1.1 Особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников
Формирование духовно-нравственных качеств личности продиктовано необходимостью обеспечения национальной безопасности России, которая невозможна без защиты культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни.
Острота проблемы на сегодняшний день заключается в том, что в информационный век личность каждого человека, а ребёнка особенно, находится под постоянным воздействием различных потоков информации. Во всех СМИ идет массированная пропаганда культа насилия, жестокости, праздности, что вызывает различные негативные явления в молодёжной среде. Кроме того, идёт мощная внешняя экспансия ценностей западной культуры, выступающая в качестве дополнительного фактора духовной дезинтеграции. Такие проблемы, как: низкий уровень духовно-нравственной культуры родителей, некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка, также негативно сказываются на воспитании подрастающего поколения.
В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры, которые не приведут к кардинальному изменению ситуации. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.
Органы управления образованием, образовательные учреждения строят свою работу по обсуждаемой проблеме с учётом [12]:
- изменений, происходящих в социально-экономической, политической и духовной сферах российского общества;
- объективной потребности современного российского общества в воспитании целостной, гармонично развитой личности;
- отсутствия в настоящее время единой общепринятой концепции духовно-нравственного воспитания.
В современном дошкольном образовании и воспитании разрабатывается система деятельности, которая предполагает выделение приоритетных направлений, связанных единой целью. Основными аспектами системы духовно-нравственного воспитания для нас являются:
- разработка содержания духовно-нравственного воспитания и образования;
- определение комплекса мероприятий по духовно-нравственному воспитанию для различных групп детей, подростков, молодежи;
- включение духовно-нравственного воспитания в деятельность всех социальных институтов: семьи, образования, государственных учреждений и общественных организаций;
- поэтапная реализация системы мер по просвещению, подготовке и переподготовке специалистов различного уровня, работающих в сфере образования детей и молодежи по вопросам духовно-нравственного воспитания;
— включение в процесс решения проблемы всех существующих структур (социальных и институциональных) и обеспечение новых форм организации их взаимодействия. Это необходимо, так как ни одна из действующих структур в одиночку не может решить проблему духовно-нравственного воспитания в полном объеме.
Духовно-нравственное воспитание младшего школьника во внеурочной деятельности
... деятельностью школьников; беседа, анкетирование; опытно-экспериментальная работа, направленная на духовно – нравственное воспитание младших школьников. Глава 1. Духовно-нравственное воспитание обучающихся в начальных классах. 1.1 Понятия духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание обучающихся во внеурочной деятельности ... духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям ...
Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, а также все проблемы общества, безусловно, отражаются на духовно-нравственном здоровье современных детей. Распространенность психических нарушений среди подрастающего поколения, в том числе и детей дошкольного возраста, очень велика. По итогам ежегодной диспансеризации детей дошкольного возраста на первом месте среди заболеваний стоят именно нервно-психические. Вся система образования грозит превратиться в коррекционную систему или просто для общего спокойствия принятые нормы развития ребенка могут быть названы устаревшими и за норму признают отклонения, как наиболее характерные проявления ребенка начала XXI века.
Большая часть нарушений, с которыми сталкиваются сегодня педагоги и психологи, имеет социально-педагогическую и духовно-практическую природу.
К сожалению, многие родители и педагоги утратили четкие представления о закономерностях, определяющих развитие ребенка в тот или иной период детства. Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной жизненной карьеры. А педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми.
Страшное поражение детству наносит подмена традиционных жизненных ценностей чуждыми нашей культуре либеральными установками. На что провоцируют наших детей современные игры и игрушки, чему и как учат мультфильмы? Миролюбие, доброжелательность, великодушие, устремленность не на удовлетворение своих желаний, а на служение другим в условиях современной культуры могут оказаться неведомы современным детям. В этой связи остро ощущается необходимость специальной педагогической работы по формированию гуманных отношений ребенка к миру — зафиксированного в эмоционально-визуальной форме отношения ребенка к природной и социальной окружающей действительности.
Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Поскольку в нашей стране родители, в силу своей занятости, решением проблем насущных, предпочитают общественное воспитание и с 1,5 лет, а то и раньше, отдают детей в детские сады, то именно современные дошкольные учреждения призваны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей. Именно младший возраст называют «золотой порой» духовно-личностного становления [2].
Развитие памяти, мышления у детей раннего возраста
... методы развития памяти, мышления у детей раннего возраста. Объект исследование: Процесс развития памяти, мышления у детей раннего возраста. Элемент исследование: комплекс психолого-педагогических условий, способствующих успешному развитию мышления, памяти у детей раннего возраста. Гипотеза исследования: Эффективность развития памяти, мышления у детей раннего возраста будет ...
Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья. Именно в семье благодаря ощущению » живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный опыт.
Прежде чем начать работу в детском саду, мы попытались изучить отношение родителей к данной проблеме и провели анкетирование. Анализируя ответы родителей, мы пришли к выводу, что, несмотря на различные мнения, как правило, всем хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с традициями и выросли с четкими преставлениями о нормах морали и нравственности.
1.2 Нравственное воспитание в старшем дошкольном возрасте
Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. На рубеже XX и XXI веков в нашей стране произошли перемены социально-экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально — нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии. Водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и прочее времени свободного не остается. А кто же даст ему уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Значит, нам, педагогам, необходимо выполнить образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств детей и привлечь к этому родителей.
А без развития в ребенке духовных, нравственных ценностей невозможно воспитание патриотических чувств [8].
Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста актуальна и значима. Патриотизм — важнейшее нравственное качество любого человека, выражающееся в глубокой осознанной любви к родному краю, городу. Зарождаясь еще в раннем возрасте, патриотические чувства чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности.
В нравственном воспитании дошкольников весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми. Воспитывая нравственные качества личности, должно проводиться немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт. В группе детского сада существует три обязательных правила:
- нельзя бить и обижать людей;
- нельзя ломать и портить результаты труда других;
- нельзя без разрешения брать чужие личные вещи.
При составлении тематического планирования по воспитанию духовно-нравственных качеств личности детей, следует учесть, что для ребенка дошкольного возраста с нарушениями речи характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса.
Нравственная культура
... освоения ценностей трех порядков (материального, духовного, социально-политического). Нравственная культура является мощным фактором формирования личности человека, преобразуя и обогащая его потребности, внутренний мир в ... пример, именно слова Герцера (немецкого просветителя XVIII века) я полностью разделяю: "…Воспитание человеческого рода - это процесс и генетический, и органический - благодаря ...
Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия» (по Петухово, в прошлое города и т.д.).
Таким образом, каждая тема подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование).
Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, представлены во время общих праздников, семейных развлечений.
Главной целью этой работы является создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им [9].
Важно поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное поведение и деятельность. Воспитывать интерес, уважение и доброжелательное отношение к людям, их деятельности, культуре, быту; формировать представление о Земле и жизни людей на Земле, о своей стране; воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, толерантное отношение к жителям Земли.
Вырастить ребенка, воспитать в нем человека, личность — задача нелегкая, очень ответственная, но благодарная.
1.3 Актуальные проблемы построения системы духовно-нравственного воспитания
Решение вопросов духовно-нравственного воспитания связано в первую очередь с адекватным пониманием сущности духовности. Система духовности, представлена на рис. 1.
В системе духовно-нравственного воспитания это содержание выступает основанием для формулирования целей духовно-нравственного воспитания, когнитивного, эмоционального и волевого развития обучающихся.
Рисунок 1 — Система понятий, описывающих феноменологию духовности [3]
Духовные явления актуализируются в особой духовной деятельности человека, имеющий свои специфические цели, содержание и активизирующие духовные состояния, способствующие формированию духовных свойств человека.
Нетрадиционная для отечественной образовательной системы идеология, основанная на принципе толерантности ко всему и во всем, подчеркивает приоритет интеллектуального развития над нравственным; изменяет традиционный смысл понятий «духовность», «нравственность», «добродетель»; предполагает возможность существования образования отдельно от воспитания. Место воспитания на основе традиций отечественной культуры занимает проведение образовательно-развлекательных кампаний в контексте либерально-демократических ценностей, которые оказывают определяющее воздействие на систему нравственных эталонов детей, молодежи, общества в целом.
