Современная дошкольная и школьная система образования в Китае и Японии

Курсовая работа

Система образования — это своеобразная иерархическая структура учебных заведений, которая позволяет человеку освоить знания, умения и навыки в процессе обучения.

Система образования индивидуальна для каждой страны. В этой статье мы постараемся дать информацию об основных системах, которые существуют в современном мире.

К образованию китайцы относятся очень серьезно: университеты приглашают лучших зарубежных преподавателей, государство инвестирует в образование огромные средства.

Дошкольными учреждениями в Китае являются детские сады. Туда принимают детей в возрасте 3 — 6 лет. Сейчас в стране насчитывается около 150 тыс. детских садов.

Среднее образование в Китае имеет три ступени. На первой ступени образование является бесплатным.

По окончании высшего учебного заведения устанавливаются три учебные степени.

За последние 50 лет прошлого столетия Китай сотворил редкое в мире чудо в развитии образования: затратив неполные 2% от общемировых расходов на общественное образование, решил проблему распространения обязательного девятилетнего образования среди населения, составляющего одну пятую часть населения всего земного шара. К 2001 г. образование трех ступеней (высшее, среднее и начальное) охватывало 229 млн. человек, темпы роста почти в два раза превысили среднемировой уровень за аналогичный период. В настоящее время посещаемость начальных школ составляет по всей стране 98,58%, валовой коэффициент зачисления в среднюю школу начальной ступени — 90%, неграмотность среди молодежи и людей зрелого возраста снизилась до 5% и ниже, обязательное девятилетнее образование уже введено в районах с населением, составляющим свыше 90% от всего населения страны.

Система образования в учебных заведениях Китайской Народной Республики включает в себя дошкольное образование, начальную школу, неполную среднюю школу, полную среднюю школу, университет, аспирантуру. В соответствии с этой градацией возраст учащихся и сроки обучения таковы: детские сады набирают детей дошкольного возраста от 3 лет и готовят их три года. Начальная школа и неполная средняя школа сейчас параллельно практикуют учебную систему «6.3», «5.4» и «9 лет подряд» (в большинстве районов используется в основном системе «6.3»).

Поэтому срок обучения в начальной школе 6-5 лет, в неполной средней школе 3-4 года; возраст учащихся начальной школы 6-7 лет, а неполной средней школы 12-13 лет.

19 стр., 9251 слов

"Система обучения сочинению в начальной школе"

... школьных сочинений требуют разграничения простейших жанров. Текстовые упражнения делятся, согласно методической традиции, на описания, повествования и рассуждения. «Чистые» жанры в начальных классах школы встречаются крайне редко. Чаще всего тексты в начальной школе ...

В Японии учебный год начинается 1 апреля и состоит из трех триместров, разделенных каникулами — короткими весной и зимой и более продолжительными летними. График каникул одинаков для школ, детских садов и вузов. Школьники в Японии посещают занятия с понедельника по пятницу или субботу, в зависимости от школы. Отличительная особенность образовательной системы Японии в том, что на протяжении обучения в детском саду и школе постоянно меняется состав групп и классов. Это дает возможность ученикам, у которых по какой-либо причине не сложились отношения в коллективе, подружиться с другими учениками в следующем году. Также считается, что это развивает коммуникабельность. Учителя в детском саду и школе тоже меняются каждый год, это снижает отрицательный эффект, в случае, если преподаватель невзлюбит ребенка.

Объектом исследования является система образования в Китае и Японии, а предметом — особенности образования в Китае и Японии.

Цель исследования — осуществить анализ современного состояния системы образования в Китае и Японии.

Объект, предмет и цель исследования обусловили постановку следующих исследовательских задач:

  • на основе обобщения имеющейся научно-педагогической литературы и нормативных документов выявить особенности системы образования в Китае и Японии;

рассмотреть структурную модель образования, существующую в настоящее время в Китае и Японии

Глава 1. Современная дошкольная и школьная система образования в Китае и Японии

1 Школьная и дошкольная система образования в Китае

После образования Китайской Народной Республики правительство уделило серьезное внимание делу развития просвещения. Было создано новое социалистическое образование, направленное на повышение культурно-просветительского уровня народа. Гарантируя фундаментальное право народа на получение образования, страна быстро оздоровляла учебную систему, развивала образование разных ступеней, воспитывала всесторонне развитого нового человека социализма.

Закон КНР «Об обязательном образовании» устанавливает, что государство осуществляет обязательное девятилетнее образование, т.е. этап начального и неполного среднего образования является для всех необходимым. «Каждый ребенок без различия пола, национальности, расы по достижении шестилетнего возраста поступает в школу и получает обязательное образование» — так гласит закон. В соответствии с Конституцией КНР разработано и обнародовано «Положение об управлении детскими садами».

Органом, занимающимся образованием в стране, является Министерство образования, осуществляющее единое планирование, координирование и управление делом образования.[4]

Система образования в Китае включает в себя дошкольное образование, начальную школу, неполную среднюю школу, полную среднюю школу, университет, аспирантуру. В соответствии с этой градацией в детские сады набирают детей дошкольного возраста от 3 лет и готовят их три года. Срок обучения в начальной школе 5-6 лет, возраст учащихся начальной школы — 6-7 лет.

Китайское правительство уделяет большое внимание дошкольному образованию. Поэтому уже в 1999 г. в стране было свыше 180 тыс. детских садов, которые посещали 23 262 600 детей.

Режим дня ребенка в китайском детском саду выглядит примерно так:

6 стр., 2539 слов

Доклад «Опыт организации дошкольного образования в Японии»

... что дошкольное образование является частью национальной системы образования, отмечена роль детских садов в формировании личности человека, указано, что каждое дошкольное образовательное учреждение имеет свою собственную и неповторимую систему воспитания. Дошкольное образование в Японии включает в себя ...

30 — подъем; 7.00 — зарядка; 7.45 — завтрак; 8.30 — утреннее приветствие в группе; 8.45 — занятия; 10.00 — перемена (купание); 10.30 — игры на улице; 11.45 — обед; 12.15 — дневной сон; 15.00 — полдник; 15.30 — групповые игры, пение, танцы; 16.15 — игра; 17.30 — ужин; 18.00 — родители забирают детей домой.

В Китае детские сады большие — 270 воспитанников и 60 взрослых. В группах по 26-28 чел. Детские сады различаются по времени пребывания в них детей, например, дневные; в некоторых дети остаются даже на ночь. В Китае существуют большие различия между городом и деревней, что отражается в практике дошкольных образовательных учреждений.

Содержание дошкольного образования тесно связано с привитием культурно-гигиенических навыков, развитием физической активности, речи, формированием представлений о природе, обществе, музыке, искусстве. Особое внимание уделяется воспитанию нравственности: любви к Родине, народу, семье, детскому саду, воспитателю, товарищам, прививается уважение к старшим, чувство оптимизма, доверие.[8]

Деятельность детей в течение дня самая разнообразная. Дети играют в кубики, дежурят, купаются в ваннах по 3-4 чел. Их обучают литературному языку, четкому произношению, выразительности речи. У детей формируют умение высказывать свои желания, мысли и т.д. В групповой комнате стоят парты на двоих, на стене доска, стены и потолок серого цвета. Помещения не отапливаются.

