В общем смысле этика — это набор моральных принципов и ценностей, управляющий поведением человека или группы людей и определяющий положительные и отрицательные оценки их мыслей и действий. Это как бы внутренний кодекс законов, который определяет, как можно себя вести, а как нельзя, какие решения можно принимать, а какие нет, где проходит граница между добром и злом. Этика связана с внутренними ценностями, а они в свою очередь являются частью корпоративной культуры и воздействуют на принимаемые решения, определяют их социальную допустимость в рамках внешней среды.
Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессионального этикета. Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практике поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения, а также в форме теоретических выводов.
Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.
1. История становления профессиональной этики
1 Понятие «профессиональная этика»
Этика (от греч. ethos — обычай) — философское учение о морали, ее принципах, нормах и роли в обществе.
Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.
Профессиональная этика изучает:
- отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;
- нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;
- особенности профессионального воспитания.
Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной характеристике индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классовом обществе они определялись социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий.
Этика поведения студентов в вузе
... а на целостный личностный и профессиональный опыт. Усиление воспитательных функций высших учебных заведений с целью повышения культуры поведения студентов возможно при следующих условиях: если ... поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуры. Таким образом, культура поведения выражает нравственные требования общества, закрепленные в нормах, принципах ...
В жизни всегда были и останутся отношения, которые обеспечивают наивысшую эффективность в выполнении профессиональных функций. Участники какого-либо взаимодействия всегда стараются сохранить наиболее оптимальные формы этого взаимодействия и правила поведения. Например, в организации от новичка станут требовать неукоснительного соблюдения отработанных и проверенных правил делового общения, так как они облегчают выполнение профессиональных функций, способствуют достижению поставленных целей. В том или ином коллективе, группе работников, сотрудников, деловых людей складываются определенные традиции, которые с течением времени приобретают силу моральных принципов и составляют этикет данной группы, общности.
Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование профессиональной этики. В процессе труда между людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной этики.
Во-первых, это отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса.
Во-вторых, это те моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом.
Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Просто к некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования. В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует согласованности действий всех его участников. Уделяется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, здесь речь идет не только об уровне моральности, но и в первую очередь о должном исполнении своих профессиональных обязанностей (это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания).
Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем каких-либо других, не поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой.
Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношения и к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми — объектами деятельности. Здесь нравственная ответственность приобретает решающее значение. Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности.
Общеморальные нормы должны быть конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии. Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок, и наоборот. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести, в конечном счете, и к деградации самой личности.
Умственный и физический труд человека
... виды. Между тем существуют два основных вида трудовой деятельности человека - физический и умственный труд и их промежуточные сочетания. Физический труд - это "вид деятельности человека, особенности которой определяются комплексом факторов, отличающих один вид деятельности ...
В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда.
профессиональный моральный этический норма
1.2 Первый этап становления профессиональной этики
Развитие общества неизбежно связано с разделением труда и появлением множества профессий. В каждой профессии, связанной с взаимодействием людей появляются свои нравственные искушения, моральные успехи и неудачи, возникают противоречия, вырабатываются свои способы их решения. В профессиональную деятельность человек входит с собственным набором чувств, переживаний, стремлений, нравственных оценок. Среди многообразных нравственных ситуаций в профессиональных отношениях возникают наиболее часто повторяющиеся, типичные, которые и определяют моральную атмосферу профессии. А это, в свою очередь, обусловливает специфику поступков людей, своеобразие их норм поведения. Как только профессиональные отношения приобретают устойчивость, начинают формироваться особые нравственные установки, соответствующие характеру труда, возникают и профессиональные честь и достоинство, которые со временем становятся своеобразной духовной силой, определяющей поведение представителя той или иной профессии.
Становление норм профессиональной этики относится к периоду раннего рабовладельческого общества, когда стали оформляться первые относительно массовые профессии. В ранних письменных источниках есть свидетельства того, что уже более 4000 лет тому назад люди осознали необходимость определенных нравственных запретов в ряде профессий , и то, что сами профессии, вернее, принадлежность к ним, могут формировать у людей ряд положительных, так и отрицательных нравственных качеств. Однако прошло длительное время, пока в рабовладельческом обществе Древней Греции начали складываться первые прообразы будущих профессиональных моральных кодексов.
Профессиональная мораль первоначально складывается в среде профессий, представители которых контактировали с людьми: врачи, учителя, воспитатели, политики, писцы, жрецы, служители при храмах и т.п. Они могли оказывать воздействие на физическое и моральное состояние людей, причинить им вред, дестабилизировать общественную обстановку. Количество норм в первых профессиональных кодексах было невелико. Они затрагивали наиболее общие аспекты профессиональной деятельности, многие из них носили описательный характер.
1.3 Второй этап развития профессиональной морали
Второй этап в развитии профессиональной морали наступает в эпоху позднего средневековья, чему было несколько причин. Прежде всего укрепление государственности и формирование норм абсолютистской власти, что предопределило становление и укрепление таких социальных институтов, как армия, церковь, государственная служба.
