Проблемы, связанные с профессиональным самоопределением и развитием человека, постоянно находятся в центре внимания психологов. Сегодня актуальность исследований в этой области вызвана как интенсивной динамикой мира профессий, появлением, так и развитием в обществе новых ценностных норм применительно к различным условиям профессиональной деятельности. Яркий пример – изменение отношения общества к выбору человеком места работы и переходу из одной организации в другую. Особенно это выражено в профессиях в сфере управления и бизнеса. Если еще несколько десятилетий назад специалист, часто меняющий работу, воспринимался как «летун», ненадежный сотрудник, то сегодня одной из явных тенденций, характеризующих уровень успешности в карьере, является достаточно частая смена работы, места жительства, статусно-ролевой позиции и т.п. Новые социально-экономические условия предъявляют и новые требования к профессионализму специалистов в сфере бизнеса, которые выражаются в конкурентоспособности, мобильности, быстром приспособлению к новым условиям.
Проблема профессионального самоопределения является одной из важнейших в жизни человека. Противоречия, связанные с профессиональным самоопределением личности: между их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы ; их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест ; склонностью и представлениям о престиже профессии ; желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем её окружении; несоответствием здоровья , характера, привычек требованиям ,предъявляемым профессией и др. Данные противоречия можно отнести к группе внутренних , личностно-психологических.
Но не менее значимы и противоречия социально – экономические : между возросшими требованиями к современному специалисту и действующими формами и методами , сложившимися на основе представлений об экстенсивных путях развития народного хозяйства, его кадрового обеспечения; профессиональными планами молодежи с высоким уровнем образования и экономической необходимостью народного хозяйства заполнить вакантные рабочие места с тяжелым физическим трудом; потребностью общеобразовательной школы и других социальных институтов в специалистах – профориентаторах и отсутствием стабильной комплексной подготовки их в вузах страны ; необходимостью координации и интеграции профориентированных воздействий и решением её узковедомственными путями и средствами.
Народные промыслы как средство эстетического воспитания
... умения, навыки в процессе обучения декоративно-прикладному искусству, а так же работе учителей технологии. 1. Народные промыслы как средство эстетического воспитания 1 Эстетическое воспитание на ... почти все потребности сельского хозяйства удовлетворялись за счет ремесленников-металлистов. Материалы, полученные в результате изучения металлических изделий ручной работы, дают основание полагать, что ...
Необходимо помочь личности выбрать именно ту профессию , чтобы требования , которые она предъявляет к работающему , совпадали с его личностными качествами и возможностями. Неоценимую помощь человеку ответить на важнейшие вопросы : кто я ? чего я хочу ? что я могу ?, окажет психодиагностика – одно из самых молодых направлений в психологии.
Вот главные принципы этой области знаний :
1.Всеобщая талантливость. Бесталанных
2.Взаимное превосходство. Если у вас что-
3.Неизбежность перемен. Ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. Хотя бы потому , что если сегодня у вас есть возможность узнать что-
Методы психодиагностики позволяют делать выводы с помощью тестов.
«Тест» по-английски значит «короткое испытание», «проба», их применяют для определения способностей человека и прогнозирования его поведения очень давно. Один из первых психологических тестов описан в Библии , в книге судей. Войскам полководца Гедеона , уставшим после изнурительного перехода , предстояла тяжелая битва с маданитянами. Чтобы отобрать наиболее стойких бойцов, полководец велел им напиться из источника. Часть уставших бойцов, став на четвереньки, жадно пили воду. Другие , не теряя достоинства , черпали её ладонями. Они-то и составили потом отборный отряд.
В прошлом веке английский учёный Ф.Гальтон впервые использовал тесты для
Исходя из всего выше сказанного, мной была поставлена цель данной работы: рассмотрение теоретических аспектов психологии профессионального самоопределения личности и практических методик психодиагностики .
Глава 1. Психология профессионального самоопределения личности.
1.1. Профессиональное самоопределение и самосознание личности
Профессиональное
Ядром профессионального
Профессиональное
Актуализация
Профессиональное
В подростковом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям.
Профессиональное самоопределение старшеклассников
... те, в которых он может самоутвердиться. Актуальность исследования профессионального самоопределения, как процесса выбора личностью профессии и самореализации в ней, обусловлена выраженным практическим ... лет. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений. 1.1 Возрастные особенности формирования личности подростка Старшеклассник ...
