Особенности профессионального самоопределения современных подростков

Актуальность исследования: Современная нестабильная социально-экономическая ситуация, возрастание безработицы и образование рынка труда, резкая переориентация с одних ведущих областей профессиональной деятельности на другие требуют улучшения подготовки профессионально компетентных, мобильных и конкурентоспособных специалистов, способных в короткое время овладеть новыми знаниями, умениями, навыками и перестроить свою деятельность.

Данная проблема определенным образом связана с профессиональной ориентацией и подготовкой учащихся к профессиональному самоопределению, поскольку наличие рынка труда, а также отсутствие социальной защищенности личности требуют от выпускников школ способности быстрой адаптации к окружающей социально-экономической среде. Без этого становится все труднее выбрать путь продолжения своего образования, приобрести желаемую профессию и обрести работу.

В школьные годы проявляются и развиваются различные интересы и склонности, закладываются основы общего и профессионального развития личности. Исследованиями психологов доказано, что в ранней юности формируется одно из стержневых качеств личности – профессиональное самоопределение.

В Законе РФ «Об образовании» подчеркивается, что содержание школьного образования должно быть ориентировано на обеспечение условий для самореализации личности, а общеобразовательная подготовка призвана обеспечивать успешное овладение профессиональными знаниями и умениями.

Рынок труда и особенности современной социально-экономической ситуации обуславливают необходимость более раннего профессионального самоопределения школьников. К моменту окончания основной школы у учащихся должно быть сформировано осознанное профнамерение и определен путь дальнейшего продолжения образования. Однако исследования показывают, что за последнее время возросло число выпускников общеобразовательных школ, не имеющих профессионального намерения, и оно составляет фактически около 50%.

Исходя из этого, мы видим, что данная проблема актуальна в современном обществе.

В связи с этим, темой нашего исследования является: «Особенности профессионального самоопределения современных подростков».

Объект исследования – процесс профессионального самоопределения современных подростков.

Предмет исследования – методы и приёмы профессионального самоопределения современных подростков.

4 стр., 1769 слов

Профессиональное становление личности

... проблемы возникают перед личностью в течение всей ее жизни. Личность же постоянно изменяется, развивается. Значит, на разных стадиях ее развития одни и те же задачи профессионального самоопределения решаются по-разному. ...

Цель исследования – выявить особенности профессионального самоопределения современных подростков и разработать комплекс эффективных методов и приёмов, способствующих его эффективному осуществлению.

Гипотеза исследования – методы и приёмы профессионального самоопределения современных подростков будет способствовать его эффективному осуществлению, если они будут опираться на индивидуальные и возрастные особенности детей, если они будут учитывать их интересы, основываться на условиях современного рынка труда.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть сущность и особенности профессионального самоопределения подростков.
  2. Раскрыть мотивацию профессионального выбора в подростковом возрасте.
  3. Исследовать особенности профессионального самоопределения современных подростков.
  4. Разработать систему эффективных методов и приёмов, способствующих эффективному профессиональному самоопределению современных

подростков.

Методы исследования:

  • теоретический анализ научной литературы по теме исследования

(систематизация, формулировка выводов, выделение главного);

  • эмпирические методы – наблюдение, беседа, тестирование, изучение продуктов деятельности учащихся, проведение сравнительного эксперимента, разработка комплекса занятий по развитию коммуникативных способностей младших школьников.

Методологическая основа:

  • Теоретическая значимость исследования – теоретически обоснована необходимость нового осмысления профессионального самоопределения учащихся в связи с резко изменившийся и постоянно меняющейся ситуацией в образовании и экономике в стране в целом;
  • выделены и теоретически обоснованы основные направления деятельности педагога по оказанию помощи школьнику в профессиональном самоопределении;
  • Практическая значимость исследования — разработана комплексная организационно-целевая программа формирования профессионального самоопределения подростков; даны научно-методические рекомендации по подготовке учащихся к профессиональному самоопределению в процессе технического творчества.

Структура работы: работа состоит из двух глав, каждая из которых состоит из трёх подпунктов; включает введение, выводы по главам, заключение, библиографию, состоящую из 40 литературных источников и 12 приложений. Объём работы — 35 страниц.

Экспериментальная база исследования: опытно-педагогическая работа была проведена в

1.1. Сущность и особенности профессионального самоопределения подростков

По утверждению Н.С. Пряжникова, определение сущности профессионального самоопределения является до сих пор нерешенной задачей и поэтому обращение к данной проблеме занимает важное место в творческом поиске не только педагогов и психологов, но и представителей других направлений науки.

Несомненный интерес для развития теории профессионального самоопределения представляют идеи «событийного подхода» при планировании и рассмотрении жизненного пути человека, разрабатываемые Е.И. Головахой и А.А. Кроником, а также близкие к ним рассуждения В.М.Розина о построении судьбы как «художественного творчества», характерного для людей искусства.

Предлагая концепцию профессионального развития, А. Маслоу выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию — как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для себя деле. Одной из наиболее интересных и прогрессивных считается за рубежом концепция «профессиональной зрелости», разрабатываемая Д. Сьюпером. Выбор профессии автор рассматривает как событие, но сам процесс профессионального самоопределения — это постоянно чередующиеся акты выбора. В основе всего этого лежит «Я-концепция» личности как относительно целостное образование, постепенно изменяющееся по мере взросления человека.