В Китае официальное требование — наличие в семье только одного ребенка. Родители очень балуют его, поэтому считается, что в детском саду дети перестают быть эгоистами, им запрещаются драки, плохое поведение. Наказания отсутствуют. Все планы воспитатель должен готовить заранее. Вообще в стране придается большое значение дисциплине. Неслучайно китайскую систему дошкольного образования критикуют за суровость, косность, сверхотрегулированность. Дети на занятиях пассивны и послушны воспитателю, что, собственно, воспринимается, как забота о детях. Китайцы считают, что воспитатели — профессионалы, и только они могут правильно воспитать ребенка. За здоровьем детей в детских садах наблюдает медсестра. В группах работают обычно по два воспитателя и помощник.

В Китае издавна существует традиция уважения к учителям и почтительному отношению к образованию. Просвещение в древнем Китае сыграло не только важнейшую роль в передаче знаний следующим поколениям, но и внесло колоссальный вклад в развитие мировой цивилизации.[2]

Образование в Китае полностью платное — и школьное и ВУЗовское. Результаты социологических исследований показали, что расходы на образование в китайских семьях составляют почти треть семейного бюджета.

Как и в большинстве стран, в Китае учебный год начинается первого сентября. Для наших соотечественников подготовка к этому дню, наверное, самое тяжелое и затратное время, ведь столько всего надо купить своему чаду, чтобы он мог нормально учиться. Что касается родителей в Китае, то некоторые аспекты подготовки ребенка к школе не такие уж и затратные. Это, в первую очередь, касается школьной формы. Все школы в Китае имею свою форму, которую школьники должны носить независимо от того, в каком классе они учатся. Одежда школьника состоит из рубашки, брюк (юбки) и бейсболки, на которой вышита эмблема школы. Все остальные принадлежности, без которых учеба в школах Китая не может быть полноценной, родители покупают самостоятельно.

11 стр., 5346 слов

Харьковская психологическая школа: 80 лет исследования психологии памяти

... (и ранее и на сегодняшний день) - в украинской психологии школа исследования памяти. За последующие 80 лет ею сделаны выдающиеся открытия в этой области. Однако разработка ... На протяжении всех этих лет научные разработки концентрируются в основном в двух исследовательских центрах - Харьковском национальном университете имени В.Н. Каразина и Харьковском национальном педагогическом университете ...

Школы в Китае проводят двенадцатилетнее образование, которое разделено на три уровня: начальная школа и две ступени средней школы. Каждый год первого сентября на занятия в школы приходит более 400 миллионов учеников с первого по двенадцатый классы. Половина из них — это первоклассники и ученики первой ступени средней школы.[2,8]

Чтобы ребенок получил хотя бы обязательное среднее образование, он должен проучиться в школе как минимум 9 лет: 6 лет в начальной школе и три года первой ступени средней школы. Получение полного образования осуществляется уже по желанию родителей и самого школьника. Cрок обучения в неполной средней школе составляет 3-4 года, начальный возраст учащихся неполной средней школы 12-13 лет. К предметам, изучаемым в начальной школе, добавляются иностранный язык, политика, география, физика, химия и др. Общее среднее образование предлагают общие средние школы. Обучение поделено на две ступени. Средние школы 1 ступени дают неполное среднее образование. Срок обучения в них составляет три года.

На этом этапе заканчивается девятилетнее обязательное образование. Получение дальнейшего образования — в средних школах 2 ступени и высших учебных заведениях уже не является обязательным для граждан КНР. Средние школы 2 ступени дают полное среднее образование, после которого выпускники могут продолжать обучение в университетах. Возраст учащихся, поступающих в обычную полную среднюю школу, — 15-16 лет и обучаются в ней 3 года. Средние профессиональные училища подразделяются на 2 категории: для училищ, набирающих учащихся из выпускников неполной средней школы, возраст поступления 15-16 лет, срок обучения в общем составляет 4 года, а в некоторых училищах 3 года. Для училищ, набирающих учащихся из выпускников полной средней школы, возраст поступающих не превышает 22 года, и срок обучения в общем составляет 2 года. Профессией выпускники неполной средней школы овладевают за 3-4 года. В технических училищах срок обучения 3 года.

Задача общеобразовательных средних школ состоит в том, чтобы воспитать будущих рабочих для социалистического строительства и хорошо подготовленных абитуриентов для высших учебных заведений. В программу обучения общеобразовательных средних школ включены китайский язык и литература, математика, иностранный язык, политическая грамота, история, география, биология, физика, химия, физиология, физкультура, музыка, изобразительное искусство.. Программы средней школы включают в себя нравственное, умственное, физическое и художественное воспитание детей. Во многих школах имеются курсы профессионального обучения.[9]

Набор предметов, изучаемых в средних профессиональных учебных заведениях, полностью зависит от выбранной специальности — финансы, медицина, сельское хозяйство, кулинарное искусство, техника, туризм и так далее. По их окончании, многие выпускники получают работу по распределению в различные учреждения, в зависимости от выбранной специальности. По окончании школы ученики сдают выпускной экзамен, результаты которого определяют их шансы на зачисление в тот или иной университет. Чтобы иметь возможность продолжить учебу в ВУЗе необходимо закончить все двенадцать классов и сдать выпускные экзамены. [13]

3 стр., 1205 слов

Обучение детей с недостатками зрения

... подготовленности детей дошкольного возраста с нарушением зрения. В основном исследования проводились на "здоровых" детях. 1. Обучение детей с недостатками зрения в школе Школы для слепых и слабовидящих являются составной частью единой государственной системы специального образования и ...

После седьмого класса ученики сдают очень серьезные экзамены, которые для многих становятся непреодолимой преградой к получению среднего образования высшей ступени и поступлению в университет. Родители прилагают все силы, чтобы ребенок данное испытание выдержал, ибо не сдавший экзамен, не допускается к обучению в школе высшей ступени. А значит поступление в ВУЗ и престижная работа становятся недоступными.

Для того чтобы ребенка приняли в первый класс школы в Китае, как и у нас, проводят некое подобие экзаменов, чтобы определить уровень знаний ребенка. Но, если в наших школах это письменные работы и собеседования, то в китайских — это тестирование. Будущий школьник должен отметить правильный ответ на поставленный вопрос из предложенных 3-4 вариантов. Получив начальное образование после шести лет обучения, школьники сдают свои первые экзамены. Этот, своего рода, срез знаний позволяет ребенку набрать нужное число балов для поступления в среднюю школу. Высокие результаты этих экзаменов позволяю школьнику перейти в среднюю школу при ВУЗе, окончание которой гарантирует поступление в этот университет.[9,11]

Китайские школы проводят единые государственные выпускные экзамены, которые одновременно являются и вступительными для поступления в ВУЗ. Как упоминалось ранее в статье о китайской образовательной системе, все высшие учебные заведения ранжируются по уровню престижности, и для поступления необходимо набрать определенное количество балов на школьных экзаменах. Заявление можно отсылать в несколько учебных заведений, у которых проходной бал ниже или соответствует тому числу балов, которое было набрано во время экзаменов.

Будет не лишним отметить, что ВУЗы и школы в Китае отличаются от наших учебных заведений большим уровнем нагрузки. Это связано с тем, что учащиеся должны выучить более чем несколько тысяч иероглифов, которые надо не только правильно писать, но и правильно произносить. Учитывая это, департамент образования в Пекине принял постановление, в соответствии с которым, занятия в школе начинаются с 8 утра и длятся не более восьми часов в день. Вместе с тем, в учебном плане было увеличено количество уроков физкультуры до 70-ти минут в неделю.[4]

У многих читателей может возникнуть ощущение, что выше сказанное относится к частным школам. Но сразу хочу уточнить, что такая образовательная система применяется в государственных школах.

