Стиль руководства — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива.
Часто под руководством мы подразумеваем, управление в целом, но это распространённое мнение ошибочно, потому что управление делится на две полярные категории: руководство и лидерство. В свою очередь эти категории
Но сказать однозначно, что лидерство и руководство несовместимы, нельзя. Лидерство это скорее состояние души человека и совокупность его личностных качеств, а отличие от руководства — руководящий пост может занимать любой человек, не зависимо от его характера и настроя. Так лидер может иметь большее влияние на сотрудников, чем непосредственный руководитель.
Объектом исследования являются понятия «лидерство» и «руководство».
Предметом — сходство и различие понятий и сферы их применения.
Понятия лидерства и руководства. Их основные свойства.
Лидерство и руководство — это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи. На практике, как правило, не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений в управлении. Исследования показывают, что значительная группа руководителей во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.
Существует различие между формальным лидерством — когда влияние исходит из официального положения в организации и естественным лидерством — когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера.
Лидерство — это психологическая
Однако, несмотря на приведенные
Лидерство и руководство в организации
... организации – человек, эффективно осуществляющий формальное руководство и лидерство» (2). Для управления важно и руководство, и лидерство. Лидер важен потому, что он постоянно функционирует на фоне меняющихся отношений внутри группы, оказывая постоянное влияние на ...
Сравнение категорий «руководство» и «лидерство»
Руководство |
Лидерство |
1. Осуществляется регуляция |
1. Осуществляется регуляция межличностных отношений в группе |
2. Связано со всей системой |
2. Является элементом макросреды (так же, как сама малая группа) |
3.Целенаправленный процесс, осуществляемый под контролем различных элементов социальной |
3. Возникает стихийно |
4. Явление более стабильное |
4. Явление менее стабильное и зависит в большей степени от настроения группы |
5. Более определенная система |
5. Менее определенная система различных санкций |
6. Процесс принятия решений |
6. Решения принимают непосредственно по групповой деятельности |
7. Сфера действий руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе |
7. Сфера деятельности лидера — в основном малая группа |
Руководитель — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.
Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.
Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.
Официально назначенный руководитель подразделения обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе.
Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в формальном процессе принятия и реализации решений.
Это во многом происходит оттого, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого
Используя свой профессионализм, различные способности и умения, руководители концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры, наоборот, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. А самое главное, после того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего вознаграждения.
Типология лидерства
Лидерство можно назвать одним из уникальных феноменов политической и общественной жизни, связанным с осуществлением властных функций. Оно является неизбежным в любом цивилизованном обществе и пронизывает все сферы жизнедеятельности.
Лидерство по своей природе способно сплотить людей в совместных усилиях, причем осуществлять эту задачу в течение длительного времени, постепенно решая задачи, подчиненные общей цели.
Существуют различные
В соответствии с учением М.Вебера о способах легитимации власти лидеров подразделяют на :
- традиционных лидеров, которыми обычно являются вожди племен, монархи и т.д. Их авторитет основан на традиции, обычае;
- рационально-легальных, или рутинных — это лидеры, избранные демократическим путем;
- харизматических — лидеров, наделенных, по мнению масс, выдающимися качествами, необычайной способностью к руководству.
В основе первого типа лидерства лежит привычка, второго — разум, третьего — вера и эмоции.
Дж.Мак-Грегор Бернс разделяет лидеров на две категории: преобразователи и дельцы. Лидеры — преобразователи, имеющие определенные взгляды на общество, начинают что-то предпринимать во имя реализации своих воззрений. Лидеры-дельцы, напротив, действуют по принципу “здесь и сейчас”, фокусируя свое внимание на деталях, без формирования глобального взгляда на то, каким должно быть общество в конечном итоге.
Существует также деление лидеров на обычных (“реальных”) и великих (как великих “героев, так и великих “злодеев”).
Реальные лидеры не оставляют след в истории, не изменяют обычного хода событий. Считается, что только лидеры – герои определяют ход истории.
На основе характера лидеров разделяют на “активно-позитивных” и “активно-негативных”, а также на “пассивно-позитивных” и “пассивно-негативных”.
В социально — психологической литературе существует два психологических типа лидеров: “игроки” и “открытые”.
Первые внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они быстро меняют позиции, следуя исключительно своим интересам. На деле они не умеют работать с полной отдачей, плохо справляются с проблемами.
“Открытые” лидеры не столь заметны, но они последовательны. Берутся за любые трудные дела, стремятся добросовестно во все вникнуть, чем завоевывают доверие и уважение на долгое время. Власть в их руках остается надолго. Именно они являются истинными лидерами, обладающими непререкаемым авторитетом у своих подчиненных.
В книге “Основы социально — психологических теорий” предложена концептуальная типология лидерства Б.Д.Парыгина, предполагающая дифференциацию лидеров в соответствии с особенностями их деятельности по трем различным основаниям:
1. По содержанию деятельности — лидер — программист — “творец” ситуации, не только создающий, но и в большинстве случаев разрешающий ее, и лидер — “исполнитель”, то есть приспособленец, чутко улавливающий групповые настроения и приходящий на смену лидеру — “программисту” лишь после того, как ситуация создана.
2. По стилю руководства — авторитарный лидер, ориентирующийся на себя, и демократический, ориентирующийся на группу.
3. По характеру деятельности (лидер ситуационный, т.е. умеющий создавать и разрешать только определенные, сходные ситуации, или же универсальный, справляющийся с обязанностями организатора в различных ситуациях, не похожих друг на друга).
В организациях различают “формальное” и “неформальное” лидерство.
Первое связано с установлением правил назначения руководителя и подразумевает функциональные отношения. “Неформальное” лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников. Эти типы лидерства либо дополняют друг друга и сочетаются в лице авторитарного руководителя, либо вступают в конфликт и тогда эффективность организации падает. 1
Карьера лидера зависит не только от общих условий, но и от его личных качеств. Его успех возможен при осуществлении ряда функций.
Конструктивная функция — выражение интересов общества в конкретной программе. Она должна быть ориентирована на удовлетворение интересов всех или деятельного большинства общества, притязаний возможно большего числа людей и групп, но при условии, что они не будут ущемлять интересы других слоев общества.
Организационная функция включает создание кадров и системы управления, сплочение сторонников, планирование политических процессов и действий, практических аспектов политической работы. Лидер формирует аппарат, распределяет в нем обязанности, создает условия для воспитания, выдвижения и назначения руководителей, контролирует и регулирует отношения между ними, ориентирует их на компромисс или на решительное изменение политики и замену руководства и др.
Координационная функция — согласование действий институтов власти, учреждений, направлений их деятельности. Лидер должен приводить их решения и политический выбор в соответствие с общественным мнением, с принятой в обществе системой ценностей.