Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае

Контрольная работа

Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем и средневековом Китае

Внутри каждой страны существует свой некий конкретный опыт в той или иной сфере общественной жизни, который не только обобщает педагогическую деятельность, но и часто формирует основы для её восприятия будущим поколением. Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи: освоение опыта предыдущих поколений, обогащение этого опыта и передача его следующему поколению. Общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. В этой связи появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений.

В Китае школа и воспитание развивались под влиянием разнообразных экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов. Воспитание главным образом определялось общественным и имущественным положением человека.

Образование и воспитание в Китае развивались в логике эволюции конкретно-исторических ценностей.

Человек формировался в рамках жестких социальных норм, обязанностей и личной зависимости. Религия выступала носителем идеалов воспитания и обучения.

В основе воспитательно-образовательных традиций воспитания и обучения детей в Древнем Китае, как и в других странах Востока, лежал опыт семейного воспитания, уходивший истоками в первобытную эпоху. Всем было необходимо соблюдать многочисленные традиции, упорядочивавшие жизнь и дисциплинировавшие поведение каждого члена семьи. Так, нельзя было произносить бранные слова, совершать поступки, вредящие семье и старшим. В основе внутрисемейных отношений лежало уважение младшими старших, школьный наставник почитался как отец. Роль воспитателя и воспитания была в Древнем Китае чрезвычайно велика, а деятельность учителя-воспитателя считалась весьма почетной.

2. Типы учебных заведений

История китайской школы уходит своими корнями в глубокую древность. По преданиям, первые школы в Китае возникли в 3-м тысячелетии до н.э. Первые письменные свидетельства о существовании в Древнем Китае школ сохранились в различных надписях, относящихся к древнейшей эпохе Шан (Инь) (16-11 вв. до н.э.).

В этих школах учились лишь дети свободных и состоятельных людей. К этому времени уже существовала иероглифическая письменность, которой владели, как правило, так называемые пишущие жрецы. Умение пользоваться письменностью передавалось по наследству и крайне медленно распространялось в обществе. Поначалу иероглифы высекали на черепашьих панцирях и костях животных, а затем (в X- IX вв. до н.э.) — на бронзовых сосудах. Далее, вплоть до начала новой эры, для письма использовали расщепленный бамбук, связанный в пластины, а также шелк, на которых писали соком лакового дерева, с помощью которых писали соком лакового дерева с помощью заостренной бамбуковой палочки. В III в. до н.э. лак и бамбуковую палочку постепенно заменили тушь и волосяная кисточка, В начале II в. н.э. появляется бумага. После изобретения бумаги и туши обучение технике письма стало более легким делом. Еще раньше, в XIII-XII вв. до н.э., содержание школьного обучения предусматривало овладение шестью искусствами: моралью, письмом, счетом, музыкой, стрельбой из лука, верховой и упряжной ездой.

6 стр., 2808 слов

Воспитание и обучение в древнем китае. Физическая культура в древнем Китае

... Особенности питания школьника Питание реферат воспитание и обучение в древнем китае школе должно быть хорошо организованным. Конфуций первым стал обучать простолюдинов и любил повторять В обучении не должно быть различия ... накопленный за многовековую историю педагогический опыт извлечь из него необходимые уроки включить наиболее ценное современную науку и практику постараться не повторять на ...

Унаследованная от древности, сохранявшаяся в Китае вплоть до начала XX в., система школьного образования имела следующий вид: обучение мальчиков грамоте начиналось с 6-7-летнего возраста в казенной начальной школе за умеренную плату, что же касается девочек, то они в школах не учились и получали воспитание в семье. Богатые люди предпочитали обучать своих детей частным образом: они либо нанимали сыну учителя, либо отдавали его в частную школу. Первым текстом, который начинали учащиеся заучивать наизусть, была небольшая книга «Троесловие», составленная в XIII в. Ее текст был написан сжатым литературным слогом на классическом литературном языке в стихотворной форме. Книга состояла из 1068 иероглифов, расположенных в 356 строках по три иероглифа в каждой строке. Содержание этого учебного пособия представляло собой изложение начал философии, китайской классической литературы и истории. Здесь давалось краткое изложение основ конфуцианской морали, прославлялись древние мудрецы, приводились примеры, достойные подражания, упоминались важнейшие события древней истории Китая. Этот учебник использовался на протяжении нескольких столетий.

