По психологии «Движущие силы и условия формирования личности»

Курсовая работа

Движущие силы и условия формирования личности, Содержание, Актуальность темы исследования

Формирование личности человека во все времена представляло собой сложный и противоречивый процесс. Становление личности в рамках того или иного общества задаётся некоторой общей схемой взаимодействия человека и природы, человека и общества, человека и человека.

Актуальность и востребованность рассмотрения проблемы объясняется тем, что современный человек выражает себя, и свою культуру, и своё творчество через идею личности. Именно исследование понятия и проблемы личности в психологии предоставляет возможность понять, разобраться в человеке, а также – объединить все взгляды и суждения о человеке, содержащиеся в разнообразных психологических теориях.

Проблема личностного выбора актуальна в связи с необходимостью для каждого человека определять свою позицию и оптимально действовать в ситуациях, благополучное разрешение которых во многом определяет будущее личностное развитие.

Несмотря на свою достаточно длительную эволюцию психология личности является активно и динамично развивающейся областью науки, с каждым днём накапливающей всё больше и больше информации для последующего анализа, структурирования и типологии.

Степень научной разработанности темы исследования., Цели и задачи, Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • исследовать категорию «личность» и её движущие силы развития;

  • рассмотреть понятие личностного выбора;

  • изучить самоактуализацию, самореализацию, персонализация и выход личности за пределы самой себя (трансценденцию).

Объектом работы является личность и её движущие силы.

Предметом работы научно-публицистический теоретический и практический материал о условиях личностного выбора и формирования личности через самоактуализацию, самореализацию, персонализацию и трансценденцию.

Структура исследования

Человек – это сложно организованное, разностороннее и многомерное существо. Как и все живые существа, у него есть определенная телесная организация, данная ему от природы. По своему телесному строению он во многом схож с высшими приматами. В то же время он является высшим биологическим видом, характеризующимся особыми, свойственными только ему, телесными качествами. Факт принадлежности этого существа к данному виду зафиксирован в понятии « индивид ». Индивидом может быть и младенец, и взрослый, и дикарь, и высокоразвитый человек.

6 стр., 2969 слов

Личность как предмет психологического исследования

... личности как некой целостности, охватывающей совокупность всех особенностей человека - "от политических взглядов до переваривания пищи". Из факта множественности свойств и особенностей человека вовсе не следует, что психологическая теория личности ... и методов психологического исследования. Несмотря на всю убедительность старого афоризма о том, что "мыслит не мышление, а человек". Это требование ...

Основное отличие человека охватывается не во внешней телесной организации, а в его внутреннем духовном содержании. Человек – это одухотворенное существо, наделенное разнообразными психическими качествами и свойствами, дающими ему возможность: познавать самого себя и окружающий мир, формировать свое поведение среди людей, создавать необходимые для его жизнедеятельности предметы, изменять условия своего существования, улучшать свои духовные и физические качества, активно функционировать, проявлять творчество и самостоятельность, отвечать за свои поступки и действия. Все это закреплено в понятии « личность » .

Личность – это сложное, многогранное явление общественной жизни. Это и продукт общественно-исторического развития, т.е. объект, и деятель общественного развития, т.е. субъект. Любая общественная наука рассматривает личность как свой объект исследования: этика исследует личность как носительницу моральных и нравственных убеждений определенного общества; юридические науки рассматривают правовые нормы и правоотношения, устанавливающие определённое положение личности; педагогика изучает формы, методы и средства воспитания личности; психология фокусирует внимание на субъективном мире личности, его структуре, закономерностях формирования, становления и развития.

В настоящее время существуют две основные концепции личности:

  1. Личность как функциональная (ролевая) характеристика человека. Эта концепция опирается на понятие социальной функции человека, а точнее, на понятие социальной роли. При всей значимости этого аспекта понимания личности (он имеет большое значение в современной прикладной социологии) он не позволяет раскрыть внутренний, глубинный мир человека, фиксируя только его поведение, которое не всегда и не обязательно выражает действительную сущность человека.

  2. Личность как его сущностная характеристика. Сгусток регулятивно-духовных потенций личности, центр самосознания, источник воли и ядро характера, субъект свободных действий и «верховной власти» во внутренней жизни человека. Личность – индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм. Личностные качества человека в таком случае есть производное от его образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда духовно развитый человек .

Личность в роли объекта психологического изучения представляет собой систему внутренних, социально определённых психических свойств, характеризующая человека как носителя сознания. Это конкретный человек, являющийся представителем общества, установленной социальной группы, осознающий своё отношение к окружающему, занимающийся определённым видом деятельности и наделённый конкретными индивидуально-психологическими особенностями.

3 стр., 1189 слов

Влияние мировоззрения на исторические судьбы человека и общества

... о мире и показывают место человека в нем. Всеобщий кризис, который охватил сегодня все сферы жизни общества, вызвал ситуацию снижения значимости влияния общества на формирование мировоззрения. В этой ... есть спасение души, что значительно ограничивало деятельность людей и их самостоятельность. Существует множество исторических примеров, когда правители и короли отдали бы целые города за святыни ...

