребованные для имплантации эмбрионы, изучают механизмы оплодотворения и развития эмбриона, генетическую регуляцию эмбриогенеза, возможности преимплантационной диагностики наследственных заболеваний и другие проблемы. В Англии существует положение, по которому использование так называемых «лишних» эмбрионов допускается только при разрешении матери или обоих родителей. Среди клиницистов, исследователей и в кругах общественности (особенно среди представителей разных конфессий) отношение к использованию ВРТ для терапевтических и исследовательских целей неоднозначно. Даже в странах, в которых нормативно и законодательно регулируется и контролируется деятельность специалистов и учреждений по ВРТ, использование последних вызывает крайне противоречивые оценки. В странах, где отсутствуют нормативные акты по применению новых ВРТ (например, в СНГ), не только сами исследователи, но и лица, для которых они используются, не могут быть гарантированы от конфликтных ситуаций. Например, при выполнении селекции эмбрионов при многоплодной беременности (более 3 эмбрионов одновременно трансплантировать не рекомендовано), выборе пола плода без медицинских на то показаний и пр. О недостаточной осведомленности отечественных специалистов-медиков и биологов относительно морально-этических аспектов ВРТ и возможностей их корректного решения свидетельствуют и данные проведенного анкетирования. Об этом же свидетельствуют прошедшие в конце 1997 г.-начале 1998 г. обсуждения (в том числе в некоторыхкомитетах ГосДумы РФ) и публикации в СМИ, посвященные проблемам биомедицинской этики, клонирования животных и человека.
Музыкотерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями
... методической программы по коррекционному развитию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями средствами музыкотерапии; Расширяет представление педагогов и родителей о коррекционных возможностях использования музыкотерапии в ... заданием определенного ритма перед началом работы и подготовкой к глубокому отдыху во время перерыва. Музыка может повысить иммунитет, улучшить обмен ...
требуют запрета
призывают к широкому внедрению ВРТ
группа раннего эмбриогенеза
первый ребенок «из пробирки
Б.В.Леонов
статус» эмбриона
К другим обсуждаемым в научной печати проблемам относятся:
v правомерность манипуляций с гаметами и эмбрионами с терапевтическими и исследовательскими целями,
v замораживание половых клеток и эмбрионов и их использование реципиентами,
v анонимность доноров гамет, эмбрионов суррогатных матерей, их права и обязанности;
- v выбор пола плода при риске носительства связанных с полом заболеваний и т.п.
В настоящем сообщении мы рассмотрим ключевую проблему ВРТ – «статус» эмбриона человека.
С какого момента развития эмбрион человека должен рассматриваться как личность? По каким критериям необходимо решать проблему определения личности, статуса эмбриона и/или гамет?
Оплодотворение
Одним из ключевых в определении возраста эмбриона человека как личности является вопрос о том, когда плод человека приобретает способность чувствовать? Первые движения плода зарегистрированы на 6й неделе развития, в это же время плод реагирует на прикосновения, в спинном мозге выявляются синапсы.
начинает чувствовать
Другие полагают как личность рассматривать плод после 7 мес., когда он приобретает способность жить самостоятельно (вернее изолированно) вне тела матери.
C. Grobstain
«манипуляции с эмбрионом человека»
В силу недостаточной изученности всех аспектов (медицинских, биологических, социальных, правовых, морально-этических, философских) данной проблемы оказывается невозможным прогнозирование отдаленных последствий для здоровья отдельного индивидуума, потомства, популяции, социума и т.д. любых манипуляций с эмбрионами и ВРТ в целом.
Культивирование эмбрионов человека in vitro для лечебных целей является необходимым условием осуществления ЭКО. Проведение исследований имеет целью, во-первых, совершенствование техники ЭКО и в целом репродуктивной технологии как отрасли медицины; во-вторых, установление полноценности и отсутствия патологии эмбриона до момента переноса его в матку, т.е. профилактику рождения ребенка с генетической патологией. Перспективны методы преимплантационной диагностики (цитогенетической, биохимической, молекулярно-генетической) яйцеклеток (по полярным тельцам) и ранних доимплантационных (т.е. до бластоцисты) эмбрионов по бластомерам. Эти исследования возможны лишь на эмбрионах самых первых стадий развития, в условиях ЭКО. Обсуждается проблема относительно судьбы «лишних» гамет и, что важнее, эмбрионов, т.е. не использованных для данной супружеской пары яйцеклеток и доимплантационных эмбрионов. В свете дискуссий о статусе эмбриона человека встает вопрос о том, что является более гуманным: подвергать их разрушению (как невостребованных) или проводить с ними исследования относительно общих закономерностей развития человека (эмбрионы недоступны при естественном оплодотворении для таких целей).