Дифференцированное отношение к разным учебным предметам, занятия в кружках художественного и технического творчества формируют и подростков учебно-профессиональные намерения и профессионально ориентированные мечты. Образцы желаемого будущего, профессиональные мечты становятся психологическими вехами, штрихами профессионального самоопределения.
Ранняя юность. Важнейшая задача этого возраста – выбор профессии. Это период реалистической оптации. Профессиональные намерения подростков диффузны и неопределенны. Выбор учебно-профессионального учреждения в данном возрасте часто бывает психологически не обоснован. Психологически более комфортно чувствуют себя те девушки и юноши, которые получают среднее (полное) общее образование. Психологически устремленные в будущее, они понимают, что благополучие и успех в жизни, прежде всего, будут зависеть от правильного выбора профессии.
Юность. Подавляющее большинство юношей и девушек уже учащиеся, их участие в производительном труде рассматривается не только и не только с точки зрения его экономической эффективности, сколько с точки зрения его воспитательной ценности. Ведущей деятельностью в юности является профессиональное образование.
Молодость. Освоение профессиональной деятельности приводит к развитию следующих психологических новообразований: профессиональной социализации, профессионального опыта, профессионально важных качеств, профессиональной идентичности.
Актуальным становится профессиональный рост. Часть сверстников уже добилась определенных профессиональных достижений. Но подавляющее большинство
Возможны два пути: либо оставаться в избранной профессии и утверждать себя в ней, становиться профессионалом, либо профессиональная миграция, означающая смену работы или профессии. Это наиболее продуктивный возраст – период реализации себя как личности, использования своего профессионального потенциала. Именно в этом возрасте реализуются жизненные и профессиональные планы, оправдывается смысл самого существования человека. Профессия предоставляет уникальную возможность применить свои способности на конкретном трудовом посту, выработать индивидуальный стиль деятельности, реализовать свою потребность быть Личностью, индивидуальностью в профессиональном труде. Высокий профессионализм позволяет личности реализовать и свою склонность к сверхнормативной профессиональной активности, максимально выражающей запредельные возможности человека. Полная погруженность в профессиональную жизнь, удовлетворенность выбранной профессией, осознанная профессиональная позиция, постоянное подтверждение своей профессиональной значимости, нужности и полезности приводят к возникновению особого эмоционального состояния – профессионального оптимизма.
Человек, индивид, личность (2)
... себя в процессе общественной жизни. Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путем организации процесса обучения ... социальное происхождение и т. п., ко второй – профессия, образование и др. В любом обществе существует некоторая ... А потому объективные условия существования людей не играют такой большой роли при выборе ими модели действий. Цели человеческой ...
Все эти профессионально
Наряду с этими психологически позитивными изменениями
Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности. В настоящее время социальная ориентация во многом определяет профессиональное самосознание человека, его профессиональное самоопределение и профессиональный выбор.
Специфические моменты самосознания, формирование Я-концепции, включающей образ «Я-профессионала», зависят от степени согласованности
Не только познание, но и осуществление себя формирует самосознание человека, его «внутреннее-Я», его мотивацию.
Осуществление себя в профессии включает формирование образа профессии, особенно на этапе выбора сферы профессиональной деятельности.
Образ будущей профессии достаточно сложное образование, включающее эмоциональные и когнитивные компоненты. Соответствие эмоционально-оценочных компонентов существенным содержательным компонентам профессии делает выбор обоснованным и реальным. Для обоснованности профессионального выбора необходимо также, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач — уход от проблем, их игнорирование и т.д.
В современном обществе актуально и остро встает проблема конкретной психологической помощи людям в их профессиональном самоопределении. Задача психолога в этой ситуации состоит в том, чтобы дать человеку психологические средства разрешения его личностных проблем, связанных с профессиональным самоопределением. Психологи могут на основе диагностики этих психологических проблем помочь человеку в совершении профессионального выбора, или обеспечить предпосылки к совершению этого выбора в будущем.
Политическое самоопределение России: проблемы выбора
... самоопределения. Ему предстояло сделать стратегический выбор и для этого ответить на целый ряд важнейших вопросов. В чем заключаются национальные интересы России? ... характеризовать население страны как единую историческую общность — советский народ. На ... нищавшие и утратившие ориентиры люди начали связывать свои надежды ... решения совокупности узловых политических проблем, каждая из которых потребует ...
Для решения психологических