Способы выявления и психологической коррекции трудностей в обучении

Контрольная работа

Проблема неуспеваемости учащихся в учебнойдеятельности является одной из актуальных в педагогике и психологии.она остаетсяцентральной в связи с многообразием подходов и причин, ее порождающих.

  • Учебная деятельность является сложной и по структуре, и по содержанию, онаскладывается у ребенка не сразу. Надо немало времени и усилий, чтобы в ходесистематической работы под руководством учителя маленький школьникпостепенно получил умение учиться. Но даже в условиях целенаправленногоспециально организованного формирования учебной деятельности, онаскладывается не у всех детей. И уже в первые годы обучения у многих детейвозникает проблема неуспеваемости. Это действительно острая проблема школы,остается актуальной. В ее решении равной степенизаинтересована как педагогическая, так и психологическая наука.проблема возникновениянеуспеваемости в обучении каждого учащегося своеобразная и связана как с егоиндивидуальными особенностями, так и с особенностями взаимодействия сокружающим миром. психопрофилактика трудность обучение

Целью нашего исследования является рассмотрения понятия школьная неуспеваемость и пути её психопрофилактики.

Задачами исследования:

  • проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблемеисследования;
  • рассмотреть понятие трудностей в обучении, неуспеваемость;
  • структурировать причины трудностей в обучении;
  • проанализировать методы психопрофилактикитрудностей в обучении.

1. Причины трудностей в обучении

Трудности в обучении — сложное и многогранное явление школьной действительности,требует разносторонних подходов при их изучении.трудностей в обучении. Трудности в обучении -это несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, которые фиксируютсяпосле завершения какого-либо значительного отрезка процесса обучения — серииуроков, посвященных изучению одной темы, раздела курса, учебной четверти, года [3, с. 9].

Психологическую типологию трудностей в обучении дает ученыйМ.И. Мурачковський: за основу взят характер отношений наиболее существенныхсторон личности школьников. В ходе исследования данной проблемы авторомбыли выявлены общие черты для всех групп неуспевающих учеников. Ониобобщены понятием «слабая организация», что проявляется в неумении ученикауправлять собственными психическими процессами (вниманием, памятью), отсутствиясложившихся рациональных способов умственной работы, нежелании думатьпри решении учебных задач, формальном усвоении знаний и др. [2, с.38].

9 стр., 4372 слов

Наличие выделенных противоречий позволяет сформулировать проблему ...

... виды орнамента в декоративно-прикладном творчестве и дизайне; проанализировать воспитательное значение орнамента; разработать урок с использование орнамента в декоративно-прикладном творчестве и дизайне с применением компьютерной графики. Структура исследования. Данная курсовая работа содержит ...

Современный исследователи анализируя причинынеудач в учебе, выделяют такие [4]:

1. Социально-экономические причины. Эта категория причин связана стяжелым социально-экономическим положением государства. Дети, которые находятся втяжелых материальных условиях, имеют достаточно низкие результаты обучения.Отсутствие средств на учебники, еду, одежду; необходимость самостоятельнозарабатывать деньги, сложный морально психологический климат в семье и т.д.негативно влияет на успеваемость учеников.

2. Причины биопсихологических характера. Ученые приходили к мысли:врожденные задатки — как способности, так и черты характера — в определенной степениобусловливают школьные успехи учеников, но более существенную роль играют приэтом другие причины психологического происхождения, появление которых зависит отработы самой школы. Разница в позициях отдельных исследователей оказываетсятолько тогда, когда речь идет об уточнении роли природных задатков в общемразвития личности, а также об определении степени их влияния на успехиучащихся в обучении.

3. Низкий уровень нервно-психического здоровья и социальнопедагогическая запущенность. Во-первых, у детей с ослабленной нервнойсистемой обычно имеется ряд довольно характерных нарушений: сна, аппетита,неприятные ощущения (боли) со стороны внутренних органов. Во-вторых, их поведение,например, при повышенной возбудимости, не обусловленная объективнойцелесообразностью. Они импульсивны, мало мотивированы, часто даже в ущербсебе [5].

4. Психологическая неготовность к школьному обучению.необходим идостаточный уровень актуального развития ребенка должно быть таким, чтобы программаобучение попадала в «зону ближайшего развития» ребенка. эта зонаопределяется тем, ребенок может достичь сотрудничества со взрослым. Еслиактуальный уровень психического развития ребенка такой, что «зона ближайшегоразвития «ниже необходимую для усвоения учебной программы в школе, торебенок считается психологически не готова к обучению, она не способнаусвоить программный материал и сразу попадает в разряд отсталых учащихся.