Исследования, при которых эмбрионы человека служат «экспериментальным материалом», для этого культивируются in vitro и являются заведомо нежизнеспособными или умерщвляются после использования, проводиться не должны. Категорически запрещены исследования на эмбрионах человека с целью получения биологического оружия.
Индивидуальность человека как объект научного исследования в психологии
... изучении биологических основ индивидуально-психологических различий. Позднее данная лаборатория «разделилась» на ряд самостоятельных научных коллективов, изучающих различные теоретические и прикладные аспекты природных основ индивидуально-психологических различий. Главным итогом тепловско-небылицынского этапа явилось дальнейшее развитие ...
Существуют рекомендации, согласно которым эмбрион человека, развившийся при ЭКО, обладает правом на жизнь и поэтому должен быть трансплантирован в матку. Эмбрион обладает также правом не быть использованным в исследовательских целях без согласия той пары, от которой он произошел. Согласно цитируемым публикациям, «…существование эмбриона человека, полученного в результате оплодотворения in vitro, не должно поддерживаться дольше 14 Дней, если он не перенесен в женский организм…». «Культивирование эмбрионов человека in vitro без разрешения или более 14 дней следует классифицировать как уголовное преступление…». Из этого делается вывод о необходимости определить допустимые исследовательские манипуляции на эмбрионах человека, культивируемых in vitro. Работа с эмбрионами должна проводиться с разрешения их владельцев (супружеской пары, родителей эмбриона), по заявке, в которой должны быть изложены мотивы и причины планируемой работы (ЭКО для клинических целей или научных исследований) и которая должна быть одобрена экспертами и утверждаться местным комитетом по этике. Эксперименты могут быть проведены только в гуманных целях.
R. G. Edwards
1) на живых эмбрионах без нарушения их целостности (изучение условий культивирования, закономерностей развития);
2) инвазивные методы исследования живых эмбрионов (биопсия отдельных клеток для преимплантационной диагностики, криоконсервация для последующей ПЭ);
3) эксперименты с погибшими эмбрионами (изучение кариотипа, метаболизма и др.).
Предполагается, что эмбрион полностью разрушается в процессе исследования или после него.
Очевидно, что исследование эмбриогенеза млекопитающих (как и представителей других классов и видов животных) не во всех случаях (не по всем изучаемым проблемам биологии развития) позволяет экстраполировать на человека полученную информацию и составить представление об изучаемых явлениях. Несомненно, что для исследования ряда проблем закономерностей развития человека необходимо исследовать материал, который предоставляется как неиспользованный при решении практических задач лечения бесплодия человека с помощью техники ЭКО и НРТ в целом. Но исследователи подчеркивают, что следует запретить получение эмбрионов человека специально для исследовательских целей.
Н.М. Beier
В России, издавна известной миру работами таких классиков эмбриологии, как отечественные ученые К.Ф. Вольф (1734-1794), К. Бэр (1792-1860), А.О. Ковалевский (1840-1901), И.И. Мечников (1845-1916), А.Н. Северцев (1866-1936), А.Г. Гурвич (1874-1954), Д.П. Филатов (1876-1943), И.И. Шмальгаузен (1884-1963), Н.К. Кольцов (1879-1940), Б.Л. Астауров (1904-1974), А.Г. Кнорре (1914-1981), П.Г. Светлов (1892-1974), П.П. Иванов (1878—1942) и др.; в стране, где опубликована одна из первых работ по искусственному осеменению млекопитающих (И.И. Иванов, 1910), лишь в последние несколько лет выдвигаются для обсуждения такие ключевые морально-этические проблемы, как определение понятия статус и «начало жизни» для эмбриона человека, возможность или запрет на манипуляции с эмбрионами человека, правила выбора и требования к обследованию доноров половых клеток и др. К сожалению, до решения этих проблем путем правового и законодательного урегулирования еще далеко.
