Школы правопонимания

Контрольная работа

Право — уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но и возрастает. Вопросы правопонимания принадлежат к числу «вечных» уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности социума. В мире существует множество научных идей, течение и точек зрения по поводу того, что есть право. Но лишь в последнее время ученые стали задаваться вопросом, что значит понимать право. Правопонимание — научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. При рассмотрении различных теорий и взглядов о праве необходимо учитывать следующие обстоятельства: во-первых, исторические условия функционирования права и рамки культуры, в которых жил и работал «исследователь»; во-вторых, то, что результат правопонимания всегда зависит от философской, нравственной, религиозной, идеологической позиции познающего его субъекта; в-третьих, что берется в качестве основы той или иной концепции (источник правообразования или сущность самого явления), что понимается под источником права и под его сущностью; в-четвертых, устойчивость и долгожительство концепций в одних случаях и их динамичность, способность адаптироваться к развивающимся общественным отношениям — в других.

Итак, цель работы — изучение основных школ правопонимания, раскрыть сущность каждой из них и проследить эволюцию тенденций основных теорий.

1. Школа естественного права

Естественно-правовая теория наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII-XVIII вв. представителями ее являются Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Н. Радищев и др.

Главными идеями этого учения выступают следующие:

1) в рамках данной доктрины разделяется право и закон. Наряду с позитивным правом, то есть законами, принимаемыми государством, существует высшее, «естественное» право, свойственному человеку от рождения. Это данные от природы неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью, собственность), которые выступают критериями права позитивного;

2) право, по существу, отождествляется с моралью. По мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы;

6 стр., 2573 слов

Понятие права. Происхождение. Сущность

... и сущность права, его основные принципы и назначение остались неизменными на всем протяжении его существования. Понятие права в объективном и субъекти вном смысле. В действующих политико-правовых системах существуют различные подходы к понятию и ... системности права, способах и средствах разрешения противоречий и т. д. Происхождение права. Вопрос о происхождении права является спорным и в ...

Достоинства:

  • это прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались первые буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;
  • сторонниками естественно-правовой теории верно замечено, что законы могут быть и неправовыми, но они должны приводиться в соответствие с правом, то есть с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.

п.;

  • провозглашает источником прав человека либо природу, либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.

Недостатки:

  • данное понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) умаляет его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противопоказанного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма затруднительно;
  • такое понимание связано не только с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным к различных людей.

2. Историческая школа права

Она сформировалась в конце XVIII — начале XIX в. Ее представителями были: Г. Гуго, К. Ф. Савиньи, Г. Пухта и др.

Основные идеи доктрины:

1) право — историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает т развивается постепенно, стихийно;

2) право — это прежде всего правовые обычаи (т. е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия).

Законы же производны от обычного права, которое произрастает из недр «национального духа», глубин «народного сознания»;

3) представители этой теории, возникшей во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие «естественные» права человека.

Позитивные моменты:

  • впервые было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;
  • справедливо подчеркивается естественность (эволюционность) развития права, то есть тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;
  • верно подмечено значение правовых обычаев как проверенных временем и стабильных правил поведения.

Негативные моменты:

  • данная теория во время своего возникновения объективно выступила как негативная реакция на естественно-правовую доктрину, идеи Французской революции;
  • как идеология феодализма — уже отживающего строя;

— ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству, между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с властным полноценным упорядочением рыночных отношений.

3. Нормативистская школа права

Нормативистская теория права в наиболее полной степени была сформулирована в XX в. Представителями ее были: Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев и другие.

Основные идеи данного учения заключаются в следующем:

20 стр., 9810 слов

По предмету "Право" : "Нормы права"

... на проблемные аспекты понимания данной категории в рамках тех или иных научных позиций. Большинство ученых в теории права и отраслевых правовых науках определяют норму права как правило ... явления, отражающие все основные его аспекты. В целях определения понятия нормы права необходимо ответить на следующие вопросы: какое место занимает норма права среди социальных норм; каково соотношение нормы права ...

1)исходным (в частности, для концепции Кельзена) является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы;

2) по Кельзену, право — это сфера должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политическими, социально-экономическими и другими оценками;

3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты — решения судов, договоры, предписания администрации, которые также включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.

Достоинства:

  • верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, обращается внимание на необходимость иерархии правовых норм по степени их юридической силы;
  • нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов;
  • признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.

Недостатки:

  • представителей данной теории критикуют за увлеченность формальной стороной права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т.п.), за то, что они недооценивали связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами;

— признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами, и однозначно произвольными.

4. Материалистическая школа права

Материалистическая теория права возникла в XIX — XX вв. Ее представителями выступили: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и другие.

Основными идеями названной доктрины можно считать следующие:

1) право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление;

2) содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть;

3) право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право — это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством.

