Вклад Гоббса в развитие психологического познания

Контрольная работа

Проблема человеческого знания является старейшей про­блемой, она обсуждалась в разных аспектах в рамках специальной области — теории познания.

Теория познания предполагает иссле­дование того,как человек познает мир.

На ранних же этапах развития психологического знания видны лишь отдельные фрагменты проблемы, которые, как правило, входили составной частью в теорию познания, разрабатываемую тем или иным ученым.

С первым таким фрагментом исследователи сталкиваются уже в античной философии, например в концепцииПлатона. В его терминологии различие проводится между «истинным знанием» и «мнением». Если первое относится только к миру духовных сущностей — идей, то второе годно для познания чувственных вещей, которые изменчи­вы и непостоянны, и потому относительно них невозможно ис­тинное знание. Однако становится понятно, что в принципе возможны два различных вида знания, которые не равноценны друг другу.

С развитием философских и социально-этических взглядов теоретико-познавательная про­блематика присутствует практически у каждого крупного мысли­теля.

Учению о познании XVII в., предшествовало раз­витие идеи о том, что человек — часть природы, но ему присуща важнейшая способность — разумно мыслить, что обеспечивает сво­боду действия. Но для того чтобы это разумное начало полностью проявило себя, необходимо «очистить», освободить его от всего того, что ему мешает. Первым с этой идеей выступилФренсис Бэ­кон, в своей работе «Новый Органон» изложивший взгляд на совпадение знания и могущества человека.

Следующие ключевые фигуры, с именами которых связаны две различные тенденции в дальнейшем развитии учения о зна­нии, — этоРене Декарт иТомас Гоббс.

Цель работы: определить вклад Томаса Гоббса в развитие психологического познания.

Задачи работы:

  • отметить предпосылки формирования эмпиристических взглядов Томаса Гоббса;
  • дать характеристику концепции психологического познания Гоббса;
  • обозначить роль учения Гоббса в истории психологического познания.

Актуальность

1. Предпосылки формирования эмпиристических взглядов Томаса Гоббса.

Передовая философия XVI-xvii вв., отражая станов­ление социально-экономической и культурно-исторической буржуазной формации, вырабатывала новые методы позна­ния действительности. Многовековое господство схоласти­ки, как подчеркнул Бэкон, не при­вело к открытию новых, эффективных истин, способных увеличить могущество человека, его власть над природой.

23 стр., 11166 слов

История развития психологических взглядов

... §2. Дифференциальная психология §3 Основные психологические школы Заключение Список литературы Введение История психологии – это особая отрасль знания, имеющая собственный предмет. Его нельзя смешивать ... исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания психологии людей – с другой. Мировая психология зародилась в учениях древних ...

Наиболее характерная черта схоластической филосо­фии — ее умозрительность. Развитие производства, экономики, искусства, науки и других сфер в эпоху Возрождения и тем более в XVII веке делало необходимым осмысление многооб­разного жизненного опыта. Отсюда развитие эмпиристиче­ских и сенсуалистических тенденций и положений у ряда философов-гуманистов, наиболее ярко у Телезио (1509 — 1588) и Кампанеллы (1568 — 1639).

Еще более последова­тельным эмпиристом стал Фрэнсис Бэкон. В «Новом Органоне» он не просто провозгласил опыт главным двигателем человеческих знаний. Основным руслом приобретения новых знаний, открытия эффектив­ных истин, согласно Бэкону, должен стать не опыт как пас­сивное наблюдение и созерцание мира, природы и человека (в основном таковым он и был в аристотелизме, затем и в средневековой схоластике), а опыт как эксперимент, по­средством которого исследователь «вопрошал» природу и получал конкретные ответы.

Экспериментальное же естествознание для формулиров­ки действительно эффективных истин нуждалось в матема­тическом осмыслении. Именно в эту эпоху древнегреческая математика не только была возобновлена, но и получила развитие, совершенно не известное античности (алгебра, аналитическая геометрия, математика переменных вели­чин).