Общая характеристика индивидных свойств человека. Органические ...
... в течение жизни. Социальная среда как условие развития личности. Личность и деятельность. Э. Дюркгейм: основные свойства социального индивида. Общество, его единица изучения не отдельный человек, ... и к развитию (поисковая). В личности есть социальное и индивидуальное. У. Джемс: возможности разрешения противоречий между социальным и индивидуальным. Пример их динамической связи: потребность в общении. ...
становится личностью
Этичны ли вопросы
Зарождение эмбриона — это 1случай из множества случайных или неосуществленных возможностей (вследствие естественной селекции на уровне гамет, зигот, эмбрионов и т.д., рассмотренной выше) или дар Бога (догмат предопределения)? Этично ли обсуждать право эмбриона человека на жизнь и не говорить об охране права животного на жизнь? При обсуждении медико-биологических, морально-этических аспектов определения предельного возраста эмбриона, допустимого для использования в эксперименте, ведущие эмбриологи мира называют, как правило, период от момента оплодотворения (стадия зиготы) до 14-го дня развития (до начала формирования первичной полоски и появления элементов нервной системы) или срок до 30-го дня развития (начала дифференцировки структур головного мозга).
Отмечают, что эмбрион человека в системе in vitro не является законоправным субъектом
L. Но nnefelder
Большая часть среди участвующих в обсуждении этой проблемы специалистов — медики, биологи, философы, социологи, правоведы, учитывая невозможность в настоящее время решить вопрос о статусе эмбриона человека и невозможность (нецелесообразность?) остановить использование ВРТ и некоторых аспектов биотехнологии (клонирование животных и пр., но не человека), придерживаются умеренной позиции. Согласно последней, в основе начала жизни лежит природа последовательных биологических процессов, и защита эмбриона человека соотносительна степени его развития.
Основные тезисы этой позиции следующие:
1) сперматозоид и яйцеклетка — живые организмы высокой сложности, и оплодотворение приводит к развитию нового живого организма еще большей сложности.
2) различия между гаметами и эмбрионом заключаются скорее в степени (сложности), чем в принципе (их построения); оплодотворение не создает крутой перемены, вынуждающей приписывать абсолютную ценность иди безусловное право (например, на жизнь) яйцеклетки от момента оплодотворения,
3) преэмбрион заслуживает защиты, которая не подразумевает абсолютного права на жизнь.
4) эмбрион имеет право на жизнь, но это право может быть отвергнуто при определенных, но строго аргументированных ситуациях (поздние аборты и пр.)
5) этически приемлемы исследования in vitro на эмбрионах до 14-го дня после оплодотворения.
G. Не rmeren
o физиологические — преэмбрион не имеет мозга и нервной системы, никаких характеристик личности: самосознания, рациональности, чувства морали, автономии и т.д;
- o психологические — способность чувствовать удовольствие и боль, внешний вид и свойства, возможности развиваются у эмбриона (плода) постепенно.
Аргумент преемственности
Эти и многие другие вопросы широко обсуждаются во многих странах. Проблемы биомедицинской этики в репродукции и, в первую очередь, о статусе эмбриона только начинают подниматься в нашей стране.
Влияние рационального питания на здоровье человека
Питание человека - один из самых важных факторов, напрямую влияющих на здоровье человека. Неправильное питание приводит к нарушению функций как отдельных органов человека, так и организма в целом. Пагубно влияет и неполноценная по ... и вместо них появляются другие. Строительным материалом для создания новых клеток и внутриклеточных структур являются химические вещества, входящие в состав пищевых ...
Всемирном конгрессе по биоэтике
2. Морально-этические аспекты преимплантационной диагностики генетических заболеваний.
