Значение конфликтов в жизни человека

Контрольная работа

Согласно определению конфликт — это столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия.

С самого начала возникновения конфликта как научного понятия его теоретики разделились на два основных направления:

  • одни рассматривают конфликт в качестве деструктивного элемента, «социального зла», разрушающего общественную систему;

  • другие, начиная с Георга Зиммеля, считают конфликт конструктивным явлением, формой проявления развития.

В контексте второго подхода наибольшую известность приобрели теории американских конфликтологов. Л. Козера и К. Боулдинга, а также немецкого политолога Ральфа Дарендорфа.

Концепция «позитивно-фукционального» конфликта развивается Л. Козером в таких работах, как «Функции социального конфликта» (1957г.), «Завершение конфликта» (1970г.) и др. Л. Козер утверждает, что конфликт — это «Борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьба, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение друг друга». Ученый выделяет две основные разновидности конфликтов:

антагонистические неантагонистические.

Антагонистические конфликты возникают тогда, когда противники не осведомлены о реальных силовых ресурсах друг друга. Если информация о силе врага поступила до начала конфликта, антагонистические интересы могут быть урегулированы ненасильственным путем.

Концепция «статистической и динамической модели» конфликта была сформулирована К. Боулдингом в работе «Конфликт и защита. Общая теория» (1963г.).

Автор рассматривает две модели социального конфликта, анализ которых позволяет разработать подходы к регулированию возникающих конфликтов. «Статическая» модель определяет конфликт как систему элементов, представляющих собой стороны конфликта. Особый акцент делается на плюрализме элементов, которыми могут быть:

  • индивиды и группы

  • теории
  • различные объекты

Другой стороной выступают отношения в этой системе. Часто они носят конкурентный характер, что способствует развитию конфликта. К. Боулдинг считает, что «конфликт — это конкурентная ситуация, в которой стороны осознают несовместимость своих позиций и каждая сторона стремится занять позицию, несовместимую с желанием другой стороны».

3 стр., 1091 слов

Конфликт как социальный феномен

... и социальную составляющую. Тем не менее, эта очередность носит условный характер. Групповое функционирование предполагает неизбежное возникновение таких ситуаций, в рамках которых могут наблюдаться антагонистические события. О конфликте, как ...

В динамической модели побудительными мотивами конкурентного поведения являются интересы. Динамику конфликта Боулдинг рассматривает как сумму реакций противоборствующих сторон на внешние раздражители.

В 1960-е гг. выходит программное произведение Р. Дарендорфа , в котором ученый развил свою концепцию «конфликтной модернизации». Конфликт между классами растворяется в других групповых интересах, поэтому в марксистском понимании классовый конфликт исчез.

При выявлении причин того или иного социального конфликта следует учитывать целый комплекс обстоятельств:

  • экономический интересы
  • политический интересы
  • социальный престиж
  • идеологический, национальные, религиозные, возрастные факторы и т.д.

Основные источники конфликта в обществе являются расслоение общества, разделение его на социальные и национальные группы, слои, классы.

Как было сказано, политические действия в различных политических структурах осуществляются на основании усмотрения, традиции и права. В зависимости от социокультурной ситуации, состояния политической среды, наличия легитимности и многих других обстоятельств политическая реальность может характеризоваться как упорядоченно-управляемая, контролируемая и конфликтная.

Итак, конфликтами называют способ взаимодействия людей, при котором преобладающими элементами являются вражда и противоборство., которые разрушают единство, доверие и сотрудничество участников любого социального прогресса. Подобное противостояние в сфере политики называют политическими конфликтами. В конфликтной форме могут развиваться самые различные формы взаимодействия. В политике конфликты осуществляются в форме политического противостояния, кризисов различных уровней, войн, революций и т.д.

Основанием для политического конфликта служит определенная политическая идеология. Последняя становится своеобразной программой для участников политического конфликта. Общая для конкретной стороны идеология несет идентификационную, организационную и мобилизационную функции. Принадлежность к разным идеологиям поляризует общество как на обыденно-бытовом, так и на программно-директивном, концептуальном уровне.

Общество, фрагментированное по идеологической линии, делает невозможным стабильную обстановку в стране.