Личность является более узким понятием, чем « человек ». Говоря о личности, мы отвлекаемся от природной, биологической стороны. Личность это социальное понятие. Оно показывает все, что есть в человеке надприродного, исторического, т. е. создает человека природа, а формирует общество . Отправные характеристики личности: ценностные ориентации, статус, внутренняя позиция, роль, которые обуславливаются особенностями сферы мотиваций и потребностей человека.

социальность

направленность

Преобладающие компоненты направленности определяют всю психическую деятельность личности. Так, доминирование познавательной потребности приводит к соответственному эмоциональному и волевому настрою, что активизирует интеллектуальную деятельность. Одновременно естественные потребности несколько притормаживаются, повседневные заботы отступают на второй план, личность начинает обосновывать целесообразность своего увлечения, придавать ему особое личное и общественное значение.

возможности

Третьим компонентом в структуре личности является характер или стиль поведения человека в социальной среде. Характер, безусловно, не проявляет личность в целом, однако представляет сложную систему её свойств, воли и направленности, эмоциональных и интеллектуальных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте. В системе характера можно выделить ведущие свойства:

  • моральные (черствость или чуткость в отношениях, ответственность по отношению к своим обязанностям, скромность),

  • волевые качества (настойчивость, решительность, самообладание и мужество), которые обеспечивают обусловленный стиль поведения и способы решения эмпирических задач.

Четвертым компонентом, надстраивающимся над остальными, является система управления, которую обозначают понятием « я ». «Я» – образование самосознания личности, оно реализовывает саморегуляцию: ослабление или усиление деятельности, коррекцию и самоконтроль поступков и действий, планирование и предвосхищение жизни и деятельности. Самоуправление имеет огромное значение в нормальной целенаправленности жизни .

Существует несколько теорий о формировании и развитии личности человека. Одни полагают, что развитие личности заранее запрограммировано, и что психические качества обнаруживаются самопроизвольно (спонтанно) по мере созревания организма человека. Другие считают, что развитие личности ничем заранее не предопределено, но у каждого человека есть предрасположенность к образованию определенных психических качеств. Третьи думают, что развитие психически свойств личности носит случайный характер, и что главную роль играют только жизненные обстоятельства, в которых человек находится .

3 стр., 1018 слов

Волевые качества личности и их развитие у человека

... процессе становления личности. Развитие воли у человека связано с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные, то есть с приобретением человеком контроля над своим поведением, с выработкой волевых качеств личности в ...

Источником развития личности являются условия её жизни и социально-исторический контекст. Как социальное существо человек проходит отдельные этапы социализации, или социогенеза, присваивая себе и осуществляя установленные социальные роли, определяя собственные ориентиры по отношению к общепринятым стандартам и нормативам.

Общество на каждой ступени своего развития задает развивающейся личности некоторые общие принципы восприятия и интерпретации мира, определяет значение тех или иных аспектов жизни, формирует направленность на определенные ценности, а развивающаяся личность уже на ранних этапах своего жизненного пути – активный субъект формирования собственных индивидуально-личностных эквивалентов этих норм.

Жизненный путь

личностный рост

Человек как субъект проходит три уровня развития:

  1. это уровень характеризуется тем, что « субъект недостаточно адекватно осознает свои истинные побуждения, он не учитывает степень своего воздействия на ситуацию… качества субъекта на этом уровне проявляются через акты целеполагания и действия по преодолению трудностей на пути достижения целей ».

  2. обозначает, что личность начинает выступать как « субъект, сознательно соотносящий цели и мотивы своего поведения, стремящийся предусмотреть прямые и косвенные результаты собственных действий », она способна регулировать свои цели и поведение, осознавать мотивы.

  3. личность развития « становится субъектом своего жизненного пути, который она сознательно измеряет масштабами исторического времени своей эпохи. На первый план здесь выдвигаются качества индивидуальности – не просто уникальности, которая характеризует каждого человека, но общественно-исторической (в предельном случае общечеловеческой) значимости неповторимости субъекта. На этом уровне личность имеет наибольшие степени свободы – выявлять, переживать и своими действиями разрешать назревшие противоречия развития общества » .

Развитие личности и становление её свойств – это процесс закономерный и причинно обусловленный. Закономерностей много, но все можно объединить в три взаимосвязанные группы: возрастные, социально-психологические и деятельностные. Очевидно, что развитие детей разное у одних и тех же родителей, в одной и той же семье. Разное развитие при одних и тех же условиях и требованиях наблюдается везде: в школах, в организациях, в коллективах, в государствах .

Возрастные закономерности

социально-психологических закономерностей

Деятельностные закономерности

Личность неотделима от деятельности, целенаправленность которой с необходимостью предваряется выбором единичного, конкретного из поля возможного и абстрактного, а результаты деятельности оборачиваются личной ответственностью за совершаемый выбор. То есть современное окружение толкает человека к тому, что в каждый момент своей жизни он вынужден осуществлять выбор. Готовность к выбору трактуется Д. А. Леонтьевым, Е. Ю. Мандриковой, Е. И. Рассказовой, А. Х. Фамом как комплексная индивидуально-психологическая характеристика личности, которая отражает её способность делать выборы осознанно, самостоятельно, с осмыслением возможных последствий и принятием на себя ответственности и риска .