диагностировать наличие хромосомных аномалий
В критическом обзоре, посвященном возможностям доимплантационной диагностики генных заболеваний посредством изучения ферментов, отмечается, что, помимо необходимости использования эффективных методов биопсии клеток от эмбриона и надежности этих методов, не нарушающих имплантацию и последующее развитие, необходимо владеть точными методами биохимической диагностики. Успехи последней зависят от современных представлений о первичном генном дефекте, приводящем к исследуемому заболеванию, и сведениях о времени экспрессии соответствующих генов в онтогенезе человека. Кроме того, большие затруднения при интерпретации результатов такого анализа вызывает сходство ферментов матери и эмбриона. Эти моменты не позволяют пока относить подходы доимплантационной биохимической диагностики наследственных заболеваний человека к перспективным.
В целом при обсуждении проблем доимплантационной диагностики авторы подчеркивают насущную необходимость проведения исследований на эмбрионах человека не только для совершенствования техники ЭКО, но и для дальнейшей разработки методов выявления и преодоления генетических дефектов.
Национальной комиссией США по проблемам медицинской этики
o уважение права личности на выбор того или иного метода диагностики и лечения;
- o безопасность применяемых подходов для здоровья пациента;
- o доступность и объективность информации по всем интересующим пациента вопросам.
«клонирование»
За рубежом исследователи в своей работе следуют «Руководству по этике Американского общества фертильности» (1986) и «Руководству общества эмбриологии человека и оплодотворения» (бывший Объединенный добровольный лицензионный комитет Великобритании).
В этих руководствах отражены требования к экспериментам на преэмбрионе человека (доимплантационном, до 14 дней развития):
1) обоснование необходимости использования именно эмбриона человека (например, планируемая информация не может быть получена в экспериментах на животных);
2) преэмбрионы предназначаются для исследований их донорами;
3) исследования должны отвечать определенным этическим требованиям.
Подчеркивается, что клонирование на взрослых особях невозможно ни для каких видов. Необходимо на всех уровнях шире обсуждать возникающие проблемы, информировать общество о целях подобных экспериментов. При разработке и соблюдении принципов работы с эмбрионами человека и контроле их выполнения опасность произвольного выбора генетического материала (половых клеток, эмбрионов, использование бластомеров для клонирования) должна быть исключена полностью. Н.П. Бочков отмечает, что «предложение о применении генной инженерии для „улучшения» природы человека в расширенных масштабах никогда и ни при каких условиях не может быть принято… Предложение подобного рода есть не что иное, как обновленный вариант евгеники…».
3. Морально-этические аспекты криоконсервации половых клеток и эмбрионов человека.
Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
... проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Для решения поставленных задач и достижения цели работы использовались психолого-педагогической литературы и анализ материалов периодических изданий. Освоение детьми-инвалидами ... другие организации, занимающиеся изучением этой категории людей и /или оказанием им помощи. У детей-инвалидов этой категории очень часто наблюдаются грубые ...
глубоком замораживании эмбрионов.
А.О. Trounson
Дальнейшее совершенствование техники замораживания 4- и 8-клеточных эмбрионов человека, развившихся после ЭКО овуляторныхооцитов,наступление беременности у женщин после размораживания эмбрионов и ПЭ свидетельствуют об успехах и перспективности использования такого подхода при лечении бесплодия у человека. Но вместе с тем эти успехи порождают множество вопросов и проблем, которые становятся предметом широкого обсуждения среди ученых, политиков и общественности.
Подчеркивается, что для тех, кто началом жизни человека считает момент оплодотворения, замораживание эмбрионов является недопустимым действием и представляет собой неразрешимую этическую проблему.
В специальной литературе обсуждается вопрос о судьбе замороженных эмбрионов. Допускается возможность отказа супружеской пары от имплантации после ЭКО и криоконсервации эмбриона в силу изменившихся обстоятельств. В подобных случаях перед медиками встает вопрос: уничтожить эмбрион или трансплантировать его другой женщине. Использование техники криоконсервации эмбрионов человека создает широкие перспективы для донорства эмбрионов. Целесообразность подобного донорства широко обсуждается. Некоторые исследователи считают, что в случае невостребованности «лишних» эмбрионов при ЭКО единственным выходом является их криоконсервация. Такие эмбрионы должны быть использованы только в целях имплантации.