На возникновение и протекание конфликтов в обществе влияют как объективные так и субъективные факторы.

К объективным факторам относятся:

  • экономическая ситуация в стране
  • политическая ситуация в стране
  • военно-промышленный потенциал государства

  • наличие более двух линий фрагментации в обществе, чем выше гетерогенность, тем нестабильнее ситуация в стране
  • место государства в мировой иерархии

К субъективным факторам относятся обеспеченность сторон ресурсами, необходимыми для отстаивания своей позиции, и тактические линии поведения субъектов полит. конфликта.

10 стр., 4983 слов

Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны

... и личных отношений конфликтующих сторон. Вторым элементом конфликта выступают цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами. Далее, конфликт предполагает наличие оппонентов, ...

Для политической конфликтологии характерно оперирование сравнительным, социологическим и социопсихологическим методами при соблюдении условий комплексного подхода. В политконфликтологии с успехом применяется метод математического моделирования, теории игр.

29 ИСКУССТВО ПЕРЕГОВОРОВ

Переговоры — это деловое взаимное общение с целью достижения совместного решения. На протяжении всей нашей жизни мы ведем переговоры, обмениваемся обязательствами и обещаниями. Всякий раз, когда двум людям нужно прийти к согласию, они должны вести переговоры.

Переговоры протекают в виде деловой беседы по вопросам, представляющим интерес для обеих сторон, и служат налаживанию кооперационных связей.

Переговоры существенно различаются по своим целям: заключение договора о поставках, на проведение научно-исследовательских или проектных работ, соглашение о сотрудничестве и координации деятельности и т. д.

В процессе переговоров люди хотят (5, стр. 123):

  • добиться взаимной договоренности по вопросу, в котором, как правило, сталкиваются интересы;

  • достойно выдержать конфронтацию, неизбежно возникающую из-за противоречивых интересов не разрушая при этом отношения.

Чтобы достичь этого надо уметь:

  • решить проблему;
  • наладить межличностное взаимодействие;
  • управлять эмоциями.

За столом переговоров могут сойтись люди, имеющие различный опыт ведения переговоров. Они могут иметь различный темперамент (например, сангвиник и холерик) и различное специальное образование (например, техническое и экономическое).

В соответствии с этим большим разнообразием отличается и сам ход переговоров. Они могут протекать легко или напряженно партнеры могут договориться между собой без труда или с большим трудом или вообще не прийти к какому-либо соглашению

Для того чтобы вести переговоры, необходимо понять, что они из себя представляют. Переговоры — это вид совместной с партнером деятельности, как правило, направленной на решение проблемы. Они всегда предполагают, по крайней мере, двух участников, интересы которых частично совпадают, а частично — расходятся. В иных случаях мы имеем дело совсем с другими видами взаимодействия. При полном совпадении интересов сторон обсуждение не требуется, участники просто переходят к сотрудничеству. При полном их расхождении мы наблюдаем в наиболее явном виде конкуренцию, состязание, противоборство, конфронтацию.

Нравится вам это или нет, но вы являетесь человеком, ведущим переговоры. Переговоры — это факт нашей повседневной жизни, основное средство получить от других людей то, чего вы хотите.

В наше время все чаще приходится прибегать к переговорам: ведь конфликт является, образно говоря, развивающейся индустрией. Каждый человек хочет участвовать в принятии решений, которые его затрагивают; все меньше и меньше людей соглашаются с навязанными кем-то решениями. Хотя переговоры происходят каждый день, вести их как следует нелегко. Люди оказываются перед дилеммой. Они видят лишь две возможности ведения переговоров — быть податливым или жестким. Вторая стандартная стратегия в переговорах предусматривает средний подход — между мягким и жестким, но включает в себя попытку сделки между стремлением достичь желаемого и ладить с людьми.

42 стр., 20835 слов

Управление внутриорганизационными конфликтами в современных российских ...

... конфликтов; Выделить способы управления конфликтом; Сформировать типологии организационных конфликтов; 5. Изучить сравнительную эффективность различных методик управления конфликтами в современных российских организациях. Объектом исследования является ООО КФК "Аркаим-Агро" Предметом исследования являются особенности управления внутриорганизационными конфликтами ...