Затем учащиеся переходили к изучению другого текста — «Фамилии всех родов», в котором в рифмованной форме располагались наименования 408 односложных и 30 двусложных наиболее употребительных китайских фамилий по четыре иероглифа в строке. Это учебное пособие было составлено в X в. После этого учащиеся приступали к изучению текста другого учебного пособия — «Тысячесловника», созданного в VI в. н.э., т.е. значительно раньше, чем первые два. Этот учебный текст состоял из тысячи неповторяющихся иероглифов, разбитых на 250 строк по четыре иероглифа в каждой строке. По своему содержанию «Тысячесловник» в основном сходен с первым учебником «Троесловие». Текст «Тысячесловника» заучивался наизусть.

Помимо названных трех учебных пособий ученики заучивали и некоторые другие тексты, например такие, как «Оды для детей», содержание которых носило в основном нравоучительный характер. В стихотворной форме приводились «Упражнения для детей» для тренировки письма, «Речь для детей» _ для чтения и декламации. На этом заканчивалось начальное обучение, которое обычно длилось 7-8 лет. За это время учащиеся заучивали до 3 тысяч наиболее употребительных иероглифов, получали элементарные знания по арифметике и истории Китая. Большое значение в процессе элементарного обучения уделялось каллиграфии — искусству красиво писать иероглифы кистью. На этом для большинства детей образование и заканчивалось. После завершения начального обучения сдавались экзамены. Те, кто успешно их выдерживал, могли продолжать образование на второй ступени, условно говоря, в средней школе.

2 стр., 717 слов

"Концепция непрерывного физического образования детей и учащейся ...

... возможность успешной биологической, психологической и социальной адаптации человека. Концепция непрерывного физического образования детей и учащейся молодежи. Фундамент здоровья и положительного отношения к физической культуре закладывается в детстве, именно на этот этап в ближайшие годы необходимо ...

Обучение на второй ступени длилось 5-6 лет, в течение которых изучались классические книги, входившие в конфуцианское четверокнижие — «Сышу» и пятикнижие — «Уцзин». Четверокнижие состояло из четырех книг: «Великое учение» («Да сюэ») — о нравственности и политике; «Золотая середина» («Чжун юн») — о совершенствовании человека при помощи образования; «Мудрец Мэнь» («Мэнь цзы») — о восстановлении добра в человеке справедливой государственной властью; «Беседы и высказывания» («Лунь юй») — о жизни и деятельности Конфуция.

В последние годы обучения на второй ступени учащиеся обучались стилистике и умению писать стихи. Кроме того, обращалось внимание на умение толковать тексты классических книг и комментариев к ним, писать сочинения по определенной форме.

В процессе обучения на второй ступени учащиеся сдавали экзамены: месячные, квартальные и годовые. Таким образом, и в средней школе содержание ограничивалось весьма узкими рамками и носило чисто гуманитарный характер. Изучение светских наук, за исключением основ арифметики, не входило в содержание образования. Молодые люди в возрасте 18-19 лет могли готовиться к сдаче государственных экзаменов.

Система государственных экзаменов была громоздкой и сложной. В основном она состояла из трех последовательных ступеней.

Первая ступень — уездные экзамены, которые проводились ежегодно осенью в главном городе уезда. Претенденты, которые выдерживали эти экзамены, получали первую ученую степень «Сюцай» — «расцветающий талант». Обладатели первой степени могли рассчитывать на занятие чиновничьей должности в масштабах уезда, а также имели право сдавать экзамены на получение второй ученой степени. Те, кто не выдерживал дальнейших экзаменов и не получал никакой чиновничьей должности, обычно становились школьными учителями.