Однако опыт показал: попытки формирования нравственных чувств, нравственной позиции на основе общегуманистического подхода и либеральных «общечеловеческих» ценностей не приводят к успеху. Понятия добра и зла не могут быть представлены в «общечеловеческом смысле», — сами по себе они не являются абсолютными и не содержат нравственной оценки. Сегодня видно, что несостоятельна гуманистическая утопия, связанная с идеализацией Запада и верой в то, что рыночная экономика решит все социальные проблемы, создаст нравственное общество. «Гуманистические плоды» демократии, явленные в наши дни, как и опыт развития человека на протяжении «безбожного» XX века, подтвердил, что улучшение внешних условий жизни, распространение научных знаний, изменение культурной среды сами по себе не в состоянии нравственно улучшить людей. Либерально-демократические ценности вне четкой системы нравственных координат в эпоху технологического прогресса создают опасность разного масштаба катастроф, направляющих результаты прогресса против человечества.
Проблемы воспитания культуры межнационального общения и толерантного ...
... деле гармонизации межэтнических отношений, воспитании культуры межнационального общения и толерантного поведения в обществе. В обществоведческой литературе понятия "культура межнационального общения", "межкультурная коммуникация" ... этнической сфере и попытка определения критериев культуры межнационального общения, а также типология межнационального общения в условиях различных социально-политических ...
Можно отметить также, что, по данным статистики, научно-технический прогресс и достижение высокого уровня жизни в развитых странах при резком одновременном снижении нравственности и христианской религиозности приводит все больший процент людей к разочарованию в жизни, потере её смысла, естественным отклонениям, тяжелым расстройствам психики. Становится понятным, что мир, основанный на предлагаемой сегодня всем народам системе либеральных ценностей, не может быть устойчивым. Обозначенные негативные явления имеют тенденцию к усилению: процессы глобализации и технологизации все больше деформируют сознание сегодняшнего человека, вовсе лишая его нравственного критерия в восприятие им окружающего мира, или подменяя традиционную нравственную психологию созерцательного и вдумчивого восприятия примитивной психологией потребителя.
В России разрушительные последствия жизни без Бога — социалистического эксперимента XX века — и либерально-демократических изменений последнего десятилетия особенно очевидны. Духовно-нравственный кризис порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере нашей страны. Без изменения духовно-нравственного состояния общества невозможно продуктивное осуществление никаких реформ. духовное нравственное воспитание дошкольник
На сегодняшний день можно назвать немало препятствий в реализации духовно-нравственного воспитания на традиционной православной основе. Главными являются [4]:
1) отсутствие разработанной методологии православной культуры, её искусственное сужение только до вероучительных аспектов;
2) отсутствие в стране системы общественного духовно-нравственного воспитания, а также четко структурированного культурологического учебного курса (включающего рассмотрение всех компонентов православной культуры);
3) проблема ограниченной представленности традиционной культуры в современном обществе: его идеологической, научной, художественной, бытовой сферах. Высокая степень секуляризованности современной массовой культуры;
4) разрушение традиционного уклада жизни: основанных на православном мировосприятии обычаев, традиций, отношений, правил доброй и благочестивой жизни, традиционного распорядка дня, недели, года;
5) проблема малого числа подлинных носителей традиционной православной культуры, что связано с недостаточностью живого духовного опыта, отсутствием культурологического и богословского образования даже в православной среде;
«Взаимодействие семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов»
... воспитанию со стороны всех участников взаимодействия (школы, родителей); повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей; организация совместной деятельности всех участников воспитательного процесса (школы, родителей, детей); налаживание информационной связи между школой и семьей. В ...