[1; С. 15]

Его оппонентом выступил Томас Гоббс.

[4; С.375]

Томас Гоббс(1588-1679) английский философ материалист. Родился в семье священника, получил классиче­ское образование в Оксфорде. Некоторое время он состоял се­кретарем Фрэнсиса Бэкона. Гоббс был лично знаком с Гали­леем, Гассенди и другими известными прогрессивными мыслителями своего времени. Мировоззрение Гоббса сложилось под влиянием английской буржуазной революции 17 в. Накануне революции и в период Долгого парламента Гоббс был сторонником монархии. С 1640 г. находился в эмиграции во Франции, вернулся на родину в 1651 пос­ле упрочения диктатуры Кромвеля, политику которого Гоббс пытался идеологически обосновать.

Продолжая линию Бэкона, Гоббс рассматривал знание как силу. Однако, в отличие от Бэкона, на пер­вый план Гоббс выдвигал научное понимание общества как средства познания причин гражданских войн и их преодоле­ния. Гоббс создал закончен­ную систему механистического материализма. Геометрия и механика для Гоббса — идеальные образцы научного мышления. Природа представляется ученому совокуп­ностью протяжённых тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. По­следнее понимается как чисто механическое, т. е. как перемещение; к нему сводятся все высшие формы дви­жения.

[3; С. 108]

В этом плане он критиковал учение Р . Декартао существовании двух взаимодействующих между собой субстанций, рассматривая человека как «тело среди множества других тел» и психику как функцию материи. В учении о человеческих способностях он придерживался представления об изначальном, природном равенстве людей.

61 стр., 30254 слов

Историко-философская концепция Гоббса

... Гоббс приступает к работе над главным своим трудом "Основы философии", который делился на три части: "О теле", "О человеке", ... споров о методе познания, о месте человека в окружающем мире, ... ГОББСА Великий английский материалист Томас Гоббс (1588 - 1679) был современником английской буржуазной революции, открывшей новую эпоху в истории Англии. Гоббс ... Её теоретики видят образец знания в науках, которые ...

[2; С.119]

Таким образом

2. Методы познания в произведениях Томаса Гоббса.

Метод познания у Гоббса представляет собой соединение рационализма с номинализмом. Переход от единичного к общему, от чувствительного восприятия к поня­тиям совершается у Гоббса на основе номиналистической кон­цепции, согласно которой общие понятия — лишь «имена имён». Гоббс различал два метода познания: логическую дедук­цию механики и индукцию эмпирической физики.

Гоббс написал философскую трилогию «О теле» (1655-), «О человеке» (1658) и «О гражданине» (1642).

К последней книге тематически примыкает работа Гоббса «Левиафан» (1651), в основном посвященная проблемам государства и об­щественного устройства. Рассматривая отношение индивида к обществу и государству, Гоббс одним из первых осветил эту проблему с позиций психологии.

Человек рассматривался им как существо, наделенное от природы стремлением к самосохранению и собственной выгоде (Природа человека, 1650).

Поскольку первоначально люди жили разобщенно, в состоянии войны всех против всех, они, с целью обеспечения своей безопасности и достижения гражданского мира, добровольно согласились ограничить свободу каждого, перенеся индивидуальные естественные права на государя (государство, которому принадлежит абсолютный суверенитет) (Левиафан, 1651).

На страницах сочинений Гоббса читатель встречается с его резкими вы­падами против схоластиков (начиная даже с древних «от­цов церкви»).

В обращении «К читателю» в произведении «О теле» автор подчеркнул что, начиная с первого раздела этого произведения, озаглавленного «Логика», «я зажигаю све­точ разума». Понимание философии здесь совершенно рационалистическое, поскольку фи­лософия есть познание посредством «правильного рас­суждения» (per rectam ratiocinationem), объясняющего действия из познанных нами причин или «производящих оснований» и, наоборот, выясняющее причины или «произ­водящие основания» (generalionibeus) из известных нам действий.