Вторая ступень — провинциальные экзамены, которые проводились весной один раз в три года в главном городе провинции, а также в Пекине и Нанкине. В большинстве случаев к ним допускались особенно отличившиеся обладатели первой ученой степени.

Выдержавшие провинциальные экзамены лица получали вторую ученую степень «Цзюйжэнь» (в буквальном переводе — «представляемый человек»).

Эти экзамены отличались большей строгостью и контролировались главным экзаменатором из Пекина. Его помощники и наблюдатели назначались из числа крупных чиновников. Обладатели второй ученой степени получали чиновничьи должности в масштабах провинции, а также имели право сдавать экзамены на получение третьей ученой степени в столице.

Третья ступень — столичные экзамены, которые проводились один раз в три года в специальной экзаменационной палате. Столичными экзаменами руководил генеральный экзаменатор, назначавшийся из числа крупных придворных сановников. Ему помогало большое число инспекторов и надзирателей.

Пройдя успешно процедуру столичных экзаменов, соискатели получали третью ученую степень. Из множества лиц, которые каждые три года приезжали в Пекин сдавать эти экзамены, только не более 300 человек получали искомую третью ученую степень, которая открывала путь к бюрократической карьере.

23 стр., 11491 слов

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

... его дипломная работа будет полезна для воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов, а также для родителей будущих первоклассников. ГЛАВА 1 .ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ 1.ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ., ...

На время экзаменов соискатели ученых степеней обычно запирались поодиночке в изолированные кельи, где они должны были написать сочинение на заданную тему в традиционном стиле, о котором уже говорилось ранее.

Традиционная система образования и практика государственных экзаменов официально просуществовали до 1905 г.

3. Философы, занимающиеся вопросами образования и воспитания в Древнем Китае

В VI в. до н.э. в Древнем Китае сформировалось несколько философских направлений, наиболее известными из которых были конфуцианство и даосизм, оказавших сильное влияние на развитие педагогической мысли в последующем.

Наибольшее воздействие на развитие воспитания, образования и педагогической мысли в Древнем Китае оказал Конфуций (551-479 до н.э.).

В основе педагогических идей Конфуция лежала трактовка им вопросов этики и основ управления государством. Особое внимание он обращал на нравственное самосовершенствование человека. Центральным элементом его учения был тезис о правильном воспитании как непременном условии процветания государства. По Конфуцию, прочность и жизненность общества покоятся на правильном воспитании его членов, согласно их социальному статусу: «Государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном». Правильное воспитание являлось, по Конфуцию, главным фактором человеческого существования. По мнению Конфуция, природное в человеке — это материал, из которого при правильном воспитании можно создать идеальную личность. Впрочем, Конфуций не считал воспитание всесильным, поскольку возможности различных людей от природы неодинаковы. По природным задаткам Конфуций различал «сынов неба» — людей, которые обладают высшей врожденной мудростью и могут претендовать быть правителями; людей, овладевших знаниями посредством учения и способных стать «опорой государства»; и, наконец, чернь — людей, неспособных к трудному процессу постижения знаний. Конфуций наделял идеального человека, сформированного воспитанием, особо высокими качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. Он высказывал идею разностороннего развития личности, отдавая при этом преимущество перед образованностью нравственному началу.

Его педагогические взгляды нашли отражение в книге «Беседы и суждения», содержащей по преданиям запись бесед Конфуция с учениками, которую учащиеся заучивали наизусть, начиная со II в. до н.э. Вот некоторые сентенции из этой книги, отражающие высокую оценку роли обучения: «учиться без пресыщения, просвещать без устали»; «учиться и время от времени повторять изученное, разве это не приятно?»; «учиться и не размышлять — напрасно терять время, размышлять и не учиться — губительно»; «если не можешь совершенствовать себя, то как же сможешь совершенствовать других людей?».