5 стр., 2388 слов

Психологическая устойчивость личности человека

... Устойчивость личности, являясь высшим этапом развития устойчивости, остается при этом устойчивостью самоорганизации. Психологическую сущность устойчивости личности составляет специфически личностная ориентация на отдаленные факторы. Способность человека ... встречаясь с разными людьми, человек ведет себя по-разному, к одним относится агрессивно, к другим – доброжелательно; на работе служащий зависит ...

Выбор – это языковая единица, обозначающая действие по значению слова «выбирать». Семантический анализ слова «выбор» позволил определить его значение в самом общем виде как активное сведение некоторым субъектом поля вероятного (возможного) к состоянию конкретного, единичного, реального под структурирующим влиянием явно или неявно заданной цели. Психологическая трактовка слова «выбор» в качестве понятия определяется нами как создание новой единицы (категории) субъективной реальности посредством установления системной связи между несколькими уже существующими единицами (категориями) субъективной реальности, называемыми альтернативами выбора .

В деятельностной теории личности выбор определяется как сложно организованная деятельность, имеющая свою мотивацию и операциональную структуру, обладающая внутренней динамикой, чувствительная к особенностям объекта и регулируемая со стороны субъекта. На основе наличия альтернатив выбора и критериев для их сравнения различаются простой, смысловой и личностный выборы.

1. Простой – есть деятельность принятия решения в ситуации сравнения ряда альтернатив по известному субъекту критерию. Выбор интуитивен, автоматизирован, свернут, не зависим от личностных характеристик; предстает как запрограммированный механический акт, решающий задачи оптимизации на основе заданного алгоритма.

2. При смысловом выборе субъект сопоставляет качественно разные альтернативы для нахождения имеющих определенный смысл оснований. Выбирая, личность каждый раз заново осуществляет сравнительно развернутую деятельность, отбрасывая отдельные жизненно необходимые отношения без достаточно рационального основания, рискованно.

3. Личностный или экзистенциальный выбор осуществляется в критических жизненных ситуациях, когда субъекту не даны ни критерии сравнения альтернатив, ни сами альтернативы. Этот выбор имеет очень сложную операциональную структуру. Построение альтернатив выбора и готовность личности к наибольшему числу вариантов событий обеспечиваются внутренними личностными предпосылками .

Личностным

Н.Ф. Наумова указывает на то, что « общественный характер удовлетворения потребностей человека означает, что социальные предметы многофункциональны по отношению к ним, и каждая из этих потребностей может быть удовлетворена с помощью различных социальных объектов. Следовательно, однозначной логической или мотивационной связи между индивидуальной потребностью как внутренним состоянием и социальными предметами как средством её удовлетворения не сущест вует». В связи с этим можно рассматривать личностный выбор, прежде всего, как способ постановки личностной цели, что предполагает, во-первых, конструирование (или актуализацию) возможных альтернатив выбора, а во-вторых – сознательное или бессознательное самоопределение в этих альтернативах .

7 стр., 3275 слов

Проблема морального выбора личности

... существует еще и моральная (нравственная) оценка деятельности человека. Что же это такое? Моральная (нравственная) оценка Моральная оценка позволяет определять целостное значение поступка, поведение личности, их соответствие определенным нормам, ...

Реализация способности осуществлять выбор является важнейшим способом развития личности в зрелом возрасте, а значит, активность личности по совершению выбора является критерием её зрелости. В этой связи, развитие личности представляет собой процесс постоянного переопределения себя через выбор. Личность рассматривается экзистенциалистами как факультативное существо, существующее как своя собственная возможность, в пользу или против которой он может принять решение.

Человеку свойственно испытывать необходимость в совершении выбора, что является репрезентантом метамотивации стремления к максимальному раскрытию и развитию своих способностей в процессе самоактуализации. Так как необходимость осуществления выбора – неотъемлемая характеристика природы личности, попытка избежать совершение выбора приводит к фрустрации метапотребностей и появлению специфических личностных дисфункций, названных А. Маслоу метапатологиями.

Основным препятствием для совершения выбора является страх перед новым и неизвестным, что равнозначно страху человека положиться на собственные ресурсы и способности в процессе реализации выбора, от которых зависит качество исхода, что, в свою очередь равнозначно страху перед ответственностью. Психологически, страх ответственности отражает взаимосвязь уровня тревожности со степенью неопределённости, диффузности самоидентичности, формулируемый экзистенциалистами как «головокружение от свободы» (понятие С. Кьеркегора, описывающее специфическую тревогу, возникающую в ситуации осознания большого количества возможностей для выбора).

Осуществление и реализация выбора возможны благодаря «силе личности» или «упрямству духа». «Упрямство духа» проявляет себя через способности личности к «самодистанцированию» (способность к созданию некоторой дистанции по отношению к себе и своим чувствам, благодаря чему становится реальным некоторое обращение с самим собой) и «самотрансценденции» (способность прорываться к другому и другим, т.е. выходить за пределы своей личности в сферу социального и духовного, обретая тем самым смысл существования), которые дают возможность человеку противопоставить свой выбор объективным и субъективным условиям существования, судьбе как характеристике настоящего момента, объективной «данности» внутреннего и внешнего мира, что ставит сознательность и осмысленность выше ситуационной вынужденности и инстинктивной предопределённости .

