В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. В Европе и Америке на эту тему написано огромное количество статей и книг, регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. И, конечно, речь идет не о научной моде, а о специфической реакции психологического сообщества на беспрецедентный рост агрессии и насилия в «цивилизованном» двадцатом веке.
В связи с этим, перед психологами и педагогами возникли вопросы, касающиеся детской агрессии. Следует отметить, что сама по себе тема «детской агрессивности» долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии. Даже в настоящее время публикации на эту тему у нас единичны, и представляют собой, главным образом, обзор зарубежных исследований.
И, тем не менее, можно констатировать, что на сегодня наиболее впечатляющие результаты в изучении природы и механизмов агрессивного поведения детей достигнуты именно в психологической науке. Но вполне естественно, что в этой интересной, сложной и интенсивно изучаемой области все еще остается много нерешенных проблем, и нет ответов на многие вопросы.
Данная работа посвящена рассмотрению некоторых сторон детской агрессивности.
Была выдвинута следующая гипотеза: эмоциональный принятие ребенка родителями, снижает уровень проявления агрессии ребенком по отношению к взрослым.
Цель работы: изучение агрессивного поведения детей.
Задачи:
- изучение научно-методической литературы по данной теме;
- рассмотреть сущность и причины агрессивного поведения;
- организация диагностического эксперимента;
- проведение корреляционного анализа, для выявления уровня зависимости одного явления от другого;
- оценка и анализ результатов полученных в ходе контрольного эксперимента;
Базой экспериментального исследования являлась вторая подготовительная группа МБДОУ № 19, расположенное по адресу: г. Можга, ул. Советская, 8а.
Для достижения поставленных задач были использованы следующие методы: наблюдение (карты наблюдения Д. Скотта), ОДРЭВ Захаровой
2. Понятие агрессии.
2.1. Понятие агрессии и агрессивности
Слово «агрессия» (происходит от латинского – нападать) – индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического и психического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы детей. Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью.
Агрессивное поведение младших школьников
... внесет в изучение данной проблемы свой вклад. Цель исследования:, Задачи исследования: 1. Проанализировать имеющиеся научные данные относительно личностных особенностей агрессивного поведения младших школьников; 2. Изучить теоретические концепции формирования агрессивности у ...
Агрессия представлена множественными терминами в обыденной речи:
Для того чтобы рассмотреть проблему детской агрессивности в дошкольном и младшем школьном возрасте для начала поясним, каково общее понятие агрессии, какова ее структура и природа. Изучив большое количество психолого-педагогической литературы, мы пришли к мнению, что у разных исследователей-психологов есть своя формулировка агрессии и агрессивности. В психологии этим понятиям даются различные трактовки. Агрессивность определяется как:
- Как отмечал С.С. Степанов – агрессивность обычно понимается как склонность к причинению другим морального и физического ущерба. Агрессия это причинение вреда человеку, предмету, группе людей, выражается словесно или физически [16;123]
В.В. Юрчук считает что агрессия – мотивационное поведение, акт, который может часто наносить вред объектам атаки – нападения или же физический ущерб другим индивидам, вызывающий у них депрессии, неуютность, напряженность, страх боязнь, состояние подавленности [17;277]
По мнению Р.С. Немова, «агрессивность» (враждебность) – поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред другим людям и окружающему миру [18;433]
Н.И. Конюхов определяет агрессивность, как качество человека выражающееся в проявлении враждебности, негативных чувств по отношению к другим людям, стремление к насильственным действиям по отношению к окружающим людям или объектам. Может являться формой проявления снятия внутреннего напряжения, а также формой проявления личностных процессов.
Е.Н. Корнеева трактует агрессивность как стремление одного существа причинить вред другому. В человеческом обществе агрессия оценивается как негативное явление, при котором человек не должен жить, заставляя других и тем более испытывать от этого удовольствие. Детскую же агрессию, она считает явлением специфическим и отнюдь не неизбежным [21;345].
Психологический словарь под редакцией А. Зинченко предлагает следующее определение агрессии – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт [19;231].