сроках хранения криоконсервированных эмбрионов
Добровольная ассоциация экспертов по проблеме оплодотворения и эмбриологии человека in vitro при Королевском колледже акушерства и гинекологии (Великобритания) выработала ряд следующих рекомендаций:
§ Срок пребывания эмбриона в состоянии криоконсервации должен определяться временем, необходимым для реализации конкретной цели, например, пока супружеская пара (доноры гамет) планирует осуществить следующий ПЭ.
§ Вопрос о дальнейшем хранении криоконсервированного эмбриона должен пересматриваться через 2 года после замораживания эмбриона, и срок его хранения в целом не должен превышать 10 лет.
§ Эмбрионы, полученные из гамет одной супружеской пары, не следует использовать для других супругов (с целью ограничения рождения детей, отлученных от своих генетических родителей).
§ Невостребованные эмбрионы (до 14 дней развития) можно использовать для определенных научных целей.
§ Высказано мнение о том, что длительность криоконсервации половых клеток и эмбрионов человека и дальнейшая их судьба определяются только их владельцами.
§ Все действия с эмбрионами (в том числе и криоконсервированными) должны находиться под контролем местных этических комитетов и экспертной ассоциации.
4. Этические аспекты «суррогатного материнства».
Женщина, которая не в состоянии по определенным причинам выносить плод, использует для этой цели другую здоровую женщину, в матку которой помещают оплодотворенную яйцеклетку. Некогда в печати промелькнуло сообщение, что одна мать, дочери которой в детстве пришлось ампутировать матку, решила выносить оплодотворенную яйцеклетку своей дочери. Для родившегося ребенка она была одновременно «суррогатной» матерью и бабушкой. «Суррогатное материнство», видимо, так широко распространено в американской жизни, что сценаристы двух популярных телесериалов — «Санта-Барбара» и «Династия» — включили эту проблему в сюжетную картину своих произведений. Следует отметить, что обычная стоимость такой процедуры не менее 30 000—50 000 долларов, что делает ее не очень доступной.
Проблема социализации пожилых людей
... проблем социализации пожилых людей. Большой вклад в развитие науки в области социального управления, социализации и адаптации личности, в том числе и пожилого возраста, решение проблемы социальной защиты населения как ... адекватности и осознанности у людей пожилого возраста, изменения типа активности пожилой личности. Исследование роли творчества, разных стилей жизни, общения в процессе социализации, ...
Декларацию об искусственном оплодотворении и трансплантации органов.
5. Право женщины быть донором и реципиентом яйцеклетки.
До применения криоконсервации яйцеклеток было возможно трансплантировать донорские яйцеклетки, оставшиеся не использованными, для донора в программе ЭКО и с согласия донора — другой женщине в качестве помощи при бесплодии. В настоящее время источником женских половых клеток для программы ЭКО в случаях невозможности получения их от самой реципиентки, являются забор ооцитов с согласия женщины при ее стерилизации; нахождение самой реципиенткой донора ооцитов; получение ооцитов от здоровых женщин, согласных на донорство ооцитов из альтруистических побуждений. Считают, что при перечисленных случаях донорство должно быть анонимным. Обязательными условиями для доноров ооцитов являются, помимо здоровья и возраста, наличие хотя бы одного ребенка и согласие обоих супругов. Высказано предостережение о возможности потери персональной ответственности за будущего ребенка в подобных ситуациях.
При обсуждении морально-этических аспектов репродуктивной технологии необходимо учитывать психологические и психиатрические проблемы реципиентов и доноров ооцитов, у которых нередко развиваются психологические дистрессы. Делается акцент на необходимость проведения с пациентами соответствующей и индивидуальной работы психиатра.
В правовой системе большинства стран отсутствует определение статуса донорских гамет. Такие гаметы можно рассматривать либо как интегральную составную часть организма человека (и тогда они являются объектами права), либо они должны приниматься как автономная единица и как самостоятельный субъект права.
Как один из вариантов, согласно мнению зарубежных специалистов, к донорам гамет можно применить законы о донорстве крови и о донорстве органов. Если по отношению к гаметам и их донорству принять эти законы, то для доноров будут существовать такие условия, как бесплатность и донорство в качестве терапевтической помощи (что имеет место во Франции ).