Качество и смысл выбора зависят от того, как и в какой мере человек осмысляет несоответствие между тем, что он говорит и делает, тем, что он чувствует и тем, что о себе знает, отражаемых в несоответствии между образами «я-реального», «я-идеального», и «я-социального», а также в формировании устойчивого «ложного образа я» (понятия К. Роджерса, который определял различные «я-образы», как цельные гештальты, представления о себе, формирующегося и трансформирующегося в результате осознания человеком своего реального поведения, понимания наиболее желаемых для себя ценностей и способов взаимоотношений с собой и с окружающими людьми, а также структуры представлений и ожиданий от себя со стороны других людей).

Личностный выбор рассматривается как смысловой и всегда направленный на принятие или избегания ответственности, т.е. конкретного и объективного содержания своей судьбы. В этом случае, ответственность – это есть выбранная цель активности и все, определенные этой целью изменения жизненного статуса личности.

10 стр., 4763 слов

Самореализация личности в профессии

... угрюмость, но возможны льстивость и услужливость» Данные характеристики тип вполне способствуют самореализации личности в бухгалтерской профессии. Этот же тип продемонстрировал один бухгалтер с минимальной ... к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго ...

Понятие личностного выбора категориально неотделимо от понятия интенциональности – первичной смыслообразующей направленности сознания на конкретный предмет, и связанного с этим понятием представления о временной организации системы личностных смыслов. Так смысловая глубина, временная направленность и дальность, а также созидающий потенциал личностного выбора определяются особенностями взаимодействия смыслового содержания трех временных модусов (субъективного прошлого, настоящего и будущего), что и раскрыто в понятии интенциональности .

Ситуация личностного выбора является сложной жизненной ситуацией, к характеристикам которой можно отнести наличие множества альтернатив и необходимость определения того, насколько каждая из них отвечает потребностям субъекта. Осуществление выбора предполагает реализацию личностью деятельности по разрешению ситуации: выделение в ней условий, их соотнесение с имеющимися требованиями, задачами. Данную деятельность можно охарактеризовать как протекающую в основном во внутреннем плане, в свернутом, редуцированном виде .

С. Мадди описал так называемую «экзистенциальную дилемму», которая встает перед каждым человеком в его повседневных выборах: выбор неизменности (т.н. выбор прошлого, фактичности) или выбор неизвестности (т.н. выбор будущего, возможности).

Исследования С. Мадди показали, что жизнестойкость оказывает положительное влияние не только в стрессовых, но и в привычных для человека, повседневных ситуациях. Рассмотрим влияние жизнестойкости на примере личностного выбора. Исследователь выделяет два вида выбора, которые личность может совершать как в критических ситуациях, так и в повседневном опыте: выбор в пользу прошлого и выбор в пользу будущего. Если человек не видит причин истолковывать свой опыт как новый, он совершает «выбор в пользу прошлого», не меняя при этом привычный ему способ (или набор способов) действия. Такой выбор приносит с собой чувство вины, связанное с нереализованными возможностями. Если же личность считает, что полученный ею опыт требует нового способа действий, она осуществляет «выбор в пользу будущего». Такой выбор, согласно С. Мадди, всегда приносит с собой чувство тревоги, связанное с неопределённостью, в которую вступает человек. Чтобы успешно справиться с тревогой от последствий сделанного выбора необходимо, чтоб у личности была высокая степень развития жизнестойкости и её компонентов .

Таким образом, в ситуациях личностного выбора, жизнестойкость может выступать в качестве основного фактора и определяет готовность личности выбирать новую и неизвестную ситуацию в противовес привычной. Можно допустить, что жизнестойкость влияет не только на готовность индивида выбирать новую ситуацию в противовес привычной, поскольку предполагаем, что жизнестойкость способна влиять и на то, насколько человек удовлетворен совершенным выбором. То, что жизнестойкость оказывает влияние не только на процесс совершения выбора, а и на результат, позволяет включить жизнестойкость в один из доминирующих факторов личностного потенциала, который свидетельствует о сложной и зрелой форме саморегуляции человека.

Теория самоактуализации является системообразующим элементом гуманистического направления в психологии. Основополагающей для этого направления является идея о том, что осознанное стремление к максимально возможному раскрытию своего человеческого потенциала и его реализации в практической жизнедеятельности на благо общества путём самоактуализации является необходимым фактором полноценного развития человека.

2 стр., 977 слов

Деятельность, как условие самореализации личности

... условий жизни. Самореализация личности снижает чувство неудовлетворенности собственной жизнью, развивает собственную индивидуальность, повышает самоценность личности, что существенно снижает риск негативных последствий возрастных и личностных кризисов. Процесс самореализации — это раскрытие внутреннего потенциала человека. ...

Проблема самоактуализации личности имеет в психологии не большую, но яркую историю. Это многогранный и сложный феномен, который впервые был введен в научный оборот К. Гольдштейном и более подробно изучен психологами гуманистического направления (А. Маслоу, К. Роджерс и др).

В той или иной форме она изучалась в смежных и близких к гуманистической психологии направлениях – социокультурном психоанализе К. Хорни и Э. Фромма, гештальттерапии Ф. Перлза, экзистенциальной психологии Д. Бьюдженталя и Р. Мэя, философских работах М.К. Мамардашвили. В настоящее время все чаще рассматриваются психологические аспекты личностного роста и самоактуализации (Л.А. Коростелева, Е.Е. Вахромов, О.В. Немиринский, Н.В. Ковалева).