В четырех разделах сочинения «О теле» обозначены основные сферы философских интересов Гоббса.

Первый отведен логике (именуемой также исчисле­нием), которая, таким образом, как и у Аристотеля, предшествует всем другим отраслям философского знания, являясь как бы введением в них. Второй раздел, в котором рассмотрены основные определения и категории бытия, назван «первая философия».

В третьем разделе рас­смотрены законы движения, неотделимые от проблемы величин, а в четвертом — более конкретные явления при­роды, составившие физику. В двух последних разделах сочинения «О теле» Гоббс выступает как последователь­ный сторонник механицизма. [5]

[4; С. 378]

Такого рода механицизм Гоббс распространил и на пси­хику. Начало психики, по мнению Гоббса, образуют ощущения, которые воз­никают в результате взаимодействия внешнего движения, исходящего от тел, и внутреннего движения — встречного по отношению к внешнему. В XXV главе сочинения «О те­ле» и в некоторых главах сочинения «О человеке» достаточно подробно описаны психические явления (нередко в их связи с явлениями человеческой нравственности).

Здесь, в частности, говорится, что «опыт есть запас обра­зов, накопленный путем восприятия многих вещей » . [5]

24 стр., 11555 слов

Методы психологического познания человека

... в объяснении и понимании человека. В отечественной психологии на такое различение лишь указывается, но оно не выступает основой определения метода познания человека. В методологическом плане ... объяснительные схемы науки и т. п. Различают философский и конкретно-научный уровни методологии. Философская методология разрабатывает всеобщий метод познания мира, способы духовной деятельности людей. ...

В своих произведениях автор рисует довольно подробную картину того, как на основе ощущений возникают представления, воспо­минания, сновидения, чувства и страсти, как они связаны с особенностями мозга.

Центральное понятие психологии Гоббса, — это понятие образа (phantasma мо­жет быть передано и словом призрак).

В соответствии со своим учением о теле философ трактует образы величины, фигуры, движения и покоя как полно­стью соответствующие объектам восприятия. Все же остальные образы — цвета, звука, запаха и т. п. следует счи­тать именно «призраками», возникающими в субъекте, но не отражающими подлинного объекта. Здесь Гоббс выска­зал идею, присущую всем философам-новаторам того века, — идею так называемых первичных и вторичных качеств (как назовет их младший современник Гоббса Джон Локк уже после его смерти).

Образы, трактуемые в качестве «призраков» (или «фантомов»), Гоббс еще в «Человечес­кой природе» назвал «великим обманом чувств», который, однако исправляется самими же чувствами.

Начало познания философ видел в чувственном опыте, в ощущениях, первоисточник которых находится в материальном мире. Гоббс полагал, что из простых ощущений, вызванных внешним воздействием, как движением атомов в мозгу, возникают остальные психические процессы.

[4; С.378]

[3; С. 108]

Удовольст­вие — это проявление движения в сердце.

[3; С. 108]

Так как человек, по Гоббсу, — существо телесное, то самостоятельной духовной субстанции для Гоббса не существует: ведь она не имеет ни протяженности, ни фигуры. По вопросу о «душе» он считает наиболее вероятной гипотезу о материальности мысля­щей субстанции, духовное он сводил к неким тонким телесным движениям.

[4; С. 377]

Согласно взглядам философа, человек восстанавливает какое-либо явление в собственной памяти благодаря особому признаку — «метке»; напоминая о нем другим посредством «знака». Единством «метки» и «знака» является «слово» («имя» nomina — откуда произошел сам термин номинализм), кото­рое Гоббс сводил к своему рода символу, устанавливаемому людьми по взаимному соглашению. Для Гоббса понятия — только «имена имен», «знаки зна­ков». Слова, становящие­ся знаками в силу взаимного соглашения, стимулируют обмен мыслями и делают более интенсивным общение лю­дей между собой