Законодательные акты о донорстве гамет несовершенны, необходима их дальнейшая разработка при широком обсуждении многих аспектов этой проблемы в обществе: определение «статуса» гамет; правомерность, регламентация и характер их использования в медицинских и научных целях; правила донации гамет; отношение общества к донорству гамет; отношения между юридическим и биологическим родством при донорстве; двусторонняя анонимность процедуры и др.
В случае преждевременного истощения яичников (половыми клетками), при отсутствии яичников и в некоторых иных ситуациях программа ЭКО позволяет таким женщинам забеременеть и вынашивать ребенка при использовании донорской яйцеклетки. Этические аспекты, возникающие в подобных случаях, и правовые вопросы обсуждаются. Необходима разработка принципов донорства половых клеток, которые бы свели к минимуму или предотвратили полностью развитие коммерциализации при донорстве половых клеток и эмбрионов. В последние годы в мировой литературе обсуждаются возможность и правомочностьиспользованиянезрелых женских половых клеток от плодов при абортах.
Ответственность за подмену ребенка
... РФ устанавливает уголовную ответственность за подмену ребенка, совершенную из корыстных ... не узнала пол родившегося ребенка). Действия по подмене ребенка считаются ... подмена ребенка, совершенная вследствие небрежного, недобросовестного отношения к своим обязанностям со стороны медицинского персонала родильного дома, состава преступления не образует и квалифицируется как проступок по работе. ...
6. Морально-этические проблемы искусственной инсеминации (ИИ).
Как отмечалось выше, решение проблем, связанных с донорством яйцеклеток и сперматозоидов, осложняется неопределенностью статуса гамет (относительно их донации) и, отчасти, неоднозначным пониманием целей применения методов репродуктивной технологии.
Отработано несколько подходов к использованию донорской спермы:
§ внутришеечная инсеминация (самый распространенный метод),
§ внутриматочная инсеминация,
§ ЭКО.
К настоящему времени отмечается заметный прогресс в разработке искусственных методов инсеминации спермой мужа, улучшения in vitro показателей спермы супруга и ее оплодотворяющей способности. При ретроградной эякуляции благоприятный прогноз наступления беременности отмечен при внутриматочной ИИ, а неудовлетворительные результаты — при олиго- и астенозооспермии. При олигоспермии рекомендуют отбор наиболее подвижных сперматозоидов и перенос их в полость матки с помощью трансцервикального катетера или в маточные трубы при лапароскопии. В настоящее время в мире все шире используются методы микрооплодотворения -оплодотворения одним сперматозоидом путем искусственного его прохождения через прозрачную оболочку яйцеклетки (которую «просверливают» механическим путем или с помощью ферментов) или непосредственной инъекции сперматозоида в цитоплазму яйцеклетки (с помощью микроманипулятора).
Эти подходы породили надежду на деторождение у многих пациентов с бесплодием и астено- или олигозооспермией в тяжелой степени. Одной из разработок репродуктивной технологии последних лет являются (для пациентов с азооспермией вследствие нереконструктивной обструкции репродуктивного тракта) микропрокол и взятие спермы из эпидидимиса или яичка с последующим введением сперматозоида или гаплоидной сперматиды в яйцеклетку супруги и трансплантации ее в матку. В литературе широко обсуждаются следующие проблемы: анонимность донора и реципиентов; возможность для пар, использовавших донорскую сперму, получить информацию о доноре; родительские права доноров половых клеток и эмбрионов; право совершеннолетних детей иметь информацию о «биологическом отце»; возрастной предел для донорства спермы.
Во Франции функционирует более 20 центров ИИ, объединенных в федерацию по исследованию криоконсервации яйцеклеток и спермы. При отборе спермы руководствуются следующими принципами:
1) донорами могут стать только мужчины, имеющие детей;
2) ИИ проводится по медицинским показаниям;
3) ИИ проводится только для гетеросексуальных пар;
4) все доноры обследуются на наличие заболеваний, передающихся половым путем.