В центре внимания гуманистической психологии – человек, индивид, рассматриваемый как носитель уникальных характеристик, делающих его высшей ценностью Бытия. Человек устремлен к будущему, к свободной реализации своих потенций (Г. Олпорт), в особенности творческих (А. Маслоу), для чего он нуждается в укреплении веры в себя и в возможность достижения «идеального Я» (К. Роджерс).

Важнейшая роль при этом отводится росту конструктивного начала человеческого Я, целостности и силе переживания .

Самоактуализация, по Гольдштейну, – основной и по существу единственный мотив в человеческой жизни. Самоактуализация – это действия, направленные на удовлетворение потребностей. Потребность – это состояние дефицита, мотивирующее человека на его пополнение, удовлетворение. «… Самоактуализация – творческая тенденция человеческой природы. Она – основа развития и совершенствования организма. Невежда, стремящийся к знанию, чувствует внутреннюю пустоту, переживает ощущение собственной неполноты. Чтение и учеба удовлетворяют потребность в знании, и пустота исчезает. Таким образом, возникает новый человек, в котором учение заняло место невежества. Желание стало реальностью. Любая потребность – это состояние дефицита, мотивирующее человека на его восполнение. Это – как яма, которую необходимо заполнить. Это восполнение, или удовлетворение потребности, и есть самоактуализация или самореализация» .

А. Маслоу, ученик К. Гольдштейна, разработал наиболее популярную концепцию самоактуализации. Так, им была предложена иерархия потребностей, венчающаяся наивысшей потребностью в самоактуализации. Самоактуализация представляет собой и потребность, и процесс, и результат всего человеческого бытия, это способ жизни, отношения к миру и труду. Маслоу относит к характеристикам самоактуализирующегося человека: более эффективное восприятие реальности, принятия себя, других и природы, непосредственность, простата и естественность, независимость, потребность в уединении и пр.

К. Роджерс в своих работах указывает, что самоактуализация способствует развитию индивида в направлении все большей сложности, самодостаточности, зрелости и компетентности. «В каждом из нас есть стремление становиться компетентным и способным настолько, насколько только это возможно для нас биологически ». Самоактуализация – это главный мотив человека, фундаментальный аспект человеческой природы, побуждающий человека двигаться к большей конгруэнтности и к более реалистичному функционированию и являющийся основным источником жизни. Кроме этого, самоактуализация – это стремление стать собой, истинным, аутентичным и целостным.

2 стр., 778 слов

Роль гуманитарной культуры в становлении личности человека

... гуманитарной культуры характеризует личность с позиций ее активности, ответственности, отражает способность организовывать личную и общественную жизнь во всех ее разнообразных аспектах, руководствуясь ценностными представлениями. Саморазвитие, самореализация требуют от человека ...

В книге «Самоанализ» Карен Хорни так пишет о данном феномене: « каждая личность естественно стремится к самореализации и самоактуализации: в каждом из нас есть желание к развитию личности, стремление стать человеком сильным и цельным, в каждом из нас дремлют способности и дарования, как правило, заторможенные невротическими тенденциями » .

Таким образом, самоактуализация – путь прогрессирующей индивидуализации личности, путь формирования все более сложной и своеобразной структуры ее духовного мира. Наличие мировоззренческого центра творческой активности, творческое отношение к миру, сформировавшееся в сознании субъекта, становится конституирующим фактором, обеспечивающим целевое перепрограммирование деятельности субъекта, постановку новых ее целей, а вместе с этим – дальнейшее повышение уровня структурной организации субъекта. Самоактуализация личности повышает степень ее самостоятельности, независимости от внешних влияний, то есть степень ее свободы. Взаимная корреляция творческой самореализации и самоактуализации личности обеспечивает не только перенесение ею уже достигнутой внутренней гармонии на внешний мир, но и восхождение к новым вершинам, «пересоздание» себя, обретение новой гармонии .

По мнению Э. Фромма, самореализация оказывается присущей всем людям и предполагает наличие продуктивной активности. Фромм считает, что человек сам творит себя и свою жизнь и стремится при этом к продуктивности, т.е. к наибольшим достижениям. Неотъемлемой характеристикой самореализации он считает «продуктивную самореализацию», что можно обозначить как желание «быть» вместо, желание «казаться» и «иметь». При этом отмечается, что самоактуализация собственного «Я» – это скорее побочный продукт реализации трансцендентных ценностей, таких как креативные ценности, ценности переживания и пр. По мнению Фромма, стремление к постижению смысла бытия есть ведущее человеческое стремление, отсутствие которого вызывает экзистенциальный вакуум и депрессию. Кроме того, отмечается, что позитивной формой утверждения среди людей выступает творчество, и если человек оказывается лишен такой возможности, то стремление реализовать себя проявляется через разрушение.

Понятие самореализации также связывают с именем Э. Эриксона и его представлениями об идентичности. Так, Э. Эриксон трактует идентичность как « осознаваемый и личностно принимаемый образ себя, чувство адекватности и стабильного владения собственным «Я» независимо от изменений «Я» и ситуации, способность личности к самореализации и полноценному решению задач, которые возникаю у нее на определенном этапе развития » .