5. Дидактические причины.

5.1. Мотивация к обучению. Наличие и учеников стремление к познаниюнового — одна из главнейших условий осуществления учебно-воспитательного процесса.Познавательный интерес не только способствует развитию интеллекта, но и движущейсилой совершенствования личности в целом. Однако и менее половины современных учеников не имеют положительной мотивации к обучению. Одна из причин -это авторитарная система обучения.

5.2. Содержание обучения. Интересы некоторых учеников не совпадают с содержаниемкакой-то части учебных предметов, поэтому работа с ними становится для учениковтяжелой и бессмысленной, теряется интерес к учебе, веру в собственные силы.

5.3. Педагоги. Большую роль в приобретении (невступлением) знаний школьниками имеетпедагог, его мастерство, личностные качества, технологии обучения.

5.4. Способ получения знаний. Как правило, в системе обучения способструктурирование знаний навязанный сверху. Информация накапливается не вопроцессе приобретения собственного опыта, а в результате усвоения вербальных форм,часто несоответствующих интеллектуальным возможностям ребенка.сведения, небыли подвергнуты рефлексии, собственно говоря, бесплодные: они принципиально невлияют на человеческие действия. Система ценностей, навязанная извне, без участияактивной позиции учащихся, не вызывает положительных эмоций; она становится чрезмернотяжелой, затрудняет обучение и, собственно, жизни учащихся, обрекая их нанеудачи.

12 стр., 5879 слов

Особенности обучения и воспитания одаренных детей

... одарённости у зарубежных и отечественных психологов и педагогов; охарактеризовать подготовку педагога для работы с одаренными детьми; называть виды одаренности; проанализировать основные подходы к обучению и воспитанию одаренных детей; раскрыть особенности развития одаренности детей в области литературы ...

5.5. Негативная Я-концепция. Самооценка ребенка и восприятие себяв значительной мере определяет его поведение и успеваемость. Если в учебныхситуациях ребенок будет получать преимущественно отрицательный опыт, то вполневозможно, что у нее сформируется не только негативное представление о себе какученика, но и негативная общая самооценка. В случае неуспеха на каком-то этапеобучение в школьника резко падает вероятность того, что он будет иметь успехи вбудущем.

5.6. Оценка знаний. Низкий уровень знаний или несостоятельность донестисвои знания к учителю наказываются плохой оценкой и моральным осуждением, аметоды наказания вместо того, чтобы мобилизовать школьника на активноеобучение, окончательно его деморализуют и приводят к еще большемуотставание, которое в свою очередь влечет за собой негативные оценки[1].

6. Неадаптированность обучение кпсихологическим, физиологическим ииндивидуальным особенностей учащихся. Успехи ученика существенно определяются такжеи тем, насколько в обучении учитываются законы человеческой психологии,физиологии, а также личности каждого ученика.

2. Методы выявления трудностей в обучении

Психодиагностические методы выявления трудностей в обученииявляются методамипедагогической диагностики, с помощью которого результаты планируемогоучебного процесса могут быть максимально объективно, надежно и валидныхизмерены, обработанные, интерпретированы и подготовлены к использованию впедагогической практике учителями.

Выделяют следующие виды психодиагностических методик на выявлениешкольной неуспеваемости:

  • а)ориентированные на взаимоотношение в группе;
  • б)ориентированные на критерии.

Также они могут быть формализованными и неформализованными(неформальными).

Психодиагностические методики на выявление трудностей в обучении,ориентированы на взаимоотношение в группе, предусматривают сопоставление индивидуальногорезультата тестирования каждого ученика с результатами, полученными с помощьюрелевантной выборки (чаще всего это все классы школьного выпуска).

Составлениетестов данного типа включает следующие этапы:

  • а) подготовительное планирование;
  • б) анализ учебных программ и учебников;
  • в) конструирование задач;
  • г) анализ задач;
  • д) проверка результатов (ре-тест).

Этап предварительного планирования предполагает обдумывание следующихвопросов: кто, что и почему подлежит исследованию?

После определения цели и функции тестирования необходимо провести анализучебных планов, программ и учебников. Здесь обращается внимание на то, какойуровень необходимых знаний, умений и навыков. Уровень узнавания изученногоматериала, репродуктивного воспроизведения усвоенного или творческого использованияв новой ситуации.