Школы в Китае работают по принципу пятидневной рабочей недели, точно так же, как и большинство российских школ. На этом схожесть заканчивается. Если в школах России первоклассники учатся максимум до 13 часов, то их китайские «коллеги» находятся в учебном заведении до 16 дня. Из-за большой нагрузки учебный день разделен на две части. С 8 и до пол двенадцатого дети изучают основные предметы: китайский и иностранный языки, математику, которые в расписании каждый день. Потом, дети до 14 часов дня могут отдохнуть и пообедать, а затем продолжить учебу. Во второй половине дня ученики в китайских школах изучают второстепенные предметы: пение, труд, физкультуру и рисование.

Китайские школы особенны тем, что в каждом классе в среднем по 30-40 учеников.

Процесс обучения поделен на два семестра, итоги которых выставляются в табель. Стоит упомянуть, что оценивание достижений детей во время учебы проводится по сто бальной системе. Все текущие результаты выставляются в классный журнал и родители, при желании, могут контролировать успеваемость своих детей.

13 стр., 6090 слов

Реферат воспитание и обучение в древней японии

... 12 Конфуцианство в Японии....................................................................................................... 14 Письменность в древней Японии........................................................................................... 15 Влияние китайской цивилизации и государственности на соседние страны и народы было весьма ощутимым. Оно, в частности, стимулировало ...

Большой плюс в китайской образовательной системе то, что учебный процесс тщательно контролируется правительством, и школы постоянно получают финансирование из казны на текущий ремонт зданий или обновление материально-технической базы.

Рассмотрим одну из интереснейших школ Китая. Языковая школа- Хуа Чиао открыта правительством Китая и находится в городе Гуанчжоу. В языковой школе преподают официальному, общепринятому, государственному языку «Пу Тун Хуа». Наша школа кардинально отличается от других учебных заведений Китая, школа имела самый большой опыт работы с иностранцами, и имеет богатый наработанный годами индивидуальный подход работы со студентами. Здесь в этой школе можно получить высококачественное образование и при этом не придется платить больше, так как школа частично датируется правительством Китая.[2]

Система образования у школы Хуа Чиао немного отличается от стандартных школ, и университетов Китая. На территории всего Китая обучение в школах и университетах происходит только с 8 утра до 12 часов дня, в языковой школе обучаются с 8 до 12, и так же с 14.30 до 16 часов вечера, что является эффективным при изучении китайского языка. Так же для желающих есть ещё вечерние занятия, которые проходят с 19.30 до 21.00 в присутствие преподавателей. Обучение проводится 5 дней в неделю (понедельник- пятница).

В одном классе учатся от 10 до 20 человек.

Курсы обучения делятся на четыре уровня- A, B, C, и D. Длительность обучения в каждом уровне один семестр. В конце каждого семестра проводятся итоговые экзамены для прохождения на следующий уровень. Для поступления в языковую школу уровень китайского языка не важен. Если ранее изучался китайский язык, проводится тестирование и собеседование для определения уровня владения китайским языком (для зачисления на соответствующий уровень).

Длительность обучения в языковой школе зависит от вашего желания.

Один учебный год состоит из двух семестров: 1-ый семестр длится с сентября до конца января. Февраль — каникулы; 2-ой семестр длится с марта до конца июня. Июль и август — каникулы.

На курсах также готовят слушателей к тесту HSK (тест по китайскому языку).

После успешной сдачи этого теста, можно поступить в любой ВУЗ Китая, без последующих экзаменов. Этот тест проводится несколько раз в год, и в них можно участвовать не зависима от уровня знания китайского языка. Если Вы хотите поступить в ВУЗ, то длительность обучения в языковой школе зависит от ваших стараний и способностей (когда вы успешно сдадите HSK, тогда не обязательно продолжить учебу в языковой школе).[8]

Обучение проводиться на китайском языке. Перед началом обучения выдаются книги по которым вы будете заниматься. Книги полностью на китайском с переводом на английский язык. Многие учителя владеют английским языком, но во время занятий преподаватели его практически не применяют, так как все направленно на эффективное изучение китайского языка.

Возраст учащихся от 11 до 40 лет. Так же учатся студенты от 11 лет и старше. Обычно они договариваются в своих школах о том, что будут заниматься самостоятельно и сдадут школьные экзамены во время каникул.

12 стр., 5947 слов

Формирование словесного творчества у детей старшего возраста ...

... системы обучения словесному творчеству Объект исследования: словесное творчество детей старшего дошкольного возраста в описании природы Предмет исследования: формирование словесного творчества в процессе обучения составлению рассказов по описанию природы. Задачи исследования: - Особенности развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста. - ...

По окончании обучения студенты получают сертификат об обучении (можно получить по окончании каждого семестра).

Стоимость обучения в языковой школе одна из самых низких в Китае, так как она частично датируется правительством Китая, несмотря на низкую стоимость, предоставляется качественное образование.[2,6]

2 Дошкольная и школьная система образования в Японии

«Традиция» — ключевое слово для понимания культуры страны восходящего солнца. Традициями пронизана вся японская жизнь, включая систему образования, в том числе и дошкольного.

По традиции образование является здесь мужской вотчиной. Среди преподавателей университетов женщины- редкость. И в школе их немного. Среди заведующих дошкольными учреждениями женщины тоже практически не встречаются. А в последнее время мужчины стали теснить женщин и в профессии воспитателей.

В Японии детский сад не является обязательной образовательной ступенью. Дети поступают сюда по желанию родителей- обычно с четырехлетнего возраста. Иногда, как исключение, при сильной занятости родителей, ребенка могут взять в садик с трех лет. Есть в Японии и ясли для малышей, которым еще только годик. Но отдавать детей из семьи так рано не рекомендуется. Чтобы поместить ребенка в подобное заведение, родители должны писать специальное заявление и обосновывать невозможность воспитывать малыша до трех лет очень вескими причинами.[3]

В большинстве же детских садов главная задача воспитателей- научить детей быть послушными. Домашнее воспитание у японцев чрезвычайно мягкое, детям редко что- то запрещают. В детском саду много времени отводится воспитанию манер и знакомству с ритуальной стороны жизни. Дети должны овладеть множеством этикетных формул и знать, где и когда их нужно применять.

Воспитатели, обучая детей взаимодействию, формируют их в маленькие группы, которые называются «Хан», что является наиважнейшей отличительной особенностью организации дошкольного воспитания. Эти группы имеют свои столы, свои собственные имена, выбираемые самими детьми, что побуждает их принимать решения, учитывая желания всех членов группы, и служат своеобразным подразделением для совместной деятельности. Группы 6-8 человек, как мальчиков, так и девочек, формируются не по способностям, а в соответствии с тем, что может сделать их деятельность эффективной. Детям прививается множество навыков: как смотреть на собеседника, как выразить себя и учесть мнения сверстников.[1]

Состав этих групп не постоянный. Каждый год группы формируются заново. Постоянная смена детского состава с попыткой предоставить малышам как можно более широкие возможности для социализации. Если у ребенка не сложились отношения в конкретной группе, не исключена возможность, что он приобретет себе приятелей среди других детей.

Воспитателей меняют для того, чтобы дети не привыкали к ним слишком сильно. Сильные привязанности, считают японцы, рождают слишком сильную зависимость детей от своих наставников, а последних обременяют слишком серьезной ответственностью за судьбу воспитанников. И например если же педагог по каким — то причинам не возлюбил ребенка, то возможно, с другим преподавателем у него будут хорошие отношения.