Часто самореализацию связывают с процессами «удовлетворения», «поиска» и «строительства» самого себя, а также роста, развития и самосовершенствования, творчества, с позитивным преобразованием действительности. Л. С. Подымова, Л. Н. Макарова вслед за Л. А. Коростылевой пишут о связи самореализации с самоорганизацией, самопроектированием и самоуправлением личности.

В структуре самореализации личности Е. Н. Ярославова вслед за Н. А. Кебиной выделяет три основных компонента: мотивационный, праксиологический и аксиологический .

Определяя виды самореализации личности, В. В. Байлук разделяет их на три группы:

  1. базовую, к которой относит познавательную, нравственную и эстетическую самореализации;

  2. эзотерическую (в неё входят самопознавательная, самообразовательная, самовоспитательная и оздоровительная самореализации);

  3. экзотерическую, включающую бытовую, досуговую, экономическую, профессиональную, гражданскую, семейную и коммуникативную самореализации.

В трудах Р. Ассаджоли выделены так называемые «критические стадии» самореализации.

1. Первая стадия характеризуется кризисом духовного пробуждения, который проявляется в неудовлетворенности и нереальности, пустоты жизни. Часто сопровождается кризисом нравственности.

2. Вторая стадия обусловливается духовным пробуждением. Здесь наблюдается так называемое «открытие каналов между сознательным сверхсознательным, между Я и высшим Я». При этом отмечается, что человек испытывает удивительное облегчение.

3. Третья стадия – реакция на духовное пробуждение. На данном этапе «поток трансперсональной энергии» иссякает и неизбежно вызывает болезненные переживания. Завершить эту стадию необходимо приобретением понимания того, что данная реакция нормальна, что должно в свою очередь принести человеку успокоение и интеллектуальное облегчение и воодушевить его к дальнейшим преодолениям на пути к самореализации.

4. Четвертая стадия – фазы процесса преобразования личности. Данная стадия наступает по завершению предыдущей, в случае осознания человеком необходимости выполнения определенных условий для достижения подлинной «высшей Самореализации». Это одна из более длительных и трудных стадий .

Таким образом, можно проследить цепочку ключевых понятий, характеризующих сущность самореализации: наличие у человека заложенных природой возможностей, способностей, которые, в свою очередь, определяют ее потребности и соответственно формируют мотивы поведения, а также собственно деятельность, осуществляемая под влиянием этих мотивов и приводящая к конкретному продукту (материальному или нематериальному) и получению одобрения обществом результатов данной деятельности. При этом основополагающую и регулирующую роль играет система ценностей, сформированных у человека.

Еще одним немаловажным условием самореализации является окончательное формирование образа «Я» и появление необходимости активно взаимодействовать с окружающим миром (К. А. Абульханова-Славская).

При отсутствии этого условия речь идет о самовыражении, что чаще всего характерно для подросткового возраста, а не о реализации, осуществлении своих личных возможностей, характеризующей зрелого человека. Данное обстоятельство лишний раз подтверждает справедливость мысли о том, что самореализация – это не только процесс, но и результат активной деятельности и развития зрелой личности .

Понятие «персонализация» (от лат. рersona – личность) описывает процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступить в общественной жизни как личность. В психолого педагогическую науку оно было введено В. А. Петровским и является востребованным современной педагогикой, стремящейся быть адекватной историческим переменам конца ХХ века. Тектонические исторические сдвиги подняли идею субъектности. Только «авторская» позиция по отношению к собственной жизни и жизни общества дает возможность человеку XXI века не просто адаптироваться к постоянно меняющемуся миру, но и получать отклик в других людях, ответственно «транслировать» свою индивидуальность другим, выполнять исторические задачи, давать адекватные Ответы на Вызовы бытия (А. Тойнби) .

Персонализация связана с действенными преобразованиями интеллектуальной и аффективной сферы личности другого человека, которые происходят в результате деятельности индивида. Субъекта характеризует разная степень выраженности потребности и способности к персонализации – не всегда осознаваемая глубинная основа многих форм общения между людьми (альтруизма, аффилиации, стремления к самоопределению и общественному признанию и др.).

В.А. Петровский считает, что единственный эффективный путь удовлетворения потребности в персонализации – деятельность, поскольку именно посредство свой деятельности человек продолжает себя в других людях, «транслирует» другим свою индивидуальность. Субъект труда реализует профессиональную деятельность, её психологические особенности, специфика, содержание изучается психологией труда.

Необходимо помнить, что она включена в широкий социально-экономический контекст, и её реализация связана с пространством других внепрофессиональных деятельностей, осуществляемых субъектом. Очевидно, что набор этих деятельностей достаточно велик и связан с другими людьми, в жизнедеятельности которых субъект представлен, то есть персонализирован.

Спецификой персонификации является перенесение «центра тяжести» на внутренние психологические процессы, связанные с осознанием и личностной интерпретацией существующего опыта и созданием нового опыта в собственной практике.

Персонализация субъекта – это сложный и многоаспектный процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизненном пространстве других людей и может выступать в общественной жизни как личность.