Таким образом, из вышеперечисленных определений агрессии и агрессивности, мы согласны с выводами Р.С. Немова и А. Зинченко о том, что агрессия – это враждебное поведение человека в отношении других людей, это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей. Действительно, агрессия может приносить физический ущерб людям и вызывать психический дискомфорт. Значит, агрессия представляет собой сложный поведенческий комплекс, а агрессивность, как проявление агрессии может сделать ребенка, либо упорным, либо безвольным, способно развить дух инициативы или же породить замкнутость и враждебность.
«агрессивного поведения старших подростков» в отечественной психологии ...
... агрессия обычно понимается как умышленное причинение психического или физического вреда другому человеку. Актуальность данной проблемы определила формулировку темы нашего исследования «Коррекция агрессивного поведения старших подростков». Объект исследования: агрессивное поведение старших подростков. ... и другие. В западной психологии предмет агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения ...
2.2. Виды агрессии
Агрессия всегда ассоциировалась с таким философско-нравственным понятием как зло. В древнейшей философии присутствуют разные точки зрения по этому вопросу. Китайский философ Сюн-цзы считал, что человек имеет «злую природу». Другой китайский философ Мэн-цзы провозгласил идею о том, что все люди рождаются добрыми или нравственно-нейтральными, а затем под воздействием порочных общественных факторов может привести к тому, что человек станет злым.
Проанализировав разные точки зрения, многие исследователи дают различную классификацию видов агрессивного поведения.
В.В. Петровский и М.Т. Ярошевский разделили агрессию на следующие виды:
А. Басс и А. Дарки предлагают свои дифференцирующие проявления агрессии и враждебности, выделив следующие виды реакций:
- Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
- Косвенная агрессия – направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
- Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
- Негативизм – оппозиционная манера активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
- Обида – зависть и ненависть к окружающим.
- Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
- Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
- Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта о том, что он является плохим человеком [22;178]
Е.Н. Корнеева разделила агрессию на:
Считает, что это явление специфическое и весьма неизбежное, также она определила направления агрессии:
Структуру агрессивного поведения предложили в своих работах И.В. Заградова, А.К. Осинский, Н.Д. Левитов:
По направленности:
По цели:
По методу выражения:
По степени выражения:
По наличию инициативы:
Таким образом, мнения исследователей по вопросу теории и виды агрессии весьма неоднозначны. Мы согласны с точкой зрения А. Басс и А. Дарки. Они полно выделяют показатели агрессивности, которые помогут нам в дальнейшем провести исследовательскую работу с детьми старшего дошкольного возраста.
2.3. Причины детской агрессии
Западные и отечественные психологи ведут нескончаемые споры о том, каковы же причины, побуждающие ребенка к агрессивным действиям.
Причины проявления агрессивности можно объединить в несколько групп.
I группа – физиологические:
II группа – индивидуально-психологическая:
III группа – социальные причины:
- Агрессия возникает у детей в условиях дефицита добра, ласки, любви. Также ее формы являются спровоцированной формой защиты:
- когда агрессия порождает в ответ на агрессивное поведение взрослых или сверстников;
- агрессия провоцируется равнодушием в ответ на безразличное отношение, когда окружающие «не замечают» существование ребенка, «игнорируют» его. В этих случаях он активно отстаивает свое право на внимание криком;
- агрессия порождается чрезмерной любовью окружающих, часто безрассудной и авторитарной. В таких случаях ребенок может стать игрушкой в руках взрослого;
- стремление удовлетворить все желания ребенка по первому требованию, его положение в статусе «кумира семьи», воспитание по типу «трон принца», когда вместо любви и ласки ребенок получает суррогаты эмоций. Невозможность удовлетворить все желания ребенка, также провоцирует агрессию;
- способ самоутверждения в результате переживаний, связанных с неудовлетворением своим статусным положением в группе сверстников, которые часто определяются воспитателем и родителями («плохой», «драчун», «не играйте с ним»)
2. Сформированные взрослыми агрес
Теоретические основы исследования причин и проявлений дизорфографии ...
... Основное содержание курсовой работы представлено на … странице машинописного текста. Список литературы включает …. наименование. Глава 1. Теоретические основы исследования причин и проявлений дизорфографии у младших ... в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками. Выделение дизорфографии как вида нарушения языковых способностей детей и формирования у них письменной речи, требующего ...