14 стр., 6555 слов

Психологическое развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе

... значениям. Выяснилось, что система обучения дошкольников, построенная в логике развития ... дошкольников, где перемежаются серьезные занятия и игра, представляющие собой две отдельные сферы, не соответствует психологическим ... взрослыми развертывается на основе увеличивающейся самостоятельности дошкольника, расширения его знакомства ... эффективно подготавливает ребенка к обучению в школе, где ему придется ...

Учебный год в Японии начинается 1 апреля. Все учебные заведения страны занимаются по единому графику: учебный год разделен на три семестра. Между семестрами каникулы. И в каникулы маленькие дети могут приходить в детский сад, чтобы поплавать в бассейне, а бассейны есть практически во всех детских садах, или побеседовать с воспитателем о жизни. Но занятий в это время не проводится.

Первые школы в Японии появились в VI в. при буддийских монастырях, игравших роль социально-культурных центров. В начале VIII в. был принят первый законодательный акт по образованию, согласно которому начато создание системы государственных школ в столице и провинции. В них юноши из высших сословий изучали китайскую классику, философию, законы, историю, математику. Эти школы просуществовали до ХIII в. — начала феодальной раздробленности, когда крупные феодалы в своих поместьях стали открывать клановые школы, где юноши получали рыцарское воспитание и изучали военное дело, классическую литературу, этикет.[10]

Начальное, среднее и высшее образование было введено в Японии в 1872 году в результате реставрации Мэйдзи. С 1947 года обязательное образование в Японии состоит из начальной школы и средней школы, которое продолжается в течение девяти лет (в возрасте от 6 до 15 лет).

Почти все дети продолжают свое образование в трехлетней старшей школе, и, согласно Министерству Образования, Культуры, Спорта, Науки и Технологии Японии, около 75,9 % выпускников средних школ продолжают обучение в университетах, колледжах, профессиональных училищах или других учреждениях.

В Японии за каждым классом закрепляется свой кабинет. Поэтому не ученики, а учителя ходят между уроками из кабинета в кабинет. Кабинет, приписанный к классу, подписывается соответствующей табличкой. Учителя для каждого класса и по каждому предмету свои, хотя в маленьких школах это может быть и не так.

Часто в японских школах нет столовых и раздевалок, поэтому учащимся приходится обедать и вешать одежду в классах.

По окончании уроков ученики сами полностью убирают школу и пришкольные территории. Уборщиц в японских школах нет.

Для школьников часто организуют совместные выезды на природу и экскурсии в древние японские города и храмы. Такие экскурсии обычно продолжаются до трех-четырех дней. [5]

Для большинства средних и старших школ обязательной считается школьная форма. В каждой школе она своя, но на самом деле вариантов не так уж много. Обычно это белая рубашка и темные пиджак и брюки для мальчиков и белая рубашка и темные пиджак и юбка для девочек, или же сейлор фуку — «матросский костюм». Школьники начальных классов, как правило, одеваются в обычную детскую одежду.

В начальную школу «сёгакко» принимаются дети в возрасте 6 лет. Срок обучения — 6 лет. Начальная школа предполагает решение следующих задач:

  • в процессе отношений между людьми на основе практики общественной жизни в школе и вне ее воспитывать правильное восприятие событий и стремление к сотрудничеству, независимости, а также прививать правовое осознание своих поступков;
  • воспитывать учеников в духе патриотизма, уважения к своей стране, ее традициям;
  • воспитывать учеников в духе международного сотрудничества;
  • развивать нормальные повседневные жизненные потребности в одежде, пище, общении и труде;
  • развивать способности правильно понимать и использовать возможности родного языка в повседневной жизни;
  • воспитывать правильное понимание экономических отношений в повседневной жизни и способности к ведению дел;
  • развивать способности к научному анализу естественных процессов, происходящих в повседневной жизни;
  • стремиться к гармоничному развитию личности, воспитывать привычки, навыки для здоровой, безопасной и счастливой жизни;
  • развивать основы понимания и способности в области музыки, искусства, литературы.[7]

Неполная средняя школа «тюгакко» предполагает 3 года обучения, имея целью духовное развитие личности, и является заключительной фазой обязательного среднего образования. На этой ступени обучения даются основы знаний и навыки трудовой деятельности, полезной для общества, воспитывается уважение к труду и индивидуальности, формируется правовое сознание, а также способность выбирать правильный путь в будущем.

6 стр., 2786 слов

Понятие о воспитании, обучении, образовании. Цель и средства образования

... педагогика, образование, обучение, воспитание Педагогика - наука об образовании, обучении и воспитании молодого подрастающего поколения и ... учителем - фундамент всех общественных формаций, созданных людьми за долгие годы. И ... общих целей, а в защиту собственных интересов. И еще одно следствие - ученики отвергают требования учителей и школы. Отношения между учеником и ...

В качестве предметов по выбору предлагаются иностранный язык, технология, домоводство, дополнительные занятия по музыке, физкультуре, искусству. Недельная нагрузка в неполной средней школе — 30 часов. Неполная средняя школа завершает обязательное бесплатное образование.

Полная средняя школа «кото-гакко» рассчитана на детей в возрасте 15 — 18 лет. Срок обучения — 3 года. Средняя школа, являясь продолжением неполной средней школы, формально не входит в систему обязательного образования. Обучение в ней платное. Переход из низшей ступени средней школы в высшую осуществляется на основе вступительных экзаменов. Поступает около 94% выпускников неполной средней школы. Широкое распространение полного среднего образования объясняется потребностями развития экономики, ограниченными возможностями трудоустройства выпускников неполных средних школ, престижем образования в обществе.[3]

Обучение в полной средней школе ведется на двух отделениях: общеобразовательном и профессиональном. Общеобразовательное отделение имеет потоки, предназначенные для учеников, которые решили ограничить свое образование полной средней школой. В рамках этих потоков возможны варианты учебных планов с уклоном в гуманитарные и естественно-научные предметы. Основная масса учеников полной средней школы (более 70%) обучается на общеобразовательном отделении. Основными потоками профессионального отделения являются: коммерческое (более 40% учеников), промышленное (более 30%), сельскохозяйственное и водного хозяйства (более 10%), домашней экономики и ухода за больным (около 3%).

Всего обучение на профессиональном отделении ведется по 90 направлениям профессиональной деятельности. Выбор программ в каждой школе ограничен двумя-тремя. На профессиональном отделении 40% времени отводится на специальные предметы, а общеобразовательные даются в сокращенном объеме и по упрощенным программам. Низкий уровень общеобразовательной подготовки не дает возможности его выпускникам продолжать образование в высшей школе. Окончание профессионального отделения не фиксируется. присвоением квалификации или специальности и не гарантирует получение работы. Все это привело к падению престижа профессиональных отделений, удельный вес которых в общей численности учеников имеет тенденцию к уменьшению, несмотря на настойчивые попытки их расширения.[1,5]

Важной частью обучения в средней школе считается участие в деятельности школьных кружков (кай).

Обычно их деятельность связана либо со спортом, либо с искусством, проходит по окончании занятий и организуется самими учащимися. Помимо очевидной пользы, которую они приносят, кружки также являются рассадниками системы «дедовщины», когда старшие ученики помыкают младшими, чтобы добиться от них лучших результатов (или просто поиздеваться).

В самом начале учебного года руководство кружков вывешивает для учащихся седьмого класса свою «рекламу». Практически каждый семиклассник записывается в один или несколько кружков и остается в них на протяжении всего времени обучения в средней школе.

Помимо собственно школы, большинство учеников посещают платные подготовительные курсы-дзюку, в которых им помогают лучше подготовиться к сдаче школьных экзаменов. Занятия в дзюку обычно проходят вечером, два-три раза в неделю.