Соколов В.В. замечает, что Гоббс, прочно усвоил необходимость аналитического, или разъединительного, метода в научно-философском мышлении, ибо только он дает возможность правильно разлагать чувственные восприятия и получать в результате такого разложения наиболее убедительные принципы как последние элементы природы, позволяющие объяснять максимальное количество ее явлений. В сочине­нии «О теле» автор подчеркнул ( в 4-м пар. гл. VI «О мето­де»), что для научного познания человека необходимо использовать аналитический метод, при помощи которого только и можно выявить понятия, обладающие подлинной общностью. Однако, замечает Соколов В.В., соотне­сенность аналитического и синтетического методов Гоббсу последовательно провести не удалось. [5]

Гоббс, в принципе наде­ляет психикой и животных. Однако философ не раз подчеркивает, что человек отличается от животного фактом речи, словесных знаков. Человеческую речь, выра­женную в конкретных словах языка Гоббс трактовал как сложную разновидность опыта.

3 стр., 1421 слов

Проблемы научного познания в психологии

... низшим», а научное — «высшим» типом человеческого познания. Научнотеоретическое сознание никогда не сможет заменить обыденное, так как необходимость последнего вытекает из потребности у людей не только ... валидизация теории при помощи обыденного знания. Это используется, например, в практической психологии при оптимизации трудовых операций работников, которая приводит к повышению производительности ...

Совершенствование познания невозможно без стремле­ния к выработке все более точного и гибкого научного языка. И это очень не простая задача, подчеркнул философ в 8-м параграфе III главы сочине­ния «О теле»: «…язык, что паутина: слабые… умы цепляют­ся за слова и запутываются в них, а сильные легко сквозь них прорываются». [5]

В новых условиях становле­ния знания Гоббс развил позицию номиналистов, связывавших понятийное мышление с деятельностью человеческого ума, кото­рая приобретала конкретную осязаемость в речи, в языке.

Гоббс факти­чески сводил мышление к языку. Если ощущения образуют непосредственный опыт человека (в принципе он присущ и животному), то речевая деятельность людей формирует более высокий уровень мыслительного опыта (до которого животный мир уже не поднимается).

Большая заслуга Гоб­бса в этом контексте состояла в том, что он развил знаковую концепцию языка.

Сам речевой опыт как бы распадается у Гоббса на два уровня. Первый из них в сущности психологический. Бес­численное множество образов-мыслей, возникающих у каждого человека как прямое следствие воздействия на не­го внешних факторов, бесследно исчезло бы из его созна­ния, если бы не было закреплено в самых различных сло­вах, которые как бы переводят внутреннюю речь в речь внешнюю. И уже здесь слова становятся знаками для раз­личных вещей.

В принципе знаком можно считать любое предшество­вавшее ему или последовавшее за ним событие, если собы­тия представляются мыслящему субъекту так или иначе связанными. Например, туча может служить знаком пред­стоящего дождя, как и сам дождь — знаком, возможно, не видимой человеком тучи. Слова же в качестве знаков вещей первоначально наполнены индивидуально-психологичес­ким содержанием, и на этом уровне они весьма субъектив­ны. Такого рода слова-знаки Гоббс обычно называет метка­ми (nota) разнообразных вещей. Но слова не могут застыть на этом уровне, поскольку изолированная индивидуальная жизнь какое-то продолжительное время в принципе невоз­можна. Человеческое же общение наполняет слова-метки более глубоким, логическим содержанием. Поэтому они и становятся знаками в собственном смысле слова (signum).

[5]

Концепция языка как знаковой системы, развившаяся позже, признает языки естественные, ко­торыми люди владеют как бы от природы, и языки искусственные, символические, создаваемые ими для определен­ных целей и употребляемые в различных науках. Номина­листическая позиция Гоббса отрицает наличие естествен­ных языков, ибо все они возникают в результате многооб­разных соглашений между людьми. Непрерывное образова­ние новых слов и различие языков у племен и народов и свидетельствуют, по убеждению английского философа, об искусственности языков.