В.А. Петровский идею персонализации связывал с представлением Л.С. Выготского об интериоризации социальных отношений, «через других мы становимся сами собой». Для В. А. Петровского « конкретно охарактеризовать личность – это значит ответить не только на вопрос о том, кто из других людей и каким образом представлен (интериоризирован) в другом индивиде, но и как он и в ком именно состоит в качестве этого «другого», как бы изнутри определяя чье-либо сознание и поведение » .

Духовная культура, в ее экзистенциальном измерении, проистекает из двух источников – счастья и смысла и выстраивается на их основе. Душа, понимаемая как дух, испытывает потребность в обращении к высшим, надличностным смыслам и ценностям, к трансцендированию, а тянется к трансцендентальному. Следовательно, абсолютная бытийственность духовной культуры заключается в «искусстве жить», в прохождении через моменты упоительного равновесия между трансцендентным и трансцендентальным.

Трансцендентное – это то, что имеет смысл для индивида в силу того, что оно значимо само по себе. Трансцендентальное – это то, что приобретает какой бы то ни было смысл в силу его значимости для нашего «Я». Единство этих двух полюсов в экзистенциальном плане образует нечто, что можно было бы назвать истиной. Ведь если человек на своём жизненном пути нуждается в смысле, только это является для него смыслом. Истина есть единственное, в чем по-настоящему нуждается человек. Все остальное, включая и его витальные потребности, необходимо лишь при условии, что есть истина, что жизнь имеет смысл. Истина нужна человеку как воздух, как вода. Жизнь без истины невозможна .

Способность человека существовать и развиваться в различных областях и сферах, связана с возможностями сознания, которое обладает высшей степенью интеграции. Способность к трансценденции как возможность «выхода» человека за пределы социальной и природной необходимости обеспечивает реальность самостоятельного выбора им поведения, деятельности, эмоционального и интеллектуального реагирования в различных ситуациях, т. е. свободу.

В философии Ф. Ницше «свобода от» трансформируется в «свободу для», которая проявляется в самоутверждении и реализации человеком собственного смысла жизни. Его сверхчеловек – это, прежде всего творец, обладающий сильной, стремительной, «подлинной волей», творец самого себя как автономной и свободной личности.

Совершенно был прав М. К. Мамардашвили, считая, что все философские утверждения, содержащие термин «человек», всегда имеют в виду возможного человека, который никогда не есть какое-то предшествующее или будущее состояние, а всегда актуальное состояние, хотя и несводимое ни к какому из существующих. Он писал, что человек создан средой, и существование его в этой среде – проблематично в том смысле, что эта среда не может существовать, воспроизводиться и продолжать свое существование сама собой. Она должна в каждый момент дополняться воспроизводством какого-то усилия со стороны человека. Без этого мир умирает.

Чтобы воспроизводился сложный мир, должно воспроизводиться сложное усилие саморазвития, т. е. капиталовложения в себя, в свои способности, деяния, воображение, мышление. Если говорить словами М. К. Мамардашвили, результатом такого капиталовложения является уже «новый» человек, не наличный человек, а тот возможный человек, который может сверкнуть на какое-то время, промелькнуть, установиться в пространстве некоторого собственного усилия, трансцендирующего усилия; оно представляет собой способность или готовность расстаться с самим собой, каким он был к моменту события, расстаться со слепившейся с ним «скорлупой» .

Таким образом, личностное – это всегда трансцендирующее, в личностных структурах содержится вообще тот резервуар развития, который есть в истории. Поэтому человек – единственное существо в мире, которое находится в состоянии постоянного зановорождения, и это зановорождение случается лишь в той мере, в какой человеку удается собственными усилиями поместить себя в свою мысль, в свои стремления, в некоторое сильное магнитное поле, сопряженное предельными символами.

Личностью является человек, который обладает самосознанием и мировоззрением, достигает понимания собственных социальных функций, личного места в мире, осмысливает себя как субъекта исторического творчества, как звено в цепи поколений, включая родственные, одно направление которых обращено в прошлое, а другой – в будущее. Личность – это индивидуальное средоточие и отражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и перестройки мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и прочих социальных норм. Личностные качества человека являются производными: от его самосознающего разума и от его социального образа жизни. Сферой проявления личностных качеств служит его социальная жизнь.

Личность – это объединяющее и связывающее начало, соединяющее в единое целое и биологическое, и психологическое, и социальное в человеке. Личность как бы замыкает, венчает, делает устойчивым всё многообразие бурлящих в человеке биологических и социальных сил. Личность является конечным результатом действия этих сил. Личностно в человеке то, что постоянно, неизменно. Обязательными условиями становления личности являются телесное оформление, самосознание и социальный образ жизни, а важнейшее проявление ставшей личности – наличие у человека мировоззрения. Синхронно с формированием мировоззрения вырабатывается и характер личности – психологический стержень человека, который стабилизирует его социальные формы активности.

Формирование личности по сути – это процесс социализации индивида. Данный процесс происходит посредством внутреннего формирования неповторимо-уникального его облика и требует от индивида плодотворной активности, проявляющейся в устойчивой коррекции собственно поведения, действий, поступков.

В рамках экзистенциально-гуманистической психологии категория личностного выбора представлена как личностнообразующее и личностноструктурирующее явление, связующее «свободу духа» с предопределённостью биологической и психофизиологической природы в конкретный, интенциональный и целенаправленный процесс жизнедеятельности.