Переход из средней школы в старшую осуществляется по результатам экзаменов. Сначала на основании его школьной успеваемости учащийся получает список старших школ, в которые у него есть шансы поступить. Затем он сдает переходной экзамен, и на основании его результатов и предыдущей успеваемости решается вопрос о том, в какую старшую школу поступит ученик. [11]

Хорошие ученики попадают в престижные старшие школы, плохие — в захудалые школы для тех, кто не намерен получать высшее образование. Такие школы делают уклон в домоводство, сельское хозяйство и так далее. Карьерных перспектив их выпускники не имеют.

Те, кто не захотел поступить в старшую школу, могут поступить в пятилетние «технические колледжи» — профтехнические училища. Однако поступление в них не так уж и просто — в лучших из них большой конкурс, так как квалифицированные рабочие в Японии высоко ценятся. Некоторые технические колледжи принадлежат крупным фирмам, и их выпускники сразу же устраиваются на работу.

В Японии имеются и полные средние школы вечернего заочного обучения. Срок обучения в них — 4 года. Выпускники этих школ получают дипломы об окончании, эквивалентные дипломам выпускников обычных полных средних школ.

В полной средней школе Японии введена система зачетных единиц. Каждая зачетная единица соответствует 45 часам школьных занятий. Продолжительность школьного занятия — 45 мин. Для окончания полной средней школы учащийся должен получить 30 или более зачетных единиц.[7]

Вывод по Главе 1

Составляющими системы образования в Китае являются дошкольное образование, начальная школа, неполная средняя школа, полная средняя школа, университет, аспирантура. До 1949 года, т.е. до года провозглашения Китайской Народной Республики, основной целью образования была подготовка чиновников, то есть для широких слоев населения образование оставалось недоступным.

В настоящее время в Китае в целом ликвидирована безграмотность, реализована задача по получению бесплатного девятилетнего образования, достигнуты успехи в развитии системы высшего образования.

В Японской школе стараются подчинить групповому общению всю жизнь школьника — и сам процесс с обучения, и все его свободное время. Так, учащиеся вовлекаются в разработку различных групповых проектов, в организацию и проведение совместных туристских походов, в клубную деятельность. Все это делается для того, чтобы научить учащихся уважать друг друга и быть преданными своей группе.

Японские педагоги считают, что все школьники могут успешно осваивать предлагаемую в школах программу. И если кто-либо отстает, то ему советуют быть внимательнее в школе и больше времени проводить за книгами дома. Общепризнанно, что учащиеся старших классов в Японии на выполнение домашних заданий тратят не менее пяти часов.

Глава 2. Современная система образования в ВУЗах и в колледжах в Китае и Японии

1 Система образования в колледжах и в ВУЗах в Китае

Профессионально-технические учебные заведения Китая (vocational schools) примерно соответствуют российским средним специальным учебным заведениям, которые также называют профессионально-технические училища (ПТУ), техникумы, колледжи, реже — институты и т.д. Для удобства мы будем называть все средние специальные учебные заведения КНР «Колледжами».

Основное отличие от университетов заключается в том, что в колледжи принимают студентов с неполным средним образованием, закончивших этап обязательного девятилетнего образования. Поэтому обучение в колледжах подходит тем студентам, которые не хотят оставаться в школе до 11 класса и уже задумываются о получении профессионального образования.

Основное отличие между колледжами и выпускными классами средних школ — в характере образования. В отличие от общего образования, основной целью профессионально-технического образования является техническая подготовка специалистов к будущей работе, изучение теоретических основ и развитие практических навыков, относящихся к выбранной профессии, в значительно меньшей степени уделяется внимание общеобразовательным дисциплинам. образование школа япония

Обучение в колледжах занимает 3-4 года: сначала в течение первого года студенты изучают китайский язык, а затем 2 или 3 года — выбранную специальность.

Выпускники колледжей получают диплом о среднем профессиональном образовании и могут выбирать — начинать свою профессиональную деятельность сразу после выпуска или поступать в ВУЗы для получения высшего профессионального образования.[4]

Колледжи в КНР имеют еще одно приятное отличие от ВУЗов и школ — это цены. Обучение в колледжах очень доступно и обычно не превышает 14000 юаней/год. Для сравнения стоимость обучения в университетах КНР составляет 18000 юаней/год за языковой курс, и от 20000 юаней/год за обучение по специальности. Средняя стоимость обучения в средних общеобразовательных школах Китая для иностранцев составляет 38000юаней/семестр.

Такая ситуация имеет свою оборотную сторону: не все колледжи предлагают качественное обучение, поэтому, чтобы обучение не обернулось сплошным разочарованием, следует посетить колледж и проверить условия обучения заранее, спросить рекомендации у выпускников, или доверить выбор колледжа профессионалам.

При условии правильного выбора учебного заведения, обучение в колледжах является достойной альтернативой средним общеобразовательным школам, ведь за тот же срок и за гораздо меньше деньги студенты изучают не только школьные общеобразовательные предметы, но и основы выбранной профессии, и проходят практику в компаниях соответствующего профиля.

К этому необходимо добавить, что некоторые колледжи имеют соглашения с университетами Китая о зачислении выпускников колледжа сразу на 3 курс университета, по той же специальности. Такой вариант позволяет студентам сократить путь к получению диплома о высшем профессиональном образовании в Китае на несколько лет.[11]

Высокое качество образования в Китае подтверждается 11 университетами, вошедшими в список 200 лучших университетов в мире. По данным на 2009 год Китай занимает третью позицию, уступая только США и Великобритании.

В последние годы Китай стал одной из популярнейших стран для иностранных студентов. Каждый год растёт число иностранных студентов в китайских ВУЗах. Самым популярным городом считается Пекин с его динамикой развития, потрясающей историей, культурой и архитектурой, огромным количеством иностранцев, ритму жизни и колоссальными возможностями.

Университеты Пекина прежде всего, славятся более высоким уровнем образования, поэтому, когда речь заходит о получении диплома в китайском ВУЗе, то Пекин занимает наиболее высокую позицию в списке предпочтения студентов.

В настоящее время качество образования в Китае улучшается с каждым годом. В различных областях Китая расположены лучшие в стране вузы, гордящиеся историей преподавания, качеством обучения и квалифицированными преподавателями, известными специалистами в различных областях знаний. С каждым годом поток иностранных студентов, желающих получить образование в этих университетах, стремительно нарастает.

В Китае насчитывается более 2 тыс. университетов, колледжей и профессиональных высших школ, в которых обучается около 9 млн. человек. На бакалаврских программах в них обучается более 5,5 млн. студентов, на магистерских и докторских — около 300 тыс. студентов. Более 450 ВУЗов страны имеют право принимать на обучение иностранных студентов. Университеты играют важную роль в проведении научных исследований. При университетах действует более 100 научных лабораторий и 36 государственных инженерных центров.

Многие учебные заведения участвуют в международных семинарах, обмениваются опытом, приглашают коллег из зарубежных вузов для обмена опытом. Преподаватели регулярно посещают зарубежные страны для повышения квалификации.

Учитывая роль Китая в современном мире, выпускники китайских вузов приобретают значительную конкурентоспособность, получают широкие возможности в выборе сферы деятельности и поиске работы.

Хотя почти все учебные заведения Китая — государственные, единой программы для всех нет. Университеты отличаются друг от друга тематикой курсов и методикой преподавания.[2,16]

В 1981 году в китайских университетах приняли международную систему степеней: бакалавр (срок обучения 4-5 лет) — магистр(2-3 года) — доктор(3 года).