[3; С.109]

Составной частью психологических взглядов Гоббса является учение о способностях.

[3; С.109]

Но если все люди имеют одинаковые способности, возникает вопрос о причинах, порождающих ежедневно наблюдае­мые различия в способностях и талантах. Различия между людьми в отношении ума складывают­ся прижизненно или в неорганизованной житейской практике без какого-либо метода и культуры обучения (природный ум, по терминологии Гоббса), или форми­руются путем систематического обучения наукам (благоприобретенный ум, по Гоббсу).

9 стр., 4273 слов

Учение Гоббса в истории философии

... года 4 декабря Гоббс умер. 3. Аспекты и проблематика философской системы Гоббса философ логика власть гоббс Если попытаться охарактеризовать внутреннюю логику Философских исследований Гоббса, то вырисовывается следующая ... других основоположников науки и философии нового времени. Разработка этих вопросов заставила Гоббса обратиться к изучению человека. Английский философ, как и многие другие ...

По мысли Гоб­бса, если бы люди были поставлены в одинаковые ус­ловия, они приобрели бы одинаковый ум. Однако в уме есть один компонент, по которому люди сущест­венно отличаются друг от друга, собственно, даже и не умственный компонент, но неразрывно связанный с ним — некоторая активность, инициативность или, на­оборот, пассивность, индифферентность. «Причины различий ума кроются в страстях … ибо мысли играют по отношению к желаниям роль разведчиков и лазут­чиков, ищущих путей к желанным вещам».

Таким образом

3. Учение Гоббса в истории психологического познания

Значение и роль больших философских учений выявля­ется как при жизни их создателей, так и после их смерти. В XVII в., еще при жизни Гоббса, некоторые из его гно­сеологических, онтологических и социально-философских идей восприняли такие выдающиеся философы, склоняв­шиеся к натурализму и материализму, как Гассенди (1592-1655) и Спиноза, в дальнейшем некоторые мате­риалистические идеи Гоббса получили развитие у круп­нейших английских философов той же эпохи — у Лок­ка и Толанда (1670-1722).

Концепция естественного пра­ва, столь обстоятельно разработанная Гоббсом, имела вид­ных сторонников в европейских странах XVII-XVIII вв.

Собственно философскую борьбу против материализма Гоббса (как и Гассенди, отчасти и физика Декарта), приво­дившую многих философов к материализму, вела активная школа английских платоников XVII в., сложившаяся в Кембриджском университете, — Г. Мор (1614 — 1687), Р. Кедворт (1617-1688), Д. Гленвиль (1636-1680) и др. Названные учения они трактовали как возобновление античного атомизма и различных форм атеизма. С пози­ций христианского теизма и креационизма они противопоставляли этим учениям платоновско-неоплатонические идеи, отрицая объективность пространственно-временных закономерностей, которые они связывали с деятельностью мировой души, подчиненной богу.

В дальнейшей истории психологии методология Гоббса (наряду с методо­логией Бэкона) с ее сильнейшей эмпирической стороной и ярко выраженным материализмом в истолковании человека была высоко оценена материалистами XVIII в. и прежде всего Д. Дидро в его знаменитой «Энциклопедии».

В новой и новейшей психологической исто­риографии учение Гоббса не привлекает столь присталь­ного и широкого внимания, как философия Декарта или Спинозы (хотя в историях философии Гоббсу обычно отводится значительное место).

Это обстоятельство Соколов В.В. объясняет тем, что по сравнению с произведениями названных философов доктрина Гоббса отличается боль­шей определенностью и однозначностью. Но наибольшую популярность имеет его социально-политическая философия, элементы которой впишутся в дальнейшем в психологию социального познания.