Положительные моменты:

  • в связи с тем, что представители данной теории понимали право как закон (т.е. как формально определенный нормативный акт), они выделяли четкие критерии правомерного и противоправного;
  • показали обусловленность права социально-экономическими факторами, наиболее существенно влияющими на него;
  • обратили внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает реализацию правовых норм.

Недостатки:

  • преувеличивали роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим принципам, ограничивали существование права историческими рамками классового общества;
  • излишне жестко связывали право с материальными факторами, с экономическим детерминизмом и тем самым умаляли другие причины и условия, влияющие на право.

5. Психологическая школа права

Психологическая теория права наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Представители: Л.И. Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер и другие.

4 стр., 1616 слов

Правовая культура (2)

... основаниям. 7 А.Ф. Черданцев рассматривает правовую культуру в узком и широком смыслах. В широком смысле под правовой культурой он понимает все, что создано человечеством в правовой сфере, а именно, право, правовую ... сумма духовных ценностей и является компонентом общественной жизни. С философской точки зрения культура рассматривается вкупе с такими явлениями, которые выделяются чисто аналитически ...

Основными идеями этой доктрины являются:

1) психика людей — фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;

2) понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей — правовых эмоций людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания чувства, связанного с правомочием на что-то (атрибутивная норма), и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма);

3) все правовые переживания делятся на два вида права — позитивные (исходящие от государства) и интуитивные (личные, автономные).

Последние могут не быть связаны с первыми. Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным регулятором поведения людей и поэтому должно рассматриваться как «действительное» право. Так, разновидностью переживаний интуитивного права считаются переживания по поводу карточного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре и т.п., которые соответственно формируют «игорное право», «детское право» и т.д.

Достоинства:

  • обращено внимание на психологические моменты и их роль в процессе функционирования права наряду с экономическими, политическими и пр. Отсюда — нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую природу индивида;
  • акцентирует внимание на роли правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества.

Недостатки:

  • представители данной теории преувеличивали роль в правовой сфере психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим, культурным и т.п.), от которых в первую очередь зависит природа права;

— в связи с тем, что «подлинное» (интуитивное) право практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.

6. Социологическая школа права

Социологическая теория права была сформирована в наиболее законченном виде в XX в. Е. Эрлих, Жени, С.А. Муромцев, Р. Паунд считаются ее ведущими представителями.

Основные идеи заключаются в следующем:

1) разделяют право и закон, хотя делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право — в сфере сущего;

11 стр., 5349 слов

Учение И. Канта о праве и государстве

... в том числе и философии. 1. Учение И. Канта о праве и государстве «Государство (civitas), - пишет Кант, - это объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Поскольку эти законы необходимы, как априорные законы, то есть как законы, сами собой ...

2) под правом понимаются юридические действия, практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право — это реальное поведение субъектов правоотношений: физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины — теория «живого» права;

3) формулируют такое «живое» право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они «наполняют» законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.

Плюсы:

  • она обращает внимание прежде всего на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое применение;
  • фиксирует приоритет общественных отношений как содержания права;
  • хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.

Минусы:

  • если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие границы между правомерным и неправомерным, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной;
  • в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного применения права, произвола со стороны корыстных должностных лиц.

7. Реалистическая школа права

Реалистические доктрины можно разделить на два направления: американское и скандинавское. Представителями американского реализма являлись К. Ллевеллин, О. Холмс, Ж. Фрэнк, скандинавского — А. Росс, К. Оливеркрона и др. Иногда представителей скандинавского реализма относят к психологической школе права в связи с тем, что значительное внимание они уделяли психологическим аспектам судебного процесса, интуиции судьи. Остановимся более подробно на особенностях американского реализма. Его представители рассматривали право, как совокупность судебных решений, как предсказание будущего решения суда. Не отрицая регулирующей роли закона, они считали, что закон носит слишком общий и абстрактный характер и не порождает прав и обязанностей для конкретных лиц до вынесения соответствующего судебного решения. Сторонники реалистической школы положительно относились к неопределенности права, считая ее достоинством, а не недостатком, так как право должно уметь приспосабливаться к изменяющимся условиям общественной жизни.

Положительные моменты:

  • они обратили внимание на судебную деятельность как фактор правообразования;
  • акцентировали внимание на процессе вынесения судебных решений.

Отрицательные моменты:

  • определение права как совокупности судебных решений применимо лишь для стран «общего права» (англосаксонской правовой семьи), где суды наделены правотворческими функциями;

— сторонники реалистической школы сужают сферу правового регулирования, так как многие правовые отношения вообще не доходят до суда, но их участники все же наделены субъективными правами и юридическими обязанностями. правопонимание школа юридический

Неопределенность права, за которую выступают реалисты, снижает качество права как социального регулятора, может дезориентировать участников общественных отношений.

8. Юридический позитивизм

Основы юридического позитивизма были разработаны английским юристом Джоном Остином. По Остину, право образуют четыре элемента: приказ, санкция, обязанность исполнения и суверенная власть.