6) неподготовленность (мотивационная, эмоциональная, интеллектуальная) большей части населения современной России к восприятию духовного содержания традиционной культуры. Как следствие — необходимость осуществления системы просветительских мер по подготовке общества к реализации православно-ориентированных программ;
7) разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры современных родителей. Некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Как следствие — необходимость массового просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;
8) отсутствие согласованности влияния на духовно-нравственное воспитание детей и молодежи различных социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, Православной Церкви, государственных и общественных структур;
9) кадровая проблема. Недостаточный уровень культуры и профессиональной компетентности педагогов в вопросах содержания и методики духовно-нравственного воспитания на традиционной основе. Как следствие — необходимость организации специальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
10) политическая проблема: государство, призванное выполнять важную функцию в духовно-нравственном просвещении и воспитании, не имеет сегодня четкой идеологической позиции и позволяет заполнять духовно-нравственную сферу суррогатами и продуктами западной массовой культуры.
11) экономическая проблема. В то время как огромные деньги тратятся на внедрение различных программ либерального характера. Нет средств на разработку и создание учебно-методической и информационной продукции по традиционному духовно-нравственному воспитанию, преподаванию основ православной культуры, на духовно-нравственное просвещение населения и подготовку педагогов;
12) управленческая работа. До сих пор нет цельной программы по духовно-нравственному воспитанию в масштабах страны или региона, не сформулированы четкие цели и задачи, не обозначены приоритеты, отсутствуют соответствующие органы управления, организационно-экономические механизмы реализации духовно-нравственного воспитания на государственном и муниципальном уровнях.
2.1 Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребенка
Воспитание ребенка в семье начинается, прежде всего, с той постоянной нравственно-культурной атмосферы, которая сложилась в нашем доме. С тех добрых (или, к сожалению, недобрых) отношений, которые существуют между членами семьи. Чтобы добиться постоянного ровно-доброжелательного, приветливо-вежливого, терпимого духа в нашей семье, каждый папа, каждая мама должны быть людьми высокой культуры. Невозможно воспитать мужественного, благородного, честного, умеющего постоять за себя сына, если перед глазами не будет достойного папы, дедушки или старшего брата. И в тоже время под надзором ленивой, несобранной, неаккуратной неумехи — мамы, едва ли вырастет аккуратная и трудолюбивая рукодельница-дочь.
Уже в 3-4 года мальчики девочка прекрасно замечают: всегда ли папа помогает снять пальто, пришедшей в дом бабушке, как тщательно мама проводит в порядок детскую комнату. Малыш видит то, как торопиться по вечерам мама, стараясь приготовить ужин, постирать, погладить… И как папа в это же время читает газету или «болеет» перед телевизором… И десятки других, давно-давно привычных нам и поэтому не замечаемых нами мелких домашних событий наш маленький ребенок каждодневно, каждочасно наматывает себе на ус, вбирает своей цепкой памятью. И таким образом, сам того не сознавая, воспитывается — учится на постоянных наших взрослых примерах, на нашей взрослой жизни [2].
Семья как фактор воспитания
... литературы, приложения и состоит из листов. Глава 1. Семья как фактор воспитания 1.1 Психологические особенности семейного воспитания В семье всегда уделяется большое внимание росту детей, дети - это наше будущее, а значит, будущее всего ...
Вольными и невольными воспитателями маленького ребенка являются все взрослые люди. С которыми ему приходиться общаться в раннем детстве, однако, естественно, что сильнее влияют на его привычки и только, что закладывающийся характер наиболее близкие ему люди- члены его семьи. Те, кто уделяет малышу наибольшее внимание, ласку. И в этом случае огромное счастье для детей, особенно для мальчика, когда один из этих близких, любящих его людей — отец.
Быть папой дело серьезное и чрезвычайно ответственное. Отец не имеет права перекладывать все проблемы воспитания на материнские плечи, обедняя, таким образом, и собственную душу и душу своего ребенка. Для ребенка, особенно в раннем детстве, отец — идеал мужества. Именно папа своим поведением, добрым, внимательным отношением к жене и матери первый должен пробудить в маленьком мальчике чувство ответственности перед любимыми женщинами, желание их защищать, помогать им. Поведение маленького сына — чаще всего зеркальное отражение отцовского поведения. Вот поэтому нашим папам совершенно необходимо быть честными, благородными и вежливыми людьми. Они не имеют права забывать того, что они — сильная половина рода человеческого [16].