Обучение, по Конфуцию, должно было основываться на диалоге учителя с учеником, на классификации и сравнении фактов и явлений, на подражании образцам. В трактате «Книга обрядов», созданном последователями Конфуция, подробно изложены и его педагогические идеи. Школьное обучение признавалось необходимым в жизни человека: «Только начав учиться, узнаешь о собственном несовершенстве и получишь возможность самообразовываться»; «думай о том, чтобы с начала до конца постоянно пребывать в учении».

Учителю и его ученику предлагалось совершенствоваться одновременно:

12 стр., 5858 слов

Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока (2)

... на Древнем Востоке развитие ремесел, торговли, усложнение характера труда, рост городского населения способствовали некоторому расширению круга людей, которым было доступно школьное обучение и воспитание. Помимо представителей аристократии и служителей культа, в школах учились ...

  • «Учитель и ученики растут вместе». В главе книги «Книга обрядов», озаглавленной «Об учении», изложены представления Конфуция о содержании школьного обучения, которое должно начинаться в возрасте 7-8 лет. После первого года ученик должен овладеть умением читать и обрести способность к учению;
  • через 3 года необходимо выяснить, имеет ли ученик тяготение к учению, приятно ли ему общество товарищей;
  • через 5 лет должны проверяться широта знаний и привязанность к наставнику;
  • через 7 лет ученик должен быть подготовлен к осмысленным рассуждениям;
  • наконец, через 9 лет, при завершении обучения, учащемуся необходимо уметь делать самостоятельные умозаключения, «твердо стоять в науке».

В главе «Записка об учении» названной книги сформулирован ряд педагогических принципов: «если не пресекать дурное, когда оно обнаружилось, то дурное не преодолеть»; «когда благородный муж учит и наставляет, он ведет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, открывает пути, но не доводит до конца»; «благородный муж в учении закаливается, совершенствуется, а отдыхая, приобретает знания в развлечениях»; «если учиться, когда время ушло, то, как ни старайся, не добьешься успеха»; «питай почтение к последовательности, постоянно служи своему долгу, и совершенство придет»; «кто утвердится в учении, а наставник станет ему родным … он будет получать наслаждение в обществе своих товарищей»; «если учиться в одиночестве, не имея товарищей, кругозор будет ограничен, а познания скудны» и др.

В общем, конфуцианский подход к обучению заключен в емкой формуле: согласие между учеником и учителем, легкость обучения, побуждение к самостоятельным размышлениям — вот что называется умелым руководством.

Поэтому в Древнем Китае большое значение придавалось самостоятельности учащихся в овладении знаниями, а также умению учителя научить своих воспитанников самостоятельно ставить вопросы и находить их решения.

Конфуцианскую систему воспитания и образования развивали Мэнцзы (ок. 372-289 до н.э.) и Сюньцзы (ок. 313 — ок. 238 до н.э.).

Оба они имели много учеников. Мэнцзы выдвинул тезис о доброй природе человека и поэтому определял цель воспитания как формирование добрых людей, обладающих высокими моральными качествами.

Сюньцзы, наоборот, выдвинул тезис о злой природе человека и отсюда задачу воспитания видел в преодолении этого злого начала. В процессе воспитания и обучения он считал необходимым учитывать способности и индивидуальные особенности учеников.

Перу одного из последователей Конфуция и Мэнцзы, имя которого неизвестно, принадлежат «Заметки об учении» (III в. до н.э.), в которых дается описание школьной системы этого периода, говорится о необходимости умственного, морального, эстетического и физического развития учащихся.

В этом трактате отмечалось, что в процессе воспитания и обучения надо учитывать возраст учащихся, идти от простого к сложному.

В период правления династии Хань (206 до н.э. — 220 н.э.), завершивший эпоху Древнего Китая, конфуцианство было объявлено официальной идеологией. В этот период образование в Китае получило достаточно широкое распространение. Престиж образованного человека заметно вырос, в результате чего сложился своеобразный культ образованности.