К этому списку добавлен еще ряд показателей, полученных в результате анализа генетических аспектов донорства гамет (проводимого генетической комиссией Федерации с 1983 г.): тип наследования выявленного генетического заболевания, отсутствие хромосомных аномалий, сроки экспрессии заболевания, пенетрантность и др. Например, 3,2 % мужчин-доноров и 2 % женщин-доноров были «отклонены» по результатам генетического скрининга.
Звуко-слоговая структура и проблемы её коррекции у детей дошкольного ...
... речевых нарушений на формирование личности и все психическое развитие ребенка. Диссертация посвящена логопедической работе по исправлению нарушений структуры звучного слога речи у дошкольников с ... слова в онтогенезе. Вторая глава посвящена актуальным проблемам логопедии на современном этапе, проблемам коррекции общего недоразвития речи, проблеме коррекции нарушений структуры звукового слога слова у ...
Подобная система обследования доноров гамет может стать примером и обязательной системой при организации центров ИИ в России. В настоящее время можно отметить неудовлетворительное, неполное обследование доноров гамет в нашей стране.
7. Этический аспект в выборе пола ребенка.
Многие исследователи и общественные организации не рекомендуют специалистам положительно решать вопрос о выборе пола ребенка без наличия медицинских показаний (например, наличие в семье заболевания, связанного с полом -миодистрофии Дюшенна, Х-сцепленной умственной отсталости и др.).
Свободный выбор пола ребенка может привести к изменению естественного соотношения полов. В Индии пол ребенка определяют пренатально с целью элиминации плодов женского пола.
Развернута кампания по обсуждению правильности такого пути, было высказано отрицательное отношение к определению и выбору пола плода без наличия медицинских показаний. В Китае введен запрет на выявление (при УЗИ) пола плода без медицинских показаний.
В России есть медицинские учреждения, где можно определить пол развивающегося ребенка, и родители могут сохранить беременность желанным по полу плодом. В нашей стране этот вопрос требует настоятельного урегулирования с привлечением к обсуждению медиков и биологов (а также генетиков, эволюционистов).
Таким образом, разнообразие и противоречивость мнений по вопросам использования методов репродуктивной технологии с целью решения проблемы деторождения для лиц с бесплодием необходимо рассматривать лишь в сочетании с правовыми и морально-этическими проблемами с привлечением к обсуждению, помимо гинекологов, андрологов, эмбриологов, генетиков, еще и психиатров, биоэтиков, юристов, социологов, теологов при одновременном изучении общественного мнения.
Все перечисленные проблемы репродуктивной технологии кажутся менее важными и первоочередными по сравнению с теми вопросами, с которыми ежедневно сталкиваются сексопатологи и психиатры при приеме пациентов, имеющих проблемы в области полового поведения и репродукции. В большом числе случаев у пациентов с такими проблемами выявляется неблагополучная обстановка (социальная, психологическая) при протекании беременности или у матери в детстве (неполная семья, отсутствие заботы и внимания к ребенку со стороны родителей, гиперопека родителей и т.п.).
В связи с этим в качестве первоочередных задач следует назвать следующие:
ü пропаганда необходимости формирования здоровой и полноценной семьи,
ü информирование будущих родителей о необходимости понимания большой ответственности за здоровье будущих детей и перед ними, и перед обществом,
ü заблаговременное формирование у будущих родителей представления о вреде стрессов во время беременности и в раннем детстве для психики ребенка, его репродуктивного здоровья и поведения.
Таким образом, медицина заявила о возможности помочь женщинам осуществить «непорочное зачатие», бывшее до этого только мифом…
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/eticheskie-problemyi-eko/
- Яровинский М.Я. «Лекции по курсу «Медицинская этика», 2000 г.
- Покровский В.И.
«Биомедицинская этика», 1997 г.
- Лопухин Ю.М. «Биоэтика. Вестн. РАМН»,1993г.
- Курило Л.Ф.«Анализ результатов анкетирования по некоторым вопросам репродуктивных технологий»,1996г.
- Конюхов Б.В.
«Клонирование позвоночных: успехи и проблемы», 1997г.
- «Биоэтика: принципы, правила, проблемы», 1998 г.
[22,5 Кб]
Информация о работе