В общем, психодиагностические методики для выявления школьнойнеуспеваемости можно классифицировать следующим образом (см. рис. 1.1.).

По видам психодиагностические методы выявления школьной неуспеваемостипредставляют собой комплекс методик на выявление уровня развития какпознавательной, так и интеллектуальной сферы ребенка.

Рассмотрим подробнее причину трудностей в обучении и методикивыявления этих причины.

Ситуация, когда ребенок невнимателен и рассеянная, может свидетельствовать о еенизкий уровень развития. В таком случае для установления уровня и формразвития внимания используют следующие методики:«графический диктант», методику изучение объема внимания, методику изучения концентрации и устойчивости внимания.

В случае, если ребенок испытывает трудности при решении математических задач — это свидетельствует о низком уровне общего интеллекта. В таком случае использовать следует методику Векслера (для младшего школьного возраста), методику «Рисование по точкам»; методику «Лабиринт ».

Неумение планировать свои действия: методика «Узор»; методика «Запомни пару», методика Эббингауза.

Низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации): методика «Сапожки», методика «Заполни пустую клетку».

Таблица 1

Психодиагностические методики для выявления трудностей в обучении

Психодиагностические методики для выявления трудностей в обучении

Особенности мышления

Методика на выявление умений обобщать, абстрагировать и классифицировать.

Методики по определению умственных способностей детей.

Особенности памяти и внимания

Методика А.Р. Лурия для диагностики кратковременнойпамяти.

Методика Джекобсона для диагностики способности кзапоминанию.

Методика определения концентрации и распределения внимания.

Методика определения состояния долговременной памяти.

Особенности языка и речи

Диагностика навыков звукового анализа слова.

Диагностика активного словаря.

Диагностика развития устной речи.

Особенности моторики

Упражнения и игры для исследования моторики рук

Особенности учебной мотивации

Анкета по оценке уровня школьной мотивации

Исследование эмоциональной сферы ребенка

Исследование межличностных отношений

Исследование особенностей поведения

Одной из причин трудностей в обучении школьников является оценка их деятельности учителем. Поэтому одной из причин низкойуспеваемости младшего школьника является заниженная самооценка. С целью исследованияуровня самооценки ребенка можно использовать «Шкалу самооценки» (Ч.Д.Спилбергера и Ю.Л.Ханина), детский вариант опросника Г. Айзенка и другие методики для определения уровня самооценки.

Кроме этого, ещё одной причиной возникновения трудностей в обучении можетбыть преобладание игровой мотивации над учебной, или вообще отсутствие (илинарушения) мотивации обучения. С целью выявления нарушенийприменяют методику изучения мотивации (по Белопольский) и методики наопределение мотивации обучения.

3 . Психопрофилактики трудностей в обучении

Так, Локалова Н. П. выделяет следующие пути психопрофилактики (см.рис.1)[3].

1.Оптимизация процесса обучения. Необходимо строить процесс обучения так, чтобы на основе всестороннего учета закономерностейи принципов обучения, научной организации учебной деятельности школьников добиться наиболее эффективного усвоения ими. Наилучших результатов обучения позволяет добиться такое обучение, которое способствует активизации и всестороннему развитию мыслительной деятельности учащихся

Рисунок 1. Пути психопрофилактикитрудностей в обучении[3]

2. Систематическое психолого-педагогическоеизучение школьников с целью своевременного обнаружения и устранения отставаний в учении. Знание учеников во всех отношениях необходимо для осуществления в процессе обучения индивидуального подхода к ним, который в школе реализуется в форме индивидуализации и дифференциации обучения. Индивидуализация обучения тесно связана с ориентацией на психологические особенности школьников (уровень способностей, зону актуального развития), состоит во включении в работу с ними специальных способов и приемов, соответствующих индивидуально-типологическим особенностям учащихся (тип темперамента и связанные с ним скоростные характеристики работы), выработку у школьников индивидуального стиля деятельности. Дифференцированный подход в обучении, учитывая уровень достижений каждого школьника и его потенциальные способности, состоит в предоставлении для усвоения входящий в школьную программу, но разный по степени трудности учебный материал — кому-то более трудный, а комуто более легкий. Это и составляет основу профилактической работы по предупреждению непонимания школьниками учебного материала, низкого качества его усвоения.

