Движущие силы развития личности

Почти все основные свойства и личностные качества человека складываются в детстве, за исключением тех, которые приобретаются с накоплением жизненного опыта и не могут появиться раньше того времени, когда человек достигнет определенного возраста.

В детстве складываются основные мотивационные, инструментальные и стилевые черты личности. Первые относятся к интересам человека, к тем целям и задачам, которые он перед собой ставит, к его основным потребностям и мотивам поведения. Инструментальные черты включают предпочитаемые человеком средства достижения соответствующих целей, удовлетворения актуальных потребностей, а стилевые касаются темперамента, характера, способов поведения, манер. К окончанию школы личность в основном оформляется, и те индивидуальные особенности персонального характера, которые ребенок приобретает в школьные годы, обычно сохраняются в той или иной степени в течение всей последующей жизни.

Развитие личности в детстве происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений, а также под воздействием средств массовой информации (печать, радио, телевидение) и живого, непосредственного общения ребенка с окружающими людьми. В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья, и его основные личностные новообразования связаны в первую очередь с ней. В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные учебные предметы и дела. Расширяется сфера контактов со средствами массовой информации за счет чтения, резко возрастает поток информации воспитательного плана, достигающий ребенка и оказывающий на него определенное воздействие.

Основные направления развития личности:

  • физическое развитие – включает в себя морфологические (рост, вес, объем), биохимические (состав крови, костей, мышц) и физиологические (пищеварение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменения;

— социальное развитие – связано с психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, развитие эмоций, потребностей, способностей, характера), духовными (нравственное становление), интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями.

Факторы, влияющие на формирование и развитие личности

8 стр., 3665 слов

Психология развития личности умственно отсталых детей

... особенностях, которые она заметила у своего малыша. Чем раньше такому ребенку будет поставлен точный диагноз и с ним начнут проводить коррекционную работу, тем большего продвижения в развитии умственно отсталого ребенка ... отставанию, сложностям социализации, проблемам развития личности ребенка - он чувствует себя не ... свою жизнь. Только изменения в детстве происходят более стремительно, далее их ...

Несмотря на то, что личность в основном формируется в ходе общения с другими людьми, на процесс формирования личности действует ряд факторов:

В первую очередь на формирование личности оказывают влияние генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Такие наследственные качества индивида, как способности или физические качества, накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки зрения их биологической наследственности.

Вторым фактором, оказывающим влияние на формирование личности человека, является влияние физического окружения. Очевидно, что окружающая нас природная среда постоянно воздействует на наше поведение, участвует в формировании человеческой личности. Например, мы связываем с влиянием климата возникновение цивилизаций, племен, отдельных групп населения. Люди, выросшие в разном климате, отличаются друг от друга. Наиболее ярким примером тому является сравнение горных жителей, жителей степей и людей, населяющих джунгли. Природа постоянно влияет на нас, и мы должны отвечать на это влияние через изменение своей личностной

Третьим фактором формирования личности человека принято считать влияние культуры. Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной группы. По этой причине представители каждой культуры должны проявлять терпимость по отношению к этим нормам и системам ценностей. В связи с этим возникает понятие модальной личности, воплощающей в себе те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Таким образом, современное общество с помощью культуры стремится сформировать социабельную личность, легко идущую на социальные контакты, готовую к сотрудничеству. Отсутствие таких эталонов ставит человека в положение культурной неопределенности, когда он не осваивает основных культурных норм общества.

Четвертым фактором, формирующим личность человека, является влияние социального окружения. Следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации. Социализация представляет собой процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида или личности. Социализация личности может принимать различные формы. Например, наблюдается социализация через подражание, учет реакций других людей, об общение разных форм поведения. Социализация может быть первичной, то есть протекающей в первичных группах, и вторичной, то есть протекающей в организациях и социальных институтах. Неудачная социализация индивида к групповым культурным нормам может привести к конфликтам и социальным отклонениям.

Пятым фактором, формирующим личность индивида в современном обществе, следует считать индивидуальный опыт человека. Сущность воздействия этого фактора заключается в том, что каждый человек попадает в разные ситуации, в ходе которые он испытывает влияние других людей и физического окружения. Последовательность таких ситуаций является уникальной для каждого человека и ей ориентируется на будущие события, исход из положительного и отрицательного восприятия прошлых ситуаций. Уникальный индивидуальный опыт представляет собой один из самых значимых факторов формирования личности человека.