Умный отец разумно пользуется своим авторитетом у ребенка. Уважая окружающих его людей, он с уважением относится к сыну или дочке. Никогда не оскорбит его человеческое достоинство. Не повысит на них голоса в присутствии посторонних. Очередной окрик или какое — либо другое грубое наказание, лишь ожесточает малыша, укрепляет в нем обиду, недоверие и неуважение к взрослому, даже если это отец или мать. Влияние папы на дочь тоже достаточно велико. Умный, серьезный, добрый умелый папа долгие годы, всю жизнь остается для дочки образцом мужского поведения. И все-таки роль матери в воспитании дочки беспредельно велика. Так как наши девочки в своих привычках, привязанностях, вкусах, в своем отношении к дому и семье, к близким, прежде всего, ровняются на собственную мать. Вот почему в семье, где воспитывается дочь, мама должна быть человеком чрезвычайно требовательным к себе: вежливой, сдержанной, аккуратной, опрятной, женственной. Именно мама должна терпеливо и умело учить маленькую дочку к обязанностям по дому. Родительские требования должны быть разумными, понятными и выполнимыми для ребенка. Любое наше действие, любой наш родительский поступок должен иметь глубокую воспитательскую направленность. Мы не имеем права никогда, ни на одну минуту терять чувства своей родительской ответственности перед детьми [19].
Достойны глубокого уважения те из родителей, которые бережно относятся к природе, доброжелательно к окружающим их людям, с любовью и вниманием к своим близким, Это значит, их дети впитывают в себя данные качества. Воспитывая наших мальчиков и девочек, мы не должны забывать о наших верных помощниках — о литературе и искусстве. Нужно чаще читать вместе с малышом книги и стараться обговорить, обсудить вместе с ним содержание, дать оценку поступкам героев. Тогда поведение любимого положительного героя очень скоро станет мерилом «правильного», хорошего» поведения. Он постарается подражать своему книжному любимцу. Таким же уроком вежливости и общей культуры для малыша станет любой просмотренный фильм или детский спектакль.
Проблемы социализации детей в неполных семьях
... социализации детей в неполной семье с ее специфическими жизненными проблемами и особенностями внутрисемейного взаимодействия остаются малоизученными... Эта ситуация определяет постановку дипломной задачи. Объект исследования - неполные семьи г. Магнитогорска; предмет - Цель работы 1. ...
В повседневной, обычной нашей жизни каждому встречается возможность для воспитания ребенка. Нужно только научиться видеть эти возможности и пользоваться ими. А главное, уважаемые папы, мамы, бабушки и дедушки, конечно же, никогда не забывать, что основной пример для детского подражания — это мы сами.
2.2 Духовно-нравственное воспитание детей и родителей
Современное общество переживает один из непростых периодов своего развития. Сегодня материальные ценности в молодых семьях часто доминируют над духовными, поэтому у детей распространены искаженные представления о великодушии, справедливости, милосердии, доброте, патриотизме. «Это связано, с одной стороны, с «культурным взрывом» последних десятилетий, крушением идеалов, нравственных ориентиров, а с другой — с кризисом семьи, потерей традиционного авторитета родителей, педагогов, взрослых вообще» [15].
При этом дошкольное детство — признано специалистами наиболее чувствительным сензитивным периодом для духовно-нравственного становления личности человека, для формирования его нравственно-этических представлений. В детстве происходит значительное накопление социально-значимого опыта, активно идет процесс формирования его базовых отношений к окружающему миру.
Целостное социально-личностное развитие ребёнка становится оптимальным и идет более успешно при согласованном взаимодействии детского сада и его семьи.
Семья всегда остается первым, естественным и в тоже время священным институтом, в который каждый человек вступает в силу необходимости. И каждый призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе, научиться в нём первым совестным движениям сердца. Семья является ведущим каналом трансляции культурных ценностей.