3. Организация групп развития. Их цель состоит в том, чтобы обеспечить будущим школьникам необходимый уровень школьной зрелости, поскольку психологическая готовность детей к школьному обучению вполне обоснованно рассматривается как психопрофилактика возможных трудностей в последующем школьном обучении. Главная задача групп развития связана не с обучением детей старшего дошкольного возраста школьным умениям чтения, письма и счета, а с формированием у них психологической основы овладения этими умениями, развитием познавательных потребностей детей, целенаправленным когнитивным и психомоторным развитием.

4. Осуществление всестороннего психологического развития школьников. Проведенный нами анализ всевозможных трудностей школьников в обучении привел нас к убеждению, что в подавляющем большинстве трудностей, какими бы они ни были и какие бы они внешние формы ни принимали, в своей глубинной основе они имеют недостатки в когнитивном развитии учащихся. Именно это является первопричиной многих трудностей учащихся не только познавательного характера, но и в поведенческом плане. Много разных проблем появляется у школьников, после того как у них возникает отставание в учении и появляются плохие отметки. Об этом мы и писали в предыдущих главах пособия.

Для нас является очевидным, что решение многих уже имеющихся проблем учащихся, а также наиболее эффективное направление предупреждения трудностей в обучении лежат на пути осуществления всестороннего и целенаправленного психологического развития школьников.

Заключение

Проведённое нами исследование, даёт возможность сделать ряд выводов:

Понятие «трудности в обучение»как психолого-педагогическая проблема возникло в последнее десятилетие, в связи с процессами гуманизации системы образования и акцентированием внимания на личностное развитии и состоянии учащихся в процессе обучения.Данная система сочетает как классическую для традиционной школы проблематику уровня и качества усвоения учебного материала, так и проблематику личностной адаптации школьника к условиям обучения.

Проведет исследования, дает нам возможность обобщить факторы,негативно влияют на успешность младших школьников и обосновать еепсихолого-педагогические условия. В частности, были выделены следующие основные факторы вызывающие трудности в обучении:

  • Уровень социальной готовности ребенка к школе;
  • Стиль и методы воспитания в семье;
  • Стиль общения учителя с учащимися:
  • Мотивы к учебной деятельности;
  • Самооценка школьника.

Мы выяснили, что наиболее полнуюинформацию относительно указанной проблемы, может дать комплекс методик,направленных на выявление мотивов к учебной деятельности, самооценки ипсихологических особенностей школьников.

Психологическая профилактики трудностей в обучении это комплексная помощь ученикам со стороны психолога, педагогов и родителей, главными из которых являются:

  • Своевременная психодиагностика и коррекция психического развития школьника;
  • Развернутая оценочная деятельность с использованием всех возможностей, которые предоставляет 5-балльная система;
  • создание ситуаций рефлексивного общения и коммуникации;
  • использования методов творческого самовыражения личности и т.д.;
  • Осуществление индивидуального подхода в формировании положительной мотивации обучения, развития познавательных процессов учащихся со школьной неуспеваемостью;
  • Использование на уроках и дома упражнений и задач, развивают мышление, память, внимание, адекватную самооценку, устойчивые интересы к обучению по принципу совместной деятельности;

— Повышение системы контроля за учебными достижениями учащихся с трудностями в обучении школьной неуспеваемостью со стороны родителей и педагогов.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/sposobyi-vyiyavleniya-i-psihologicheskoy-korrektsii-trudnostey-v-obuchenii/

1. Антифеева, О. Школьная неуспешность: пути преодоления : из опыта работы / О. Антифеева // Учитель. — 2012. — № 1. — С. 18-21.

2. Карпичко, О. В. Профилактика неуспешности в начальной школе / О. В. Карпичко // Педагогика. — 2010. — N 3. — С. 124-125.

3. Карпичко, О. В. Создание системы профилактики школьной неуспешности в начальной школе / О. В. Карпичко // Образование в современной школе. — 2008. — N 1. — С. 38-42 .

4. Локалова Н. П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2009.-302 с.

5. Староверова М.С. Школьнаянеуспешность и пути ее коррекции. Электронный ресурс.-Режим доступа:

6. Цетлин В. С. Предупреждение неуспеваемости учащихся / В.С. Цетлин. — М. : Знание, 1989. — 80 с.

7. Шипулина Л. О. Сопровождение учащихся в образовательном процессе как условие преодоления школьнойнеуспешности / Л. Шипулина // Социальная педагогика. — 2008. — N 4. — С. 27-34.