Есть третий путь ведения переговоров, предусматривающий позицию, основанную не на слабости или твердости, а скорее объединяющий и то и другое.

Метод принципиальных переговоров, разработанный в рамках Гарвардского проекта по переговорам, состоит в том, чтобы решать проблемы на основе их качественных свойств, то есть, исходя из сути дела, а не торговаться по поводу того, на что может пойти или нет каждая из сторон. Метод означает жесткий подход к рассмотрению существа дела, но предусматривает мягкий подход к отношениям между участниками переговоров. Он не прибегает к трюкам и не использует фактор положения. Принципиальные переговоры показывают, как достичь того, что вам полагается по праву, и остаться при этом в рамках приличий. Этот метод дает вам возможность быть справедливым, одновременно предохраняя от тех, кто мог бы воспользоваться вашей честностью. Метод принципиальных переговоров входит постепенно и в нашу жизнь, соседствуя с остальными методами и постепенно вытесняя их.

Обычно считается, что переговоры нужны только для того, чтобы договориться. В целом это утверждение справедливо. Переговоры нужны для того, чтобы совместно с партнером обсудить проблему, которая представляет взаимный интерес, и принять совместное решение. Однако переговоры порой используются и с иными целями. В этом смысле переговоры могут выполнять разные функции, что необходимо учитывать, общаясь с партнером. Например, стороны заинтересованы в обмене взглядами, точками зрения, но не готовы по каким-либо причинам на совместные действия или решения, считая их, допустим, невыгодными или преждевременными. В этом случае функция переговоров будет информационная. В общем, это еще и не переговоры, а скорее предпереговоры (3, стр. 67).

Близкой к информационной является функция, связанная с налаживанием новых связей и отношений — коммуникативная. Здесь основная задача также заключается в обмене точками зрения и информацией. Поэтому можно говорить о единой информационно-коммуникативной функции. Независимо от характера, типа и т.д. конкретных переговоров эта функция обязательно в той или иной степени присутствует на любых переговорах.

К числу других существенных функций переговоров относятся регулирование, контроль, координация действий. Эти функции, в отличие от информационно-коммуникативной, реализуются, как правило, при наличии хорошо налаженных отношений партнеров, обычно в тех случаях, когда уже имеются договоренности и переговоры ведутся по поводу выполнения достигнутых ранее совместных решений.

В переговорной практике возможны и такие ситуации, когда одна из сторон (или несколько) идут на переговоры, не собираясь фактически не только ничего решать, но и даже обмениваться мнениями. Например, переговоры той или иной стороне нужны лишь для отвлечения внимания партнера. Так, если речь идет о торговых переговорах, то один из участников может начать их только для того, чтобы заинтересовать другое, более выгодное, по его представлениям, лицо.

5 стр., 2143 слов

Функции и методы философии

... философского знания; философию как форму самосознания культуры. 1. Смысл, основное содержание, функции и методы философии Доминирующее первое мнение о философии определяет ее как специфический вид познания. Этот взгляд ... ценностями-условиями - укоренен в подобном мире. Второе основоположение касается теории познания Ницше и выводимо из первого. Если значения реальности-для-нас формируются условиями ...

Торговые переговоры известны издревле. Однако первоначальное понимание успешной торговой сделки было близко к тому, чтобы «надуть» партнера. Часто вызывал уважение тот, кто смог избавиться от плохого товара, получив при этом изрядную сумму денег. Иное понимание успешных торговых переговоров господствует ныне. Успешные переговоры — это, прежде всего, взаимовыгодные решения. При этом не надо думать, что остальные функции переговоров остались в прошлом. Они сосуществуют друг с другом и часто на переговорах реализуются одновременно, имея большую или меньшую значимость. Некоторые из них, такие как информационно-коммуникативная функция, присутствуют на всех переговорах, другие появляются временами, поэтому в целом можно говорить об иерархии функции переговоров. И все же сегодня к переговорам обычно прибегают тогда, когда в одностороннем порядке решить проблему либо невозможно, либо это связано слишком с большими затратами.