Само школьное дело постепенно превращалось в неотъемлемую часть государственной политики. Именно в этот период возникла система государственных экзаменов на занятие чиновничьих должностей, что открывало путь к бюрократической карьере.

6 стр., 2786 слов

Понятие о воспитании, обучении, образовании. Цель и средства образования

... педагогика, образование, обучение, воспитание Педагогика - наука об образовании, обучении и воспитании молодого подрастающего поколения и взрослых ... детям при помощи воспитания. Без воспитания не было бы общества. Роль воспитания очень велика в жизни человека, потому что оно формирует личность. Цель воспитания ... и ученики, которые борются не во имя общих целей, а в защиту собственных интересов. И ...

Уже во второй половине 1-го тысячелетия до н.э., в период недолгого правления династии Цинь (221-207 до н.э.), в Китае сложилось централизованное государство, в котором был проведен ряд реформ, в частности были осуществлены упрощение и унификация иероглифической письменности, что имело большое значение для распространения грамотности. Впервые в истории Китая была создана и централизованная система образования, которая состояла из правительственных и частных школ. С тех пор и вплоть до начала XX в. в Китае эти два типа традиционных учебных заведений продолжали сосуществовать.

Уже в период правления династии Хань в Китае получили развитие астрономия, математика и медицина, был изобретен ткацкий станок, началось производство бумаги, что имело большое значение для распространения грамотности и просвещения. В ту же эпоху стала формироваться трехступенчатая система школ, состоявшая из начальных, средних и высших учебных заведений.

Последние создавались государственными властями для обучения детей из богатых семей. В каждой такой высшей школе обучалось до 300 человек. В основе содержания обучения лежали, прежде всего, учебные пособия, составленные Конфуцием: «Книга песен» («Ши») — о литературе; «Книга документов» («Шу») — о политике; «Книга обрядов и правил» («Ли») — об этике и правилах поведения; «Книга перемен» («И») — о философии; книга «Весна и осень» («Чунь Цю») — об истории; «Книга музыки» («Юэ») — о музыке, искусствах и физической культуре. Ученики получали довольно широкий круг преимущественно гуманитарных знаний, основу которых составляли древние китайские традиции, законы и документы.

Конфуцианство, ставшее официальной идеологией государства, утверждало божественность верховной власти, разделение людей на высших и низших. В основу жизни общества ставилось нравственное усовершенствование всех его членов и соблюдение всех предписанных этических норм. Эти принципиальные установки сохраняли свою силу вплоть до начала новой эры.

В дальнейшем развитие просвещения, в первую очередь его организация, характеризовалось расширением сети учебных заведений и созданием аристократических воспитательных учреждений для сынов правителей.

В середине 1-го тысячелетия произошли важные изменения в системе государственных экзаменов: к ним официально стали допускать всех, кто предварительно изучил конфуцианские классические книги, независимо от социального положения. Одновременно процедура государственных экзаменов была значительно усложнена: вместо устных экзаменов были введены экзамены в письменной форме, что требовало более тщательного изучения конфуцианских канонов.

Период правления династии Сун (960-1270) был связан со становлением неоконфуцианства, которое оказывало сильное влияние на содержание воспитания и образования в Китае вплоть до начала XX в.

10 стр., 4579 слов

Роль дидактической игры в обучении детей дошкольного возраста

... заложенные в народных играх, ученые создают новые дидактические игры, предлагают целые системы таких игр. 1.3 Дидактические игры в педагогических системах Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ...

Неоконфуцианцы подвергли пересмотру толкование основного свода конфуцианских классических книг, акцентируя внимание на усилении принципа подчинения личной воли общественным законам и нормам морали. В отличие от раннего конфуцианства с его главным образом этико-политическими положениями в неоконфуцианстве значительное место стало отводиться вопросам натурфилософии и космогонии. При этом мир природы и мир этических отношений неоконфуцианцы рассматривают как единую систему, как две стороны единого целого. Ими была создана теория взаимосвязи двух начал: идеального — «Ли» (закон, принцип) и материального — «Ци» (вещество, материя).