Существуют заочная, вечерняя формы обучения и экстерном.

Китайские учебные заведения отличает специализация. Есть технические, педагогические и лингвистические институты. Образовательные программы китайского правительства нацелены на повышение качества обучения и для достижения этой цели в образовательную отрасль вливаются гигантские инвестиции. Один из глобальных проектов Китая в сфере образования — это «проект 211». По плану 211 сто китайских вузов в 21 веке займут лидирующие позиции в мире.

Преподаватели в ВУЗах и колледжах, которые могут обучать иностранных студентов, проходят ежегодную переквалификацию, многие из них имеют различные учёные степени, практические стажировки за рубежом.

Университеты в Китае представляют собой отдельные территории — кампусы. Внутри них располагаются учебные здания, общежития, миниатюрные парки, спортивные сооружения, столовые, рестораны, магазины и другие заведения сферы услуг. Поэтому студентам не нужно тратить своё личное время на передвижение по городу.

Количество студентов и преподавателей, постоянно живущих на их территории, может составлять от нескольких тысяч до двух-трех десятков тысяч человек. Китайские студенты наибольшую часть своего времени проводят именно в них.[22]

Колледжи тоже в основном представляют собой отдельные территории, также со всеми учебными корпусами, библиотекой, столовой, общежитиями, спортивным залом, стадионом внутри территории. В большинстве случаев это территории с пропускным режимом, то есть студент не может покинуть территорию без разрешения, или пропуска, выданного деканатом, либо руководителем группы, ввиду того, что обучается много студентов, не достигших совершеннолетнего возраста. Колледжи в отличие от университетов обучают студентов по специальностям как на базе 9 классов, так и 11 классов.

В Китае можно учиться бесплатно, т.к. правительство Китая каждый год выделяет некоторые бюджетные средства на стипендии для иностранцев. Рассчитывать на стипендию могут в первую очередь те, у кого уже есть начальные знания китайского языка, а также востоковедения. Кроме того, поступить в китайский вуз можно по обмену или поступить в аспирантуру китайского университета. Таковы возможности бесплатного обучения в Китае для иностранного студента.

Иностранные студенты перед поступлением в высшие, или профессионально-технические учебные заведения должны сдать экзамен на уровень знания китайского языка HSK, который позволяет выявить уровень владения китайским языком лицами, для которых китайский язык не является родным (включая иностранцев, китайцев-эмигрантов и национальных меньшинств Китая), а также является национальным стандартизированным экзаменом. Экзамен на уровень знания китайского языка HSK проводится ежегодно в Китае; все экзаменующиеся, достигшие определенного уровня по прохождению экзамена, получают сертификат HSK определенного уровня.[14]

Сертификат HSK — необходимое условие для поступления в китайский вуз. Для поступления на технические специальности, как правило, требуется сертификат HSK 5- 6-го уровня, на гуманитарные 7- 8-го уровня.

Для тех, кто не знает китайский язык, но хочет обучаться его в Китае, существуют оптимальные варианты для прохождения студентам 1-2 годичных курсов изучения китайского языка. Определить срок обучения на курсах может каждый студент сам, так как экзамены сдаются после первого года обучения, если студенту необходимо будет повысить уровень знаний, то он может продолжить обучение на языковых курсах второй год. Полученный однажды сертификат не утрачивает силу и не требует подтверждения, экзамен можно пересдавать неограниченное число раз, чтобы получить сертификат более высокого уровня.

После получения сертификата HSK в учебных заведениях, студентам достигших 18 лет и имеющих аттестат о среднем образовании предлагается поступить во многие ВУЗы без вступительных экзаменов.[11]

Для обучения в Китае необходимо обязательное получение так называемой учебной визы (иногда ее называют студенческая виза).

Для получения студенческой визы необходимо предоставить извещение о принятии из учебного заведения, а так же приглашение формы JW-202, выданное Министерством образования.

По китайскому законодательству студенты, не достигшие 18 лет, обязаны иметь официального опекуна, который будет нести за них ответственность на время пребывания в КНР до достижения 18 лет. Опекун должен быть гражданином КНР, и иметь документ о постоянной регистрации в городе, где находится учебное заведение. Опекун оформляет в нотариате Китая, либо в Посольстве страны студента гарантийное письмо.

Студенты, которые приехали в Китай для изучения китайского языка в учебные заведения, по окончанию подготовительных курсов, сдачи экзаменов и получения сертификата по результатам экзамена HSK, достигли 4 уровня, 6 уровня и выше, могут подать заявку на поступление во многие вузы по программе бакалавр без сдачи вступительных экзаменов. В одни вузы поступление с вступительными экзаменами обязательно, в другие достаточно будет сертификата HSK не ниже 4 уровня, либо не ниже 6 уровня. Студенты могут выбрать вуз по желанию.[17]

.2 Система образования в колледжах и в ВУЗах в Японии

В Японии высшее образование считается обязательным и оно как бы слито с системой профессионального образования. Система высшего образования включает в себя следующие основные четыре вида образовательных учреждений:

университеты полного цикла (4 года);

университеты ускоренного цикла (2 года);

профессиональные колледжи;

технические институты.

Японские колледжи по статусу могут быть приравнены к нашим средним специальным учебным заведениям. Они делятся на младшие, технологические и колледжи специальной подготовки. Младшие колледжи, которых насчитывается около 600, предлагают двухлетние программы подготовки в области гуманитарных, естественных, медицинских и технических наук. Их выпускники имеют право продолжить образование в университете со второго или третьего года обучения. Прием в младшие колледжи проводится на базе полной средней школы. Претенденты сдают вступительные экзамены и — все реже — «Тест достижений первой ступени».[7]

Младшие колледжи на 90% частные и очень популярны среди молодежи. Число желающих поступить в них ежегодно в три раза превышает число мест. Около 60% колледжей предназначены только для женщин. В них изучаются такие предметы, как домашние финансы, литература, языки, образование, сохранение здоровья.

Поступить в технологические колледжи можно после окончания неполной или полной средней школы. В первом случае срок обучения составляет 5 лет, во втором — два года. В колледжах этого типа изучают электронику, строительство, машиностроение и другие дисциплины. В Японии около 60 технологических колледжей, в которых обучается около 55 тыс. студентов. Выпускники таких институтов устраиваются на работу на фирмы и исследовательские центры, связанные с разработкой новой передовой технологии и ноу-хау. В технических институтах готовят также специалистов торгового флота.[1]

Колледжи специальной подготовки предлагают годичные профессиональные курсы бухгалтеров, машинисток, дизайнеров, программистов, автомехаников, портных, поваров и др. Число таких учебных заведений, большинство из которых частные, достигает 3,5 тысяч. Правда, их выпускники не имеют права продолжать обучение в вузе, младшем или техническом колледже.

Высшее образование выпускники полной средней школы в Японии могут получить в университетах и институтах. Система высшего образования включает в себя следующие основные четыре вида образовательных учреждений:

Университеты полного цикла (4 года);

Университеты ускоренного цикла (срок обучения — 2 года, студенты специализируются на таких направлениях, как экономика, литература, иностранные языки, педагогика);

Профессиональные колледжи (срок обучения не более 3-х лет и ориентированны на тех, кто желает получить узкотехническое образование);

Технические институты (срок обучения — 5 лет и дают широкую техническую подготовку).