13 стр., 6406 слов

Принципы и источники права социального обеспечения

... различные федеральные законы, регулирующие общественные отношения в сфере права социального обеспечения, акты Правительства Российской Федерации и ВС РСФСР. Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из ... принципа. В теории права под правовыми принципами понимаются руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах ...

Основные черты юридического позитивизма:

1) отрицание естественного права, дуализма права и закона.

2) отождествление права и закона;

3) отрицание сущностей и аксиологической оценки права;

4) формально-догматическое логическое рассмотрение права;

5) право — приказ, веление государства;

6) субъективное право — результат установленной государством нормы;

7) отрицание правового характера норм международного и религиозного права;

8) юридический позитивизм есть логическое завершение развития юридического мировоззрения.

Достоинство

1) верховенство закона и наличие иерархической связи между законами и иными нормативно-правовыми актами, исключающей наличие в действующем праве противоречивых норм;

2) недопустимость отказа в правосудии по мотивам наличия в действующем законодательстве пробелов или неясных норм права;

3) требование неукоснительного исполнения действующих законов государственными органами, гражданами и иными лицами (принцип законности);

4) подчинение судьи закону.

Недостатки:

1) понимание права как совокупности установленных государством норм права содержит логическую ошибку в виде определения неизвестного через столь же неизвестное;

2) сведение права к закону, иным нормативно-правовым актам приводит к утрате всяких критериев, позволяющих отличать правовые нормы от произвола государства. С точки зрения позитивистской теории все законы фашистского государства правом и законопослушным гражданам не остается ничего иного, чем терпеливо их выполнять;

3) отрицая существование права вне закона, в общем и целом, юридический позитивизм вынужден признать независимое от закона существование права в частном случае, на стадии правоприменения и реализации.

Заключение

Естественно-правовые взгляды берут свое начало еще в Древней Греции и Древнем Риме. Естественно-правовая теория прошла сложный путь развития, ее популярность, всплески расцвета всегда были связаны со стремлениями людей изменить свою жизнь к лучшему — это и эпоха Возрождения, и эпоха буржуазных революций и современная эпоха перехода к правовому государству. Подобно классическим учениям XVII-XVIII веков, современные естественно-правовые теории признают существование наряду с позитивным правом (законами и обычаями) идеального порядка отношений между людьми. Этот высший нормативный порядок и называют естественным правом. Позитивное значение естественно-правовой теории состоит в следующем: во-первых, она утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека; во-вторых, благодаря этой доктрине стали различать право и закон; в-третьих, она концептуально соединяет право и нравственность. Критическое замечание в адрес данной теории может состоять в том, что не всегда представление о праве как справедливом или несправедливом можно объективировать в правовой действительности.

7 стр., 3436 слов

Курсовая работа конвенция о правах ребенка

... с основными принципами и положениями Конвенции о правах ребенка. Кодекс представляет собой результат масштабной работы по созданию новых прогрессивных правовых норм регулирования внутрисемейных отношений, которые должны ... Уважение прав ребенка на свободу совести и религии и уваже­ние прав родителей руководить ребенком в осуществлении им это­го права определены федеральным законом «О свободе совести ...

Нормативистская доктрина основана на представлении о том, что право — это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах. Современное понимание права в рамках данной школы можно выразить следующей схемой: 1. право — это система взаимосвязанных и взаимодействующих норм, изложенных в нормативных актах; 2. нормы права издаются государством, в них выражается государственная воля, возведенная в закон; 3. нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения; 4. само право и его реализация обеспечиваются в необходимых случаях принудительной силой государства; 5. от норм зависят возникновение правоотношений, формирование правосознания, правовое поведение.

Социологическая школа рассматривает право как эмпирическое явление. Основной постулат состоит в том, что «право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни». В основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом. Они являются признаками права, а само право — это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешить спор в той или иной конкретной ситуации призваны судебные или административные органы.

Юридический позитивизм решительно порывал с принципами и положениями теории естественного права. Если последняя признавала права и свободы человека первичными и требовала их непременного признания государством, то позитивисты, наоборот, единственным источником права признавали государство. Обосновывая предложенное понимание права и задач правовой науки, позитивисты подвергли суровой и основательной критике естественные права человека и проповедующую их теорию. По мнению позитивистов, естественные права представляют собой не более чем предположения, гипотезы, являются источником заблуждения умов.

Каждая из названных теорий имеет свои преимущества и недостатки, их появление и развитие обусловлены естественным развитием человеческого общества и свидетельствуют о необходимости и социальной ценности права в жизни людей.

Таким образом, в историческом контексте право оценивалось и оценивается по-разному. Названные теории есть самые заметные вехи в процессе правопонимания, в изменении юридического мировоззрения общества. Далеко не случайно, что эти учения не раз уже были востребованы практикой. Каждая из перечисленных доктрин имеет как положительные, так и отрицательные моменты. И плюсы, и минусы важно знать и иметь в виду при характеристике теорий.