Идеальное начало предшествует всему, без него не может существовать материальное начало. Эти два начала сосуществуют, однако идеальное начало первично, хотя и нуждается в прикреплении к материальному, что необходимо последнему как закон его существования.

Однако неоконфуцианские идеи по-прежнему исходили из признания незыблемости существовавшей государственной власти, безусловного подчинения старшим — детей родителям, подчиненных начальнику, что соответствовало традиционным целям воспитания и образования в Китае. Вместе с тем педагоги средневекового Китая ставили перед собой задачу всемерного совершенствования всех человеческих задатков (материального начала «Ци») в своих учениках через процесс обучения.

Значительно позднее, в XIV-XVII вв., при династии Мин в Китае стали постепенно возникать предпосылки для расширения начального обучения через местные общинные школы, хотя императоры по-прежнему уделяли главное внимание высшим школам: в Пекине и Нанкине было создано по одному высшему учебному заведению специально для подготовки чиновников высших государственных учреждений. Подверглась изменениям и система государственных экзаменов. При написании экзаменационных сочинений на государственных экзаменах стали требовать соблюдения шаблонного схоластического стиля, от которого ни в коем случае нельзя было отступать. Каждое сочинение должно было состоять из восьми разделов: введение, структура изложения, основные идеи сочинения, переход к изложению, начало изложения, середина изложения, конец изложения, заключение. При этом каждый из четырех последних разделов должен был состоять из двух частей — тезиса и антитезиса, что в сумме составляло восемь членов, поэтому все сочинение называлось «восьмичленным» или «восьмитезным». Написанное по такой схеме сочинение представляло собой хитросплетение иероглифов, в котором ценилась одна лишь форма. Каждый раздел сочинения должен был быть ограничен определенным количеством иероглифов: не менее 300 и не более 700. Оно писалось в духе древних конфуцианских книг с учетом неоконфуцианских комментариев к ним. При написании сочинения нельзя было освещать события и факты, имевшие место после династий Цинь и Хань, т.е. после 220 г. н.э.

4. Сопоставление педагогических идей описываемой эпохи с современным образованием

В целом можно отметить, что государства Востока накопили богатый опыт воспитания и обучения, оказавший влияние на последующее развитие школы и педагогики в мире. В эпоху древних цивилизаций Востока возникли первые школы, были сделаны попытки осмыслить цель, задачи, содержание, формы и методы воспитания и обучения подрастающих поколений.

18 стр., 8646 слов

Современная дошкольная и школьная система образования в Китае и Японии

... управление делом образования.[4] Система образования в Китае включает в себя дошкольное образование, начальную школу, неполную среднюю школу, полную среднюю школу, университет, аспирантуру. В соответствии с этой градацией в детские сады набирают детей дошкольного возраста ...

Культура Древнего Китая всегда подразумевала в первую очередь воспитание детей. Еще в древности китайцы были известны во всем мире тем, что они уделяли очень большое внимание этому вопросу. Они учили своих детей так, чтобы добиться успеха в «достижении гармоничной семейной жизни, управлении нацией и победы над врагами» человек, прежде всего, должен совершенствовать свою нравственность и добродетель.

Цель воспитания, в настоящее время, это — всестороннее развитая гармоническая личность. Она является ориентиром возможностей человека и помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности. В. С. Селиванов в содержание понятия всестороннего развития личности определяет следующим образом: единство нравственного, умственного, физического, эстетического, трудового экономического, экологического воспитания.

Согласно традициям в Китае, воспитание детей начиналось, как и в наше время, с рождения.

В условиях большой китайской семьи жили люди нескольких поколений, поэтому ребенок любого члена семьи считался драгоценностью всего клана.

В такой семье принято было, чтобы старшие дети заботились о младших братьях и сестрах.