3 стр., 1065 слов

Роль школы в социализации личности

... школы – не благотворительность. Помогая школе, семья помогает себе в воспитании детей, в успешной социализации данного ребенка. Заключение Социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Институты социализации ... т.д. Эти люди, общаясь с индивидом, оказывают влияние на формирование его личности. Вторичная социализация происходит на ...

ВЫВОДЫ

Личность – общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Поэтому в характеристиках личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, определяющая все явления человеческого развития, включая природные особенности.

На формирование личности влияют воспитание, социальная среда и наследственные задатки.

Всеобщий процесс это – социализация, благодаря которому человек становится членом социальной группы: семьи, общины, рода. Социализация включает усвоение всех установок, мнений, обычаев, жизненных ценностей, ролей и ожиданий конкретной социальной группы. Этот процесс длится всю жизнь, помогая людям обрести душевный комфорт и чувствовать себя полноправными членами общества или какой-то культурной группы внутри этого общества.

Личность человека не передается ему по наследству. Формирование личности происходит путем взаимодействия человека и общества в сферах общения, труда и познания. Именно там проявляются его способности, характер, представления о материальных и духовных ценностях.

В системной детерминации развития личности выделяют три следующих момента: индивидные свойства человека как предпосылки развития личности, социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в социальном мире.

Формирование личности – это процесс и результаты социализации, воспитания и саморазвития. Формирование означает становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств. Формировать – значит придавать форму чему-либо, устойчивость, законченность, определенный тип. При формировании человека как личности, когда первостепенное значение имеют социальные факторы, постоянно и мощно работают и биологические механизмы человека как природного существа, проявляя себя в виде задатков, на основе которых развиваются его потребности, интересы, склонности, способности и складывается его характер. Вместе с тем от последних зависят и природные параметры человека, его физическое здоровье, работоспособность, долголетие.

Развитие человека нельзя сводить к усвоению, простого накопления ней знаний, умений и навыков в различных областях науки и практической деятельности. Его не следует рассматривать лишь с количественной стороны. Развитие заключается, прежде всего, в качественных изменениях психической деятельности, в переходах развитие, воспитание и формирование личности от ее низших ступеней к высшим, в возникновении новых черт памяти, восприятия, представления, мышления, воли, характера и т.д., в формировании новых качеств личности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ личность индивидуальность психический развитие

2 стр., 933 слов

Сущность индивидуальности человека и факторы ее развития

... т.д. Характер человека. От генетически заложенных черт характера человека зависит его дальнейшее развитие и формирование исключительных свойств. Рисунок 1. Три составляющих индивидуальности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ Индивидуальность человека является достаточно ...

  1. Вопросы воспитания: системный подход / Под ред. Л.И. Новиковой. – М.: Прогресс, 2005. – 231 с.
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность – М., 2006. – 304 с.
  3. Мейли Р.Г. Основы самопознания и саморазвития – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 256 с.
  4. Попова М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
  5. Принцип развития в психологии /Под ред. Л.И. Анциферовой. – М., 2005. – 345 с.
  6. Психология развивающейся личности /Под ред. А.В. Петровского. – М., 2002. – 239 с.
  7. Рожков М.И. Развитие личности и формирование индивидуальности: Сб. матер. открытых междунар. чтений, посвященных К.Д. Ушинскому. – Ярославль, 2007. – 241 с.
  8. Теория личности / Под ред. В. Ф. Сержантова. – СПб, 2005. – 185 с.
  9. Хьелл Ларри А.Теории личности – М. ; СПб. : Питер, 2010. – 606 с.
  10. Асмолов А. Г. О предмете психологии личности // Вопросы психологии. – 2003. – №3. – С. 118–125.
  11. Додонов Б. И. О системе «Личность» // Вопросы психологии. – 2005. – № 5. – С. 36–45.
  12. Кочетков А. Н. Быть личностью, воспитывать личность // Вопросы психологии. – 2004. – №1. – С. 24–30.
  13. Якиманская И. С. Разработка технологий личностно-ориентированного образования // Вопросы психологии. – 2008. – № 7. – С. 56–61.