В семье с первых дней жизни ребёнок устанавливает законы нравственных отношений, осваивает нравственные нормы. В дошкольный период происходит становление личности ребёнка.
Опыт дошкольного учреждения показал, что системное, конструктивное сотрудничество с семьёй, направленное на сохранение традиций непрерывности и преемственности духовно-нравственного воспитания в детском саду и школе требует новых форм, а подчас и обновления содержания родительско-педагогического сотрудничества. Детский сад обязан и способен взять на себя психолого-педагогическую поддержку семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников [21].
В родительской школе молодые родители подчас открывают своих детей, поскольку учебник по педагогике им до этого был неведом. Они узнают, что в дошкольный период важно показать ребёнку нравственные образцы как эталоны при этом взрослый, как это бывает у молодых родителей, не говорит ребенку «ты плохой», а сам являет норму нравственного поведения. А поскольку в наше время с образцами труднее, остается проверенный веками прием использование опосредованного сказочного образа или пример из жизни Святых.
Активный интерес у современных родителей вызывают мультимедийные средства: презентации, фильмы, аудиозаписи. Они активно пользуются материалами интернета, затрудняясь лишь в поисках нужных сайтов, часто попадая на сайты с сомнительными материалами по воспитанию малышей. Поэтому мы начали в детском саду создание аудио — и видеотеки, направленной на приобщение семей к православным ценностям.
Нравственное воспитание младшего школьника в учебно-воспитательном процессе
... в новом стандарте создана «Концепция духовно-нравственного воспитания», являющаяся наиглавнейшей в пакете документов стандартов второго поколения. К настоящему времени в педагогике возникли противоречия между признанием значимости решения проблем нравственного воспитания подрастающего поколения в ... гуманность, взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей; е) отношение к себе, высокое ...
Общие дела, реализуемые совместно с родителями, должны строиться по принципу, когда семья и детский сад не заменяют, а дополняют друг друга.
Заметное место отводится организации и проведению православных общенародных праздников. Целью таких праздников, является приобщение воспитанников к истокам русской народной культуры, восстановление традиционного уклада. К праздникам организуются и выставки работ педагогов, детей и их родителей. Это могут быть рукодельные куклы и игрушки, книги «семейных издательств», созданные совместными усилиями детей, их сестёр и братьев, родителей и бабушек. На масленицу родители не только зрители, но и участники конкурса на лучшее семейное выступление.
В программу сотрудничества с семьёй включены семейные экскурсии, паломнические поездки, игровые мастерские [24].
Приобщение детей к нравственности на основе духовных ценностей проходит во всех видах деятельности: через воспроизведение русских народных сказок, на театрализованных представлениях, при активном использовании малых фольклорных форм, пословиц, поговорок, потешек, которые родители разучивают в семейной гостиной.
Важную роль в приобщении семьи к культурному наследию имеют народные игры. Народная игра, как и любая другая игра, имеет познавательное, развивающее, корректирующее, но главное, воспитательное значение. Игра объединяет не только детей и родителей, но и всех членов семьи укрепляя межпоколенческие связи. Не менее значимыми являют такие семейные традиции как домашнее чтение, семейный театр и семейные праздники.
Семьи нуждаются в педагогической поддержке при выборе художественной литературы для семейного чтения. В рамках экспериментального апробирования региональной модели духовно-нравственного воспитания детей-дошкольников, большинство детских садов имеют возможность реализовать такие социально-педагогические проекты «Семейный круг» и «Читающая семья». Для первого проекта разработано более 40 буклетов на весь годовой круг православных праздников советами к каждому из них, со стихами и занимательными заданиями.
В духовном воспитании ребёнка — одной из главных задач, является воспитание привычки к делам милосердия. Воспитание любви строится на чувстве сострадания, сопереживания, соучастия. Поэтому особо значимыми, в нашем дошкольном учреждении, стали благотворительные акции, связанные с поездкой в Дом ветеранов. Активное участие в организации и проведении акций принимают не только педагоги, но и родители. Общее дело объединяет.