Так, крупнейший немецкий буржуазно-либеральный со­циолог Фердинанд Теннис (1855 — 1936), один из видней­ших основоположников профессиональной социологии в Германии, уделял значительное внимание учению Гоббса, а также издавал его труды. [5]

Таким образом, Заключение

Имя Томаса Гоббса занимает весьма по­четное место не только в ряду великих философских имен его эпохи — эпохи Бэкона, Декарта, Гассенди, Паска­ля, Спинозы, Локка, Лейбница, но и в мировом историко-психологическом процессе.

13 стр., 6167 слов

Философия XVII века – философия рационализма

... Принцип пантеизма (всебожие, Бог во всем) был характерен и для философии XVII века. Поэтому и Р. Декарт, следуя данной традиции, но рационалистически ее переосмысливая, понимал под субстанцией Божественную ... и схватывает противоречивость человеческого мышления. Поэтому он предлагает такой метод мышления и познания, где бы рассудок не подвергался тирании со стороны "идолов". Таким орудием истинного ...

Его строго детерминистское и монистическое объяснение психики оказало большое влияние на естественнонаучное направление в ассоциативной психологии.

Опираясь на мысли Гоббса, можно сделать вывод о том, что им предложена в своеобразной форме идея социальной детерминированности знания — через признание роли коммуни­кации в познавательном процессе.

Впоследствии, в конце XVIII в., две линии, намеченные Де­картом и Гоббсом, будут продолжены другими мыслителями: ли­ния рационализма Декарта — Г. Лейбницем и линия социальной обусловленности познания — Д. Локком.

Вышеизложенный экскурс в историю становления эмпирической психологии помогает понять, что в фило­софии XVII-XVIII вв. находила свое разнообразное признание идея связи познания и социальной жизни. В обрисованной традиции эта идея принимала постулат о том, что индивидуальное познание всегда означает сплетение собственных желаний, устремлений и норм с требованиями общества. Но субъект познания — всегда индивид, общество же — либо нейтральная среда, либо помеха его познанию, тем не менее, оно определенным образом с позна­нием связано.

В процессе работы были изучены различные источники: не только по истории психологии (Ждан А.Н., Андреева Г.М.), но и философии («История философии» Т. 1), так как взгляды Томаса Гоббса на психику человека, на свойственные ему явления сознания неотделимы от его философско-этических взглядов на место человека в «ряду бесчисленного множества природных тел».

Отдельно следует отметить работу Соколова В.В. «Бытие, познание, человек и общество в философской доктрине Томаса Гоббса», которая полно и широко раскрывает социально-философское миро­воззрение Гоббса, уделяя большое внимание его психологической составляющей при изучении философом «человеческой природы».

В заключение, следует сказать, что, несмотря на целый ряд блестящих идей, относитель­но процессов познания, мыслители XVII в., в числе которых и Томас Гоббс, оказались в довольно противоречивом положении.

С одной стороны, они понимали, что процесс познания реально осуществляется индивидами, с другой — сталкивались с тем обстоятельством, что смысл и содержание понятий, в особен­ности научных, выводит за пределы актуального человеческого существа. Попытка решения этого противоречия была пред­ложена уже в более поздней философии, в частности в рамках традиции, представленной И. Кантом.

Список использованной литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/sut-i-znachenie-empiricheskoy-psihologii-tomasa-gobbsa/

1. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 288с.

2. Быховский Б.Э. Гоббс // Философский энциклопедический словарь: М.: Советская энциклопедия, 1983 .- 837с. – С. 119

3. Ждан А.Н. История психологии: от античности до современности: Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 1939. – 510 с.

4. История философии. В 4 т. Т.1.- М.: Изд-во Академии наук СССР, 1957 – 717с.

5. Соколов В.В. Бытие, познание, человек и общество в философской доктрине Томаса Гоббса.//

-. 167 168 169 ..

8 стр., 3643 слов

Теория познания (гносеология) как раздел философии

... современном этапе развития науки, общества многие проблемы гносеологии (учение о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности человека) требуют дальнейшего развития. Теория познания (гносеология) — это раздел философии, в котором изучаются ...