Профессиональная этика практического психолога, как основа его деятельности
... в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий. 1. ... которому будут передаваться все виды ответственности за качества индивидуальной жизни по типу: «Психолог (или кто – то другой) сказал так, я так делал (думал, чувствовал), ...
Во-вторых, бурный рост городов в средневековой Европе, который породил к жизни обособление профессии, обслуживающих население, поставил людей в зависимость от труда друг друга.
Новый этап в развитии профессиональной морали ознаменовался формированием некоторых тенденций.
Во-первых, значительно расширился круг профессий, в отношении которых формировались нравственные требования, в основном за счет профессий, которые контактировали с населением не напрямую, а через результат своего труда. Яркими свидетельствами данного процесса являются кодексы ремесленных цехов, которые включали в себя требования к выполнению определенных нравственных обязательств.
В третьих, стали складываться моральные нормы, а впоследствии и кодексы таких социальных институтов, как армия, церковь, медицина и др. Эти нормы объединялись нравственными требованиями людей, чья деятельность уже не могла определяться только как профессия. Например, в армии есть пехотинцы, артиллеристы, кавалеристы и другие воинские профессии; в медицине — врачи, сиделки, медсестры и пр.
По мере укрепления государств, значимость социальных институтов в жизни общества возрастала, усиливалось их влияние на общественные отношения, причем зачастую господствующая в этих социальных системах мораль воздействовала не только на отношения внутри государств, но и на международные отношения, представляя и характеризуя свои страны в глазах других народов. Примером могут служить нравственные основы деятельности армии или государственного аппарата.
4 Третий период в развитии
Третий период в развитии профессиональной этики наступает во второй половине 20 века. Он отражает реалии современной цивилизации: высочайший уровень развития науки, формирование единой мировой системы хозяйствования и мировых систем коммуникаций, высочайший уровень кооперации в процессе производства, все возрастающий уровень техногенной опасности существованию каждого отдельного человека и планеты в целом.
Отличительной особенностью третьего этапа в развитии профессиональной морали являются два одновременно идущих процесса:
- Во-первых, углубляющаяся дифференциация норм нравственности в зависимости уже не просто от профессии, а от ее отдельных специализаций;
- Во-вторых, идет процесс объединения норм профессиональной морали близких по функциям профессий, объединенных работой на конечный результат.
Происходящая непрерывно дифференциация норм профессиональной морали привела к тому, что практически не осталось профессий, которые не имели бы в рамках своей деятельности специальных нравственных требований.
Таким образом, вторым важным фактором, влияющим на дальнейшую дифференциацию норм профессиональной морали, являются происходящее углубление специализации не просто в рамках профессии, а в ее отдельных направлениях.
Требования профессиональной этики становятся все более принципиальными. Общество не может полагаться только на традиционные механизмы их усвоения. Поэтому в практику профессионального этического воспитания входит:
- Создание этических ассоциаций
—Широко распространяется практика разнообразных инструкций, памяток, в которых обращается внимание на возможные отступления от этических стандартов, которые могут быть совершены случайно, по недооценке психологии работающих.
Основы профессиональной этики и морали
... опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась ...
Профессиональная нравственность и профессиональная этика помогают конкретизировать, реализовывать моральные ценности в условиях деятельности определенного рода профессий. Профессиональная этика не формирует новые принципы или новые понятия морального сознания; она «приспосабливает» уже известные принципы, понятия к специфическим сферам жизнедеятельности человека.
Заключение
Профессиональная этика — это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
Профессиональная этика изучает: отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности; нравственные качества личности специалиста; взаимоотношения внутри профессиональных коллективов; особенности профессионального воспитания
Становление норм профессиональной этики относится к периоду раннего рабовладельческого общества, когда стали оформляться первые относительно массовые профессии. Профессиональная мораль первоначально складывается в среде профессий, представители которых контактировали с людьми: врачи, учителя, воспитатели, политики, писцы, жрецы, служители при храмах и т.п.
Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду. Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как «Клятва Гиппократа», нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше.
Третий период в развитии профессиональной этики наступает во второй половине 20 века. Он отражает реалии современной цивилизации: высочайший уровень развития науки, формирование единой мировой системы хозяйствования и мировых систем коммуникаций, высочайший уровень кооперации в процессе производства, все возрастающий уровень техногенной опасности существованию каждого отдельного человека и планеты в целом.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/sotsialno-istoricheskaya-evolyutsiya-professionalno-eticheskih-norm/
2.Большой толковый словарь русского языка./сост. С.А. Кузнецов. — СПб.: Норинт, 1998. — 1536 с.
.Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. — М.: Культура и спорт, 2001. — 279 с.
.Ладатко Л. В. Этика и культура управления. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 317 с.
.Росенко М.Н. Основы этических знаний. — М.: Изд-во «Лань», 2000. — 256 с.