На медицинском и ветеринарном факультетах обучение продолжается 6 лет. Это в основном частные учебные заведения. После окончания основного 4-летнего курса обучения выпускник может поступить в магистратуру или докторантуру. Срок обучения в магистратуре — 2 года, в докторантуре — 5 лет.[18]

В Японии около 600 университетов, включая 425 частных. Общая численность студентов превышает 2,5 млн. человек. Самыми престижными государственными университетами являются Токийский (основан в 1877 году, имеет 11 факультетов), университет Киото (1897 год, 10 факультетов) и университет в Осаке (1931 год, 10 факультетов).

За ними в рейтинге следуют университеты Хоккайдо и Тохоку. Из частных наиболее известны университеты Тюо, Нихон, Васэда, Мэйдзи, Токай и Кансайский университет в Осаке. Кроме них есть значительное количество «карликовых» высших учебных заведений, насчитывающих 200-300 студентов на 1-2 факультетах.

Поступить в государственные университеты можно, только закончив полную среднюю школу. Прием проводится в два этапа. На первом этапе абитуриенты централизованно сдают «Общий тест достижений первой ступени», который проводится Национальным центром по приему в университеты. Те, кто успешно выдержал тестирование, допускаются к вступительным экзаменам, проводимым уже непосредственно в университетах. Получившие высшие оценки по тестам допускаются к сдаче экзаменов в самые престижные университеты страны.

Следует подчеркнуть, что частные университеты проводят вступительные экзамены самостоятельно. Лучшие частные университеты имеют в своей структуре начальные, младшие и старшие средние школы и даже детские сады. И если абитуриент успешно прошел весь путь от детского сада до старшей школы в системе данного университета, он зачисляется в него без экзаменов.

Характерной особенностью организации учебного процесса в японских университетах является четкое деление на общенаучные и специальные дисциплины. Первые два года все студенты получают общеобразовательную подготовку, изучая общенаучные дисциплины — историю, философию, литературу, обществоведение, иностранные языки, а также слушая спецкурсы по своей будущей специальности. За первый двухгодичный период студенты получают возможность глубже вникнуть в суть избранной специальности, а преподаватели — убедиться в правильности выбора студента, определить его научный потенциал. Теоретически по окончании общенаучного цикла студент может поменять специализацию и даже факультет. В реальности, однако, такие случаи крайне редки и имеют место только в рамках одного факультета, а инициатором выступает администрация, а не студент. В последние два года студенты изучают избранную ими специальность.[12]

Сроки обучения во всех университетах стандартизированы. Базовый курс высшего образования составляет 4 года по всем основным направлениям обучения и специальностям. Медики, стоматологи и ветеринары учатся на два года дольше. По окончании базового курса присуждается степень бакалавра — Gakushi. Формально студент имеет право числиться в вузе 8 лет, то есть отчисление нерадивых студентов практически исключается.

За редким исключением перевод из одного университета в другой не практикуется. Но отдельные университеты осуществляют прием иностранных студентов на второй или третий курс, при этом проводятся специальные экзамены по переводу иностранцев (transfer examination).

Выпускники вузов, проявившие способности к исследовательской работе, могут продолжить обучение на степень магистра (Shushi).

Оно длится два года. Степень доктора философии (Hakushi) требует уже трех лет обучения для тех, кто имеет степень магистра, и не менее 5 лет для бакалавров.

Большинство университетов организуют учебный процесс по семестровой системе. В университетах принята система зачетных единиц, которыми оценивается объем изучаемого курса, исходя из количества часов, затрачиваемых еженедельно в течение семестра на работу в аудитории или лаборатории. Количество зачетных единиц, которые нужно набрать для получения степени бакалавра, колеблется от 124 до 150.[11,21]

Программа на степень магистра предусматривает углубленную научную и профессиональную специализацию. После двухлетнего обучения по программе, оценивающейся в 30 зачетных единиц, сдачи выпускных экзаменов и защиты тезисов (диссертации) выпускнику аспирантуры присуждается степень магистра. Трехлетние докторские программы включают учебный курс в объеме 50 зачетных единиц, выпускной экзамен и защиту диссертации на основе индивидуально проведенных исследований.

Кроме студентов, аспирантов и докторантов, в японских вузах есть вольнослушатели, переводные студенты, студенты-исследователи и коллегиальные исследователи. Вольнослушатели зачисляются на базовый курс или в аспирантуру для изучения одного или ряда курсов. Переводные студенты из японских или зарубежных вузов зачисляются для посещения одной или более лекций либо для получения научного руководства в аспирантуре или докторантуре (с учетом полученных ранее зачетных единиц).

Студенты-исследователи (Kenkyu-sei) поступают в аспирантуру на год и более для изучения какой-либо научной темы под руководством профессора данного университета, однако академические степени им не присуждаются. Наконец, коллегиальными исследователями называют преподавателей, учителей, научных работников и прочих специалистов, изъявивших желание проводить исследовательские работы под руководством профессора данного университета.[20]

Студент — иностранец, желающий поступить в один из университетов Японии, должен иметь 18 полных лет, аттестат об окончании средней школы у себя на родине, документ, подтверждающий, что он прошел как минимум, 2- семестровую подготовку по японскому или английскому языку у себя на родине. Подача заявления о приеме в университет происходит в период с июня по август каждого года. Преподавание в вузах Японии в основном ведется на японском языке, но некоторые университеты ведут преподавание и на английском.

В последние годы Министерство высшего образования Японии стало уделять особое внимание краткосрочным формам получения специального образования для студентов — иностранцев. Краткосрочные варианты получения образования в Японии ориентированы на такие области знаний, как японский язык, японская литература и культура, экономика, обществоведение. Поскольку программа подготовки по эти направлениям предусматривает ограниченный временной отрезок (до 1 года), то она ведется на английском языке.

Японский язык считается одним из самых сложных в мире. Однако, не изучив его, вы не сможете ни понять обычаи и культуру Японии, ни проникнуть в суть менеджмента по-японски, ни учиться в японских университетах. Существует возможность выучить японский язык непосредственно в Японии.[7,12]

Вывод по главе 2

Постоянно растущий спрос на высшее образование, полученное в Китае, свидетельствует о том, что высококлассные специалисты, владеющие китайским языком, чрезвычайно востребованы во всем мире. Уже около 500 вузов Китая принимают на обучение иностранцев, и сегодня в них учится более 300 тысяч студентов из 175 стран.

Китайские вузы являются государственными, но имеют некоторую автономность, поэтому каждый предлагает свою методику преподавания и образовательную программу, а также довольно узкую специализацию. Высшее образование в Китае берет за основу общепринятый стандарт: бакалавриат (4-5 лет), магистратура (2-3 года), постдипломные практики и докторантура с последующим присвоением степени доктора наук.

Вузы Китая имеют и собственные правила приема. Но, в целом, для поступления на бакалаврскую программу нужен аттестат о среднем образовании и возраст от 18 до 25 лет. Заявление о приеме в университеты Китая лучше отправлять в январе, так как документы на зачисление начинают оформлять в феврале-марте. Учебный год в Китае длится с 1 сентября до начала июля.

Для обучения в китайских университетах необходимо знание китайского языка (или, в некоторых вузах, английского, подтвержденного сертификатами TOEFL или IELTS).

Существуют университетские подготовительные курсы и языковые школы, готовящие к сдаче языкового экзамена HSK. Студентов распределяют в группы соответствующего уровня, занятия проходят круглый год и рассчитаны на разные сроки — от 1 месяца до 1 года. Есть также краткосрочные летние курсы. Этих знаний, как правило, достаточно для успешного поступления в университеты Китая.

Особенностью японского образования является строгая экзаменационная система при поступлении в вузы. Обучение на высшей ступени средней школы является усиленной подготовкой к экзаменам. Существует целый ряд подготовительных учреждений и вступительные экзамены для всех абитуриентов являются тяжелейшим испытанием.