15 стр., 7143 слов

По предмету: «Психология и педагогика» : «Профессия и профессиональное ...

... Личностная Процесс профессионального самоопределения ... развитие самого субъекта как личности. Решающим же условием гармоничного развития личности ... подростков и старших школьников. Для того чтобы еще больше отдифференцировать их профессиональные ... профессиональной ориентации очень трудно выявить связи. Исследования ... важнейший фактор формирования личности. Здесь следует подчеркнуть, что профессиональная ...

Анализ психологических источников (Е.А. Климов, Г.В. Кудрявцев, В.В. Чебышева, П.А. Шавир и др.) показывает, что отечественные ученые рассматривают профессиональное самоопределение как существенную сторону общего развития личности.

В зарубежной практике в течение длительного времени господствовали две самостоятельных теории профессионального самоопределения: диагностическая и воспитательная. Диагностическая теория сводила выбор профессии к определению профессиональной пригодности индивида.

Воспитательная теория направлена на подготовку личности

к профессиональному самоопределению в соответствии с заранее планируемыми воздействиями.

В отечественной педагогике многие проблемы профессионального самоопределения долгое время также рассматривались в рамках воспитательной концепции профессиональной ориентации, основы которой были заложены А.Е. Голомштоком и руководимым им коллективом.

Под руководством В.А. Полякова и С.Н. Чистяковой была разработана принципиально иная концепция, согласно которой основой профорентационной работы должно быть профессиональное самоопределение. Под ним авторы понимают «процесс формирования отношения личности к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности, что позволит подготовить человека в будущем к перемене профессии, адаптации к жизни и профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики».

В публикациях М.В. Ретивых обоснована так называемая развивающая концепция, согласно которой «профессиональное самоопределение можно определить как процесс и результат общего и профессионального развития как субъекта будущей профессиональной деятельности».

Профессиональное самоопределение связано с процессом профессионального развития личности, под которым К.К. Платонов понимает «процесс развития личности как субъекта профессионального труда и становления профессионального самоопределения».

Обращение к процессу профессионального развития показывает, что он включает в себя четыре основных компонента:

  • формирование профессиональных намерений и осознанный выбор профессии;
  • продуктивное усвоение профессиональных знаний, навыков и умений;
  • активное вхождение в профессию, социально- профессиональная адаптация;
  • развитие профессионального мастерства и творчества, полная реализация личности в трудовой деятельности.

Таким образом, профессиональное самоопределение действительно можно

считать начальным этапом профессионального развития и становления

личности.

Адекватное профессиональное самоопределение является важнейшим условием жизненного самоопределения и успешности профессиональной карьеры человека. Поэтому подготовка учащихся к профессиональному самоопределению должна быть одной из задач общеобразовательной школы.

10 стр., 4763 слов

Самореализация личности в профессии

... и даже будет способствовать в самореализации личности в профессиональной деятельности. 2 бухгалтера с эмотивным типом ... Данные характеристики тип вполне способствуют самореализации личности в бухгалтерской профессии. Этот же тип продемонстрировал один ... имеют. Результаты опроса по методике определения взаимосвязи типа личности и сферы профессиональной личности, автор Дж. Холланд продемонстрировали ...

Основными задачами профессионального самоопределения подростков являются:

  • формирование профессиональной направленности (5 -7 классы);
  • формирование профессионального самосознания (8-9 классы).

Рассмотрим эти понятия подробнее.

В отечественной психологии впервые направленность выделил в самостоятельную подструктуру личности С.Л. Рубинштейн, отнеся к ней мотивы, потребности, интересы, идеалы. Л.И. Божович показала, что в основе направленности личности лежит устойчиво доминирующая система мотивов.

Одним из видов направленности является профессиональная направленность, которая уже достаточно хорошо исследована. Различные аспекты направленности рассмотрены в работах Н.Н. Дъяченко, Е.М. Павлютенкова, А.П. Сейтешева, Н.К. Степаненкова, А.С. Ткаченко, П.А. Шавира и др. Анализ их трудов позволяет сделать вывод о том, что формирование профессиональной направленности начинается с возникновения потребности в профессиональном самоопределении, осознания значимости правильного выбора профессии в жизни человека. Эта потребность возникает задолго до выбора конкретной профессии.

Диапазон возможностей удовлетворения данной потребности чрезвычайно широк. Прежде всего она находит свое выражение в профессиональном интересе. А.П. Сейтешев профессиональный интерес определяет как «непосредственное эмоциональное практико-познавательное отношение к профессии, при благоприятных условиях переходящее в направленность личности на конкретную профессиональную деятельность». Стержневые учебные и познавательные интересы являются основой для формирования профессионального интереса, который с ними взаимосвязан и взаимообусловлен. Успешность формирования профессиональных интересов подростков обеспечивается приобретением ими опыта практической деятельности, приближенной к профессиональной.

Одной из форм направленности является профессиональный идеал. Он воплощается в конкретном образе, которому человек хочет подражать или к которому хочет стремиться.

О реальном содержании профессиональной направленности можно судить по системе мотивов, лежащих в основе субъективного отношения человека к профессии. Под мотивом принято понимать внутреннее побуждение к действию.