Они все вместе играли во дворе или на улице. Обычно это были несколько простых игр, в которых могли участвовать несколько детей: мяч с перьями, «камушки», «волки и овцы». Однако когда детям исполнялось семь лет, все игры сразу заканчивались. С этого возраста в Древнем Китае начиналось систематическое воспитание и обучение детей в школах. Правила воспитания древнего Китая тесно переплетаются с правилами воспитания ребенка в современной семье это:

  • Создание максимальных условий для роста и развития ребенка;
  • Становление социально-экономической и психологической защитой ребенка;
  • Передача опыта создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
  • Обучение детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
  • Воспитание чувства собственного достоинства, ценности собственного “я”.

Так же как и в древнем Китае в наших школах начинается обучение с 6-7 летнего возраста.

Я считаю, актуальным и в наше с вами время будет понятие воспитания по Конфуцию. По мнению учёного и мыслителя Конфуция, правильно, т.е. идеально воспитанный человек должен был обладать высокими качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. По сути дела, мы можем констатировать тот факт, что китайскому философу принадлежит первая в истории человечества образовательная идея всестороннего развития личности. Самое главное в его теории было то, что преимущество перед образованностью отдавалось именно нравственному началу.

Программа и методика воспитания нравственного, умственного, эстетического и физического развития предусматривалось обучение «сынов неба» и «благородных мужей» содержалась в упомянутой мной ниже совокупности, как бы мы выразились сегодня, воспитательной системы «Шести Искусств».

Основанием для такого вывода, явилось изучение и сравнительный анализ классического труда Конфуция, где нашли отражение его основные педагогические взгляды, а именно — трактата «Беседы и суждения» («Лунь ЮЙ»), в котором воспроизведены беседы философа с учениками. Особенно отметим тот момент, что, начиная со II в Н.Э., трактат был обязательным для заучивания наизусть в китайской школе.

26 стр., 12830 слов

Воспитание чуткости у детей через сказку

... Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно ста­новится сферой духовной жизни ребенка, средством выра­жения мыслей и чувств — живой реальностью ... В МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ РЕБЁНКА 1.1 Сказка ... открывает общие ... мышления. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными обра­зами, ребенок учится ...

А теперь попробуем сравнить, т.е. сопоставить педагогические идеи описываемой эпохи с современным образованием.

На рубеже III — II веков до Н.Э., для обозначения учебного типа и вида образовательного заведения пользовались словом «сюэ», что в переводе с древнекитайского означает — «учить, учиться». Не эти ли слова использовал В.И. Ленин в своих лозунгах обращаясь к гимназистам 19 века «Учиться, учиться и учиться!»? Первые свидетельства о «сюэ», как о школе с, более-менее, ясной структурой и содержанием обучения, содержатся в отдельных надписях эпохи Шан (Инь) (XVI -XI вв. до Н. Э).

Тогда в них учились лишь дети свободных и состоятельных людей.

Это является главным отличием с нашим законом об образовании. «Граждане Российской Федерации имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательных стандартов и требований».

Если восстановить и исследовать программу обучения и воспитания, то необходимо отметить, что они включали в себя шесть искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью. Как мы видим, этот перечень программ почти полностью выполняет функции современных направлений образования и воспитания, а именно: морально-идеологическое, овладение начальными знаниями наук, физическое и эстетическое.

Изучив основы организации обучения в Древнем Китае, мы можем сказать, что общий подход к школьному обучению сводился к краткой по содержанию, но емкой по своему философскому смыслу, формуле — «Лёгкость, согласие между учеником и учителем, а также — самостоятельность ученика».

Главнейшей задачей Наставника считалась забота о том, чтобы научить ученика самостоятельно ставить и решать различные задачи, как учебного, так и жизненного характера.

Что же является главной задачей нового образования? Новое образование — это образование для самообразования, позволяющего не только знать, но и узнавать, не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но слышать, не только думать, но и понимать, не только мочь, но и сметь. На мой взгляд, эти понятия очень схожи между собой.