Для нерезидентов поступление в высшее учебное заведение затруднено, главным образом, необходимостью знания японского языка и отсутствием эквивалентного диплома о среднем образовании. Этот диплом можно получить проучившись на подготовительных курсах или высшей ступени средней школы. Поступить в университет можно также имея диплом технического колледжа. Специально для иностранцев функционируют учебные заведения, где можно получить сертификат, эквивалентный японскому свидетельству о завершении 12-летнего среднего образования.

Система высшего образования в Японии схожа с европейской и включает в себя университеты, профессиональные колледжи и институты. Причём образование в университете может строиться как по стандартной программе (4-6 лет в зависимости от специальности), так и по ускоренной (2 года).

Заключение

Современная система образования в КНР имеет ряд специфических черт, если сравнивать ее с зарубежными аналогами. Китай является страной с высоким и быстрорастущим уровнем грамотности населения, в том числе крестьянского

(составляющего основную массу населения стране).

Система образования в КНР, как и везде, включает начальную и среднюю школу, а также высшее и среднее специальное образование. В начальной школе в Китае учится порядка 140 млн. человек, срок обучения — шесть лет. В средней школе (разбитой на две ступени по три года) насчитывается около 60 млн. учеников. В ВУЗах КНР обучается примерно 3 млн. студентов. Срок обучения — 4-5 лет. Число ВУЗов и университетов немногим более 1 тыс.

Превосходя большинство азиатских стран по широте охвата населения базовым образованием, Китай заметно уступает им по относительному числу студентов. Отчасти этим объясняется сравнительно невысокая (хотя и имеющая тенденцию к росту) доля расходов на образование в ВВП страны (2,6).

Необходимо упомянуть еще два обстоятельства. Во-первых, в Китае существует разветвленная сеть профессионально-технических, педагогических и медицинских училищ (свыше 4 млн. учащихся, срок обучения — 2-4 года), а также широко распространены разнообразные формы продолжения общего образования и повышения профессиональной квалификации взрослых (такими формами обучения охвачено более 12 млн. человек).

Помимо этого существует и система профессиональной переподготовки для лиц, потерявших работу на государственных предприятиях. Во-вторых, огромную роль в повышении профессиональной грамотности и технической квалификации населения играют средства массовой информации, в том числе многочисленные образовательные программы телевидения.

Большое внимание уделяется в Японии дошкольному образованию, ведь согласно утверждениям психологов, до семи лет человек получает 70% знаний и только 30% — за всю последующую жизнь. В детстве закладывается умение ребёнка контактировать с другими людьми, а это в японском обществе, сориентированном на ценности коллектива, очень важно. Дошкольное образование по традиции начинается в семье. Многие из японок говорят о том, что воспитание детей — это всё что им необходимо сделать, чтобы их жизнь была икигаи — имеющая смысл. Взаимодействию с другими людьми дети учатся в семье, наблюдая за своими родителями, однако практика приобщения детей к групповым ценностям осуществляется в детских садах и школах.

Курс школьного обучения в Японии занимает 12 лет, и половина его приходится на начальную школу из-за исключительной сложности и трудоемкости изучения родного языка. Ученики должны усвоить 1850 иероглифов — минимум, установленный министерством просвещения (но даже для чтения книг и газет требуется знать гораздо больше — до 3 тысяч).

Половиной этого иероглифического минимума нужно овладеть уже в младших классах. К тому же каждый из иероглифов имеет несколько вариантов чтения и произношения.

Каждый день после занятий в обычной школе дети вновь отправляются учиться, но теперь уже в другую, необязательную школу, но крайне необходимую для перехода на следующую ступень средней школы и в университет. Эти школы называются «дзюку», в переводе — «школа мастерства», но правильнее было бы сказать — «репетиторская школа». Там специально нанятые учителя еще раз объясняют детям то, что уже было сказано в школе днем, добавляя к этим знаниям новые, которыми можно блеснуть на экзамене.

Учебный год в Японии — самый, наверное, длинный: 240 дней. И несмотря на это, преподаватели задают на дом столько, что старшеклассники вынуждены сидеть над учебниками еще по 5-6 часов в день.

В японской школе учителю традиционно отводится весьма почетная роль. В основе этого лежит конфуцианский культ почитания старейшин. Японское слово учитель («сэнсэй») в дословном переводе означает «ранее рожденный». Школьный учитель не только передает знания, он предстает воспитателем, наставником подростков в их первых шагах на жизненном пути.

В университетах полного цикла обучение продолжается 4 года, однако на медицинском и ветеринарном факультетах — 6 лет. После окончания основного 4- летнего курса обучения в университете выпускник может поступить в магистратуру или докторантуру. Срок обучения в магистратуре в японских вузах — 2 года. Докторантура предполагает 5 лет обучения. Японские вузы имеют уникальный в мире институт «студента-исследователя» — кэнкюсэй. Это значит, что студент, поставивший перед собой цель получения научной степени, имеет возможность заниматься исследовательской работой в выбранной им конкретной области знаний в течение от 6-ти месяцев до 1-го академического года.

Таким образом, мы видим, что в структурном плане система общего образования во многом напоминает американскую. Однако это относится лишь к формальному построению школы. По своему содержанию, по своему духу, японская школа уникальна. Она никогда не была узко прагматичным средством решения каких- либо частных проблем. Она всегда сохраняла родовую сущность — работала в широком ценностно-смысловом контексте.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/doshkolnoe-obrazovanie-v-kitae/

1. Андреев В. Н. Система образования в Японии.- Мин.: Национальный ин-т образования.-2008.-№2.-с.13-18

. Антиповский А.А., Боревская Н.Е., Фрапчук Н.В., Политика в области науки и образования в КНР.-2006.-№2.-с.54-56

. Блок М. Проблемы и трудности японской школы//Народное образование.-2008.-№4.-с.1-2

. Боенко М.А., Основные направления реформ в системе образования КНР//Философия образования.-2007.-№1.-с.24-28

. Бондаренко А.В., Урок в японской школе//Начальная школа.-2009.-№2

. Боревская Н.Е., Школа в КНР.-2007.-№5.-с.17

.Джуринский А.Н., Чему и как учат в Японии//Народное образование.-2008.-№4.-с.15-17

. Китаев С.Н., Реформы эпохи Мэйдзи.-СПБ.:Питер.-2010.-№3.-с.42-44

.Лю Сяоянь, Подготовка учителей в Китае//Педагогик.-2009.-№.-с.25-27

.Мисару Ибука, После трех уже поздно//Дошкольное воспитание.-2007.№2.-с.3-4

.Парамонова Л.Н., Дошкольное и начальное образование за рубежом//История и современность.-2008.-№5.-с.10-13

. Протасова Е.Ю., Реформа высшего образования в современной Японии.-2009.-№2.-с.31-32

. Сорокина Т.Н., Образование и наука в КНР.-М.: Наука.-2007.-№3.-с.47-48

. Сяомань И., Реформа содержания образования в Китае//Педагогика.-2009.-№2.-с.21-22

. Тань Чжи Сун., Высшее педагогическое образование в Китае в 21веке.-2011.-№4.-с.12-15

. Тарасюк Л.Н., Развитие системы образования в КНР.-М.: Наука.- 2007.- № 2.- с. 3-5

. Чжан Лили, Состояние китайского высшего образования.-2010.-№3.-с.43-46

.Янару Мисари, Япония: государственная политика в области образования// Проблемы теории и практики управления.-2010.-№4.-с.51-53