С особой любовью и трепетом дети и взрослые готовят ветеранам незатейливые сувениры. Эмоциональный отклик в сердцах всех участников вызывают народные песни и танцы, музыкальные пьесы. На глазах человека, умудрённого богатым жизненным опытом, часто мы видим слёзы благодарности за теплоту и внимание, участие и чуткое отношение. Эта добрая традиция, исполненная милосердием, является фундаментом для формирования личности человека, как взрослого, так и ребенка. В будущем они смогут позаботиться сами о своих престарелых родных.
Таким образом, организованное взаимодействие дошкольного учреждения и родителей позволяет заметно поддержать становление духовно-нравственной личности ребёнка, повысить уровень духовно-нравственной культуры педагогов и семей, а в целом, укрепить сотрудничество семьи и детского сада.
6. Запорожец, А.В. Психологическое развитие ребенка. Психологические труды в 2 т / А.В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1986.
7. Зоберн В., Кравцова М. Здоровье ребенка духовное и физическое: Пособие для семьи с наставлениями священника и советами детского врача. — М., 2001.
8. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. — М.: Аркти, 2005. — 142 с.
9. Кузьмин И.А. Программа «Истоковедение или Воспитание на социокультурном опыте», утверждена Министерством образования РФ.
10. Куцакова А.В. Программа «Нравственно-трудовое воспитание», рекомендована МО РФ.
11. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека // Стандарты и мониторинг в образовании — 2002. — №6. — С. 3-6.
12. Левчук Д.Г., Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы. — М.: Издательство «Планета 2000», 2002.
13. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста / Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 2001. — с. 187.
14. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. — М., 1997.
15. Ривина Е.К. Семья как институт воспитания../Российская семья — основа развития духовности и патриотизма: сборник научных статей, концептуально-программных и методических материалов /под общ. ред. В.И. Лутовинова. — М.: ООО «ТИД «русское слово — РС», 2010. — С. 21.
16. Сидорова А.Н. Структурные компоненты содержания духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ А.Н. Сидорова // Начальная школа плюс ДО и После. — Москва: «Баласс», 2009. — № 1 — С. 64-66.
17. Сидорова А.Н. Семья — потенциал духовно-нравственного воспитания ребенка дошкольника / А.Н. Сидорова // Современное образование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Материалы региональной научно-практической конференции, Комсомольск-на-Амуре, 15 декабря 2006 года. — Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Амурского гуманитарно-пед. госуд. ун-та, 2007 — С. 106-111.
18. Сидорова А.Н. Формирование у дошкольников первоначальных представлений о нравственных ценностях / А.Н. Сидорова, В.И. Прокопенко // Развитие личности в дошкольном и школьном образовании: опыт, проблемы, перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 1, Белгород, 2007. — С. 108-113. — 0, 5/0,3 п.л.
19. Сидорова А.Н. Формирование духовно-нравственных основ у детей старшего дошкольного возраста / А.Н. Сидорова, В.И. Прокопенко // Национальные приоритеты современного российского образования: проблемы и перспективы: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. — Уссурийск: Издательство УГПИ, 2008. — с. 159-168. — 0,6 / 0,4 п.л.
20. Сидорова А.Н. Микроклимат семьи — основа духовно-нравственного развития личности ребенка / А.Н. Сидорова, Н.Ф. Кошелькова // Дошкольное и начальное образование: опыт, перспективы развития: сборник научных и научно-методических статей. — Комсомольск-на-Амуре: Издательство АмГПГУ, 2009. — С. 37-44.
21. Тараданов А.А. Как повлиять на семейное благополучие?// Человек. — 2004. — № 2.
22. Феоктистова Т.К., Шестякова Н.П. Духовно — нравственное воспитание старших дошкольников.
23. Чепикова Л.В. Основы нравственной культуры (тематика занятий с детьми 6-7 лет) // Смоленск: СПК, 2007.
24. Чепикова Л.В. Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании нравственной культуры у детей 6-7 лет // Аксиологические проблемы педагогики: сборник научных трудов. — Смоленск, 2003. — С. 145-150.