Продолжая наше исследование основ китайской системы образования и воспитания, мы не можем не сказать, что последователями Конфуция на протяжении четырех веков был составлен обобщённый образовательно-воспитательный трактат «Книга обрядов» (IV-I вв. до н.э.).

Особенно важным для нашей работы является то, что в этом трактате книге школьное образование признается необходимым и первостепенным для человека и, главное изречение, являющееся, по моему мнению, квинтэссенцией образования в целом его нравственно-философском смысле, звучит в переводе на наш язык так: «Думай о том, чтобы постоянно пребывать в учении». Значение этого трактата и в наше время имеет факт изложения в нём системы педагогических принципов, методов и приемов, звучащих, очень по-современному, из глубины веков:

  • «Если не пресечь дурное, когда оно обнаружилось, то дурное не преодолеть».
  • «Благородный муж наставляет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, открывает путь, но не доводит до конца».
  • «Благородный муж в учении закаливается, совершенствуется, приобретает знания в развлечениях».
  • «Если учиться, когда ушло время, успеха не добьешься».
  • «Питай почтение к последовательности».
  • «Если учиться в одиночестве, кругозор будет ограничен, а познания скудны».
  • «Учитель и ученик растут вместе» и т. д.

Для нас важным является и ещё один факт, состоящий в том, что в данном трактате есть глава «Об учении», где содержится развернутая характеристика дидактических идей в духе конфуцианства. В ней излагаются задачи и программа девятилетнего образования и воспитания. Начинать обучение предлагалось в возрасте 7 — 8 лет и имела три ступени образования: начальная, средняя, старшая. Система оценочной процедуры выглядела следующим образом:

  • После первого учебного года выясняли, умеет ли школьник читать и каковы его способности.
  • Через три года — питает ли ученик склонность к учению, приятно ли ему общество товарищей.
  • Через пять лет — насколько глубоки его знания и сильна привязанность к наставнику.
  • Через семь лет — способен ли он к рассудочным суждениям и умеет ли выбирать друзей.
  • Через девять лет выпускник школы должен был «твердо стоять в науке».

А сейчас сравним данный трактат с Российским общим образованием в целом:

Начальное общее образование, 1-4 классы — это первая ступень общего образования у детей в России, и многих других странах. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка.

Основное общее образование — вторая ступень общего образования в России и в большинстве других стран, целями которого является создание условий для становления и формирования личности обучающегося, развитие его склонностей и интересов. воспитательный учебный образование

Среднее (полное) общее образование — третья, завершающая ступень общего образования в России и некоторых других странах, целями которого являются развитие творческих способностей обучающегося и формирования навыков самостоятельного обучения.

Из всего этого можно сделать вывод, в какое время мы бы не жили, как бы ни назывались труды и учебные пособия по педагогике , предмет их остается одним и тем же: историческое развитие взглядов на воспитание, а потом и собственно педагогики как науки; эволюция практики воспитания в различных формах: семейное воспитание, специально организованная воспитательно-образовательная работа различного рода учебных заведений; деятельность разнообразных общественных организаций, имеющая своей целью содействие умственному, нравственному, физическому и эстетическому развитию будущего поколения.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/vospitanie-i-shkola-v-srednevekovom-kitae/

1. Быков Ф.С. Зарождение политической и философской мысли в Китае. М., 1966.

2. Джайльс Г. Китай и его жизнь. СПб., 1914.

3. Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. М., 2003.

4. Джуринский, «История зарубежной педагогики», Москва, 1998.

5. Закон РФ «Об образовании» (Статья 7. Федеральные государственные образовательные стандарты).

6. Из истории традиционной китайской идеологии. М., 1984.

7. Коростовец И. Китайцы и их цивилизация. М.,1896.

8. Кроль Ю.Л. Рассуждения Сыма Цяня о «шести школах». — Китай: история, культура, историография. М., 1977.

9. Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983.

10. Роль традиции в истории и культуре Китая. М., 1972.

11. Сидихменов В.Я. Китай — страницы прошлого. М.: Наука, 1987.