Под самоактуализацией мы понимаем стремление человека к возможно более полному выявлению, развитию своих личностных способностей, особенностей, потенциальности и реализации их в жизни.

Развитие самоактуализации личности (личностный рост) – это длительный и трудный процесс. Важная психолого педагогическая задача – развитие и воспитание личности, способной к активной деятельности, направленной на развитие самого себя, через систематическое изменение представлений о себе и мире, жизненного плана, с целью полного раскрытия и реализации своего потенциала в интересах себя и общества.

Самореализация сливается воедино с процессом самоактуализации, – созидание внешнего мира становится эпифеноменом личностного самосозидания. Если самореализация – это активность личности, направленная вовне, то самоактуализация направлена на активизацию внутренних процессов структурирования личности и перестройку ее духовной структуры.

Индивидуальность человека не имеет отношения к общественным установкам и не зависит от них. Наоборот, возникновение социальных норм обуславливается индивидуальностью, которая заложена потенциально от рождения и проявляется у людей в минуты радости и озарения. Такое, конечно, встречается, к сожалению, не так уж часто и свидетельствует о внутреннем чувстве прикосновения к Источнику жизни, Красоте и Гармонии.

Таким образом, человек выделяет себя из общества и становится необходимым обществу как личность именно благодаря тому, что он непосредственно и с определенной степенью активности воздействует на развитие и изменение общественных отношений. Человек, не способный совершать осознанные действия, отвечать за свои поступки, лишен свойств, характеризующих его как личность.

В результате трансцендирования (выхода за пределы своего «Я») происходят существенные изменения в ценностно-смысловой сфере личности, начинают действовать механизмы сверхсознания. Здесь человек испытывает дистанцированность от других людей, погружается в собственное интеллектуальное переживание. Уединение становится сродни самотворчеству, выступает как необходимое условие для «труда души». В этом аспекте мы можем вспомнить мысль А. Маслоу о творческом аспекте состояния одиночества и, что одиночество является одним из отличительных признаков самоактуализирующейся личности. Человек в таком состоянии представляет собой своеобразный телесно-духовный континуум. Он осмысливает себя метафизически. В творческом состоянии человек может привносить трансцендентный смысл во внешнюю реальность и может извлекать его оттуда. Происходит расширение обыденного сознания.

  1. Багаутдинов А. М. Онтологические основания духовной культуры личности // Вестник Башкирского университета. – 2010. – Т. 15. – № 1. – С. 133-137.

  2. Бахтина Н. Н. Проблема персонализации субъекта труда // Вестник Северо-Восточного государственного университета. – 2013. – № 19. – С. 12-14.

  3. Владимирова Ю. В. Ретроспективный анализ изучения феномена самореализации личности // Вестник Башкирского университета. – 2014. – Т. 19. – № 2. – С. 703-709.

  4. Гусева Т.И., Каратьян Т.В. Психология личности: конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008. – 160 с.

  5. Зайцева Л. А. Понятие выбора в современной психологической науке // Российский психологический журнал. – 2011. – Т. 8. – № 1. – С. 48-56.

  6. Илакавичус М. Р. Персонификация и персонализация как принципы освоения воспитательного потенциала идеалов культуры // Человек и образование. – 2010. – № 3. – С. 19-22.

  7. Карась Д. В. Категориальное пространство интернационализации личностного выбора // Вестник Томского государственного университета. – 2010. – № 331. – С. 177-180.

  8. Карась Д. В., Серый А. В. Представление о личностной выборе и его роли в функционировании личности с точки зрения экзистенциально-гуманистического подхода к изучению личности // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 5. – С. 76-77.

  9. Козлов В. В., Фролова О. П. Психологические основы творческих состояний // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. – 2013. – Т. 2. – № 2. – С. 41-53.

  10. Ленская Н.П. Исследование индивидуальности развития личности // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 1. – С. 12-13.

  11. Магазева Е. А. Типологические особенности стратегий деятельности в ситуации личностного выбора // Сибирский психологический журнал. – 2010. – № 35. – С. 11-13.

  12. Орлова А. М. Психологические подходы к изучению влияния жизнестойкости на совершение личностного выбора // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2014. – № 35-1. – С. 24-26.

  13. Петимко А.И. Психология личности: Курс лекций / Под ред. В.С. Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2007. – 158 с.

  14. Петровская М. А. Самоактуализация личности как потребность: мировоззренческие координаты // Учёные записки. – 2008. – № 4. – С. 181-189.

  15. Славина А. С. Оздоровительная самореализация личности // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 2. – С. 31-35.

  16. Соловых О. В. О теоретических аспектах самоактуализации личности // Вестник ОГУ. – 2011. – № 6 (125).

    – С. 25-31.

  17. Сорокун П.А. Основы психологии. – Псков: ПГПУ, 2005. – 312 с.

  18. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2002. – 736 с.

  19. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 423 с.

  20. Тарасова Л.Ю. Общая психология: конспект лекций [Электронный ресурс]. – URL: http://www.redov.ru/psihologija/obshaja_psihologija_ konspekt_lekcii/p2.php (дата обращения: 25.11.2014).